пер. Е.Скибинский / Броня для новых русских кораблей

Броня для новых русских кораблей

Proceedings of the United States Naval Institute,
Volume XXV, No. 4, Dec. 1999, own No. 92

__________

Перевод:
Евгений Скибинский

Предлагаем вашему вниманию отчёт о результатах чрезвычайно важного испытания брони, а именно - испытания партии плит выполненых компанией Карнеги для батареи скорострельных орудий русского линкора "Ретвизан", находящегося в постройке на верфи Крампа в Филадельфии. Данное событие несомненно является крупным шагом в развитии средств защиты. Каждому читателю Брассея или "Pola Annual" известно насколько мало на данный момент количество иностранных линкоров имеющих броню в 5 дюймов для своих скорострельных орудий, а также насколько плиты изготовленные по методу Круппа превосходят по сопротивляемости все произведённые до этого. К счастью, в Англии давно прикрывают скорострелки на наших важнейших линкорах 6 дюймовой Гарвеевской, а с недавнего времени и Крупповской бронёй. Другие державы считали намного более слабую защиту достаточной. К тому времени когда "Ретвизан" и корабли с подобной ему защитой вступят в строй, нам понадобятся более мощные скорострельные орудия - скорее всего в 7,5 или 8 дюймов.

Справедливости ради нужно заметить, что ни один снаряд в упомянутом тесте не достиг пробития в степени достаточной для определения полной сопротивляемости данной плиты. Наиболее успешным было попадание снаряда #4, имевшего конечную энергию в 1528 фут-тонн. По формуле Тресиддера это равняется пробитию 11,5 дюймов железа, то есть, коэффициент плиты которая едва держит такой удар равен 2,3, значит такая плита равна в 2 и 1/3 раза более толстой железной. Но, так как даже это попадание не окончилось пробитием, данная плита должна иметь значительно более высокий коэффициент, стало быть, для борьбы с такой бронезащитой нашим 6 дюймовым орудиям потребуются условия намного более благоприятные чем те что преобладают в повседневной службе (или в бою). Достаточно заметить, что плита всё-таки выказывала признаки деформации, но не по центру попадания а по окружности, так что эффект "сверления" был нивелирован полностью, а пробитие не могло произойти иначе чем выбиванием диска равного калибру снаряда. Такой процесс является заведомой тратой энергии впустую при ударе головной частью, увеличением требуемой энергии для выбивания диска вместо сверления, кроме того, после пробития снаряд будет иметь перед собой тот самый выбитый диск, также уменьшающий эффект от пробития.

Многие производители пытаются сейчас закаливать тонкие плиты, но до недавнего времени из-за подверженности деформациям, это было невозможно для плит тоньше 4 дюймов. Лишь сравнительно недавно в Шеффильде научились закалять тонкую сталь, и мы сомневаемся в том, что иностранцы продвинулись в этом дальше нас, или даже достигли одного с нами уровня. На данный момент лучшей бронёй считается Крупповская нецементированная, довольно твёрдая и прочная, но всё-таки не имеющая лицевой части закалённой в воде как более толстые плиты.

С другой стороны, изготовление толстых плит по способу Круппа на первых порах представляет значительные трудности для производителей. Гоcпода Карнеги, как видно, продвинулись в этом достаточно, чтобы уже предоставить толстую плиту на испытания. Особенности Крупповской закалки, а также обстоятельства - светлая голова Сэра У. Уайта среди них на первом месте - в сумме своей предоставили скорострельным орудиям наших броненоцев защиту на порядок лучше чем на других судах. Мы надеемся, что (памятуя - главный эффект в бою достигается именно этими орудиями) те силы, которые пожелали бы испытать наши корабли на прочность, учтут этот факт.

20го Сентября, на полигоне Indian Нead была испытана закалённая по способу Круппа плита R. N. P. 179, из первой партии брони для русского линкора "Ретвизан". Плита имела 126 и 11/16 дюйма в длину и 91 и 5/8 дюйма в ширину, при толщине в 5 дюймов. Плита была в форме трапеции со скосом на одной стороне. Подкладка была обычная - 12 дюймов дуба и два листа рубашки по 5/8 дюйма. При взгляде на плиту в таком тестовом станке, левый край является низом плиты при установке на корабль, соответственно скошенный край - справа.

Первое попадание пришлось почти точно по центру плиты в 41 дюймах от нижнего и в 61 дюймах от левого края. Выстрел был произведён 5ти-дюймовым бронебойным без колпачка снарядом Мидвэл за No. 91 из партии 21 выпущенной в этом году. Заряд состоял из 12,55 фунтов бездымного пороха C.S.B. 14. Снаряд разрушился при ударе о плиту, при этом малая часть наконечника застряла в плите, а остаток снаряда разлетелся мелкими осколками. Расчётное пробитие составило 2 дюйма железа. Плита была продавлена на 1/8 дюйма. Средняя окружность вогнутости составила 12 1/2 дюйма. Метал на поверхности плиты оказался очень твёрдым с мелкими тёмно-серыми кристаллами, углеродистый у поверхности. Конечная скорость снаряда (по экранным замерам) составляла 2060 фут./с., при требуемой 2058 фут./с.

При всех последующих выстрелах использовался идентичный заряд.

Во втором раунде стреляли 5ти-дюймовым безколпачковым бронебойным снарядом Вилер-Стерлинг, No. 2295 из партии 19. Этот снаряд также был изготовлен в этом году. Координаты второго попадания были 29 дюймов от левого и 42 дюйма от нижнего края плиты и 32 дюйма от центра первого попадания. Как и в первом случае, снаряд разрушился, примерно с теми же значениями расчётного пробития и вогнутости плиты. Средний диаметр вогнутости около 12 дюймов. Конечная скорость снаряда составила 2086 фут./с.

В третьем раунде стрельба велась 5ти-дюймовым бронебойным снарядом Карпентер без колпачка, за No. 4718 из 14 партии, этого года выпуска. Попадание пришлось в 43 дюймах от нижнего и 25 дюймах от правого среза плиты, и было в 27 1/2 дюймах от центра первого попадания. Снаряд разрушился, так же как и в предидущих раундах, вогнутость и расчётное пробитие - те же, средний диаметр вогнутости 10 1/2 дюйма. Конечная скорость снаряда - 2057 фут./с.

Четвёртый выстрел был снова произведён 5ти-дюймовым бронебойным Мидвэлом без колпачка, на этот раз из партии 20. Центр попадания расположен в 23 дюймах от верхнего и в 49 дюймах от правого среза. Конечная скорость снаряда равнялась 2099 фут./с. При этом, расчётное пробитие достигало 2 дюймов железа, как и в других случаях. Средний диаметр вогнутости был равен 14 дюймам. Как и раньше, снаряд разрушился при ударе.

Пятым снарядом был снова Вилер-Стерлинг, бронебойный безколпачковый, No. 2054 из 18-й производственной партии, также этого года выпуска. Центр этого попадания был в 19 дюймах от нижнего и в 61 1/2 дюймах от левого среза плиты, и в 41 дюймах от центра первого попадания. Как и в остальных раундах, снаряд разрушился, а теоретическое пробитие составило 2 дюйма железа. Поверхность плиты вдавило на 1/4 дюйма, при диаметре вдавленности всего около 5 1/2 дюйма. Конечная скорость снаряда равнялась 2082 фут./с. От этого удара откололся большой кусок металла с лицевой части плиты в районе первого попадания. При исследовании этого куска отличное качество брони стало ещё более заметно. При всех пяти попаданиях трещинки вокруг вдавленностей иллюстрируют клиновое действие снаряда, а также, что при достаточной для пробития скорости снаряда, само пробитие достигалось бы продавливанием вовнутрь большого куска плиты. В самой плите сквозных трещин не наблюдалось.

Все снаряды весили одинаково - 50 фунтов. Конечная энергия равнялась соответственно 1471, 1508, 1466, 1527 и 1502 футо-тонны.

Хотя точно определить предельную сопротивляемость данной плиты данному снаряду трудно, можно заключить, что плита выдержала бы попадания на скорости намного большей той, что была использована при тестах. Адмирал О'Нил полностью уверен в том, что это наилучшая плита из всех испытанных по сегодняшний день в Соединённых Штатах. - The Engineer
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования