В.Ю.Усов / Минные крейсера "Лейтенант Ильин" и "Капитан Сакен"

В. Ю. Усов

Сканирование и редактирование – Валерий Лычёв

МИННЫЕ КРЕЙСЕРА "ЛЕЙТЕНАНТ ИЛЬИН" И "КАПИТАН САКЕН"

Ленинград - "Судостроение", 1982 г., № 4



В середине 80-х годов XIX в. военные флоты основных морских держав располагали значительным количеством мореходных миноносцев, что вызвало необходимость создания кораблей, специально приспособленных для борьбы с ними. Считалось, что такие корабли должны обладать преимуществом в скорости хода, иметь сильную артиллерию (от 37 - 47-мм скорострельных пушек до орудий среднего калибра) минное вооружение и быть достаточно мореходными да совместных действий с эскадрой крупных кораблей. Так в иностранных флотах появились torpedo catchers («ловцы миноносцев»), минные крейсера, минные авизо и другие представители этой весьма разношерстной ветви миноносных кораблей, ни один из которых, впрочем, не отвечал в полной мере предъявлявшимся к ним требованиям. При водоизмещении 500—1500 т и скорости хода 19—22 уз они оказались неудачными и как истребители миноносцев, и как миноносцы, и к тому же достаточно дорогими.

Морское министерство, очень внимательно следившее за всеми .новшествами в минном деле и выступавшее здесь зачастую как «законодатель мод», не игнорировало данное направление а развитии миноносных кораблей: еще 3 августа 1885 г. на Балтийском заводе в Петербурге началась постройка минного крейсера «Ильин» (с 21 октября 1885 г. - «Лейтенант Ильин»), названного в память героя Чесменского сражения Д. С. Ильина. Инициатором постройки корабля являлся, по-видимому, управляющий Морским министерством И. А. Шестаков, который лично утверждал чертежи и спецификации, разработанные под непосредственным руководством управляющего Балтийским заводом М. И. Кази. Таким образом, Морской технический комитет практически устранили от наблюдения за проектированием и постройкой корабля; впервые упоминание о минном крейсере «Лейтенант Ильин» мы находим в журналах кораблестроительного отделения МТК лишь более 10 месяцев спустя после его закладки и менее чем за месяц до спуска готового корпуса на воду. 15 октября 1885 г. корабль зачислили в списки флота, а 2 ноября состоялась его официальная закладка. 27 марта 1886 г. Главное управление кораблестроения и снабжений направило на рассмотрение МТК полный комплект полученных от Балтийского завода чертежей и спецификаций на постройку минного крейсера «Лейтенант Ильин» с тем, чтобы комитет дал заключение, «может ли быть дан наряд Балтийскому заводу на постройку минного крейсера по этим чертежам и спецификациям и можно ли копию с них препроводить главному командиру флота и портов Черного и Каспийского морей для руководства при постройке в Николаевском Адмиралтействе минного крейсера «Капитан Сакен». Стоимость постройки (исключая рангоут, такелаж, парусное вооружение, гребные суда, минное и артиллерийское вооружение и электрическое освещение) завод определил в 300 000 руб. Энергетическую установку заказали английской фирме «Хоуторн, Лесли и К°». Имея детальные рабочие чертежи механизмов крейсера «Лейтенант Ильин», Балтийский завод брался в течение 14—16 месяцев изготовить такую же установку для минного крейсера «Капитан Сакен» и установить ее на строящийся в Николаеве корабль.

Кораблестроительное отделение МТК 17 июня 1886 г. рассмотрело документы по строящемуся минному крейсеру и в основном одобрило, отметив, что комитет «не встречает препятствий» к выдаче наряда Балтийскому заводу на постройку минного крейсера «Лейтенант Ильин» и направлению его чертежей и спецификаций в Николаевское Адмиралтейство, МТК высказал сомнение в целесообразности установки одноствольных 47-мм пушек, поскольку «вопрос о их сравнительных качествах (с применявшимися ранее пятиствольными пушками) еще не решен окончательно путем опыта».

Главные элементы корабля длина по ГВЛ 69,4 (наибольшая с тараном 71,4), ширина 7,3, осадка на ровный киль с контрактными грузами 2,75 м; водоизмещение при этом 604 т (в полном грузу 714 т), из которых масса корпуса 267, механизмов 165, вооружения 33, угля 97, провизии и питьевой воды 10, экипажа 12 т; начальная поперечная метацентрическая высота 0,67 м (без угля 0,38 м); вооружение: семь — 47-мм одноствольных (фактически установлено 5) и 12 револьверных 5-ствольных 37-мм (фактически 10) пушек, а также семь минных аппаратов (два крайних носовых неподвижных, два носовых выдвижных неповоротных, установленных под небольшим углом к ДП, два поворотных бортовых и неподвижный кормовой); экипаж девять офицеров и 108 матросов, унтер-офицеров и кондукторов.

Стальной корпус минного крейсера набран по поперечной системе. Форштевень и ахтерштевень откованы из «лучшего сварочного железа». Вертикальный киль из 7-мм листов высотой 508 мм соединен угольниками с горизонтальным килем толщиной 9 мм. С каждого борта располагались по два кильсона, выполненных интеркостельными из 6-мм стальных листов. При этом два из них в районе МКО являлись водонепроницаемыми и служили как бы продолжением продольных переборок бортовых угольных ям. Еще два кильсона располагались на протяжении 23 м в средней части корпуса. Шпангоуты из Z-образной стали устанавливались через 609 мм, флоры выполнялись из 6-мм стали. Шпангоуты соединялись с бимсами 6-мм бракетами и угольниками. Наружная обшивка из 6—7-мм стальных листов склепана вгладь на внутренних пазовых планках. Выше верхней палубы между полубаком и полуютом имелся 3,5-мм фальшборт. Поперечные переборки (нижний пояс 5 мм, остальные 3,5—4 мм, подкреплялись вертикальными стойками через 609 мм) разделяли корпус корабля на 13 водонепроницаемых отсеков. Аналогичной выполнялась конструкция продольных переборок угольных ям. Палубные бимсы полубака, полуюта и мостика изготовлялись из угловой стали, бимсы верхней палубы в средней части — из тавровых балок (погибь их — до 140 мм), а в оконечностях — из стальных угольников. Палубные стрингеры полубака и полуюта имели толщину 4,5, стрингеры верхней палубы — 6—7, толщина листов настила верхней палубы — 3,5 мм. Броневая палуба изготовлена из двойного слоя 6-мм листов, а над машинно-котельными отделениями — 12-мм. Она защищала жизненно важные помещения корабля от артиллерийского огня. На полубаке, полуюте и верхней палубе уложен настил из 50-мм сосновых досок. Палубный настил подкреплен трубчатыми пиллерсами диаметром на баке и юте 50, под верхней палубой и под пушками 63, под броневой палубой — 76 мм. Внутри командирской (боевой) рубки, изготовленной из 25-мм стальных листов, находились штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и другое оборудование, необходимое для управления кораблем в бою и в условиях обычного плавания. Офицерские каюты находились под полуютом, команда размещалась на жилой (броневой) палубе.




Энергетическая установка корабля состояла из 6 локомотивных котлов и 2 паровых машин с обслуживавшими их вспомогательными механизмами и системами и при проектной мощности 3500 и. л. с. обеспечивала ход 22 уз при форсированной тяге. При естественной тяге мощность 2200 и. л. с. соответствовала скорости хода 17,6 уз. Каждый котел имел 378 дымогарных трубок диаметром 32 мм, поверхность нагрева 130 м2, площадь колосниковой решетки 3 м2, рабочее давление пара 11,3 ат, масса котла 12,2, масса воды 6,7 т. Котлы размещались в трех котельных отделениях (31—72 шп.), за которыми в машинном отделении (72— 87 шп.) располагались две вертикальные паровые машины трехкратного расширения пара с диаметрами цилиндров 508—686—1071 мм при ходе поршня 406 мм. Полный ход предполагалось достигнуть при частоте вращения двухлопастных гребных винтов около 350 об/мин. Отработавший пар от машин направлялся в два главных конденсатора, работа которых обеспечивалась воздушными и циркуляционными насосами. Для питания котлов в каждом котельном отделении имелось по две питательные донки, а для обеспечения форсированной тяги на больших ходах — паровые центробежные вентиляторы.

Нормальный запас угля в бортовых ямах составлял 97 т, кроме того, можно было принять еще 7 т в перегрузку, а при заполнении углем и коффердамов запас угля достигал 160 т, что соответствовало полному водоизмещению корабля 714 т. При нормальном запасе угля расчетная дальность плавания при скорости 20 уз составляла 776, при 17,5 уз — 814 и при 13 уз — 860 миль.

Электрическое освещение (70 ламп накаливания и боевой дуговой фонарь мощностью 18 000 свечей) обеспечивалось двумя паровыми динамомашинами. Водоотливная система корабля состояла из двух паровых эжекторов производительностью 150 т/ч и двух 100-тонных. Кроме того, могла быть использована паровая центробежная помпа производительностью 200 т/ч. Через машинное и котельные отделения проходила водоотливная магистральная труба. В качестве средства осушения могла быть использована и пожарная паровая помпа.

На корабле предусматривалось размещение парового катера и пяти гребных судов (катер, вельбот, шестерка и две большие парусиновые шлюпки), для спуска и подъема которых использовались шлюпбалки. Якорное устройство состояло из двух становых якорей по 560 кг системы Мартина, одного запасного якоря массой 480 кг, двух якорных цепей диаметром 32 мм, длиной по 220 м и парового шпиля. Парусное вооружение (две легкие деревянные мачты-однодеревки высотой 23 м и два паруса общей площадью 372 м2) предполагалось использовать при благоприятной погоде или при повреждениях котлов и машин.

Наблюдал за постройкой корабельный инженер штабс-капитан И. Е. Леонтьев, командиром корабля назначили капитана 2 ранга А. А. Бирилева. 12 июля 1886 г. минный крейсер «Лейтенант Ильин» благополучно сошел на воду. После окончания продолжавшихся 2 месяца швартовных испытаний механизмов корабль вступил в кампанию, чтобы начать «пробное внутреннее плавание на один месяц». Однако за это время не удалось закончить даже заводские наладочные испытания, поэтому 10 октября было приказано продлить кампанию еще на один месяц. На следующий день начались пробные выходы на мерную линию с целью достижения полной контрактной скорости. 11 октября скорость корабля при открытых люках котельных отделений составила 17,1 уз при 280 об/мин, а при закрытых (форсированная тяга) — 18,7 уз при 310 об/мин. 16 октября на одном пробеге (6 мин) удалось развить 19,2 уз, но из-за многочисленных неисправностей (нагрев параллелей, парение сальников штоков, фланцев паровых труб) испытания пришлось прервать. В тот же день определялись маневренные элементы корабля. Полную циркуляцию корабль описал за 5 мин, диаметр циркуляции составил при скорости 17,2 уз 600 м. На следующий день выход в море состоялся в свежую погоду (6 баллов). При скорости 13 уз против волны корабль легко всходил на волну, килевая качка — умеренная, на палубу попадали только брызги. При ходе поперек волны бортовая качка — плавная, хотя размахи ее достигали 25° по кренометру при периоде 5 сек.

После докования и устранения дефектов 25 октября 1886 г. достигли средней (из 7 пробегов) скорости 19,6 уз при 340 о;б/мин. Попытки достичь контрактной скорости продолжались до середины ноября, но безуспешно. 28 ноября корабль окончил кампанию и стал на зимовку к стенке Балтийского завода. За зиму произвели переборку машин, чистку котлов, поставили новые трехлопастные винты (диаметр 2,4, шаг 2,6 м). 23 мая 1887 г. «Лейтенант Ильин» продолжил испытания, показав на одном из пробегов скорость 19,3 уз, после чего попыток достичь большей скорости не предпринималось. 2 июня корабль совершил переход и Петербурга в Ревель и на другой день обратно. Машины работали удовлетворительно, что послужило основанием дл приема корабля в казну.

По окончании испытаний капитан 2 ранга Бирилев представил в Главный морской штаб обстоятельный отчет, в котором утверждал, что минный крейсер «Лейтенант Ильин сочетает в себе качества отличного разведывательного судна и «преследователя миноносок» и даже может принять участие в эскадренном бою. Для рассмотрения этого отчета i решения вопроса о целесообразности дальнейшей постройки минных крейсеров подобного типа была назначена комиссия под председательством контр-адмирала Н. И. Казнакова, которая пришла к выводу, что «„Лейтенант Ильин" не удовлетворяет вполне ни одной из целей, указываемых командиром его», что «при постройке его не был строго выяснен вопрос, что именно... должны были сделать». В числе недостатков «Ильина» отмечалось, что «сильное минное вооружение, заставившее уменьшить артиллерию и увеличит высоту судна на целую палубу, излишне для судов этого типа», а высокий надводный борт делает корабль слишком заметным. Как разведчик «Ильин» не обладал необходимой дальностью плавания.

По докладу комиссии решили произвести ряд улучшений тактико-технических элементов корабля: снять бортовые минные аппараты, поставить на юте ручной штурвал, усилить вентиляцию помещения динамомашин, установить два опреснителя системы Зотова и две дополнительные цистерны для питьевой воды, снять неудачные паровые машины для подъема золы и шлака из котельных отделений, поставить на верхней палубе ручную помпу для откачки воды из отсеков при отсутствии пара на корабле (соединив ее с магистральной трубой), усовершенствовать подачу снарядов к орудиям, установить кранцы первых выстрелов.

Зачисленный в списки флота 18 января 1886 г. «Капитан Сакен» несколько отличался от своего прототипа: вместо полубака имел легкий стальной кожух, взамен полуюта на верхней палубе имелась легкая рубка для офицеров (каюты для них размещались в кормовой части жилой палубы). Вместо локомотивных котлов на «Сакене» установили 3 цилиндрических котла с 4 топками каждый. Это увеличило массу корабля на 25,5 т, полное водоизмещение достигло 742 т.

В ходе постройки устранили некоторые недостатки энергетической установки, выявленные в ходе испытаний «Лейтенанта Ильина»: установили рубашки на цилиндрах среднего и низкого давления, убрали паровые подъемники золы и шлака, поставили трубы для замеров температуры в угольных ямах. Вооружение корабля включало: шесть 47-мм и четыре 37-мм орудий, а также четыре 381-мм минных аппарата (два носовых и два бортовых неподвижных; последние были сняты в 1900 г., так как «не усиливали особенно минное вооружение, но страшно затрудняли подготовку мин и подачу их в аппараты»)„Постройка несколько затянулась вследствие задержки поставки и монтажа механического оборудования и других причин. Спуск «Капитана Сакена» на воду состоялся 30 апреля 1889 г. На ходовых испытаниях он показал максимальную скорость 18,3 уз; в казну был принят в конце того же года.

Оба первых русских минных крейсера не принимали участия в боевых действиях; в составе практических эскадр Балтийского и Черного морей они использовались для учебных целей. 27 сентября 1907 г. «Лейтенант Ильин» переклассифицировали в посыльное судно с сохранением прежнего наименования, а «Капитан Сакен» 26 марта 1907 г. — в портовое судно с переименованием в «Бомборы». Из состава флота исключены 31 мая 1911 и 9 декабря 1909 г. соответственно.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 36, журналы МТК от 16 апреля и 17 июня 1886 г.; оп. 1, д. 939, л. 1, 5—11, 13, 17, 41, 43, 125—138.
2. Беклемишев М. Н. О специально минных судах. Спб., 1888 г., с. 31—32.
3. ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 170, л. 1—2, 6, 9, 16—21, 35, 41, 49, 52, 55—56; ф. 421, оп. 9, д. 54, л. 121—122.
4. М о и с е е в С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота. М., Воениздат, 1948, с. 94—95, 286—287.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования