Отчет по артиллерийской части за 1899 год крейсера I ранга "Рюрик"

Фонд 1169, опись №1, дело №1 стр. 59-74

Отчет по артиллерийской части за 1899 год

крейсера I ранга "Рюрик".

----------------------

Материал предоставил Андрей Панкрашкин

-----------------------

 

Главные работы, произведенные в 1899 году.


1) Дубовые подушки под штыревыми основаниями 6 дм. орудий №№ I, III, IV, V, VI, X, XIII, XV и XVI, оказавшиеся сгнившими, заменены новыми во Владивостоке.

Подушки под штыревыми основаниями остальных орудий осмотрены и опробованы, крепительные болты поджаты.

2) В мастерских Владивостокского порта заготовлен был материал для переделки портов 6 дм. орудий №№ III, IV, XIII и XIV по образцу остальных 6 дм. пушек среднего плутонга. К переделке портов приступлено будет в будущем году.

3) Станки 8 дм. орудий №№ XVIII и XXV поврежденные во время первой примерно-боевой стрельбы 19 го января исправлены средствами мастерских Порта-Артур.

4) Осмотрено согласно положения 5% пироксилиновых снарядов.

5)Все приборы для управления Артиллерийским огнем были разобраны, проверены, перечищены и смазаны.

6) Перебраны были все аккумуляторы, как главных, так и орудийных батарей; - жидкость профильтрована, негодные пластины заменены новыми.

7) Переснарядили 18 сухих элементов для телефонных станций.

8) Механизмы у всех подъемных элеваторных рам были вычищены и смазаны, - действия стопорных ножей проверено.

9) Все работы указанные в пунктах 1, 2, 4, 45, 6, 7 и 8 выполнены в Владивостоке.


Повреждения в артиллерии произошедшие в 1899 году.

1) Во время примерно-боевой стрельбы 19 января по береговой батарее, у 6 дм. пушки № Х лопнул по радиусу один из дисков задних левых пружин Бельвиля - ближайший к упору для задних пружин Бельвиля.

Диск за неимением запасного не был заменен.

Из этой пушки, с оставшимся на месте лопнувшим диском, было сделано затем нижеследующее число выстрелов, причем трещина по видимому не увеличивалась:

а) во время второй примерно-боевой стрельбы 19 января по щитам - 3 выстрела.

в) во время второй подготовительной дневной стрельбы 7 августа - 3 выстрела.

2) Во время первой примерно-боевой стрельбы 19 января, при первом выстреле из 8 дм. пушки XVIII/2182, с расстояния 28 кабельтов, при угле возвышения 6 градусов, станок соскочил со штыра, отодвинулся назад на 18 дюймов и лег донной доской на два катка поворотной рамы, упершись задними зацепами в палубу.

Во время той же стрельбы, при первом выстреле из 8 дм. пушки № XXV/2237, с расстояния 36 кабельтов, при угле возвышения 9 градусов, произошло то же явление т. е. станок соскочил со штыра, сдвинулся назад на 16 дюймов и лег донной доской на два катка поворотной рамы, упершись задними зацепами в палубу.

При осмотре комиссией, назначенной Приказом Командующего эскадрой в Тихом океане от 19 января за №865 для определения причин повреждений и самих повреждений, выяснилось нижеследующее:

А- у станка № XVIII/2182

а) палубные доски, в которые уперлись задние зацепы станка вдавлены.

б) крепительные болты обоих передних зацепов и правого заднего зацепа срезаны: зацепы эти не повреждены.

в) левый задний зацеп цел, но прилив донной доски станка, к. которому он прикрепляется получил поперечную трещину.

г) вертикальный вал нижней зубчатки поворотного механизма переломлен у верхнего среза зубчатки, против соединительной чеки.

д) Орудие находится - по дуге - при угле возвышения 7 1/2 градуса, - ось орудия с верхней плоскостью составляет угол 1 1/2".

е) Мушка уперлась в щит; стебель мушки погнут.

ж) Поворотная рама ( с катками) погнута.

з) Станок находится в откатном положении, на величину 29 3/4 дюйма.

и) Пролеты поршня закрыты; начало открытия наступает от настоящего положения на величину 7/16 дюйма.

к) Компрессор собран вполне правильно. Количество жидкости - нормально.

В-у станка № XXV/2237.

а) Захват левого переднего зацепа отломан,- излом чистый; болты целы.

б) Правый передний зацеп и задние зацепы целы, - все болты срезаны.

в) Внутренний обод поворотной рамы лопнул - по оси одного из катков.

г) Орудие находится в откатном положении, на величину 29 1/2 дюймов; пролеты поршней только, что закрыты.

д) Орудие находится - по дуге - при угле снижения 4 градуса, - ось орудия с верхней плоскостью станин составляет угол.

е) Верхний вал нижней поворотной зубчатки переломлен у соединительной чеки.

ж) Компрессор собран вполне правильно. Количество жидкости - нормально.

3) Поломки у 8 дм. станков, указанные в пункте 2-м, исправлены средствами мастерских Порта Артур.

4) Дубовые подушки под штыревыми основаниями 6 дм. орудий №№ I; III; IV; V; VI; X; XIII; XV и XVI оказались сгнившими; подушки заменены новыми средствами Владивостокского порта.


О замеченных недостатках судовой артиллерии.


1) Для усиления погонного и ретирадного огня весьма полезно было бы установить:

а) одну 6 дм. пушку в батарейной палубе, взамен электрического фонаря, который можно было бы поместить на фок мачте.

б) одну 120 мм. пушку на полубаке.

в) одну 6 дм. пушку в Адмиралтейской каюте прямо по корме.

г) Одну 120 мм. пушку на юте - прямо по корме, взамен кормового электрического фонаря, который можно было бы поместить на бизань мачте.

2) Для усиления огня мелкой артиллерии полезно было бы установить 10-47 мм. одноствольных пушек, взамен имеемых 8-37 мм. пятиствольных и 2-37 мм. одноствольных пушек Готчкиса.

Кроме того необходимо было бы прибавить по крайней мере 10-47 мм одноствольных пушек Готчкиса, так как огонь мелкой артиллерии черезчур слаб для такого большого крейсера, в особенности слаб кормовой огонь.

3) Для вооружения сторожевых шлюпок необходимо прибавить 2-37 мм одноствольных пушек Готчкиса:

на крейсере имеется только 4 таких пушки для вооружения 2-х миноносок,- для вооружения же 2-х паровых пушек катеров пушек не имеется.

4) Приборов для управления артиллерийским огнем в бою имеется по одному двухстороннему на две пушки, почему они и подвешены на середине расстояния между последними. При таком способе размещения приборов, они оказались от пушек на таких расстояниях (20 фут и более), на которых человек с очень хорошими глазами может различить деления на циферблатах, да и то с трудом - так сказать приглядываясь, люди же с нормальным зрением, которых большинство, и. вовсе не различают делений, а потому приходится ставить отдельных людей на передачу, последствием чего является весьма нежелательный шум в батареях и увеличивается возможность ошибок.

Кроме того, для тех пушек, у которых приборы расположены с левой стороны, за их показателями должны следить, согласно правил Артиллерийской службы №№29 и 30, поочередно три последовательных подносчика, которыми зачастую передаются последовательно такие показания циферблатов, которые только приводят в изумление 1-го комендора, отвлекая его поминутно от исполнения его прямых обязанностей и следовательно парализуя скорострельность патронных пушек.

Все это устранить чрезвычайно легко: стоит только поместить приборы у каждой пушки, с левой стороны - против места 1-го комендора. Циферблаты следует делать односторонними, оставляя размеры их прежними.

Конечно при этом придется увеличить число приборов вдвое, но останавливаться перед этим не следует, принимая во внимание выяснившуюся на практике крайнюю необходимость в приборах для управления огнем такой многочисленной артиллерии, как на крейсере "Рюрик".

5) Следует избегать установки патронных пушек на бортовых станках Канэ по следующим причинам:

а) Станки ворочаются в горизонтальной плоскости чрезвычайно трудно и медленно, так например для поворота станка на угол 100 градусов требуется времени около 2-х минут (20 градусов - задним маховиком и 80 градусов боковой рукояткой).

в) Поворот станков вокруг их центральных штыров, при переводе из походного положения в боевое и обратно, весьма затруднителен и требует много времени, вследствие чего на изготовление батареи по тревоге требуется не менее 5 минут.

6) При существующей системе куркового приспособления у 6 дм. и 120 мм. патронных пушек, спуск ударника происходит, если можно так выразиться, недостаточно энергично, вследствие чего запаздывания выстрелов бывают настолько велики и непостоянны, что даже опытному наводчику чрезвычайно трудно угадать момент производства выстрела на качке.

Считаю настоятель но необходимым изменить систему куркового приспособления, так как существующее вообще говоря мало удовлетворяет своему назначению.

7) Элеваторные трубы следует ставить только до броневой палубы, выше же броневой палубы иметь одни только направляющие для подъемных рам.

Направляющие лучше всего делать съемными, дабы их легко можно было бы заменить запасными, даже во время сражения.

8) Направляющие планки у подъемных рам должны легко и быстро отниматься, дабы в случае повреждения элеватора, можно было бы быстро вынуть подъемную раму из подачной трубы и перейти к ручной подаче, посредствам обыкновенных горденей или иных каких либо приспособлений.

На устройстве ручной подачи по элеваторным трубам следует обратить самое серьезное внимание, так как воспользоваться существующими люками для это й цели зачастую бывает затруднительно, а иногда и прямо не возможно, не ухудшая непотопляемости корабля.

9) Стрельба ночью из мелких пушек, как с корабля, так и со шлюпок, представляет большие затруднения, так как целик и мушка видны крайне плохо; освещать их со стороны фонарем мало помогает, а в виду неприятеля и неблагоразумно. Помочь этому легко - стоит только приспособить ко всем мелким пушкам приборы для освещения прицелов и мушек системы контр-адмирала.

10) Настоятельно необходимо приспособить ружейные стволы по системе отставного Подполковника Амельери, ко всем большим пушкам до 75 мм. включительно.

Прежде ружейные стволы приспособлялись ко всем пушкам, но затем начиная с крейсера "Рюрик", они были отменены МТК, а между тем, в эскадре Тихого Океана, вспомогательная стрельба ружейными патронами производится в полном размере, как весьма полезная.

Для возможности производства этой стрельбы, за неимением ружейных стволов, приходится поступать следующим образом: в канал большой пушки вставляется учебный ствол Готчкиса из которого уже и производится стрельба ружейными пулями, посредством вспомогательных патронов Полковника Орлова.

Подобное производство стрельбы нежелательно по следующим причинам:

а) марается канал большой пушки.

в) изнашивается ударное приспособление патронных пушек.

11) Крышки у всех 6 дм. патронов открываются с большим трудом, вследствие чего скорость стрельбы из 6 дм. пушек сильно уменьшается.

Происходит это потому, что резина крышки сильно пристает к стенкам гильзы. Явление это несмотря на обильное смазывание резины мылом или графитом, повторяется через годовой промежуток времени, в полной мере.

Необходимо или изменить систему крышек или же, что будет еще лучше, сделать 6 дм. патроны укороченными настолько, чтобы крышки (конечно иной системы) вовсе не приходилось бы снимать.

12) Был один случай, что 6 дм. снаряд не дошел до места.

Так как разрядить пушку разрядником во время сражения невозможно, то дабы не выводить пушку из строя из-за таких пустяков, необходимо иметь особые укороченные патроны с уменьшенным зарядом.

В мирное время конечно нельзя рекомендовать такой способ , но во время сражения не только можно но должно, так как, из-за боязни испортить пушку, не следует лишаться ее действия на все время боя.

 

О замеченных недостатках в правилах артиллерийской службы, в изданных инструкциях по артиллерии и проч.

1) Сигналы на рожке: "открыть огонь", "перестать стрелять" относятся до пулеметов, ружей и мелких пушек обоих бортов, а между тем зачастую необходимо бывает открыть или прекратить огонь с одного только борта. Сигналы эти полагал бы применить следующим образом:

Сигналы относятся до пулеметов, ружей и мелких пешек правого борта:

а) 3 палки на барабане и сигнал рожком "открыть огонь".

в) 3 палки на барабане и сигнал рожком "перестать стрелять".

Сигналы относятся до пулеметов, ружей и мелких пешек левого борта:

с) 3 палки и сигнал рожком "открыть огонь".

д) 3 палки и сигнал рожком "перестать стрелять".

Сигналы относятся до пулеметов, ружей и мелких пешек обоих бортов:

е) сигналы одним рожком "открыть огонь" и "перестать стрелять".

и) Если желают открыть или прекратить огонь только из оружия одного рода, то командуют голосом: " мелким пушкам правого борта открыть огонь", или "стрелкам левого борта перестать стрелять" и т.д.

2) При стрельбе на большой качке, для производства выстрела, следует пользоваться исключительно моментом затишья, во время сильных размахов следует даже сводить глаз с прицельной линии, дабы не утомить его.

Необходимость последнего рельефно выказалась во время производства 1 августа 1897 года первой примерно-боевой стрельбы на качке, полуразмахи которой доходили до 12 градусов, у некоторых комендоров, вследствие постоянной наводки, газа настолько утомлялись, что при некоторой комбинации размахов и волн, них даже терялось представление о том поднимается ли прицельная линия или опускается и они производили выстрелы при опускающейся прицельной линии думая что они производят его при поднимающейся, результатом чего являлись большие недолеты.

Вообще говоря скорострельность артиллерии на качке уничтожается вовсе, при стрельбе же только в момент затишья скорость стрельбы еще больше уменьшается, зато увеличивается процент попаданий и мы не будем совершенно непроизводительно терять много выстрелов, производящихся при больших размахах судна.


Старший артиллерийский офицер крейсера I ранга "Рюрик".

Лейтенант Скорупо.

 
Реклама:::


   Яндекс цитирования Rambler's Top100