В.В. Хромов // Крейсера типа "Жемчуг"

Описание конструкции

Тактико-технические элементы крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд»

Размерения, м:

длина между перпендикулярами ... 106,0

длина наибольшая ... 111,0

ширина наибольшая по шпангоутам ... 12,2

высота от киля до верхней палубы ... 7,7

осадка проектная ... 5,0

осадка фактическая на испытаниях «Жемчуга» ... 5,10

осадка фактическая на испытаниях «Изумруда» ... 5,25

метацентрическая высота ... 0,92

Водоизмещение, т:

проектное ... 3100

фактическое на испытаниях «Жемчуга» ... 3250

фактическое на испытаниях «Изумруда» ... 3330

Скорость, узлы:

проектная ... 24,0

фактическая на испытаниях «Жемчуга» ... 23,04

фактическая на испытаниях «Изумруда» ... 22,5

Запас угля, т:

нормальный ... 360

полный по вместимости угольных ям ... 535

Расход угля на инд. л.с. в час в фунтах ... 3,5

Дальность плавания 10-узловым ходом, миль:

проектная при 500-тонном запасе угля ... 5000

расчетная при 535-тонном запасе угля ... 3520

Мощность механизмов, л.с.:

проектная ... 17000

фактическая на приемных испытаниях «Жемчуга» ... 15 000

фактическая на приемных испытаниях «Изумруда» ... 10 746

Распределение нагрузки крейсеров «Новик» и «Изумруд» (в «длинных» тоннах)


«Новик»

«Изумруд»

Разница

Корпус с устройствами

1269

1406

+ 137

Мачты, шлюпки, шлюпбалки

49

55

+ 6

Главные механизмы и котлы

589

799

+ 210

Питательная вода для котлов

63

196

+ 133

Вентиляция, паропровод, динамо

138

114

-24

Орудия и минное вооружение

84

60

-24

Снаряды, заряды

68

68

0

Уголь

360

360

0

Команда, багаж, провизия, вода

101

119

+ 18

Итого

2721

3177

+ 456

Примечание: расчет произведен без учета последующего довооружения.

Корпус набирался по смешанной сис­теме со шпацией 600 мм из листов и раз­личных профилей, которые соединялись заклепками. Вертикальный киль из 12-мм стальных листов высотой 1080 мм в око­нечностях переходил в штевни из литой стали. Ахтерштевень имел отверстие для минного аппарата.

Каждый шпангоут (а их было 176) со­стоял из четырех частей: две ветви под броневой палубой и две над нею. Парал­лельно килю устанавливались днищевые стрингеры по четыре с каждой стороны. Второй от киля делался водонепроница­емым и ограничивал двойное дно, кото­рое простиралось по всей длине котель­ных и машинных отделений от 40-го до 137-го шп. В первом стрингере для облег­чения делались большие вырезы. Непро­ницаемые флоры, стрингеры, вертикаль­ный киль, второе дно и наружная обшив­ка образовывали восемь отдельных отсе­ков для хранения запасов котельной воды. Двойное дно не доходило до броневой палубы. В районе погребов боезапаса вдоль борта шли продольные переборки. Сверху ветви шпангоутов через один за­мыкались бимсами. Под 120-мм орудия­ми бимсы ставились чаще и подкрепля­лись стальными листами с угольниками. Снизу бимсы поддерживались вертикаль­ными стойками (пиллерсами), выполнен­ными из стальной трубы.

Обшивка состояла из поясьев сталь­ных листов, с каждой стороны их было по 12. Ширстрек и второй сверху пояс дела­лись двойными из листов толщиной 12 и 10 мм (в оконечностях — 8 и 7 мм). Двой­ными были пояс обшивки против броневой палубы и килевой пояс (из 12- и 11-мм листов в пределах котельных и машинных отделений; в оконечностях — 9- и 8-мм). Два пояса под ватерлинией в середине корабля имели толщину 10 мм, а в оконечностях — 7 мм. Остальные ряды, находившиеся под водой, изготав­ливались из 11-мм листов в центральной части корпуса и 8-мм в оконечностях.

Обшивка полубака делалась из 8- и 7-мм листов. Стыки листов горизонтального киля и ширстрека соединялись трехряд­ным заклепочным швом, остальные — двухрядным.

Материал палуб — 8-мм (в оконечнос­тях — 6-мм) сталь. Толщина палубных стрингеров — от 8 до 16 мм. Верхняя па­луба имела деревянный настил из тико­вых досок толщиной 4,4 см.

Для обеспечения непотопляемости корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на отдельные отсеки. Всего под броневой палубой имелось 17 попе­речных переборок (на шп. 24, 40, 54, 56, 66, 76, 78, 92, 94, 104, 114, 117, 127, 137, 141, 158, 166); три (на шп. 66, 104 и 127) из них разделяли котельные отделения и доходили до верхней палубы. Девять пе­реборок было установлено над броневой палубой (на шп. 19, 30, 40, 54, 76, 94, 114, 137, 156). Все двери в переборках выпол­нялись водонепроницаемыми и снабжа­лись задрайками с обеих сторон. Сами переборки собирались из стальных лис­тов толщиной 5 — 6 мм и подкреплялись уголками с шагом 750 мм. В котельных отделениях поперечные угольные ямы разделялись продольными переборками из 6-мм листов.

Угольные ямы располагались под бро­невой палубой вокруг котельных отделе­ний и над броневой палубой вдоль котель­ных и машинных отделений, служа допол­нительной защитой со стороны борта. Нор­мальный запас угля — 360 т, максималь­ный по емкости ям — 535 т. Погрузка угля под броневую палубу осуществлялась че­рез горловины с броневыми крышками.

Расположение внутренних помещений было традиционным. Офицеры жили в ка­ютах в кормовой части корабля, около кают-компании. Мебель изготавливалась из стали. Команда размещалась в жилой палубе. Рундуки, шкафы выполнялись из стали, алюминия и проволочной частой сетки. Освещались помещения через све­товые люки и иллюминаторы диаметром 250 мм, латунные рамки которых с шар­нирами и задрайками, как и глухие крыш­ки, открывались внутрь. Отапливались по­мещения паровыми медными грелками.

Бронирование. Двухслойная броневая карапасная палуба защищала машины, котлы, патронные погреба, рулевой при­вод. Она состояла из горизонтальной ча­сти толщиной 30 мм (10-мм подкладки из судостроительной стали и плит 20-мм сверхмягкой никелевой брони) и скосов (подкладка — 15 мм и броня — 35 мм), примыкавших к борту ниже ватерлинии на 1300 мм. Для защиты цилиндров машин были предусмотрены гласисы из крупповской нецементированной стали толщиной 55 мм, уложенные на 15-мм подкладку из судостроительной стали. Броневые пли­ты укладывались в шахматном порядке, при этом стыки брони и подкладки не со­впадали. Шахты и люки имелись только в горизонтальной части броневой палубы. Гласисы перекрывались броневой кры­шей толщиной 30 мм.

Овальная в плане боевая рубка находи­лась на полубаке и собиралась из 30-мм броневых плит. Сверху она перекрыва­лась крышей из маломагнитной стали, свесы крыши выступали за контур вер­тикальной брони. Рубка имела те же не­достатки, которые были характерны для кораблей императорского флота вообще. Вниз до броневой палубы шла труба из «пушечной стали» с толщиной стенки 30 мм, в ней помещались переговорные трубы, привод руля, провода звонков, телефонов и машинных телеграфов. Во время боя в рубке находились командир, старшие специалисты, лучшие рулевые. В мирное время в просвет вставлялись застекленные рамы, а в проем — косяки с дверью. Сзади вход в боевую рубку был защищен вертикальным траверсом тол­щиной 30 мм.

Перед установкой на корабль броня подвергалась партионному отстрелу на Охтинском полигоне. Плиты, не выдержав­шие испытания, автоматически переходи­ли в собственность Морского ведомства.

Примечательно, что представители заво­да на испытания не допускались.

Артиллерия. Крейсера 2 ранга типа «Жемчуг» несли по восемь 120-мм пат­ронных пушек системы Канэ на централь­ных станках. Ствол, скрепленный кожухом и добавочным кольцом, имел общую дли­ну 45 клб (5400 мм) и нарезку перемен­ной крутизны глубиной 0,8 мм. Поршне­вой трехтактный затвор открывался вле­во. Ствол закреплялся в обойме, которая перемещалась по цапфенным доскам. Они скреплялись на концах связными кольцами и цапфами соединялись с ли­той поворотной рамой, вращавшейся на стальных шарах диаметром 101,6 мм по основанию, закрепленному болтами на палубе. Гидравлический компрессор на­ходился под стволом в приливе обоймы, по ее бокам располагался накатник из та­рельчатых пружин Бельвиля. Углы верти­кального наведения составляли от -7° до +20°. Предельная дальность стрельбы — 9516 м при начальной скорости снаряда 823 м/с. В боекомплект каждого орудия входили унитарные патроны со снаряда­ми трех типов: фугасные — 50 шт., броне­бойные — 110 шт., сегментные — 40 шт. Они хранились в двух погребах под бро­невой палубой в носу и в корме в бесед­ках по 6 шт., подавались с помощью эле­ватора с электрическим и ручным приво­дом; была предусмотрена и ручная пода­ча. К орудиям беседки доставлялись по подвесным рельсам. Вес патрона состав­лял 36 кг. Вся установка весила 7500 кг. При выстреле орудие откатывалось на 294 мм, при этом сила сопротивления от­кату равнялась 32,8 т. При механической подаче патронов обеспечивалась скоро­стрельность 10 выстр./мин. Орудие обслу­живалось двумя номерами расчета и под­носчиками патронов. По-походному ору­дия крепились стойками под казенную часть и тросами с талрепами.

Для отражения атак миноносцев пред­назначались шесть 47-мм орудий Гочкиса на станках Меллера. Ствол, скреплен­ный с кожухом, скользил в обойме, имел ртутный компрессор и воздушный накат­ник. Обойма своими цапфами соединя­лась с вертлюгом, который вставлялся в коническую наклонную тумбу, крепившу­юся к палубе болтами. Затвор вертикаль­ный клиновой. Наводка осуществлялась с помощью упора, плечом наводчика. Плоский щит фиксировался на вертлюге четырьмя штырями.

Две 37-мм пушки Гочкиса для вооруже­ния паровых катеров имели и судовые станки на коечных сетках. Ствол-моноблок размещался на станке системы Алексее­ва с гидравлическим компрессором и пру­жинным накатником. На мачте устанавли­вались два пулемета системы Максима; тумбы под них имелись также на носовом мостике и коечных сетках. Матросы воо­ружались драгунскими винтовками образ­ца 1891 г. Боеприпасы хранились в погре­бах под броневой палубой и подавались в ящиках. Десантная пушка системы Барановского была одна. Все пушки снабжались механическими прицелами и подвижными мушками; перед уходом на Дальний Восток их оснастили оптически­ми прицелами системы лейтенанта Перепелкина.

Минное вооружение. На крейсерах пер­воначально планировалось установить по пять надводных минных аппаратов, фак­тически же их было по три — два борто­вых поворотных и один кормовой выдвиж­ной. Аппараты могли стрелять только по­рохом. Бортовые монтировались в яблоч­ных шарнирах (по правому борту на шп. 151 —152, полевому — на шп. 148 —149; иначе в узком корпусе крейсера они не по­мещались) с высотой над ватерлинией 5,4 фута, с углом поворота от траверза 65° в нос и 5° в корму. Кормовой минный аппа­рат устанавливался под углом наклона в корму 2,5° при высоте над ГВЛ 1,89 м, пе­ред заряжанием аппарат выдвигался за линию ахтерштевня. Шесть мин Уайтхеда образца 1898 г. хранились вблизи ап­паратов и имели рельсовую подачу, заряд­ные отделения находились в минном по­гребе на передней платформе. Для подъе­ма мин с воды предусматривались две по­воротные минбалки. Прицелы размеща­лись в боевой рубке (два) и на мостике кормового прожектора (один).

Энергетическая установка состояла из трех независимых вертикальных машин тройного расширения пара и 16 водотруб­ных котлов с рабочим давлением 18 атм. Две машины располагались в носовом машинном отделении и одна в кормовом. Общая мощность машин — 17 000 л.с., каждая работала на свой винт. Диаметры цилиндров высокого давления (ЦВД) — 760 мм, среднего давления (ЦСД) — 1160 мм и низкого давления (ЦНД), их было два — по 1260 мм. Ход поршней — 900 мм. Цилиндры отливались из мелко­зернистого чугуна заодно с золотниковы­ми коробками. Поршни делались из ста­ли, а набивочные кольца к ним — из чугу­на. Отработанный (мятый) пар из ЦНД под небольшим давлением поступал в повер­хностный горизонтальный цилиндричес­кий холодильник, для каждой машины свой, изготовленный из листов красной меди. Трубки, по которым циркулировала забортная вода, были цельнотянутыми из желтой меди и с обеих сторон покрыва­лись оловом. Пар поступал в простран­ство между трубками, конденсировался, и вода откачивалась воздушным насосом в теплый ящик, при этом в паровом про­странстве холодильника создавалось раз­ряжение (пустота), которое способствова­ло конденсации пара.

Для управления машиной применялся главный паровой двойной уравновешен­ный клапан, крепившийся к золотниковой коробке ЦВД и сообщавшийся тягой с по­стом машиниста. Для проворачивания главных машин были предусмотрены па­ровые машинки, они соединялись червяч­ной передачей с главным валом и имели ручной привод.

Для каждой машины устанавливались счетчики оборотов и манометры. Маши­ны снабжались трубопроводами холодной воды для охлаждения нагревающихся ча­стей. К поверхностям скольжения подво­дились трубочки с маслом, которое соби­ралось в поддоны, очищалось и возвра­щалось в бак.

Валопровод каждой бортовой машины имел общую длину 39,972 м; кормовой машины — 23,572 м. Все валы состояли из трех или четырех секций и соединялись между собой на фланцах с помощью кони­ческих болтов. В районе дейдвуда они име­ли обшивку из вулканизированной резины с бронзовым чехлом для защиты от корро­зии в морской воде. Валы были откованы из сименс-мартеновской стали; для умень­шения веса внутри их высверливали.

Трехлопастные гребные винты диамет­ром 4000 мм отливались из марганцовис­той бронзы. При этом лопасти были съем­ные и могли переставляться для измене­ния шага винта. Ступица крепилась на ко­ническом конце гребного вала с помощью шпонки и гайки, последняя закрывалась обтекаемым чехлом.

Для питания паром главных машин и вспомогательных механизмов в шести ко­тельных отделениях размещалось 16 во­дотрубных котлов системы Ярроу. Общая поверхность нагрева составляла около 4450 м2, колосниковой решетки — 75,5 м2. Водяные трубки (26 611 штук) — цельно­тянутые из стали. Снаружи котлы покры­вались асбестом и поверх него обшива­лись оцинкованным листом на стальных угольниках.

Котлы снабжались предохранительны­ми клапанами, водомерными стеклами и манометрами. Паропроводы облицовыва­лись теплоизолирующим составом и об­шивались крашеным холстом.

Устройства и системы. Источниками электроэнергии на корабле были четыре пародинамо — электрогенераторы с па­ровым приводом по 320 А на 105 Вт. Ос­новные потребители: «боевые фонари» (прожекторы), лампы освещения (350 шт.), в том числе стояночные и навигационные огни. Электродвигатели приводили в дви­жение золотник руля, элеваторы патрон­ных погребов, турбины, вентиляторы и лебедки. Мощность электродвигателей колебалась от 1 до 50 кВт.

Прожекторы с зеркалом диаметром 75 см размещались на мостиках, установ­ленных на элеваторах подачи патронов, по одному в носу и корме. Еще два находи­лись на площадке мачты. Прожекторы име­ли ручное и дистанционное управление.

Рулевой привод располагался под бро­невой палубой в кормовой части на плат­форме; его основной элемент — паровая двухцилиндровая машина системы компа­унд. Управлять рулем можно было из бое­вой рубки, носового и кормового мостиков с помощью электропривода и валиковой передачи с карданом Гука, а непосред­ственно из рулевого отделения — через ручной штурвал. На мачте располагалась система сигнализации положения руля в виде конусов красного и зеленого цвета.

Два становых якоря Холла весом по 2,13 т размещались на полках полубака, закрепленные по-походному. Запасной якорь Холла (1,64 т) находился на глав­ной палубе за грот-мачтой. Якорные цепи калибра 41,4 мм предназначались для становых и запасного якорей и имели дли­ну по 210 м каждая. Кроме того, имелись два адмиралтейских якоря: стоп-анкер весом 0,66 т и верп весом 0,363 т, они рас­полагались за бортом у кормовых 120-мм орудий. Для подъема становых якорей служил паровой брашпиль, установлен­ный на верхней палубе. Скорость подъе­ма якоря с самого тяжелого грунта зада­валась не менее 2 м/мин. Для верпова­ния сверху на полубаке находился шпиль, соединенный с брашпилем; еще один шпиль был установлен на корме. Для при­вода шпиля служила двухцилиндровая паровая машина высокого давления. Ук­ладка якорей на полки осуществлялась поворотным краном. Якорные цепи крепи­лись стопорами Легофа, а тросы — сто­порами Буливанта.

Судовые плавсредства были представ­лены двумя стальными 34-футовыми па­ровыми катерами, одним 16-весельным 34-футовым баркасом, двумя 12-весельными 30-футовыми катерами (один рабо­чий, другой офицерский), двумя 6-весельными вельботами и одним 6-весельным ялом. В походном положении 16-весельный баркас с 6-весельным ялом устанав­ливался на кильблоки в диаметральной плоскости, для подъема и спуска приме­нялась стрела, укрепленная на мачте. Ос­тальные плавсредства имели шлюпбалки. На катерах и баркасе, предназначенных для высадки десанта, были предусмотре­ны приспособления для установки пушки Барановского и 37-мм пушек Гочкиса.

Водоотливное устройство должно было обеспечить откачку воды из отсека за час работы, для этого в машинных и котель­ных отделениях устанавливались турби­ны. Кроме того, циркуляционные помпы холодильников были приспособлены для откачки воды из своих отделений. Для осу­шения трюмов и откачки остатков воды были установлены насосы системы Вортингтона по одному на отделение (чтобы не делать отверстий в переборках). На броневой палубе имелись два насоса си­стемы Стона для тушения пожара и ска­чивания палубы, соединенные трубопро­водами с ближайшими кингстонами.

Пожарная система имела разветвленный трубопровод с клапанами и резиновыми шлангами для тушения пожара по всей длине судна. Кингстоны затопления осна­щались трубопроводами с клапанами и служили для заполнения патронных, мин­ных и винного погребов не более чем за 15 минут. Опреснители вместе с холодиль­никами должны были давать в сутки не менее 136 т котельной воды.

Вентиляция и нагнетание воздуха в ко­тельные отделения для форсирования хода осуществлялись вентиляторами со своими машинками (в первом КО — один, в остальных — по два). Они засасывали воздух через палубные раструбы и пода­вали его в помещения и к котлам. В ма­шинных отделениях устанавливались свои вентиляторы. Все помещения крей­сера вентилировались. Там, где находи­лись пародинамо, полная перемена воз­духа должна была происходить за 3 — 4 минуты, в остальных за 10 — 12. Для уп­равления кораблем служили переговор­ные трубы, телеграфы, 20 колоколов громкого боя, 15 телефонов, 18 каютных звонков и 30 кнопок вызова.

Экипаж каждого крейсера по штату на­считывал 10 офицеров (2 штаб-офицера и 8 обер-офицеров), 3 инженер-механи­ков, 1 врача, 2 содержателей казенного имущества, 3 кондукторов, 51 унтер-офи­цера и 273 рядовых — всего 343 челове­ка. Команда делилась на две вахты, каж­дая из которых, в свою очередь, имела два отделения — таким образом, четверть личного состава была постоянно занята несением службы. На все случаи кора­бельной жизни существовали свои распи­сания. В бою экипаж действовал по бое­вому расписанию, посты занимали штат­ные специалисты, остальные расписыва­лись им в помощь при подаче боеприпа­сов из погребов к орудиям, подгребания угля к котлам, уборке раненых, замене вы­бывших номеров прислуги, тушении пожа­ров, заделки пробоин. Хозяйством кораб­ля занимался ревизор, один из офицеров.

 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования