Пушка с «Изумруда»

Пушка с «Изумруда»

Сергей Бевз

действительный член Географического общества СССР, заместитель председателя Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток»
«Техника - молодёжи» №7, 1989 г.

Материал подготовил Don Kis



Прошлым летом к нашему клубу аквалангистов «Восток» присоединилась секция из Дальнегорска. Ее руководитель Борис Горохов рассказал нам, как он и его товарищи работали в бухте Владимир на месте гибели в 1905 году крейсера «Изумруд», как обнаружили там хорошо сохранившееся 120-мм орудие главного калибра. А мы сами давно собирались на «Изумруд»...

И вот, заручившись поддержкой командования Краснознаменного Тихоокеанского флота, принялись готовить совместную экспедицию. Изучили все, что было связано с последним боем этого крейсера.

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Изумруд» держался на правом траверзе 2-й Тихоокеанской эскадры, изредка перестреливаясь с японскими крейсерами. Ночью корабль присоединился к уцелевшим четырем броненосцам контр-адмирала Небогатова, который, выполняя приказ раненого начальника эскадры адмирала Рожественского, упрямо держал курс на Владивосток. Но утром 15 мая превосходящие силы японцев взяли в кольцо отряд Небогатова. После первых выстрелов на флагманском броненосце «Император Николай I» подняли семафор: «Окружен. Сдаюсь». И тут произошло нечто совершенно неожиданное.

Из донесения командира «Изумруда» капитана 2-го ранга Н. Н. Ферзена:

«Как только разобрали последний сигнал, дал самый полный ход, решив ни в коем случае не сдаваться... До 6 ч лежал на курсе 43 °, а в 6 ч взял курс в точку, равно стоящую от Владивостока и бухты святого Владимира, решив дойти до 50 миль до берега и там, смотря по обстоятельствам, идти во Владивосток или на Владимир». В конце концов во Владивосток Ферзен не пошел, резонно опасаясь, что на подходах к порту его постараются перехватить японцы. Оставалось выбрать бухты Владимира и Ольги, где были поселения, но последнюю командир счел заминированной японцами.

«Когда стармех доложил мне, что угля остается 60—70 т (сказался расход топлива при прорыве на полном ходу.— С. Б.)... решил идти во Владимир и там ожидать приказаний. Подойдя ко входу в бухту в первом часу ночи и имея всего около 10 т угля, не имел возможности дождаться рассвета и принужден был входить».


Карты бухты не было. Сигнальщики с трудом обнаружили справа по борту высокий мыс, крейсер чуть отвернул влево и прижался к невидимой во тьме косе мыса Орехова. И тут внезапно под днищем раздался скрежет, корабль содрогнулся и встал. Всю ночь экипаж пытался сняться с мели, машины работали «полный назад», но лишь сожгли последний уголь. Тогда Ферзен приказал подготовить крейсер к взрыву. Почему?

Оказывается, он «ожидал ежеминутного появления неприятеля и, имея возможность стрелять по направлению входа только двумя орудиями, свез команду на берег с оружием и взорвал крейсер». По поводу этого решения можно спорить. Учитывая, естественно, сложившуюся обстановку. Кстати, в 1906 году за дерзкий прорыв командир «Изумруда» был награжден Золотым оружием...


Эти предметы были обнаружены на месте гибели ИЗУМРУДА

...Утром 2 сентября 1988 года катер владивостокского спортивно-технического клуба ДОСААФ взял курс на бухту Владимира. День выдался теплым, солнечным, но сильный ветер развел волну, которая для стеклопластикового суденышка водоизмещением 35 т вполне сходила за штормовую. Сидеть в тесном, душном кубрике — удовольствие ниже среднего, и мы — командир похода, капитан 1-го ранга Ю. Фролов, капитан катера В. Волошин, механик А. Голодный, радиомонтажник И. Трубачев, механик В. Платонов, научный сотрудник А. Шаринов и автор этих строк весь переход провели на палубе «мыльницы» (так мы окрестили свое плавсредство).

4 сентября в гавани Рудной пристани встретили флагман дальнегорцев, малый сейнер «Пеленг». Коллеги сообщили, что подняли с «Изумруда» щит малокалиберной пушки, латунное кольцо орудийного барбета и мелкие детали. Обещали присоединиться попозже, и мы двинулись в бухту Владимира. На следующий день Фролов вывел «мельницу» по пеленгам к месту гибели крейсера, отдали якорь. Все притихли.

Первым в воду ушли Волошин, Трубачев и Шаринов. Из журнала работ: «16.00. Всплыл Волошин. Нашел две латунные крышки, предположительно от электросветильника. Видел трубу длиной около 2 м, диаметром 1,5 — 2 м, куски брони». Мы решили, что Виктор наткнулся на одну из дымовых труб «Изумруда». А Трубачев и Шаринов принесли части поручней, детали электрооборудования, искореженные гильзы. На донце номера и год изготовления — «1904». Теперь принялись искать главное — 120-мм орудие.

Трубачев вынырнул метрах в 50 и отчаянно замахал руками: «Нашел! Здоровенная пушка!» Посовещавшись, решили завести на нее стропы, поднять и, погрузив на попутное судно, доставить во Владивосток.

На следующий день Трубачев, Волошин и Шаринов с превеликими трудами завели на пушку 30-мм трос. После обеда подошел катер мичмана С. Честных. Тихоокеанцы вместе с нашими ребятами осмотрели грунт на 7-метровой изобате, нашли перо руля, большую киповую планку, вентиль, клинкет, куски цветного металла. Значит, где-то рядом и корпус крейсера.

Отыскал его везучий Трубачев. После взрыва от «Изумруда» остались днище, куски брони, отдельные предметы и части вооружения. Потом мы попробовали обнаружить верп, малый якорь, который команда крейсера завела с кормы при попытках сняться с камней. В прошлом году дальнегорцы видели его на грунте, но не придали внимания находке. А зря — верп поможет положить конец слухам, что Ферзен намеренно посадил корабль на отмель. Если так, зачем заводить верп?

Реликвия Цусимского сражения опускается на палубу современного судна


Вечером сообщили во Владивосток, что для подъема пушки нужно мелкосидящее судно с подъемным краном, в порту Владимира такого нет. Не оказалось такого и во Владивостоке. Тогда Фролов предложил перенести орудие с 7-метровой изобаты на глубину, чтобы воспользоваться подъемным устройством любого судна.

Из журнала работ: «8 сентября, 11.30. Вынырнули Шаринов и Трубачев — пушка застроплена. Катер дал ход, «мыльница» помогла ему развернуться, и на малом ходу вошли в бухту. А там решили пушку не притапливать и направились к борту плавмастерской. Там Трубачев и Шаринов принялись заводить гак крана под строп. Возились долго, и лишь через 6 ч наконец-то заработали лебедки.

Крейсер, по-видимому, находится там, - говорит Ю. Фролов аквалангистам А. Шаринову и И. Трубачёву


Палубы и надстройки судов, причалы заполнили любопытные, следившие, как из воды появилось длинноствольное орудие на массивном основании, зависло и медленно опустилось на палубу плавмастерской. Потом все бросились смотреть пушку, 83 года пробывшую под водой...

На обратном пути пригревало солнце, настроение было отличным — мы везли реликвии с «Изумруда» для владивостокских музеев. А в конце сентября один из транспортов доставил поднятое нами 120-мм орудие. Пожалуй, единственное в стране, участвовавшее в Цусимском бою. Теперь оно заняло почетное место на площадке Военно-исторического музея Краснознаменного Тихоокеанского флота, рядом с другими орудиями времен русско-японской войны.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования