Поисковая экспедиция к крейсеру "Изумруд"

ПОИСКОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ К КРЕЙСЕРУ "ИЗУМРУД"
Август 2003 года

И уходит поверхность резко,
Теперь стихия для нас вода
Море манит нас в неизвестность
Впереди нас ждет глубина
(народная дайверская песня)


Часть I

Редкий приморский мальчишка рожденный в 60-70 годах прошлого века, не бредил морскими походами и пиратскими кладами, из рук в руки, из уст в уста переходят карты и истории с указанием мест и времени погибших кораблей и унесенных в морские пучины кладов. Вот и наша команда состоящая из людей различных профессий (старпом, бизнесмен 2 шт., вольный пловец) объединенных примерно одинаковым годом рождения и общим желанием произвести поиски крейсера «Изумруд» и подъема какого-то количества артефактов с целью более детального изучения событий произошедших 17 мая (ст. стиль) 1905 года в зал. Владимир, собралась в августе 2003 года в базовом лагере «Берлога дайвера», п. Смычка. Поселок малоприметный, но в местности лежит очень живописной близ Рудной Пристани, Дальнегорского р-на, Приморского края. С севера поселок подпирает море, а с юга прекрасное пресноводное озеро Васьковское. На даче, хозяин и руководитель нашей команды Андрей Шпатак, встретил нас как всегда приветливой и соответствующей речью, а какая может быть речь у матерого морехода можете только представлять, но главное все очень складно. Я сам человек морю не чуждый и по достоинству оцениваю внятную речь соплеменника, отвечая также радостно и с задором. Вот и поздоровались, пора сказать несколько теплых слов непосредственно об Андрее (или Григорьевиче) как с уважением зовет его подрастающее поколение Дальневосточной республики. Разброс его интересов достаточно широк но все они логично подчинены одной генеральной линии, подводная фотография и дайвинг. И конечно же тому, чем занят сегодня любой приличный человек России – обеспечением семейного очага. Прекрасная русская баня после почти 600 км пути из «города-героя» Владивостока расслабляет и предполагает продолжительные беседы о вечном, тем более что атмосфера уюта, царящего на даче еще и располагает к этому. Разговор постепенно сводится к главной теме моего визита на север Приморья, поискам крейсера 2-ранга «Изумруд», погибшего на рифе Орехова в зал. Владимира. Желание отыскать легендарный крейсер не покидала меня на протяжении последних 3-х лет, с того самого времени как Андрей в беседе за кружкой чая не поведал историю двадцатилетней давности. О чем я и собираюсь рассказать Вам.

… В молодости своей комсомольской, учился он в Дальневосточной Высшем Инженерно-Морском училище им. Невельского в г. Владивостоке и в свободное от учебы время приезжая в кратковременные отпуска на свою малую родину п. Рудная Пристань занимал это самое время плаванием с аквалангом в клубе носившем интересное, но в то же время довольно странное имя «Горгона». И вот в один из своих приездов который совпал с отходом членов клуба в зал. Владимира на поиски погибшего крейсера «Изумруд» он и получил предложение присоединится к данной экспедиции. Надо сказать что времена тогда были суровые в плане допуска на территории принадлежавшие доблестному ВМФ СССР. Но коим-то образом руководству клуба удалось обойти существующие запреты и получить разрешение на производство водолазных погружений в закрытой военно-морской базе Тихоокеанского флота. В то время база конечно же не пустовала, и жизнь в ней бурлила, каких только частей не стояло в близи и в зал. Владимира. Начиная от мелких торпедных катеров (кстати остатки деревянных корпусов до сих пор лежат и ждут когда пройдет лет 100 и ими кто-нибудь заинересуется) заканчивая бригадой атомных подводных лодок в простонародье именуемыми «раскладушками» и «утюгами» за ракетный старт с поверхности из контейнеров. И вот в это дивное место и пришли в теперь уже далеком 1981 году аквалангисты из вышеназванного клуба. Со слов Андрея, поиски производились на различных глубинах от 12 до 20 метров и все что было тогда обнаружено это гильзы из разорвавшихся артиллерийских погребов крейсера и какие-то мелкие предметы. Наконец-то удача улыбнулась искателям и они узнают, что совсем недалеко от места проведения экспедиции живет человек в свое время бывавший на крейсере и даже срезавший буквы названия корабля «Д» и «Ъ» сегодня находящиеся в экспозиция музея КТОФ в г. Владивостоке (мой телефонный разговор с научным сотрудником музея 21.08.03 сей факт подтверждает, но к сожалению данное учреждение культуры откроется не раннее 2004 года, беда одна – нет финансирования) Человеком продвинутым в данном вопросе оказался исторический мичман С. П. Утушкин (Матушкин?) был найден и с его слов был максимально сужен район поиска останков крейсера, а то что это уже должны быть останки корпуса, члены экспедиции не сомневались. Стране Советов нужен был металл и в войну и после войны поэтому и крейсер «Изумруд» и еще сотни подобных кораблей превратились в металлолом и далее в танки, пушки, станки, и т.д. и т.п.

(предоставлена автором статьи)

Далее следуют события по праву имеющие право быть отмечено в истории. Пока «матерые подводники» клуба «Горгона» одевали снаряжения, Андрей будучи по молодости лет отлученным от ныряния с аквалангом (либо просто пожадничали для молодого), использую комплект № 1 (маска, трубка и ласты) на глубине примерно 8 метров находит искомый объект. Крейсер 2 ранга «Изумруд» найден! Все, занавес, сушите весла, хэппи энд…. Потом уже появятся заметки в центральной и местной прессе про нашего «мальчика», а пока есть «добрая» зависть менее удачливых коллег.

Спустя какое-то время с места нахождения крейсера поднимают 120 мм орудие главного калибра, куски якоря, государственного герба и остатки корабельной рынды и также передают в музей КТОФ . И действительно подтверждается факт погружений на «Изумруд» питерского аквалангиста ( в дальнейшем первого редактора журнала «Октопус» господина Гудзева). На этом советская часть поисковых экспедиций заканчивается, смутные времена наступили, господа.

И солнце встало на востоке, наступило утро 14 августа 2003 года (четверг), прошедший вечер прошел в активной подготовке к поездке в зал. Владимира, проверке снаряжения, забивке баллонов и бурным переходящим в овации обсуждениям намечающейся поисковой операции. Число участников было ограниченно возможностью двухкабинного 4WD–го грузовика в который загрузили лодку с двигателем, снаряжение, шесть 18-ти литровых баллонов и джипа сопровождения на котором проследовал к точке назначения один из участников команды, со своей супругой и женой нашего босса. Женщинам было поручено самое почетное и ответственное задание – обеспечить быт и питание для всей мужской половины экспедиции. Заканчивая тему о женщинах, скажу, что все у них как всегда получилось прекрасно, а кто бы сомневался в этом. Далее оглашаю список участников, все-таки старались ребята, заслужили, да и страна должна знать своих героев:

Руководство формальное и неформальное – Шпатак Андрей в жизни старпом Арктического морского пароходства, по жизни дайв-мастер PADI, член союза подводных фотографов России, лауреат и дипломант конкурсов и т.д. и много еще чего хорошего получили он за свои сорок с хвостиком лет, в общем очень авторитетен.

Идейное и одновременно музыкальное сопровождение проекта (почти как замполит или что-то в этом роде) Горох Валерий в жизни ген. директор предприятия по жизни дайвер NAUI, и всего такого что мешает спокойно умереть дома и во сне.

Желающий увидеть крейсер, волею судьбы (вот оно какое бывает счастье) заброшенный в нашу команду Сергей Шехирев, в жизни успешный коммерсант, по жизни дайвер PADI и просто приличный человек.

Обеспечение подводных спусков, Володя Шпатак (брат родной Андрея), в прошлом ДОСААФовский спортсмен-подводник, ныне не практикующий плавание с «соской в рту» а отдающий себя freediving, окунет и вытащит из воды несмотря не на что, даже если Вы будете сопротивляться этому.

Были еще люди которые на месте взяли опеку над нами, и которым мы конечно благодарны несмотря на закрытость их должностей и имен вниманию широкой общественности, но именно это позволило нам осуществить задуманное не вступая в конфликт с местной властью. В общем все было так чинно и благородно.

Вот наконец-то были преодолены 200 с небольшим километров отделяющих п. Смычка до бухты Южной, зал. Владимир. Не радостно нас встретило море, Жесткий NO нагнал волну в бухту и периодический начинал лить дождь. Подготовив лодку и собрав снаряжение, полные оптимистических надежд направились в заранее оговоренный район поиска. На мой вопрос о процентной составляющей поиска, Андрей дал исчерпывающий ответ – 100%. Ну да ладно, поживем – увидим.

13:43 начинаем первый дайв, видимость 2-4 метра, взвесь идем от середины фарватера широким фронтом. Андрей в центре, я справа, Серега естественно слева, но а где ж ему быть, начиная с курса 0, методично совершая повороты разворачивая квадраты поиска 0, 180, 270, 0, Андрей несет с собой фотоаппаратуру, методично просеивая взглядом каменистое дно, моя задача как истинного металлиста вместе с поиском интересных предметов тащить питомзу постепенно наполняющуюся артефактами взрыва крейсера, но мне от этого не легче, весу прибавляется, осколки разорванных снарядов 120 мм , расщеперенные в разные стороны просто отказываются залезать в сетку. Минут через 20, вижу удивленный взгляд Андрей, в его глазах под маской читается вопрос: А где, а наш третий друг. Пропал, отстал, заблудился или просто завис где-то над интересной находкой. Показываю Андрею большой палей вверх, правило исполняем? Есть такая штука, потерялись при погружение, то вся группа производит всплытие на поверхность, получаю ответ, ВПЕРЕД! Ладно ты начальник я г…, буду я, тогда посмотрим. Продолжаем поиски, где-то он здесь, масса обломков раскиданных умелым взрывом русских моряком, лучше бы японцев долбили чем свои корабли подрывать. Обидно, да? Выходим, с Андреем на приличный кусок борта крейсера, да могли люди делать соединение клепанное, сварка просто «отдыхает», делаем снимки над найденным обьектом и разворачиваем поиск дальше. Высасываю воздух до 20 Атм, показываю, напарнику что ухожу и всплываю на поверхность. На верху та же погода, ничего не изменилось. В лодке меня встречают «потерянный друг» всплывший с 100 Атм и прекративший поиск (как потом оказалось его неполный баллоном в дальнейшем здорово нам поможет) а пока больше вопросов, чем ответов. Где он, легендарный и непобедимый крейсер «Изумруд», но крепко сидит в мозгах, а может и глубже девиз из книги детства «Бороться, искать – найти и не сдаваться». Найдем, найдем, да куда он денется.

15:00, Выходит Андрей, НИЧЕГО! Достал, 2 разорванных донца гильз 120 мм снаряда, 1899 и 1901 годов выпуска, и это уже не плохо теперь у нас их уже три. Возвращаемся на берег, замена баллонов, рассматриваем поднятые артефакты и надо осмыслить что происходит, может не то место, не там ищем. Самое лучшее время для продуктивного мыслительного процесса это, конечно же, время приема пищи. Кстати во время поиска, что то посуда нам не попадалась, может быть экипаж (по ТТД около 350 чел.) снялся, не с пустыми руками, а с личными мисками и ложками. А может алюминиевую посуду просто раскидало, а потом выносило к береговой черте, по причине легкости веса и на радость местному населению.

Время бежит неумолимо быстро, а нам нужно просто его победить. Готовы выходить в море, и приступить к второму дайву. Принято совместное решение, попытаться визуально определить курс захода крейсера в бухту и продолжить поиски мористей от первоначально выбранной точки. Теперь начнем поиск с курса 270 из бухты на выход в залив. Погода немного успокаивается, настроение в связи с плотным приемом пищи поднимается, в общем все признаки удачного завершения дела просто налицо. Готовы к погружению, большой палец вниз, ПОЕХАЛИ!.

Часть II

17:17 «упали на дно» и нас встречает то же самое, что и в первом дайве. Пасмурная погода наверху и придонные течения внизу не улучшают видимости. Идем в том же порядке, фронтом, уходя мористей от предполагаемого места нахождения крейсера и сразу попадаем на поле разрушенных трубопроводов, остатков кабель трасс, и прочей мелочевки идентифицирующейся скорее всего принадлежностью к машинному отделению корабля. Судя по имеющейся у нас информации над разрушением этой части корпуса особенно постарался экипаж и командный состав «Изумруда», возможно объект где-то позади нас. Утрамбовываю очередной артефакт в питомзу, и на какое-то время теряю Андрея из виду. Результат не заставляет себя долго ждать. Дожили, потеряли руководство, можно сказать флагманский корабль эскадры, что-то стало не по себе. Разворачиваюсь и крепко хватаю оставшегося партнера Серегу, за руку. Но он и сам не делает никаких поползновений в сторону, дабы не испытывать судьбу повторно. Даю сигнал на всплытие (нынче я за старшего), попробуем найтись в надводном положении. На поверхности нас ожидал скучающий обеспечивающий, четко дающий нам отмашку мол «приходите завтра», «не видел» «ничего не знаю»! Ну да ладно, путем естественного отбора получаем вместо одной, сразу две поисковые команды. Позитив налицо, шансы на успех увеличиваются сами собой в два раза. Погружаемся вновь с напарником, изменив свой первоначальный план искать мористей, становится понятно что крейсер мы прошли. Как мы были правы в дальнейшем, «вскрытие» показало что мимо останков корабля мы дружно прошли, и не раз. Раз по носу, и раз по корме. Разворачиваемся на курс 270, в глубь бухты и почти сразу упираемся в кусок бронеплиты толщиной порядка 50 мм, скорее всего вывороченную взрывом из боковых обводов крейсера, и тут же рядом боевая часть 120 мм снаряда, вросшая «намертво» (сами проверяли, ну никак не хотел сдвинутся с места, «подлый» артефакт) между двух камней. Заканчивается второй час поиска, а результатов никаких, кажется вот-вот и крейсер будет обнаружен, но только мы одни продолжаем методично «лопатить» ластами толщу воды. Сетка с «цвет. метом» уже конкретно тянет на дно, затрудняя и без того нелегкий поиск и тут я обращаю внимание что мой друг Серега, идущего рядом прогулочным шагом и буксирующего за собой действенно пустую питомзу, и это в то время когда космические корабли бороздят просторы… ну и так далее. Слава Богу и Нептуну, не опустел залив Владимира от даров моря, продуктовые наборы просто деликатесные. В изобилии приморского гребешка, трепанга и особенно в этом месте кукумарии. Вот эту самую кукумарию я и начинаю методично вбивать в сетку-авоську сотоварища, несмотря на его откровенно не желание участвовать в этом «празднике жизни». Надо конечно сказать, что данный продукт не в особой чести среди приморских жителей, готовится он долго и хлопотно, но дело сделано, справедливость восторжествовала и теперь мы с обоюдно полными сетками железа и морепродукта продолжаем поиски. Но в конце концов прав был Леня Голубков, мы же ПАРТНЕРЫ, а не халявщики. И вот так с шутками и прибаутками и 30 Атм. в баллонах мы и завершаем наш подводный поиск, в очередной раз безрезультатно поднявшись на поверхность моря. Но И вот он луч солнца в темном царстве, море встречает нас полным штилем, солнце радостно скачет миллионами зайчиков по глади воды. Андрей все еще продолжает поиск, воздуха у него практически не осталось, но надежда умирает последней и все мы продолжаем ждать чуда и верить в удачу нашего знаменитого земляка, можно сказать «человека и парохода». Нашел же он его в далеких 80-х годах прошлого столетия…


Артефакт, поднятый со дна моря
120-мм гильза (1901 г.), поднятая в августе 2003 года с крейсера "Изумруд"

Артефакт, поднятый со дна моря
120- и 47-мм гильзы с крейсера "Изумруд"

Артефакт, поднятый со дна моря
Артефакты, собранные у места гибели "Изумруда"

Артефакт, поднятый со дна моря
Валерий Горох на берегу залива Владимира

Артефакт, поднятый со дна моря
Перед погружением...

Фотографии предоставлены участником экспедиции Валерием Горохом

19:05, Если кто любил смотреть передачу в «Мире животных» и когда-то видел там как вылетают киты из воды, то как это сделал Андрей, все китообразные просто отдыхают. НАШЕЛ! Ну а кто сомневался, вот она радость победы, все таки Мы сделали это (на тему , «мы пахали»). Японское море отдав нам еще одну свою маленькую тайну, успокоилось и забыло про нас. Полный штиль…

Сняв снаряжение, мы зависаем на лодке над местом гибели крейсера «Изумруд», вода стала настолько прозрачной, что мы надев маски перегнувшись через борта лодки начинаем с интересом вглядываясь в то что еще 100 лет назад носило гордое название крейсера, наша лодка находится в районе мидель-шпангоута и то что предстало нашим глазам вызвало просто горечь и молчание. Остатки набора днища, сиротливо возвышались на морском дне, в сторону носа крейсера, идет небольшое наращивание конструкции набора в высоту, частично сохраненный бак поднимается до жвака-галса якорной цепи. Двигаемся медленно в сторону кормы крейсера, здесь картина еще хуже. Море и русские моряки практически ничего не оставили от кормовой части корабля, наблюдаем лишь минимальные остатки набора днища, но это практически ничего. Итого на сегодняшний день достоянием России является 50-60 метров останков некогда боевого крейсера «Изумруд». Все «кино» не будет, умелыми руками сначала экипажа, а затем прочих государевых людей остаток истории русской был изничтожен на нет. Ну да, конечно танки, пушки, станки, оно конечно надо…. , но все-таки может быть не «торчал» бы как бельмо на глазу посреди бухты, и глядишь мать-история обошлась бы с ним поделикатнее, побережней что-ли…

Андрей остается на месте найденного рэка «Изумруд», прикинувшись сигнальным буйком, все остальные возвращаются на берег, в базовый лагерь для замены баллона Андрея (общим тайным голосованием принято решение баллон с ранее оставшимися 100 Атм. торжественно вручить самому удачливому из нас), я же с Сергеем остаюсь с почти пустыми баллонами. Возвращаемся, готовим снаряжение для погружение на останки крейсера.

19:52 Принимаем с Сергеем решение погрузится на останки крейсера с остатками воздуха, на двоих 60 Атм., у нас будет 5-7 мин, немного но тем не менее. Задача не сложная, но ограниченный запас воздуха заставляет быть дополнительно внимательным. Андрей уходит под воду первым, что бы занятия позицию для фотосъемки. Сквозь толщу воды вижу его с поверхности в районе миделя крейсера и тоже погружаюсь, успеваем отснять несколько кадров. Все 15 Атм., и 6 мин дайва на корабль, до обидного мало, но главная задача, все таки решена, МЫ ЕГО НАШЛИ. Теперь все, не потеряем, до того времени как время и среда пребывания сделают с ним свое «черное» дело и останется только память людская, да может быть такие вот путевые заметки писанные, нами. Но вопросы то остаются и поле артефактов вокруг крейсера, доставит нам еще массу открытий и интересных находок. И необходимо сделать сейчас, пока не все потеряно, снимки того что имеется, описать , исследовать, измерить в конце-концов. Все-таки предыдущие экспедиции не обладали такими техническими возможности как нынешнее племя. Все это я и мои соратники-партнеры оставляем для нашей следующей экспедиции, а в то что она обязательно состоится я уверен, так же как был уверен Андрей начиная поиски крейсера «Изумруд» на все СТО ПРОЦЕНТОВ!

27.08.2003 года
г. Владивосток
 
Реклама:::

наружная реклама 3х6 Мытищи;стеклянные полки на стену для цветов;отзывы о квадроциклах

   Яндекс цитирования Rambler's Top100