Рапорт Начальника эскадры Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 22 Января 1904 года №425

OCR – Андрей Борисович Панкрашкин

По приказу Вашего Высокопревосходительства от 17 Января №40, к плавающей в Желтом море части вверенной мне эскадры, 18 Января были присоеденены, из состава вооруженного резерва, четыри броненосца, один крейсер I-го ранга, два минных транспорта, один транспорт и тринадцать миноносцев. Из этих судов, 18 и 19 Января в полную воду, были выведены на внешний рейд броненосцы "Пересвет", "Победа", "Ретвизан", крейсер "Диана", транспорты "Амур", "Енисей" и "Ангара". За сим, 20 Января оказалось возможным, не мешая работам по установке нового устройства подачи к 12" орудиям, вывести из гавани броненосец "Цесаревич"; броненосец-же "Севастополь", заканчивающий работы по сборке левой машины, выйдет и начнет испытания новых параллелей этой машины 23 сего Января.

Эскадренные миноносцы, по переборке своих команд, были установлены в большем числе на внутреннем рейде, на места вышедших больших судов.
Ко дню начала компании, все суда эскадры имели полные запасы угля и других материалов и провизии.
В равномерном распределении офицеров, по возможности, не расстраивая основного состава каждого корабля, были сделаны некоторые перемещения, при чем на броненосцах "Цесаревич", "Пересвет", "Победа", на которых положено по 15 офицеров, - число недостающих пропорционально таковому на броненосцах типа "Петропавловск", так как на них есть больные, временно службу не несущие. Что же касается миноносцев, - принимаются меры к назначению на каждый второго вахтенного начальника, необходимого при настоящих зимних условиях плавания.
В соответствии с исключительными требованиями настоящего времени, для охраны эскадры и наблюдения за рейдом и ближайшими к нему водами, для содержания эскадры в полной боевой готовности в ночное время, а равно и для привлечения более постоянного участия офицеров в упражнениях и занятиях того-же характера, по выходе всей эскадры на рейд, с 18 Января приняты некоторые дополняющие ежедневное росписание меры.
Все суда стоят приготовившись к бою, имея, однако, некоторые гребные суда, подлежащие сдаче в порт в последнюю очередь, установленными на палубе, что позволяет действовать всею артиллериею.
Сообщение с берегом прекращается к 8 часам вечера.
Ежедневно: два корабля внешней линии диспозиции дежурят по боевому освещению подходов к рейду; два крейсера назначаются дежурными на случай экстренной посылки в море, имея для сего от заката до восхода солнца пары в половинном числе котлов; два миноносца, по одному из каждого отряда, выходят для совместного осмотра зоны, радиус которой 20-25 миль от эскадры.
Прикомандированная к эскадре канонерская лодка "Гиляк" охраняет каждую ночь ближайший десятимильный район Артура от маяка Ляотешань до поворота в Талиенван.
Эти суда, приходя на вид эскадры, дают возможность практиковаться в производстве опознавательных сигналов. Дежурные же крейсера устанавливают на якорь к югу от эскадры пароходы, приходящие в Артур ночью.
Впредь до распоряжений, на рейде команды занимаются по зимнему росписанию, продолжая курс стрельбы на берегу и стрельбу из стволов по буксируемым щитам.
Пополнение запасов угля производится постоянно и, когда позволяет погода, без задержки.
В исполнение указаний Вашего Высокопревосходительства, для упражнения личного состава в эскадренном плавании и маневрировании, 21 Января вверенная мне эскадра в полном своем составе вышла в море. (Для окончания ремонтов и испытаний, в Артуре были оставлены броненосец "Севастополь" и миноносцы "Боевой", "Бдительный", "Безшумный", "Бойкий", "Бурный", "Сторожевой" и "Сильный". Кроме них, для охраны и наблюдения, на внешнем рейде оставлены "Гиляк" и "Ангара").
С 5 часов утра, через каждыя 45 минут, к Шантунгу по назначенному курсу вышли дозором крейсера "Аскольд" и "Диана", "Паллада" и "Баян". Они должны были держаться на расстоянии десяти миль между собой и, следуя эскадренным ходом в 10 узлов, поддерживать телеграфное сообщение с эскадрой, вышедшею по тому же курсу в 8 часов утра.
Крейсера "Боярин" и "Новик" держались для посылок при эскадре, за которой в расстоянии 6 каб. шли 1-й и 2-й отряды миноносцев, по 7 в каждом, разделенные каждый на два отделения.
Минные транспорты "Амур" и "Енисей" следовали за эскадрою в расстоянии в 15 и 30 миль (соответственно), для поддержания телеграфической связи с Порт-Артуром.
Согласно инструкции по приходе "Аскольда" к Шантунгу, крейсера должны были держаться на своих местах и ждать приказания по телеграфу - вернуться. Были назначены часы посылки телеграмм в ту и другую стороны.
Следуя в вышеозначенном порядке, производил эволюции с одними броненосцами, предоставив капитанам Матусевичу и Гинтеру, каждому отдельно, упражнять в маневрировании свои отряды, при промежутках между миноносцами 50 саж., по выданному для исполнения новому эволюционному своду сигналов, по которому маневрировали и броненосцы.
Пройдя с эскадрой около 60 миль от Артура и вытребовав в этом месте в 2 часа дня к себе крейсера, с 2-х до 6 часов в том же порядке производил вновь эволюции, когда, по присоединении всех четырех крейсеров, повернул со всеми силами к Ляотешану, отделив в Дальний за водой второй отряд миноносцев и дав им конвоиром крейсер "Новик".
Пройдя к означенному маяку на 15 миль, в 1 час 30 мин. ночи 22 Января, повернул на N и NO и в 5 часов 30 минут утра расположил эскадру на Талиенванском рейде, куда направил раньше, встреченные ночью, минные транспорты.
В Талиенване эскадра занималась по росписанию, первый же отряд миноносцев маневрировал на рейде. Второй отряд, снабжаясь водой, задержался на якоре и присоединился к эскадре в 11 часов утра, при ея выходе в Порт-Артур.
В 2 часа 30 минут дня сего 22 Января эскадра стала на якорь в три линии на внешнем Артурском рейде.
Кратковременное по необходимости, это плавание показало всю пользу его после стоянки в резерве, перемены многих офицеров, недавнего присоединения новых, непривыкших к эскадренному плаванию, судов и по уходе более полторы тысячи старослужащих, из коих треть были специалисты, много лет служившие на этой эскадре.
Маневрирование больших судов и сигналопроизводство на них, по этим причинам и вследствие осенней замены, не только старых сигнальщиков, но и многих штурманских офицеров, оставляют желать много и требуют новой практики, так как, кроме быстроты выполнения, ослабли внимание и утрачены познания, не только в эскадренных правилах, но и в общих основных наставлениях.
При этом должен заметить, что, для успешного и правильного обучения минных отрядов и для возможности управлять их движениями путем сигналопроизводства, начальникам отрядов необходимо дать отдельные отрядные суда в виде малых крейсеров, на которых они имели бы возможность, не только все видеть и делать все нужные сигналы, но и переговариваться с флагманом, который ныне должен был рассылать крейсера "Боярин" и "Новик" для передачи своих приказаний обоим отрядам миноносцев, утрачивавшим всякую связь с эскадрой даже с расстояния в одну милю.
Относительно миноносцев, в этом плавании можно было сделать следующий вывод:
Первый отряд, имея более старых командиров и команды и более поэтому практиковавшихся, при лучшей во всех отношениях материальной части и надежных механизмах, при удобной установке вспомогательных, не исключая рулевых приводов, способен выполнять всякое поручение и маневрировал для первого выхода удовлетворительно.
Второй отряд, уступая во всем перечисленном первому, маневрировал не хорошо, при чем, из семи бывших в море миноносцев, "Стерегущий" остался на 36 часов в Дальнем для вскрытия холодильника и заглушения потекших трубок, а на миноносце "Разящий" в конце суточного плавания лопнула трубка в котле.
О всех обнаруженных в плавании дефектах и неисправностях Невских миноносцев мною предложено начальнику отряда представить отдельную записку, которую не замедлю доложить Вашему Высокопревосходитьльству.
Телеграфирование без проводов в последнее время сделало на эскадре успехи и продолжает совершенствоваться. Во время последнего плавания преследовалась цель передачи телеграмм на определенном расстоянии через ряд разведочных судов. Имея в виду полученные некоторыми судами эскадры хороши результаты ("Варяг", "Цесаревич", "Баян", "Петропавловск"), т.е. расстояние в 90-100 миль, следует предпочесть ограниченное число таких хороших станций и тем устранить вероятность путаницы и беспорядка, столь возможных при участии разбросанных в море многих, но слабых аппаратов; последние могут иногда мешать делу из усердия, причем будут безответственны в принесенном вреде, по неведению обеих сторон - чье постороннее вмешательство исказило телеграмму.
В числе высланных к Шантунгу четырех крейсеров,- "Диана" и "Паллада", имея старые и плохие аппараты, были бесполезны, ибо эскадра получала телеграммы, или непосредственно с крайней станции - "Аскольда", или через "Баян", средние же две станции могли даже мешать.
Вместе с сим имею честь донести Вашему Высокопревосходительству об очень хорошем состоянии здоровья чинов вверенной мне эскадры; при небывалом еще численном составе команд, число больничных дней за Ноябрь, против Октября, уменьшилось на одну тысячу и продолжает держаться на таком уровне.
Плавание 21-22 Января сопровождалось исключительно хорошею для этого времени года погодою.
 
Реклама:::
скорая аварийная служба канализации и отопления

   Яндекс цитирования Rambler's Top100