Рапорт Командира эскадренного броненосца "Ретвизан" Начальнику эскадры Тихого океана. 31 Января 1904 года №252

OCR – Андрей Борисович Панкрашкин

26 Января в 11 часов 35 минут вечера вахтенный начальник заметил два миноносца, освещенные прожекторами с крейсера "Паллада". Пробил отражение минной атаки. Не успели сделать выстрела, как последовал взрыв мины в левой носовой части корабля. Погасло все освещение. Броненосец быстро кренился на левую сторону; пробил водяную тревогу, затопил правые патронные погреба. В момент затопления патронных погребов крен достиг уже 11 градусов, но после затопления крен перестал увеличиваться и уменьшился до 5 1/4 градуса. (При 12 градусах орудийные порты уже входят в воду). Развел пары, кои были готовы через 45 минут. Якорь поднять не мог, так как паропровод шпилевой машинки оказался взрывом поврежден. Отклепал канат и пошел к проходу на внутренний рейд, испрсив разрешения начальника эскадры. Дифферента ожидал не более 5 фут вследствие затопления водой одного отсека подводных минных аппаратов и полагал, что пройду по фарватеру. Дифферент увеличивался, броненосец остановился, прикоснувшись к грунту, в 1 час 30 минут ночи; течением завернуло корму. Пробоина величиною до 200 квадратных футов захватила два отсека первый и второй. Отливание воды пароходами "Силач" и "Сибиряк" не дало результатов. Заделываю пробоину деревянными досками. Эту работу ведет командир "Силача" лейтенант Балк и в помощь ему с броненосца дал лейтенанта Скороходова. Работает также водолазный офицер помощник старшего инженер-механика Михайлов с миноносца "Бесшумный". Устанавливаю две помпы Вартингтона и два пульзометра, полученные с берега, и локомобиль. Когда пробоину заделаю, выкачаю воду и, если работа будет окончена успешно, то снимусь. Надо откачать воды около 2500 тонн. Пока броненосец сидит плотно в грунте от форштевня до передней трубы и служит фортом. В такое положение удалось поставить броненосец и избежать его затопления на месте якорной стоянки (на глубине 9 сажен), неминуемо последовавшего бы, если бы не затопили своевременно патронных погребов, - благодаря беспримерно быстрой, вследствие умелой распорядительности старшего инженер-механика Вишневского и младших инженер-механиков Брилевского и Гадолина, разводке паров в минуту опасности и благодаря затоплению отделений, для выравнивания крена и дифферента, что сделано было поразительно быстро лейтенантом Кетлинским. Все это в тяжелую минуту заставляет меня доложить об отличной распорядительности всех судовых чинов, благодаря чему броненосец не затонул на месте якорной стоянки. Все офицеры и команда сохранили полное спокойствие и действовали быстро и толково, как на учениию Быстро завели на пробоину подкильный парус, развели пары и выровняли крен. Потухшее от взрвыа электрическое освещение было восстановлено, благодаря лейтенанту Скороходову, во время открывшему паровые клапана и затем побежавшему подвести парус.

Подписал: Капитан 1 ранга Щенснович.

 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования