Рапорт Заведующего 1-м отрядом миноносцев - Командующему флотом Тихого океана, 29 Февраля 1904 г. №124

OCR – Андрей Борисович Панкрашкин



26 Февраля около 1 часа ночи, получив через мичмана Эллиса приказание Вашего Превосходительства, приготовил к выходу в море миноносцы:"Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный", а сам направился на крейсер "Аскольд" для получения инструкций от Вашего Превосходительства.

В 2 часа 15 минут вернулся на миноносец "Выносливый", который тотчас отдал швартовы и, соединенно с названными миноносцами, вышел в море в строе кильватерной колонны и дал средний ход.

Вскоре на SO было замечено несколько вспыхивающих огоньков, по направлению на которые взял курс. Подойдя к ним и убедившись, что ничего кроме огоньков нет, отошел к берегу, так как был постоянно освещаем прожекторами наших батарей. Почти одновременно с этим увидел по горизонту подозрительные яркие вспышки, а вскоре еще и ряд огоньков, идущих по направлению к мысу Ляотишан.

Придерживаясь берега и следя за видимыми огнями, которые постепенно становились все яснее, определив 4 судовых огня. Около Ляотишана мы сошлись на столько близко, что можно было решить, что эти огни принадлежат четырем неприятельским миноносцам, которые идут в кильватерной колонне. Сделав условный сигнал секретным фонарем Ла-Ратьера:"вижу неприятеля слева", а затем "атака", дал полный ход и пошел на неприятеля, с которым стал быстро сближаться. расстояния 8-10 кабельтовов, по головному кораблю сделал выстрел, который послужил сигналом начать бой следующим миноносцам. Неприятель открыл огонь несколько позднее.

Командир миноносца "Выносливый" устремился на головной и завязал с ним артиллерийский бой, желая как можно ближе сойтись с ним, поражая его носовыми орудиями, но получил повреждения в машине, что лишило его хода и возможность управляться; этим воспользовался неприятель и отошел влево. Другие неприятельские суда прошли за кормой "Выносливого" и, прорезав строй, вступили в бой с остальными нашими миноносцами.

Приняв второй неприятельский миноносец в огонь своих орудий правого борта, командир миноносца "Выносливый" заставил его отойти, при чем неприятельский миноносец сильно парил. Вскоре миноносец "Выносливый" был окружен тремя неприятельскими судами, стрелявшими по нему с носу и левого борта, а третье, шедшее с правой стороны с видимым намерением таранить миноносец, но, вероятно получив повреждение и потеряв возможность управляться, прошло очень близко за кормой, осыпая миноносец снарядами, которые произвели пожар в кормовой части миноносца. При проходе неприятельского судна, на нем видели пожар и оно уже больше не вступало в бой. Остальные два неприятеля частым и метким огнем не были допущены до миноносца ближе 3-4 кабельтовов и были принуждены отойти и прекратить бой. После этого неприятель больше не приближался.

К этому времени, по моему приказанию, лейтенант Давыдов очень быстро прекратил пожар в кормовом отделении и заделал самые большие пробоины близ ватер-линии. Помощником инженер-механика Блиновым с полным самоотвержением велись обследования повреждений в машинах, при чем они были наполнены паром. В 4 часа 15 минут утра, т.е. через четверть часа после прекращения боя, механик Блинов доложил командиру, что, принятыми им мерами, можно дать ход одной правой машине, при чем, так как трубы отработанного пара были перебиты, то вся машинная команда была выведена из машинного отделения, и отработанный пар выходил в машину. Левой же машине, вследствие больших повреждений, нельзя было дать ход.

Имея около 5 узлов хода, командир миноносца "Выносливый" направился к берегу, следуя вдоль которого, соединился с остальными тремя миноносцами и, по моему приказанию, пошел в Порт-Артур, куда прибыл в семь часов утра.

Деятельность остальных миноносцев во время боя, согласно прилагаемым донесениям командиров, заключалась в следующем: миноносец "Властный", как второй в колонне, почти одновременно с головным миноносцем вступил в бой на ближайшем расстоянии с неприятелем, при чем, выпущенной миной, один из неприятельских миноносцев был взорван и затонул. Миноносцы "Внимательный" и "Бесстрашный" вели артиллерийский бой с неприятелем на более далеком расстоянии, который к ним не приближался, сосредоточив все свои силы на миноносце "Выносливый", как потерявшем ход.

Окончив описание хода 20 минутного боя с неприятелем, я считаю долгом доложить Вашему Превосходительству, что миноносец "Выносливый" сохранился и мог вернуться, благодаря выдающемуся хладнокровию и распорядительности командира лейтенанта Рихтер, который ни на минуту не упускал из виду все действия своей артиллерии, чем заставил три неприятельские миноносца прекратить бой и удалиться от стоящего без движения миноносца.*

Помощник старшего инженер-механика Блинов, имея обваренными обе руки и рану у левого виска, ни на минуту не оставил машины и служил лучшим примером машинной команде при работах во время боя. Столь беззаветное самоотвержение, выказанное названным механиком по исправлению и приведению хотя одной машины в состоянии дать ход, дало возможность миноносцу присоединиться к своему отряду и вернуться в Порт-Артур без помощи буксира. Не могу не засвидетельствовать о той распорядительности и хладнокровии, выказанных во время боя состоявшим при мне лейтенантом Овандером, который, после получения раны мичманом Заевым, принял управление носовой артиллерией, так как лейтенант Давыдов в это время, занятый тушением пожара, управлял кормовыми орудиями.

Команды в бою вели себя с поразительным хладнокровием и присущей им храбростью; о более достойных и выдающихся своей храбростью нижних чинах, имею честь представить на благоусмотрение Вашего Превосходительства список, представленный командирами отделения миноносцев, бывших в бою под моим начальством.

Подписал: Капитан 1 ранга Матусевич.
 
Реклама:::


   Яндекс цитирования Rambler's Top100