Ведомость повреждений полученных эскадренным броненосцем "Цесаревич" в бою 28 июля 1904 года

Ведомость повреждений полученных эскадренным броненосцем "Цесаревич" в бою 28 июля 1904 года

OCR – Андрей Борисович Панкрашкин



Орел носового украшения поломан.

Крепления правого якоря оборваны и поломаны.

Две стойки поручней сломаны.

Правый кнехт поврежден осколками снаряда.

Вентиляторные трубы (2) помяты и местами пробиты.

Переговорные трубы повреждены.

В правом командном гальюне 7 пробоин в переборках.

Пробита медная гальюнная цистерна.

В правом борту выше коечных сеток 18 небольших пробоин. Петли дверок сломаны.

Там же ниже коечных сеток 15 мелких пробоин. В левом командном гальюне несколько мелких пробоин.

Двери мусорного рукава пробиты.

Пробиты и поломаны коечные сетки.

Камбуз командный разбит. Поломаны в нем: кожух, люки, стекла в люках, пробит шкаф и разбито стекло.

Офицерский камбуз: светлые люки разбиты, в корпусе камбуза несколько пробоин, плита и котел разбиты, шкаф разбит, элеватор, вешалки, двери и замки разломаны.

Зонт, стойки, леера и комингсы среднего грот-люка пробиты и поломаны.

Хлебопекарня: корпус совершенно разбит, двери, печка, оконные рамы и стекла разбиты, а палуба разломана.

Корпус адмиральского камбуза сдавлен трубой, погнут и имеет несколько мелких пробоин, труба медная побита, замок в двери сломан.

Патронный склад около адмиральского камбуза; пробиты переборки и дверь, замок сломан.

В корпусе машинного кожуха, при спуске в помещение штабных кают, несколько пробоин; светлые люки, двери, шкаф для телефона - побиты, иллюминаторные стекла разбиты.

Щиты вокруг кормовых лебедок побиты.

У светлого люка адмиральской столовой комингс пробит в нескольких местах, крышки люка, решетчатые люки и стекла разбиты.

Корпус адмиральского кабинета (на верхней палубе) имеет массу пробоин; двери, рамы и стекла разбиты, палуба пробита и кленка порвана. 47 мм. элеватор на задний верхний мостик разбит, поручни, стойки и леера побиты.

В левом борту у наружного трапа пробоина, коечные сетки пробиты, верхняя площадка трапа разломана и иллюминаторы под ней разбиты. У входных дверей разбиты иллюминаторы, а сами двери повреждены. В борту несколько мелких пробоин от осколков снаряда.

На левом борту около 6" кормовой башни пробоина, уничтожившая кожух вокруг башни, а в спардеке, в помещении адмиральской столовой, перебито 2 шпангоута, разбито 2 иллюминатора и в столовой уничтожена часть мебели. Пробоина простирается от 102-го до 106-го шпангоута, а по высоте - от кожуха до палубы спардека, ниже-же этой палубы несколько бортовых пробоин.

Фок-мачта перебита под верхним мостиком почти совершенно, а между топом и верхним марсом повреждена попавшим в нее снарядом.

Марсы и нижние реи обеих мачт пробиты в нескольких местах осколками снарядов.

На юте планшир правого борта расколот, а левый борт, фальшборт и планшир пробиты между 124-м и 128-м шпангоутами.

Там-же пробита палуба в двух местах и отломана снарядом половина чугунного кнехта. В кают-компании непроницаемая переборка пробита в нескольких местах осколками, внутренняя отделка испорчена, а мебель частью повреждена, а частью совершенно испорчена.

Корпус адмиральского салона пробит в нескольких местах и в некоторых местах повреждена внутренняя отделка.

Кормовой орел подбит.

Крыша 12" кормовой башни у комендорского колпака вдавлена снарядом, а внутри отскочил кусок углового железа.

В рострах с правого борта перебиты стойки лееров.

То же самое на левом борту.

Камбузные трубы, трапы, площадки, вентиляторные трубы, площадка для компаса, медные стойки под площадкой, трап переговорные трубы перебиты и частью уничтожены.

Приспособления для постановки шлюпок в ростры (стрелы) у обоих труб уничтожены, рамовые шлюпбалки в нескольких местах пробиты, блоки повреждены.

Главный средний компас совершенно уничтожен.

Дымовые трубы: задняя пробита в двух местах 12" снарядами и совершенно распоролась по всей длине, передняя - пробита насквозь 12" снарядом в нижней части и обе имеют массу дыр от осколков; бакштаги обоих труб все перебиты; внутренние кожухи труб вмяты.

Нижний передний мостик: разбиты коечные сетки, перебиты стойки, бимсы, рельсы для подачи снарядов, элеваторы 47 и 75 мм. подачи и во многих местах пробита палуба.

Повреждена боевая рубка: у крыши один край отколот, а другой согнут, бимсы, рамы разбиты, переговорные трубы, машинный телеграф, циферблат электрического штурвала и двери повреждены.

Каюта телеграфирования без проводов со всей обстановкой совершенно разбита.

Командирская походная рубка также совершенно разбита, со всей обстановкой. Поручни обоих трапов на приступке побиты.

Лебедка ручной подачи разбита.

На переднем верхнем мостике: поручни и стойки побиты и поломаны, палуба пробита во многих местах, кранцы для 47 мм. патронов пробиты, переговорные трубы, элеваторы, лебедки повреждены, клетка для проводника безпроволочного телеграфирования и шкафы для флагов разбиты.

Рулевая походная рубка: двери и окна побиты, полки разбиты, боевые крышки окон побиты и палуба пробита.

Штурманская рубка: корпус и двери во многих местах пробиты, полки и места для шлюпочных компасов, диван, шкафы, рамы и стекла побиты, а сама палуба пробита.

Поручни трапа при спуске на нижний мостик и стойки побиты и согнуты.

Нижний задний мостик: две стойки поручней перебиты, несколько побитых, леера, поручни кругом мостика, пилерсы, бимсы, рельсы и переговорные трубы поломаны и побиты.

Трапы с палубы на мостик, поручни к ним и стойки пробиты или сломаны.

В штабной рубке: корпус и двери с левого борта совершенно разрушены, рамы окон, шкафы, стол, вся обстановка разбиты и в палубе большая пробоина. Бимс под палубой поврежден.

На верхнем заднем мостике: поручни, леера, а также поручни трапов перебиты, палуба в нескольких местах пробита, шкафы для шкафов побиты.

Снарядами, попавшими в срез наружного борта, сделанный для хранения якорей, повреждены три шпангоута, наружная обшивка разбита от 9-го до 11-го шпангоутов, а по высоте - от навесной палубы до палубы спардека. Правый якорь потерян, так как снарядами перебита якорная скоба и порваны все крепления.

Повреждено 20 мест для хранения командных чемоданов, разбиты 2 шкафа для хранения пиронафта.

Впереди 12" башни (носовой), снарядом попавшим в палубу, пробиты деревянная и железная палубы, 17 и 18 бимсы сломаны, повреждена осколками палуба спардека, оторваны и разбиты трубы и краны пожарного трубопровода и отломана часть правого кнехта.

Между 23 и 26 шпангоутами на правом борту под палубой спардека снарядом повреждены 2 шпангоута, борт пробит, уничтожены 2 ящика для артельной посуды и ружейная пирамида, уничтожено 3 шпигата, поврежден рельс подачи к 75 мм. носовым орудиям, пробит борт в каюте шхипера (в батарейной палубе) и разломана в ней вся мебель и иллюминатор.

На правом борту около носовой 6" башни, снарядом, попавшим в церковную каюту, сломан один шпангоут, борт пробит и все шкафы в каюте совершенно разбиты и церковная утварь повреждена.

Полупортик и иллюминатор между 26 и 27 шпангоутами - один поврежден, один разбит.

Полупортики между 31 и 32, а также между 46 и 47 шпангоутами - разбиты. Одна рама повреждена и шкафик разбит.

На левой стороне между 31 и 32 шпангоутами полупортик и иллюминатор разбиты, борт поврежден.

Поврежден выходной трап в среднем люке спардека.

В каюте старшего офицера и в коридоре около нее палуба во многих местах пробита осколками, стекла иллюминаторов разбиты.

В каюте командира борт поврежден осколками, верхняя палуба тоже повреждена, полупортики, иллюминаторы и рамы повреждены.

В столовой адмирала с правого борта повреждены два полупортика и разбиты 2 иллюминаторных стекла.

Щиты вокруг 6" левой кормовой башни и двери разбиты.

В батарейной палубе в лазарете пробит борт и разбит иллюминотор (с правого борта).

На левом борту в приемном покое, между 18 и 19 шпангоутами, пробита боевая крышка иллюминатора, а стекло иллюминатора разбито.

Между 24 и 25 шпангоутами в каюте №3 разбито иллюминаторное стекло.

С правого борта, между 26 и 28 шпангоутами пробит борт и разбита каюта №2.

На правом борту в минном полупортике разбито стекло.

В каюте №1 между 30 и 31 шпангоутами разбито стекло поврежден иллюминатор.

В кают-компании кондукторов пробита переборка, разбиты рундуки и поврежден иллюминатор.

В каюте №19 пробит борт и палуба, повреждены койки, иллюминаторы и разбиты стекла.

В офицерской ванной каюте разбиты: дверь, иллюминатор и стекло.

В каюте №20 разбито стекло и поврежден иллюминатор.

В кают-компании офицеров на левом борту повреждены переборка и двери, 3 бимса перебиты, щиты и линолеум испорчены, письменный стол уничтожен, шкафы для книг пробиты, диваны, столы и стулья частью повреждены, частью совершенно разбиты.

Вследствие разрыва неприятельского снаряда ниже подводной брони, залиты 2 нижних и 2 верхних бортовых коридора по правому борту, между 23 и 37 шпангоутами. Воды в залитых коридорах было 154 тонны. Так как отсеки эти были залиты очень скоро, то осмотреть их во время боя не удалось. По приходе в Циндао обнаружилось, что имеется большая вмятина, глубиною около 2 фут. Центр ее находится приблизительно против 29-го шпангоута, фута на 3-4 ниже нижней кромки брони. Между нижней кромкой броневых плит и кромкой обшивки образовалась щель, которая против центра вмятины имеет около 1/2 фута ширины и, идя в обе стороны, суживается на нет. Длина щели около 12-13 фут. Против шпангоутов 28, 29 и 30 замечено несколько вышибленных заклепок. На обоих броневых плитах видны две выбоины и трещины. При помощи водолазов удалось закупорить деревянными клиньями и пробками всю щель и дыры от заклепок, после этого удалось выкачать воду из всех залитых коридоров, при чем оказалось: в нижнем бортовом коридоре (от 25 до 31 шпангоута), между шпангоутами 30 и 31, верхний угол наклонного листа, соединяющего 2 листа обшивки в стыке, отогнут во внутрь, отчего 12-15 заклепок частью выскочили совсем, а частью повреждены и пропускают воду; флоры и стрингеры и угольники, крепящие их, у шпангоутов 28, 29 и 30, изломаны, погнуты и оторваны во многих местах; несколько заклепок выскочило и несколько повреждены. В эти коридоры вода попала через дыры выскочивших заклепок, через разошедшиеся швы листов и через отдавшиеся немного броневые болты.

Разбиты 3 цистерны: опресненной, береговой и забортной воды; на рострах перебит почти весь трубопровод к цистернам и паровые трубы для подогревания воды.

На верхней палубе перебит трубопровод соленой воды у командного правого гальюна.

В спардеке перебит трубопровод пресной и соленой воды.

Перебит самый носовой и самый кормовой отростки труб пожарной системы и попорчены три крана.

Перебиты трубы и 1 кран у носовой и средней помп Стона.

Перебиты отливные трубы носового и центрального аэрорефрежираторов.

Совершенно разбиты 2 иллюминатора в батарейной палубе и один в спардеке и 11 иллюминаторов повреждены.

Перебита вентиляторная труба в носовой сушилке.

Разбит желоб правого командного гальюна.

В ходовой передней рубке от сотрясения сброшен на палубу со стойки электрический штурвал, а у гидравлического штурвала погнут вал, идущий в боевую рубку.

В боевой рубке наружный медный кожух электрического штурвала пробит осколками.

Кроме главного среднего компаса, который совершенно снесен, у остальных от сотрясений сползли магниты.

Перебиты переговорные трубы, провода звонков и освещения, разбиты стекла от компасов и лампочек.

В рострах разбиты хранившиеся там 2 аппарата метательных мин.

Прицелы для минных аппаратов: 2 совершенно уничтожены, а 4 сильно повреждены.

Все 4 прожектора сильно повреждены в корпусах, а в трех из них разбиты рефлектора.

Все приборы телеграфа без проводов совершенно уничтожены.

Кабели электрических штурвалов боевой и ходовой рубок оторваны.

Разбиты 9 телефонных станций.

В спардеке разбиты 2 колокола громкого боя.

Разбито стекло фонаря Табулевича и уничтожен искроусилитель.

Снарядом, попавшим в верхнюю часть кормовой трубы и в ней разорвавшимся, перебиты водогрейные трубки экономайзера парового котла №14, разворотило и загнуло внутрь листы и угольники крепления внутреннего кожуха дымовой трубы. Разорвавшимся в нижней части кормовой трубы снарядом перебиты водогрейные трубки экономизаторов паровых котлов №№13 и 14, а также и питательная труба котла №15. Этим же снарядом разворотило совершенно внутренний кожух трубы вплоть до экономизаторной площадки, а загнутыми листами этого кожуха прекратило тягу в 10 кормовых котлах. Снарядом, попавшим в среднюю часть носовой трубы и разорвавшимся в ней, загнуло внутренний кожух (чем уменьшило тягу), перебило трубу парового свистка и воздушной сирены.

Осколками от снарядов перебило коромысло спускового золотника и золотниковую тягу паровой лебедки правого топенанта для спуска минных и паровых катеров.

Осколками разбиты: водогрейные трубки и верхний паровой коллектор котла парового катера №1 и золотниковая коробка, золотниковый шток и цепной барабан мусорной лебедки из третьей кочегарки.

Гребные суда:

Оба паровых катера в корпусе имеют массу пробоин от осколков. Палубы, кожухи, трубы и внутренняя отделка сильно повреждены.

Два баркаса и два 16-ти весельных катера очень сильно разбиты, как внутри, так и снаружи.

Два 14-ти весельных катера имеют несколько небольших пробоин и внутри повреждены незначительно.

Две шестерки и вельбот №1 пробиты массой осколков, вельбот №2 поврежден незначительно.

Подписал: капитан I ранга Иванов.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования