Спасательное судно "Сталинец"

Алексей Гайдук
Предоставлено автором



Вскоре после окончания советско-финской войны 1939-1940 года по условиям мирного договора между двумя странами Советскому Союзу был в долгосрочную аренду передан полуостров Ханко. Советское руководство планировало создать там крупную военно-морскую базу. Для обороны базы со стороны моря требовалось создание мощной береговой обороны.

Ленинградскому металлическому заводу имени И.В. Сталина было поручено изготовить для будущих батарей станки орудий. Завод имел давний опыт в подобном производстве, так как первый орудийный станок на нем был изготовлен октябре 1869 года.

Полуостров Ханко и прилегающие к нему острова, на которых необходимо было произвести монтаж будущих артиллерийских систем находились в самом устье Финского залива и перевозка грузов на будущую военно-морскую базу планировалось водным путем.

Руководство завода, зная о предстоящей перевозке крупногабаритных деталей имеющих к тому же и большой вес, позаботилось о приобретении подходящего транспортного средства. Весной 1940 года для нужд завода на «Петрозаводе» построили 500 сильный буксир. Уже на стапеле он получил имя «Сталинец», став родоначальником целой серии однотипных судов. По прибытию на завод приказом начальника завода №291 от 3 сентября 1940 года он был приписан к 10 (железнодорожному) цеху, в ведении которого числились все заводские транспортные средства. Уже 16 октября 1940 года капитаном на буксир был назначен переведенный из Северо-Западного речного пароходства Демидов Иван Ильич. Кроме нового буксира на заводе было еще одно плавсредство – корпус бывшего броненосца береговой обороны «Не тронь меня», который использовался как баржа. История его появления на заводе восходит к тому времени, когда завод выполнил заказ по изготовлению и монтажу на месте разводной части моста «Императора Петра Великого». Именно для доставки его деталей к месту монтажа заводу и был передан корпус бывшего броненосца.

Баржа представляла из себя довольно плачевное зрелище. На ней отсутствовало якорное, рулевое устройство и швартовное устройство. На ходу сигнальным огнем служил фонарь «летучая мышь» привязанный к древку от лопаты. С такой баржей и суждено было работать «Сталинцу». Плавания буксира были короткими. С неуправляемой баржей груженной тяжеловесами «Сталинец» совершал переходы от завода в торговый порт и обратно умело, маневрируя между узкими разводными пролетами невских мостов. Для погрузки тяжеловесов на баржу использовался 150 тонный плавкран завода имени А.А.Жданова построенный ранее на Металлическом заводе, который также обслуживал буксир, подводя и отводя его от заводской набережной. Работы было мало и содержание такого мощного буксира на заводе сочли нерентабельным. Было принято решение обменять его на маленький буксир и две металлические баржи. Решить эту задачу и найти подходящий обмен администрация завода поручила капитану буксира Демидову Ивану Ильичу. Подходящая замена нашлась в экспедиции подводных работ особого назначения ЭПРОНе. Оставалось дождаться решения этого вопроса в Совете народных Комисаров СССР.

В ночь с 21на 22 июня 1941 года «Сталинец» шел в очередную разводку невских мостов буксируя баржу, груженную тяжеловесом в 135 тонн в торговый порт. Это был стол для артиллерийской системы на полуострове Ханко. Днем стоя у причала торгового порта в ожидании указаний администрации завода экипаж узнал, что началась война с Германией. Вечером того же дня на борт судна прибыла военная комиссия, которая, осмотрев судно, приказала капитану следовать на завод «Юный водник» в Ленинграде для переоборудования согласно мобилизационных планов в военный корабль. С наступлением ночи, когда развелись невские мосты, капитан Демидов перегнал буксир к заводу и доложил начальнику цеха Арсеньеву об отданном распоряжении военной комиссии. Арсеньев рекомендовал капитану буксира обратиться напрямую к директору завода.

Переговорив с директором завода Демидов оставил ему рапорт с просьбой команды направить всех вместе с судном добровольцами на защиту Родины. Решение о передаче буксира флоту было принято 5 июля. Согласно мобплану «Сталинец» подлежал переоборудованию в минный тральщик. При постройке судов для народного хозяйства в предвоенные годы на «Петрозаводе» на палубах буксиров устанавливались фундаменты под орудия, тральные лебедки и гнезда для другого вооружения. Подобным образом был оборудован и «Сталинец».

С началом войны все мобилизованные суда со всего Северо–Западного бассейна следовали на завод «Юный водник» для предстоящего переоборудования где их в течении нескольких суток превращали в боевые корабли. На готовые фундаменты устанавливалось вооружение, борта и надстройки перекрашивались в шаровый цвет, после чего корабли укомплектовывали экипажем. Так произошло и со «Сталинцем». В течении двух суток на нем установили две полуавтоматические 45 миллиметровые пушки, тральную лебедку и прочее оборудование. В то же время две каюты переделали под кубрики личного состава, установив заранее изготовленную мебель.

В это время на завод прибыл начальник ЭПРОН контр-адмирал Ф.И. Крылов имея на руках решение Совета Народных Комисаров от 24 марта 1941 года о передаче «Сталинца» в ЭПРОН с заменой двумя металлическими баржами и буксиром «Волна».

По распоряжению адмирала кормовую пушку сняли, убрали тральное оборудование кроме лебедки, и корабль перешел к причалу мастерских ЭПРОНа для переоборудования под спасатель.

20 июля спасательный корабль «Сталинец», с неукомплектованной по штату командой был перечислен в состав Ладожской военной флотилии и направлен в город Шлиссельбург в распоряжение Аварийно-спасательной группы. Уже 22 июля по прибытию судна в Шлиссельбург – базу флотилии, экипажу выдали личное оружие –пистолеты и винтовки. В тот же день поступило распоряжение о включении корабля в состав десанта на остров Мантинсаари. Десант состоял из матросов, политработников и командиров 4-й отдельной бригады морской пехоты (командир — генерал-майор Б. Н. Ненашев), сформированной буквально накануне высадки и личного состава базы Ладожской флотилии. Офицеры в большинстве своем набирались из преподавателей и командиров Военно-морской академии и военно-морских училищ, не имевших опыта и достаточных знаний для действий на суше. Младшие командиры и бойцы пришли в бригаду добровольно из команд строящихся судов и учебного отряда подводного плавания. Комендоры, электрики, минеры и машинисты стали морскими пехотинцами.

К боевым действиям корабль был не готов. Команда состояла из капитана Демидова Ивана Ильича, старшины машинной группы машиниста Григорьева Б.В., машиниста Румянцева, двух кочегаров Столярова А.М. и Воробьева А.И., боцмана Душенкова Г.И., рулевого Серова В.Г., радиста Белясникова М. и кока Носухина М.Т. Командиром БЧ5 назначили старшего механика торгового флота Русакова З.Г. Русаков был смелым и опытным офицером, сражавшимся на фронтах Гражданской войны. Однако в экипаже судна отсутствовали самые дефицитные специалисты: штурман, сигнальщик и комендоры. Десять членов заводской команды пополнили 15 человек из запаса, совершенно не знающих корабля и давно не плававших. В десант прибыли 15 кадровых военных из состава ЭПРОНа.

На восходе солнца 24 июня отряд кораблей десанта прибыл к месту высадки. Финны открыли артиллерийский огонь с берега. Вскоре в небе появились их самолеты. Так под обстрелом артиллерии и авиационными бомбами экипаж «Сталинца» начал боевую учебу. В этой операции из числа десантируемых капитан буксира подобрал недостающих по штату сигнальщиков и комендоров, а также пополнил вооружение двумя пулеметами «Максим». Установив пулеметы поверх пустых металлических бочек, и привязав их пеньковыми концами, соорудили две импровизированные зенитные установки.

Ожесточенные бои за острова Лункулансаари и Мантсинсаари шли с 24 по 28 июля 1941 года. Но под давлением значительно превосходящих сил противника, десанту полностью выполнить поставленную задачу не удалось. Понеся большие потери, моряки вынуждены были оставить острова.

После окончания десантной операции исправили ошибку контр-адмирала Ф.И. Крылова: на фундамент снятой кормовой пушки установили другую снятую с затонувшего «ТЩ-122». Экипаж спасателя приступил к напряженной учебе по своей прямой обязанности-спасателя. Экипаж заделывал пробоины в корпусах боевых кораблей, ставил пластыри и цементные ящики. В середине августа 1941 года поступила команда принять участие в эвакуации из окружения 142, 168 и 198 стрелковых дивизий в северной части Ладожского озера. Под ураганным кинжальным огнем противника судно вынуждено было заходить в бухты у необитаемых и пустынных берегов прозванные в эти дни «бухтами смерти», принимать личный состав и боевую технику и эвакуировать их на остров Валаам. Перед одним из последних заходов в «бухту смерти» к спасательному кораблю «Сталинец» подошел катер МО-201. Стараясь перекричать гул мотора, старший лейтенант В. П. Беляков в рупор отдал приказание: «... с наступлением темноты полным ходом идти в бухту номер один и вывести баржу с бойцами последнего оставшегося на берегу полка. При входе в бухту вас встретит кинжальный огонь противника. Подготовьте личный состав! Всё!» И тут же на глазах слушавших его приказание моряков помчался в глубь бухты навстречу огню. Для всего личного состава «Сталинца» это был достойный пример выполнения своего долга. Шестнадцать заходов в «бухту смерти» совершил «Сталинец», и все задания были выполнены безупречно.

12 сентября спасательное судно «Сталинец» участвовало в проводке первого конвоя к Осиновецкому маяку, доставившему в осажденный город 800 тонн муки и более 60 тон стрелкового оружия. Последующие конвои проводить было все сложней. Немцы узнали о существовании водной трасы и начали воздушную охоту за судами. Под их бомбами гибли суда и люди. У спасателя всегда была работа. Так 4 ноября 1941 года на рейде у Осиновского маяка сторожевое судно ладожской военной флотилии «Конструктор» подверглось бомбардировке немецкой авиацией. Две сброшенные бомбы легли за кормой. Вслед за первым самолетом, не замеченным из-за облачности, вынырнул второй самолет и тоже сбросил две бомбы. На этот раз бомбы попали в носовую часть корабля. От близких разрывов корпус судна дал течь и «Конструктор» начал погружался в воду. Вода стала быстро заполнять не пострадавшую от взрыва остальную часть верхней палубы, наводя панику на находившихся там пассажиров. Угол наклона на нос угрожающе увеличивался. Казалось, что судно проваливается. С носовой частью затонуло помещение первого котельного отделения. В смежном помещении второго котельного отделения от сотрясения при взрыве разрушилась кирпичная кладка водотрубного котла. Из разорванных труб котла повалил пар. Переборка еле выдерживала давление напора воды, затопившей смежное помещение первого котельного отделения. Через швы, через заклепки, через клинкеты бункеров вода врывалась в помещение.

Прошло немного времени и «Конструктор», с большим дифферентом на нос, с приподнятой кормой и торчащими из воды оголенными лопастями гребного винта, подрабатывая своими машинами, буксируемый спасательным кораблем «Сталинец» и буксиром «Никулясы», кормой вперед входил в пустынную бухту Морье. С наступлением ледостава перевозки сократились но «Сталинец» как новый корабль с хорошим подкрепленным корпусом продолжал совершать рейсы к западному берегу.

В конце ноября на Ладожском озере образовались мощные ледяные поля, с которым корабль уже не мог справиться. Очередной конвой в составе канонерской лодки «Лахта», транспортов «Стенсо» и «Ханси», тральщика «ТЩ-63» и спасательного судна «Сталинец» с баржой вышел из Осиновца 28 ноября 1941 г. Корабли двигались в сплошном льду, местами настолько плотном, что приходилось его подрывать. Но судам конвоя так и не удалось подойти к причалам. 1 декабря они сосредоточились в Волховской губе, не дойдя 25 километров до Новой Ладоги и, так как топливо было полностью израсходовано, были затерты льдами. Погрузка на них продовольствия из-за битого льда оказалась невозможной. Только к 5 декабря береговой припай позволил подвести к кораблям топливо и продовольствие автомашинами. Прибывший в Новую Ладогу 10 декабря 1941 года командующий КБФ В. Ф. Трибуц приказал прекратить приемку продовольствия на корабли, оставив их на зимовку в Новой Ладоге, так как сильный мороз сделал свое дело, и обратный переход к Осиновцу уже не представлялся возможным. Ввиду полной невозможности плавания в озере из-за ледовых условий В. Ф. Трибуц 20 декабря приказал командованию Ладожской флотилии приступить к зимнему ремонту кораблей. Судам конвоя пришлось простоять в ледяном плену до весны следующего года.

За первую военную компанию личный состав «Сталинца» отлично сработался, научился отражать воздушные налеты и маневрировать под артиллерийским огнем, в результате чего экипаж судна почти не имел тяжелых потерь. Из-за ранения в ногу был отправлен в госпиталь всего один человек Столяров А.М.

Так спасательное судно «Сталинец» закончил первую военную навигацию. Летом 1942 года в составе Ладожской военной флотилии был сформирован 77-й аварийно-спасательный отряд, к которому и был приписан «Сталинец». Отряд располагался в новой базе флотилии городе Новая Ладога. На ходовом мостике появился дополнительный зенитный пулемет.

В навигацию 1943 года экипаж судна пополнился водолазом. Им был только окончивший учебу по специальности водолаз Александр Семенович Носков. Задачей водолазов было спасти как можно больше груза, если машина попадала в промоину. «Легче всего было вытаскивать мешки с мукой, - вспоминает Александр Семенович. Мука в воде намокает не сразу. Коркой снаружи покрывается. А внутри нормальная. Почти весь груз успевали достать». Позже, в апреле, когда лед сошел, и началась навигация, работа продолжилась уже на открытой воде. Что только тогда не приходилось поднимать со дна Ладоги? И затопленные машины, суда, и баржи. Разматывали стальные тросы с винтов кораблей.

После полного снятия блокады Ленинграда «Сталинец» поставили в ремонт, а экипаж перевели на другие суда, где они продолжили борьбу с фашизмом. За 3 военных года судно не разу не проходило ремонта, а корпус судна и механизмы были до предела изношены походами во льдах.

1. Материалы из фондов музея «Ленинградского Металлического завода».
2. Воспоминания капитана буксира капитана 2 ранга запаса Демидова Ивана Ильича.
3. Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. — Л.: Лениздат, 1989.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования