Тактическая игра "Русско-японская война на море" от Сергея Сулиги

НОВЫЕ ПРАВИЛА ВОЕННО-МОРСКОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Сулига С.В.

Copyright © 1991

Прислано автором специально для сайта Цусима

В этом варианте игры участники смогут больше приблизиться к реальности. Речь пойдет о некоторых изменениях в процедуре артиллерийской стрельбы и определения повреждений, а также о методиках расчета основных тактико-технических элементов (ТТЭ) кораблей: размера цели, запаса плавучести, орудийной мощи, броневой защиты плавучести, механизмов и артиллерии. Конечно, использовать эти методики можно только при наличии достоверных данных о кораблях и их масштабных рисунков со схемами бронирования. Для тех, кому эти данные не доступны, мы будем приводит нужные для игры данные на страницах нашего журнала. Начнем же по хронологии - с русско-японской войны.

Артиллерийская и торпедная стрельба

В данном варианте для определения попадания предлагается использовать 3 кости (кубика):

1) кость дистанции до цели (1 - 10 каб., 2 - 20 и т. д. при максимальной дальности 60 кабельтовых; считая по 15 или 20 кабельтовых, получаем максимальную дальность стрельбы 90 и 120 кабельтовых, что примерно соответствует морским боям 1-й и 2-й мировых войн);

2) кость цели, где каждая грань показывает условную категорию цели, зависящую от реального размера корабля, а не от класса; при этом для самых больших целей категории “6” эту кость бросать не нужно;

3) кость места попадания, показывающая на какой именно элемент корабля приходится повреждение - плавучесть (затопления), скорость (попадания в машинные и котельные отделения - МКО), артиллерия и, при наличии, надводные торпедные аппараты; поэтому на гранях этой кости нужно 2 раза нанести букву “Б” (борт) и по разу буквы “М” (механизмы), “А” (артиллерия) и “Т” (торпедный аппарат - только для кораблей с надводными торпедными аппаратами), а одну грань оставить пустой - промах, но для миноносцев и эта грань означает попадание в борт.

Итак, залп считается попавшим, если выпадут соответствующие дальности до цели (если выпадет грань с цифрой, превышающей или равной дистанции до цели, измерянной по правилам первого варианта игры) и ее размеру на первых двух костях и одна из обозначенных буквами пяти граней кости “места”. Т. о., вероятность попадания несколько отличается от первого варианта игры.

Процедура торпедной стрельбы точно такая: бросать по 3 кости за каждую торпеду. На кости дистанции учитываются только грани “20” при выпуске с дистанции от 11 до 20 кабельтовых и “20” и “10” при выпуске торпед с дистанции до 10 кабельтовых. Только на третьей кости засчитываются грани “Б” и “МКО”, остальные означают промах. Если в игре моделируется период времени, когда дальность хода торпед стала выше, можно ввести три дистанции по 10 кабельтовых (попадание с 21-30 кабельтовых при выпадении “30”, с 11-20 - при “30” и “20”, попадание с дистанции до 10 кабельтовых при выпадении “30”, “20” или “10”) или принять другую кратность измерения дистанции, чем при артиллерийской стрельбе (например, по 15 кабельтовых за каждую грань вместо 10).

Перезарядка торпедных аппаратов для рассматриваемого периода времени занимает 5 ходов (30 минут).

Оценки ТТЭ кораблей

Поскольку в игре из ТТЭ кораблей интерес представляют запас плавучести, скорость, наступательная, которые в данном варианте подвергаются воздействию атак противника раздельно, а также его размер и броневая защита различных объектов, каждый корабль оценивается следующими показателями: размер цели, запас плавучести, скорость, артиллерийская мощь, броневая защита плавучести, механизмов, артиллерии и торпедных аппаратов.

1) Размер цели (номер категории цели) определяется по числу “малых” отсеков, начиная от ватерлинии и выше, на схеме корабля из справочника Джейна без учета мачт, которое делится на 12, если время действия начало ХХ века (додредноутная эпоха), на 16 для времени 1-й мировой войны и на 20 для второй с округлением до ближайшего целого. Если справочник Джейна не доступен, можно взять масштабный рисунок корабля и наложить на него сетку, расчерченную на прямоугольники со сторонами, соответствующим размеру 7,6х2,3 м (25х7,5 футов), и подсчитать общее число прямоугольников, закрытых силуэтом корабля. Если цель по отношению к стреляющему кораблю повернута носом или кормой (сектор по 45 градусов от ее курса), ее размер уменьшается на 2 категории, но не ниже 1-й.

2) Запас плавучести в условным очках, число которых с округлением до ближайшего целого подсчитывается как:

Пл = LxB / 30, (1)

где L и В - длина и ширина во ватерлинии в метрах.

3) Скорость в узлах - максимально возможная на рассматриваемые период времени, равная отрезку пути, проходимого в миллиметрах за ход на карте маневрирования (естественно, в игре корабль может ходить и с любой меньшей скоростью).

4) Артиллерийская мощь в условных очках, которые подсчитываются как сумма орудий каждого калибра с борта, носа и кормы (сектора в оконечностях по 45 градусов от линии курса корабля) по следующей формуле:

Арт = (2 x (m х V 2/( d 2+2))2 х n х N1/2), (2)

где m - масса снаряда в кг; V - начальная скорость, м/с; d - диаметр ствола в дюймах (1 дюйм=25,4 мм); n -число орудий в рассматриваемом секторе стрельбы; N - скорострельность в выстрелах/минуту (для орудий старых образцов - до 1890 года - число в квадратных скобках остается в первой степени).

Число в фигурных скобках подсчитывается с округлением до ближайшего целого для каждого калибра не менее 75-мм и указываются в карточке корабля через “+” с указанием в скобках предельной дальности стрельбы. Например, для корабля с вооружением из 4 305-мм, 6 152-мм и 10 75-мм (с борта) на 1904 год это будет выглядеть как 12(6)+12(5)+4(4), а уже на 1914 год - 12 (4)+12(3)+4(2). При стрельбе всеми калибрами по одной цели все очки суммируются в полный залп (надо только учитывать разную дальность, т. е. при стрельбе на дальнюю дистанцию мелкие калибры не учитываются), а при раздельной стрельбе (можно и по разным целям, например, главным калибрам по броненосцам, средним и мелким - по миноносцам) кости бросаются за каждый калибр, т. е. получаем несколько залпов с меньшим “весом”. В случае раздельной стрельбы по одной цели, если залп главного калибра (всегда разбор начинаем с него) “лег накрытием” (на двух первых костях выпала нужная комбинация), то за следующие калибры бросается только кость “мести”. Не следует забывать и про уменьшение веса попавшего залпа вдвое при стрельбе по носу и в корму (если залп в оконечности могут давать менее или более половины орудий бортового залпа, это указывается в карточке), по резко маневрирующему кораблю или с резкого маневра, а также при стрельбе большим числом (более 4-х) кораблей по одной цели (см. “Наваль” №3). Для самых неленивых можем предложить нарисовать для каждого корабля секторы стрельбы с указанием «веса» залпа в каждом секторе.

5) Броневая защита плавучести в условных очках подсчитывается по формуле:

Зпл = [ S(N1 x S) + N2 + S(M1 x S x 2) + M2 x 2] / (N1+N2+M1+M2), (3)

где N1, N2, M1, M2 - число забронированных и небронированных отсеков (по схемам Джейна) в первом (по ватерлинии) и втором межпалубных пространствах; S - эквивалентная толщина брони в дюймах, приведенная к крупповской броне и рассчитанная как сумма толщины вертикальных плит и полуторной толщины скоса броневой палубы, если таковой имеется.

Другими словами, порядок расчета такой:

· на схеме бронирования корабля привести всю броню к крупповской, воспользовавшись коэффициентами 0,4 для железной (т. е. 2,5 дюйма железа = 1 дюйма стали, закаленной по способу Круппа), 0,5 для смешанной (компаунд, т. е. слой стали на слое железа), 0,6 для стальной, 0,7 для сталеникелевой, 0,8-0,9 для гавеевской сталеникелевой;

· подсчитать количество отсеков, защищенных броней одинаковой эквивалентной толщины (с учетом скоса бронепалубы) и умножить это число на толщину брони в дюймах, повторив это столько раз, сколько имеется разных эквивалентных толщин на данном корабле;

· сложить полученные произведения (удвоенное число для отсеков второго межпалубного пространства, считая от ватерлинии) и, добавив к результату число небронированных отсеков первого и удвоенное число таких же отсеков второго межпалубного пространства, разделить общую сумму на общее число отсеков первого и второго межпалубных пространств с округлением до ближайшего целого.

6) Броневая защита механизмов

Змко = S + 2 x D, (4)

где S и D - толщины в дюймах вертикальной брони по МКО и скоса бронепалубы за ней, приведенные к крупповской броне.

7) Защита артиллерии с учетом не только брони, но и распределения орудий по кораблю:

Зарт = [ S(Арт x S) / SАрт] х Н1/2 х Отс / Nпр, (5)

где Арт - оценка артиллерии, рассчитанная по формуле (2) для каждого калибра; S - толщина брони в дюймах (если орудия одного калибра имеют разную защиту, подсчитывается среднее арифметическое; для палубной установки за щитом и за бортовой обшивкой S = 2, а для открытой установки S = 1); Н - число межпалубных пространств, на которых расположены орудия (одиночные орудия калибром менее 120-мм на надстройках не учитываются); Отс - длина корабля в «малых» отсеках (или длина по ВЛ в метрах, деленная на 7,6); Nпр - приведенное число орудий (до 75-мм включительно), доступных обстрелу с борта, которое подсчитывается по формуле:

NПР = NГК + NСК + NПК х АПК / АГК, (5.1)

где NГК, NСК, NПК - число орудий главного среднего и противоминного калибров; АПК, АГК - мощь противоминного и главного калибров (последнее принято, чтобы большое число противоминных пушек, обычно стоявших без брони и имеющих незначительную мощь, не ухудшало оценку защиты остальных орудий).

Учет повреждений

При выпадении на трех костях условия и места попадания расчет повреждений в условных очках, которые последовательно вычитаются из соответствующего ТТЭ (плавучесть, скорость, артиллерийская мощь) после каждого хода, производится по формуле:

Повр. = NЗАЛПА - (R-1) - Защ. (очков или узлов), (6)

где NЗАЛПА - «вес» попавшего залпа в очках; R - номер дистанции до цели (от 1 до 6); Защ. - оценка защиты соответствующего элемента (Зпл при выпадении «Б», Змко при выпадении «МКО» и Зарт - при выпадении «А», а при выпадении «Т» берется просто толщина брони в дюймах вокруг аппарата, если таковая есть).

Если при расчета по формуле (6) результат будет равен нулю или отрицательный, это значит, что снаряды не смогли пробить броневую защиту. Исключение существует только для артиллерии, показатель защиты которой учитывает не только наличие брони вокруг орудий, но и их разнесение по кораблю (это сделано во избежании выхода из строя всех орудий, например, на бронепалубном крейсере, при попадании единственного залпа). При втором и последующем отрицательном результате для данного корабля, из его артиллерии вычитается по 1 очку. При этом «вес» залпа должен быть не меньше 4 очков.

Если в процессе игры покажется, что корабли слишком быстро выходят из строя (особенно это будет иметь место при появлении дредноутов с большим «весом» залпа, то расчет повреждений можно вести по другой формуле:

Повр. = (NЗАЛПА - Защ.) / R (очков или узлов), (7)

Получившиеся после расчетов по формуле (6) или (7) очки вычитаются из соответствующего ТТЭ с учетом правого и левого борта, что указывается в карточке корабля (см. Приложение 1). Корабль как бы теряет ход, получает затопления, у него выходят из строя орудия и торпедные аппараты. При этом действуют следующие правила:

1) если число «отрицательных» очков, набранных кораблем с одного борта (попадания в «Б» и «МКО»), превышает половину запаса плавучести (Пл), корабль переворачивается и тонет;

2) если суммарное число очков затоплений, набранных кораблем при попаданиях в оба борта, превысит его оценку плавучести, корабль тонет;

3) при потере 25%, 50% и 75% очков запаса плавучести, корабль теряет соответственно 25%, 50% и 100% скорости, не зависимо от того, были ли попадания в МКО или нет (если были, то скорость уменьшается еще больше - см. 4), а маневренность при потере 50% плавучести (или 50% скорости) ограничивается поворотами не более, чем на 30 градусов;

4) при потере 75% запаса плавучести корабль, кроме хода, теряет 50% оставшейся у него артиллерийской мощи и может стрелять только по целям на дистанцию не более 20 кабельтовых;

5) при попадании в «МКО» уменьшение скорости определяется по формуле (6) или (7), но при этом столько же очков вычитается из запаса плавучести с данного борта (затопления);

6) при попаданиях в «А» артиллерийская мощь корабля снижается в первую очередь за счет орудий меньших калибров, имеющих более слабую защиту; при выходе из строя орудий главного калибра, это указывается в карточке с обоих бортов;

7) при потере миноносцем 50% запаса плавучести он не может выпускать торпеды;

8) при попадании в торпедный аппарат (и пробитии его защиты) он выходит из строя, а при вторичных попаданиях в него же или отсутствии аппаратов на корабле считается промах; какой аппарат, носовой или кормовой, выходит из строя определяется бросанием кости (например, при выпадении 1, 2 или 3 - носовой);

9) если аппарат был заряжен, то при попадании в него с вероятностью 25% (выпадение на 2 костях в сумме 5 или 6 очков) происходит взрыв, и корабль получает «затопления», число очков которых равно мощности торпеды в очках (вес ее заряда в кг, деленный на 5), деленное на номер межпалубного пространства, где аппарат расположен (при расположении аппарата по ДП корабля; число затоплений поровну распределяется между обоими бортами);

10) при попадании в корабль торпеды из его запаса плавучести вычитается число очков, равное мощности торпеды, а при выпадении при этом «МКО» еще половина этого числа очков вычитается из скорости.

11) при нахождении корабля вне обстрела с него за каждый ход снимается по 1 очку повреждений всех видов.

Расчетные данные по формулам (1)-(6) и приведенные в пп.1)-11) условия примерно соответствуют результатам, получаемым в ходе игр с более сложными правилами, которые учитывают гораздо большее число факторов и адекватность действительности которых проверена на огромной массе исторического материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный вид карточек кораблей


Эскадренный броненосец «Цесаревич», Россия, 1904 год


Категория цели

6

Плавучесть

92

Скорость

18

Артиллерия: нос/борт/корма 14 / 26 / 14

6+6+2 / 12(6)+10(5)+4(4) / 6+6+2

Защита

13

14

16, надв. ТА 5

Повреждения

(очки суммируются)

ЛБ

-5, -8, -11, -13

ПБ

-1

-2, -3

ЛБ

-2, -4, -9

- нос. ТА

ПБ

-1, -2


Эскадренный броненосец «Микаса», Япония, 1904 год


Категория цели

6

Плавучесть

98

Скорость

18

Артиллерия: нос/борт/корма 11 / 29 / 11

7+4+0 / 14(6)+13(5)+2(4) / 7+4+0

Защита

9

17

15, надв. ТА нет

Повреждения

(очки суммируются)

ЛБ

-5, -8, -11, -13

ПБ

-1

-2, -3

ЛБ

-2, -4, -9


ПБ

-1, -2, -4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Данные по корабля России и Японии для войны 1904-05 годов,

полученные путем расчета по формулам (1)-(5)


1. 1-я Тихоокеанская эскадра

Корабль

Цель

Пл

Скорость

Арт.

Зпл

Змко

Зарт

Зта

Цесаревич

6

92

18

12+10+4

13

14

16

5

Ретвизан

6

85

18

12+10+4

10

14

11

2

Пересвет, Победа

6

94

18

9+8+4

6

11

14

4/0

Полтава

6

80

15

12+10+0

7

14

12

5/0

Севастополь

6

80

14

12+10+0

6

12

9

5/0

Петропавловск

6

80

16

12+10+0

5

10

9

5/0

Баян

5

76

21

5+6+4

6

7

9

-

Громобой

6

100

20

5+11+5

4

10

8

-

Россия

6

100

19

5+11+2

4

6

5

5/0

Рюрик

6

88

18

2+13+4

3

6

4

0

Богатырь

5

73

22

13+4

3

6

8

0

Аскольд

5

67

23

11+4

3

6

5

3/0

Варяг

5

68

20

10+4

3

6

4

0

Паллада, Диана

5

69

19

8+5

3

6

2

0

Новик

4

47

24

5

2

4

10

0

Боярин

4

44

22

5

2

4

10

0

тип Отважный

2

30

13

2

2

3

9

0

тип Кореец

2

22

11

3

1

1

4

0

тип Бобр

2

20

11

2

1

1

3

-

Гиляк

2

23

12

3

1

1

6

0

Амур, Енисей

3

45

17

1

0

0

4

-

Боевой, тип Бурный

1

14

26

0,5

0

0

9

0

тип Властный

1

12

27

0,5

0

0

7

0

тип Бесшумный

1

14

26

0,5

0

0

8

0

тип Разящий

1

11

26

0,5

0

0

8

0

л-т Бураков

1

13

32

0

0

0

0

0

2. 2-я Тихоокеанская эскадра

Корабль

Цель

Пл

Скорость

Арт.

Зпл

Змко

Зарт

Зта

тип Бородино

6

92

17

12+10+4

10

11

17

4

Ослябя

6

94

18

9+8+4

6

11

14

4/0

Наварин

4

72

14

4(5)+5(4)

6

11

14

4/0

Сисой Великий

5

72

14

12+5+1

5

10

14

0

Имп. Николай I

перевооружен (Канэ)

5

69

15

2(5)+5(4)

2+10+1

4

7

8

7

0

Адм. Нахимов

4

76

15

6(5)+6

3

5

4

0

Адм. Апраксин

3

45

14

5(5)+3

3

7

9

0

Ушаков, Сенявин

3

45

14

7(5)+3

3

8

8

0

Вл. Мономах

4

48

15

5+4

2

3

4

0

Дм. Донской

4

48

15

5+7

2

3

4

0

Олег

5

73

21

13+4

3

6

8

-

Аврора

5

69

19

8+5

3

6

3

0

Светлана

4

44

19

6+1

3

3

9

0

Жемчуг, Изумруд

4

47

23

7

2

4

8

0

Алмаз

4

44

19

1

0

0

13

-

Урал

6

85

19

2

0

0

20

-

тип Буйный

1

14

26

0,5

0

0

9

0

3. Японский флот

Корабль

Цель

Пл

Скорость

Арт.

Зпл

Змко

Зарт

Зта

Микаса

6

98

18

14+13+2

9

17

15

-

тип Асахи

6

97

18

14+13+2

8

16

12

6/0

тип Фудзи

6

88

17

14+10+2

6

13

8

6

Чин-Иен

3

55

11

3(4)+6

3

6

4

-

Фусо

3

33

9

3

2

3

8

0

Ниссин

5

69

20

10+13+1

5

9

9

6

Кассуга

5

69

20

10+13+1

5

9

9

6

Асама, Токива

6

85

19

10+13+1

6

10

8

6

Идзумо, Ивате

6

85

19

10+13+1

7

12

10

6

Якумо

6

82

19

10+12+1

7

12

11

0

Адзумо

6

79

20

10+12+1

7

12

11

6

Кассаги, Читосе

5

60

21

5+4+1

3

6

6

0

Такасаго

5

57

21

5+4+1

3

6

6

0

Иосино

5

54

21

6+3

3

6

8

0

Ниитака, Цусима

4

46

19

8+2

3

4

6

-

Отова

4

43

20

4+2

3

5

7

0

Чиода

4

40

18

4

2

3

6

0

Нанива, Такачихо

4

43

16

10

2

3

9

0

Сума, Акаси

4

38

17

4+2

2

3

7

0

тип Мацусима

4

48

14

2(4)+4

2

3

5

0

Акицусима

4

40

17

4+3

3

4

6

0

Сайен

3

27

13

3(3)

2

3

10

0

Хейен

3

24

8

2(3)

3

4

10

0

Такао

2

25

14

4

0

0

6

0

Тацута

2

18

20

2

0

0

5

0

Мияко

2

34

19

2

0

0

6

0

Чихайя

2

27

20

2

0

0

6

0

Яйеяма

3

34

17

2

0

0

8

0

тип Акебоно

1

14

30

0,5

0

0

9

0

тип Кагеро

1

13

29

0,5

0

0

9

0

тип Асасио

1

14

30

0,5

0

0

9

0

тип Араре

1

15

27

0,5

0

0

9

0

Сергей Сулига, кандидат технических наук

 
Реклама:::
Источник: Омельянчук тренируется с клубом "Торпедо-БелАЗ".
donolux люстра потолочная;автомагнитолы опт;Измельчитель макулатуры, бумаги: керамический кирпич энгельс.

   Яндекс цитирования Rambler's Top100