Тяжелый крейсер "Furutaka"

Тяжёлый крейсер Furutaka
Тяжёлый крейсер "Furutaka" - 2 единицы
Место постройки Заложен Спущен Укомплектован Судьба
Mitsubishi, Nagasaki, Япония 5.12.1922 25.5.1925 31.3.1926 Погиб 11.10.1942
Графика:::
Тяжёлый крейсер Furutaka - фотографии Фотографии / Photos Чертежи и схемы / Drawings Тяжёлый крейсер Furutaka - Чертежи
Проектирование
История создания крейсеров типа "Furutaka" восходит к 1916 г., когда в программу "8 — 4" были включены три "скаута". Когда в Японии стало известно о строительстве в США кораблей типа "Omaha", проект было решено переделать. В 1918 г кораблестроительным отделом морского технического департамента был подготовлен переработанный проект "скаута". Постройка предусматривалась программой "8 — 8", однако выдачу заказа вновь отложили — на этот раз большое впечатление на японских адмиралов произвели английские крейсера типа "Hawkins" со 190-мм артиллерией ГК. Проект "скаута" вновь отправили на доработку.
Летом 1921 г., за полгода до подписания Вашингтонского договора, руководитель морского технического департамента капитан 1 ранга Юдзусу Хирага создал новый проект 7500-т крейсера-разведчика. В нем за счет применения ряда конструктивных новшеств была предпринята попытка совместить в минимально возможном водоизмещении артиллерию, превосходящую 190-мм орудия "Hawkins", скорость не менее 35 уз., лучшую, чем на американских и английских крейсерах, защиту и достаточную дальность плавания.
20.6.1922 фирмы "Mitsubishi" и "Kawasaki" получили заказ на постройку новых "скаутов" и приступили к работам над ними еще до утверждения бюджета парламентом в марте 1923 г. Официально строительство велось в рамках "Новой программы по замене флота 1923 г.".
Конструкция и оценка проекта
Основным нововведением, направленным на снижение веса корпуса, стало включение поясной и палубной брони в силовой набор корпуса. Последний выполнялся гладкопалубным, а его верхняя палуба в направлении от носа к корме получила характерный для многих последующих японских кораблей "волнообразный" профиль. Наибольшего значения высота борта (8,5 м) достигала в районе форштевня, в средней части корпуса эта характеристика выбиралась из соображения необходимой остойчивости, а в корме выполнялась насколько возможно низкой (4.5 м).
Большинство конструктивных новшеств было опробовано на специально построенном для этой цели легком крейсере "Yubari”. Бронирование новых крейсеров обеспечивало защиту от 152-мм cнарядов на дистанциях от 12 000 до 15 000 м, 76-мм пояс длиной 80 м и высотой 4.1 м имел наклон наружу 9 градусов. По проекту пояс должен был возвышаться над водой на 3.3 м. но из-за перегрузки эта величина при водоизмещении 9540 т составила всего 2.2 м.
Верхней кромкой пони крепился к 35-мм палубе, толщина которой снижалась ближе к диаметральной плоскости до 32 мм. Защита ниже ватерлинии ограничивалась небольшими булями. От установки предусмотренной первоначальным проектом броневой противоторпедной переборки (примыкающей к нижней кромке броневого пояса) отказались из-за недостаточной глубины получаемой ПТЗ, которую признали неэффективной.
Пирамидальное расположение артиллерии ГК заимствовалось у проекта "скаута" 1918 г.. но теперь в шести стоящих в диаметральной плоскости башнях устанавливались 200-мм/50 орудия. Три установки стояли в носу и три — в корме, причем средняя в каждой группе возвышалась над соседними.
Артиллерию ГК дополняли четыре зенитных 76-мм/40 пушки и два 7,7-мм пулемета, а также 12 510-мм неподвижных ТА, размещенных побортно. Сначала предполагалось установить поворотные аппараты на верхней палубе, но из-за большой высота борта их пришлось перенести палубу ниже и сделать фиксированными. Четыре пары труб тип 12 располагались над МО и две пары — между установкой ГК №3 и носовой надстройкой. Из-за недостаточной ширины корпуса ТА правого и левого бортов несколько смещались относительно друг друга по длине корабля.
Проектом предусматривалась возможность несения Сортовых гидросамолетов-разведчиков, для хранения которых имелся ангар за дымовой трубой, а также неподвижная платформа для их взлета.
При постройке этих кораблей проявился недостаток, присущий японскому кораблестроению того времени — чрезвычайно большая строительная перегрузка, достигшая а данном случае 1000 т (по проекту стандартное водоизмещение — 7100 т, нормальное, то есть при 2/3 запаса топлива — 8450 т; фактическое же составляло 8100 и 9433 т соответственно). Следствием перегрузки стало снижение проектной скорости хода с 35 до 34,5 уз.
Модернизации
В декабре 1926 - феврале 1927 г. на "Furutaka" обе дымовые трубы удлинили, а их козырьки отклонили назад для уменьшения помехи от воздействия дыма на носовую надстройку.
В 1932 - 1933 гг. "Furutaka" прошёл модернизацию, в ходе которой 76-мм/40 зенитные орудия тип 3 заменили на четыре 120-мм/45 тип 10. По бокам от носовой трубы установили зенитные директоры тип 91 и 2-м "полузенитные" дальномеры. Между ангаром и башней №4 смонтировали 19.4-м пороховую катапульту тип Куре №2 модели 1. Кроме того, крейсер получил 2x2 13,2-мм зенитных пулемета вместо устаревших 7,7-мм. С апреля 1937 по апрель 1939 г. крейсер прошёл кардинальную модернизацию, в ходе которой на нём провели модернизацию вооружения и связанные с этим переделки корпуса. Старые 200-мм/50 орудия тип 3 №1 заменили орудиями, официально называемыми "200-мм/50 тип 3 №2". Одноорудийные башни заменили двухорудийными модели "Е". Установки обеспечивали угол возвышения 55' и максимальную дальность стрельбы 29 400 м. Барбеты защищались 57-мм плитами. В башнях №2 и №3 установили два 6-м дальномера. В системах управления огнем директоры тип 14 заменили на тип 94 (основной — совмещенный с 6-м дальномером на носовой надстройке, резервный — за кормовой дымовой трубой). Верх носовой надстройки существенно перестроили, а не защищенную до этого боевую рубку обшили 36-ми плитами. Тяжелое зенитное вооружение оставили без изменений — 4x1 120-мм/45 орудия, но их сдвинули к носу, чтобы освободить место для стеллажей с запасными торпедами.
Зенитные директоры тип 91 заменили двумя новыми тип 94 (по бокам носовой надстройки), оборудованными 4,5-м дальномерами тип 94. Новое легкое зенитное вооружение состояло из 4x2 25-мм автоматов и 2x2 13,2 мм пулеметов. Неподвижные спаренные ТА тип 12 заменили двумя четырехтрубньми поворотными, установленными на верхней палубе по бокам от катапульты. С 1940 г. крейсер нёс 16 торпед тип 93: 8 — в ТА. остальные по 4 в закрытых пеналах с каждого борта перед ТА. Вместо имевшихся катапульт модели 1 смонтировали более мощные Куре №2 модель 3 длиной 19,4 м. Помимо вооружения некоторые изменения претерпела и ЭУ. Вместо 12 старых ПК установили 10 новых с чисто нефтяным отоплением. Параметры пара остались без изменений, но котлы получили подогреватели. Первая дымовая труба объединяла дымоходы восьми носовых ПК, а тонкая вторая — двух кормовых. Угольные бункеры заменили дополнительными нефтяными цистернами, в результате чего их общая емкость составила 1858 т.
Имевшиеся турбины модернизировали, повысив их общую мощность до 110 000 л.с. что, согласно расчетам должно было обеспечить кораблям скорость 33,3 уз. "Furutaka" на испытаниях в 1939 г. развил 32,95 уз. (водоизмещение 10 630 т, мощность 103 340 л.с). Для компенсации дополнительного веса и сохранения остойчивости на приемлемом уровне ширину корпуса увеличили с 15,8 до 16,9 м за счет установки булей.
Служба
Служба в довоенный период

До 1941 г. в основном занимался боевой подготовкой в японских водах или находился в резерве. В апреле 1928 г. Корабль использовался для доставки войск в Циндао для защиты японских подданных в ходе гражданской войны в Китае.

Служба в годы войны

К 7.12.1941 г. крейсер входил в состав 6-й эскадры 1 -го флота.
"Furutaka" 23 декабря прикрывал высадку на о. Уэйк. 23.1.1942 — в Рабаул (о.Новая Британия) и Кавиенг (о.Новая Ирландия), 8-9 марта в Лаэ и Саламауа (о.Новая Гвинея), 14 марта — на о. Бугенвиль, 28 марта — на о. Шортленд (Соломоновы о-ва). 31 марта в Киета (о.Бугенвиль). 7-8 апреля — на о. Манус (о-ва Адмиралтейства). 3 мая 1942 г. в ходе битвы в Коралловом море "Furutaka" осуществлял дальнее прикрытие захвата о.Тулаги (Соломоновы о-ва), в дальнейшем эскортировал авианосец "Shoho". После боя крейсер сопровождал поврежденный авианосец "Shokaku" на Трук С 10 по 15 июня "Furutaka" прошел докование в Куре. 27.7.1942 6-ю эскадру переподчинили 8-му флоту. 9 августа "Furutaka" принял активное участие в бою у о.Саво, в ходе которого он израсходовал 153 203-мм снаряда и 8 торпед. Каких-либо повреждений крейсер избежал, а союзники потеряли 4 тяжелых крейсера, не считая поврежденных кораблей. 23 августа "Furutaka" осуществлял прикрытие конвоя на Гуадалканал, а в ночь на 25 августа бортовые гидросамолеты крейсера бомбили Лунга-Пойнт (о.Гуадалканал). 11 октября, незадолго до полуночи, крейсер, привлеченный для прикрытия доставки войск и снабжения на тот же остров, принял участие в бою у мыса Эсперанс. Японское соединение было внезапно атаковано. От огня американских крейсеров и торпед эсминцев на "Furutaka" были разрушены три машинных отделения, перебит главный паропровод, разбиты башня №3 и торпедный аппарат левого борта, возник сильный пожар. В результате крейсер потерял боеспособность и лишился хода. Получив в общей сложности попадания примерно 90 снарядов всех калибров и минимум одной торпеды, после двухчасовой безуспешной борьбы за живучесть, в 2.18 12 октября "Furutaka" затонул в точке с координатами 9°2" с.ш., 159°33" в.д. С кораблем погибло 33 человека, еще 110 пропали без вести, а 115 попали в плен "Furutaka" исключили из списков флота 10.11.1942.
Систершип

Примечание: * При подготовке страницы использовались материалы книги:
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования