Линейный крейсер "Goeben"

Линейный крейсер Goeben
Линейный крейсер "Goeben" - 2 единицы
Место постройки Индекс Заложен Спущен Укомплектован Судьба
"Блом унд Фосс", Гамбург, Германия
H 28.08.1909 28.03.1911 02.07.1912 исключён в 1964
Графика:::
Goeben Фотографии / Photos Чертежи и схемы / Drawings Goeben
Характеристика и оценка проекта
Линейные крейсера типа "Moltke", по существу, являлись увеличенным на 3000 т крейсером "Von der Tann". При их со­здании особое внимание было обращено на обеспечение защиты артиллерии главного калибра. Так, тол­щина брони барбетов башен возросла со 170 до 265 мм. Главный броневой пояс соответ­ствовал поясу английских линейных кораблей вплоть до "Colossus" включительно. Кораб­ли имели хорошо защищенные оконечности и дымоходы. Кроме того, появилась 5-я башня, стрелявшая поверх кормовой. Одной из осо­бенностей крейсеров можно считать наличие двух рулей, расположенных один за другим. Ру­левые устройства находились в отдельных от­секах, что повышало боевую живучесть всей системы управления кораблем в целом. Недо­статком являлось диагональное расположение башен главного калибра.
Служба
Назван в честь - August Karl Friedrich Christian von Goeben, прусского генерала, активного участника франко-прусской войны 1870-1871
1 ноября 1912 года, в связи с обострившейся обстановкой на Балканах, корабль стал флагманом Средиземноморской дивизии, в состав которой вошёл ещё и лёгкий крейсер "Breslau".
Корабли ушли в Средиземное море 4 ноября 1912 года, как оказалось – навсегда.
На Средиземном море, корабли множество раз посещали порты средиземноморских стран.
К 1914 году, на линейном крейсере требовалась замена трубок в котлах, скорость упала до 24 узлов.
Начало войны, застало корабли в итальянской Мессине.
Командующий Средиземноморской дивизией контр-адмирал Сушён, принял решение обстрелять французский Филиппвиль, что в Тунисе.
После чего, корабли пошли в Турцию, по пути уклонившись от трёх линейных крейсеров англичан, под командованием адмирала Милна.
Британские броненосные крейсера (4 единицы), под командованием контр-адмирала Трубриджа, сами уклонились от атаки немцев.
Придя в Турцию, немецкие корабли вошли в состав флота этой страны.
Экипажи остались немецкими, командование осталось немецким, изменения коснулись названий – Goeben переименовали в "Jawus Sultan Selim", флаг подняли турецкий, экипажи одели фески вместо бескозырок.
В составе турецкого флота, корабль участвовал в обстреле Севастополя 28-29 октября 1914 года.
Принимал участие в бою с нашими броненосцами у мыса Сарыч – 18 ноября 1914 года.
26 декабря 1914 года, на входе в Босфор, подорвался на двух минах. Дока, способного вместить линейный крейсер, у турок не было. Ремонт производили с помощью кессонов до мая 1915 года. Не смотря на повреждения, "Jawus Sultan Selim", прерывая ремонт выходил в море.
10 мая 1915 года, у Босфора, вступил в бой с пятью нашими броненосцами.
8 января 1916 года, перестреливался с линейным кораблём "Императрица Мария".
До 1918 года в море не выходил, в виду недостатка угля.
В январе 1918 года, совместно c крейсером "Midiili" (турецкое название "Breslau"), вышли из Дарданелл для налёта на стоянку кораблей АНТАНТЫ у острова Имброз.
Начало было удачным, удалось потопить монитора М-21 и "Raglan", а вот обратный путь привёл на минное поле. "Midilli" подорвался на пяти минах и затонул, линейный крейсер подорвался на двух, но смог войти в Дарданеллы, и у мыса Нагара сел на мель. За корабль развернулось эпичное сражение, немцы и турки его старались спасти, союзники – уничтожить. Немцы/турки отстояли корабль, и он ушёл в Стамбул.
После выхода России из войны, "Jawus Sultan Selim" побывал в Севастополе, и впервые за шесть лет встал в док.
На этом война для корабля закончилась.
Союзники оставили его туркам, те его переименовали в просто – "Jawus", и он являлся флагманом их флота до 1953 года.
В 1970 году, его продали на слом, и с 1973 по 1976 годы разобрали на металл.
От корабля остался только один из винтов, установленный как памятник в курортном турецком городе.
Кораблём командовали
Kapitan zur See Otto Philipp ( 07.1912 – 04.1914)
Kapitan zur See Richard Ackermann ( 04.1914 – 01.1918)
Kapitan zur See Albert Stoelzel ( 01.1918 – 06.1918)
Korvettenkapitan Lampe ( 06.1918 – 08.1918)
Kapitan zur See Albert Stoelzel ( 08.1918 – 11.1918)
Далее идут уже турецкие командиры, которых сменилось 25 человек до списания корабля в 1953 году.
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
Размерения:
Длина 186,5 м
Ширина 29,5 м
Осадка
8,77 м
Водоизмещение:
нормальное 22 979 тонн
полное 25 400 тонн
Вооружение:
280мм/50 орудия 2х5
150мм/45 орудий 12
88мм/45 орудий
12
88мм/45 зен. орудий
4
Минно-торпедное вооружение: 4х1 500-мм подводных торпедных аппарата
Бронирование:
пояс до 270 мм
башни главного калибра до 230 мм
барбеты до 265 мм
казематы 150 мм
боевая рубка (носовая)
до 350 мм
боевая рубка (кормовая)
до 200 мм
палубы до 50 мм
Механизмы: паровые машины - 2 винта, 24 паровых котла, 85 720 л.с. = 28,4 уз.
Скорость: 28,4 узлов
Запас топлива: 3100 тонн
Дальность плавания: 4 400 миль (на 14 узлах) 2500 миль (на 22,5 узлах)
Экипаж: 1053 чел.
Систершип:

При подготовке страницы использованы материалы:
  • Ю.В.Апальков ВМС Германии 1914—1918 гг. Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. № 3. 1996
  • Мужеников В.Б. Линейные крейсера Германии // Боевые корабли мира.- СПб. 1998
  • Alex CrieSSmer Grosse Kreuzer der Kaiserlichen Marine 1906-1918. Munchen, 1996
  • Gerhard Koop, Klaus-Peter ScmolkeDie Grossen Kreuzer Von der Tann bis Hindenburg. Bonn, 1998
  • Помощь в подготовке страницы оказал Эдуард Журавлёв
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования