Эскадренный броненосец "Henri IV"

Эскадренный броненосец Henri IV
Эскадренный броненосец "Henri IV" - 1 единица
Место постройки Заложен Спущен Укомплектован Судьба
Arsenal de Cherbourg, Нормандия, Франция
15 июля 1897 г. 23 августа 1899 г. сентябрь 1903 г. Исключен в 1921 г.
Графика:::
Эскадренный броненосец Henri IV Фотографии / Photos Чертежи и схемы / Drawings Эскадренный броненосец Henri IV
Характеристика и оценка проекта
Корпус корабля имел высоту надводного борта всего 1,2 м за исключением носовой оконечности, где имелся высокий полубак, плавно переходящий в узкую двухъярусную надстройку. Ее нижний ярус – условно «верхняя палуба» – заканчивался за кормовой башней главного калибра, а верхний – «палуба полубака» – перед ней. Еще выше располагался еще один уровень – «палуба надстройки» или «шлюпочная палуба», начинавшийся перед носовой башней и заканчивавшийся позади грот-мачты. Благодаря этому «Анри IV» сочетал, казалось бы, несовместимые элементы: низкий надводный борт в средней части и неплохую мореходность. Метацентрическая высота достигала 1,8 м. Корабль нес «боевую» фок-мачту и легкую грот-мачту.

Броневой пояс из гарвеевской стали простирался почти на всю длину корпуса, лишь слегка не доходя до ахтерштевня и замыкаясь перед ним 100-мм траверсной переборкой. Он поднимался над ватерлинией на 1,2 м и уходил под воду на 1,3 м. В средней части его толщина достигала 280 мм с утончением до 180 мм к нижней кромке, а в оконечностях – 180 мм с утончением до 75 мм. Над главным располагался верхний пояс, имевший на большей части толщину 100 мм. Он также начинался от форштевня, переходил на нижний уровень надстройки и заканчивался в 9 метрах от ее кормового среза, где замыкался 75-мм траверсной переборкой, образовывавшей заднюю стенку каземата средней артиллерии. Его высота составляла 2 м, но в носу увеличивалась до 4 м.

Броневая палуба, опиравшаяся на верхнюю кромку главного пояса, в средней части имела толщину 60 мм, но в оконечностях она уменьшалась до 30 мм. Палуба, расположенная уровнем ниже, имела толщину 20 мм у продольной оси корабля, увеличиваясь до 35 мм к бортам, где закруглялась, на доходя примерно 0,9 м до наружной обшивки, и плавно переходила во внутренний настил двойного дна. Тем самым образовывался необычный клетчатый слой между броневыми палубами, а также несколько небольших водонепроницаемых отделений, формирующих некоторое подобие противоторпедной защиты.

Высота оси цапф 274-мм орудия носовой башни над ватерлинией составляла 9 м, кормовой – 4,2 м. Из семи 138-мм орудий четыре располагались на верхней палубе в каземате, защищенном броней толщиной 115-75 мм и имевшем 160-мм подачные трубы; два – палубой выше, в установках со щитами; еще одно – в башне со 115-мм бронированием, расположенной над кормовой башней главного калибра. Это был первый случай размещения башен одна над другой на боевом корабле, причем в данном случае отзывы об этом были негативными, так как ствол 138-мм орудия оказался слишком коротким и не перекрывал смотровые колпаки 274-мм башни.

Служба
Корабль был приписан к Средиземноморскому Эскадрону.В Средиземном море находился до начала Первой Мировой войны; к этому времени он уже сильно устарел, но все ещё считался хорошо пригодным для прибрежной службы и защиты портов. В 1914 году корабль стоял в Бизерте, защищая порт на случай нападения немецких или австрийских рейдеров. В ноябре 1914 года две его 138-мм пушки были сняты с верхней палубы и отправлены в Сербию, для усиления сражавшегося там экспедиционного корпуса.

В 1915 году был включен в состав нового Сирийского Эскадрона, который должен был поддерживать с моря действия против турецких позиций в Сирии. Однако прежде чем корабль был введен в кампанию, было решено передать его в состав французской эскадры, осуществлявшей атаку на Дарданеллы, для замены потопленного броненосца «Bouvet».

В Дарданеллах осуществлял огневую поддержку отвлекающей французской высадки на Азиатском Берегу, бомбардируя форт Кум-Кале, и в течение месяца оказывая поддержку сражающимся войскам. Он был восемь раз поражен турецкими снарядами, но из-за малых размеров и хорошей защиты не получил сколь-нибудь значимых повреждений. После Дарданелл, корабль вошел в состав вспомогательного дивизиона (активного резерва) 3-ей эскадры линейных кораблей французского флота.

В 1916 годуон поддерживал французские экспедиционные войска в Египте, и активно оперировал до 1918 года, когда он был переведен в Таранто и переквалифицирован в учебный корабль.

Исключен из состава флота в 1921 г.

Кораблём командовали
В разработке!
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
Размерения:
Длина между перпендикулярами 102,1 м
Длина по ватерлинии 108,0 м
Длина наибольшая 111,0
Ширина наибольшая
22,2 м
Осадка 7,0 м
Водоизмещение:
Полное 8 807 тонн
Вооружение:

274-мм/40 орудия М1893/96
2х1
138-мм/45 скорострельных орудия М1893
7
47-мм скорострельных пушки Гочкиса
12
37-мм скорострельных пушки Гочкиса
2
Минно-торпедное вооружение: 2х1 450-мм подводных торпедных аппарата
Бронирование:
пояс 280-75 мм мм
верхний пояс
100-75 мм
башни 300 мм
барбеты
240 мм
средняя артиллерия
115-75 мм
боевая рубка
240 мм
Механизмы: 3 вертикальных паровых машины тройного расширения, 12 котлов Никлосса, мощность 11 000 инд. л.с
Скорость: 17 узлов (проектная)
Запас топлива: угля – 725 тонн (нормальный), 1080 тонн (полный)
Дальность плавания: 5000 миль 10-узловым ходом
Экипаж: 464  чел.

При подготовке страницы использованы материалы:
  • Публикация "Забытые" броненосцы (ч.11) от 05.12.2021 г. https://sergiovillaggio.livejournal.com/985030.html
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования