Броненосный крейсер "Рюрик"

Броненосный крейсер РЮРИК
Броненосный крейсер "Рюрик" - 1 единицa
Место постройки Заложен Спущен Укомплектован Судьба
"Виккерс-Армстронг" в Барроу (Англия)
09.08.1905 04.11.1906 июль 1909 искл. 01.11.1924
Графика:::
Рюрик Фотографии Чертежи и схемы Чертежи
Характеристика и оценка проекта
Заказан на кредиты, запрошенные Морским ведомством после начала русско-японской войны для пополнения убыли в корабельном составе Тихоокеанской эскадры. Достраивался в рамках "малой" судостроительной программы на 1907-1911 гг. Представлял собой развитие идеи "башенного 15,000 тонного крейсера", предложенной в 1895 году Балтийским заводом и воплощенной в броненосцах класса "Пересвет". Разрабатывая тактико-техническое задание, Морской технический кабинет учитывал новейшие взгляды на эскадренную службу крейсеров и уже имевшийся боевой опыт. По своим боевым возможностям был сопоставим с броненосными крейсерами других флотов, начатых постройкой уже после русско-японской войны. Два ряда броневых плит защищали почти весь надводный борт. Противоминная переборка располагалась на расстоянии 3.4 метра от наружной обшивки. Для выпрямления крена и дифферента концевые отсеки были выполнены герметичными. Они быстро заполнялись и осушались с помощью специальных помп. Кроме того, бортовые отсеки противоположных бортов соединялись перепускными клапанами. Главные недостатки крейсера "Рюрик" заключались в недостаточной скорости хода и слабом вертикальном бронировании. Проект разработан специалистами английской фирмы "Виккерс". Предполагалось построить с Санкт-Петербурге по чертежам "Рюрика" еще 2 однотипных крейсера. Однако, из-за предложения применить на них в качестве главных механизмов паровые турбины и тем самым довести скорость хода до 25 узлов, реализацию этих планов сначала отложили, ввиду необходимости соответствующей переделки проекта, а затем и вовсе отменили. Крейсер "Рюрик" являлся самым мощным и боеспособным из русских крейсеров на Балтийском море. В ходе боевых действий он показал достаточно высокую живучесть и хорошие мореходные качества.
Служба

Фактически флаг на корабле был поднят в августе 1908 г. Однако из-за необходимости усиления и частичной переделки жестких барабанов всех башен, их захватов, погонов, а также подкрепления броневой палубы под 203-мм орудиями, официально был зачислен в состав флота лишь в июле 1909 г. В этом же году принимал участие в торжествах по случаю прихода в Шербур (Франция) русских кораблей и на большом параде британского флота на Спитхедском рейде (Англия). В 1910 г. нанес визит в Черногорию. Прошел капитальный ремонт в 1912 г. (переборка главных и вспомогательных механизмов, замена трубок в котлах, установлены фок- и формачты, переоборудован ходовой мостик).

В период первой мировой войны - флагман командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена. Набеговые, разведывательные и минно-заградительные действия на коммуникациях противника, прикрытие постановок активных минных заграждений легкими силами флота. В феврале 1915 г. наскочил на камни у острова Гогланд, принял 2,400 тонн воды, однако самостоятельно дошел до базы. Доковый ремонт в Кронштадте. В июне 1915 г. бой с отрядом германских кораблей во главе с броненосным крейсером "Роон". В июле 1915 г. обеспечивал переход линейного корабля "Слава" в Рижский залив. В ноябре 1916 г. в районе острова Гогланд подорвался на мине противника. Самостоятельно прибыл в Кронштадт, где проходил восстановительный ремонт в течении двух месяцев. Участвовал в февральской революции.

25.10.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24.02. по 27.02.1918 г. совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12.03. по 17.03.1918 г. - в Кронштадт. Прикрывал ледокол "Ермак" при встрече и проводке кораблей и судов 2-го каравана во время Ледового похода. С 21.05.1921 г. находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 17 120-мм орудий крейсера были сняты и установлены на кораблях речных и озерных флотилий и бронепоездах.

01.11.1924 г. исключен из состава Морских сил Балтийского моря. Впоследствии снятые с крейсера 203-мм башенные установки были установлены на фортах "Серая лошадь" ("Передовой"), "Обручев" и "Тотлебен" и в годы Великой Отечественной войны участвовали в обороне Ленинград

Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
Размерения:
Длина 161.2 м
Ширина 22.9 м
Осадка
8.7 м
Водоизмещение:
стандартное 16,930 тонн
Вооружение:
254мм/50 орудия 2х2
203мм/50 орудий 4х2
120мм/50 орудий 20х1
47-мм орудия 4х1
7.62-мм пулеметов 8х1
Минно-торпедное вооружение: 2х1 457-мм подводных торпедных аппарата (боезапас - 6 торпед); 3 прожектора диаметром 90 см
Бронирование:

броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) 76/152/102 мм
противоторпедная защита 38 мм
каземат (120-мм) 76 мм
броневой траверз 184 мм
барбеты башен главного калибра 203 мм
башни главного калибра (стенки/крыша) 203/64 мм
барбеты башен среднего калибра 152 мм
башни среднего калибра (стенки/крыша) 178/50 мм
боевая рубка 203 мм
нижняя броневая палуба 25 мм
верхняя броневая палуба 38 мм
скосы 38 мм
спардек 25 мм
Механизмы: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 19,700 л.с. (на приемных испытаниях 20,580 л.с.), 28 водотрубных котлов "Бельвиль" в 4-х котельных отделениях, 2 винта, 5 паровых динамо-машин по 120 кВт
Скорость: наибольшая - 21 узел (по контракту) (на приемных испытаниях - 21.43 узла) экономическая - 10 узлов (при 8 задействованных котлах)
Дальность плавания: 2,200/4,000 миль (21/10 узловым ходом)
Запас топлива: нормальный - 1,210 тонн (уголь) + 200 тонн (нефть); усиленный - 2,000 тонн (уголь) + 200 тонн (нефть)
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины - 26/22/895 человек (на 1913 г.)
Из Библиотеки сайта:
  • Партала М.А. / «Раз Иван Иванович сердится, я дам вам "Рюрика"»
  •  
    Реклама:::
    Подробности холодильные осушители на нашем сайте.

       Яндекс цитирования Rambler's Top100