Флот Германии

К окончанию Первой мировой войны германский кайзеровский флот насчитывал в своем составе 19 дредноутов, 5 линейных крейсеров, 21 устаревший броненосец, 44 крейсера, 137 эсмин­цев и 227 подводных лодок, занимая второе место в мировой иерархии. Подписанный 28 июня 1919 г. Версальский мирный до­говор не оставил от былого величия и следа. Германии разреша­лось сохранить 6 линкоров додредноутного типа, 6 легких крей­серов и по 12 эсминцев и миноносцев, общим тоннажем не свы­ше 108 000 т (в 1920 г. было разрешено держать в резерве еще 30% от этого числа). Численность личного состава флота ограни­чивалась 15 000 человек, из них не более 1500 офицеров. Новые корабли можно было строить только для замены старых, причем срок службы (считая с момента спуска на воду) определялся в 20 лет для линкоров и крейсеров и в 15 лет для эсминцев и мино­носцев, а водоизмещение кораблей, предназначенных для заме­ны, не должно было превышать 10 000 т для линкоров, 6 000 т для крейсеров, 800 т для эсминцев и 200 т для миноносцев.

Возрождение флота (официальное название с 1921 г. — Reichsmarine) началось с закладки в 1921 г. КРЛ "Emden". За ним последовали две серии мм типов 23 и 24, серия КРЛ типа "К", а в 1928 г. в Германии приступили к строительству капитальных ко­раблей типа "Deutschland". Все эти корабли строились с соблю­дением версальских норм.

Положение стало меняться с приходом к власти нацистов. 21 мая 1935 г. официальное название германского военно-морского флота сменено на Kriegsmarine; 7 ноября был введен новый во­енно-морской флаг со свастикой. Важнейшее значение имело под­писание 18 июня 1935 г. англо-германского морского соглашения, которое фактически отменяло версальские ограничения и разре­шало Германии строить флот, по суммарному тоннажу составля­ющий 35% от британского. Одновременно Германия обязывалась соблюдать условия Лондонского договора 1930 г., ограничивав­шего водоизмещение отдельно взятых кораблей.

В 1938 г. был принят десятилетний план развития флота (план "Z"), предусматривавший к 1948 г. наличие в строю 10 линкоров, 10 линейных крейсеров, 4 авианосцев, 20 броненосцев и тяже­лых крейсеров, 20 легких и 22 разведывательных крейсера, 68 эсминцев, 90 миноносцев и 249 подводных лодок. 27 апреля 1939 г. Гитлер утвердил этот план, потребовав его завершения к 1944 г. Тем не менее, в связи с началом Второй мировой войны план "Z" по большей части остался на бумаге.

К сентябрю 1939 г. германский флот насчитывал около 160 тыс. человек личного состава и 107 боевых кораблей основных клас­сов, в том числе 2 линкора, 3 броненосца, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, 22 эсминца, 12 миноносцев, 57 подводных лодок. В течение 1939 — 1945 гг. было закончено постройкой 2 линкора, 2 тяжелых крейсера, 18 эсминцев, 36 миноносцев и около 1100 подводных лодок.

Значительно пополнился германский флот за счет трофеев. В Польше немцы захватили и ввели в состав Кригсмарине 4 ТЩ и 1 КЛ; в Норвегии — 2 броненосца береговой обороны, 5 крупных и 20 малых мм, 2 ПЛ, 9 МЗ, 2 ТЩ; в Нидерландах — 2 броненосца береговой обороны, 1 устаревший крейсер, 1 ЭМ, 1 мм, 2 ПЛ, 3 ТЩ, 6 МТЩ (кроме того, были захвачены на стапелях и до­строены 3 КЛ, 3 ПЛ, 16 ТКА); во Франции — 5 мм, 4 тендера; в Греции — 1 ЭМ, 1 МЗ, 2 ТКА; в Дании — 2 броненосца береговой обороны, 6 мм, 5 ТЩ. Особенно многочисленное пополнение гер­манского флота случилось в сентябре 1943 г. после выхода из вой­ны Италии: 36 ЭМ и мм, 13 ПЛ, 25 охотников за ПЛ, 23 ТКА, 31 МТЩ. Кроме того, большое количество захваченных в оккупи­рованных странах гражданских судов было переоборудовано во вспомогательные ТЩ, СКР и охотники за ПЛ.

Организация Кригсмарине

Организационная структура военно-морских сил Германии в пе­риод Второй мировой войны была весьма сложной. Высшим руко­водством ВМС являлось Главное командование Кригсмарине (Oberkommando der Kriegsmarine — ОКМ) во главе с Главнокоман­дующим. Оперативное руководство он осуществлял через Штаб руководства войной на море (Stabes der Seekriegsleitung SKL). Эти структуры находились в Берлине. Руководству войной на море подчинялись флотское командование (Flottenkommando) и коман­дования военно-морских групп (MarinegruppenkommandosMGK). Первое отвечало за снабжение и боевую подготовку кораблей и непосредственное руководство операциями с их участием. Коман­дования военно-морских групп отвечали за поддержание оператив­ного режима на ТВД, береговую оборону и осуществляли опера­тивное руководство силами флота, действовавшими в зоне их от­ветственности.

К началу войны командующему флотом (Flottenchef) подчи­нялись командующий броненосцами (BdP), командующий раз­ведывательными силами (BdA) и начальник подводных лодок (FdU). В свою очередь, командующему разведывательными си­лами подчинялись начальник миноносцев (FdT) и начальник тральщиков (FdM).

Впоследствии структура командования видоизменялась, долж­ности переподчинялись, менялись названия, ликвидировались, вводились новые. В июле 1940 г. должность BdP была ликвиди­рована, вместо нее в июне 1941 г. ввели должность командующе­го линкорами (BdS), в июне 1942 г. ее преобразовали в должность командующего крейсерами (BdK), в апреле 1943 г. — в команду­ющего боевой группой (BdK), в октябре 1944 г. ликвидировали. В июне 1944 г. параллельно ввели должность командующего 2-й боевой группой, она просуществовала до апреля 1945 г. Должность BdA в августе 1940 г. преобразована в должность BdK, в октябре 1941 г. ее ликвидировали. В ноябре 1939 г. появилась должность начальника эсминцев (FdZ), которому подчинялись все ЭМ, в ве­дении FdT остались мм и ТКА. В июле 1940 г. FdZ и FdT переда­ли в непосредственное подчинение Flottenchef. В апреле 1942 г. должность FdT ликвидировали, мм передали в подчинение FdZ, для руководства ТКА была введена должность начальника тор­педных катеров (FdS). Начальник подводных лодок с октября 1939 г. стал называться командующим подводными лодками (BdU), в июле 1942 г. вся эта служба передана в непосредственное под­чинение ОКМ. В июле 1943 г. ввели должность начальника судов снабжения. В период с апреля 1942 по ноябрь 1944 г. в подчине­нии Flottenchef находился начальник минных заградителей (FdMinsch), а с января 1945 г. — командующий силами охранения (BdSich). Кроме того, в сентябре — октябре 1941 г. существовал так называемый "Балтийский флот" (Baltenflotte).

Более сложной выглядела структура военно-морских командо­ваний. С началом войны были образованы военно-морские груп­пы "Вест" и "Ост" (MGK West и Ost) со штабами в Вильгельмсхафене и Киле. Командованиям групп подчинялись морские стан­ции соответственно Северного и Балтийского морей (Marinestation der Nordsee и Ostsee) с командующими силами охранения, отве­чавшими за обеспечение безопасности судоходства, а также ко­мандующие районами береговой обороны (Kustenbefehlshaber). В подчинении командующего силами охранения Северного моря (Befehlshaber der Sicherung der Nordsee BSN) находились на­чальники тральщиков, сторожевых кораблей и кораблей специ­ального назначения (охотники за ПЛ и минные заградители) "Вест" (соответственно FdM, FdV и FdS West). Аналогично командующе­му силами охранения Балтийского моря (BSO) подчинялись FdM, FdV и FdS Ost.

В августе 1940 г. в связи с расширением операционной зоны командования военно-морских групп "Вест" и "Ост" были ликви­дированы, вместо них образованы командования военно-морских групп "Норд" и "Вест". В подчинение MGK Nord со штабом в Вильгельмсхафене вошли морские станции Северного и Балтийского морей с командующими силами охранения этих морей, а также командование "Адмирала Норвегии". Последнему подчинялись так называемые командования "Адмиралы побережий", в распоряже­нии которых находились флотилии охотников за ПЛ, СКР и ТЩ, части береговой обороны и силы охраны водного района. MGK West со штабом в Париже подчинялись командование "Адмира­ла Франции" и командующий силами охранения на Западе (Befehlshaber der Sicherung Westraum). В марте 1941 г. была сфор­мирована военно-морская группа "Зюд" (MGK Sud) со штабом в Софии, которой подчинялись командования "Адмирала Черного моря", "Адмирала Эгейского моря" и "Адмирала Адриатики". С октября 1941 по май 1944 г. существовало командование "Ад­мирала Норвежского моря", отвечавшее за борьбу с арктическими конвоями. В ноябре 1941 г. для более тесного взаимодействия с итальянским флотом было образовано германское военно-мор­ское командование в Италии, которому впоследствии подчинялись командования в Северной Африке и Тунисе. В сентябре 1943 г. оно влилось в MGK Sud. В течение 1943 г. сформировали коман­дования ВМС (Marineoberkommando — МОК) Норвегии, Северного моря и Балтийского моря, в связи с чем группу "Норд" в июле 1944 г. расформировали.

Дунайская флотилия первоначально находилась в непосред­ственном подчинении ОКМ, в июле 1941 г. ее передали в подчи­нение MGK Sud, а с ноября 1941 г. до конца войны она подчиня­лась командованию "Адмирала Черного моря".

Линейные корабли

Линейные корабли типа "Bismarck" - 2 единицы

  • Линеный корабль "Bismarck"
  • Линеный корабль"Tirpitz"

Линейные корабли типа "Scharnhorst" - 2 единицы

  • Линеный корабль "Scharnhorst"
  • Линеный корабль "Gneisenau"

"Карманные линкоры"

"Карманные линкоры" типа "Deutschland" - 3 единицы

  • "Карманный линкор" "Deutschland"
  • "Карманный линкор" "Admiral Scheer"
  • "Карманный линкор" "Admiral Graf Spee"

Крейсера

Тяжелые крейсера типа "Admiral Hipper" - 3+2 единицы

  • Тяжёлый крейсер "Admiral Hipper"
  • Тяжёлый крейсер "Blucher"
  • Тяжёлый крейсер "Prinz Eugen"
  • Легкий крейсер "Nurnberg" - 1 единица
  • Легкий крейсер "Leipzig" - 1 единица

Легкие крейсера типа "К" - 3 единицы

  • Легкий крейсер  "Konigsberg"
  • Легкий крейсер  "Karlsruhe"
  • Легкий крейсер "Koln"
  • Легкий крейсер "Emden" - 1 единица
Эсминцы и миноносцы

Эсминцы типа 1936В(Mob) - 3+2 единицы

  • Эсминец Z-35
  • Эсминец Z-36
  • Эсминец Z-43

Эсминцы типа 1936А(Mob) - 7 единиц

  • Эсминец  Z-31
  • Эсминец  Z-32
  • Эсминец Z-33
  • Эсминец Z-34
  • Эсминец Z-37
  • Эсминец Z-38
  • Эсминец Z-39

Эсминцы типа 1936А - 8 единиц

  • Эсминец  Z-23
  • Эсминец Z-24
  • Эсминец  Z-25
  • Эсминец Z-26
  • Эсминец Z-27
  • Эсминец  Z-28
  • Эсминец  Z-29
  • Эсминец  Z-30

Эсминцы типа 1936 - 6 единиц

  • Эсминец  Z-17 "Diether von Roeder"
  • Эсминец  Z-18 "Hans Ludemann"
  • Эсминец Z-19 "Hermann Kunne"
  • Эсминец Z-20 "Karl Galster"
  • Эсминец Z-21 "Wilhelm Heidkamp"
  • Эсминец Z-22 "Anton Smitt"

Эсминцы типов 1934 и 1934А - 16 единиц

  • Эсминец  Z-1 "Leberecht Maass"
  • Эсминец Z-2 "Georg Thiele"
  • Эсминец Z-3 "Max Schultz"
  • Эсминец  Z-4 "Richard Beitzen"
  • Эсминец Z-5 "Paul Jacob"
  • Эсминец  Z-6 "Theodor Riedel"
  • Эсминец  Z-7 "Hermann Schoemann"
  • Эсминец Z-8 "Bruno Heinemann"
  • Эсминец  Z-9 "Wolfgang Zenker"
  • Эсминец Z-10 "Hans Lody"
  • Эсминец  Z-11 "Bernd von Arnim"
  • Эсминец  Z-12 "Erich Giese"
  • Эсминец  Z-13 "Erich Koellner"
  • Эсминец Z-14 "Friedrich Inn"
  • Эсминец  Z-15 "Erich Steinbrinck"
  • Эсминец Z-16 "Friedrich Eckoldt"
  • Эсминец ZH-1 - 1 единица
  • Эсминец "Hermes" - 1 единица

Миноносцы типа 1939 - 15 единиц

  • Миноносец Т-22
  • Миноносец Т-23
  • Миноносец Т-24
  • Миноносец Т-25
  • Миноносец Т-26
  • Миноносец T-27
  • Миноносец T-28
  • Миноносец Т-29
  • Миноносец Т-30
  • Миноносец Т-31
  • Миноносец T-32
  • Миноносец Т-33
  • Миноносец Т-34
  • Миноносец Т-35
  • Миноносец Т-36

Миноносцы типа 1937 - 9 единиц

  • Миноносец Т-13
  • Миноносец Т-14
  • Миноносец Т-15
  • Миноносец Т-16
  • Миноносец Т-17
  • Миноносец Т-18
  • Миноносец Т-19
  • Миноносец Т-20
  • Миноносец Т-21

Миноносцы типа 1935 - 12 единиц

  • Миноносец Т-1
  • Миноносец Т-2
  • Миноносец Т-3
  • Миноносец Т-4
  • Миноносец Т-5
  • Миноносец Т-6
  • Миноносец Т-7
  • Миноносец Т-8
  • Миноносец Т-9
  • Миноносец Т-10
  • Миноносец Т-11
  • Миноносец Т-12
 
Реклама:::

купить удостоверение оператора азс;профессиональный ведущий;Запрет d на выезд в германию http://77guvm.ru

   Яндекс цитирования Rambler's Top100