Сейчас на борту: 
Nemos19,
new_opportunity,
serezha,
капитан,
КВ-14
   [Подробнее...]

#1 28.02.2018 11:51:12

turkish
Участник форума
Сообщений: 84




Денежное довольствие ВМС Японии

Воспоминания  капитана 1-го ранга Оиси.
Денежное довольствие в ВМС Японии.

https://d.radikal.ru/d25/1802/73/fd4295390ff3.jpg
https://d.radikal.ru/d34/1802/84/1bf30aa82934.jpg

Социальное и материальное положенеие офицера ВМС в довоенной Императорской Японии было весьма престижным.Наиболее высокооплачиваемыми категориями офицеров были (естественно) адмиралы, либо командиры крупных кораблей с выслугой и наплаванностью, либо морские военные летчики, либо подводники.

Перед войной не облагаемый налогами месячный оклад адмирала флота (уровня зам. министра, начальника Главного штаба или Главкома Соединенного флота) составлял 550 иен (без надбавок).Чтобы иметь некоторое представление о старом уровне цен, попробуем проиндексировать довоенную зарплату школьного учителя к современной. В 1940 г. зарплата школьного учителя составляла 50 иен в месяц, сейчас -  около 200 тыс. иен, т.е.,за 60 с лишним лет инфляция составила около 4 тыс. раз. Т.е. оклад Главкома довоенных ВМС составлял примерно 2 с лишним миллиона (сегодняшних) иен или 20 тыс. (сегодняшних) долларов. Как можно видеть, заслуженный адмирал Императорской Японии мог жить достаточно неплохо - нынешний месячный оклад командующего морскими Силами самобороны (соответствует категории вице-адмирала) без надбавок по выслуге составляет 600 тыс. иен или 5 тыс. долларов.

Кроме основного довольствия, у военных, и особенно у военнослужащих ВМС, по штату полагалось большое число законных надбавок к должностному окладу: морские, летные, подводные и многие другие. В Сухопутных войсках до 1930-х гг. дополнительных выплат было меньше, чем в ВМС, и, в основном, в холодных, удаленных или островных районах. Ефрейтор пехотного полка в метрополии получал ежемесячно 10-13 иен – совсем немного, даже если учесть казарменное проживание и бесплатное питание в полку, и совсем мало, если вспомнить, что это составляло примерно двухдневное (!) довольствие младшего офицера ВМС в океанском выходе. C началом боевых действий в Маньчжурии и Китае, большинству военнослужащих Сухопутных войск также стали в постоянном порядке выплачивать командировочные, заграничные, боевые и другие надбавки.

Отредактированно turkish (28.02.2018 15:12:21)

 

#2 28.02.2018 11:51:37

turkish
Участник форума
Сообщений: 84




Re: Денежное довольствие ВМС Японии

1

Тарифная сетка Вооруженных сил
https://c.radikal.ru/c14/1802/b0/410d1698cf32.jpg
Тарифная сетка окладов военнослужащих (1943 г.)
Месячное довольствие военнослужащих Императорской Японии (1943 г.)
Сухопутные войска             ВМС
                             Генералы/адмиралы
Генералы армии/Адмиралы     флота 550 иен
Генерал-лейтенанты/Вице-адмиралы 483 иены
Генерал-майоры/Контр-адмиралы 416 иен

                                    Ст. офицеры
Полковники 370 иен  К-ны 1-го ранга 345 иен
Подполковники 310 иен  К-ны 2-го ранга 268 иен
Майоры 220 иен  К-ны 3-го ранга 194 иены

                                    Мл. офицеры
Капитаны 155 иен  К-н-лейтенанты 158 иен
Ст. лейтенанты  94 иены
Лейтенанты  70 иен

                            Сверхсрочники
Прапорщики 101 иена     Мичманы 110 иен 

                        Сержанты/старшины
Ст. сержанты 75 иен  Главстаршины 55 иен
Сержанты 30 иен  Ст. 1-й статьи 28 иен
Мл. сержанты 20 иен  Ст. 2-й статьи 23 иены

                  Рядовые/матросы
Ефрейторы 13 иен  Гл. матросы 16 иен   
Ст. рядовые 10 иен  Ст. матросы 13 иен
Рядовые 1 кл. 9 иен  Матросы 1 кл. 11 иен
Рядовые/Матросы     6 иен

Примерные цены на потреб. товары (1943 г.)
Почтовая открытка 0,02 иены
Вход в городские бани 0,08 иен
1 кг риса 0,4 иены 
Зарплата рядового полиции     45 иен/мес

Отредактированно turkish (28.02.2018 17:27:04)

 

#3 28.02.2018 11:52:04

turkish
Участник форума
Сообщений: 84




Re: Денежное довольствие ВМС Японии

Надбавки для личного состава
В довоенной тарифной сетке ВМС имелось до пяти видов морских, в зависимости от класса корабля и района плавания (в метрополии, в Китае, океанский и кругосветный выходы). В связи с тяжелыми условиями, надбавки на малых кораблях превышали надбавки на кораблях 1-го ранга. Надбавки офицерского и рядового состава также могли различаться не всегда в пользу первых. Старшина-подводник в  автономке получал 130 иен морских (к окладу в 30 иен). Летчики получали до 40 иен морских, но летный состав получал столь высокую летную надбавку, что довольствие капитан-лейтенанта летного состава перекрывало адмиральский оклад.  За плановый катапультный взлет гидроразведчики получали по 6 иен, что на летном жаргоне именовалось «пон-року» («бум – шесть иен в карман»).

Самые большие надбавки получал летный состав подводных крейсеров. Месячное довольствие летчика-подводника на океанской боевой службе  могло достигать 650 иен  (до двух с половиной миллионов сегодняшних или 25 тыс. долларов). Таким образом, общее довольствие летчика в автономном плавании превышало адмиральский оклад и было в четыре раза больше штатного. Как можно видеть, боевые летчики морской авиации получали не самую низкую оплату за тяжелый военный труд и риск.

Летные 390 иен           
Оклад (капитан-лейтенант) 160 иен
Морские 60 иен
Боевые 30 иен
Подводные 15 иен       

Адмиралы тоже не были обижены выплатами. При выходе  в море Главкома Соединенного флота полагались до 60% морских (330 иен сверх 550 иен оклада). Всего за месяц выхода Главком получал почти девятьсот (три 3 с половиной миллиона сегодняшних) иен (до 35 тысяч сегодняшних долларов).

Отредактированно turkish (27.08.2019 17:51:58)

 

#4 28.02.2018 11:52:19

turkish
Участник форума
Сообщений: 84




Re: Денежное довольствие ВМС Японии

Финслужба ВМС
https://a.radikal.ru/a03/1802/66/c6a364c1f492.jpg
Здание училища финслужбы ВМС столичного гарнизона

Как и везде, войсковая финслужба играла не очень заметную, но значительную роль в ВМС, и в столичном гарнизоне имелось собственное офицерское училище, готовившее финансистов для береговых и корабельных гарнизонов ВМС. В училище финансисты получали общую морскую подготовку, по прибытии на корабли сдавали экзамен по самостоятельному управлению кораблем и нередко самостоятельно стояли палубными или ходовыми вахтенными офицерами. Кроме общекорабельных знаний финансисты получали подготовку по финансовой системе страны, финансовой дисциплине и тарифной сетке воинской службы и многим другим предметам. С началом оккупации Японией заморских территорий к общим вопросам организации финслужбы добавились вопросы валютного обмена и правила обращения на новых территориях и в заморских гарнизонах оккупационных денежных знаков.

Служба на кораблях была особенно сложной в связи с необходимостью отвечать за корабельную кассу, в которой часто могли иметься очень значительные денежные суммы. На боевой службе военнослужащие имели право выбора получения ежемесячного довольствия, либо его частичного/полного перевода родственникам в метрополию. Многие предпочитали хотя бы частично получать деньги на руки, т.к. на корабле действовал военный магазин, и японские иены свободно принимали в большинстве портов, куда корабли заходили во время службы. Военные редко пользовались чековыми книжками, и на тот момент еще не существовало никаких удобств в виде банковских карт,  поэтому при авансах довольствия перед океанским выходом в корабельной кассе флагмана могло иметься наличными до полумиллиона довоенных иен – 2 миллиарда сегодняшних иен, или до 15 миллионов (!) (сегодняшних) долларов. Достаточно большие суммы денег имелись на всех погибших кораблях ВМС Японии на Тихом океане, но, к сожалению, корабельные кассы использовали бумажные деньги - рассчитывать на их подъем после пребывания в морской воде невозможно.

Отредактированно turkish (28.02.2018 11:57:24)

 

#5 28.02.2018 11:52:27

turkish
Участник форума
Сообщений: 84




Re: Денежное довольствие ВМС Японии

Военная инфляция
https://c.radikal.ru/c43/1802/79/52fa9542394e.jpg
Пересмотренная тарифная сетка окладов Сухопутных войск (1945 г.)

При всем неплохом материальном положении в Вооруженных силах до войны и эйфории непобедимости 1941-42 гг., к середине войны не только среди гражданского населения и мало привилегированных Сухопутных войск, но и среди высокооплачиваемого личного состава ВМС нарастали сильное недовольство и тревога. Тарифная сетка ВМС утверждалась в мирном 1931 г., к 1943 г. с военной инфляцией потребительские цены в метрополии выросли минимум вдвое, не говоря о дефиците и военном рационировании. В 1945 г. было наконец проведено индексирование окладов и сетки допвыплат ВМС и Сухопутных войск, но экономическая ситуация в стране и дефицит уже стали трудно переносимыми даже для военных, не говоря о семьях и остальном гражданском населении.

Оригинал
1. http://22t.onlyu.jp/hokyu.html
2. https://detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/q … 3141412188
3. https://detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/q … 4107669744
4. http://d.hatena.ne.jp/dj19/20120315/p1

 

Board footer