Сейчас на борту: 
BergSkorpion,
Elektrik,
Hemul,
ju_jutsu_zp,
rytik32,
Программист-любитель,
Сергей_1
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 28.07.2018 10:42:51

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

Сражение у Менорки в 1756 г. интересно тем, что это было первое "правильное" сражение в линии баталии после Малаги 1704 г., предыдущие (Тулонское 1744 г., у м. Финистерре 1747 г., у Гаваны 1748 г.), и последующие (Лагос и Киберон 1759 г.) были сражения-погони, а в боях в Индии (1746 г. и 1758-59 гг.) участвовали небольшие отряды слабых ост-индских купцов.
В настоящее время удалось получить ряд новых материалов, которые позволили разобраться с этим сражением.
Если это представляет интерес, можно поговорить на эту тему.

#2 28.07.2018 16:24:22

pavel123
Мичманъ
michman
Сообщений: 445




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

С интересом бы почитал.


Не так страшен танк,как его не обученный экипаж...

#3 29.07.2018 15:48:15

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

Вчера набрал почти полный текст, но тут в грозу  молния ударила в памятник Гагарину, и все исчезло, не успел сохранить.
Теперь по новой, частями.
Этого материала много в сети, остановлюсь на нескольких моментах.
В 1755 г. в ходе переброски 3000 французских войск в Канаду Англия захватила 3 франц. ЛК и 300 торговых судов.
Война стала неизбежной, при этом англичане зациклились на контрударе французов в Канаде или попытке высадки. По берегам Нормандии маршировали французские войска, на рейд Бреста вышли 8 ЛК. Но гугенотская 5-я колонна сообщала, что никаких подготовок транспортных судов не было. Тем не менее, эскадра перед Брестом непрерывно увеличивалась, дойдя до 27 ЛК, в Англии вооружалось еще 28 ЛК, в т.ч. 17 были почти готовы (для Канады и Бреста). Вспомнили и о Средиземном море, вооружили еще 10 ЛК вице-адм. Бинга, но это было во 2-ю очередь, Бингу запрещалось забирать людей с ЛК для Канады, в итоге он вышел не с полными экипажами и с большим опозданием. Между тем в начале 1756 г. Адмиралтейство уже знало, что в Тулоне 20 ЛК (64-80 пушек) и еще 3 50-пушечника, а маршал Ришелье почему-то поехал из Парижа в Тулон. Но на юг внимание не обратили. В инструкциях Бингу говорилось, что если в Гибралтаре он узнает об уходе Тулонской эскадры в Америку, он должен немедленно отправить 8 лучших ЛК в Канаду с контр-адм. Вестом.
Прибыв в Гибралтар, Бинг узнал, что Ришелье высадился 18 апреля и осадил форт Св. Филиппа в Порт-Маоне. Он привез ген.-губ. Гибралтара ген.-лейт. Фоуку приказ отправить батальон (700 чел.) в Порт-Маон (в качестве ротации, о войне еще не знали); у Фоука было 2700 человек, он выделил Бингу всего 260 человек (в основном, саперов), + еще 7 офицеров из Порт-Маона, которые были в Гибралтаре в отпуске.
19 мая Бинг подошел к Менорке, у входа в гавань был Ла Галиссоньер с 12 ЛК. Так что высадку войск Бинг отложил на другой день.

#4 29.07.2018 16:32:02

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

Здесь дан состав сил и потери в бою:
https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Minorca_(1756)
Для желающих у меня есть вооружение всех кораблей-участников сражения.
Форзейли Бинга обнаружили французов 19 мая, а вечером их увидел и сам Бинг. Оба адмирала усилили экипажи своих ЛК за счет моряков с фрегата (а Ла Галиссоньер - еще и от Ришелье).
Бинг построил линию баталии с дистанцией в полкабельтова (100 ярдов), слабый и старый 48-пуш. Deptford (1732) был выведен за линию (резерв).
Французы шли на запад, стараясь выйти на ветер перед носом у Бинга, ветер был слабый и неустойчивый, с ЮЮВ. Бинг спускался с севера курсом ЮЮЗ.
Кстати, маститые историки - Корбетт, Кресуэлл не решились дать схемы сражения из-за больших расхождений показаний свидетелей. Так что картинки в вики и у Clowes (у которого все переписал Мэхен) - более, чем сомнительные.
Но ветер перешел на ЮЮВ, т.е. Бинг оказался на ветре. Строй французов был нарушен, и они сбились в кучу, Чтобы не врезаться в Бинга, им пришлось изменить курс с западного на СЗ, на контркурсе от англичан. Бинг также изменил направление, стремясь, чтобы линии флотом были параллельными, но все же остался угол в 3 румба.
Флоты теперь были на контркурсах при расходящемся угле в 35 гр. У Бинга (на шканцах) лежала книга Боевых Инструкций, она была открыта на п. 17 (положение при контркурсе с противником). Его секретарь спросил, когда будем поворачивать на другой галс, чтобы идти параллельно французам.
Можно было повернуть последовательно (петля Того), но это было опасно: противник был в 3-4 км, ветер слабый и неустойчивый, скорость 2-3 узла, французская тактическая доктрина предусматривала концентрацию сил против такой сдвоенной линии. Другой вариант - поворот в сторону противника и переход на другой галс, дистанцию бою давал флагман, остальные под него подстраивались. Но это означало, что все корабли, в той или иной степени, подвергались губительному продольному огню, к тому же линии были не параллельные, а под расходящимся углом в 35 гр.
В итоге Бинг не сделал ни того, ни другого. В 1688 г. его отец, Джордж Бинг, командовал ЛК в эскадре адм. Дартмута, который издал свои боевые инструкции; они предусматривали атаку по наклонной линии, что позволило бы избежать анфиладного огня и  использовать свою артиллерию при сближении: пушки могли поворачиваться 2 румба (22,5 гр.). Собственно, англичане обычно так и шли в атаку в сражениях в войне 1778-82 гг., постепенно нагоняя противника; их противник никогда не стоял на одном месте, поджидая подхода: в море лежать в штиле было бы вообще нелегко, а главное - надо было всегда быть под частью парусов, чтобы успеть среагировать на неожиданное изменение ветра или маневр противника.

#5 29.07.2018 17:09:51

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

1

Так что Бинг прошел за корму французов, после чего без помех повернул на другой галс, арьергард Веста соответственно стал авангардом, и Бинг начал нагонять французов. А Ла Галиссоньер встревожился, опасаясь какой-то атаки его хвоста. Поэтому он обстенил паруса, оставив только брамселя и уменьшил ход. Это подпортило план Бинга, он теперь выходил против французов на слишком большой дистанции. Что еще хуже, когда его головной ЛК Defiance поравнялся с концевым французом, он прекратил сближение, а пошел параллельно. На шканцах Ramillies все молчали, но тут Бинг сам вспомнил необходимый приказ о повороте вправо, а число выстрелов пушки указывало на число румбов поворота. Бинг дал всего один выстрел, он не видел, насколько конкретно нужно поворачивать, предполагая, что капитан Defiance сам произведет необходимый поворот. Но Defiance повернул ровно на один румб, при повторном сигнале, он повернул еще на один румб, но и этого было слишком мало. В итоге Defiance 60 оказался напротив головного Orphee 64 на расстоянии в англ. милю (1,6 км), что было слишком далеко для решительного боя. Остальные английские ЛК были еще дальше - в 2 и даже 3-х англ. милях.
План Бинга был сорван. Но эскадры уже находились друг против друга, и Бингу пришлось поднять красный флаг на фок-мачте - начать бой (engage).

#6 05.08.2018 16:45:11

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

1

Я тут на даче (спасался от жары) почитал Танстолла, Танстолл (1900-1970) - зять Корбетта (1854-1922), получил все материалы тестя.
Танстолл считает, что Бингу следовало бы еще раз дать сигнал головному ЛК о повороте вправо, но он почему-то не учитывает, что в этом случае Defiance прошел бы под носом (срезал) головного француза, и за ним ушла бы под ветер и вся эскадра Бинга, французы двигались на 0,5-1 узле, англичане - на 3-х. Точно также: нередко в описании пишут, что, дескать, Вест - то ли по ошибке, то ли сознательно - повернул не на 4 румба, а на 7. Это выдумка, сигнал Бинга был просто вступить в бой. Далее, кардинальная ошибка всех описаний - английские корабли повернули на французов одновременно. Это откровенная ложь: по журналам, 6-й  ЛК Intrepid повернул только через полчаса после начала поворота Defiance. Расстояние между кораблями было полкабельтова (90 м), одновременный поворот был бы крайне опасен. Каждый ЛК тратил на поворот ок. 5 минут. Я прилагаю наиболее достоверную схему начала сражения. 
Первые 6 ЛК повернули на французов перпендикулярно. По данным штурмана, головной Defiance (24-24, 26-12, 10-6) начал поворот на дистанции 1760 ярдов. Его капитан хотел подойти на пистолетный выстрел (50 ярдов), но, встретив сильный огонь и получив сильные повреждения от головного француза Orphee 64 (26-24, 28-12, 10-6), уже на 300-х ярдах вынужден был повернуть параллельно французам. Флоты шли под углом в 3 румба, так что каждому последующему ЛК приходилось проходить бОльшую дистанцию. 
https://s8.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2018/08/b79340e525db191a3f4a11d18cfe2fd8.png

#7 06.08.2018 16:18:58

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

Вторым атаковал Portland (22-24, 22-12, 6-6), его противник, хоть и 50-пушечный Hippopotame (24-18, 26-12, французские фунты были на 1/12 тяжелее английских), также нанес ему серьезные повреждения, на Portland были расшатаны носовые кницы, которые прикрепляли палубы к шпангоутам. Правда, два последующие ЛК - Lancaster (26-32, 26-18, 12-9) и флагман Веста Buckingham (26-32, 26-18, 16-9) - были сильными кораблями, они без особых повреждений подошли к французам - флагману авангарда Redoutable (28-36, 30-18, 16-8) комэска (chef d'escadre) Гландева и Sage (26-24, 28-12, 10-6) и открыли весьма эффективный огонь, так что Гландев был вынужден несколько отвернуть под ветер для увеличения дистанции (Бинг приказал зарядить 32-фунтовки двойными ядрами, а остальные орудия  - частью ядрами, частью картечью). 5-й в линии, более слабый  Captain (26-24, 26-12, 12-6) получил повреждения от огня более сильного соперника - 74-пуш. Guerrier (28-36, 30-18, 16-8).
Остальные английские ЛК были еще далеко - центр - в 2-х милях, а концевые - даже в 3-х. Соответственно, авангард Бинга в ходе атаки оторвался от задних ЛК. Это встревожило Бинга. Он решил дать сигнал - убрать часть парусов и замедлить движение, чтобы сократить разрыв дистанции с Вестом. . Флаг-капитан Гардинер стал возражать, считая, что нужно наоборот, прибавить парусов, чтобы быстрее сблизиться с противником. Но Бинг настоял на своем. Это была ошибка: головные ЛК, которые уже вели бой или подходили к французам, замедлить ход не могли, зато по этому сигналу ход замедлили остальные ЛК (в хвосте), так что авангард Веста еще больше оторвался от Бинга. Это заметили в авангарде, и создалось впечатление, что Бинг не спешит на помощь Весту.
6-й ЛК в линии - Intrepid ( французский приз Serieux 1747 г., 26-24, 26-12, 12-6) также пошел в атаку перпендикулярно, его противником сперва был Fier (24-18, 26-12), затем он пошел вперед, и по Intrepid открыл огонь следующий ЛК, самый сильный у французов  - флагман ген.-лейт. Ла Галиссоньера Foudroyant (30-36, 32-18, 18-8). Через 15 минут боя от удара ядра на Intrepid рухнула фор-стеньга, погасившая фок (нижний парус на фок-мачте).
7-м ЛК в линии был Revenge (26-24, 26-12, 12-6). Его капитаном был Корнуолл,который в Тулонском сражении 1744 г. был лейтенантом на ЛК своего дяди Marlborough; в этом бою дядя был убит, а сам Корнуолл потерял руку и, похоже, не хотел на этот раз терять голову, так что он пошел к французам по наклонной линии (ок. 45 гр.). Но на его пути оказался остановившийся беспомощный Intrepid.
Корнуолл остановился за его кормой и послал на Intrepid шлюпку с запросом, как он ему мог бы помочь. Все это происходило без какого-либо сигнала Бинга, исключительно по  инициативе Корнуолла.

#8 06.08.2018 16:42:26

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

Позже на суде Корнуолл давал путаные объяснения, утверждая, что он  хотел помочь Intrepid "из рыцарских побуждений", странно, правда, что он не закрыл Intrepid от французов, а наоборот, пристроился за его кормой; по итогам сражения, Revenge не имел людских потерь, и в его корпус попало всего три ядра. На суде Бинг пытался выяснить у Корнуолла, почему он не выполнил его приказ (вступить в бой), но председатель суда прервал расспросы Бинга.
К этому времени южный ветер нес пушечный дым на англичан, 8-й ЛК - Princess Louisa (24-24, 26-12, 10-6), также шедший по наклонной,  не увидел в дыму, что перед ним Revenge, он чуть не задел бушпритом его корму и с трудом успел повернуть влево, подставив противнику свою. корму и получив в итоге продольный залп от Temeraire (28-36, 30-18, 16-8), которым был смертельно ранен капитан. 9-й Trident (26-32, 28-18, 10-6, тоже французский приз 1747 г.), также начавший движение по наклонной и увидев перед собой три остановившихся ЛК, также остановился; его капитан утверждал, что он хотел помочь Princess Louisa.
Шедший следом флагман Бинга Ramillies (26-32, 26-18, 26-12, 12-6) спускался перпендикулярно, он  открыл было огонь из погонных орудий, но в дыму французы не были видны, и тут полковник лорд Берти закричал: Не стреляйте, это наш Trident, я его узнал по его красному корпусу. Действительно, это был остановившийся Trident, всего в 200 ярдах от флагмана Бинга.

#9 07.08.2018 15:21:19

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

1

Все популярные издания - Мэхен, Штенцель, Клуз (Clowes), Танстолл и прочие хором сообщают о разговоре между Бингом и его флаг-капитаном на шканцах Ramillies: Гардинер будто предложил Бингу направить свой флагман на французов, в качестве примера для остальных, но "приговор Мэтьюсу страшил Бинга. -  Вы видите, что я впереди Princess и Louisa Trident, как же я, адмирал флота и т.д. (Танстолл, Морская война, стр. 160). У серьезных историков (Creswell, Corbett, Pope, Ware), которые давали описание на основе оригинальных документов об этом - ни слова. Этого нет ни в "Защите Бинга", ни в протоколах допроса свидетелей на суде, в т.ч. секретаря Бинга и самого Гардинера, хотя, казалось, Гардинер должен был бы об этом обязательно сказать, поскольку по суду он получил порицание и был снижен в должности. Нет нигде и упоминания о Мэтьюсе и Тулоне 1744 г. Логически это звучало бы убедительно, но все это - всего лишь поздняя выдумка. Сочинители, видно, не смотрели корабельные журналы, поскольку Princess Louisa был впереди, а Trident - на траверзе Бинга.
В любом случае, спуститься на французов Бинг не мог, поскольку  дорогу ему закрывал остановившийся Trident всего в одном кабельтове, а сзади напирал Culloden 74 (28-32, 28-18, 18-9).
Итак, Бинг был "в коробочке": справа - Trident, прямо впереди справа - Princess Louisa, а еще дальше дорогу загораживали Revenge и Intrepid.
Наверное, Бинг сделал единственно возможное: он приказал брасопить реи, его корабли медленно остановились, что продолжалось 6-8 минут, Revenge'у было приказано вернуться в линию, фр. Chesterfield'у - взять на буксир Intrepid и вывести его из линии, Deptford'у - вступить в линию. Весь эпизод с Intrpid продолжался ок. 45 минут. В это время концевые французские ЛК двинулись было в сторону образовавшегося интервала между Вестом и Бингом, Бинг приказал Culloden'у отогнать их, что он и сделал без особого труда.
Как только Бинг привел в порядок свой строй, Ла Галиссоньер поднял все паруса и быстро двинулся вперед, продолжая бой с Вестом, а затем отвернул и стал быстро удаляться.
"Жаль, что у меня  так мало кораблей, - сказал Бинг Гардинеру. - Но начинать погоню было бы неблагоразумно. Впрочем, французские корабли (лучшей постройки и с чистыми днищами) шли гораздо быстрее англичан.

#10 07.08.2018 16:21:59

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

Сражение закончилось. Оно обычно считается французской победой.
Но, какая же это победа, если Ла Галиссоньер бросил остров и вообще был где-то за горизонтом. Бинг оставался у входа в гавань Порт-Маона. И если бы в Лондоне среагировали, то к Бингу могли подойти подкрепления и войска, которые заставили бы Ришелье капитулировать.
Бинг стал подсчитывать потери.
В Гибралтаре на берег свели 71 больного, еще 389 больных оставались на борту. В бою 43 убитых, 168 раненых. Минус 671.
Defiance: сильно поврежден, фор-стеньга укреплена досками, ветер ее качает. Херви (Hervey) c репетичного фрегата, назначенный на него  капитаном вместо убитого Эндрюса, назвал его "развалиной" (wreck).
Portland: попадания ядер расшатали носовые кницы, исправить можно только в порту.
Intrepid: с фальшивым вооружением (вместо фор-стеньги - рей). Исправить можно только в порту.
Captain: потерял бушприт, фор-стеньга качается и укреплена досками, грот- и бизань-мачты тоже повреждены.
Deptford: старый (1732 г.), перегружен, капитан опасался открывать порты гон-дека даже в тихую погоду.
Таким образом, для маневрирования и нового сражения осталось 8 ЛК. Между тем, еще от пленных французов, захваченных перед боем, Бинг узнал, что к Ла Галиссоньеру из Тулона идут подкрепления. И действительно, к нему подошли Hector 74 и Achille 64, и еще два ЛК спешно вооружались в Тулоне.

От высадки 260 или 220 солдат отказались по просьбе самих армейских офицеров: По этому поводу они представили свой меморандум. Но суд не обратил на него внимания, и Бинг был обвинен еще в одном проступке. (Вход на рейд Порт-Маона был узкий, всего 265 ярдов, на берегу - французские батареи, даже ночью идти в гавань было очень рискованно).

Корбетт считает, что:
1). Бинг мог остаться на блокаду Порт-Маона.
Но в этом случае у него была перспектива столкнуться со значительно превосходящим его противником.
2). Бинг мог атаковать французские транспортные суда на другой стороне острова.
Но перед ними было мелководье, на берегу - батареи. Пришлось бы снять часть экипажей и вести атаку на шлюпках. И если в это время в тылу объявится Ла Галиссоньер?

#11 08.08.2018 15:48:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

1

Бинг оставался у Менорки 4 дня. На 5-й день был созван консилиум с участием армейских офицеров. Консилиум единогласно решил, что оставаться у Менорки при видимом превосходстве противника не имеет смысла, необходимо возвращаться в Гибралтар, которому могла угрожать реальная опасность, исправить там повреждения, получить подкрепление и тогда уже возвращаться к Менорке. 25-го мая, на 5-й день после сражения Бинг отправился в Гибралтар, куда прибыл 20 июня; здесь уже находился контр-адм. Бродрик с 5 ЛК, прибывший сюда тремя  днями раньше. Начали исправлять повреждения, к тому же Корнуолл, после того, как Вест обвинил его в неисполнении приказа, потребовал над собой суда. Пока все это продолжалось, 2 июля в Гибралтар на ЛК Antelope 50 прибыли вице-адм. Хок и контр-адм. Сондерс, которые имели предписание сменить Бинга и Веста и отправить их под конвоем в Лондон.
Новости  о сражении прибыли в Ангию сперва из Франции. Ла Галиссоньер сообщил, что Бинг был сильнее его и первым вышел из боя. Это вызвало бурю возмущения в Англии, изображения Бинга сжигались, были выбиты медали, на которых Бинг за мешок золота продавал Менорку французам, дом Бинга чуть не сожгли. Его даже хотели заключить в Тауэр, боялись, что сбежит.
В итоге Бинга сделали козлом отпущения. Дальнейшая история его осуждения полна лживых свидетельств и утверждений, подлогов, подчисток в корабельных журналах, искажений в официальных документах, но это уже другая песня.

Возникает два вопроса:
1). Мог ли Бинг одержать победу?
При  тех силах, что у него были - однозначно - нет. Даже если бы не было ошибки Defiance и повреждения Intrepid, Ла Галиссоньер, корабли которого были более крупные и быстроходные, смог бы легко уклониться от боя, что он в итоге и сделал.
2). Можно ли было бы спасти форт Св. Филиппа?
Маршал Ришелье был полон пессимизма. Грунт оказался каменистым и непригодным для осадных и инженерных работ, Ла Галиссоньер свалил за горизонт, Бинг, правда, через 5 дней тоже ушел, но он мог вернуться с подкреплениями, единственной радостью Ришелье был соус, изобретенный его поваром и названный "майонез" в честь Порт-Маона (Port-Mahon). Герцог понял: сейчас или никогда. Началась подготовка к генеральному штурму, который начали 27 июня. Англичане были застигнуты врасплох и 28 июня генерал-лейт. Блейкни (комендант) капитулировал.
Между тем Хок, прибывший в Гибралтар 2 июля, отнюдь не сразу пошел в море, он выждал окончания ремонта наиболее поврежденного Intrepid и только после этого пошел к Менорке. Когда он туда прибыл, над фортом Св. Филиппа был французский флаг, а Ришелье, оставив на острове французский гарнизон, уже ушел с войсками в Тулон.

"Победитель" Ла  Галиссоньер, умер раньше Бинга, расстрелянного в 1757 г. Король Людовик ожидал его в Версале, где собирался вручить ему маршальский жезл! (такого еще никогда не было). Ла Галиссоньер привел в порядок свою эскадру, в Тулоне, на кораблях отслужили  хвалебный молебен Te Deum, после чего он отправился в Версаль, но по дороге умер от водянки.

#12 21.07.2019 09:40:50

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10327




Re: Сражение у о. Менорка в 1756 г. - некоторые подробности

1

Разобравшись с Меноркой и Бингом,  пожалуй, следовало бы разобраться с другим, не менее оболганным адмиралом, - Мэтьюсом и Тулонским сражением 1744 г.

Страниц: 1


Board footer