Сейчас на борту: 
BORMAN82,
mangust-lis,
marynarz 347,
me109k,
osliabya,
Yosikava,
Бобо_Фетт,
клерк,
Программист-любитель,
сарычев
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 13

#1 26.07.2019 01:11:49

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

9
*
знатная заметка!

Небольшая сказка. Сказка в том смысле, что финал выглядит нереальным. Тем не менее, всё это правда. По документам двух сторон, как это сейчас принято.

18 ноября 1943 года танкер «Иосиф Сталин», судно с богатой боевой биографией, мужественным, умелым и удачливым экипажем, всё же подстерегла судьба-злодейка. На переходе Туапсе-Батуми в него попали две торпеды с подлодки U18. Танкер с огромными пробоинами вернулся в Туапсе, а через два дня снова вышел в Батуми – и благополучно дошел. Но в строй его ввели уже после войны.
Командир U18 Карл Фляйге, будущий кавалер рыцарского креста, был счастлив (предположительно) и впал в нумерологию (явно). Радиограмму об атаке он закончил так: «18 ноября 18-й боевой поход U18». Вообще это был 11-й поход U18 (в т.ч. 4-й на Черном море) – так написано в ЖБД подлодки, подписанном самим Фляйге. Но ради красного словца почему бы и не добавить 7 походов? Для красоты. Кстати, Карл доложил, что судно затонуло. Правда, он занизил его тоннаж в пять раз, что в общем-то компенсирует оверклайм. Но это всё присказка. А дальше дело было так.

Поверив, что поймал удачу за хвост, Фляйге решил атаковать суда прямо в Туапсе. Казалось бы, он шел на немалый риск – и всё это ради единственного выстрела (осталась только одна торпеда). Но при ближайшем рассмотрении риск уже не кажется слишком большим. Многочисленные десантные операции 1943 года настолько истощили катерные силы, что Туапсинская база перестала выставлять ближние дозоры – было просто нечем. Кроме того, противолодочная оборона ЧФ оставалась на уровне 1-й Мировой войны (иногда в документах участники событий прямо так и писали). 20 ноября Фляйге подошел вплотную к Туапсинскому порту и к 14:45 (время везде приведено к московскому) с внешнего рейда неспешно рассматривал в перископ суда, прикидывая возможности для атаки. Ему приглянулся один из пароходов. Но тут над лодкой появился самолет.
Здесь мы резко переходим к тому, как это выглядит в наших документах. Сделать это легко, т.к. время совпадает минута в минуту, место тоже совпадает. Итак, в 14:45 с севера на юг пролетала летающая лодка МДР-6, она же Че-2. Заметив зловещий силуэт под водой, самолет сделал несколько кругов, сбросил две ПЛАБ-100 и парашютик с запиской. После этого он улетел по своим делам.

Из базы кого-то нужно было бы послать на место, но боеготовых катеров не было. К счастью, как раз в это время к Туапсе подходило с юга спасательное судно «Шахтер» с плавмастерской на буксире в сопровождении трех «охотников». В 14:50 на место были направлены два из них – СКА-031 и СКА-0512. Они подняли с воды парашютик, прочитали записку. В ней было написано: «Обнаружил ПЛ противника». Катера начали сбрасывать бомбы примерно по тому месту, в котором не так давно предположительно была подлодка. В 14:55 к атаке присоединился подошедший СКА-0141. К 15:18 удалось подготовить к взлету «амбарчик» - старенький МБР-2 №1. Лететь было совсем недалеко, уже через три минуты он сбросил бомбы по месту, в котором предположительно затаился враг. Видимые результаты всех этих усилий были не очень. Ни малейших признаков поражения. Не было даже масляного пятна, которое обычно наблюдалось после атаки - независимо от того, была в действительности где-то рядом подлодка, или бомбилась пустота.

Каковы были шансы, что лодка через 10-20-30 минут после обнаружения не успела произвести маневр уклонения и не находилась в стороне, подсчитывая отдаленные разрывы бомб? Ноль шансов? Меньше нуля? Нужно учесть, что катерам эту лодку обнаружить было нечем. Единственный катер с «Тамиром», находившийся в тот момент в море, сопровождал «Сталин» на юг. Причем «Тамир» был одной из ранних версий, совершенно бесполезный на ходу. Мало этого, он к тому же был в нерабочем состоянии.
Командование ТВМБ, трезво представляя себе все обстоятельства, честно записало в квартальном отчете в графе «Результат»: «безрезультатно».

Ну а мы легко пересекаем невидимую линию фронта и заглядываем в немецкие документы. U18 начала уход на глубину сразу после появления самолета. Почему-то она делала это медленно (так и записано в ЖБД лодки), несмотря на то, что фиксировался шум винтов [приближающихся катеров]. Из записи в ЖБД непонятно, почему получилось так, что U18 всё-таки попала под удар на глубине 28 метров. В замечаниях старших товарищей (командира флотилии, Адмирала Черного моря и начальника оперотдела BdU) по этому эпизоду никаких претензий к командиру нет. Так или иначе, лодке досталось. Фляйге записал, что атаковали 2-3 катера, сброшены 52 бомбы, часть из которых взорвалась очень близко.

Лодке всё же удалось отойти в море. В 18 часов U18 всплыла в наступающей темноте. Экипаж приступил к оценке повреждений. Сломалось много чего. Некоторые из поломок ставили продолжение похода под вопрос. В частности, вышли из строя левый дизель и правый электромотор. Отмечалось сильное биение правой главной муфты. К 11 часам ночи удалось запустить левый дизель (осталось 5 рабочих цилиндров), но попытка оживить правый электромотор ни к чему не привела. Фляйге сообщил о состоянии лодки командиру 30-й флотилии Хельмуту Розенбауму. Тот примерно полдня думал, но потом всё же решил отозвать лодку. В том числе с учетом того, что на борту осталась одна торпеда. Кстати, о торпеде. От сотрясений при взрывах глубинных бомб у нее вырубился магнитный взрыватель, и большой вопрос, не затряхнулось ли в ней еще что-нибудь. В общем, в результате боевых повреждений U18 досрочно прервала поход – немалый успех для нашей ПЛО, продолжавшей воевать допотопными методами. Парашютик с запиской, конечно, особенно поражает воображение. Безупречное ретро.

Лирическое отступление о Розенбауме. Судя по его радиограммам, это был веселый парень. Командовал с шутками-прибаутками. Временами трудно переводить. Посмотрел, как его переводили бойцы невидимого фронта из Блетчли-Парка. Оказалось, они тоже иногда явно испытывали затруднения. Розенбаум отличился тем, что утопил авианосец «Игл» в 1942. В 1943 ему стукнуло 30 лет. Жил весело, но недолго – в мае 1944 разбился на самолете.

Возвращаясь к эпизоду 20 ноября. Однозначно сказать, почему атака ПЛО получилась результативной, невозможно. Может, U18 просто не повезло – например, парашютик случайно снесло в ту же сторону, в какую уклонялась лодка после погружения. Так или иначе, случай какой-то сказочный.

Отредактированно А. Кузнецов (26.07.2019 01:21:03)

#2 26.07.2019 02:29:45

lupodimare89
Участник форума
Сообщений: 349




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

(sorry english text ^^)

Having read some of the english translated KTB and (in progress) Ultra, i would also like to stress two details of this episode.

1) The damage inflicted likely caused the longest-time of damage's repair needed for one of the German U-boats in Black Sea. It was just a couple of months on winter time, but it (should) be the most effective conventional ASW depth-charges attack done by Soviet Navy in the Black Sea.

2) The successful action of the MDR-6 (Chye-2) was also a quite interesting partecipation for such an uncommon and rare seaplane.

#3 26.07.2019 09:12:28

smax
Гость




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Здравствуйте!
Спасибо.

А. Кузнецов написал:

#1370911
Итак, в 14:45 с севера на юг пролетала летающая лодка МДР-6, она же Че-2. Заметив зловещий силуэт под водой, самолет сделал несколько кругов, сбросил две ПЛАБ-100 и парашютик с запиской. После этого он улетел по своим делам.

1. вроде как штатно на МДР-6 есть стрелок-радист и 2 радиостанции http://www.airwar.ru/enc/sww2/mdr6.html :

Экипаж состоял из четырех человек: двух пилотов, штурмана и стрелка-радиста. Они располагались в трех отсеках лодки, разделенных водонепроницаемыми перегородками. В кабине радиста размещалась радиостанция типа РСРМ и фотоаппарат АФА-13, в кабине пилота - рация РСВС. Для работы радиостанции на плаву была предусмотрена аварийная мачта. Командная связь осуществлялась через СПУ-3, пневматическую почту, световую трехцветную сигнализацию и радиостанцию РСВС.

Почему ими не воспользовались?

2. А какой смысл записку бросать в воду, вслед за бомбами в район обнаружения ПЛ, а хотя-бы не в расположение каких-либо своих сил?

С уважением, Макс

#4 26.07.2019 09:57:40

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

2

Да, эпизод знатный - наткнулся на него, когда писал книгу о МО на ЧМ.

А. Кузнецов написал:

#1370911
Парашютик с запиской, конечно, особенно поражает воображение. Безупречное ретро.

Не такое уж и ретро. Если посмотреть как немцы топили Щ-408 в мае 1943 г. там все то же самое - финский СБ сбрасывал капсулу с вымпелом, чтобы общаться с немецкими БДБ.

smax написал:

#1370931
вроде как штатно на МДР-6 есть стрелок-радист и 2 радиостанции

И сколько из этих р/с работает в сети кораблей ПЛО? Ноль!

smax написал:

#1370931
А какой смысл записку бросать в воду, вслед за бомбами в район обнаружения ПЛ, а хотя-бы не в расположение каких-либо своих сил?

По стандартной практике катера из базы при их наличии высылались. До базы было рукой подать. Андрей дистанцию не указал, но ЕМНИП ок. 5 кбт, фактически внешний рейд. Кстати, а как там глубины? Может ПЛ и не могла погрузиться глубже? Фляйге решился на такое только будучи уверенным в нашей полной беззубости - при обнаружении ПЛ в таких условиях где-нибудь на западе, ее укатали бы в считанные полчаса.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#5 26.07.2019 11:15:36

han-solo
Гость




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1370911
Тем не менее, всё это правда. По документам двух сторон, как это сейчас принято.

Андрей, спасибо, очень интересно!

А. Кузнецов написал:

#1370911
U18 начала уход на глубину сразу после появления самолета. Почему-то она делала это медленно (так и записано в ЖБД лодки), несмотря на то, что фиксировался шум винтов [приближающихся катеров]. Из записи в ЖБД непонятно, почему получилось так, что U18 всё-таки попала под удар на глубине 28 метров. В замечаниях старших товарищей (командира флотилии, Адмирала Черного моря и начальника оперотдела BdU) по этому эпизоду никаких претензий к командиру нет. Так или иначе, лодке досталось. Фляйге записал, что атаковали 2-3 катера, сброшены 52 бомбы, часть из которых взорвалась очень близко.

Как они обнаружили самолёт? Или просто после взрывов ПЛАБ-100 поняли, что атакованы авиацией? Повреждения выходит получили от ГБ катеров?

smax написал:

#1370931
2. А какой смысл записку бросать в воду, вслед за бомбами в район обнаружения ПЛ, а хотя-бы не в расположение каких-либо своих сил?

Это типа маркерного буя.

#6 26.07.2019 11:54:22

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370938
Андрей дистанцию не указал, но ЕМНИП ок. 5 кбт

В разных документах - "до 2 миль", полторы мили, где-то даже 500 м. Т.к. ПЛ двигалась, наверное все правы. Координаты указаны без минут, так что всё приблизительно.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370938
Кстати, а как там глубины? Может ПЛ и не могла погрузиться глубже?

Глубины порядка 30 м. Но Фляйге же должен был и по горизонтали уклоняться.

#7 26.07.2019 11:58:27

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

han-solo написал:

#1370953
Как они обнаружили самолёт?

Визуально, в перископ.

han-solo написал:

#1370953
Повреждения выходит получили от ГБ катеров?

Там всё как-то в одном абзаце, скомкано. Но вроде бы получается, что отхватили всё-таки от катеров.

han-solo написал:

#1370953
Это типа маркерного буя.

Именно так.

#8 26.07.2019 12:25:58

smax
Гость




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370938
До базы было рукой подать. Андрей дистанцию не указал, но ЕМНИП ок. 5 кбт, фактически внешний рейд.

То есть этот буй с запиской был не очень-то и нужен: самолет сбросил бомбы на внешнем рейде - видели\слышали взрывы - значит обнаружил ПЛ - высылаем в район взрывов катера.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370938
И сколько из этих р/с работает в сети кораблей ПЛО? Ноль!

А. допустим, не было бы у самолета бомб, или район был-бы более отдаленный, что взрывы из базы не видны - тогда как?
Исходя из (диванной) логики
- самолет по радио передает что-то вроде "обнаружил ПЛ в квадрате N" своему начальству
- авиационное начальство (которое таки из морской авиации) передает это по телефону либо сразу командиру отряда катеров, либо тому, кто ОВР базы занимается. А этот командующий ОВР уже приказывает катерам идти в квадрат N и искать та ПЛ.
И быстрее и точнее, чем буй этот искать.

#9 26.07.2019 12:35:35

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

lupodimare89 написал:

#1370913
The damage inflicted likely caused the longest-time of damage's repair needed for one of the German U-boats in Black Sea

Next combat sortie began 27.1.1944. So, two months.

Для русскоязычных участников:
U18 вышла в следующий поход 27.1.44, т.е. катера вывели ее из строя на два месяца (правда, в любом случае сколько-то времени между походами ушло бы на текущий ремонт, пополнение запасов и отдых экипажа).

Ценность эпизода не столько в этих 2 месяцах. В сказке упоминается, что к Туапсе прямо в тот момент подходила плавмастерская на буксире у "Шахтера". Если бы Фляйге, вместо того чтобы стрелять в порт с непонятными шансами на успех, утопил бы мастерскую с ценными станками и прочим оборудованием, это был бы номер. И без того с ремонтом на Черном море была куча проблем.
Те же самые катера, которые потрясли в прямом смысле U18, через некоторое время встали бы на прикол.

#10 26.07.2019 12:37:17

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

smax написал:

#1370966
И быстрее и точнее.

Оба слова ошибочны для реалий 1943 года.

#11 26.07.2019 12:55:11

smax
Гость




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1370969
Оба слова ошибочны для реалий 1943 года.

А поподробнее можно - почему ошибочны, как передача информации о факте обнаружения ПЛ и месте оного от самолета-разведчика к СКА организована была в 1943 (при условии, что ПЛ обнаружена вне прямой видимости с берега или на самолете нет бомб)?

#12 26.07.2019 14:08:02

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Если ПЛ была обнаружена вне прямой видимости берега, радист самолета давал радиограмму с указанием квадрата - это 10 минут по широте и 15 минут по долготе. Точность сама по себе та еще. Сюда же нужно добавить практически неизбежную ошибку по месту, тем более, если берега не видно. В тех же местах и в то же время немецкая воздушная разведка иногда умудрялась делать ошибки в десятки миль. Это из случаев, которые твердо зафиксировали сами немцы.

По прохождению радиограммы. Самолет работал в какой-то конкретной сети. Туапсинская база в общем случае (если это не ее собственные МБРы) была в другой сети. Т.е. кто-то (КП ВВС ЧФ, например), должен был принять радиограмму, принять решение, кому ее переслать, зашифровать и послать. На другом конце ее нужно было расшифровать, принять решение, отдать приказ командирам катеров. Всё это очень и очень не быстро. И не только у нас. Опять же, пример про немцев. От воздушного разведчика до подлодки в море информация в общем случае шла часами, в отдельных случаях - многие часы. И это при том, что у фашистов проблем со взаимодействием было меньше, чем у нас.

В конкретном случае 20 ноября: пост СНиС увидел парашютик и т.п. подробности  и видимо позвонил по телефону на КП базы. В нормальной ситуации оперативный дежурный послал бы дежурные катера. В данном случае катеров не было, но случайно на подходе оказался конвой с 3 катерами - видимо, уже в радиусе УКВ связи. Отсюда и нереально молниеносная реакция (5 минут).

Данный конкретный Че-2 летел на обеспечение перехода "Сталина". В тот момент всех причастных волновало только одно - чтобы танкер на пути в Батуми немцы не добили. От Туапсе "Сталин" был уже далеко, и Туапсе причастным было по барабану. Вполне возможно (скорее всего, так и было), что радист Че-2 сообщил об эпизоде в своей сети. Но если бы экипаж не пробомбил лодку на видимости у поста СНиС, ни о какой 5-минутной реакции речи и близко не было бы. Фляйге уже успел бы отстреляться, уйти и зафигачить в эфир какую-нибудь очередную нумерологию типа "20 ноября 20-й поход U20".

#13 26.07.2019 14:16:07

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Спасибо, интересный эпизод. Пара вопросов, если не возражаете.

А танкер порожняком шел?

А. Кузнецов написал:

#1370911
Нужно учесть, что катерам эту лодку обнаружить было нечем. Единственный катер с «Тамиром»

Тамир, это насколько я понимаю гидролокатор, а шумопеленгаторы на катерах были?

А. Кузнецов написал:

#1370911
Но ради красного словца почему бы и не добавить 7 походов?

Весьма странное заявление, сами же пишете, что "в ЖБД подлодки, подписанном самим Фляйге" указано, что это был 11-й поход U18.
Обычная оговорка - номер 18, дата 18, чисто механически и поход 18.

А. Кузнецов написал:

#1370911
Из записи в ЖБД непонятно, почему получилось так, что U18 всё-таки попала под удар на глубине 28 метров.

А нельзя ли чуть подробней про записи в ЖБД?
В частности, когда немцы зафиксировали первые взрывы бомб?

#14 26.07.2019 14:18:57

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1370960
Глубины порядка 30 м. Но Фляйге же должен был и по горизонтали уклоняться.

По горизонтали - понятно. Просто в твоем исходном посте логическое ударение на "очень медленно погружалась". Я сразу усомнился, что ей было куда погружаться. А вообще Фляйге действовал явно авантюрно и нарушил имевшееся указание на заходить за изобату 50 метров (ЕМНИП, может и больше), где немцы боялись противолодочных мин.

smax написал:

#1370966
То есть этот буй с запиской был не очень-то и нужен: самолет сбросил бомбы на внешнем рейде - видели\слышали взрывы - значит обнаружил ПЛ - высылаем в район взрывов катера.

Лишним он не был, к тому же это, вероятно, был общий порядок.

smax написал:

#1370966
А. допустим, не было бы у самолета бомб, или район был-бы более отдаленный, что взрывы из базы не видны - тогда как?
Исходя из (диванной) логики
- самолет по радио передает что-то вроде "обнаружил ПЛ в квадрате N" своему начальству
- авиационное начальство (которое таки из морской авиации) передает это по телефону либо сразу командиру отряда катеров, либо тому, кто ОВР базы занимается. А этот командующий ОВР уже приказывает катерам идти в квадрат N и искать та ПЛ.
И быстрее и точнее, чем буй этот искать.

Не совсем, но около того. КП эскадрильи поддерживал связь с оперативным дежурным по ВМБ, который и должен был организовать поиск катерами - поставить задачу ударно-поисковой группе (УПГ), стоявшей на готове в базе. Но это в идеале. По факту УПГ, состав которой уточнялся чуть ли не каждые сутки, могла вообще не иметь ни одного исправного и готового к выходу в море катера. Таковы черноморские реалии конца 1943 года.
Если нужно больше информации, рекомендую к прочтению https://mitra-books.com/history/bolshay … rozov.html

А. Кузнецов написал:

#1370968
правда, в любом случае сколько-то времени между походами ушло бы на текущий ремонт, пополнение запасов и отдых экипажа

Текущий - это ежегодный ремонт. Между походами - планово-предупредительный. Он мог и пару дней занять, если ПЛ недавно проходила текущий. А тут У-18 отправили в Галац, что фактически преравнивалось к текущему ремонту как минимум.

А. Кузнецов написал:

#1370968
Если бы Фляйге, вместо того чтобы стрелять в порт с непонятными шансами на успех, утопил бы мастерскую с ценными станками и прочим оборудованием, это был бы номер. И без того с ремонтом на Черном море была куча проблем.
Те же самые катера, которые потрясли в прямом смысле U18, через некоторое время встали бы на прикол.

Ценность мастерской была для немцев не очевидна, а то, что было у нее на борту и вовсе никто не знал. А вот добить большой танкер, названный в честь русского диктатора - тут явно шейная чесотка могла начаться.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#15 26.07.2019 14:29:00

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370993
Просто в твоем исходном посте логическое ударение на "очень медленно погружалась". Я сразу усомнился, что ей было куда погружаться.

Так это она до глубины 28 метров медленно погружалась. А так да, видимо дальше уже погружаться было некуда.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370993
Фляйге действовал явно авантюрно и нарушил имевшееся указание на заходить за изобату 50 метров (ЕМНИП, может и больше), где немцы боялись противолодочных мин.

Он, и не только, иногда заходил за 50 м. Например, на Сухумский рейд кто-то заходил (можно посмотреть, кто, но не суть) - и получил за свои действия горячее одобрение. Нужно смотреть - возможно приказ об этой изобате был отменен в какой-то момент.

Botik Petra Velikogo написал:

#1370993
А вот добить большой танкер, названный в честь русского диктатора - тут явно шейная чесотка могла начаться

Так немцы не знали, что это "Сталин". Насколько я смотрел, они ни разу его не опознали по имени. Кроме того, "Сталин" был уже далеко от Туапсе.
Про ценность плавмастерской Фляйге конечно не знал, но утопить мог. Она же прямо на него шла в тот момент. В порт стрелять - там боны, сети и т.п. А тут доступная цель сама в руки идет.

Отредактированно А. Кузнецов (26.07.2019 14:29:37)

#16 26.07.2019 14:34:25

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Да, еще забыл. Немцы же не знали, что кого-то нужно добивать. Они думали, что Фляйге утопил 1500-тонный пароход.

#17 26.07.2019 14:41:45

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1370996
Так немцы не знали, что это "Сталин". Насколько я смотрел, они ни разу его не опознали по имени. Кроме того, "Сталин" был уже далеко от Туапсе.

Ждем твоей статьи про охоту немцев на "Сталина". Сам я в таком объеме на немецком не читаю, но по-моему, попытки его перехвата осуществлялись совершенно осознанно.

А. Кузнецов написал:

#1370996
Про ценность плавмастерской Фляйге конечно не знал, но утопить мог. Она же прямо на него шла в тот момент.

Мог утопить, а мог и не утопить. Показатель успешности торпедных атак нем. ПЛ на ЧМ в 1943 г. - 18,75 %. И у нас были заслуженные ветераны, пережившие по нескольку атак типа "Тракториста" и "Вежилова".

А. Кузнецов написал:

#1370998
Они думали, что Фляйге утопил 1500-тонный пароход.

Виноват, был не прав, писал по памяти.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#18 26.07.2019 14:57:13

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Botik Petra Velikogo написал:

#1371000
Ждем твоей статьи про охоту немцев на "Сталина"

Вчера дописал. Пусть отлежится несколько дней, а то глаз замылился. Потом поправлю, сокращу раза в полтора.
Может, заодно успею выяснить, что такое Norm.Qu. По паре эпизодов это помогло бы.
Если ув.Игорь читает, м.б. к нему вопрос. В приказах для ПЛ иногда фигурируют Norm.Qu. в виде 5282, 5290 и т.п. Это точно не обычные кригсмаринские квадраты и не L.Qu. Не могу выяснить, что это за очередная квадратная сетка.

Botik Petra Velikogo написал:

#1371000
попытки его перехвата осуществлялись совершенно осознанно

Осознанно охотились на большие танкеры, но названий не знали (в смысле, кто конкретно сейчас в море; вроде бы "Сов.нефть" единственное исключение)

Botik Petra Velikogo написал:

#1371000
И у нас были заслуженные ветераны, пережившие по нескольку атак типа "Тракториста" и "Вежилова".

Так и "Сталин" такой же, тоже атаки переживал

#19 26.07.2019 15:13:28

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1371007
вроде бы "Сов.нефть" единственное исключение)

А "Серов" и "Пестель", которые в Трабзон ходили? Там уж немцы точно имена знали. Даже в Ультре это видел.

А. Кузнецов написал:

#1371007
Так и "Сталин" такой же, тоже атаки переживал

Только он в отличие от названных все-таки был торпедирован и выведен из строя до конца войны.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#20 26.07.2019 15:16:53

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Botik Petra Velikogo написал:

#1371013
А "Серов" и "Пестель", которые в Трабзон ходили?

Так это не танкеры. Про тех, кто в Трабзон ходил, немецкий консул сообщал.

#21 26.07.2019 15:17:40

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Unforgiven написал:

#1370991
А танкер порожняком шел?

Когда торпедировали - порожняком. Когда шел 20 ноября - в нем уже морской воды дофига было.

Unforgiven написал:

#1370991
Тамир, это насколько я понимаю гидролокатор, а шумопеленгаторы на катерах были?

ШП могли быть (но неизвестно, были ли, а если были, то в каком состоянии). Почитайте в сети про "Посейдон" и "Цефей-2", разделите то, что там написано, на 10, и получите примерное представление об их реальных возможностях. Про подготовку акустиков я в статье упомяну, это отдельная песня.
В любом случае, атака по данным ШП попала бы в отчеты, это же выдающееся событие. Но ничего такого не видно.

Unforgiven написал:

#1370991
Весьма странное заявление, сами же пишете, что "в ЖБД подлодки, подписанном самим Фляйге" указано, что это был 11-й поход U18.
Обычная оговорка - номер 18, дата 18, чисто механически и поход 18.

Это не оговорка, он специально отдельным пунктом это записал - подчеркнул, что "кругом 18". Нумеролог хренов.

Unforgiven написал:

#1370991
А нельзя ли чуть подробней про записи в ЖБД?
В частности, когда немцы зафиксировали первые взрывы бомб?

Там только время обнаружения самолета в 12:45=14:45 мск, а дальше целый абзац без временных отсечек. Видимо, писать было невозможно из-за тряски. Как в неприличном анекдоте - "извините за корявый почерк, ...".
Если текст понимать буквально, то повреждения нанесены 2-3 катерами. ПЛАБы вообще не упомянуты.

#22 26.07.2019 15:55:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1371014
Так это не танкеры. Про тех, кто в Трабзон ходил, немецкий консул сообщал.

Но я надеюсь, в твоей статье они тоже будут?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#23 26.07.2019 16:47:50

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1371015
Это не оговорка, он специально отдельным пунктом это записал - подчеркнул, что "кругом 18".

Да вопрос вообще-то ерундовый, просто непонятно почему тогда в журнале 11.

А. Кузнецов написал:

#1370996
Так это она до глубины 28 метров медленно погружалась.

Так если глубина всего 30 метров, то погружаться наверное надо осторожно, а то можно и "стукнуться".

А. Кузнецов написал:

#1371015
Почитайте в сети про "Посейдон" и "Цефей-2", разделите то, что там написано, на 10, и получите примерное представление об их реальных возможностях. Про подготовку акустиков я в статье упомяну, это отдельная песня.

Неужели и с шумопеленгаторами все было так плохо? Они же вроде еще с первой мировой известны.

А. Кузнецов написал:

#1370960
Но Фляйге же должен был и по горизонтали уклоняться.

Не факт. Он же не мог знать, что там на катерах с шумопеленгаторами, плюс авиация.
На такой глубине очень может быть, что лучше просто лечь на дно и не рыпаться.

Я тут пересмотрел про потопление U-250.
Глубина примерно та же, лодка двгалась,  и один-единственный МО смог ее потопить.
Так что, тут скорее немцам повезло.
Три МО, самолеты, малая глубина, и обошлось даже без особо серьезных повреждений.
U-18 конечно поменьше чем U-250, но зато она к повреждениям менее "устойчива".

#24 26.07.2019 17:10:09

Вальчук Игорь
Гость




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

Unforgiven написал:

#1371034
и один-единственный МО смог ее потопить

получается, самый результативный корабль ВМС СССР

#25 26.07.2019 17:21:42

han-solo
Гость




Re: Явные признаки чуда. Охота на U18 20 ноября 1943.

А. Кузнецов написал:

#1370961
Визуально, в перископ.

Ну да, зенитный перископ на лодке был, не прозевали.

smax написал:

#1370966
То есть этот буй с запиской был не очень-то и нужен: самолет сбросил бомбы на внешнем рейде - видели\слышали взрывы - значит обнаружил ПЛ - высылаем в район взрывов катера.

Нужен парашют с запиской, ибо тогда ОМАБов (ОРИЕНТИРНЫЕ МОРСКИЕ АВИАБОМБЫ )не было, они уже после войны появились. Теперь попытаюсь пояснить: береговой пост наблюдения заметил летящий Че-2, тот сбрасывает бомбы, они с тормозными парашютами и их заметили наверняка, допустим парашют с запиской не сброшен. Бомбы сработали, ну наблюдатели в лучшем случае зафиксировали  пеленг на них, дистанцию определить не могут. После взрывов столбы воды осели, пара минут и уже ничего на поверхности воды нет, как катерники будут знать место, хоть приблизительное, где была замечена лодка? Парашют с капсулой конечно могло отнести, но всё равно привязка получается.

smax написал:

#1370966
А. допустим, не было бы у самолета бомб, или район был-бы более отдаленный, что взрывы из базы не видны - тогда как?

Про радиосвязь Вам объяснили, а вот тут кроме передачи квадрата обнаружения лодки, нужен какой-либо ориентир. Что можно применить? Я сомневаюсь, что на наших самолётах в тот момент были плавающие/ гидростатические бомбы, да и время выпуска дыма мало, ибо задача быстро дать много дыма. Применить же навигационную бомбочку можно  (по логике на гидросамолётах и торпедоносцах они тогда должны были быть), но опять таки время работы АНАБа мало, не более 17 минут в самом лучшем случае. А потому;

smax написал:

#1370966
И быстрее и точнее, чем буй этот искать.

Буй гораздо легче искать и держится он долго.

А. Кузнецов написал:

#1370987
В конкретном случае 20 ноября: пост СНиС увидел парашютик и т.п. подробности  и видимо позвонил по телефону на КП базы. В нормальной ситуации оперативный дежурный послал бы дежурные катера. В данном случае катеров не было, но случайно на подходе оказался конвой с 3 катерами - видимо, уже в радиусе УКВ связи. Отсюда и нереально молниеносная реакция (5 минут).

Скорее всего так и было.

Страниц: 1 2 3 … 13


Board footer