Сейчас на борту: 
jurdenis,
veter,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4

#1 31.03.2009 12:14:30

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Доводилось встречать в литературе негативную оценку деятельности адмирала Харвуда на должности командующего Средиземноморским флотом, в основном на примере его неудачного руководства в операции "Вигрес". Но, возможно, это предвзятое отношение к герою Ла Платы? Поэтому хотелось бы узнать более подробно о планировании и проведениии конвоя "Вигрес", а так же других акций Средиземноморского флота, проведенных под руководством Харвуда.

Отредактированно CAM (31.03.2009 12:15:35)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#2 31.03.2009 12:22:35

Pr.Eugen
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

2 CAM...
А "Битва за Средиземное мое. Взгляд победителей" смотрели???

#3 31.03.2009 13:07:09

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #50078
А "Битва за Средиземное мое. Взгляд победителей" смотрели???

Да. И Роскилла тоже. И в общем плане это все. Из другой литературы всего по крохам. В частности, о провальной диверсионной операции против Тобрука - тоже вроде как ко времени командования Харвуда относится.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#4 05.04.2009 11:07:34

странник
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Харвуд и у Ла-Платты не особо блистал... А вот шататься туда-сида по "бомбовой алее", это мягко говоря безответственно...

Отредактированно странник (05.04.2009 11:08:03)

#5 05.04.2009 12:57:08

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3034




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

странник написал:

Оригинальное сообщение #52326
Харвуд и у Ла-Платты не особо блистал...

Одержал победу над сильнейшим противником. В чём проблема?


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#6 05.04.2009 15:59:35

Scharnhorst
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52339
Одержал победу над сильнейшим противником. В чём проблема?

Не будь Лангсдорф таким идиотом - "Эксетер" там бы и остался... А дальше - как карта ляжет. С противником Харвуду повезло.

Отредактированно Scharnhorst (05.04.2009 16:19:01)

#7 05.04.2009 16:56:11

странник
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52339
Одержал победу над сильнейшим противником. В чём проблема?

Хмм... При таком превосходстве в силах? Три против одного...

#8 05.04.2009 18:42:14

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3034




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52409
С противником Харвуду повезло.

Верно. Только Харвуду хватило ума и смелости это выяснить.


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#9 05.04.2009 19:36:12

Scharnhorst
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Еще раз повторю: итог боя у Ла-Платы - это не смелость или талантливый расчет Харвуда, а исключительно идиотизм и нерешительность Лангсдорфа.
Вот Харвуд разделил свои силы - и после боя его подняли на щит. Но прояви немец хоть немного здравого смысла - а подранка надо было топить в любом случае - тогда Харвуда ругали бы за необоснованное разделение, передачи противнику преимущества и т.д.
Короче: в этом бою он перемудрил, но ему повезло с противником. Когда же он продолжил мудрить в должности главкома Средиземноморского флота везение кончилось, и ему стали регулярно давать по зубам. Однако на самом деле, там он просто продолжал действовать в своей привычной манере.

#10 05.04.2009 20:15:19

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3034




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52456
Вот Харвуд разделил свои силы - и после боя его подняли на щит.

А если бы не разделил?

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52456
Когда же он продолжил мудрить в должности главкома Средиземноморского флота везение кончилось, и ему стали регулярно давать по зубам.

И в чём мудрение? Сил у него было мало, отсюда и результат.


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#11 06.04.2009 00:13:57

странник
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Харвуд не виноват - просто он не линкорный адмирал, а скорее крейсерский... Примерно как Бей... Может тактик он и неплохой, нов от как стратегу ему явно не хватало опыта. Вот что бывает, когда из вполне среднего камандира делают героя, а потом удивляются, почему всё наперекосяк пошло?

#12 06.04.2009 09:48:59

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52466
А если бы не разделил?

Т огда бы 22 ствола ГК его крейсеров стреляли Лансдорфу в один борт + угроза торпедной атаки

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52466
Сил у него было мало, отсюда и результат.

Если это касается "Вигреса", то, хотя и с натягом, согласится можно, поскольку метания конвоя с раскладом сил мало были связаны. А авиации, и, тем более, тяжелых кораблей, действительно не доставало.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#13 06.04.2009 11:04:00

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3034




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

CAM написал:

Оригинальное сообщение #52574
Т огда бы 22 ствола ГК его крейсеров стреляли Лансдорфу в один борт + угроза торпедной атаки

Иначе - то же самое с разных направлений. Принципиальной разницы нет.

странник написал:

Оригинальное сообщение #52538
Харвуд не виноват

А чего Вы собственно хотите от Харвуда: чтобы воевал по канингхемски? Для начала прикинте почему человек, получившего контр-адмирала только 13 декабря 1939 г. через полтора года командует вторым по значимости флотом страны? Почему этот флот не отдали Соммервилю или Фрэзеру? Да всё очень просто. Канингхем к концу 1941 г. свой флот угробил. В его составе не осталось линкоров и авианосцев, а количество крейсеров и эсминцев сильно сократилось. В результате Средиземноморский флот по своему корабельному составу мало отличался от заморских станций и держать здесь полного адмирала было излишне. Вот Харвуда и назначили. С его званием эскадрой или станцией как раз и полагалось командовать. И никаких стратегических задач. Как только такие задачи были поставлены и флот был усилен сообразно с ними - ABC вернулся.


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#14 06.04.2009 11:51:59

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52602
Иначе - то же самое с разных направлений. Принципиальной разницы нет.

При грамотном исполнении - да, но в реальном бою сначала был выбит флагман, и только после этого в бой вступили легкие крейсера, т.е. разделение сил вылилось не в атаку с разных направлений, а в несогласованные действия отдельных подразделений.

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52602
А чего Вы собственно хотите от Харвуда: чтобы воевал по канингхемски?

Тут надо сказать, что Харвуд занял место Каннингхэма в апреле 1942 года, а ко времени операции "Вигрес" его флот был значительно усилен. Его предшественник в марте мог только мечтать о тех силах, которые имел Харвуд в июне. Тем не менее часть мартовского конвоя прорвалась на Мальту, а операция "Вигрес" целиком провалилась - т.к. в марте Каннингхэм дал свободу действий Вайену, а Харвуд взялся командовать сам.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#15 06.04.2009 11:54:43

Pr.Eugen
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

CAM написал:

Оригинальное сообщение #52633
но в реальном бою сначала был выбит флагман

С учетом того, что "Экс" флагманом не был - некритично.

#16 06.04.2009 12:56:55

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #52636
"Экс" флагманом не был

Виноват. Я имел в виду самый сильный корабль. И только поэтому некритично? Помнится, что на "Шпее" централизованно велось управление огнем только ГК, и одновременная атака создала бы для него серьезные проблемы.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#17 06.04.2009 13:08:43

vov
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52456
Харвуд разделил свои силы - и после боя его подняли на щит. Но прояви немец хоть немного здравого смысла - а подранка надо было топить в любом случае - тогда Харвуда ругали бы за необоснованное разделение, передачи противнику преимущества и т.д.

Это вполне возможно. Хотя само по себе решение не бессмысленное. При движеии в одной колонне у Л. было бы меньше проблем. Выбирай дистанцию не спеша, стреляй - и вместо 3 останется 2:-).

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52456
Короче: в этом бою он перемудрил, но ему повезло с противником.

Несколько спорный тезис. Л. в целом действовал по обстановке, согласно информации, которой он обладал. А избытка в ней не было:-).
Что до потопления Э, то надо было хотя бы знать, что его можно догнать. И знать, что он совсем не моежт стрелять. Л. только видел, что прот-к отвернул. Преследовать его с риском напороться на торпеду? Да еще имея с фланга 2 КрЛ. Не самое лучшее решение.

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52456
итог боя у Ла-Платы - это не смелость или талантливый расчет Харвуда, а исключительно идиотизм и нерешительность Лангсдорфа.

ИМХО, Вы излишне строги к обоим командирам. Они действовали вполне разумно, без учета послезнания, конечно. А так, Харвуд действительно проявил смелость, а Лангсдорф - разумность. Гоняться за КрЛ по океану и все время стрелять - тоже не лучший вариант. Лютьенс тоже так не поступил в Датском проливе.

#18 06.04.2009 13:27:47

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

vov написал:

Оригинальное сообщение #52679
При движеии в одной колонне у Л. было бы меньше проблем. Выбирай дистанцию не спеша, стреляй - и вместо 3 останется 2:-).

Не думаю, что имелось в виду движение в одной колонне, скорее бой на дистанции "Эксетером и сближение легкими крейсерами с одного борта.

vov написал:

Оригинальное сообщение #52679
Харвуд действительно проявил смелость, а Лангсдорф - разумность.

Смелость она бывает разная, а у командующего соединением должна сочетаться с разумностью (по ходу боя, у Харвуда это незаметно - он действовал ситуативно), а о разумности Лансдорфа (а бой вел именно он) после того, как он заперся в Монтевидео, говорить не приходится.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#19 06.04.2009 17:31:43

Scharnhorst
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

vov написал:

Оригинальное сообщение #52679
Вы излишне строги к обоим командирам. Они действовали вполне разумно, без учета послезнания, конечно. А так, Харвуд действительно проявил смелость, а Лангсдорф - разумность

Никоим образом не могу согласиться. С точки зрения Лангсдорфа, метаться между молотом и наковальней (даже если это "молоточек" и "наковаленка") не имело никакого смысла. Имея больше стволов, противник рано или поздно добился бы большего числа попаданий. Нужно было сразу играть на выбивание оторвавшегося корабля, пользуясь преимуществом в мощи артиллерии. Ведь одно попадания AGS потенциально приводило к более серьезным последствиям.
Второй момент: безобразная организация огня. Вы сами в двух своих монографиях пишете, что стрельбой 150-мм орудий никто не управлял. Хорошо командир! Это при трех независимых СУО! Выдели ты кормовой КДП под среднюю артиллерию, что мешает? От легких крейсеров отбиться бы хватило. Так что, начего разумного в действиях Лангсдорфа я не вижу. Типичная для немецких адмиралов и кап-разов вялость и нерешительность.

Cyr написал:

Оригинальное сообщение #52602
А чего Вы собственно хотите от Харвуда: чтобы воевал по канингхемски?

С него было бы достаточно, если бы он не мешал Вайену делать свою работу. В марте, если Вы помните, он от итальянской эскадры успешно отбился. Метание по "бомбовой аллее" не имело никакого смысла. Операцию нужно было либо доводить до конца, либо сворачивать после первого поворота на обратный курс.

#20 06.04.2009 19:21:12

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

vov написал:

Оригинальное сообщение #52679
Л. в целом действовал по обстановке, согласно информации, которой он обладал. А избытка в ней не было:-).

Причем тут информация, непонятно. Сначала Лансдорф опознал англичан как "Эксетер" с 2 эсминцами", принял их за охранение конвоя, и решил атаковать (т.е. противника надо было уничтожить, а потом разгромить конвой). Затем последовало правильное опознание, но это сути дела не меняло - вражескую КПУГ необходимо было серьезно потрепать и уходить в океан, благо, автономностью рейдер значительно превосходил противника. Действия британского командира позволили Лансдорфу потрепать соединение противника, но он этим не воспользовался, укрылся в нейтральном порту, и в конечном итоге, погубил свой корабль; лавры за это достались Харвуду.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#21 07.04.2009 14:56:59

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Если ближе к теме, то вот причины снятия с должности Харвуда из Роскилла.
"Когда 15 января 1943 8 Армия начала новое наступление, и стало ясно, что противник не сможет удержать Триполи, были приняты все меры, чтобы полностью разрушить гавань. Однако размах действий подрывных команд противника и использование кораблей с залитыми бетоном трюмами застигло штаб адмирала Харвуда врасплох. Когда 23 января мы захватили Триполи, стало ясно, что наши приготовления совершенно недостаточны. Хотя аварийно-спасательные команды делали все возможное, генерал Монтгомери был разочарован скоростью их работы. С самого начала стало ясно, что адмирал Харвуд не сработается с Монтгомери. Скорее всего, именно неудача под Тобруком 13—14 сентября 1942 определила отношение командования армии к своим флотским коллегам. Кроме того, ряд других инцидентов в Восточном Средиземноморье, особенно неудача конвоя «Вигэрес», породил сомнения и в Лондоне. Причитания армии о недостаточной скорости расчистки порта Триполи упали на благоприятную почву. Мнение генерала Монтгомери по этому вопросу было изложено премьер-министру, когда тот был в Каире. Черчилль уже был разозлен на Харвуда за строгое соблюдение соглашения с французами относительно демобилизованных в Александрии французских кораблей. Это соглашение было достигнуто путем личных переговоров адмиралов Каннингхэма и Годфруа в июне 1940, а теперь Харвуд «унаследовал» его. Но Годфруа не спешил присоединяться к союзникам, и Черчилль решил, что настало время силой решить сложную проблему. Многие французские корабли в Оране, Алжире и Дакаре уже решили связать свою дальнейшую судьбу с союзниками.
Поэтому, когда сообщения из Триполи прибыли в Лондон, а также учитя мнение государственного министра по делам Среднего Востока, Первый Морской Лорд решил снять адмирала Харвуда.
Самым странным аспектом скандала вокруг расчистки Триполи было то, что все заявки армии на доставку снабжения и техники были полностью выполнены. Наступление на запад не задержалось ни на один день. Позднее и Черчилль, и генерал Монтгомери отдали должное усилиям флота по расчистке Триполи. Если бы все это было известно в Лондоне, скорее всего, можно было бы избежать неприятного конца военный карьеры, которая началась так блестяще в бою у Ла Платы 13 декабря 1939.
20 февраля 1943 сэр Эндрю Каннингхэм снова стал главнокомандующим Средиземноморским театром"


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#22 08.04.2009 15:54:10

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Интересный момент. Главной причиной окончательного отказа от попытки прорываться на Мальту в операции "Вигерес" было наличие итальянского флота в угрожающей близости от конвоя - в 8.20 15 июня итальянцы были в 150 милях от англичан. О выходе в море противника, их силах и курсе англичане знали еще накануне вечером, а их самолеты ночью 15 июня следили за противником и дважды атаковали его, повредив "Тренто" (т.е. местонахождение противника непрерывно контролировалось). Был ли шанс у конвоя пройти на Мальту, если бы Вайен с ударной группой крейсеов и флотских эсминцев в течении темного времени суток совершил бросок навстречу кораблям Якино и дал им ночной бой?


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#23 08.04.2009 17:41:59

Scharnhorst
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

CAM написал:

Оригинальное сообщение #53684
Был ли шанс у конвоя пройти на Мальту, если бы Вайен с ударной группой крейсеов и флотских эсминцев в течении темного времени суток совершил бросок навстречу кораблям Якино и дал им ночной бой?

Анализ всех морских сражений на Средиземно море позволяет утверждать, что шанс пройти конвою на Мальту от наличия в море итальянских кораблей не зависел вообще никак. Что оба боя в зал. Сирт, что Пантеллерия - ну не получалось у итальянцев пробиться к конвою. С чего бы в этот раз получилось?

#24 08.04.2009 19:29:38

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #53730
С чего бы в этот раз получилось?

В данном случае явно превосходящие силы итальянцев должны были выйти на конвой, не поверни он ночью назад, утром 15 июня.Именно поэтому англичане проболтались полдня взад-вперед на "бомбовой алее", истратили почти весь зенитный боезапас и были все еще далеко от Мальты. Но главное, итальянские корабли все еще находились в море в угрожающей позиции, а у англичан к вечеру 15 июня уже были повреждены "Ньюкастл" и "Бирмингем" и потоплен "Хести". Это цитата из Макинтайра : "В 13.45 Вайэн получил приказ Харвуда, отданный 2 часа назад. Командующий основывался на оптимистичес­ком донесении «Бофортов» и потребовал снова следо­вать на Мальту. Однако Вайэн отказался выполнять этот приказ. Он правильно решил, что последний рапорт са­молета-разведчика более соответствует истине, и эскад­ра Иакино продолжает гнаться за конвоем, ничуть не ослабленная". И еще : "В 15.00 в соответствии с инструкциями он (Иакино) повернул свою эскадру назад и направился в Наварин. Там он должен был ожидать в готовности к выходу в море сообщения о новой попытке британского конвоя прорваться на Мальту.
Узнав о повороте итальянцев, Харвуд решил, что они возвращаются в Таранто, и радостно передал Вайэну: «Сей­час появилась золотая возможность провести конвой на Мальту». Сопровождать его должны были малые корабли, имеющие достаточно топлива и боеприпасов. К счастью, было уже поздно поворачивать на запад. К счастью — это в свете инструкций, полученных Иакино". И тут стоит вспомнить, что поворот назад в 02.00 был вызван именно приближением итальянских кораблей.
Что касается аналогии, то при первом Сирте итальянцы вышли на конвой уже почти в темноте, в которой после нескольких ночных погромов они уже по собственной инициативе не желали драться, при втором - очевидная ошибка Якино, занявшего подветренное положение и полное отсутствие взаимодействия с авиацией, а Пантеллерия -  итальянцы внезапно для противника превосходящими силами перехватывают конвой и не реализуют свое превосходство (хотя, судя по всему, на этот раз вышли наветра) + отсутствие взаимодействия с авиацией. Общее для всех случаев - боязнь у итальянцев решительного боя, но это совсем не повод для англичан ломиться с конвоем, прикрываемым легкими силами, через заслон из вражеских линкоров и тяжелых крейсеров средь бела дня. ..

Отредактированно CAM (09.04.2009 09:43:15)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#25 13.04.2009 16:53:34

vov
Гость




Re: О Харвуде, "Вигресе" и не только...

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52802
С точки зрения Лангсдорфа, метаться между молотом и наковальней (даже если это "молоточек" и "наковаленка") не имело никакого смысла. Имея больше стволов, противник рано или поздно добился бы большего числа попаданий. Нужно было сразу играть на выбивание оторвавшегося корабля, пользуясь преимуществом в мощи артиллерии.

Не все так просто.
Мы этот бой многократно проигрывали, с самой различной тактикой. Выбрать принципиально лучшую по результатам нельзя.

Если ставить целью нанести прот-ку как можно бОльшие потери, тогда - да, надо интенсивно сближаться с отделившимся кораблем, стараясь держаться подальше от других. Но при этом можно успеть огрести с него некоторое количество попаданий, что осложнит дальнейшие взаимоотношения:-).

У Лангсдорфа же конкретно стояла задача максимально избежать столкновений и повреждений. С этой точки зрения его тактика в бою совсем не плоха.

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #52802
Типичная для немецких адмиралов и кап-разов вялость и нерешительность.

Есть и это. Главная причина, ИМХО, в поставленных перед ними задачах.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #52868
Сначала Лансдорф опознал англичан как "Эксетер" с 2 эсминцами", принял их за охранение конвоя, и решил атаковать (т.е. противника надо было уничтожить, а потом разгромить конвой).

Даже не Эксетер, а 1 КР и 2 ЭМ. Противник вполне по силам для уничтожения.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #52868
Затем последовало правильное опознание, но это сути дела не меняло - вражескую КПУГ необходимо было серьезно потрепать и уходить в океан,

Это меняло суть дела. Шпее уже сблизился достаточно для того, чтобы бой на отходе принять было сложнее.
"Серьезно потрепать" и "уходить" - две совершенно разные задачи. Особенно в рамках реального соотношения сил (что-то близкое к паритету).

Страниц: 1 2 3 4


Board footer