Сейчас на борту: 
jurdenis,
Mitry,
Азов,
Боярин
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 23.06.2009 18:49:08

KaiserAdler
Гость




Флот Центральной Рады.

По многочисленным просьбам трудящихся и назло злопыхателям, которым правда глаза режет, открываю эту ветку заново.

1.Украинизация Черноморского и Балтийского флотов как важная предпосылка для образования национального флота.

В 1917 году украинский народ, как и все прочие народы Российской империи, получили реальную возможность возродить собственную государственность. Это сделалось возможным благодаря начавшейся вскоре после Февральской революции легализации национальных политических партий и демократизации порядков в армии и флоте. 

Сам характер революции способствовал проявлению национальных настроений. Следствием этого явилось создание 17 марта 1917 года Украинской Центральной Рады, конечной целью существования которой было образование украинской автономной республики в составе демократической России.

Очень быстро Центральная Рада превратилась в политический центр Украины. Ее руководство очень быстро поняло необходимость украинизации тех воинских частей, где большинство военнослужащих были украинцами. 10 апреля 1917 года Михаилом Грушевским на собрании в Киеве было предъявлено требование «организовать  украинскую национальную армию со всеми видами оружия…».

Украинизация – это процесс образования на кораблях или воинских частях землячеств, которые создавались путем обмена личным составом с другими кораблями и группировались по национальному признаку, они проводили свою собственную, независимую организационную политику, и имели обособленные взгляды на политические события. Следует отметить, что украинцы почти всегда составляли более двух третей личного состава флота царской России. В описываемое время процентный состав украинцев-военнослужащих Черноморского флота  равнялся примерно 75-90 %. Естественно, именно украинские землячества на флоте были самыми многочисленными и влиятельными.

В начале апреля Севастополе состоялся  первый съезд Украинской Черноморской  Общины, большинство членов которой являлись эсерами. Делегаты проголосовали за провозглашение России демократической федеративной республикой, автономию Украины, украинизацию церкви, суда, школы, армии. С целью пробуждения национального самосознания украинского народа, съезд решил немедленно приступить к созданию национальных школ, библиотек, читален и изданию газет. Это было первое документально зафиксированное собрание моряков-украинцев.

Так начался постепенный и достаточно долгий процесс украинизации частей, в которых большинство военнослужащих было выходцами из Украины. Подъему националистических настроений  среди флота способствовало присутствие в Севастополе многочисленных украинских культурно-просветительских организаций.

Особенно важную роль в украинизации флота сыграло ранее нелегальное культурно-просветительское объединение «Кобзарь». Основанная еще в 1905 году, эта полулегальная организация внесла существенный вклад в пробуждении национального самосознания среди украинских солдат и моряков. В 1917 году объединением «Кобзарь» руководил директор местной женской гимназии Вячеслав Лащенко. Организация  прививала морякам любовь к Украине посредством постановки на кораблях украинских пьес, также ее руководители обращали внимание моряков на исторические корни украинского флота, его историю.

К членам «Кобзаря», кроме украинской интеллигенции, принадлежала также большая группа национально сознательных офицеров флота, в том числе подполковник Владимир Савченко-Бельский, командир Севастопольского флотского полуэкипажа (который уже обзавелся на этот момент «двухцветной украинской хоругвью»),  капитан второго ранга Николай Неклиевич, командир корпуса инженер-механиков флота, ставший главой военной секции «Кобзаря», и многие другие. Благодаря деятельности этих офицеров вскоре был создан Совет Украинской Черноморской Общины, который должен был координировать деятельность украинских культурно-просветительских организаций и процесс украинизации. Это стало возможным после того как произошло Общефлотское собрание Севастополя, одним из решений которого стало создание украинских корабельных советов, которые были организованы на многих кораблях Черноморского флота.

Совет Украинской Черноморской Общины также создал дочернюю  организацию под названием Движение за единение матросов, которое возглавил начальник Подводной Бригады, капитан первого ранга  Вячеслав Клочковский.

По инициативе членов «Кобзаря»,  в марте 1917 года было проведено первое собрание  украинцев флота и Севастополя, которые провозгласили создание Совета Украинской Черноморской Общины Севастополя. Эта община добивалась защиты интересов украинских моряков, всяческим образом поддерживала и пропагандировала украинизацию флота, противодействовала большевизации флота. В деятельность общины вскоре включился практически весь личный состав кораблей черноморского флота.
До нас дошли газетные сообщения того времени, свидетельствующие о том что происходило на первом собрании Совета Украинской Черноморской Общины. Газета «Крымский вестник» от 11 апреля писала: «Состоялось в цирке «Труцци» собрание 5000 украинцев, в основном матросов, на котором обсуждался статут Черноморской Украинской Громады г. Севастополя. Головой громады избран г. Лащенко. Собрание закончилось пением «Завещания» Т.Г. Шевченко».

Эффективность организаций Украинской Черноморской Общины Севастополя и Движения за единение матросов в борьбе за поддержание боевой дисциплины среди моряков была столь высока, что адмирал Колчак, командовавший тогда Черноморским Флотом, лично ходатайствовал перед Керенским о сохранении этой и подобных организаций и комитетов, так как, по его мнению, именно они  способствовали сохранению дисциплины и боеспособности во флоте.

В описываемое время (весна-лето 1917 года) движение большевиков еще не было столь популярным. На кораблях большевики насчитывались единицами, парторганизаций не было, кое-где на судах были эсеровские и меньшевистские ячейки, которые вербовали среди матросов середняков и кулаков в своею организацию. На отдельных судах были коммунисты, но им было очень трудно работать. Они не смогли развернуть здесь свою подрывную деятельность.

Начальник Главного морского штаба доносил в Ставку, что «происшедшие события до настоящего времени на боеготовности Черноморского флота не отразились; авторитет старших начальников и офицеров мало поколеблен, почему полагаю, что при настоящих условиях общественной жизни Черноморский флот может считаться боеспособным».

Но достигнутых результатов было явно недостаточно. Офицеры-реакционеры, не смирившиеся с украинизацией флота, а также провокаторы большевиков и анархисты всячески старались притеснять украинских националистов, ставили им на пути всевозможные препятствия. Агитаторов несколько раз избивали. Такие случаи имели место на линкоре «Борец за свободу», в частях Севастопольской крепости и в морских полках.

Поэтому одним из результатов 1-ого Всеукраинского военного съезда, в котором принимали участие делегаты от украинизированных частей армии и флота, состоявшегося 5 мая 1917 года в Киеве, стало требование  делегатов Украинской Черноморской Общины  пополнять личный состав Черноморского и Балтийского флота исключительно украинцами. Украинцами предлагалось укомплектовать отдельные экипажи кораблей. Вот как звучало это требование: «що ж до фльоту Черноморського, то зважаючи на те, що він і зараз складається в переважній більшости з Українців, - з’їзд визнає необхідним надалі поповнювати його виключно Українцями». По решению съезда был создан Генеральный Военный Комитет – наивысшая в Украине воинская организация, которая должна была решать проблемы украинизации в армии и флоте. Главой этого органа был назначен Симон Петлюра, а флотскими делами опекался назначенный в президию комитета матрос Пысьменный.

Естественно, что это решение было воспринято в Петрограде очень негативно. Керенский лично приехал в Киев и Севастополь, чтобы устранить негативные, как ему казалось, результаты работы военного съезда. 17 мая 1917 года он встретился с начальником севастопольской крепости капитаном первого ранга Михаилом Остроградским (также член Движения за единение матросов). Керенский убеждал моряков в необходимости продолжения войны до победного конца, убеждал во вреде украинизации и идей автономии. Однако его выступления не получили среди украинских военных должной поддержки. Керенский вернулся в Петроград без положительного для него результата. Интересно, что вскоре после отъезда Керенского в Севастополь тайно прибыл Ленин. Он приказал большевикам поднять среди украинских моряков бунт против Временного Правительства, однако большевистские комиссары попросту не были пущены на корабли. Политическая афера Ленина бесславно провалилась, и уже меньше чем через неделю он покинул Севастополь.

Однако большевики, несмотря на эту неудачу, упорно продолжали вести свою агитацию, и вскоре они добились в своем деле больших успехов.
И уже 4 июня 1917 года адмирал Колчак с тревогой телеграфировал в Петроград: «не имевшая сначала успеха агитация большевиков, прибывших с депутацией балтийских матросов, в течении последних дней получила сильное распространение… Большевики направили силы на Севастополь».

18-23 июня Генеральный Военный Комитет провел 2-ой Всеукраинский Войсковой Съезд. На съезд в Киев приехала также большая делегация от Черноморского флота. На этом съезде был поставлен вопрос об окончательной украинизации флота. Необходимо было сплотить экипажи как можно быстрее – большевики, как политическая сила очень быстро набирали вес.
В июле Керенский по требованию большевиков сместил  с поста командующего Черноморским флотом вице-адмирала Колчака. Вместо него Временное правительство назначило капитана I ранга А.В. Немитца командующим Черноморским флотом с производством в контр-адмиралы. Это вызвало на флоте отрицательную реакцию. Исполняющий обязанности комиссара флота Борисов докладывал правительству, что назначение Немитца «вызвало на флоте сильное брожение».

Керенский и Временное правительство изо всех сил пытались сохранить свое влияние над флотом. Еще в апреле 1917 года Временным правительством  на I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов из делегатов представителей флотов и флотилий  был создан Центральный исполнительный комитет военного флота при ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, именуемый Центрофлотом. Этот орган должен был защищать интересы Временного правительства.

Фактически, Керенский добился прямо противоположного эффекта, и перемена руководства и демократизация флота лишь привела к новому витку украинизации и большевизации флота. Выборы Центрального комитета Черноморского флота произошли 30 августа 1917 года. Главой Центрофлота был выбран украинский матрос с линкора «Воля» Евгений Шелестун. Через несколько месяцев Центрофлот возглавили капитан первого ранга Михаил Остроградский и начальник штаба флота контр-адмирал Михаил Саблин, ставший в декабре того же года командующим флотом. Первый представлял интересы Центральной Рады, второй – временного правительства. Большевики туда избраны не были. Попытки большевиков  через Центрофлот взять власть на флоте и в Севастополе провалились. Большевики туда были избраны лишь в конце августа. Вплоть до начала большевистской революции на флоте усилиями украинских национальных землячеств сохранялись дисциплина и  порядок.

Также, следует отметить, что к осени 1917 года украинское движение развивалось также и на Балтийском флоте. Летом 1917 года Объединенное собрание моряков-балтийцев проголосовало за создание Украинского военно-морского Штаба Балтийского Флота. Штабом командовали лейтенант Святослав Шрамченко, старший лейтенант Михаил Билинский, и капитан первого ранга Михаил Злобин. Усилиями этого штаба  были украинизированы команда легкого крейсера «Светлана» а также команды эсминцев «Украина» и «Гайдамак». Также на Балтийском флоте были украинизирована Балтийская морская дивизия.

Также имеются сведения о создании летом-осенью 1917 года украинских корабельных советов в Каспийском, Сибирском, Амурском и Северном флотах и флотилиях, однако влияние этих организаций там было невелико, и вскоре они прекратили свое существование.

2.Октябрьская революция и флот.

Осенью власть Временного правительства начинает слабеть с каждым днем. В Петрограде происходит большевистский переворот. В это неспокойное время украинское движение продолжало разрастаться, равно как и большевистское.

12 октября эскадренный миноносец «Завидный» первым среди кораблей Черноморского флота  поднял украинский флаг. Несмотря на протесты со стороны Центрофлота, который к тому времени превратился в рупор большевиков, команда экипажа отказалась спускать украинский флаг. То же самое произошло и на некоторых кораблях Балтийского флота.

После провозглашения автономии УНР 7 ноября 1917 года, сразу несколько кораблей заявило о своем переходе на сторону Центральной Рады.

12 ноября украинский флаг поднял крейсер «Память Меркурия», а 22 ноября он был поднят над одним из самых мощных кораблей Черного моря – линейным кораблем «Воля». Флаг оставался поднятым на этих кораблях целый месяц, вплоть до начала первой украино-большевистской войны, в ходе которой экипажам были предъявлены жесткие ультиматумы, в результате чего большая часть из них была вынуждена спустить флаг.

9 ноября 1917 года по решению Украинской Черноморской Общины  был сформирован морской курень имени Сагайдачного, численностью в 617 человек, который вскоре был отправлен в Киев для усиления войсковой мощи Центральной Рады. В него вошла большая часть сознательных украинцев; оставление ими Севастополя было большой ошибкой - его уход значительно ослабил позиции украинского движения. Этот курень в будущем оказал значительную помощь в обороне Киева; почти весь он погиб зимой 1918 года, обороняя столицу от большевиков.
В начале декабря 1917 года усилиями украинизированных кораблей была проведена эвакуация из Трапезунда украинской 127-й пехотной дивизии. Примечательно, что в походе принял участие линкор «Воля». Это была первая операция украинского флота. Но, к сожалению, в силу разных обстоятельств Центральная Рада вскоре утратила контроль над флотом.

После октябрьского переворота  политические формы борьбы между украинской стороной и российскими большевиками за обладание Черноморским флотом чрезвычайно ужесточились. Большевикам с помощью активной и целенаправленной агитационно-пропагандистской деятельности удалось нейтрализовать и дезориентировать национально-патриотические чувства украинского большинства черноморцев. Кроме того, для установления своего режима и придания ему устойчивости, большевики начали использовать террор. Поэтому лишь немногие экипажи кораблей решились на подъем украинского флага. Однако до вооруженных столкновений дело не дошло. Главной причиной было то, что Черноморский флот на 4/5 состоял из украинцев.

17 декабря Ленин предъявил Центральной Раде ультиматум, который был отвергнут. Очень скоро Крым был оккупирован большевиками. В ходе начавшейся первой украинско-большевистской войны почти все команды украинизированных кораблей под давлением большевиков  изменили Центральной Раде и перешли на сторону большевиков. Лишь крейсер «Память Меркурия» объявит о своем нейтралитете, при этом оставаясь стоять под украинским флагом.

Нежелание искать компромисс в сотрудничестве с командованием Черноморского флота, неумение создать достаточно привлекательные и упрощенные условия для перехода на украинскую службу как рядового, так и командного состава, отсутствие со стороны Центральной Рады организационно-правовой поддержки “украинизированных” подразделений флота, а также программы социальной защиты военнослужащих и стало причинами неудач процесса украинизации Черноморского флота. Несмотря на это, Центральная Рада выполнила немалую, хотя не всегда последовательную работу по утверждению украинских организаций на Черноморском флоте, стремилась координировать их деятельность.

Так или иначе, но Украинская Народная Республика на некоторое время полностью лишилась возможности создать национальный украинский флот.

3.Ситуация на флоте в январе-апреле 1918 года.

Центральная Рада, несмотря на то, что поздно спохватилась, и потеряла возможность иметь собственный  флот, все же организовала собственное военно-морское ведомство. Делами флота во времена Центральной Рады занимался срочно организованный Генеральный Украинский Морской Совет, созданный в начале октября, а с декабря 1917 - Генеральное Секретарство Морских Дел. С 23 декабря по 14 марта 1918 г. министром морских дел был Дмитрий Антонович, в дальнейшем обязанности морского и военного министров совмещались. В составе Генерального Секретарства Морских Дел были три офицера, двое из которых стали военно-морскими министрами Украины: подполковник Владимир Савченко-Бельский принял должность директора канцелярии, лейтенант Михаил Билинский стал заведующим контролем, а подполковник по военно-судебному ведомству Владимир Богомолец – юрисконсультом.

На первом заседании Генерального Украинского Морского Совета 4 января 1918 года был сделан вывод, что Украине для охраны морского побережья «досить двох броненосців і флотилії миноносців з командою в 10-12 тис. матросів. Решту кораблів демобілізувати і перетворити в державний торговельний флот, розвиток якого лежить в ближчих інтересах Української Республіки. На організацию Морского секретарства і на попередні видатки, зв’язані з переведенням плану реорганізації флоту, потрібно зараз 150 тис. крб. Постановлено: асигнувати Морському секретарству на його організацію авансом 150 тис. крб.». Это решение было ошибочным, впоследствии оно даст основания немцам присвоить себе большую часть Черноморского флота.

14 января 1918 года Центральной Радой был утвержден «Временный закон про флот Украинской Народной Республики», которым весь военный и торговый флот на Черном море объявлялся «флотом УНР», также был утвержден военно-морской флаг. Однако закон нес чисто декларативный характер, ведь в момент его утверждения все без исключения корабли Черноморского флота находились под властью большевиков. Вот так звучал текст этого закона:

Українська Центральна рада, основуючись на великих подвигах і жертвах, подіяних українським народом на протязі віків для охорони Чорноморського побережжя, і тим, щопівнічне побережжя Чорного моря в переважній частині становлять українські землі, а також з уваги на те, що вкраїну спадає обов’язок охорони політичних і економічних інтересів згаданного побережжя і на те, що український народ поклав велику працю в справі утворення і оборудовання Чорноморскої флоти, а такж на необхідність негайного підтримання Чорноморскої флоти, ухвалила:
I. Російська Чорноморська флота – війскова і транспортна – проголошується флотоюУкраїнської Народної Республіки і виконує всі обов’язки по охороні побережжя і торговлі на Чорному і Азовському морях.
Примітка: Українська Народна Республіка під час демобілизації транспортної флотилії маєвступити в погодження з республіками, що засновуються на Чорноморському побережжі,відносно поділу торговельної флоти.
II. Прапором Української війскової флоти є полотнище в двох: жовтому і блакитному кольорах. В кряжі блакитного кольору історичний золотий тризубець часів Українсько-Руської держави Х ст.
III. Прапором Української торговельної флоти є полотнище в двох, жовтому і блакитному, кольорах.
IV. З часу проголошення цього закону всі російскі війскові і транспортні кораблі на Чорному і Азовскому морях повінні підняти вищезгадані прапори Української Народної Республіки.
V. Українська Народна Республіка переймає на себе всі зобов’язання Російського уряду щодо Чорноморської флоти і утримання флота та портів.
VI. Генеральному секретарству міжнародних справ доручається подати цю ухвалу до відома всім державам.

Тем временем большевики продолжали оккупировать Крым, практически не встречая там никакого противодействия, а непоследовательность действий Центральной Рады становилась заметнее с каждым днем. Был сделан ряд политических ошибок. Подписав 9 февраля 1918 года Брестский мирный договор, Центральная Рада добровольно отказалась от Крыма как территории УНР. Про флот на переговорах не было сказано ни слова. Эти действия привели к окончательному расколу и без того ослабленного большевиками украинского движения  на флоте. Оставшиеся верными Центральной Раде моряки Крыма перешли на сторону большевиков.

Тем временем война с Центральной Радой продолжалась. Большевики теснили немногочисленные украинские войска. Украина очень нуждалась в военной помощи. Оказать ее могли только войска Германии и Австро-Венгрии. Поэтому делегат от Рады на переговорах в Брест-Литовске Николай Любинский подписал обращение Центральной Рады к германскому народу с просьбой о военной помощи, в котором было сказано: «У тяжкій боротьбі за наше існування ми шукаємо помочі. Ми глибоко переконані в тім, что люблячий спокій і порядок німецький народ не зостанеться байдужим, коли він дізнається про нашу нужду. Німецьке військо, що стоїть збоку нашого північного ворога, має силу, щоб нам допомогти і своїм втручанням охоронити наші північні межі від дальшого вдирання ворога...»
Немцы согласились на это. Перемирие, заключенное немцами и русскими в декабре закончилось. Пока немецкие войска  готовились к наступлению, в Центральной Раде произошла перестановка кадров. В новом правительстве, которое возглавлял председатель Рады народных министров УНР Всеволод Голубович, министерство морских дел вообще было…упразднено.

Благодаря недальновидности своих политиков Украина могла навсегда потерять выход к морю.

Наступление большевиков продолжалось. Киев был взят ими 8 февраля. Однако начавшееся 18 февраля 1918 года немецкое наступление было стремительным. В ходе операции «Фаустшлаг» немецкая армия и воинские формирования Центральной Рады за два месяца очистили территорию Украины от большевиков. Большевики были разбиты, они бежали на восток. 1 марта немцы и войска Центральной Рады торжественно вступили в Киев.

3 марта 1918 большевики подписали мирный договор. Они прекратили сопротивление, однако отступая, большевики оставляли на оккупированной территории свою разветвленную агентурно-диверсионную сеть.

Несмотря на победу и завоевание выхода к морю (после освобождения Одессы), морское министерство, как ни странно не восстанавливалось. Фактически, функции морского министра выполнял военный министр УНР полковник Александр Жуковский, по совместительству заведовавший и морскими делами. Не смотря на полное отсутствие внимания со стороны власти к делам флота, полковник Александр Жуковский и генерал Александр Греков пытались взять под контроль Черноморское побережье, тем самым сделали большой вклад в возрождение национального флота.
Приказом по военному ведомству от 27 марта 1918 года был создан район охраны Юго-Западной части Черного моря со штабом в Одессе. Были сформированы Дунайская и Транспортная флотилия. Начальником района и главным командиром портов Черного и азовского морей назначался вице-адмирал Андрей Покровский. Штаб в Одессе контролировал Николаев и Херсон. О корабельном составе этой флотилии ничего не известно. Скорее всего, это были суда, базировавшиеся в Одессе – а именно канонерские лодки типа «Кубанец», и, некоторое количество вооруженных транспортов и мобилизованных судов. Известно, что эти корабли не поднимали того флага, который был утвержден в январе этого года, т.к. военно-морское ведомство формально считалось ликвидированным. На них служили немногие оставшиеся верными Центральной Раде моряки.
Также при Жуковском была введена присяга, называвшаяся торжественным обещанием.

Вот так Центральная Рада при формальном отсутствии морского министерства обзавелась  собственным, пусть и маленьким, но, все же флотом.

Отредактированно KaiserAdler (23.06.2009 18:50:25)

#2 23.06.2009 18:49:16

KaiserAdler
Гость




Re: Флот Центральной Рады.

Освобождение Украины от большевиков продолжалось. Несмотря на подписание мирного договора между РСФСР и Германией марионеточные правительства советских республик продолжали бессмысленное сопротивление. Войска Центральной Рады освободили юг Украины, открыв, таким образом, дорогу на Крым. К тому времени, когда в конце апреля к полуострову приблизились отряды Запорожской дивизии армии УНР под командованием полковника Болбочана, влияние большевиков в Крыму стало слабеть. Большевики дискредитировали себя своей же политикой, в Крыму поднималось мощное татарское национальное движение, провозгласившее себя союзником Центральной Рады. Также в Севастополе начались массовые беспорядки среди рабочих порта.

В Крыму все было охвачено ужасом. Все очень боялись приближения немецких войск. Опасаясь репрессий с немецкой стороны, очень скоро в Севастополе и его окрестностях были подняты украинские флаги. Однако передовые части немецких войск были обстреляны; поэтому они не торопились входить в неспокойный город. На склонах гор немцы начали сооружение артиллерийских батарей и наблюдательных пунктов. Черноморский флот оказался в опасности.

Накануне вступления в Севастополь германских войск и войск Центральной Рады, командующим черноморским флотом стал контр-адмирал Михаил Саблин, одна из самых противоречивых фигур в этом вопросе. Ранее представлявший в Центрофлоте интересы Временного правительства, он теперь был вынужден перейти на сторону большевиков. Теперь же он согласился перейти на сторону Рады. Прибывший сюда тайно в начале апреля представитель министра военных дел УНР лейтенант Святослав Шрамченко убедил его сделать это и поднять желто-синий флаг над кораблями. Этому также способствовала группа национально-настроенных офицеров в лице вице-адмирала Андрея Покровского, контр-адмирала Михаила Остроградского, подполковника Владимира Савченко-Бельского  и командира корпуса инженер-механиков флота капитан второго ранга Николая Неклиевича. С постепенным уходом из Севастополя большей части большевиков, эти офицеры смогли продолжить свою украинскую агитацию.
В связи с угрозой захвата кораблей флота немцами командующий принял решение передать все корабли Центральной Раде. Михаил Саблин согласился поднять украинский флаг. Ему пришлось согласиться. Иначе бы его флот стал бы жертвой германских пушек. Но все это он делал только ради сохранения кораблей. Саблин надеялся сохранить Черноморский флот для будущей демократической России. 29 апреля 1918 в 16:00 он отдал приказ: «Флоту поднять Украинский флаг». Центральной Раде в Киеве он телеграфировал: «Сего числа Севастопольская крепость и флот, бывшие в Севастополе подняли украинский флаг. Командовать флотом приступил адмирал Саблин».

В этот же момент на штабном корабле флота, броненосце «Георгий Победоносец» был поднят сигнал-приказ: «Приступил к командованию украинским Черноморским флотом. Адмирал Саблин»

Святослав Шрамченко так вспоминал об этих событиях: «29 квітня 1918 року був чудовий день. Севастопольський рейд вилискував як дзеркало. В год. 16. флягманський корабель Чорноморської фльоти, лінійний корабель “Георгій Побідоносець” з наказу командуючого фльотою підніс сигнал:”Фльоті підняти український прапор!” На більшості кораблів почулася команда:”Стати до борту!”. На цю команду, по-старому, як це було в бойовій Чорноморській Фльоті, не розбештаній ще революцією, стали моряки вздовж борту лицем до середини корабля.
“На прапор і гюйс — струнко! Український прапор піднести!”
…Під сурми і свист підстаршин-моряків злетіли угору матроські кашкети, піднеслися над цілою Фльотою синьо-жовті прапори і залопотіли в повітрі.
“Розійтись.Продовжувати працю!” — пролунала команда.
Цей день, 29 квітня 1918 р., коли в год. 16. ціла Чорноморська Фльота виявила свою приналежність до своєї матері-України, став найвидатнішим днем Української Державної Фльоти і святом Українського моря».

Однако 14 кораблей, в том числе эсминцы «Керчь», «Калиакрия», «Пылкий», «Громкий», «Поспешный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан Баранов», «Живой», «Гаджибей», а также несколько блиндированных катеров  отказались выполнить приказ. В тот же вечер они ушли в Новороссийск.

Уходящим судам от имени линейных кораблей «Воля» и «Свободная Россия» грозили в случае ухода расстрелом из орудий, на что миноносцы ответили угрозой минной атаки. Саблин решил не рисковать.

В полной боевой готовности, согласно дислокации, выработанной на совещании командиров, около 11 часов 30 минут вечера эсминцы начали выходить из Южной бухты в море, приказав транспортам, стоявшим на рейде и готовым к походу, следовать за собой.

Больше всего Саблин боялся того, что немцы откроют по его кораблям огонь. Поэтому он в срочном порядке отправил телеграммы Центральной Раде и немецким войскам. Навстречу немецким войскам в качестве делегата флота был выслан  теперь уже контр-адмирал Вячеслав Клочковский, один из немногих офицеров, который находясь в  занятом большевиками Севастополе, сохранил верность украинскому делу. Вместе с ним в составе делегации были  капитан первого ранга Михаил Остроградский и, также капитан первого ранга Николай Черниливский-Сокол, тоже один из украинских офицеров Севастополя. Однако немецкий генерал Роберт Кош не мог доверять Клочковскому, который только что приехал из, как считали немцы, занятого большевиками города… А Центральная Рада на телеграмму Саблина не ответила…

Немцы отказывались понимать, каким образом флот смог так быстро поменять свою принадлежность. Признавая это за военную хитрость большевиков, немцы начали наступление на Севастополь. Они даже и не думали, что в Севастополе уже почти полгода действовало подпольное украинское движение, и что оно сейчас практически захватило власть в городе!

Саблин не мог представить себе захвата кораблей немцами. Узнав о начавшемся наступлении, он на следующий день он приказал  оставшимся кораблям выйти из Севастополя. Это решение стало одной из самых больших трагедий украинского флота, надолго затормозившей и нарушившее его долгое и поступательное развитие.  Вечером, глава Военно-революционного комитета, большевик Юрий Гавен передал распоряжение, что «желающие уходить должны покинуть бухту до 12 часов ночи. После 12 выход будет закрыт и минирован». До 2-ух часов ночи в море вышли 12 эсминцев, 10 катеров и 8 транспортов. Корабли взяли курс на Новороссийск. Уже под обстрелом немецких батарей порт покинули линкоры «Воля» и «Свободная Россия» и пять миноносцев. Они просто следовали за всем флотом, не имея объективной информации о происходящем. 2 мая в Новороссийск пришли линейные корабли «Воля» (флаг командующего флотом адмирала Саблина), «Свободная Россия», эскадренные миноносцы «Дерзкий» и «Беспокойный». При эвакуации эскадренный миноносец «Гневный», выходя на рейд, запутался в бонах и получив повреждения, мешавшие ему следовать дальше, выкинулся на берег и был взорван личным составом миноносца, а «Заветный» не имея возможности выйти в море, самозатопился прямо в порту.

2 мая в Новороссийск прибыли следующие корабли: линейные корабли (дредноуты) «Воля» (флаг командующего флотом адмирала Саблина) и «Свободная Россия»; эскадренные миноносцы типа «Новик»: 1-й дивизион: «Дерзкий», «Беспокойный», «Пронзительный»; 2-й дивизион: «Пылкий», «Громкий» и «Поспешный»; 3-й дивизион: «Керчь», «Гаджибей», «Фидониси» и «Калиакрия», угольные миноносцы 2 ранга: «Капитан  Баранов», «Лейтенант Шестаков»; 3 ранга «Живой», «Жаркий», «Сметливый» и «Стремительный». В ходе известных событий большая часть этих кораблей будет затоплена в Цемесской бухте по личному распоряжению Ленина. В общем у берегов Кавказа погибли линкор, десять эсминцев, два миноносца и посыльное судно, а восемь сторожевых катеров были погружены на железнодорожные платформы и перевезены в Царицын, где они стали основой большевистской «Волжской флотилии».

Однако в бухте под украинскими флагами осталось 40 кораблей, 5 плавбаз, транспортная флотилия и 2 авиабригады. В Севастополе остались крейсера «Кагул», «Память Меркурия», «Прут», а также все броненосцы и старые миноносцы. Оставшимися в Севастополе кораблями командовал капитан первого ранга Михаил Остроградский. Над всеми этими кораблями был поднят украинский флаг.

Немцы, в свою очередь, расценили выход кораблей из Севастополя как брутальное нарушение командующим флота условий Брестского мира. Вступив после тяжелых уличных боев с остатками большевистских банд в Севастополь, немцы заставили Остроградского спустить украинские флаги.
Неизвестно, как бы повел себя Остроградский, если бы 1 мая 1918 года в бухту Севастополя не зашли два корабля – немецкий линейный крейсер «Гебен» и турецкий крейсер «Гамидие». Под наведенными на остатки украинского флота орудиями, Михаил Остроградский 3 мая приказал экипажам своих кораблей спустить украинские флаги. Вместо них немцы подняли свои.

Из-за чудовищного недоразумения погибло все, ради чего старались украинцы Севастополя последние 2 года. Всего лишь чуть более 3 дней пробыл флот под нашим флагом. Усилиями немцев и большевиков был сорван планомерный процесс утверждения власти УНР во флоте.  На этой печальной ноте и закончилась эта страница украинской морской славы.

#3 23.06.2009 19:04:39

KaiserAdler
Гость




Re: Флот Центральной Рады.

Основные события

23 февраля 1917 – Демократическая революция в России.
                                                                                   
17 марта 1917 – создание Украинской Центральной Рады, начало украинизации в армии и флоте. 
               
10 апреля 1917 – Михаилом Грушевским на собрании в Киеве было озвучена необходимость «организовать  украинскую национальную армию со всеми видами оружия…»   
                                                                 
Апрель 1917 – активизация  националистических организаций в Севастополе. Создание Украинской Черноморской Общины Севастополя. Создание Центрофлота – демократического органа управления  флотом.     
                                                                                                                                                                     
11 апреля 1917 – первое заседание Украинской Черноморской Общины Севастополя. Решено создавать украинские корабельные советы и культурные организации, ставшие вскоре одними из наиболее влиятельных на всем Черноморском флоте. Создание Движения за единение матросов.         
                                                                   
5 мая 1917 –  состоялся 1-ый Всеукраинский военный съезд, в котором принимали участие делегаты от украинизированных частей армии и флота, одним из решений съезда стало требование  делегатов Украинской Черноморской Общины  пополнять личный состав Черноморского и Балтийского флота исключительно украинцами. Усилиями украинизированных экипажей на кораблях сохраняется дисциплина.

17 мая 1917 –  прибытие в Севастополь Керенского. Керенский находит процесс украинизации флота вредным, однако никаких действий против этого явления он предпринять не может.       
                                 
4 июня 1917 –  на флоте появляется мощная большевистская пропаганда. 
                                                       
18-23 июня 1917 – 2-ой Всеукраинский военный съезд. Решено скорейшим образом украинизировать  и подчинить флот Центральной Раде.   
                                                                                                                 
Июль 1917 – Демократизация флота, смещение Колчака с должности командующего флотом. Созданы благоприятные условия  для разложения флота. Большевики начинают набирать вес как политическая сила. 
                                                                                                                                                                                                               
Октябрь 1917  – Большевистский переворот в России. Провозглашение автономии УНР. Некоторая часть Черноморского и Балтийского флота поднимает украинский флаг и заявляет о своем переходе на сторону Центральной Рады. Создание  Генерального Украинского Морского Совета – прообраза будущего министерства Морских дел УНР.   
                                                                                                                                         
Декабрь 1917 – Начало первой украино-большевистской войны. Большевики путем агитации, угроз и террора вбивают в украинское морское движение раскол и добиваются перехода всего флота на свою сторону.   
                                                                                                                                                                       
4 января 1918 –  первое заседание Генерального Украинского Морского Совета, определившее будущее количество кораблей украинского флота.       
                                                                                                         
14 января 1918 – Центральной Радой был утвержден «Временный закон про флот Украинской Народной Республики».   
                                                                                                                                                                                                                           
9 февраля 1918 – Представители Центральной Рады подписали с представителями Четверного Союза Брестский мирный договор, и заручились его военной поддержкой. Центральная Рада отказывается от Крыма.             

Конец февраля – ликвидация  Генерального Украинского Морского Совета.
                                                                                                                                                               
1 марта 1918 – войска Центральной Рады осовободили  Киев.       
                                                                         
3 марта 1918 – большевики подписали с правительством Центральной Рады мирный договор, однако на территории Украины война продолжается. 
                                                                                                               
27 марта 1918 – Военным министром Александром Жуковским создан  район охраны Юго-Западной части Черного моря со штабом в Одессе. Были сформированы Дунайская и Транспортная флотилия. Начальником района и главным командиром портов Черного и азовского морей назначался вице-адмирал Андрей Покровский.         
                                                                                                                                                   
Март-апрель 1918 - освобождение Крыма. Немецкие войска подходят к Севастополю.     
                             
29 апреля 1918 – По приказу адмирала Саблина флот в Севастополе объявляет о своей подчиненности Центральной Раде и поднимает украинский флаг.Часть кораблей отказывается исполнить приказ и уходит в Новороссийск. Смещение власти Центральной Рады в Киеве. 
                                                                                                                           
1-2 мая 1918  – Узнав о готовящемся немецком наступлении на Севастополь, большевизированные корабли уходят в Новороссийск, однако большая часть флота осталась в Севастополе. Немцы, в свою очередь, рассмотрели уход кораблей как нарушение условий мирного договора.   
                                                                                                                                                     
3 мая 1918 - Немцы интернируют оставшиеся в Севастополе корабли по причине неблагонадежности экипажей. Экипажи распущены, на кораблях подняты кайзеровские военно-морские флаги. Упразднение Дунайской и Транспортной флотилии,  передача ее кораблей немцам.

Отредактированно KaiserAdler (23.06.2009 19:08:09)

#4 23.06.2009 19:09:33

KaiserAdler
Гость




Re: Флот Центральной Рады.

Украинизированные корабли Черноморского и Балтийского флота, подчинявшиеся Центральной Раде. (В скобках указаны даты поднятия и спуска украинского флага; указанные даты – по старому стилю). Указанные технические данные: Водоизмещение указывается нормальное, если два зна¬чения, то — нормальное/полное. Размерения: длина наиболь¬шая х ширина х осадка. Энергетическая установка: тип — число валов; далее — число паровых котлов. Мощность и скорость — обычно по состоянию на момент ввода в строй; фактически для уста¬ревших кораблей в 1914 — 1917 гг. эти значения были мень¬ше. Запас топлива (уголь или нефть) — нормальный/полный. Далее указана толщина брони (если имеется). Вооружение: число орудий — калибр/длина ствола в калиб¬рах, затем указано число зенитных орудий, пулеметов, и торпедных аппаратов. Данные приведены согласно справочнику по корабельному составу Ю.В.Апалькова.

Черноморский флот
Дредноут "Воля"

(Подчинялся Центральной раде с 22 ноября 1917 по 25 декабря 1917)

24 100/25 800 т («Екатерина» - 24 960/26 200 т), 168x27,4x8,4. ПТ -4, 20 ПК, 26 500 л.с.=21 уз. Броня: пояс до 262,2 мм, башни и барбеты до 250 мм, казематы 80 мм, рубка 254 мм, палубы 37,5 мм + 25 мм + 12 мм. Эк. 1190 чел. 12 - 305 мм/52, 18 - 130 мм/5, 4 — 75 мм зен., 4 пул., 4 ТА 450 мм.

Поднял украинский флаг вскоре после  провозглашения автономии Украинской Народной Республики. Украинская община на этом корабле была самой большой на Черноморском флоте. По мере нарастающего разрыва Центральной Рады и РСФСР, большевики Севастополя выдвинули экипажу «Воли» ультиматум, в котором они требовали от моряков опустить украинский флаг и покинуть корабль.  23 декабря 1917 года на заседании Центрофлота большевик К.Я. Зедин внес внеочередной вопрос о событиях на линкоре «Воля». Он заявил, «что украинизация «Воли» является контрреволюционным действием. Политика Рады ведет к дезорганизации боевых сил и ослаблению мощи революции. Во что бы то ни стало необходимо противодействовать контрреволюционным стремлениям Рады». В конечном итоге было принято постановление: «1. Издать приказ, чтобы с «Воли» никто не съезжал, а также, чтобы корабли не посылали людей на «Волю» впредь до особого распоряжения. 2. Завтра, 24 декабря, в 9 часов утра созвать все судовые комитеты флота, за исключением дежурных членов, в Морское собрание для обсуждения и решения вопроса, создавшегося в связи с поднятием украинского флага на «Воле» и предстоящем с нее уходом части команды». 24 декабря 1917 года  собрание Центрофлота и судовых комитетов приняло решение спустить с линкора «Воля» украинский флаг и поднять красный флаг. Фактически, корабль был блокирован с суши, а в море выйти он не мог, так как на нем отсутствовали достаточные запасы топлива. Вооруженное сопротивление также было признано бессмысленным. Не выдержав тяжести усложняющихся бытовых условий и оставшись практически полностью без запасов пищи и воды, осажденный корабль на следующий день поднял красный флаг, большая часть сдавшегося экипажа была арестована, а некоторые матросы под разными предлогами перешли на сторону большевиков. Московская газета «Социал-демократ» опубликовала сообщение об успешном ходе борьбы с войсками Центральной рады, в котором писалось, что «в Севастополе и на Черноморском флоте окончательно укрепилась власть Советов. Последняя надежда Рады – дредноут «Воля» – поднял красный флаг».

Большой бронепалубный крейсер "Память Меркурия"

(Подчинялся Центральной раде с 12 ноября 1917 по 3 марта 1918)

7070/7790 т, 134,2x16,6x6,8 м. ПМ - 2, 16 ПК, 19 500 и.л.с.=23 уз., 700 т угля. Броня: палуба до 35 мм, скосы до 70 мм, рубка до 140 мм, башни до 125 мм. Эк. 581 чел. 12 — 152 мм/45, 12 — 75 мм/50, 4 пул., 2 подв. ТА 450 мм, 290 мин загр.

После провозглашения автономии УНР, стоявший в Одессе крейсер «Память Меркурия» 12 ноября одним из первых поднял украинский флаг. Но более 200 матросов из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно. Командующему флотом была передана резолюция, в которой матросы изложили просьбу поднять Андреевский флаг на одном из строящихся крейсеров и продолжить на нем службу. Телефонограмма 11 ноября 1917 в штаб командующего Черноморским флотом сообщала: "Судовой комитет крейсера "Память Меркурия" сообщает: завтра, 12 ноября, в 8 часов утра вместо кормового Андреевского флага украинцами  решено поднять украинский национальный флаг. Великороссы и не сочувствующие подъему украинского флага ввиду непримиримости двух сторон  в числе около 200 человек решились съехать в экипаж, из-за чего судовой комитет просит срочным порядком разрешить вопрос об укомплектовании  крейсера украинцами вместо ушедших, списки уходящих будут присланы дополнительно. При решении этих вопросов присутствовал украинский генеральный комиссар, находящийся при Морском министерстве, капитан второго ранга Акимов.
В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединилось большинство офицеров. «Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером. К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы... По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими нарядами, был перенесен в Морское собрание». Адмирал Немитц, командующий Черноморским флотом, назначил комиссию для сдачи имущества крейсера «Память Меркурия» комиссару Украинской Центральной Рады капитану 2 ранга Акимову.
В конце декабря крейсер под давлением большевиков был вынужден объявить о своем нейтралитете. После переговоров, состоявшихся в начале января 1918 года, кораблю было разрешено  стоять под украинским флагом, под которым он находился вплоть до 3 марта 1918 года. Спустил флаг после ультиматума Центрофлота и требования большевиков. После провозглашения Советской Социалистической Республики Тавриды украинский экипаж был расформирован, а корабль поднял красный флаг.

Эсминец "Завидный"

(Подчинялся указаниям Центральной Рады с  12 октября 1917 до конца декабря 1917 года)

410 - 445/490 - 515 т, 64,0x6,4x2,2 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 и.л.с.=26 уз., 80 т угля. Эк. 72 чел. 2 — 75 мм/50, 4 пул., 2x1 ТА 450 мм, 18 мин загр.

Первый корабль на Черном море, который поднял украинский флаг. Согласно отдельным источникам, корабль поднимал украинский флаг еще в июле 1917 года, однако в море под ним не выходил. Но 12 октября эскадренный миноносец «Завидный» поднял украинский флаг и отказался его спускать. Матросы были настроены в этом вопросе решительно. Примечательно, что протокол заседания комиссии украинцев и судового комитета «Завидного» был составлен на русском языке.
В ответ на требования Центрофлота спустить украинские флаги, экипаж «Завидного» выступил с заявлением, который стал своеобразным манифестом для украинских моряков на будущее: «Мы, украинцы эскадренного миноносца «Завидный», подняли свой национальный флаг на гафеле для того, чтобы показать, что, не обращая внимания на вековой гнет, все-таки живы сыны нашей славной матери Украины, а значит и жива та сила, которая способна и должна восстановить права нашей славной и дорогой Родины».

В конце декабря под влиянием большевистской агитации экипаж корабля спустил украинский флаг.

#5 23.06.2009 19:10:13

KaiserAdler
Гость




Re: Флот Центральной Рады.

Балтийский флот

Легкий крейсер "Светлана"

(Подчинялся Центральной Раде с 12 октября 1917 до середины ноября того же года)

6800/7400 т, 158,4x15,35x5,7 м. ПТ-4, 13 ПК, 50 000 л.с.=29,5 уз., 498 т угля+нефть. Броня: пояс и рубка до 75 мм, защита 130-мм орудий и казематы 25 мм, палубы 20 мм. 15 — 130 мм/55, 4 — 64 мм зен., 4 пул., 2 ТА 450 мм подв.


Эсминец "Украина"

(Подчинялся Центральной Раде с 12 октября 1917 до середины ноября того же года)

730/880 т, 73,2x7,1x3,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6200 и.л.с.= 25 уз., 80 т угля. Эк. 82 чел. 2 — 102 мм/60, 1 — 37 мм, 4 пул., 2x1 ТА 450 мм, 40 мин загр.


Эсминец "Гайдамак"

(Формально подчинялся Центральной Раде с 12 октября 1917 до середины ноября того же года)

710/930 т, 72x7,4 - 7,5x2,7 - 2,9 м. ПМ - 2, 3 ПК, 6500 и.л.с.= 25 уз., 180 т угля. Эк. 90 чел. 2—102 мм/60, 1 — 37 мм зен., 4 пул., 3x1 ТА 450 мм, 20 мин загр.

Летом 1917 года Объединенное собрание моряков-балтийцев проголосовало за создание Украинского военно-морского Штаба Балтийского Флота. Штабом командовали прославленные в скором будущем великие украинские моряки – лейтенант Святослав Шрамченко, старший лейтенант Михаил Билинский, и капитан первого ранга Михаил Злобин. Община украинских моряков Балтийского Флота была достаточно большой –  там служило около 12 000 человек, которые считали себя украинцами. Усилиями этого штаба  были украинизированы подготовленный  экипаж для недостроенного легкого крейсера «Светлана» а также команды эсминцев «Украина» и «Гайдамак». 12 октября 1917 эти три корабля подняли украинский флаг, после чего в Киев была послана соответствующая радиограмма. В дальнейшем планировалось перевести эти корабли на Черное море, однако захват власти большевиками  и полная дезорганизация флота заставила украинцев покинуть свои корабли и выехать в Украину. Все моряки, считавшие себя украинцами, по решению Центрофлота были переведены на Черноморский флот в ноябре 1917 года.

#6 23.06.2009 20:11:54

Pr.Eugen
Гость




Re: Флот Центральной Рады.

KaiserAdler написал:

Оригинальное сообщение #83574
По многочисленным просьбам трудящихся и назло злопыхателям, которым правда глаза режет, открываю эту ветку заново.

*shock ogo**shock ogo**shock ogo**shock ogo*

Страниц: 1


Board footer