Сейчас на борту: 
RDX,
Reductor1111,
Заинька
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 37

  • Форум
  •  » История авиации
  •  » Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

#1 15.09.2009 15:38:39

Jufel
Гость




Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Конкретно: есть какая- то статистика (в % ) по истребителям ВМВ ? Или только общие соображения ?

Широко распространено мнение о преимуществах цельнометаллической конструкции в плане большей живучести. Но есть пример ЛаГГ-3 в начале войны. Цельнодеревянный самолет оказался самым живучим за счет оснащения бензобаков системой нейтр. газа ("Яки" получили ее только в сентябре 1942 г.). Ил-2 с металлическим крылом был более живучим. Но по штурмовикам действовали неавиационные (более крупные) калибры зениток 25- 37 мм. Вот насчет истребителей, которые как правило не имели дела с калибром свыше 20 мм, не очень понятно. Есть т.з., что смешанная и даже цельнодеревянная конструкция сама по себе не недостаток. Явное достоинство металла, что равнопрочная цельнометаллическая конструкция легче. Но это можно компенсировать, установив более мощный двигатель или уменьшив полезную нагрузку. Устойчивость металла в плане климатических условий на войне не очень важна. Боевой самолет долго не живет. В конце войны немцы столкнулись с нехваткой дюраля. Поэтому Me-109 серий G-10, G-14, K-4 имели смешанную конструкцию. Не знаю, понизилась ли живучесть поздних "Мессеров" по сравнению с цельнометаллическими Me-109 G-6 и более ранних серий.

Так насколько справедливо мнение, что цельнометаллическая конструкция истребителя ВМВ несомненное достоинство в бою ? Конечно при прочих равных условиях. Т.е. при грамотном весовом проектировании, соблюдении всех технологий (когда крылья не отваливаются от фюзеляжа при перегрузках, как случалось у "Яков") и т.д.

С уважением, Jufel.

#2 15.09.2009 15:53:46

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

1

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #119548
насколько справедливо мнение, что цельнометаллическая конструкция истребителя ВМВ несомненное достоинство в бою ? Конечно при прочих равных условиях. Т.е. при грамотном весовом проектировании, соблюдении всех технологий

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #119548
Явное достоинство металла, что равнопрочная цельнометаллическая конструкция легче.

вы сами ответили.

#3 15.09.2009 15:57:30

СДА
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Сообщений: 4552




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

1

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #119548
Явное достоинство металла, что равнопрочная цельнометаллическая конструкция легче.

На самом деле не факт. Послевоенные Яки и Ла, став металлическими весьма потяжелели.
А вот в плане внутреннего объема металлический лонжерон получше будет.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #119548
Так насколько справедливо мнение, что цельнометаллическая конструкция истребителя ВМВ несомненное достоинство в бою ?

По большому счету большая боевая живучесть металлического самолета не очевидна. Она всеже скорее будет обеспечиваться бронированием, протектором и компоновкой уязвимых деталей.
В конце концов развалить самолет на куски достаточно сложно, гораздо вероятнее поражение баков, пилота или двигателя.

Простейший пример - кто живучей в бою И-16 тип 17 или его ровестник Бф-109Е-1? Очевидно, что ишак, несмотря на металлическую конструкцию мессера.

А вот в плане максимальной скорости пикирования металлическая конструкция лучше, хотя и здесь есть нюансы - японские самолеты, например от И-97 крутым пикированием могла оторваться даже чайка.

#4 15.09.2009 19:36:56

Vova7
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Нельзя отрывать выбор между конструкциями от технологических возможностей страны. В тех условиях в которых оказался СССР в начале ВМВ не было другого выбора как выпускать самолеты смешанной конструкции...

СДА написал:

Оригинальное сообщение #119563
Послевоенные Яки и Ла, став металлическими весьма потяжелели.

а можно цифровые данные? а то у меня такое чувство что Вы говорите про разные модели самолетов.

#5 15.09.2009 21:02:03

Jufel
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Vova7 написал:

Оригинальное сообщение #119632
Нельзя отрывать выбор между конструкциями от технологических возможностей страны. В тех условиях в которых оказался СССР в начале ВМВ не было другого выбора как выпускать самолеты смешанной конструкции...

Вот именно. СССР выбора не имел, какие самолеты выпускать. Собственно в чем вопрос: являлся ли выбор смешанной или цельнодеревянной конструкции истребителя времен ВМВ своего рода "приговором" ? Т.е. как ни крутись, а советские самолеты были обречены на отставание по ТТХ от иностранных цельнометаллических аналогов. Или отставание обусловлено не выбором конструктивно- силовой схемы (пресловутые "фанерные самолеты"), а иными факторами. Такими, как отсутствие мошных и компактных двигателей, систем автоматизации управления, просчетами проектировщиков (отсутствие герметизации планера например) и т.п. В отсутствие перечисленных недостатков сказался бы на ТТХ советских истребителей вызванный нехваткой дюраля отказ от цельнометаллической конструкции ?

#6 15.09.2009 21:23:13

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5866




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

1

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #119654
. Или отставание обусловлено не выбором конструктивно- силовой схемы (пресловутые "фанерные самолеты"), а иными факторами

ЕМНИП в №27 "Аэрохобби" была статья А.Булах о чешских лицензионных СБ "Чешский взгляд на СБ". За счет мелких конструктивных доработок и высокого качества сборки максимальная скорость на испытаниях достигала 460-480км/ч. против 420 у оригинала.

Отредактированно charlie (15.09.2009 21:36:11)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#7 15.09.2009 23:05:43

SLV
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

1

Вобще же главным преимуществом цельнометалличской конструкции перед смешанной, помимо более высокой удельной прочности, является бОльшая технологичность.

#8 16.09.2009 10:35:44

СДА
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Сообщений: 4552




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

SLV написал:

Оригинальное сообщение #119698
Вобще же главным преимуществом цельнометалличской конструкции перед смешанной, помимо более высокой удельной прочности, является бОльшая технологичность.

Это от завода зависит.

#9 16.09.2009 10:45:43

Страусъ
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

а есть ли статистика по данному вопросу??
С уважением, Страусъ

#10 16.09.2009 18:51:50

Jufel
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

СДА написал:

Оригинальное сообщение #119806
Это от завода зависит.

Исходя из реальных возможностей в плане наличия дюраля, станков, специалистов по работе с металлом и т.д., для ряда заводов смешанная или цельнодеревянная конструкция проще и привычнее. Но при прочих равных условиях цельнометаллический самолёт должен требовать меньших трудозатрат на изготовление. "Технологичность" здесь не свойство, присущее конструктивно- силовой схеме (как прочность), а характеристика отсталости советской авиапромышленности и цветной металлургии того времени...

Страусъ написал:

Оригинальное сообщение #119813
а есть ли статистика по данному вопросу??

Ждем...

#11 16.09.2009 23:57:17

asdik
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

1

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #119979
"Технологичность" здесь не свойство, присущее конструктивно- силовой схеме (как прочность), а характеристика отсталости советской авиапромышленности и цветной металлургии того времени...

Так может тем-же самым попенять британцев? За Москито, к примеру. Или Веллингтон....:)

#12 17.09.2009 21:00:18

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

смешанная конструкция - Харрикейн-I(до1940г),  Ме-163В, Fi-156,

#13 18.09.2009 20:13:13

gorizont
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

1944-45 - FW-190D, Bf.109G|K - деревянные хвосты.
Цельнодеревянный Та-154 - получился, правда, мелкосерийным, клей, что применялся на опытных образцах, в серии оказался недоступным  по причине уничтожения завода, его производившего.

#14 18.09.2009 20:17:38

gorizont
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

asdik написал:

Оригинальное сообщение #120111
ак может тем-же самым попенять британцев? За Москито, к примеру. Или Веллингтон...

За Москито (и Хорнет, правда, этот - послевоенный) - вряд ли получится попенять. В сущности, там даже не вполне дерево местами, а композит. Кроме того, стоит учесть, что обширно использовали в конструкции бальзу, которая не выглядит тяжелой в сравнении с алюминиевыми сплавами, например.

А то и сталью - как силовые элементы фюзеляжа Та-152Н (впрочем, здесь уже не с бальзой сравнивать нужно, ибо из нее шпангоутов, стрингеров, нервюр и лонжеронов не делали).

Отредактированно gorizont (18.09.2009 20:19:45)

#15 01.10.2009 08:47:00

iivanov
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

14 сентября 1938 г. Томашевич направляет в Военно-промышленную комиссию при Комитете Обороны СНК СССР докладную записку, в которой предлагает в масштабах страны кардинально пересмотреть использование авиадревесины, а именно - создать "Завод авиалеса" для сортировки и тщательного отбора поставляемого сырья.

Вот основные тезисы его предложений:

"Требование конструкторов, разрабатывающих летательные аппараты, коротко - максимальная прочность при минимальном удельном весе. Повышение прочности на 10 резко меняет лицо конструкции. Доля авиационной древесины, как конструкционного материала, на фоне дефицита дюралюминия по-прежнему высока. Поставляемая для производства сосна вся усреднение оценивается как имеющая предел прочности 350 кг/см2 при удельном весе 0,53. С учетом этих значений и ведутся все расчеты при проектировании. Однако встречается сосна и с пределом прочности около 500 кг/см2 и удельным весом 0,584. Требуется создать организацию, которая тщательно сортировала и отбирала древесину, испытывала на прочность каждый поставляемый кряж дерева с целью более эффективного его использования".

Что стало с этим предложением, вообще-то известно - закопали в ворохе бумаг. Эта интересная и весьма полезная идея осталась нереализованной Самому же Томашевичу судьба уготовила удар.

Кто-нибудь может прокомментировать данное утверждение (целесообразность использования, перспективы создания такого завода)? На первый взгляд как раз то, что доктор прописал нашим самолетам с долей использования древесины в их конструкциях?

Отредактированно iivanov (01.10.2009 08:48:10)

#16 01.10.2009 09:03:47

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

этого же можно добиться соблюдением ГОСТов на существующих заводов.  ОТК.

#17 01.10.2009 10:34:23

iivanov
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Думается процент такой сосны очень мал и чтобы отобрать необходимые объемы нужно проверить на прочность солидное количество древесины. Но главный вопрос даст ли это снижение веса достаточно значительное, чтобы этим заморачиваться?

#18 01.10.2009 10:44:18

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

куда больший эффект даст просто соблюдение технологии.    ну и сортировка готовых листов/бруса по весу.

#19 01.10.2009 19:14:28

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

iivanov написал:

Оригинальное сообщение #125480
Кто-нибудь может прокомментировать данное утверждение (целесообразность использования, перспективы создания такого завода)? На первый взгляд как раз то, что доктор прописал нашим самолетам с долей использования древесины в их конструкциях?

В книге по советским вертолётам, то сеть несколько десятилетий спустя, аналогично обсуждался разброс параметров материалов, используемых в авиации, но там речь шла только о прочностных характеристиках. Насколько я знаю, разброс по полтности у металлов небольшой. Так что проблема была актуальна достаточно долго.
Затраты на определение плотности - невелики, зато параметры самолётов увеличиваются намного лучше. Так что овячинка стот выделки. Учитывая, что других путей улучшения ЛТХ самолётов в СССР было не так уж много, тем более таких несложных, быстрых и недорогих.
По определению прочности - тут вопрос. Тут будет разница у каждого отдельно взятого дерева. Мы его сломали для определения прочности, но зачем нам нужен сломанный ствол?
Это как в том анекдоте. Если кот съел гриб, занчит он был съедобным.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#20 02.10.2009 20:12:55

iivanov
Гость




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Допустим при изготовлении ЛаГГ-3 какой выигрыш в весе? Я не технолог (я по образованию ШДП), с соблюдением ГОСТов – это понятно (тема больная и достойная отдельной ветки), с тем что “путей улучшения ЛТХ самолётов в СССР было не так уж много, тем более таких несложных, быстрых и недорогих” согласен на все сто. Положим возьмем на вскидку… Какова масса древесина в ЛаГГ-3(без учета дельта-древесины)? И  сколько составит выигрыш в весе? Вообще, по каким формулам можно провести грубые расчеты (не вдаваясь в теорию самолетостроения)?

#21 02.10.2009 20:40:02

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

В ЛАГГах 42-44гг дельта-древесины вообще не было.  если из веса пустого отнять двигатель, вооружение, шасси и прочее не деревянное, то останется около 1000-1300кг. ИМХО.  тщательный отбор древесины, возможно, позволит сэкономить % 10-20...

Отредактированно Alex_12 (02.10.2009 20:43:14)

#22 02.10.2009 21:29:03

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #126313
ИМХО.  тщательный отбор древесины, возможно, позволит сэкономить % 10-20...

А что этого мало?


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#23 02.10.2009 21:45:43

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #126338
А что этого мало?

немало. 
только если проводить столь тщательный отбор, то кол-во облегченных ЛАГГов будет невелико, зато в целом, производство самолетов этого типа замедлится.

#24 02.10.2009 21:56:17

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #126347
ато в целом, производство самолетов этого типа замедлится.

Древесину можно взвешивать на других предприятиях, на уровне мебельной фабрики, даже ниже. На сборочный завод приходила бы древесина с откалиброванной древесиной, и отсортированной. А на сборочном заводе была бы технологическая карта, в которой написано сколько какой древесины нужно ставить. Ничего сложного. Никакого снижения объёмов производства.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#25 02.10.2009 22:16:38

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3936




Re: Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

разброс удельного веса партии древесины распределяется по экспоненте,  более легкая, как и более тяжелая составит лишь небольшую ее часть.
вы собираетесь использовать всего лишь меньшую часть.
куда вы будете девать остальную, большую часть древесины, выпущенную по госту ?   тем более во время войны ?

Страниц: 1 2 3 … 37

  • Форум
  •  » История авиации
  •  » Насколько цельнометаллическая конструкция превосходит смешанную (цельнодеревянную) ?

Board footer