Сейчас на борту: 
Iwanitch,
WindWarrior,
Алекс,
Роман 11
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 06.12.2009 03:48:37

Vld_Sergio
Гость




Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Уважаемые коллеги, возник у меня неожиданный вопрос. Сам ответить на него не смог, перелистал всю литературу какая у меня есть.
Обычно, когда описывают снаряжение броненосца или крейсера гребными судами, просто приводят список, без разъяснения причин подбора типов судов.
Ну вот например - "богини" несли два барказа - 18 и 16 весельный, два катера 14 и 12 весел, по два вельбота и яла. Я понимаю различия между этими типами судов, но не понимаю - зачем собирать на корабле именно такой зверинец? Понятно назначение вельботов и ялов, но почему нельзя остановиться на одном типе барказов, на одном типе катеров? Почему нельзя совместить функции барказов и катеров? Разница в длине между барказами - 2 фута, при равном водоизмещении 11 тонн, катера при тех же двух футах разницы в длину различаются на полторы тонны водоизмещения - 7 и 5.5 тонн. В конце концов как старший офицер решал какое именно гребное судно необходимо использовать для тех или иных работ? Я конечно понимаю "не нами заведено не нам и переменять", и все это тянется со времен парусного флота, но как в конце 19 века тогдашние моряки объясняли сами себе необходимость держать такое количество разных типов гребных судов?

Спасибо за внимание!

#2 06.12.2009 11:05:59

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Vld_Sergio написал:

...как в конце 19 века тогдашние моряки объясняли сами себе необходимость держать такое количество разных типов гребных судов?

Объясняли вот так: ;)

http://s59.radikal.ru/i166/0912/05/11458a71ab9bt.jpg
http://s53.radikal.ru/i139/0912/ca/ba2d640d3a4bt.jpg
http://s42.radikal.ru/i098/0912/40/81f66fce1ee7t.jpg

Vld_Sergio написал:

...как старший офицер решал какое именно гребное судно необходимо использовать для тех или иных работ?

Он исходил из своего опыта и правил морской практики (нет её сейчас под рукой, увы).


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#3 06.12.2009 12:29:44

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

А можно узнать источник?
А какие шлюпки легче при равных размерах стальные или деревянные?
И ещё, минный или разъездной паровой катер могли буксировать тяжёлые гружёные шлюпки (например барказы с десантом)?

#4 06.12.2009 12:44:13

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

H-44 написал:

А можно узнать источник?

http://s45.radikal.ru/i109/0912/33/5bceb75f5aabt.jpg

:)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#5 06.12.2009 13:17:58

Vld_Sergio
Гость




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Kronma, спасибо за развернутый ответ!
В принципе, я понимаю разницу между барказом и гребным катером в образованиях корпуса и соответственно в предназначении. Вопрос немного в другом - если уж надо иметь 2 барказа, почему один 18-весельный,  а второй 16-весельный? То же по катерам. И соответственно, как старший офицер решал - послать для работ 14 весельный катер или 12 весельный?

Отредактированно Vld_Sergio (06.12.2009 13:20:00)

#6 06.12.2009 13:24:05

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

А можно ли найти эту книгу в сети, я несколько раз пытался, но безуспешно... Судя по приводимым в разных темах цитатам из неё, это издание снимает большинство вопросов...

#7 06.12.2009 14:14:24

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

H-44 написал:

А можно ли найти эту книгу в сети, я несколько раз пытался, но безуспешно...

Да, можно.
Здесь:
http://www.sistematima.narod.ru/Texts20 … titul1.htm
:)

Vld_Sergio написал:

Вопрос немного в другом - если уж надо иметь 2 барказа, почему один 18-весельный,  а второй 16-весельный?
И соответственно, как старший офицер решал - послать для работ 14 весельный катер или 12 весельный?

ИМХО, очень упрощённо это можно сравнить с автотранспортным предприятием, в парке которого есть "Камазы", "Бычки" ,"Газели" и легковые а/м.
Получив заявку на использование транспорта, завгар сам решает, какой автомобиль подходит для этого лучшим образом, учитывая грузоподъёмность, размеры, расход топлива, состояние дороги и пр.
На корабле - примерно то же самое.
Если можно обойтись 12-ти вёсельным катером, зачем посылать 14-ти вёсельный?
Лучше, пусть эти два матросика чем-нибудь полезным займутся - медяшку надраят, что ли... :)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#8 06.12.2009 18:13:46

Vld_Sergio
Гость




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

аналогия интересна, но как и каждая аналогия слегка притянута. Разница в функциональности между 14 и 12 весельным катером гораздо меньше чем между бычком и газелью. Разве что экономия двух гребцов - но с другой стороны, матросов на корабле еще пять сотен.

#9 06.12.2009 22:03:56

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

2Kronma - большое спасибо за ссылку, это поистине великолепная книга!
А что всё таки насчёт стальных и деревянных шлюпок? Кстати, а стальные наверное были дороже? Кроме "Варяга" (и наверное, "Ретвизана") они часто в начале века применялись?
А  каковы всё же буксирные качества паровых катеров?
Интересно, а гиг (гичка) это примерно то же что лёгкий катер?

#10 08.12.2009 18:16:47

Helgy67
Гость




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Заметьте, что на одном корабле не было шлюпок одного типа близких размерений. Например, если был 18-весельный барказ (или, как правило - 2), то 16-ти весельного уже не было. Тот 16-вес. барказ, о котором вы пишете, скорее всего должен быть полубарказом, т.е. рабочим катером, имеющим более острые обводы.  Например, по памяти, на броненосце "Потемкине" (в детстве делал модель) было 2 16-вес. барказа, 2 14-вес. полубарказа (т.е. рабочих катера по терминологии атласа Кишкина) ну и более мелкие гребные суда. То есть на самых больших кораблях (линейных или броненосцах) были самые большие барказы, рабочие катера (полубарказы) и лёгкие катера, на крейсерах - поменьше и т.д. Например, на броненосцах - 20-вес. барказы, 16-весельные рабочие катера (полубарказы),  14-вес. лёгкие катера; на крейсерах 1 ранга - 18-весельные барказы, 14-вес. рабочие и 12-вес. лёгкие катера, 2 ранга - соотв. 16-ти, 12-ти и 10 вес. Это для объяснения принципа, какие в действительности были шлюпки, надо смотреть конкретно по каждому кораблю. Навскидку, к русско-японской войне бортовых шлюпок более 16-весельных не было.

Отредактированно Helgy67 (08.12.2009 18:29:12)

#11 08.12.2009 22:17:26

Vld_Sergio
Гость




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Да в том то и дело, что в Арсенал-Коллекции "Богини Российского флота" Новикова и Сергеева четко сказано что гребных катеров было два - один 14 весел, один 12, а барказов тоже два - 18 и 16. У Кишкина они все есть, 16 весел это точно барказ а не полубарказ, и размерения и водоизмещение у них почти одинаковое.

#12 08.12.2009 23:41:45

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43265




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Порядок обеспечения судов военного флота спасательными средствами определялся приказом по Морскому Ведомству Вот Вам пример.22 апреля 1885 года, приказом № 40, была определена комплектация шлюпками кораблей флота в зависимости от ранга. Согласно этого приказа корабли 2 ранга, вооружались: одним 14-ти весельным баркасом,  одним 10-ти весельным рабочим катером,  одним  10-ти весельным легким катером, одним паровым катером, двумя  6-ти весельными вельботами и одним 4-х весельным ялом. Всего шесть гребных шлюпок и один паровой катер.
Этим же приказом было определено парусное вооружение шлюпок:
- 14-ти весельный баркас – «шхунное,  двухмачтовое с топселями»;
- 10-ти весельный рабочий катер – «две мачты с разрезным фоком и бизанью у загребной банки»;
-  легкие катера – «две мачты с косыми парусами»;
            -  вельботы – «одна мачта с разрезным фоком»;
            -  4-х весельные ялы – «шпрюйтовый грот и косой фок».
Каждая шлюпка на имела  флюгарку, значок особого рисунка и расцветки, присвоенной всем шлюпкам данного корабля. Флюгарка в виде флажка пришивалась к задней шкаторине паруса, а ее изображение наносилось на транцевую доску кормы и на носовую часть. На самом корабле флюгарка сделанная из листовой меди устанавливалась на грот-брам-стеньге. Размеры, рисунок и расцветка флюгарок для каждого корабля определялись также приказами по Морскому Ведомству.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#13 09.12.2009 15:46:29

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

А было ли требование по обеспечению посадки в плавсредства всего экипажа? А то по примерным прикидкам для большого ЭБР 150-200 чел. остаются без мест...
А были ли в каких-либо флотах барказы свыше 22-вес.?
Кроме того, в броненосном флоте несмотря на увеличение размеров кораблей и внедрение механизмов гребные шлюпки уменьшились по сравнению с парусным флотом. Это следствие улучшения условий базирования или место больших барказов заняли миноноски?

#14 09.12.2009 16:00:24

Helgy67
Гость




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Такого требования на флоте не было. Бессмысленно: в бою в первую очередь разбиваются шлюпки. Но чисто теоретически пассажировместимость крупной шлюпки считают по 4 чел. на весло.
Место больших баркасов скорее всего заняли паровые (многие из них миноносные) катера.

#15 09.12.2009 17:17:20

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Helgy67 написал:

Оригинальное сообщение #155142
Такого требования на флоте не было. Бессмысленно: в бою в первую очередь разбиваются шлюпки.

Странно, ведь может быть ещё мина или навигационная авария (что гораздо вероятнее), притом, если не ошибаюсь, многие во всяком случае нижние чины не умели плавать...
Интересно, какова средняя скорость крупных гребных шлюпок при спокойном море?
Ещё такой вопрос: часто можно увидеть на схемах и рисунках способ хранения шлюпок "стопками" одна в другую до трёх штук. Кажется не очень удобно - получается если скажем понадобился барказ, то необходимо последовательно спустить три шлюпки, а потом в обратном порядке... Или меньшие шлюпки обычно находились на шлюпбалках, а данный способ применялся для дальних переходов, либо вообще большие шлюпки снизу были резервными? А как крепились шлюпки при таком способе, в них устанавливались съёмные кильблоки?

Отредактированно H-44 (09.12.2009 18:54:22)

#16 09.12.2009 18:50:10

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43265




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

http://s39.radikal.ru/i085/0912/00/1c705e425ca3t.jpg http://s16.radikal.ru/i190/0912/6f/9a56e0c1205dt.jpg Вот так давалось определение плавсредств в 1916 году Курсе Морской практики под редакцией князя Черкаского


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#17 09.12.2009 18:54:00

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43265




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

http://i003.radikal.ru/0912/4b/a176f4794f25t.jpg А так порядок распределения гребцов.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#18 09.12.2009 23:41:34

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43265




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

3) Количество шлюпок. На военных судах, весьма редко пристающих прямо к пристаням, Ш. служат единственным средством сообщения с берегом; поэтому тип их весьма разнообразен: имеются рабочие Ш. (баркасы, рабочие катера), служащие для перевозки, кроме людей, также и тяжестей, легкие катера и вельботы — для перевозки офицеров; Ш. все приспособлены для перевозки наибольшего количества людей, что бывает необходимо при десанте; поэтому, кроме специальных спасательных Ш. (вельботов), остальные не имеют громоздких воздушных ящиков. Баркасы и рабочие катера вооружены часто скорострелками. Имеются также специальные минные катера, с минным аппаратом на носу — для производства минных атак. На коммерческих судах, пристающих главным образом непосредственно к пристаням, Ш. служат почти только как спасательные средства. Поэтому и тип Ш. коммерческих судов — чисто спасательный; количество их рассчитано на то, чтобы принять на себя по возможности все количество людей, находящихся на судне. Если судно имеет спасательные плоты, то количество Ш. уменьшается соответственно с тем, сколько людей может поднять плот. Количество людей, поднимаемых Ш., определяется следующим правилом: перемножают длину, ширину и высоту Ш., произведение множат на 0,6 и делят на 18, частное покажет нормальное число людей, могущих быть свободно помещенными на Ш. (правило английского торгового совета, Board of Trade) Нашел в словаре Брокгауза и Ефрона


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#19 10.12.2009 14:55:57

Helgy67
Гость




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Тот же Шершов пишет (стр. 266):
"На судах военнаго флота число шлюпок зависит от числа команды на них: крупные линейные корабли и крейсера имеют, кроме 2 паровых катеров, по 2 весельных шлюпки каждого типа, приче один из рабочих катеров снабжается мотором, легкие крейсера имеют кроме 2 паровых катеров и 2 вельботов, по одной весельной шлюпке каждого типа и притом меньших размеров, нежели у предыдущих судов..."

Для примера:
Малые плавсредства корабля ("Потемкин") (полный штатный комплект):
шестивесельный вельбот (6 шт.),
шестивесельный ял (4 шт.),
двенадцативесельный катер (2 шт.),
четырнадцативесельный катер (2 шт.),
шестнадцативесельный баркас (2 шт.),
двадцативесельный баркас (2 шт.),
паровой минный катер (2 шт.),
паровой катер (2 шг.)

А почему на "богинях" были 18-ти и 16-вес. барказы может прояснить цитата из Мельникова:
"О проблемах катеростроения вспоминали лишь при постройке очередного большого кораб­ля. Тип катера определялся обычно на завершаю­щей стадии работ, когда в итоге многократных пе­рестановок и переделок на палубе выяснялось, ка­кого размера катера можно на ней поместить."
Хотя речь идет о паровых катерах, можно предположить, что для парного 18-вес. барказа просто места не хватило, пришлось втулить чуть более короткий 16-вес. А катера, скорее всего были разных типов: один рабочий, другой - легкий.

Спасательную роль специально выполняли только 6-вес вельботы (и то, вероятно - спасение человека за бортом, а не эвакуация экипажа). Наиболее распространенным индивидуальным средством спасения служили для матросов подвесные койки, кот. имели матрасы, набитые пробковой крошкой (днем хранились скатанные в трубку). Вспомните гибель броненосца "Петропавловск" - затонул от взрыва мины и детонации погребов з 4 минуты, никто не уцелел. А много ли случаев гибели боевых кораблей в штормах? Очень мало. Корабли плавают меньше торговых судов, их берегут, машины мощные, конструкции крепкие, команды многочисленные и обученные борьбе за живучесть.


Со временем типы гребных шлюпок унифицировались. До последних дней советского ВМФ оставались 10-вес. катера (для учебно-спортивных целей, по осн. хар-кам совпадает с 10-вес. рабочим катером из атласа Кишкина), 6-вес. спас. вельботы, 6, 4 и 2-вес. ялы, 2-вес. тузики. В 50-х годах встречались ещё 16-вес. баркасы, а в 30-40-х и 20-вес.

Гребная шлюпка идет по спокойной воде узлов 5-6, кратковременно может и больше. Где-то читал, что гребцы яла развивают мощность порядка 2 л.с. На 6-вес. яле сам грёб в молодости. Очень легок на ходу, несмотря на приличный вес (каж., 600-700 кг пустой). Даже 2 гребца спокойно его двигают. Любая моторная дюралевая лодка гораздо тяжелее под веслами.

http://www.shipmodeling.ru/structure/shipsboat1 Здесь много о шлюпках, в т.ч. как они хранились одна в другой

Отредактированно Helgy67 (10.12.2009 16:24:15)

#20 10.12.2009 19:58:13

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43265




Re: Возможно наивный вопрос по гребным судам броненосного флота.

Еще выдержка из приказа №40 от 22 апреля 1885 года Комплектация шлюпками башенных и безрангоутных судов с экипажем от 500 до 600 человек - 13 едениц вкл. Барказы 2, рабочие катера - 1, легкие катера-2, паровые катера -2, минные катера -2 , вельботы-2, ялы-2         с экипажем от 400 до 500 человек 12 едениц вкл. барказы-2, рабочие катера-1, легкие катера-2. паровой катер -1, минные катера -2, вельботы-2, ялы-2


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

Страниц: 1


Board footer