Сейчас на борту: 
anton,
serezha,
sezin,
UBL,
Сергей_1,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 06.12.2009 12:29:25

ass555
Гость




КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

Выкладываю очередной, промежуточный вариант статьи. Высказываю благодарность всем тем, кто мне помогал. Особая благодарность - Ботику ПВ.

Читайте, критикуйте, давайте свои замечания. Все пстараюсь учесть. Заранее, спасибо.
В статье была одна таблица - она при выкладке на Форум получилась "не очень", но, прочитать можно.


ass555, Botik Petra Velikogo.
                                                                   
                                                                  История конвоя ПК-9.

Шел апрель 1945 года. Самая страшная в истории нашей Родины война неумолимо приближалась к своему победному концу. Мирная жизнь уже сменяла лихолетье военной поры. Однако, для Северного Флота суровые фронтовые будни еще продолжались….

                                                                                     ***

  История конвоя ПК-9 началась 19 апреля 1945 года. Именно в этот день приказом Командующего Северным Флотом (шифровка № 1149) начальнику Штаба Эскадры Северного Флота капитану 1-го ранга Румянцеву*, была поставлена следующая задача:
1) четырьмя эскадренными миноносцами (ЭМ), шестью большими охотниками (БО), двумя тральщиками (ТЩ) типа АМ, двумя сторожевыми катерами (СКА) типа РТС, четырьмя торпедными катерами (ТКА) и двумя малыми охотниками (МО) (до Вайталахти), во взаимодействии с авиацией ПЛО, обеспечить непосредственное охранение транспорта (ТР) «Киров»** на переходе Кольский залив – Линахамари.
2) с приходом в Линахамари, сформировать конвой ПК-9, в составе ТР «Idefjord»*** и ТР «Онега»****. Эскортом конвоя ПК-7 и четырьмя норвежскими боевыми кораблями, обеспечить непосредственное охранение указанных транспортов на переходе Линахамари – Кольский залив.
Капитан 1-го ранга Румянцев был назначен командиром конвоев. В состав эскорта конвоев, первоначально вошли:
Четыре эскадренных миноносца – «Карл Либкнехт», «Дерзкий», «Достойный» и «Жесткий». Шесть больших охотников (БО) – БО – 131, 215, 220, 225, 227, 228. Два малых охотника (МО) - МО-433 и МО-434. Два тральщика типа АМ – Т-115 и Т-116. Четыре торпедных катера – ТКА-211, 219, 222, 417
Всего - 18 боевых кораблей и катеров (два СКА типа РТС не смогли выйти из-за неисправности), 11 из которых, были оснащены ГАС. Данные о ПЛО вооружении кораблей эскорта представлены в Таблице №1.

                                                                       Таблица №1.
Корабль/катер                        Класс                       Тип                                                  ПЛО вооружение
«Карл Либкнехт      Эсминец    Тип «Новик», подтип «Гавриил» (Россия – СССР)                                                                                                                             шток.                                           бомбометы ,                                                                  глб. на тележках (24 ББ-1 и 22 БМ-1), ГАС «Дракон-128С» (Вбр.).
«Дерзкий», «Достойный» «Жесткий».
                     Эскортный эсминец            Тип «Дерзкий» (СССР), Тип «Таун» (США - Вбр)    1х24 МБУ «Хеджехог» (144); 2 корм. бомбосбр., 4 шток. бомбомета «Мк II» (Вбр.) (60/150 ББ-1 или Мк VII), ГАС «Скорпион QCL-1» (США).
Т-116, Т-115        Тральщик       Тип «АМ» (США)    1х24 МБУ «Хеджехог» (144); 2 корм. бомбосбр., 4 борт. бомбом. «Мк 6» (США) (34 ББ-1 или Мк 6), ГАС «Скорпион QCQ-1» (США).
БО-131                 Охотник за ПЛ  Тип «Артиллерист», пр 122а (СССР)    2 корм. бомбосбр., 2 шток. бомбомета БМБ-1 (24 ББ-1 или 48 БМ-1).
БО-215, 220, 225, 227,228    Охотники за ПЛ    Тип «БО-1» (СССР), Тип «SC» (США)    2х4 РБУ «Маустрэп» Мк 20 (40), 1 корм. бомбосбр., 2 борт. бомбом. «Мк 6» (18 ББ-1 или Мк 6, 20 БМ-1), ГАС «Скорпион WEA-2» (США) или «Скорпион QBE-3» (США).
МО-433, 434    Малый охотник за ПЛ    Тип МО-4 (СССР)    2 корм. бомбосбр. (8 ББ-1 или 20 БМ-1), ГАС «Тамир-1».
ТКА-211, 219, 222    Торпедный катер    Тип «Хиггинс» (США)     -
ТКА-417    Торпедный катер    Тип «Элко» (США)     -

   Штаб Эскадры считал, что вдоль Мурманского побережья действуют пять – семь ПЛ противника, причем, с учетом движения конвоя JW-67, ожидалось усиление интенсивности их действий. Исходя из этого, командиром конвоя было принять решение:
а) Для обеспечения охранения транспортов при их эскортировании и удобства управления, корабли эскорта разделить на четыре группы:
1) Носовое охранение – ЭМ «Карл Либкнехт» (командир конвоя капитан 1-го ранга Румянцев), ТЩ Т-115, Т-116, БО-220, БО-227.
2) Правое охранение - ЭМ «Дерзкий» (командир группы капитан 3-го ранга Максимов), ТКА № 211, 219, 222, 417
3) Левое охранение - ЭМ «Жесткий» (командир группы капитан 3-го ранга Карпенко), МО-433, МО-434
4) Кормовое охранение – ЭМ «Достойный» (командир группы капитан 2-го ранга Козлов), БО-131, БО-215, БО-225, БО-228.
б) Ордер построить, с расчетом иметь две линии охранения. Первая линия – в удаление от транспортов на 12-15 каб., вторая – на 25 каб.
в) Помощь пострадавшим или отставшим кораблям оказывать двумя соседними кораблями эскорта (один оказывает помощь, второй – обеспечивает).
г) Переход провести по маршруту, согласно таблице курсов перехода.
д) Оборона на переходе в соответствие с действующим по Эскадре постановлением по эскорту конвоев.
е) Решение было доложено и утверждено врид. Командующим Северным Флотом вице-адмиралом Платоновым.
В соответствии с этим решением, началась подготовка к проводке конвоев. С 15.00 до 17.00 20 апреля капитаном 1-го ранга Румянцевым была проведена конференция и групповое упражнение с командирами всех кораблей конвоя, которым были разъяснены задачи, выданы документы и проведена игра на тему «Эскорт транспортов в опасной от ПЛ противника зоне».
В 09.00 21 апреля 1945 года корабли эскорта приняли необходимые запасы и перешли в походную готовность № 1. В 11.00 21 апреля 1945 года конвой КП-7 прошел траверз о-ва Торос. Дальнейшее движение конвоя (ход – 13 уз.) происходило без особых происшествий и в 17.58 того же дня корабли конвоя вошли в Линахамари. Несмотря на то, что на переходе по маршруту следования конвоя трижды обнаруживались и атаковались ПЛ противника (ПЛО атаки в 12.27, 12.52 и в 16.15 – скорее всего, ложные контакты), атакам самих подводных лодок конвой КП-7 не подвергся и благополучно дошел до места назначения.
  История КП-7 была закончена. Началась подготовка к проведению конвоя ПК-9.
  В 20.00 – 21.00 21 апреля был проведен инструктаж с командирами отечественных эскортных кораблей с постановкой и разъяснением задачи. В 21.00-21.30 был проведен инструктаж с капитанами обоих транспортов и командирами норвежских эскортных кораблей. Согласно распоряжению командира конвоя, утвержденному Начальником Штаба СФ (шифровка № 0120), норвежские корабли должны были занять место в ордере левого внешнего охранения, то есть встать на место покинувших конвой катеров МО-433 и МО-434.
   Командир конвоя, капитан 1-го ранга Румянцев, принял решение выходить из Линахамари двумя группами. Первая группа конвоя ПК-9 снялась со швартовых ровно в 00.00 22 апреля 1945 года, и вышла из Линахамари в 00.15. В нее входили: ЭМ «Достойный», ТР «Онега», ТЩ Т-115, Т-116, БО-215, БО-220, БО-225, БО-227 и БО-228, БО-131. Строй – кильватерная колонна, скорость – 6 уз.
   Вторая группа конвоя вышла из Линахамари в 01.10 22 апреля 1945 года. В эту группу вошли: ТР «Idefjord», ЭМ «Карл Либкнехт» (командир конвоя), ЭМ «Дерзкий», ЭМ «Жесткий», а также, корабли ВМС Норвегии: корвет «Eglantine»***** и три тральщика (один из них задержался с выходом на 30 мин. и сумел догнать конвой только в 07.25) – «Romoy», «Karmoy», «Jeloy»******.
Согласно «Дневнику военных действий командира конвоя» дальнейшие события развевались следующим образом.
В 01.55 вторая группа конвоя легла на курс 40°, ход 12 уз. Торпедным катерам, которые днем 21 апреля оставили КП-7 и ушли в Пуманки, было отдано приказание в 03.00 22 апреля присоединиться к ПК-9 в районе м. Земляной.
В 02.25 вторая группа конвоя легла на курс 360°, ход 7 уз. И уже в 02.45, впереди по курсу, на расстоянии 15 каб. была обнаружена первая группа конвоя. Через 15 минут ЭМ «Карл Либкнехт» увеличил ход до 18 узлов, намереваясь выйти в голову конвоя, одновременно, командиру отряда ТКА был передан специальный сигнал о том, что конвой подходит к точке рандеву..
В 03.11 кораблям эскорта было дано приказание, построиться в назначенный ордер.
В 03.15 конвой лег на курс 46°, ход 7 узлов и уже через 15 минут корабли эскорта заняли места в охранном ордере и начали противолодочный зигзаг. Самолеты «Каталина» приступили к поиску ПЛ противника по курсу конвоя. В 03.35, по направлению из Пуманки, показались ТКА. На катера было отдано приказание: «Занять место в охранном ордере». Ровно через 10 минут торпедные катера заняли свои места во внешнем правом охранении ПК-9. Таким образом, ордер конвоя был полностью сформирован.
В состав охранения ПК-9 вошли 20 боевых кораблей и катеров (16 - советского Северного Флота и 4 корабля ВМС Норвегии), из которых 14 кораблей были оснащены ГАС, 6 кораблей, наряду с ГАС, имели МБУ «Хеджехог» и 5 кораблей РБУ «Маустрэп». При этом, в левое (направленное в сторону открытого моря) охранение вошли два корабля с ГАС и МБУ «Хеджехог» на борту, в правое (береговое) охранение – один такой корабль, в кормовое – один, в носовое охранение - два таких корабля. По концентрации кораблей, оснащенных современными средствами ПЛО, конвой ПК-9, пожалуй, не имел себе равных среди всех конвоев, проведенных ВМФ СССР на Западных театрах военных действий, за всю ВОВ. Кроме того, ПК-9 имел и солидное прикрытие с воздуха. Его попеременно осуществляли две пары «Каталин» 118-го рап и три пары Р-40 «Киттихаук» 78-го иап.
В 03.55. конвой лег на курс 90°, ход 7 уз. Пока события развивались по самому благоприятному сценарию. Немецкие подводные лодки себя никак не проявляли. Однако, к сожалению, так продолжалось не долго.
В 06.18 ЭМ «Карл Либкнехт» с помощью ГАС установил надежный контакт с ПЛ противника, и в точке с координатами 69.54 N/32.47,5 Е атаковал ее 5-ю сериями глб. Результаты атаки не наблюдались. В 06.24 ЭМ «Дерзкий» (правое прибрежное охранение) и БО-131 (кормовое охранение) сбросили сковывающие серии глб., повторяя атаку на туже лодку. Командир конвоя решил преследовать ПЛ и приказал ЭМ «Дерзкий» следовать за «Карлом Либкнехтом» для совместной атаки, а ЭМ «Достойный» (кормовое охранение) было приказано вести конвой. В 06.37 эсминцы начали совместное преследование ПЛ. Однако, уже в 07.00 контакт с ПЛ был потерян. Эсминцу «Дерзкий» было приказано вернуться, и занять свое место в ордере. До момента потери контакта ЭМ «Карл Либкнехт» успел сбросить три больших серии глб. и, якобы, наблюдал на поверхности масляное пятно.
В течение, всего того времени, пока «Карл Либкнехт» преследовал лодку, конвой вел капитан 2-го ранга Маслов.  Только в 07.19 ЭМ «Карл Либкнехт» снова возглавил конвой, и капитан 1-го ранга Румянцев вновь приступил к выполнению обязанностей командира конвоя.
  Несмотря на то, что ПЛ была обнаружена внутри ордера, торпедных атак по кораблям конвоя зафиксировано не было. Факт скрытного проникновения ПЛ внутрь ордера свидетельствовало о том, что внешнее правое охранение конвоя (четыре ТКА) не справилось со своей задачей. Однако, ничего удивительного в этом не было – ТКА могли обнаружить ПЛ противника только визуально, а вероятность такого обнаружения была не велика.
Необходимо отметить, что в этом же самом районе (в 12 милях к северо-западу от мыса Цып-Наволок), в 00.38 22 апреля, ПЛ противника была обнаружена в надводном положении и атакована самолетом ПЛО «Каталина», пилот – капитан Лятин. Сброшено четыре ПЛАБ-100. Согласно докладу летчика цель была поражена, лодка, якобы, потеряла ход и быстро погрузилась с дифферентом на корму. При входе в атаку наш самолет был безуспешно обстрелян интенсивным огнем зенитной артиллерии и автоматов с подводной лодки. Практически наверняка, атаке подверглась U-997. Получила ли она какие-либо повреждения – не ясно. Однако, очевидно, что если повреждения и были, то незначительные.
  В 07.38 конвой лег на курс 165°. Ход – 6 уз. Самолеты ПЛО периодически сбрасывали вымпелы и буйки, указывая кораблям места для профилактического бомбометания, а также сами осуществляла сброс ПЛАБ. Грохот разрывов авиационных и корабельных бомб сотрясал морские глубины и был слышен за много миль. Вместо того, чтобы идти тихо и быстро, конвой ПК-9 шел медленно и шумно. Ни о какой скрытности речь даже и не шла. Конвой пытались провести, что называется, на силе. Однако, в сложившейся ситуации, это решение было не верным, и его последствия, к сожалению, не заставили себя долго ждать.
  В 08.23 в точке с координатами 69.41,2 N/33.17Е ЭМ «Карл Либкнехт» с помощью ГАС установил надежный гидроакустический контакт с металлическим эхом. В 08.23, 08.29, 08.34 и 08.38 эсминец последовательно четыре раза атаковал предполагаемую ПЛ большими сериями глубинных бомб, (характерно, что акустики эсминца зафиксировали в одном из интервалов между атаками глухой подводный взрыв – предположительно это был взрыв акустической торпеды). После четвертой атаки на эсминце практически закончились бомбы, и преследование лодки было приказано продолжить БО-225. На месте бомбометания были обнаружены большие воздушные пузыри, которые наблюдались в течение 10-15 минут. Скорее всего, ПЛ противника применила для отвлечения кораблей эскорта гидроакустическую ловушку, и сама пыталась атаковать их акустическими самонаводящимися электрическими торпедами, к счастью, не удачно. Однако, лодке, все же, удалось проникнуть внутрь ордера конвоя и последовательно атаковать парогазовыми торпедами транспорты «Idefjord» и «Онега».
  В 08.41 ТР «Idefjord» получил торпедное попадание в район первого трюма. Судно осталось на плаву с незначительным дифферентом на нос. Несмотря на это, все плавсредства были спущены на воду и команда в полном составе (при взрыве погиб один английский артиллерист) покинула корабль. В 08.47 командир конвоя приказал ТЩ Т-115 и Т-116 подойти к транспорту, взять его на буксир и буксировать в Цып-Наволок. Тем самым, из носового охранения уходили сразу два корабля с ГАС и МБУ «Хеджехог».
  В 08.43 ЭМ «Жесткий» обнаружил перископ ПЛ и атаковал ее глубинными бомбами, к сожалению, вражескую ПЛ это не остановило и она продолжила атаку. В 08.49 с «Карла Либкнехта» слева, за кормой, по курсу 170°, на дистанции 0,5 каб. был замечен след торпеды. Эсминец отвернул вправо и увеличил ход. По торпеде с корабля был открыт пулеметный огонь трассирующими пулями для привлечения внимания других кораблей конвоя. Однако, это не помогло и в 08.50 торпеда попала в среднюю часть ТР «Онега». Вскоре носовая часть судна скрылась под водой, корма осталась на поверхности с оголенными и работающими винтами. Команда транспорта покинула корабль и начала спасаться на плавсредствах (на плаву были 2 шлюпки) и плавающих предметах.
Судя по имеющимся воспоминаниям членов команды ТР «Онега», сразу после торпедирования ТР «Idefjord», капитан «Онеги» М. Токарев, в первую очередь был озабочен тем, чтобы избежать столкновения с норвежским транспортом и не утопить спасавшихся норвежских моряков. Вероятно, все внимание не только капитана, но и всех, находящихся на верху членов команды «Онеги» было обращено на поврежденный транспорт. Возможно, поэтому, не смотря на проведенный перед выходом ПК-9 инструктаж, никто на «Онеге» так и не обратил никакого внимание на сигналы с «Карла Либкнехта». Непосредственно перед попаданием торпеды, ТР «Онега» изменил курс – довернул вправо. Сразу после этого, была обнаружена торпеда, идущая в левый борт судна, однако, предпринять уже ничего было нельзя. Таким образом, если бы на ТР «Онега» вовремя обратили бы внимание на сигналы кораблей эскорта и сохранили бы прежний курс, то, возможно, торпедного попадания удалось бы избежать.
  В 08.51 ЭМ «Дерзкий» доложил: «Наблюдал перископ ПЛ, произвел атаку глб. Результатов атаки не наблюдал».
  В 08.54 командир конвоя приказал БО-228, БО-225 и ТКА подобрать команду ТР «Онега». В 08.57 ТР «Онега» затонул. Из 44 членов команды и пассажиров, удалось спасти 35 человек, включая капитана транспорта.
Ситуация, еще 20 минут назад, казавшаяся вполне нормальной, начала принимать трагический оборот. Конвой ПК-9 стоял на грани полного разгрома. Понимая это, командир конвоя был полон решимости, сделать все, чтобы спасти то, что еще можно было спасти. Немецкую ПЛ необходимо было срочно обнаружить, атаковать, и не дать ей добить неподвижный норвежский транспорт. Вероятно, поэтому капитан 1-го ранга Румянцев, отправил свой флагманский корабль на ее поиски. Однако, почему-то, он не задействовал для поддержки «Карла Либкнехта», находящиеся в непосредственной близости, корвет «Eglantine» и эсминец «Жесткий». Таким образом, командир конвоя совершал еще одну ошибку. Во-первых, он в очередной раз оставил командование конвоем, а, во-вторых, направил на поиск ПЛ противника корабль, с практически исчерпанным запасом глубинных бомб.
Однако, Фортуна, на этот раз сопутствовала капитану 1-го ранга Румянцеву. Уже в 08.59 ЭМ «Карл Либкнехт» с помощью ГАС установил контакт с ПЛ и атаковал ее большой серией глб. В 09.06 эсминец вторично атаковал обнаруженную подводную лодку. Были израсходованы последние глубинные бомбы, однако, на месте атаки наблюдались масляные пятна, а акустики доложили о глухом подводном взрыве. Казалось, что ПЛ противника, по крайней мере, повреждена, и то, что произошло дальше, только лишь укрепило эти предположения.
  В 09.10 на курсовом углу 45° правого борта, на расстоянии 60-70 метров (по данным Отчета штаба Эскадры СФ дистанция равнялась 50 м) от ЭМ «Карл Либкнехт» была обнаружена всплывшая ПЛ противника. Наблюдались повреждения на ПЛ: рубка разбита, перископы погнуты, леера оборваны, лодка имела большой дифферент на нос и крен на левый борт. С «Карла Либкнехта» по ПЛ был открыт огонь из всех артиллерийских систем и пулеметов (к моменту открытия огня ПЛ находилась по курсовому углу 60-70° правого борта). Всего было выпущено: 16 102 мм снарядов, 17 37 мм снарядов и 22 патрона калибра 12,7 мм. Наблюдались прямые попадания 102 мм снарядов. Таранить лодку эсминец не мог, а торпедное оружие использовать было невозможно, так как лодка находилась внутри строя конвоя.
  В 09.11 ПЛ начала погружаться с большим дифферентом на нос. На месте погружения наблюдалось большое соляровое пятно. Казалось, что уж на этот раз, ПЛ противника несомненно уничтожена. Однако, в последствие, все оказалось не так очевидно.
Пока же заметим, что во время вышеописанных событий ЭМ «Карл Либкнехт» действовал, по сути, как свободно маневрирующий корабль ПЛО. Скорее всего, это была чистая импровизация и, к сожалению, не очень удачная. Дело в том, что, во-первых, из семи крупных кораблей эскорта «Карл Либкнехт» был единственным кораблем, который не имел МБУ. И, во-вторых, «Карл Либкнехт» был кораблем командира конвоя. В итоге, капитан 1-го ранга Румянцев вместо того, чтобы руководить конвоем, участвовал в погоне за ПЛ, до тех пор, пока у «Карла Либкнехта» не кончились глубинные бомбы Конечно, группа свободно маневрирующих кораблей ПЛО была необходима. И то, что она не была создана заранее, является серьезной ошибкой штаба Эскадры СФ в целом, и капитана 1-го ранга Румянцева, в частности. Однако, скорее всего, в эту группу имело бы смысл, включить не ЭМ «Карл Либкнехт», а один из эскортных эсминцев типа «Таун», например, «Достойный», и БО-131 типа «Артиллерист». Этот корабль не имел ГАС, однако, вполне мог эффективно поддержать атаку лидера группы.
Тем временем, история конвоя ПК-9 еще не закончилась. Транспорт «Idefjord» оставался неподвижным и, его, во что бы то ни стало, надо было взять на буксир. Исходя из этого, командир конвоя в 09.13 отдает приказ на БО-227 о возвращении команды «Idefjord» обратно на транспорт.
Корабли конвоя периодически проводят профилактическое бомбометание, в 09.28 БО-225 атакует глубинными бомбами ПЛ противника, однако, скорее всего, по ложному контакту. Понимая, что обстановка немного разрядилась, капитан 1-го ранга Румянцев в 09.30 принимает решение о буксировке ТР «Idefjord» эсминцем «Карл Либкнехт». Кораблям эскорта приказано вести круговое охранение: эсминцам и тральщикам на расстоянии 10 кбт., большим охотникам и ТКА на расстоянии 20 кбт.
  В 09.40. ЭМ «Карл Либкнехт» подошел к борту «Idefjord» и высадил на транспорт группу из 10 человек для подачи буксира. У борта транспорта уже стояли два норвежских тральщика. Командир транспорта испросил у командира конвоя разрешение на буксировку транспорта норвежскими кораблями. Командир конвоя соглашается и в 09.45 «Карл Либкнехт» отходит от транспорта. Однако, проходит еще 45 тревожных минут, прежде чем норвежские тральщики действительно начинают буксировку транспорта, правда, со скоростью всего в 2 – 3 узла.
Очевидно, что никакого эффективного взаимодействия с норвежцами командиру конвоя наладить так и не удалось. Корабли советского Северного Флота вели свою войну, а корабли ВМС Норвегии – свою.
  В 10.31 капитан 1-го ранга Румянцев отдает приказ кораблям эскорта построиться в походный ордер. В 10.40 ордер сформирован и конвой берет курс 156°. Наступившая пауза позволяет наконец вспомнить и о раненных с ТР «Онега», которые до сих пор находятся на ТКА-219 и на БО-225. В 11.00 по приказанию командира конвоя ТКА-219 с раненными уходит в Полярное. Однако, отправить вслед за ним и большой охотник, Румянцев не решается. Раненные остаются на БО-225 вплоть до 14.43, пока их не переправляют на ТКА-222, который тут же уходит в Полярное.
  В 11.20 ТЩ Т-116 в точке с координатами 69.38 N/33.18 Е совершает очередную безуспешную атаку ПЛ с помощью глубинных бомб. Командир конвоя, понимая, что атаки глубинными бомбами не эффективны, в 11.21 отдает кораблям эскорта специальный приказ: в случае гидроакустического контакта с ПЛ противника, атаковать их с помощью МБУ «Хеджехог». Приказ, несомненно, правильный, но, явно, запоздалый. Дело в том, что гидроакустический контакт с ПЛ терялся, если корабль ПЛО приближался к цели ближе, чем 100-150 метров. Такова была особенность ГАС того времени. В тоже время, атака глубинными бомбами, как при помощи кормовых бомбосбрасывателей, так и штоковых бомбометов, требовала непосредственного прохождения корабля над целью. Таким образом, у ПЛ противника было несколько десятков секунд для того, чтобы изменить курс и глубину погружения. Опытные командиры немецких лодок знали об этом, и совершали маневр уклонения сразу, после потери гидроакустического контакта. Однако, МБУ «Хеджехог» стреляли вперед по курсу корабля и имели дальность около 200 метров. Таким образом, МБУ «Хеджехог», были намного эффективнее кормовых бомбосбрасывателей и штоковых бомбометов. По сути дела, единственным способом уклонения от этого оружия, являлось срочное погружение ПЛ на глубину более 122 метров. В любом случае, даже если ПЛ противника поразить не удавалось, по крайней мере, она вынуждены была прерывать атаку, а в повторную атаку выйти удавалось далеко не всегда. Как отмечалось ранее, МБУ «Хеджехог» имелись практически на всех (кроме ЭМ «Карл Либкнехт») крупных кораблях конвоя, и их бездействие при атаках ПЛ противника, было очевидной ошибкой командиров кораблей эскорта.
Однако, ситуация изменилась далеко не сразу. С 11.25 до 12.23 корабли эскорта четырежды атаковали ПЛ противника и не смотря на приказ командира конвоя, все атаки были вновь произведены глубинными бомбами, и практически наверняка, оказались безрезультатными.
И только, в 13.03 ЭМ «Достойный», установив в точке с координатами 69.37 N/33.14 Е с помощью ГАС контакт с ПЛ противника, последовательно четыре раза атаковал ее, с помощью МБУ «Хеджехог» (два залпа) и сериями глубинных бомб. На месте атаки была обнаружена крышка секстана (полированного ящика коричневого цвета). Через 3-4 минуты после атаки был слышен сильный подводный взрыв.
Эсминец продолжал оставаться на месте атаки более часа. В 14.13. после повторных двух атак с помощью МБУ «Хеджехог» ЭМ «Достойный» наблюдал куски пробки, леса (согласно Отчета штаба Эскадры СФ – аварийный лес, выкрашенный в ярко-красную краску) и большой воздушный пузырь. Кроме того, согласно Отчета штаба Эскадры, на месте атаки бурно выступал соляр. Всего за время атак 13.03-14.13 ЭМ «Достойный» израсходовал 60 больших и 20 малых глб. и выпустил 96 контактных противолодочных мин из МБУ «Хеджехог».
Согласно современной лоции, в точке атаки «Достойного» глубина моря составляет 250 метров. К северо-востоку от этой точки, на расстояние 3800 м, в точке с координатами 69.37.9 N/33.19,5 E, находится затонувшее судно с глубиной над ним более 200 м. Возможно, что атакам эсминца подвергся именно остов этого, затонувшего ранее судна, а не ПЛ противника. Тем не менее, капитан 2-го ранга Козлов действовал правильно и конвой без происшествий прошел опасную зону.
  Корабли конвоя еще дважды безрезультатно атаковали предполагаемые ПЛ противника: ЭМ «Жесткий» в 14.38 в точке с координатами 69.35 N/33.24 Е и БО-228 в 17.15 в точке с координатами 69.20 N/33.39 Е. Скорее всего, в обоих случаях имели место ложные контакты. Наконец, в 17.36 буксир М-12 подошел к транспорту «Idefjord». Норвежский тральщики отдали буксир и в 17.45 М-12 начал буксировку транспорта.
  В 17.48 конвой вошел в Кольский залив. В 17.50 тральщикам Т-115 и Т-116, большим охотникам и ТКА было приказано самостоятельно следовать в базу. В 17.55 эсминцам «Дерзкий» и «Жесткий» было приказано следовать в Росту, а эсминцам «Карл Либкнехт» и «Достойный» - в Ваенгу.
  История ПК-9 завершилась. Настало время, анализа и подведения итогов.
  Конечно, конвой ПК-9 нельзя назвать полным провалом, все-таки, ТР «Idefjord» удалось отстоять и, пусть в поврежденном виде, но довести до Кольского залива, однако, поражением Северного Флота этот конвой являлся уж точно, причем, вне зависимости от того, какие потери понес при этом противник. Основную свою задачу – довести до пункта назначения транспортные суда, корабли эскорта ПК-9 полностью выполнить не смогли. И в этой связи, весьма интересен вопрос о том, какие выводы были сделаны Штабом Эскадры СФ из произошедших событий. А выводы были сделаны следующие.
1) По маршруту конвоев КП-7, ПК-9 действовало от 3 до 5 ПЛ противника, а также было обнаружено много плавающих мин.
2) Из 18 кораблей эскорта ПК-7 только 11 имели гидроакустику. Из 20 кораблей эскорта ПК-9 гидроакустику имели 14 кораблей.
3) Конвой КП-7 имел скорость на переходе 13 уз. и при четырех обнаружениях ПЛ противника (согласно «Дневнику военных действий командира конвоя» обнаружений ПЛ было только три) атакам ПЛ противника, конвой не подвергался. Скорость 13 узлов способствовала ПЛО конвоя и затрудняла действия ПЛ противника.
4) Конвой ПК-9 имел скорость 7,5 уз., так как с такой максимальной скоростью мог двигаться ТР «Онега». ТР «Idefjord» мог двигаться со скоростью 13 уз. Малая скорость конвоя ПК-9 облегчила атаку подводным лодкам противника.
5) Акустическое наблюдение кораблей первой линии эскорта было не эффективным. ПЛ противника в районе губа Зубовского и М. Башенка обнаруживались внутри строя конвоя.
6) Потопление ТР «Онега» и повреждение ТР «Idefjord» было возможно благодаря:
а) активным атакам от трех до пяти ПЛ противника
б) малой скорости транспортов
в) недостаточному вооружению гидроакустикой кораблей эскорта
г) недостаточной эффективностью установок (ГАС) «Асдик» обр. 1941 года
7) Кораблями эскорта произведено большое количество атак ПЛ, израсходованы почти все глб. и потоплены две ПЛ противника.
  Поврежденный ТР «Idefjord» отбуксирован в Кольский залив.
  Как же можно сейчас, с позиции сегодняшнего дня, прокомментировать эти выводы?
  Во-первых, конечно, во время войны, советская сторона просто не могла располагать достоверными данными о противнике. К счастью, сейчас у нас такая возможность имеется, хотя, к сожалению, необходимо признать, что многие немецкие документы того времени утрачены безвозвратно и полностью восстановить картину тех суток нам вряд ли удастся. Тем не менее, согласно имеющейся на данный момент данным, можно утверждать, что против конвоя ПК-9, скорее всего, действовали только две немецкие ПЛ – U-481 и U-997. При этом, первая из них, занимала позицию в квадрате АС8499 – северо-западнее Рыбачьего, в районе мыса Немецкий, а вторая – восточнее Рыбачьего. Позиция первой ПЛ, благодаря радиоперехвату, была известна штабу Эскадры СФ и была нанесена на Кальку маршрутов переходов конвоев ПК-7 и ПК-9.
Кроме того, необходимо отметить, что до 20 апреля 1945 года позицию в квадрате АС8852 – юго-восточнее Рыбачьего, занимала ПЛ U-294. Однако, в этот же день она эту позицию оставила и начала переход в Харстад, куда и прибыла 24 апреля. Таким образом, практически наверняка, эта лодка в событиях связанных с ПК-9 участия не принимала. По крайней мере, торпедных атак по конвою она точно не производила – об этом свидетельствуют сохранившиеся данные по атакам этой лодки. В то же время, позиция этой лодки также была известна Штабу Эскадры СФ и она также была нанесена на Кальку маршрутов конвоев, более того, именно в районе этой позиции имела места ПЛО атака эскорта конвоя КП-7 в 12.27 21 апреля 1945 года.
Наконец, согласно исследованию А.Я. Кузнецова, при определенных обстоятельствах на пути ПК-9 могла оказаться и ПЛ U-286. Однако, возможность ее участия в атаках на конвой, как и возможность ее гибели от ПЛО атак кораблей ПК-9, в настоящее время, считается, все же, довольно незначительной.
  Во-вторых, нельзя не согласиться с тем, что малая скорость конвоя ПК-9 явилась не маловажным фактором, предопределившим известный исход событий. И тут дело не только в том, что большая скорость конвоев затрудняла атаки ПЛ противника. Это несомненно так, однако, кроме этого, большая скорость конвоев ограничивала время их пребывания в опасной от ПЛ противника зоне. Как результат, уменьшалась вероятность самого обнаружения конвоя. Во многом, благодаря именно этому фактору и удалось успешно провести конвой КП-7 21 апреля 1945 года.
  В третьих. Как в случае торпедирования ТР «Онега», так и в случае торпедирования ТР «Idefjord», ПЛ противника обнаруживались и атаковались еще до атаки по транспортам. Однако, сорвать атаки ПЛ противника, кораблям эскорта так и не удалось. Следовательно, нельзя утверждать, что основной причиной неудач явились промахи кораблей внешнего охранения, недостаточное количество ГАС и плохое их качество. Дело еще и в том, что, как уже отмечалось выше, все ПЛО атаки, кроме атак «Достойного» в 13.03 – 14.13, производились только с использованием глубинных бомб. МБУ «Хеджехог» и РБУ «Маустрэп» не задействовались, хотя, они и имелись на кораблях эскорта. То есть, не смотря на наличие на борту кораблей современных средств ПЛО, командиры кораблей продолжали использовать малоэффективные, архаичные средства ПЛО борьбы.
  В четвертых. Капитан 1-го ранга Румянцев часто оставлял руководство конвоем, а когда же он исполнял свои основные обязанности, то, к сожалению, допускал досадные ошибки. О многих из них уже было сказано выше, здесь же хочется остановиться вот на каком моменте.
Крайне сомнительным, видится приказ командира конвоя, отданный им тральщикам Т-116 и Т-115, по прошествии шести минут, после повреждения ТР «Idefjord». Согласно этому приказу, оба тральщика должны были оставить свои места в ордере и приступить к буксировке норвежского транспорта. Таким образом, из внутреннего носового охранения конвоя уходили сразу два корабля с ГАС и МБУ «Хеджехог». Оставался только один ЭМ «Карл Либкнехт», который не имел МБУ, и более того, к тому моменту уже практически полностью исчерпал запас глубинных бомб. При этом, командир конвоя явно упустил из виду тот факт, что к моменту отдачи этого приказа (08.47) ТР «Idefjord» уже был покинут экипажем, следовательно, быстро взять его на буксир было не возможно. В результате, в самый критический момент, оба советских тральщика были выключены из игры. Они так и не смогли взять ТР «Idefjord» на буксир, и не приняли никакого участия в отражении атак ПЛ противника. Возможно, именно здесь и кроется причина потери ТР «Онега». Если бы капитан 1-го ранга Румянцев, сразу после торпедирования ТР «Idefjord» развернул бы ТЩ Т-116 (единственный надводный корабль СФ, имевший реальную победу на ПЛ противника) и приказал бы ему следовать за ЭМ «Карл Либкнехт» для совместной атаки ПЛ противника, а всему конвою, отдал бы приказ о резком изменении курса, то события, возможно, пошли бы по другому сценарию.
  В пятых. Имеющиеся на данный момент данные, не позволяют подтвердить факт гибели хотя бы одной ПЛ противника, при атаках на корабли и суда конвоя ПК-9.
Обе результативные атаки по конвою, скорее всего, выполнила U-997. Однако, время и место атак точно неизвестно (ЖБД этой лодки был сожжен в мае 1945). Количество выпущенных торпед точно также неизвестно – возможно, что оно достигло семи штук. Общая же картина боестолкновения U-997 с конвоем ПК-9 выглядела примерно так.
ПЛ обнаружила конвой около 06.00 22 апреля. Вероятно, изначально, лодка пыталась с помощью акустических электрических торпед атаковать корабли эскорта. Однако, эти атаки были безуспешны. В процессе атак лодка проводила перезарядку ТА. Примерно, в 08.20 лодка через внешнее левое охранение проникла внутрь ордера конвоя и оказалась в зоне между внутренним носовым и внутренним левым охранениями (явное упущение норвежского корвета). ПЛ противника, скорее всего, отвлекла внимание кораблей внутреннего носового охранения с помощью гидроакустической ловушки, и в районе 08.40-08.50 успешно атаковала ТР «Idefjord» и ТР «Онега» парогазовыми торпедами. При отходе, в районе 09.00-09.10 лодка подверглась преследованию и атакам кораблей внутреннего носового охранения. Возможно, что во время уклонения от этих атак, лодка кратковременно выскочила на поверхность, где была обстреляна артиллерией ЭМ «Карл Либкнехт». Однако, попаданий нашим артиллеристам добиться не удалось, атаки глубинными бомбами также оказались не эффективными и U-997 вышла из боя, имея, возможно, лишь незначительные повреждения (она оставалась в море до 30 апреля). Вопрос об атаках этой лодки после 09.10 остается открытым. Принимая во внимание, что до этого она действовала инициативно и дерзко, вполне можно допустить, что она пыталась добить норвежский транспорт. В любом случае, уничтожить ТР «Idefjord» ей так и не удалось.
  Намного меньше ясности со второй лодкой – U-481.
С одной стороны, она точно атаковала корабли ПК-9 - в 03.45 22 апреля 1945 года в районе м. Немецкий лодка выпустила три торпеды LUT по советскому ЭМ, после чего слышала два взрыва (одна из торпед застряла в ТА). В 03.50 атакованный ЭМ контратаковал ПЛ глубинными бомбами. Лодка получила повреждения электросистемы или электромоторов, в результате чего она упала на грунт на глубине 220 м. Последующий осмотр показал, что повреждена верхняя палуба, деформировано ограждение рубки, вышли из строя все передатчики, из-за повреждения ТБЦ на поверхность выделялся большой соляровый след, временно была утрачена способность к погружению. В 01.00 25 апреля после определения объема повреждений, ПЛ начала возвращение в базу и 3 мая прибыла в Килботтен.
С другой стороны, согласно «Дневнику военных действий командира конвоя» корабли и суда конвоя ПК-9 в районе 03.45-03.50 действительно находились в районе м. Немецкий, однако, никаких атак не заметили и сами никаких ПЛО атак не проводили. Ближайшая ПЛО атака имела место намного позже – только в 06.18 значительно восточнее М. Немецкий, в точке с координатами 69.54 N/32.47,5 Е. Кстати, согласно современной лоции эта точка находится между изобатами 150-200 метров, к северо-востоку от этой точки, на расстояние 3900 метров, в точке с координатами 69.55,8 N/32.52,5 E, находится затонувшее судно с глубиной над ним более 100 метров. Возможно, что это судно и было принято акустиками «Карла Либкнехта» за вражескую ПЛ, а может быть, объектом атаки нашего эсминца стала U-997.
  Еще больше запутывает ситуацию тот факт, что накануне, в 16.15 21 апреля, при проводке конвоя КП-7, в районе м. Немецкий, действительно имела место ПЛО атака советского корабля. БО-222 по ненадежному подводному каналу произвел атаку ПЛ противника, сбросив серию глубинных бомб. Эта атака в «Дневник военных действий командира конвоя» не вошла (вероятно, изначально считалась безрезультатной), однако, она упомянута в Отчете штаба Эскадры СФ и нанесена на Кальку маршрутов переходов конвоев ПК-7 и ПК-9.
  Ситуация же с U-286, по-прежнему, остается крайне запутанной.
  С одной стороны, есть факт атаки эсминцем «Карл Либкнехт» некой всплывшей ПЛ, в районе точки с координатами 69.41,2 N/33.17 E, в 09.10 22 апреля 1945 года. Лодка, якобы, получила несколько попаданий 102 мм снарядами, и в 09.11 затонула. Если в реальности все было именно так, как записано в «Дневнике военных действий командира конвоя», то субмарина, без сомнения, погибла, и ей могла быть только U-286, ибо, это единственная немецкая ПЛ, пропавшая на Севере в рассматриваемый период.
  С другой стороны, сам факт появления U-286 в указанное время в указанном месте вызывает серьезные сомнения. И именно эти сомнения, наводят на мысль о том, что с борта «Карл Либкнехта» наблюдали все, что угодно, только не U-286.
  Однако, существует одно обстоятельство, которое не позволяет полностью и окончательно исключить из рассмотрения версию, связанную с U-286.
Дело в том, что все события, связанные с торпедированием обоих транспортов (в 08.41 и в 08.50), ПЛО атаками «Карла Либкнехта» в 08.59 – 09.06, всплытием и обстрелом неизвестной подводной лодки в 09.10 – 09.11, произошли в радиусе 3-4 миль от точки обнаружения эсминцем «Карл Либкнехт» ПЛ противника в 08.23 22 апреля 1945 года, то есть, от вышеназванной точки, с координатами 69.41,2 N/33.17 E. Согласно современной лоции, эта точка находится на глубинах 110-130 метров, по пеленгу (примерно) 290 градусов, на удалении 2882 метров находится некое затонувшее судно (координаты точки нахождения остова – 69.41,4 N/33.12,5 E), а по пеленгу 330 градусов на удалении 2885 метров, находится еще одно затонувшее судно (координаты точки нахождения остова – 69.42,3 N/ 33.14,8 E).
  Что касается первого подводного объекта, то это, практически наверняка, остов транспорта «Онега». А вот, о втором судне ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что расположение его остова, в общем, вполне соответствует картине атаки ЭМ «Карл Либкнехт» в 09.10 – 09.11.
  Конечно, это затонувшее судно совсем не обязательно является подводной лодкой. В принципе, это может быть все, что угодно. Но, даже если и будет установлено, что это подводная лодка, и не просто лодка, а немецкая лодка времен Второй мировой войны, даже в этом случае нельзя будет точно утверждать, что на дне покоиться именно U-286.
  Все дело в том, что согласно английским данным, вечером 9 декабря 1944 года английский корвет «Бомборо Касл», в точке с координатами 69.41 N/ 33.12 E, атаковал залпом реактивного бомбомета «Сквид» (самого эффективного на тот момент оружия ПЛО) немецкую подводную лодку. Англичане, якобы, видели на поверхности моря масляное пятно и какие-то обломки. Как бы то ни было, но англичане считают, что жертвой этой атаки стала, пропавшая в то время, лодка U-387.
  Не трудно заметить, что точка атаки «Бомборо Касла» и точка нахождения остова второго судна, находятся на незначительном удалении друг от друга. Если принять во внимание неизбежные, в боевой ситуации, погрешности в определении координат места атаки британского корвета, то вполне возможно допустить, что вторым затонувшим судном может быть и U-387.
  Таким образом, в истории со всплывшей у борта «Карл Либкнехта» субмариной, по-прежнему, вопросов больше, чем ответов. Окончательную точку в этом вопросе может поставить только обнаружение остова U-286.
  Итак, на данный момент, все еще нельзя точно указать, какие именно потери, нанесли противнику корабли эскорта конвоя ПК-9. Однако, достоверно известно, что информация о потоплении двух ПЛ противника, своего подтверждения не нашла.
  В шестых. Само построение эскортного ордера конвоя ПК-9 явно было выполнено исходя из принципа равномерного прикрытия силами ПЛО всех возможных направлений атаки конвоя подводными лодками противника. Однако, изначально было понятно, что наиболее опасным, с точки зрения атак ПЛ, будет левое (обращенное в сторону отрытого моря) направление, а, наименее опасными, будут кормовое и правое (обращенное в сторону берега) направления. Исходя из этого, наибольшую плотность сил и средств ПЛО надо было иметь на наиболее угрожающем направлении. Например, построение ордера конвоя ПК-9 могло бы быть таким.
1) Носовое охранение:
Внешнее – 2 БО типа SC;
Внутреннее – ЭМ «Карл Либкнехт» (командир конвоя).
2) Левое охранение:
Внешнее – БО типа SC, Т-116, БО типа SC, Т-115;
Внутреннее – ЭМ «Жесткий» и ЭМ «Дерзкий».
3) Кормовое охранение:
Внешнее – БО типа SC;
Внутреннее – 2 норвежских тральщика.
Правое охранение:
Внешнее –  четыре ТКА;
Внутреннее - норвежский тральщик и норвежский корвет;
Группа свободно маневрирующих кораблей ПЛО – ЭМ «Достойный», БО-131. Место расположения – по обстановке. Скорее всего, либо, перед транспортами и за носовым внутренним направлением, либо, за транспортами, перед кормовым внутренним охранением.
Сами транспорты должны были двигаться параллельными курсами строго борт в борт. Это было необходимо, во-первых, для уменьшения фланговой протяженности конвоя, и, во-вторых, для исключения возможности последовательной атаки транспортов ПЛ противника, прорвавшейся в глубь ордера, со стороны флангового охранения.
Порядок отражения атак ПЛ противника, должен был быть таким. Лодка изначальна атакуется обнаружившим ее кораблем того, или иного охранения, сразу же, к месту атаки должна подойти группа свободно маневрирующих кораблей ПЛО, принять контакт с ПЛ и атаковать ее до тех пор, пока конвой не пройдет опасную зону. После чего, эта группа должна максимально быстро догнать конвой и занять свое место в ордере конвоя, исходя из сложившейся обстановки.
Сама атака ПЛ противника должна была начинаться, обязательно, с залпа МБУ или РБУ, после чего, на время перезарядки установок, продолжаться с помощью глб., а потом – следующий залп МБУ или РБУ, и так далее. Глубинные бомбы должны были быть не основным средством ПЛО борьбы, а выполнять лишь вспомогательную роль.
  Если бы, ордер конвоя ПК-9 был бы построен с учетом массирования сил и средств ПЛО на наиболее угрожающем направлении, если бы была создана группа свободно маневрирующих кораблей ПЛО, если бы корабли эскорта действовали при атаках ПЛ противника вышеописанным образом, то, практически наверняка, ПК-9 дошел бы до пункта назначения без потерь, или, с минимальными потерями.
Однако, этого, к сожалению, не произошло. История не знает сослагательного наклонения. Поэтому, крайне важно, из потока событий выделить главное. А главное, заключается в том, что до самых последних дней Войны, немецкие ПЛ, на Северном театре военных действий, являлись смертельной угрозой для кораблей и судов Союзников. Немцы действовали в зоне ответственности СФ активно, агрессивно и, главное, результативно. Советский Северный Флот имел, к этому, времени уже достаточное количество вполне современных кораблей ПЛО, имелась достаточно многочисленная авиация ПЛО, имелся уже и определенный опыт борьбы с ПЛ противника, однако, реальных результатов этой борьбы не было.
Противник всегда шел на шаг впереди, широко применял новейшее оружие подводной войны, совершенствовал тактику применения подводных лодок. Наш же Флот постоянно находился в роли догоняющего. И вырваться вперед он не мог, в принципе. Для этого нужно было новейшее оружие ПЛО, а его не было, ибо, не уделялось этому вопросу достаточно внимания руководством СССР, не было соответствующей научной и производственной базы. Для рывка вперед нужна была новая тактика, а она не могла родиться сама по себе. Ее должны были генерировать действующие офицеры – противолодочники, а для этого было необходимо накопление опыта и критическое осмысление результатов ПЛО борьбы. Этого тоже не было.
В такой ситуации, рассчитывать можно было только на удачу. Однако, великий Александр Васильевич Суворов, недаром говорил: «Сегодня - удача, завтра – удача. Помилуй Бог! Дай хоть немного ума»!

Примечания.
*Румянцева А.М - в 1931 г. окончил ВМФ им. Фрунзе, вахт нач. и штурман ЭМ "Незаможник" (4.31-5.32), к-р ТЩ МСДВ (5-7.32), пом к-ра МН "Смерч" (7-10.32), "Вострецов" (10.32-1.34), нач. отдела БП флотилии (1.34-5.35), к-р МН "Вострецов" (4.35-8.37), НШ бригады (8.37-8.38), к-р ДН МН (8.38-3.39), НШ КАФ (3.39-1.40), учеба в ВМА (1.40-5.41). С мая 1941 г. по сентябрь 1944 нач. оперативного отдела штаба СФ, с сентября - НШ эскадры. 8.7.1945 получил контр-адмирала. Две награды приходятся именно на 1945 г. - Нахимова 1 ст. и Ушакова 2 ст.

**ТР «Киров» - стандартное двухпалубное грузовое судно типа EC2-S-C1; дедвейт 10865 двт., полная грузовместимость 7176 брт,, основные измерения: 422,8х57х34,8 футов; ход 11 узлов; укомпл. 11,1942 «Oregon Shipbuilding Corporation» в Портленде, Орегон, зав. № 591, как «CHARLES GORDON CURTIS» для US War Shipping Administration, управлялся Seas Shipping Co Inc, приписка Нью-Йорк; в нач. апреля 1944 прибыл в Мурманск в составе конвоя JW 58, принят от союзников в счет репараций с Италией как «СЕРГЕЙ КИРОВ», Сев. пх-во, приписка Архангельск.

***ТР «Idefjord» - дедвейт 6307 двт.; полная грузовместимость 4287 брт.; основные измерения: 365.6 x 49.8 x 26.6 футов; хода 16 уз.; построен в 1921 г. На судоверфи «Canadian Vickers Ltd.» в Монреале (Канада).

****ТР «Онега» - водоизмещение 3520 т; полная грузовместимость 1603 брт; 78,1 м, ширина 11,5 м, осадка 5,09 м. Мощность паровой машины 800 л.с., скорость хода экономическая 11,0 уз. Вооружение: 1 45-мм орудие и 2х2 7,65-мм пулемета (с 1944 г.: 2 45-мм и 2 20-мм орудия). Экипаж 35 человек. Построен в 1924 г. на судоверфи «Bergens Mekaniske Verksted AS» в Бергене (Норвегия) по заказу совместного советско-норвежского акционерного общества «Руссонорзе», а 18.02.1928 г. выкуплен у него Совторгфлотом и зачислен в состав БГК. С 28.01.1933 г. входил в состав СГК и с 15.03.1934 г. – в СГМП и находился в подчинении сначала НКПС, с 30.01.1931 г. – Наркомвода и с 09.04.1939 г. – НКМФ. В годы Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Транспортного отряда СФ осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в Баренцевом и Белом морях, доставлял пополнения и военные грузы в Лиинахамари и на полуостров Рыбачий. 13.04.1943 г., находясь под разгрузкой в бухте Озерко в Мотовском заливе, подвергся атаке самолетов противника и, получив попадание авиабомбой в машинное отделение, во избежание гибели выбросился носовой частью на прибрежные камни, а кормовой частью лег на грунт, но 18.04.1943 г. был снят с мели аварийно-спасательным отрядом СФ, на следующий день отбуксирован в Мурманск и после аварийного ремонта вскоре вновь введен в строй.
***** Корвет «Eglantine»***** - бывший английский К- 197 HMS «Eglantine», типа «Flower» специализированный противолодочный корабль оснащенный ГАС и МБУ «Хеджехог».
******«Romoy», «Karmoy», «Jeloy» - бывшие английские HMS «Eday», HMS «Inchmarnock», HMS «Shiant» - мобилизованные траулеры типа «Isles», имели кормовые бомбосбрасыватели, два корабля из этой группы были оснащены ГАС

Отредактированно ass555 (06.12.2009 12:35:07)

#2 06.12.2009 15:54:39

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

В принципе статья неплохая, однако, на мой взгляд, перегружена цифрами. Боюсь это отпугнет неискушенного читателя.
Кажется также, что пространное заключение с советами, как надо было строить охранение тоже слишком большое. Можно было ограничиться парой фраз, без особых подробностей.
Ну а так если брать, что я бы ничего не знал о случае - почитал бы с интересом.
Каких-то конкретных глюков, требующих вырубания - не заметил.

#3 06.12.2009 16:14:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
В принципе статья неплохая, однако, на мой взгляд, перегружена цифрами. Боюсь это отпугнет неискушенного читателя.

+1

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
Кажется также, что пространное заключение с советами, как надо было строить охранение тоже слишком большое. Можно было ограничиться парой фраз, без особых подробностей.

Все, что там написано ИМХО нужно было написать, но часть дать в основном тексте, чтобы его "размочить" и он бы не выглядел так сухо, а часть оставить в выводах.

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
Ну а так если брать, что я бы ничего не знал о случае - почитал бы с интересом.

+1

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
Каких-то конкретных глюков, требующих вырубания - не заметил.

Глюков нет, но кое-что можно сделать лучше. Например фраза:

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #153696
Во-первых, конечно, во время войны, советская сторона просто не могла располагать достоверными данными о противнике.

Но ведь, как уже не раз доказывалось, что немецкая сторона неоднократно располагала довольно полными данными о действиях и намереньях советской стороны, благодаря дешифровке, грамотно поставленной авиа и фоторазведке, а главное - хорошей аналитической обработке полученных данных. Почему же мы как само собой разумеющийся и не требующий комментариев факт воспринимаем плохую работу нашей разведки?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#4 06.12.2009 18:17:33

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3358




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

Согласен с предыдущими ораторами.
Считаю, что автору надо поставить перед собой более конкретную цель написания статьи: или дать хорошее описание (обзор) данной операции, или на примере данной операции проанализировать организацию ПЛО на СФ в 1945, либо надавать кучу советов о проводке конвоя тем, кто эти советы явно уже не услышит...

И для наглядности статье явно не хватает схемки движения конвоя с отметками всех атак и контратак.


С уважением.

#5 06.12.2009 20:59:26

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
В принципе статья неплохая

Согласен.

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
однако, на мой взгляд, перегружена цифрами. Боюсь это отпугнет неискушенного читателя.

На цифры можно спокойно не обращать внимание. Зато интересно будет прочитать статью второй-третий раз.

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
Кажется также, что пространное заключение с советами, как надо было строить охранение тоже слишком большое. Можно было ограничиться парой фраз, без особых подробностей.

Краткость - сестра таланта, но тёща гонорара.

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
Ну а так если брать, что я бы ничего не знал о случае - почитал бы с интересом.

Вот я - ничего не знал. Прочитал с интересом.

igor написал:

Оригинальное сообщение #153778
Каких-то конкретных глюков, требующих вырубания - не заметил.

Аналогично.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #153874
И для наглядности статье явно не хватает схемки движения конвоя с отметками всех атак и контратак.

Вот с этим - согласен.

Кстати, а что везли эти транспорты, что их так сильно прикрывали?


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#6 07.12.2009 00:40:08

ass555
Гость




Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

Господа, ОГРОМНОЕ вам всем СПАСИБО. Я постараюсь учесть все ваши замечания. Что касаемо схемы, то она есть и, более того, планируется в качестве иллюстрации. Однако, выложить ее на Форуме я смогу только получив разрешение Ув. Ботика ПВ. Он мне ее прислал, и если он разрешит - я выложу, а если не разрешит, то нет.

Пока я текст стаьи менять не буду. Пусть повесит. Может, еще кто-то, заинтересуется и выскажет свое мнение. Потом она уедет на очередную переработку.

С уважением.

#7 07.12.2009 00:44:55

ass555
Гость




Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #154002
Кстати, а что везли эти транспорты, что их так сильно прикрывали?

Про груз "Идефьорда" у меня информации нет, а "Онега" везла трофейное имущество, в основном, как я понял, автомашины. Кстати, везла она и некий наш бронеавтомобиль особо отличившийся в прошедших боях. Везла для музея.

Вообще, сама необходимость в этом конвое вызывает некоторые вопросы. С "Онегой", уж точно, можно было подождать до окончания Войны. А скоросной "Идефьюрд" провести так, как за день до этого провели "Кирова" - быстро и тихо.

#8 07.12.2009 06:30:15

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

IDEFJORD пустой шел. Прикрывали в те времена сильно любые транспорты, вне зависимости от груза. Силы (по крайней мере в количетсвенном выражении) имелись, агрессивные немецкие ПЛ тоже постоянно присутствовали.

#9 07.12.2009 10:10:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #154122
Однако, выложить ее на Форуме я смогу только получив разрешение Ув. Ботика ПВ. Он мне ее прислал, и если он разрешит - я выложу, а если не разрешит, то нет.

Да, пожалуйста.

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #154002
Кстати, а что везли эти транспорты, что их так сильно прикрывали?

Вот такую логику внушают воениздатовские мемуары. "Фашистский конвой шел с сильным охранением, наверное на не перевозился сверхценный груз". А потом выясняется, что перевозились сборно-щитовые казармы. И у немцев и у наших к концу войны логика была иной: если в условиях опасной обстановки выводить в море суда без достаточного прикрытия, то лучше затапливать их сразу у порта - так по крайней мере экипажи уцелеют.
А вот стоило ли так торопиться с проводкой "Онеги" и "ИФ" в условиях окончания войны - это другой вопрос. Вероятно, командование СФ считало что при таком мощном эскорте с ними ничего случиться не может.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#10 07.12.2009 19:01:27

ass555
Гость




Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #154157
Да, пожалуйста.

Хорошо. Вот Калька перехода конвоев ПК-7 и ПК-9.


http://s53.radikal.ru/i142/0912/e8/4763471ad612.jpg

#11 07.12.2009 19:16:29

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3358




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

Конечно, это мой личный пунктик, но может дополнить статью биографическими справками на командиров ЭМ и немецких ПЛ?


С уважением.

#12 08.12.2009 06:00:51

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

А это не будет перегрузкой текста? Хотя, можно в конце, ниже основного текста дополнениями втиснуть. Кто не хочет - не читает.
Тока у меня еще один вопрос - после окончательной готовности статьи куда ее выкладывать? На сайте-то нет раздела для народного творчества.

#13 08.12.2009 08:51:25

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3358




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

igor написал:

Оригинальное сообщение #154565
Тока у меня еще один вопрос - после окончательной готовности статьи куда ее выкладывать?

В рубрику "Прямая линия" в разделе "Книжная полка". Там ведь не сказано, что речь идет только о профессиональных авторах.


С уважением.

#14 08.12.2009 08:53:28

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3358




Вебсайт

Re: КОНВОЙ ПК-9. ВЕРСИЯ №2

igor написал:

Оригинальное сообщение #154565
А это не будет перегрузкой текста?

В сам текст пихать биографии не надо, достаточно указать ФИО да пару слов о наличии/отсутствии должного боевого опыта.


С уважением.

Страниц: 1


Board footer