Сейчас на борту: 
ВладимирФ,
клерк,
Олег 69,
Сибирский Стрелок
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 11.12.2009 09:37:53

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

3

По просьбам трудящихся начал. Это займет какое-то время....

С вашего позволения, оформлю все как это делал для прошлых конвоев.

Итак, конвой вышел из начального пункта (Реппе-фьорд) в трех группах в 00.05-00.55 25.5.44. Состав:
Канлодка К.1 (флагман конвоя)
тральный отряд - МТЩ R.154/159/173 (как мы видим, замечания и жалобы, возникшие после потопления высотной торпедой шедшего с тралом V.6113 учтены)
Еще один МТЩ, R.223, числился "метлой" (feger). Что это значит, я точно не знаю - возможно он должен был уничтожать подсеченные тралящими собратьсями мины.
Плавбаза BALI - пункт наведения истребителей
СКР V.6101/07/10/11/15 и арт. БДБ AF.24 - группа охранения
ОПЛ UJ.1209/11/12/19 - группа ПЛО
Пароходы: KERKPEIN (5085 брт, уголь), BALTENLAND (3038 брт, уголь), POMPEJI (2916 брт, уголь), HORST (500 брт, боеприпасы), H.R. FRITZEN (3672 брт, уголь - до Вардё), SUSANNE (810 брт, мука - до Мехамна)
Танкеры: MARSTEINEN (806 брт, мазут), GERDMOOR (761 брт, тип горючего не уточняется)
Лихтер: NORD 31 (450 брт, дерево и керосин)

В 8.10 конвой прибыл в Лаа-фьорд и встал на якорь. К нему примкнули еще 5 флотилия ТЩ (М.251, флагман, М.35/154/202/252). Командир флотилии от Лаа-фьорда выполнял функции командира конвоя.
Также присоединися пароход SOLVIKEN (3502 брт, строительный лес).
Видимо в этот момент немцы оживленно переговаривалсь по радио, т.к. в 10.15мск наша радиоразведка засекла этот конвой, правда, посчитав его движущимся. Авиация в этот момент не летала из-за плохой погоды и разведать что-то дополнительно не представлялось возможным. Сведения от р/р передали подлодкам С-56 и С-103, находившихся на выжидательных позициях в море, но лодки к берегу не пошли, а стали ждать подтверждения сведений от авиаразведки.

Конвой тем временем в 10.00брлн пошел дальше со скоростью 7 уз.
Погода в течение дня улучшилась ненамного. Самолеты 118 РАП стали летать в Варангер-фьорде, но до Порсангера добраться не могли. Только в 17.00 "Бостон" в районе м. Нордкин обнаружил таки немцев. Состав конвоя был опеределен как 5 ТР, 5 ММ, 6 СКР, 10 СКА и 4 ТЩ. Как видно, все довольно точно. Кол-во тральщиков=количеству ММ, за которые их наши всю войну стабильно принимали, все крупные транспорты тоже посчитаны точно.

Самолет немедленно передал данные на лодки, но поезд ушел. С-56 свою р/гр получила в 17.23, но из-за большой волны она не могла дать больше 10 уз. и осталась в р-не зарядки батарей. С-103 получила сообщение через 2 мин, но тоже никуда не пошла, т.к. по расчету времени не успевала наперехват.
Зато в р-н м. Маккаур - Сюльтефьорд на всех парах ринулись в 17.35 С-15 и в 17.40 М-201, которые тоже получили сообщения разведки. Вражеский конвой ожидался на месте в 1.00 26.5

КомВВС в 19.00 решил атаковать конвой штурмовиками и торпедоносцами. Были созданы 3 группы: 2 "бостонов" и 1 "киттихоков". 7 ВА должна была как всегда блокировать нем. аэродромы + выслать по 8 Р-39 и Р-40 для встречи возвращающихся ударных самолетов.

Пе-3 обнаружил конвой в 19.50 и был около него до 21.20. Состав сообщал прежний. Хотя как раз в это время из-за плохой погоды в Тана-фьорд были отпущены лихтер и БДБ, вместо них к конвою присоединился пароход AKTIV (506 брт) с грузом картофеля. Над конвоем разведчик заметил 2 Ме-110 (на самом деле - 1 Bv.138 и 1 He.115). Чего он не мог знать, так это того, что на аэродромах в готовности на вылет сидели 19 Bf.109 и 8 Fw.190 (из жабо-штаффеля).
Второй Пе-3, вылетевший на смену первому, из-за плохой погоды конвой не нашел и вернулся обратно.

Самолеты 7 ВА (26 Р-39) вылетели в 21.24 и полчаса блокировали Луостари и Салмиярви. Там они вели бой с 6 Ме-109 и один сбили.
В 21.20 и 21.46 стартовали ударные группы.

Первая группа (6 Ил-4 с торпедами из 9 ГМТАП, ведущий - гвардии капитан Шкаруба под прикрытием 6 Р-39 из 255 ИАП) в 22.32 сбросила по конвою 6 торпед 45-36-АВА. При этом два разведчика Р-40 из 118 РАП видели потопление ТР 6-8000 т и 1 ММ. Над целью наши самолеты были атакованы 6-8 Ме-109 и в бою 3 из них сбили. Разведчики сбили еще двух, а немцы в ответ сбили 1 Ил-4.

Вторая группа - 12 Р-40 из 78 ИАП в 2 группах (4 шт. - топмачтовики, 8 - пикировщики, ведущие — капитан Плотко и ст. лейт. Стрельников) под прикрытием 6 Р-39 из 20 ИАП атаковали немцев в 22.33 с разных направлений, причем отчего-то в "Хронике" написано, что все самолеты бомбили с пикирования, сбросив 22 ФАБ-100. Разведчики зафискировали потопление ТЩ и каботажника.

Как всегда, одновременная атака нескольких групп у противника была зафиксирована как один большой налет.
Немцы объявили тревогу в 21.20брлн. Истребители видимо были вызваны заранее (на этот счет никаких подробностей в ЖБД) и вступили в бой, однако атаке помешать не смогли. Отмечены 6 "СБ" под охраной 6 истребителей, а потом 4 "Ил-2". В другом отчете насчитано 14 бомбардировщиков и 6 истребителей.
В 21.29 немцы открыли огонь из всех стволов. В суматохе атак, как казалось, со всех сторон 2 торпеды поразили в 21.34 СОЛЬВИКЕН, который стал тонуть. В 21.35 V.6115 был атакован 4 низколетящими "Ил-2" и обложен со всех сторон бомбами - рядом с ним было 4 близких разрыва.

Трагическую атаку третьей группы - 3 А-20 из 9 ГМТАП - я думаю, нам как всегда поведает Ботик П.В. Укажу лишь, что она окончилась безрезультатно для нас.

Истребители в бох над конвоем заявили сбитый Ме-109. При возвращении во многих местах отмечено появление вражеских истребителей, но отсекающие самолеты никого не нашли.

После атаки конвой пошле дальше, а рядом с тонущим неудачником остались БАЛИ, СКР.6110/15, ОПЛ 1219 и МТЩ 154.
6115 пытался взять пароход на буксир, но ничего не получилось и норвежец затонул в 22.22 в точке 70.59,6 - 28.38,5. Потери на нем составили 2 пропаших.

Кроме того, 6 тяжело и 4 легкораненых было на СКР 6115, 2 погибших и 1 раненый на СКР 6107.

На этом первая серия противостояния наших и ихних заканчивается.

Отредактированно igor (11.12.2009 10:43:20)

#2 11.12.2009 11:29:28

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Вторая часть начинается почти там же, где кончается первая.
Уже в 0.20мск 26.5.44 конвой снова был замечен разведчиком из 118 РАП около Берлевога. В соответсвии с докладами об успехах, состав конвоя был определен как 3 ТР, 3 ТЩ, 2 ММ, 6 СКР и 7 СКА. Затем до самого захода конвоя в Бек-фьорд за ним велось непрерывное наблюдение.

Следующий удар был нанесен М-201, которая в 0.00 форсировала МЗ и подошла к берегу у Маккаура. В 3.05 был услышан шум винтов ТЩ, в 3.17 командир в перископ обнаружил растянувшийся конвой, но состав его определить не смог. В 3.49 он выпустил 2 торпеды с интервалом 10 сек., через 50 сек. в отсеках были слышны 2 сильных взрыва. Разведчик "видел" потопление СКР 800 т. Корабли охранения накинулись на лодку и сбросили на нее 52 ГБ - впустую. В 14.10 лодка получила приказ идти домой.
Однако немцы этой атаки не заметили совершенно - не видели ни торпед, ни взрывов. Естетственно, что и потерь они не понесли. Все взрывы ГБ по малютке - это те, которые на самом деле бросали на следующую лодку, С-15, а также разрывы советских же авиабомб.

Эска вышла в р-н Маккаура в 2.59. Сначала командир в перископ обнаружил дымы, а в 4.09 - мачты четырех кораблей. Были замечены также 2 самолета ПЛО впереди конвоя по курсу. В 4.39 были выпущены по ТР и СКР 4 торпеды, а в 4.41 услышаны взрывы всех 4 торпед. Разведчик конечно же "увидел" потопление ТР 4000 т. Противник набросал по лодке 79 ГБ и нанес лодке такие повреждения, что когда она отошла в район зарядки в 20.03, командование велело ей возвращаться домой.
Немцы объявили ПЛ-тревогу в 3.43 (3.41 по др. отчету). Наблюдались "многочисленные" торпеды (хотя морком Киркенеса пишет о четырех, как и было на самом деле). Торпеды прошли очень близко от кораблей и судов конвоя, но все же никуда не попали. Для борьбы с лодкой было выслано звено ПЛО в полном составе. Лодка была вскоре после атаки обнаружена всплывшей (ПЛ случайно, вследствие неиспр. показала нос) самолетом Не.115, который сбросил 2 ГБ, давшие близкие разрывы. Одновременно ОПЛ обстреляли лодку из 8,8-см орудий, а потом прошлись по ней 2 заходами ГБ, сбросив 30 ГБ (остальные бомбы - взрывы при бомбардировке конвоя самолетами). Аппаратура ничего не показывала, но было замечено соляровое пятно. Охотники остались на месте событий.

Тем временем подоспели новые воздушные атаки. Командование ВВС решило пойти на хитрость, чтобы обмануть нем. истребителей. 4 Р-40 были высланы заранее к Варде, 2 к Луостари, чтобы заставить немцев выжечь горючее перед атакой. Немцы отмечали в 03.09брлн пролет "15 самолетов без атаки". Удалось ли запутать истребителей - лично мне не понятно, хотя наши были в этом уверены.
Новые атаки проводились 4-я группами.

Первая - 4 Ил-4 из 9 ГМТАП, ведущий — гвардии капитан Шкаруба, под прикрытием 16 Р-39 из 255ИАП в 5.58 с высоты 2000 м атаковала вражеский конвой в р-не м. Харбакен 4-я торпедами 45-36-АВА. По наблюдению разведчика из 118 РАП, торпедоносцы потопили ТР 8000 т. Над конвоем 1 Ил-4 и 1 Р-39 были сбиты огнем ЗА. Еще на подходе самолеты были атакованы восемью немецкими самолетами (как при этом заявлять об их удачном отвлечении - непонятно. Типа, если бы не отвлекали, было бы еще хуже?). Потери — 2 Р-39, заявок на сбитые нет вовсе!.
Немцы зафиксировали первую на тот день атаку в 4.55, насчитав 4 "СБ-2" и 8 истребителей. Правльно опознаны сброшенные высотные торпеды, от всех они увернулись, потерь не было, канлодка К.1 претендовала на сбитый истребитель (04.57).

Вторая группа - 8 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — ст. лейт. Шейкин) и 8 Р-40 с бомбами из 78 ИАП, ведущий — ст. лейт. Стрельников, под прикрытием 8 Р-39 из 20 ИАП в 6.08 со стороны берега, с высоты 1300 м с пикирования сбросила на конвой 38 ФАБ-100, при этом были потоплены ММ и СКР, повреждены ТР и СКР. На отходе самолеты были атакованы 5 Me-109 и 2 ФЕ-190; в воздушном бою сбит 1 Me-109. Сов. потери — 4 Ил-2, из них 2 сбиты, а 2 пропали. В числе сбитых был и ведущий группы.
Эта атака по нем. данным началась в 05.02 и проводилась силами 11 "Ил-2". Бомбы падают близко от БАЛИ, но попаданий и повреждений нет, зато плавбаза вместе с кораблями охранения сбивает Ил-2, который рухнул у нее за кормой.
В 5.05 наконец-то наши самолеты добились попадания 2 бомб в носовую часть Х.Р. Фритцен. Передняя мачта, носовой трюм уничтожены совершенно, мостик тяжело поврежден. 7 раненых, в т.ч. капитан и лоцман, однако судно остается управляемым и не теряет плавучести. Под охраной СКР 6110/11/15 его отправляют в Вардё.

Третья группа — 4 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — майор Осыка) под прикрытием 4 Р-40 (78 ИАП) и 4 Як-9 (20 ИАП) - в 6.10 в р-не Перс-фьорда топмачтовым методом с высоты 20 м и дистанции 100 м атаковала конвой и потопила ТР 8000 т (сброшено 8 ФАБ-250). На отходе атакована 4 Me-109, сбит 1 Р-40.

Четвертая группа — 4 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — лейт. Калмыков) под прикрытием 6 Р-40 (78 ИАП) и 6 Як-9 (20 ИАП) — в 6.14 с пикирования с высоты 1000 м сбросила по конвою 10 ФАБ-100. По наблюдению экипажей, был поврежден ТР 3000 т. В районе цели 10 Ме-109 пытались атаковать штурмовики, но были отогнаны, потеряв 1 Ме-109.
Последние атаки восприняты противником как одно целое. Немцы насчитали 13 атакующих Ил-2. На сей раз не повезло МАРШТАЙНЕНУ - хотя прямых попаданий не было, от близких разрывов у него был поврежден руль, осколками посекло борта и палубу. 3 погибших, 3 тяжело и 4 легко раненых. Его тоже отослали в Вардё.
Пароход прибыл в Вардё в 7.00, танкер в 8.00. Вместо них к конвою из того же Вардё присоединился R.L.M. RUSS (1477 брт) и охранявшие его СКР NKi.08/12.
В 12.30 вся эта братия вошла в Киркенес.

Советское командование в 6.30 отдало приказ готовиться к новому налету, но увы - из-за большого количества поврежденной техники в частях его пришлось отменить. В 8.45 разведчик наблюдал конвой в р-не м. Кибергнес с большим пожаром на борту одного судна (видимо, на самом деле трубы так у кого-то дымили, ибо поврежденных судов с конвоем давно не было).

В заключительном слове по поводу события морком Киркенеса подсчитал, что всего конвой вынес 10 налетов, в которых участвовало 220 самолета, из них 86 непосредственно атаковало. Желающие поупражняться в арифметике могут попробовать проверить эти цифры.
Истребители цитирую "в поганых погодных условиях и при поганом состоянии аэродрома Свартнес (!) сделали 70 вылетов и над конвоев сбили 4 вражеских самолета. Своих потерь они не понесли, были только легкие повреждения"
Далее следуют жалобы на волнение, уменьшившее скорость с 8 до 5 уз., а от траления вообще пришлось отказаться. Также все это плохо сказывалось на стрельбе зениток с кораблей охранения - видно транспорты, как более стабильные платформы, палили без помех. Неудивительно что главные заявщик побед - как раз пароходы (25-го числа), плавбаза и крупная канонерка.
Причиной гибели норвежского парохода снова, как и с СКР6113, называется малая маневренность при низкой скорости. Вообще он мог давать аж 14 узлов, а тут был вынужден тащиться на втрое меньшей.
Использование МТЩ как тральщиков признали удачным опытом и решили использовать для будущего западного конвоя.
А тот загадочный МТЩ (223) похоже служил "скорой помощью" с врачом на борту. Эту идею тоже признали удачной.

Напоследок - все падаем ниц перед лицом могучих летчиков из JG 5! Они превзошли сами себя, заявив 20 одних только "бостонов" вечером 25.5. К тому добавили 8 Р-40 и 6 Р-39. Из 34 заявок 33 на счету опытной в этих делах III./JG 5, и только одна - у "жабы" из 4./SG 5. Хотя это тоже кадр, заявил кобру за час до того, как бои собственно начались - или может ошибка где.
Короче, список для желающих:
25.05.44    Fw. Helmut Allwart    4./SG 5    Airacobra     E. Omgang: at 1.200 m.     20.52    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 9

25.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Boston III     N.E. Omgang: at 1.000 m.     21.32    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 43
25.05.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Boston III     E. Omgang: at 800 m.     21.33    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 44
25.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     E. Omgang: at 800 m.     21.35    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 45
25.05.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Curtiss P-40     N. Berlevaag: at 800 m.     21.36    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 46
25.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.W. Berlevaag: at 500 m.     21.37    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 123
25.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Boston III     N.E. Berlevaag: at 800 m.     21.38    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 47
25.05.44    Obfhr. Karl-Heinz Schneider    8./JG 5    Boston III     N.E. Berlevaag: at 1.000 m.     21.38    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 124
25.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.W. Berlevaag: at 200 m.     21.39    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 145
25.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     N.E. Berlevaag: at 800 m.     21.40    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 45
25.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.N.W. Berlevaag: tiefflug     21.40    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 128
25.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Boston III     N.E. Berlevaag: tiefflug     21.43    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 48
25.05.44    Uffz. Rudolf Artner    9./JG 5    Airacobra     N.E. Berlevaag: 1.500 m.     21.44    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 57
25.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Boston III     N.E. Berlevaag: tiefflug     21.45    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 51
25.05.44    Uffz. Hermann Amend    9./JG 5    Boston III     N.E. Berlevaag: tiefflug     21.47    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 52
25.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.W. Berlevaag: at 200 m.     21.35    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 202
25.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.W. Berlevaag: at 100 m.     21.36    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 203
25.05.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Boston III     N.W. Berlevaag: at 200 m.     21.38    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 204
25.05.44    Fw. Heinz Arnold    7./JG 5    Curtiss P-40     N.E. Berlevaag: at 1.000 m.     21.42    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 101
25.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Airacobra     N.E. Berlevaag: at 1.500 m.      21.43    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 135
25.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Airacobra     N.E. Berlevaag: at 1.000 m.     21.45    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 134
25.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Curtiss P-40     N.N.E. Berlevaag: at 1.200 m.     21.45    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 103
25.05.44    Fw. Heinz Arnold    7./JG 5    Boston III     N.N.E. Berlevaag: at 200 m.     21.45    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 102
25.05.44    Fw. Heinz Arnold    7./JG 5    Boston III     N.N.E. Berlevaag: at 200 m.     21.46    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 104
25.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Boston III     N.N.E. Berlevaag: at 200 m.     21.47    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 140
25.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Curtiss P-40     N.N.E. Berlevaag: at 1.200 m.     21.47    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 105
25.05.44    Uffz. Heinz Hook    7./JG 5    Boston III     N.E. Berlevaag: at 150 m.     21.47    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 106
25.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Curtiss P-40     N.N.E. Berlevaag: at 150 m.     21.48    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 141
25.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Boston III     N.N.E. Berlevaag: at 300 m.     21.49    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 107
25.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Boston III     N.N.E. Berlevaag: at 1.200 m.     21.49    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 108
25.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Boston III     N.N.E. Berlevaag: at 300 m.     21.50    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 109
25.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Airacobra     N. Berlevaag: at 300 m.     21.51    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 110
25.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Airacobra     N.N.E. Berlevaag: at 1.400 m.     21.52    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 111
25.05.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Curtiss P-40     N.W. Berlevaag: at 1.000 m.     21.53    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 201

26.5 зажигали ничуть не менее круто. Как там морком написал? 4 сбитых? Шутите, батенька - 38!
26.05.44    Uffz. Hermann Amend    9./JG 5    Il-2     N. Vardö: tiefflug    04.55    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 53
26.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Il-2     N.E. Vardö: tiefflug    04.56    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 54
26.05.44    Uffz. Heinrich-Friedrich Wiegand    9./JG 5    Boston III     E. Hamningberg: tiefflug    04.57    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 55
26.05.44    Uffz. Rudolf Artner    9./JG 5    Airacobra     N.E. Hamningberg: tiefflug    04.57    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 56
26.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     N.E. Vardö: tiefflug    04.58    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 57
26.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N. Vardö: tiefflug    04.59    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 127
26.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     N.E. Vardö: tiefflug    04.59    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 58
26.05.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Vardö: tiefflug    05.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 59
26.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.W. Vardö: tiefflug    05.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 129
26.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.N.W. Vardö: at 200 m.    05.03    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 130
26.05.44    Uffz. Hermann Amend    9./JG 5    Il-2     S.E. Vardö: tiefflug    05.03    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 60
26.05.44    Oblt. Lorenz Andresen    9./JG 5    Il-2     S.E. Kiberg: tiefflug    05.04    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 61
26.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Curtiss P-40     N. Vardö: at 400 m.    05.05    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 131
26.05.44    Uffz. Rudolf Artner    9./JG 5    Curtiss P-40     S.W. Hamningberg: tiefflug    05.08    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 62
26.05.44    Uffz. Heinrich-Friedrich Wiegand    9./JG 5    Il-2     N.E. Hamningberg: tiefflug    05.13    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 63
26.05.44    Ofw. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N. Vardö: at 400 m.    05.20    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. -
26.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Boston III     N.W. Vardö: tiefflug    04.54    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 142
26.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Boston III     N.W. Vardö: tiefflug    04.59    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 143
26.05.44    Uffz. Heinz Hook    7./JG 5    Il-2     N. Hamningberg: tiefflug    05.00    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 112
26.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Boston III     N. Hamningberg: tiefflug     05.01    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 113
26.05.44    Ltn. Werner Gayko    7./JG 5    Airacobra     N.E. Hamningberg: 50 m.     05.01    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 114
26.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Curtiss P-40     N.N.E. Hamningberg: 100 m.     05.01    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 115
26.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Curtiss P-40     N.E. Hamningberg: tiefflug     05.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 144
26.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Boston III     N.E. Hamningberg: tiefflug     05.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 116
26.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Airacobra     N. Hamningberg: 50 m.     05.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 117
26.05.44    Gefr. Josef Suske    7./JG 5    Curtiss P-40     N.E. Hamningberg: 50 m.     05.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 118
26.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Il-2     N.E. Hamningberg: 100 m.     05.03    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 119
26.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Airacobra     E. Hamningberg: tiefflug     05.04    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 120
26.05.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Curtiss P-40     N. Vardö: at 2.000 m.     05.04    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 205
26.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Airacobra     N. Vardö: tiefflug     05.05    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. -
26.05.44    Maj. Heinrich Ehrler    Stab III./JG 5    Airacobra     N. Vardö: tiefflug     05.06    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 146
26.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Airacobra     E. Hamningberg: tiefflug     05.06    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 121
26.05.44    Fhj.Fw. Helmut Neumann    7./JG 5    Airacobra     N.E. Hamningberg: 100 m.     05.07    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 122
26.05.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Boston III     E. Vardö: tiefflug     05.13    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 143
26.05.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Curtiss P-40     nordrand Vardö: tiefflug    04.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 64
26.05.44    Oblt. Lorenz Andresen    9./JG 5    Il-2     östlich Vardö: tiefflug    05.03    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 65
26.05.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Il-2     südlich Vardö: tiefflug    05.05    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 66
26.05.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Boston III     südlich Vardö: tiefflug    05.09    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 128

Желающие могут попробовать выяснить, какая из этого завала вранья капелька может быть правдой, а я чой-то уже устал.
Потерь немцев за тот день на самом деле найти не получается. Вернее, есть две - жабы из 4./S.G.5, но они столкнулись в воздухе около Петсамо, не подходят.

Отредактированно igor (11.12.2009 11:57:47)

#3 11.12.2009 14:20:34

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

1

Спасибо, Игорь! Классная работа! Респект....
Однако, до этого всегда считалось, что СОЛЬВИКЕН был потоплен именно в атаке 3-х Бостонов 3-й группы низковасотными торпедами. Якобы, в этой атаке все 3 Бостона, ведомых парторгом Гнетовым, и погибли, предварительно, сократив дистанцию сброса до 500 м.

Такой версии придерживался и М.Э. Морозов. Вы же даете другую версию. Еще один успех высотных торпедоносцев. Интересно.....

Отредактированно ass555 (11.12.2009 14:31:34)

#4 11.12.2009 17:35:40

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Ну, я могу и ошибаться, хотя и в КТВ 61 флотилии, и в КТВ моркома Киркенеса попадания в Сольвикен стоят ДО атаки низких торпедоносцев. Быть может Ботик П.В. может сказать что-то иное - например, даст сведения из КТВ 5 флотилии ТЩ, которого у меня нет. Между тем именно там писал командир конвоя.
По описаниям в Хронике, погибшие Бостоны атаковали и потопили ММ и ТЩ, у немцев (СКР) все описывается так, что они целились в V.6107, хотя почему-то время этой атаки дается аж 21.55 - 15 минут после других. СКР был жестоко обстрелян (2 уб., 1 ран.) и уворачивался от торпед.

Отредактированно igor (11.12.2009 17:43:06)

#5 11.12.2009 19:48:03

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Прнятно. Кстати, какой экипаж был на "Бостонах" и на Ил-4? Три человека или четыре?

#6 11.12.2009 19:50:09

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

igor написал:

Оригинальное сообщение #156035
у немцев (СКР) все описывается так, что они целились в V.6107, хотя почему-то время этой атаки дается аж 21.55 - 15 минут после других. СКР был жестоко обстрелян (2 уб., 1 ран.) и уворачивался от торпед.

То есть, этот СКР и сбил все три "Бостона"?

#7 11.12.2009 20:38:27

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

KERKPLEIN

igor написал:

Оригинальное сообщение #155925
HORST (500 брт,

452 brt

igor написал:

Оригинальное сообщение #155925
Также присоединися пароход SOLVIKEN (3502 брт, строительный лес).

Как помним он в 119-м конвое дошел только до Хоннингсвога

igor написал:

Оригинальное сообщение #155947
R.L.M. RUSS (1477 брт)

Рейнхардт Л.М. Русс 1478

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #156002
Такой версии придерживался и М.Э. Морозов.

Чего-то я не помню где и когда :)

Даю фрагмент из книги:

Две последних декады мая стали пиком активности ВВС СФ на коммуникациях противника за весь 1944 г. Это объяснялось тремя причинами: установлением сравнительно неплохой летной погоды, решимостью командования СФ обрушить на врага всю мощь своей авиации и определенной недооценкой этой мощи командованием противника, которое все еще допускало проводку караванов в дни с хорошей погодой, надеясь на корабельную зенитную артиллерию и перехватчики. А между тем, последние уже начинали выдыхаться. 16 мая в боях участвовало всего восемь «мессершмиттов», пилоты которых, тем не менее, умудрились доложить о 22 воздушных победах. Создается впечатление, что этими многочисленными завышениями командование 5-го воздушного флота пыталось снять с себя обвинения моряков в слабом прикрытии конвоев с воздуха. По-видимому, критика все-таки подействовала, и для обеспечения прохода очередного «восточного» каравана на аэродром Свартнес временно перебазировалось боевое ядро группы III/JG5.
Битва с этим конвоем была сравнительно короткой, но ожесточенной. Суда были обнаружены на дальних подступах - в 17.00 25 мая у м. Нордкин, и это позволило нанести первый массированный удар уже в районе Тана-фьорда. Его замысел сильно напоминал замысел удара 11 мая: шесть Ил-4 с высотными торпедами, затем истребители-бомбардировщики «Киттихаук» (восемь в варианте пикирующих бомбардировщиков и четыре в варианте топмачтовиков), и, наконец, тройка низких торпедоносцев. Последняя группа, которой традиционно предоставлялась роль нанесения главного удара, была слишком малочисленна, но четвертый экипаж «Бостона» был отстранен от выполнения боевой задачи, как не прошедший необходимой подготовки. Впрочем, и два из трех экипажей, которые были выделены для удара, могли считаться подготовленными лишь весьма условно. Только ведущий тройки лейтенант Гнетов имел необходимый минимум опыта. На прошедшем незадолго до этого партийном собрании, где, очевидно, разбирались неудачные действия 16 мая, парторг эскадрильи Гнетов заявил (цитируется в изложении дневниковой записи Е.И. Францева): «Пойдем в атаку – с курса не свернем. Если не потопим торпедой, пойдем на таран!» Ему же приписываются слова: «Гвардия не отступает! Гвардия бьет врага насмерть!». Так и получилось…
Хотя трем ударным волнам придали 22 «Аэркобры» сопровождения, сильного противодействия в воздухе в районе Тана-фьорда не ожидалось. Мероприятий для достижения скрытности не планировалось, и единственной мерой обеспечения являлась блокировка аэродромов Луостари и Хебуктен самолетами 7 ВА. Как мы знаем, они оказались пусты. Группы истребителей-бомбардировщиков и низких торпедоносцев облетали Вардё на бреющем полете, но высотные «ильюшины» шли на большой высоте, и, по-видимому, были обнаружены при помощи радара. Согласно журналу боевых действий 61-й флотилии сторожевиков воздушная тревога была объявлена за девять минут до визуального обнаружения первого самолета. Когда в 22.32 «ильюшины» приблизились к конвою, их там ждала не традиционная пара «мессершмиттов», а шесть или восемь вражеских машин. Помешать заходу на цель они не успели, но на отходе навязали нашим ожесточенный воздушный бой. До этого торпедоносцы сбросили свои торпеды на носовых курсовых углах конвоя, после чего наблюдали попадания в 6-8000-тонный транспорт и миноносец. На этот раз заявка не так уж сильно отличалась от реальности – две 45-36АВА попали в норвежский пароход «Сольвикен» (3502 брт; перевозил строительный лес, погибло три члена экипажа). Точность торпедометания объяснялась сравнительно небольшой высотой – всего 1900 м, но это же обстоятельство облегчило противнику организацию контратаки. Шестерка Р-39 эскорта оказалась скована боем, и торпедоносцам пришлось пробиваться домой самостоятельно. К счастью, ведущему группы капитану Шкарубе удалось сохранить строй, что позволило избежать полного уничтожения. Потери, тем не менее, оказались тяжелыми. Упал в воду и погиб со всем экипажем Ил-4 ст. лейтенанта Евдокимова. Машины мл. лейтенантов Титова, Ледового и лейтенанта Губанова получили серьезные повреждения, причем последней пришлось ремонтироваться капитально. Прибытие в район боя новых групп советских самолетов заставило пилотов люфтваффе оставить Ил-4 в покое.
Тем временем увеличилось и количество перехватчиков, поскольку к месту боя прибыли 19 Bf-109 из Свартнеса. Связанные боем «Киттихауки» бомбили неточно, а группа топмачтовиков и вовсе отстала. Она вышла в атаку уже после низких торпедоносцев, нападение которых, согласно плановой таблице, ей и надлежало обеспечить. Кроме того, ведущий группы решил атаковать не топмачтовым методом, а с планирования с 800 до 200 м. Все бомбы легли мимо цели. Сразу после бомбометания Р-40 ложились на обратный курс и спешили покинуть место боя, хотя по замыслу им следовало усилить эскорт торпедоносцев.
Все это и предопределило трагедию звена Гнетова. Оно подошло к каравану со стороны носовых курсовых углов, а затем развернулось для атаки со стороны берега. В этот момент четверка «мессершмиттов» попыталась нанести удар в лоб. В бой вступили четыре «кобры» группы воздушного боя. Другая пара Bf-109 связала боем шесть Р-39 непосредственного сопровождения. Летчики наших истребителей увлеклись боем, в ходе которого, якобы, сбили один «мессершмитт», но торпедоносцев они больше не видели. На базу те не вернулись. Пилот самолета-разведчика впоследствии утверждал, что примерно в это же время он наблюдал потопление миноносца и сторожевого корабля. С учетом предшествующих заявлений Гнетова политорганы разрисовали картину гибели звена в неподражаемых красках: «.. На боевом курсе они были атакованы истребителями противника и обстреляны сильным огнем; все три торпедоносца загорелись, но несмотря на это, бесстрашные летчики продолжали сближаться с конвоем. Впереди летел лейтенант Гнетов, за ним его ведомые комсорг эскадрильи гвардии мл. лейтенант Рыбчинский и комсомолец гвардии мл. лейтенант  Николаев. С дистанции 500-1000 м самолеты сбросили 3 торпеды и потопили миноносец и сторожевой корабль противника. В районе конвоя все три торпедоносца «Бостон» упали в море и погибли, но поставленную задачу они с честью выполнили» (цитируется по политдонесению начальника Политотдела ВВС СФ). В некоторых пропагандистских материалах дописались даже до утверждения, что Гнетов совершил «огненный таран». Свет на истинное положение вещей проливает журнал боевых действий 61-й флотилии сторожевиков (время отличалось от московского на один час):

Дата и время    Место    Событие
21.29    Квадрат 7396 АС    6 СБ-2 под прикрытием 6 истребителей атакуют конвой с направления 110°, высоты 3000 м. Корабли охранения и пароходы открывают огонь из всего оружия.
21.32        Со всех направлений новые нападения посредством бомб, парашютных торпед и бортового оружия.
21.34        ПХ «Сольвикен» получил два попадания торпедами.
21.35        4 Ил-2 (Ил-2 в налете не участвовали, за них прияты истребители-бомбардировщики Р-40 – прим. М.М.) атаковали СКР «V 6115» на бреющем полете бомбами и бортовым оружием. 4 близких разрыва бомб у борта «V 6115».
21.40        Подлет к конвою 9 «Бостонов». Соединение разделилось и атаковало 6 машинами с направления 330° и 3 машинами с направления 260°.
Одна из 6 машин оказалась в хорошем положении для обстрела с «V 6115», получила многочисленные попадания и загорелась.
21.42        1 «Бостон» упал.
21.44        1 из 3 «Бостонов» также получил порцию хорошо ложившегося огня с «V 6111» и упал по направлению 340°.
21.50        СКР «V 6110» и «V 6115» по приказу командира конвоя отпущены для оказания помощи торпедированному ПХ «Сольвикен».
21.55        3 «Бостона» атаковали «V 6107» торпедами и бортовым оружием. Налет отбит, от торпед уклонились маневрированием. В результате обстрела из бортового оружия вышел из строя компас, многочисленные пробоины в катере и выход из строя личного состава.
22.15        Попытка буксировки СКР «V 6115» неудачна. ПХ «Сольвикен» тонет.
22.20    71°06’ N 28°55’ 2 O    ПХ «Сольвикен» затонул.
22.25        СКР «V 6110» и «V 6115» присоединились к конвою.
Потери личного состава – общий итог:
«V 6107» 2 убитых, 1 легкораненый
«V 6115» 6 тяжело и 6 легкораненых.

Это описание несколько отличается от советской картины боя, но если предположить, что на «V 6107» часы опаздывали на 10-13 минут, все становится на свои места. Получается, что торпедоносцы атаковали караван со стороны этого сторожевика (только он наблюдал сброс торпед и торпедные следы), и пулеметным обстрелом смогли нанести потери его зенитчикам. Тем не менее, огнем находившихся рядом кораблей два «Бостона» оказались сбиты. Третий, по всей видимости, стал жертвой истребителей 5-й эскадры (они по результатам боя 25 мая донесли о 34 воздушных победах, в т.ч. о сбитии 20 «Бостонов»!). Других наших самолетов, кроме одного Ил-4 и трех А-20 из состава сил первого массированного удара потеряно не было.
Второй массированный удар командующий ВВС СФ запланировал в районе Перс-фьорда. Поскольку «Бостонов» с экипажами в строю уже не оставалось, роль первой скрипки отводилась штурмовикам Ил-2, в то время как группе высотных торпедоносцев надлежало расстроить ордер каравана. В промежутке между ударами командующий распорядился отправить в район Вардё демонстративную группу, которой по радио передавались различные ложные приказы, направленные на то, чтобы вызвать преждевременный старт и изматывание перехватчиков. Враг, вроде бы, клюнул на эту утку, но у него оставалось почти два часа времени, чтобы вернуть самолеты на аэродром, заправить их и подготовить к новому старту.
Главные события развернулись в промежутке между 05.58 и 06.14 26 мая. Первыми, как и было предусмотрено планом, атаковали высотные торпедоносцы. На этот раз их воздушный эскорт вырос до 16 «кобр», но бой с «мессершмиттами» все равно оказался тяжелым. В нем оказались потеряны три Р-39, а один из Ил-4 (пилот – мл. лейтенант Титов) упал в море вскоре после торпедометания. Поскольку прорыва Bf-109 никто не видел, сочли, что это результат попадания зенитного снаряда. Ожесточенное противодействие заставило летчиков избавиться от торпед в стороне от каравана, так что попаданий не было. Тем не менее, действия высотных торпедоносцев в операции командование сочло довольно успешными, что выразилось в представлении их ведущего заместителя командира 1-й эскадрильи 9-го гмтап капитана К.Ф. Шкарубы к званию Героя Советского Союза (награжден указом от 19 августа).
Не менее жестокий бой пришлось выдержать трем группам штурмовиков, атаковавшим позже. Успех сопутствовал только четырем топмачтовикам Ил-2, добившимся попадания одной ФАБ-250 в носовую часть транспорта «Герта Энгелин Фрицен» (3672 брт). Судно загорелось, но вражеским сторожевикам удалось отконвоировать его в Вардё. В конце войны оно было обнаружено в тяжело поврежденном состоянии в Брюнсбюттеле, по-видимому, как раз таки после взрыва бомбы и пожара 26 мая (возможно новые повреждения были получены при налетах союзной авиации на порт). В воздушных боях мы потеряли четыре Ил-2 и «Киттихаук». Многие самолеты получили повреждения. Генерал-лейтенант Андреев хотел было нанести третий удар по каравану в Варангер-фьорде, но доклады из частей убедили его отказаться от этого намеренья. Особенно плачевным оказалось и состояние 9-го гмтап, который мог выставить не более четырех высотных торпедоносцев и ни одного низкого.
Результат операции: произведено 127 вылетов, в т.ч. 57 ударными машинами, куда входили и 13 торпедоносцев. Нам удалось потопить или тяжело повредить два из пяти крупных транспортов конвоя, небольшой танкер «Марштайнен» пострадал от близкого взрыва бомбы. Эскортные корабли отделались легкими повреждениями, но на некоторых из них имелась серьезная убыль личного состава. Истребители люфтваффе потерь не понесли. Мы лишились 13 самолетов, примерно три четверти из которых оказались сбиты в воздушных боях. Получила повреждения и подводная лодка «С-15», безуспешно попытавшаяся атаковать караван в промежутке между авиаударами, и накрытая глубинными бомбами немецких охотников. Выпускала торпеды и «малютка» XV серии «М-201», но противник ее торпедного залпа не зафиксировал. Перевес по очкам оказался на стороне немцев, которые впервые с начала года сосредоточили в небе над караваном все остававшиеся в их распоряжении силы истребительной авиации. Для нас это оказалось неожиданным, на что указывает тот факт, что мероприятия по обеспечению оперативной маскировки планировались шаблонно и не в достаточной мере. Ошибки командования многократно усугублялись неправильными действиями наших истребителей, который легко бросали подопечных, а в ряде случаев вели себя пассивно, ожидая, что противник атакует их первыми. Тем не менее, тот факт, что нам впервые удалось «дотянуться» до крупных судов каравана говорил о том, что мы находимся на правильном пути. Один из транспортов был торпедирован высотными торпедами, которые в условиях громоздкого построения конвоя оказались куда более действенным оружием, чем торпеды «низких» «Бостонов». Это не осталось незамеченным нашим командованием, которое пришло к выводу, что «высотники» при соответствующем обеспечении могут наносить не только обеспечивающие, но и главные удары. Собственно говоря, выбирать все равно было не из чего – к 1 июня в части оставалось только 13 «Бостонов», к которым имелось всего несколько подготовленных экипажей, и восемь Ил-4.

Дополнения из КТВ 5-й фл. ТЩ (оно полностью раскрывает "тайну" гибели звена Гнетова), командир которой вновь являлся командиром конвоя, дам завтра. Этот КТВ появился в зоне досягаемости только в прошлом году, так что ранее его данные российскими исследователям были недоступны.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (11.12.2009 20:51:52)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#8 11.12.2009 21:13:59

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #156091
Чего-то я не помню где и когда

Совсем немножко было. Торпедоносцы Ильюшина в небе Заполярья, История Авиации № 6, 2001 год, стр 20, левая колонка, 13-я строка сверху.

Но, не суть. Это все ерунда. Главное - это истина. И мы ее ищем все вместе.

#9 11.12.2009 21:48:48

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Да, Ув. Ботик, хорошая у Вас книга. Действительно - ХОРОШАЯ.

С уважением.

#10 12.12.2009 07:18:05

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Всем привет!
По выложенной инфе появилось несколько вопросов:
КЛ К.1 - это быв. голландская что-ли?
ПБ"Бали" каким образом наводил истребители?

Не совсем понятны действия наших ПЛ: С-56 и С-103 получив данные радиоразведки, ждут еще и подтверждения от авиаразведки и опаздывают к конвою, зато М-201 и С-15 сразу двинулись к конвою и атаковали - в чем разница?


С уважением.

#11 12.12.2009 08:35:33

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Немного о командирах ПЛ, участвовавших в атаке конвоя.

Васильев Георгий Константинович 1916 гр. С 10.1942 по 02.1944 пом ком С-54. С 02.1944 командир С-15.
Награды в ВОВ: БКЗ 1944, ОВ 1 ст 1943, КЗ 1944.

Балин Николай Иванович. Кто сможет рассказать про него?


С уважением.

#12 12.12.2009 10:52:25

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #156096
Совсем немножко было. Торпедоносцы Ильюшина в небе Заполярья, История Авиации № 6, 2001 год, стр 20, левая колонка, 13-я строка сверху.

А я уж и забыл про это :)

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #156098
Да, Ув. Ботик, хорошая у Вас книга. Действительно - ХОРОШАЯ.

Сдается мне, что чтение отдельных фрагментов не дает общей картины того, что происходило. Вышлю главу по ВВС СФ Вам на мейл.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156149
КЛ К.1 - это быв. голландская что-ли?

Да имено она. Затем после того как на этой КЛ возникли неполадки в машине, вместо нее прислали однотипную К-3.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156149
ПБ"Бали" каким образом наводил истребители?

Стандартная процедура - на такой корабль сажали офицера люфтваффе со своим радистом и радиостанцией, которая работала в радиосети ИА.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156149
С-56 и С-103 получив данные радиоразведки, ждут еще и подтверждения от авиаразведки и опаздывают к конвою

Как я понял из отчета об этой операции РВ, такое решение приняли не командиры ПЛ, а штаб флота. Про то, что на ПЛ передавались данные радиоразведки в отчете нет. Р/с "немедленно атаковать конвой!" было передано на ПЛ только в 18.17 (подписное время 17.00). Любоптыно отметить, что сам самолет обнаружил КОН только в 17.00, его сообщение приняли в береговом штабе в 18.15, а на М-201 в 17.40. С-15 вообще приняла радио с самолета в 17.35 случайно - она начала уклоняться от самолета, являвшегося нашим разведчиком, погружением, но радист успел принять р/с. С-56 приняла сообщение в 17.23, но не пошла к берегу из района зарядки, как написано в отчете, "из-за невозможности дать ход больше 8 узлов". С-103 получила в 17.25, но не пошла, поскольку пр-к уже прошел ее позицию.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156153
Васильев Георгий Константинович 1916 гр. С 10.1942 по 02.1944 пом ком С-54. С 02.1944 командир С-15.
Награды в ВОВ: БКЗ 1944, ОВ 1 ст 1943, КЗ 1944.

Балин Николай Иванович. Кто сможет рассказать про него?

БАЛИН Николай Иванович.
1.12.1915 г. Киев, Украина — 27.9.1948 Ленинград. Русский. Капитан 2 ранга (10.5.1948). В ВМФ с 1933. Член компартии с 1944. Окончил ВМУ им. М.В. Фрунзе (1937), отделение пом. к-ров пл ВСККС при УОПП им. С.М. Кирова (1941).
К-р торпедной группы, БЧ-3 "П-1" (9.1937—5.1940), "Щ-317" (5—6.1940), "П-1" (6—12.1940), пом. к-ра "С-13" (7.1941-1.1942), "С-14" (1-9.1942), к-р "М-201" (9.1942-8.1946), "Н-25" (8.1946-2.1948). Преподаватель ВСКОС УОПП им. С.М. Кирова (2-9.1948). Умер от болезни.
Награжден орденами: 2 Красного Знамени (1944, 1945?) – судя по фото (в послужной карте про 2-й орден инф. нет).

ВАСИЛЬЕВ Георгий Константинович.
23.4.1916, д. Дубровка, Бологовский р-н, Тверская обл. – 16.4.1994, г. Москва. Вице-адмирал (27.4.1962). В ВМФ с 1934. Член компартии с 1940. Окончил ВМУ им. Фрунзе (1938), УОПП ТОФ (1942), АКОС при ВМА (1958), Высшие акад. курсы при ВАГШ (1968).
К-р БЧ-1-4 «Л-11» (8.1938-1.1942), пом. к-ра «С-53» (4-10.1942), «С-54» (10.1942-2.1944), к-р «С-15» (2.1944-3.1946), «Н-26» (3.1946-2.1947), «С-20» (2.1947-10.1948), 5-го днпл 2-й БПЛ 8-го ВМФ (11.1948-7.1951), 157-й БПЛ 8-го ВМФ (7.1951-11.1953), НШ 17-й ДивПЛ 8-го ВМФ (11.1953-11.1955), к-р 156-й БПЛ 8-го ВМФ/КБФ (11.1955-4.1956), 27-й ДивПЛ КБФ (4.1956-11.1957), к-р Совгаваньской ВМБ (12.1958-5.1960), 1-й зам. к-щего ТОФ (5.1960-9.1968). Пом. Главкома по ВМУЗ (9.1968-7.1969). Зам. НШ Объединенных ВС государств-участников Варшавского договора по ВМФ (7.1969-9.1973). С сентября 1973 в отставке.
Награжден орденами: Ленина (1959), двумя Красного Знамени (1944, 1954), 2 Отечественной войны 1 ст. (1943, 1985), Красной Звезды (1949).

В заключение подводной темы хочу заметить, что могу выложить отчет охотников о преследовании С-15, если он кому-то интересен.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (12.12.2009 11:06:52)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#13 12.12.2009 10:54:43

SeeMin
Мичманъ
michman
Сообщений: 1113




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Про Балина здесь немного: http://submarine-at-war.ru/mens/balin_n_i.html

#14 12.12.2009 11:10:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Итак, обещанный отчет 5-й фл. ТЩ. Читаем, наслаждаемся.

http://s54.radikal.ru/i145/0912/4e/07d9184c5aa5t.jpg

http://i002.radikal.ru/0912/5d/85d4f79bc268t.jpg

http://s53.radikal.ru/i141/0912/d1/ca28b4a3fed5t.jpg

http://s41.radikal.ru/i092/0912/26/cb357830019bt.jpg

http://i071.radikal.ru/0912/05/8687be4af31et.jpg

Как видим, "Сольвикен" получил два торпедных попадания за 2 минуты до начала налета низких торпедоносцев.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#15 12.12.2009 11:12:32

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Всем спасибо за инфу!
Получается "Бали" просто имел на борту офицера связи ВВС с рацией? Когда прочитал что "Бали" - судно наведения авиации мне представилось нечто более специализированное с РЛС на борту...

Еслиб С-56 и С-103 сразу ринулись к конвою успели бы они атаковать его?

Отчет об атаке С-15 силами ПЛО важен, но я в языках не силен...


С уважением.

#16 12.12.2009 11:18:57

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

1

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156173
Получается "Бали" просто имел на борту офицера связи ВВС с рацией? Когда прочитал что "Бали" - судно наведения авиации мне представилось нечто более специализированное с РЛС на борту...

"Бали" вообще-то это плавбаза катеров-тральщиков. ИМХО, РЛС для такого судна - перебор. Кроме того, действия люфтов обеспечивались береговыми РЛС, но они брали на себя только функции оповещения и сопровождения обнаруженных целей, но не наведения. Наведение осуществлялось "по-зрячьему" с одного из кораблей.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156173
Еслиб С-56 и С-103 сразу ринулись к конвою успели бы они атаковать его?

"Сразу" это когда? Я бы тоже не направлял никуда ПЛ по данным радиоразведки - она у нас чаще ошибалась, чем давала правильную инфу.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #156173
Отчет об атаке С-15 силами ПЛО важен, но я в языках не силен...

Тогда бейте челом перед Игорем:)

http://s06.radikal.ru/i179/0912/7e/03f17c43872et.jpg

http://s39.radikal.ru/i084/0912/fb/3c31c3f1e7f0t.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#17 12.12.2009 14:20:37

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #156175
Тогда бейте челом перед Игорем:)

Уважаемый Игорь!
В честь юбилея форума расскажите, что пишут стальные германцы про то, как они чуть не утопили С-15!!!


С уважением.

#18 12.12.2009 17:19:53

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

1

В честь юбилея форума и по просьбе тов. Буйного, докладываю перевод (в скор. варианте - надеюсь, вы не против):
ПЛ-тревога была объявлена в 3.40 с КЛ К.1 с помощью одной белой ракеты. После этого ОПЛ-группа 1209 (1209/12/19), до того несшая охранение с левой стороны конвоя, пошла от него, выстроившись в поисковую линию, чтобы провести бой с ПЛ. Канлодка по запросу сообщила о явно наблюдавшихся 4 торпедах. В 3.55 приказ "Зеленый Н8, Г8, Е8" (т.е. курс 60гр истинный, скорость 8 уз, дальность 8 гм (гектометров, т.е. 800 м)). Лодку не засек ни один из трех кораблей. В 4.21 по левосму борту на траверзе по пеленгу 310гр истинный в примерном расстоянии 35 гм замечен нос ПЛ под углом 50 гр., высунувшийся из воды на 2 м. Его заметили одновременно на всех кораблях. ... ОПЛ-группа повернула на точку, где была замечена ПЛ, курс 310гр. ОПЛ 1219 как ближайший стал ведущим охотником, подав сигналы "UB" и "W половинный"(ПЛ по левому борту, готов к бомбометанию). Одновременно он открыл огонь из 8,8-см в 4.25. ВЫстрелы легли с недолетом от борта, но хорошо. Курс ПЛ 40гр истинный с небольшой скоростью. Осуществлявший охранение конвоя Не.115 пролетел над местом обнаржуения и в 4.27 сбросил с высоты примерно 50 м две хорошо легшие ГБ WBF. По наблюдению ОПЛ 1219, лодка после этого скользнула в глубину кормой. ОПЛ 1219 принял скорость  для прослушивания (8 уз) , однако пеленга не было и он увеличил скорость до 12 уз. и в 4.30 поставил буй, а с 4.31 курсом 308гр истинный в следе взорвавшихся ГБ с самолета сбросил свои ГБ. Всего было 5 групп по 3 бомбы, глубина 50-70 м. Тем временем ОПЛ 1209 в качестве помощи встал по левому борту в 800 м. Вплоть до взрыва авиабомб С-герэт и ГХГ (не помню, кто из них кто) точно пеленговали шумы. К началу бомбометания ОПЛ 1219 С-герэт имел явный импульс, однако местоположение определено не было. После окончания бомбометания ОПЛ 1209 пошел на сближение (курс 40гр истинный) и в 4.33 поставил буй, в 4.35 второй. В 4.36 он начал бросать ГБ (5 групп по 3 WBD, глубина 70-90 м, интвервал 17 сек). 3 бомбы не сбросились, так как одна заклинилась в скате. Причина - воздействие непогоды, так как корабль весь поход черпал воду, а также текучка персонала. Перед началом бомбометания ОПЛ 1209 и 1219 получали импульсы на С-герэт, а по окончанию безуспешно пытались услышать лодку. ОПЛ 1212 при этом встал в кильватер позади 1209, чтобы при обнаруджении сразу начать сброс бомб. Но обнаружения не произошло, и группа отошла от места бомбометания на 1000 м, чтобы при обнаружении лодки планомерно атаковать снова. При прохождении места сброса кроме полосы пузырей и легкого следа содяра ничего не наблюдалось. В 4.55-5.30 проходил воздушный налет и на всех кораблях объявлялась возд. тревога. в 7.15 в районе тревоги снова появился Не.115, вызвавший ОПЛ на место солярового пятна, находившегося примерно в миле по курсу 330гр истинный, в дину оно было 10 гм, в ширину 50 м. Мимо него прошлои много раз, но лодка не была обнаружена, то же самое было, когда ОПЛ останавливались, чтобы провести точное прослушивание. В 18.09 послали р/гр - с кратким отчетом и вопросом - оставаться ли на месте или уходить? Был дан приказ уходить в Вардё, который ОПЛ и выполнили, подняв ранее выставленные буи.
Погода была такая: Ветер ЮВ 3 балла, высокое сильное волнение, видимость 20 миль, облачно, глубина 90 м.
Уф, абгемахт. Читайте, наслаждайтесь.
Кстати, из всего отчета только одна интересная подробность: бомб сброшено 27, а не 30, как писалось ранее. Ну и последовательность замечания лодки (ОПЛ-самолет) другая.

Кстати еще раз, Ботику П.В. - как всегда большое спасибо за документы!

#19 12.12.2009 17:28:33

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

2

igor написал:

Оригинальное сообщение #156322
Кстати еще раз, Ботику П.В. - как всегда большое спасибо за документы!

Я всегда буду стараться для людей, которые искренне интересуются историческими исследованиями в целях установления истины.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#20 12.12.2009 18:33:46

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #156164
Сдается мне, что чтение отдельных фрагментов не дает общей картины того, что происходило. Вышлю главу по ВВС СФ Вам на мейл.

Буду Вам очень благодарен.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #156329
Я всегда буду стараться для людей, которые искренне интересуются историческими исследованиями в целях установления истины.

Огромное Вам спасибо.

#21 12.12.2009 18:40:09

ass555
Гость




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Кстаи, а каковы были потери ВВС Сф в личном составе в боях над этим конвоем? Я подсчитал, у меня получилось 32 человека, но, при условии, что на Бостонах и Ил-4 экипаж был 4 человека. Я прав?

#22 12.12.2009 19:34:05

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Прав не прав не знаю, то что вопрос с экипажами надо уточнить согласен.


С уважением.

#23 12.12.2009 21:03:24

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Насколько я помню, на Ил-4 было четыре человека, но на А-20Ж их было скорее три, чем четыре.
Впрочем, все это можно уточнить по ОБД "Мемориал".
http://www.obd-memorial.ru/
Выбираете "Поиск", когда он загрузится жмете на "Показать поля". Вводите фамилию и звание (это можно взять из фрагмента книги, только в звании лучше просто написать "лейтенант" или "капитан" без других сокращений), в "последнем месте службы" пишите "СФ". На Гнетова мне вышло 11 записей. После открытия записи там будет ссылка на скан с архивного документа. Они бывают разные, двигаясь по таким ссылкам в разных записях, вы рано или поздно наткнетесь на полковое донесение. там будут указаны все остальные члены экипажей.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (12.12.2009 21:22:13)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#24 12.12.2009 21:25:46

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Хорошо бы это потом где-то в общем итоге вывесить. А то нехорошо как-то - немцев по именам называем, а наших нет.

#25 12.12.2009 21:34:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный флот против конвоя Rp.120.Ki (25-26 мая 1944 г.)

Я только за, да и немцев называть по именам я никогда не стремился - не за что.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1 2


Board footer