#26 15.05.2010 03:06:14

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

А в "Моркниге" заказывать не пытались, или для Вас там слишком дорого?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#27 15.05.2010 05:16:36

Александр Клюев
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 1817




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #233815
А в "Моркниге" заказывать не пытались, или для Вас там слишком дорого?

Там пусто. Я в Самаре заказывал.

Тут:
http://www.chaconne.ru/search.php?bname … p;bauthor=

Оба тома.

Принимают заказ потом отправляют. По крайней мере до 5.03.2010 было так.

С уважением

Отредактированно Евгений К (15.05.2010 05:50:37)

 

#28 15.05.2010 12:12:59

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5276




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Почитал я историю налетов за 30 января, и у меня возникли вопросы. Чтобы не плодить тем, позволю себе сформулировать их здесь.

1. Первый налет немцами зафиксирован в 11.00 - 10 Пе-2, которые и убили людей на буксире Штральзунд. Позволю себе поправить Мирослава - из команды буксира был только капитан Кель, а погибло всего не двое, а четверо. Еще не повезло суперкарго Зеетранспортштелле Севастополь Рикмерсу (он, как и кэп буксира, был гражданским), и двум отпускникам. Еще один солдат был легко ранен. Вопрос - что это были за бомберы, если атака флотских самолетов последовала только через час (12.15-12.30 по берлину). Были ли это на самом деле Пе-2?
2. Повреждения Радецкого приписывают удару 5 Пе-2 в 12.10. В советских документах не уточняется, в какое время какие самолеты наносили удары. Верить немцам не дает то, что у них в 12.30 записана атака 5 ДБ-3, вот уж кого там за целый день близко не было! Второй вопрос - могли ли они спутать 8 илов-2 с 5 ДБ-3? Как мне кажется, это задача очень трудная.
3. Удар шутрмовиков Ил-2 в 15.10, который не дал никаких результатов. Мирослав считает, что это были Аэрокобры, прикрывавшие торпедоносцев. Однако, тогда пропадают штурмовики, которые по документам ЧФ нанесли последний удар по Евпатории в тот день - в 17.26мск. Логично предположить, что именно их атака описана в КТВ, а нестыковки по времени - ошибкив записях той или иной сторон.

Еще один смущающий момент в описаниях гибели самолета. С советской стороны, Токарев был сбит на развороте от цели и упал в районе воказала Евпатория, а вовсе не у озера! С немецкой схемой это совершенно никак не стыкуется. По ней сбитый и рухнувший у озера самолет летел по прямой. Зато есть еще один сбитый, который по схеме действительно делал разворот и падал у Евпатории. Одно "но" - это самолет из состава группы тех самых "мифических" ДБ-3 на полчаса раньше! Не знаю как у вас, а у меня мозг нараскоряку. Может быть, из-за страшных путаниц во времени, "сбитый" в четвертой атаке самолет - это Обухов, а Токарев был сбит раньше, смешавшийся после набора высоты после атаки с уходящими ил-2, и упавший около Евпатории? Вот такие мысли. Если чего - кидайтесь табуретками, не стесняйтесь. Может я чего не уловил? Если надо, могу перевести и выложить тут немецкие отчеты. Второй источник мудрости - КТВ МОК Крым за 30.1.44.

 

#29 15.05.2010 12:20:10

ass555
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1002




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Игорь, дружище, а ты учел, что в январе Берлинское время отстоит от Московского на ДВА часа, а не на один? Если да, то  - нет вопросов, а если нет, то вот у меня такое было - даю один час разницы и  наши доки с немецкими вообще не сходятся, ну никак! А вот, если дать два часа - то сразу возникает полное совпадение....

 

#30 15.05.2010 12:29:18

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5276




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Вроде учел. Немецкие 11 - наши 13, а атака только в 14.15. Лучше всего совпадение у атак 12.10/14.10-12.30/14.30.

 

#31 15.05.2010 12:29:44

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Ув. ass555 правильно подметил по поводу времени. Один КТВ может ошибаться с временными отметками, два КТВ - вряд ли. Привожу выдержку из КТВ 30-й эскортной флотилии, которой тогда принадлежали охотники БО-3хх

http://i082.radikal.ru/1005/fc/f802f7a644adt.jpg

КТВ морского транспортного пункта Евпатория

http://s39.radikal.ru/i085/1005/bc/ca3ed62d187et.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#32 15.05.2010 13:06:44

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5276




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Ни один вопрос не снимается, только новые появляются. Теперь разброс времени первой атаки - от 11.00 до 11.30 в КТВ 30 ЭФ. Если скажем принять, что часы у немцев и наших шли с ошибкой в полчаса, кроме 2-часовой разницы в поясах, то получается: первая атака - это Ил-2? 11.30+2 ч. = 13.30 и часы у наших медленее немецких на 45 мин. Комендант Евпатории почему-то не зафикисровал сброшенных ими бомб. Раненые только от ППО, причем Кель - это уже не фамилия, а буксир, с которого был капитан-отпускник. Был вообще такой буксир у немцев? Это съедает одного убитого отпускника и дает, что из команды Штральзунда вообще никто не погиб. Откуда еще один погибший в МОК Крым?
Вторая атака - Пе-2. Разница уже 2.20, а не 2.45. Комендант Евпатории дает погибшего и 2 раненых на его борту, больше нигде не упоминаются. Тогда 3 Атака - это Токарев, чей бостон каким-то образом превратился в 5 Дб-3, а 4 атака  - Обухов + ил-2 из последней волны.

 

#33 15.05.2010 13:19:37

ass555
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1002




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Игорь, я просмотрел КТВ Адмирала ЧМ. Там вообще нет времени налетов. Просто отмечен факт и число сброшенных бомб. Пишут о двух погибших, если я все правильно понял. Выслать тебе?

 

#34 15.05.2010 13:52:20

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Еще из КТВ морского командования Констанца.

http://s53.radikal.ru/i142/1005/eb/6573539693c2t.jpg

Вечером сам вернусь к разбору этого эпизода, а то не ровен час получим статью известной авторши о том как немцы в своих насквозь фальшивых КТВ еще и время не умели определять :) Практически на 100% уверен, что разница в отметках объясняется неточностью при передачи данных их Скадовска в штаб ВВС ЧФ в Геленджике. Увы, проверить это по полковым делам из-за закрытия архива не удастся ближайшие несколько лет, хотя можно сделать это и в Гатчине - большая часть полковых дел по ВВС ЧФ за 1944 год именно там.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#35 15.05.2010 15:50:53

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

В общем я в первом приближение разобрался.

igor написал:

Оригинальное сообщение #233860
1. Первый налет немцами зафиксирован в 11.00 - 10 Пе-2, которые и убили людей на буксире Штральзунд. Позволю себе поправить Мирослава - из команды буксира был только капитан Кель, а погибло всего не двое, а четверо. Еще не повезло суперкарго Зеетранспортштелле Севастополь Рикмерсу (он, как и кэп буксира, был гражданским), и двум отпускникам. Еще один солдат был легко ранен. Вопрос - что это были за бомберы, если атака флотских самолетов последовала только через час (12.15-12.30 по берлину). Были ли это на самом деле Пе-2?

Думаю, что это налет сухопутных летчиков либо Ил-2, либо истребителей. Пе-2 никогда не атаковали с высоты 30 м - это и не пикирование и не бомбометание с использованием бомб. прицела. Я уже не говорю, что на такой высоте об был очень уязвим для огня ЗА. Вообще горизонтальные бомберы ЧФ в 1943-1944 году обычно пользовались высотами 1800-2500 м.

igor написал:

Оригинальное сообщение #233860
2. Повреждения Радецкого приписывают удару 5 Пе-2 в 12.10. В советских документах не уточняется, в какое время какие самолеты наносили удары. Верить немцам не дает то, что у них в 12.30 записана атака 5 ДБ-3, вот уж кого там за целый день близко не было! Второй вопрос - могли ли они спутать 8 илов-2 с 5 ДБ-3? Как мне кажется, это задача очень трудная.

Этот налет по времени совпадает с записями Скадовской авиагруппы о атаке 5 Пе-2 и 8 Ил-2 - наше время 14.15-14.30 указано в документе. Кого и за кого приняли немцы можно определить только из наших полковых документов. Лично мое ИМХО, что 5 Пе-2 и 2 Лагг-3 = 8 Ил-2 (8 самолетов могло вылететь с аэродрома, но кто-то вернулся и получилось семь; раз уж немцы в Евпатории верили, что Пе-2 летают на высотах в 30 метров, то они могли и повторно ошибиться). Реальные 5 Пе-2, которые бомбили с высоты и сбросили груз на расстоянии в 1000 м они классифицировали как ДБ-3, поскольку самолеты бомбили, как я понял, с горизонтального полета (о погоде и облачности говорится и у нас и у немцев, так что бомбометание с пикирования было просто невозможно по погодным условиям), а ДБ-3 именно горизонтальный бомбер. Ясно, что немцы никого не сбили, но поврежденные могли быть и не попасть в оперсводку из-за указанных погрешностей в передаче данных.

igor написал:

Оригинальное сообщение #233860
3. Удар шутрмовиков Ил-2 в 15.10, который не дал никаких результатов. Мирослав считает, что это были Аэрокобры, прикрывавшие торпедоносцев. Однако, тогда пропадают штурмовики, которые по документам ЧФ нанесли последний удар по Евпатории в тот день - в 17.26мск. Логично предположить, что именно их атака описана в КТВ, а нестыковки по времени - ошибкив записях той или иной сторон.

Согласен с Игорем. 4-й налет - это атака Токарева и последней группы Ил-2 23-го шап.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#36 15.05.2010 16:41:27

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5276




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Хорошо, так вроде все укладывается, хотя насчет атаки с 30 м если я не ошибаюсь, написано только в одном месте.
Однако это не объясняет нестыковку описаний гибели самолета Токарева. В сов. отчете ясно написано про разворот и падение в районе вокзала - я поглядел карту Евпатории, такая ситуация на 100% совпадает с нем. схемой падения сбитого при атаке №3. Конечно озеро там недалеко, но на глаз между районом вокзала и СВ озера километр-полтора будет. Самое главное, что при атаке №4 Токарев должен был свернуть и сесть на западе от озера. Я думаю, прикрышка не могла насочинять про отворот. Это никак не сходится со схемой атаки №4 от немцев.

 

#37 15.05.2010 16:57:36

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

igor написал:

Оригинальное сообщение #233962
Хорошо, так вроде все укладывается, хотя насчет атаки с 30 м если я не ошибаюсь, написано только в одном месте.

Но в других местах не говорится, что она производилась с иной высоты, не так ли? В других местах высоат по этой группе просто не указана. А в то же время высота один из главных для меня критериев по сравнению типов атаковавших машин из наших и немецких донесений.

igor написал:

Оригинальное сообщение #233962
Однако это не объясняет нестыковку описаний гибели самолета Токарева. В сов. отчете ясно написано про разворот и падение в районе вокзала - я поглядел карту Евпатории, такая ситуация на 100% совпадает с нем. схемой падения сбитого при атаке №3. Конечно озеро там недалеко, но на глаз между районом вокзала и СВ озера километр-полтора будет. Самое главное, что при атаке №4 Токарев должен был свернуть и сесть на западе от озера. Я думаю, прикрышка не могла насочинять про отворот. Это никак не сходится со схемой атаки №4 от немцев.

Думаю, что ни немецким, ни нашим данным по части места посадки самолета можно не придавать слишком большого значения, хотя наши должны быть точнее. Немцы находились на кораблях и не видели куда именно сел самолет на суше. Наши уклонялись от зенитного огня и тоже определяли место +/- трамвайная остановка, хотя им сверху должно было быть лучше видно. Далее немцы могли подогнать в отчете место падения по атаке №3 с местом обнаружения реального самолета, а он был сбит после атаки №4.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#38 15.05.2010 17:22:59

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5276




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

В принципе тоже объяснение. Но я таки не убежден окончательно.

 

#39 15.05.2010 17:31:10

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5276




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

В трех местах высота первой атаки 50-100 м. Бомбы то сброшены, то их нету. Атака Радецкого с 500 м, последняя атака с 800 м. Полный кавардак.
Мне вот пришло в голову... может вообще в первой атаке пешки летели мимо с бомбежки чего-то другого, а истребители их сопровождения мимоходом спустились и постреляли? Хотя это как-то по американски, наши наверное такое не практиковали..

 

#40 15.05.2010 18:29:51

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Все забываю спросить. В РККФ торпедоносцы сколько боевых вылетов в день максимально делали? Какой минимальный интервал между вылетами?


С уважением.

 

#41 15.05.2010 20:21:35

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233995
В трех местах высота первой атаки 50-100 м. Бомбы то сброшены, то их нету. Атака Радецкого с 500 м, последняя атака с 800 м. Полный кавардак.

Ну почему же? Самолеты ведь во время атаки могут менять высоту в зависимости от метода атаки. Например первый налет, как я понимаю, был именно штурмовкой. Думаю, что никакого бомбометания там быть не могло, поскольку с таких высот могло осуществляться только топмачтовое бомбометание, а оно применялось летчиками 11-й шад (но не 23-го ошап) только с апреля 44-го. Бомбометание по ВМШ-2 (временной механизм штурмана) на флоте не практиковалось, поскольку в корабли ВМШ попаданий не обеспечивал. Так вот, штурмовка выполнялась со снижением с небольшим градусом. Если самолет начинал ее на высоте 100 метров, а заканчивал на 30-50 - это нормально. Атака "Радецкого"  и последняя - бомбометание с Ил-2 и Пе-2 (в первом случае). Ил-2 на флоте бомбили с пологого пикирования с высот начало ввода - 800 м, конец - 400 м. Если немцы брали среднюю высоту - 500 м и получается. В последнем случае Ил-2 могли из-за противодействия и не завершить атаки и тогда сбросили бомбы неприцельно не завершив пикирования. Единственное, что лично меня несколько смущает это то, что Пе-2 бомбили тоже с 500 м. Обычно они так низко не летали, но в данном случае высота их полета могла определяться высотой нижней кромки облачности. Потом ведь и немцы могли с определением высоты немного напортачить.

igor написал:

Оригинальное сообщение #233977
Мне вот пришло в голову... может вообще в первой атаке пешки летели мимо с бомбежки чего-то другого, а истребители их сопровождения мимоходом спустились и постреляли? Хотя это как-то по американски, наши наверное такое не практиковали..

Начнем с того, что нету вылета скадовской авиагруппы под это время. Сухопутные пешки куда могли летать, чтобы возвращаться пролетая над Евпаторией с запада? Далее, Пе-2 не летали над территорией противника на высотах 50-100 м. "Спустились и обстреляли" бросив прикрываемые бомберы - против всяких правил.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #233995
Все забываю спросить. В РККФ торпедоносцы сколько боевых вылетов в день максимально делали? Какой минимальный интервал между вылетами?

Реально более двух раз в сутки ни разу не сталкивался. Про минимальный интервал не скажу ибо очень зависело от обстановки.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#42 15.05.2010 20:25:16

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Получается, что Токарев не зря разпсиховался?


С уважением.

 

#43 15.05.2010 20:30:45

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #234055
Получается, что Токарев не зря разпсиховался?

Не понял почему "не зря" и почему "распсиховался".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#44 15.05.2010 20:40:38

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Написал "распсхивался" тк счел поступок Токарева импульсивным с субъективной мотивацией и нетипичным со стороны генерала для подобных ситуаций.
Написал "не зря" тк счел что раз вопрос о возможных интервалах между вылетами однозначно не установлен и Токарев видимо имел основания полагать, что в повторный налет может подняться больше торпедоносцев.


С уважением.

 

#45 15.05.2010 21:06:56

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #234060
Написал "распсхивался" тк счел поступок Токарева импульсивным с субъективной мотивацией и нетипичным со стороны генерала для подобных ситуаций.

То что поступок не соответствовал ситуации - однозначно. Был и еще один момент - добро на личный вылет Токареву должен был давать командующий или НШ ВВС ЧФ, а они, узнав из доклада, что он собирается лететь вдвоем, вряд ли такой вылет разрешили бы. Вероятно он воспользовался провалами в связи со штабом ВВС. Но вот мотивы, толкнувшие Токарева на такой шаг, лично для меня "за кадром". Каждый может предполагать свой вариант, но правдоподобной гипотезой без опоры на документы или надежные свидетельства очевидцев такой вариант не будет. В общем предлагаю воздержаться от высказывания на широкую аудиторию своих догадок.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #234060
Написал "не зря" тк счел что раз вопрос о возможных интервалах между вылетами однозначно не установлен и Токарев видимо имел основания полагать, что в повторный налет может подняться больше торпедоносцев.

Опять уравнение с очень многими неизвестными. На 1.1.1944 в 36-м мтап 15 А-20Ж и 3 А-20Б, что значительно меньше штата (32 самолета). Из них в Скадовске всего 6 А-20Ж и 2 А-20Б. Из них исправных могло быть до половины, поскольку тамошняя авиагруппа испытывала очень большие трудности с тыловым и техническим обеспечением. Плюс хроническая нехватка бензина. Из-за всего этого интенсивность полетов была очень низкой - торпедоносцы действовали с интенсивностью одна пара/четверка в сутки с летной погодой. Ни о каких двух вылетах в сутки там вопрос вообще не стоял.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#46 22.06.2010 13:53:20

сарычев
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 5869




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

На окраине машина остановилась, мы спрыгнули в грязь и разошлись, — каждый к своей мазанке. Я шел с Ильей Волынкиным, длинноногим и худым. Он молчал. Возле белой мазанки, где он квартировал, Волынкин, прощаясь, сказал: «Это я навел Токарева на караван. Я виноват. Он не должен был лететь, а полетел из принципа. Я ходил в разведку, обнаружил транспорт — всего тысяча тонн. Вернулся, доложил Николаю Алексеевичу. Он спросил, можно ли торпедировать. А я брякнул, что нельзя. Почему, спрашивает... Говорю, мелко там, торпеды зароются... Он заспорил, там, говорит, был до войны полигон для торпедных стрельб, я, говорит, вам это докажу... Распалился, полетел сам. Торпедировал. А обратно вышел низко над Евпаторией, нарвался на зенитки и погиб».
Рудный. Действующий флот


Sapienti sat

 

#47 22.06.2010 14:46:17

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Вероятно, Волынкин действительно винил себя - в его мемуарах "Над пятью морями", что есть на милитере, фамилия Токарева даже не упоминается, а между 23 января и 4 февраля 1944 г. событий, запавших в память, якобы, не было.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#48 15.07.2010 20:55:21

Barrett
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 324




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Две недели назад был в Евпатории на месте событий.

В городе есть улица Токарева и даже сохранился дом, в котором он когда-то жил.
Ну и конечно, на площади ему поставлен памятник.


http://s60.radikal.ru/i170/1007/e1/98bdc8739937t.jpg


http://s002.radikal.ru/i200/1007/15/b56d0f222067t.jpg

 

#49 15.07.2010 21:05:26

Barrett
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 324




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Выкладываю пару фотографий из Евпаторийского краеведческого музея, а также текст из боевого листка политотдела ВВС ЧФ.


http://s56.radikal.ru/i152/1007/25/550da179eedft.jpg


http://s54.radikal.ru/i145/1007/ba/fbea1803cd4bt.jpg


http://s003.radikal.ru/i204/1007/8b/0cf82df00032t.jpg


http://s49.radikal.ru/i124/1007/c7/b6733e89e341t.jpg

 

#50 28.07.2010 09:15:51

Urusut
Гость




Re: Гибель генерал-майора авиации Токарева Н.А. в 1944 на ЧФ.

Цитата:
"Наибольшее недоумение вызывает тот факт, что до 30.1.1944 Токарев ни разу не совершал боевых вылетов в качестве низкого торпедоносца, только закончил овладение «Бостоном», а тут решил отправить себя в одиночку на выполнение фактически самоубийственного задания. Что послужило причиной для такого решения: желание воодушевить летчиков личным примером, некоторая эйфория, вызванная получением высокого звания, недооценка противника, которая начала появляться у некоторых наших бойцов и командиров в конце войны или все вместе, мы уже никогда не узнаем".


Пытаясь понять причину импульсивного рокового решения генерала Токарева, участники форума обсудили несколько предположений. Хочу предложить ещё одну версию. Как мне кажется, причиной его поведения были не какие-то особые боевые условия, а обыкновенный человеческий фактор. Он ведь был не только генерал, но и чей-то сын. И вот к этому именитому сыну направлялся в гости его СТАРИЧОК-ОТЕЦ. А генерал, конечно, знал об этом. И, вероятно, ему захотелось предстать перед отцом героем, лихо торпедировавшим вражеский корабль в честь приезда отца. В общем, обычная человеческая слабость. Конечно, винить генерала Токарева не в чем. Все мы люди...
А эпизод о том, как Токарев-старший летел в гости к своему сыну можно прочитать в книге В. А. Рудного "Действующий флот", в главе "Кинбурнская тетрадь".

 

Board footer