Сейчас на борту: 
info1,
lelle4805,
Unforgiven,
Андрей Рожков
   [Подробнее...]

#26 14.08.2010 20:29:52

charlie
Капитанъ I ранга
k1r
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5498




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

1

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277114
Кто пишет о том, что Корнилов поехал к Меньшикову? Как трактуются в источниках последующие события?

Участники событий подверждают наличие приказа Меньшикова о затоплении сразу после Альмы

Тотлебен                                                                Жандр

http://s46.radikal.ru/i111/1008/12/38df94f1c7a0t.jpg   http://i053.radikal.ru/1008/d1/1ea0af6d43aet.jpg    http://s60.radikal.ru/i168/1008/f4/a60d1edd6bb9t.jpg

сомнения впервые выразил Дубровин, неможет, мол , адмирал русской службы приказами главкома манкировать, те более сам Корнилов

http://s005.radikal.ru/i209/1008/82/a91aacb91fb8t.jpg    http://s59.radikal.ru/i166/1008/c8/7c610dceca83t.jpg   http://s50.radikal.ru/i129/1008/0e/59520c859693t.jpg http://s57.radikal.ru/i157/1008/f4/548387618184t.jpg

Отредактированно charlie (14.08.2010 19:29:43)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

 

#27 14.08.2010 20:29:52

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277167
Заводим новую тему о потоплении кораблей?

Огромная благодарность charlie за предоставленный материал! Думаю, что теперь на основе этого материала можно открывать новую тему: "Дело о затоплении кораблей Черноморского флота. Как это было?"
Главный вопрос темы - давал ли приказание Меньшиков Корнилову "принять срочные, радикальные меры по обороне севастопольского рейда" или не давал и все решилось в результате военного совета флагманов и командиров ЧФ?

Отредактированно Warman (14.08.2010 20:12:02)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#28 14.08.2010 20:37:23

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

1

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277371
принять срочные, радикальные меры по обороне севастопольского рейда

И можно ли было принять эти меры без затопления кораблей? Например используя их как плавбатареи на шпрингах с орудиями одного борта и сокращенным экипажем, чем решалось сразу  три задачи: собственно оборона рейда, получение корабельных орудий для сухопутной обороны, и части экипажей для комплектования береговых флотских батальонов.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#29 14.08.2010 20:44:42

Chief
Участник форума
Сообщений: 407




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Вот еще воспоминания очевидца событий.
http://s44.radikal.ru/i104/1008/d9/607ec9cdde8et.jpg
http://s51.radikal.ru/i131/1008/c2/8c6acc5a62dbt.jpg
http://s43.radikal.ru/i099/1008/b4/5b3e88b432c2t.jpg
http://s54.radikal.ru/i143/1008/48/89bb616d2125t.jpg

 

#30 14.08.2010 20:50:10

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Chief написал:

Оригинальное сообщение #277380
Вот еще воспоминания очевидца событий.

А чьи?
Интересный момент, корабли предложил топить не Меньшиков...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#31 14.08.2010 21:04:16

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277375
И можно ли было принять эти меры без затопления кораблей?

Хороший вопрос! Прямо чувствую себя на том самом "совете" - что делать?
http://s53.radikal.ru/i140/1008/09/5d86e61a0d30t.jpg
Глубина на входе в бухту - 17м, ширина между Константиновской и Александровской батареи - 940 м. Ширина же проходной для кораблей класса линкор - фрегат (осадка 5-7 м) части - около 500 м. Следовательно эти 500 м надо радикально прикрыть для прохода. Причем с учетом того, что союзным линейным флотам не надо лавировать на входе, они могут входить как в Синоп - двумя колоннами на полном паровом ходу до 9-10 узлов! Задачка. Буду думать.

Отредактированно Warman (14.08.2010 21:10:54)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#32 14.08.2010 21:48:35

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277390
Следовательно эти 500 м надо радикально прикрыть для прохода

Почему - ведь батареи простреливают вход в бухту причем так сказать вдвойне с берега до берега. Или мы исходим из того, что батареи подавлены? Однако вроде как все, включая Меньшикова и императора были уверены в непреступности Севастополя С МОРЯ (помните письмо Николая Меньшикову - "встретишь их у Севастополя огнем батарей"). Причем ЕМНИП союзникам пришлось бы идти последовательно мимо пяти береговых батарей №10, Александровской, №8, Николаевской, и Павловской только на Южном берегу.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#33 14.08.2010 22:03:22

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Итак, установив старые линейные корабли и фрегаты по диспозии на мертвые якоря между казематными батареями мы фактически получим 500 м "забор" с 2-3 ярусами пушек общим числом около 250-280 орудий калибра 24-36ф. Кажется, не плохо. Что делать союзному флоту в таком случае? Я бы поставил пару линкоров на рейде Учкуевки (северный открытый рейд от Константиновской батареи) и вел бы огонь бомбическими дальнобойными орудиями по этим кораблям. Прямо напротив этого забора поставил бы несколько паровых фрегатов с орудиями более дальнобойными чем русские 24-36 ф и также бомбами начал обстрел этого "забора". При неэффективном ответном огне с русских линкоров, союзники вполне могли за полдня добиться разрушения этого "забора", перебития якорных канатов, частичного затопления кораблей, а частично выброса их ветром и течением на прибрежные отмели. К вечеру проход был бы свободен и хотя бы одна колонна, но смогла бы просочиться на полном ходу мимо батарей в глубь Северной бухты где батарей нет или они слабы. Если одновременно с этим прорывом атаковать всеми сухопутными силами союзников Северную сторону с её жидкой обороной и захватить штурмом казематные батареи Северной стороны, то успех будет полный и на следующий день можно будет добить остатки ЧФ на рейде береговыми батареями.

Отредактированно Warman (14.08.2010 22:21:48)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#34 14.08.2010 22:13:04

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277407
Однако вроде как все, включая Меньшикова и императора были уверены в непреступности Севастополя С МОРЯ

Мне кажется, что дело в паре. Парусная эскадра, лавируя по ветру, действительно, имея ход в 3-4 уз имеет мало шансов пройти не потеряв свое ядро (основные силы), но пароходы, винтовые корабли обладают и скоростью до 12 узлов и маневренностью, стараясь не выходить на дистанцию прямого выстрела из гладкоствольного 24 ф орудия, а на больших дистанциях паровой корабль может применить противоартиллерийский маневр - идти зигзагом, сбивая наводку. Собственно нужно пройти полным ходом за Павловскую батарею. а дальше несколько слабых земляных батарей, легко сметаемых одним залпом бомбических орудий. Заняв позиции в глубине Северной бухты несколько паровых линкоров союзников, находясь вне секторов обстрела казематных батарей могут вести прицельный огонь в тыл батарей сколь угодно долго. Разумеется все это должно сочетаться с атакой и захватом Северной стороны всей союзной армией.
Необходимо пройти расстояние союзным линкорам в 3 км. При скорости в 10 уз это займет 15 минут. При этом каждая казематная батарея сможет выполнить в своем секторе стрельбы не более 1-2 залпов. Есть упоминания об учениях ЧФ где фактически проверялась возможность прорыва парохода в бухту на полном ходу. Был получен именно такой результат - пароход прорывался в глубь бухты, огонь батарей за ним не поспевал.

Отредактированно Warman (14.08.2010 22:23:54)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#35 14.08.2010 22:22:24

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277486
на мертвые якоря

А зачем на мертвые? Может все-таки на шпринг - чтобы можно было маневрировать? И использовать малые пароходы - которые зачем то в Керчь отправили - чтобы разворачивать и даже двигать в бухте корабли.

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277486
При неэффективном ответном огне с русских линкоров

Кроме огня линкоров будет еще и огнонь батарей, а он как потом оказалось был достаточно эффективным. Также у стоящих на якоре кораблей можно создать искусственный крен - чтобы увеличить дальность стрельбы.

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277486
Северной бухты где батарей нет

вроде есть три - Константиновская, Михайловская и №4

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277486
между казематными батареями

Смотря где ставит. Можно между Александровской и Константиновской (где затопили 8 кораблей),  а можно в глубине - между Николаевской и Михайловской, где потом потопили еще шесть.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#36 14.08.2010 22:27:54

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277489
пароход прорывался в глубь бухты, огонь батарей за ним не поспевал

Но ведь можно еще и брандеры использовать. И 6 пароходо-фрегатов. И другие корабли - не затапливаемые. Я к тому, что оборона бухты могла быть так сказать комплексной - с использованием разнообразных средств и эшелонированной в глубину.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#37 14.08.2010 22:38:13

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277493
Может все-таки на шпринг

Как показал Синоп якорные канаты при интенсивной баталии перебиваются довольно часто и уже не имеет значения заведен он был на якорь, мертвый якорь или на якорь на шпринг - результат один - корабль разворачивает и несет ветром и течением.

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277493
будет еще и огонь батарей

Если Вы имеете в виду эффективность во время первой бомбордировки, то там союзный флот не имел другого противника, кроме береговых казематных батарей и вел огонь для эффективного разрушения батарей с более близкой дистанции, чем это могло быть при бое с деревянными кораблями русских. Отсюда и эффективность Николаевской батареи в том бою. Кстати, тогда корабли союзников так же заняли позицию против Константиновской зайдя ей в тыл - с рейда Учкуевки, вне секторов обстрела и разгромили ей полностью весь третий открытый ярус "навесиком" бомбами.

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277493
вроде есть три - Константиновская, Михайловская и №4

... Павловская. Но все это нацелено на входящие в Северную и Южную бухту корабли. Зайдя за меридиан Павловского мыса, ближе к Апполоновой бухте (конец нынешнего ВМ госпиталя) корабли оказываются вне секторов обстрела всех казематных батарей.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#38 14.08.2010 22:49:18

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277497
Но ведь можно еще и брандеры использовать. И 6 пароходо-фрегатов. И другие корабли - не затапливаемые. Я к тому, что оборона бухты могла быть так сказать комплексной - с использованием разнообразных средств и эшелонированной в глубину.

Конечно можно! Но все это должно быть приведено в систему, отрепетировано, натренировано, каждый командир должен четко знать свой маневр, все это готовиться не за один день и даже не за неделю! Даже репетиции Дня ВМФ начинаются за месяц в наши дни, когда десятки лет ничего не меняется. А тут совершенно новое дело. Новые приемы защиты, применения. Для этого нужны бутаковы десятками! Где их взять? До последнего дня Корнилов нацеливал флот на выход в море и атаку кораблей союзников. На оборону рейда такими разнородными силами никто не нацеливал, не создавал планов и не тренировал. А корабли у французов и англичан были очень сильными, скоростными, маневренными и как с ними воевать ещё толком никто не знал.
Вывод: самый простой и надежный срочный способ обеспечить гарантированную оборону внутреннего рейда, организовав все за один день - затопить самые старые корпуса линкоров и фрегатов между Константиновской и Александровской казематными батареями! Простое русское решение с гарантией и без затей англицких.

Отредактированно Warman (14.08.2010 22:55:39)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#39 14.08.2010 22:59:51

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277499
Павловская

На Южной стороне она.

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277501
Простое русское решение с гарантией

Кто же все-таки автор? Все ж таки - казенное имущество, денег стоит немалых...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#40 14.08.2010 23:10:37

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277504
Кто же все-таки автор? Все ж таки - казенное имущество, денег стоит немалых...

В Вашем вопросе скрыт ответ - кто ещё мог принять решение на затопление 6-7 кораблей (их списание со всем имуществом, артиллерией, порохом), ввода в действие плана пассивной обороны Севастополя без активных действий эскадры ЧФ, плана ведения Крымской войны!? Ясно совершенно, что идея витала в воздухе, но принял все на себя, как ему и положено по статусу, Меньшиков при предварительном одобрении Императора (наверняка в архивах есть такие документы по возможным действиям при разных планах войны). Два уважаемых офицера - свидетеля (Жандр и Тотлебен) подтверждают в своих воспоминаниях, что Меньшиков у Качи дал приказание Корнилову начать затопление кораблей.

Отредактированно Warman (14.08.2010 23:12:59)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#41 14.08.2010 23:16:28

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277510
Меньшиков у Качи дал приказание Корнилову начать затопление кораблей.

А что с третьим свидетельством - приведенным ув. Chief-ом, о том что инициатива возникла на совете, а Меньшиков лишь приказал оборонять рейд всеми способами?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#42 14.08.2010 23:19:24

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Кстати а прецидент был? Вроде корабли старые на Северном фарватере Кронштадта в 1810-е топили?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#43 14.08.2010 23:19:33

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277504
На Южной стороне она.

Ну, да. Но мыс Павловский выходит и на Северную и на Южную бухту. Батарея контролирует проход в Южную бухту и в глубину Северной бухты.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#44 14.08.2010 23:29:18

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277512
А что с третьим свидетельством - приведенным ув. Chief-ом

Я не вижу никаких противоречий. Вчитываясь в текст понятно, что свидетель, как и положено пишет только то, что лично наблюдает и слышит. Он видит, что Корнилов имеет разговор с Меньшивым (тот самый разговор), затем Корнилов удрученно отходит, подзывает свидетеля и дает ему приказания по своему усмотрению. Свидетель не знает о чем разговор и какие указания получает Корнилов от Меньшикова. Но то, что Корнилов в дальнейшем делает говорит о том , что он лично принял решение выводить флот в море. Для нашего "дела" это свидетель, который подтверждает, что у Качи разговор между Меньшиковым и Корниловым был. А другие свидетели подтверждают о чем, т.к. сами слышали (Тотлебен сопровождал Корнилова в этой поездке, был с ним рядом, а Жандр сопровождал как адъютант, вел журнал "исполнительности" Корнилова, учет полученных и переданных приказаний и их исполнение).

Отредактированно Warman (14.08.2010 23:34:32)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#45 14.08.2010 23:37:28

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12188




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Все возможно. Корнилов на совете мог и не озвучить приказ Меньшикова о затоплении кораблей, а Зорин - сам высказать такое мнение. "Идея витала в воздухе"...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#46 14.08.2010 23:41:29

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277523
Корнилов на совете мог и не озвучить приказ Меньшикова о затоплении кораблей, а Зорин - сам высказать такое мнение. "Идея витала в воздухе"...

Именно этой версии я и держусь.

Warman написал:

Оригинальное сообщение #277350
Возможно, Корнилов сам справоцировал "обсуждение" решившись не выполнять устный приказ Меньшикова на затопление старых кораблей. Приказ в устной форме он получил от Меньшикова, когда прибыл к уже отступавшим войскам после Альминского сражения. Возможно, он никому не довел этот приказ и пытался принять собственное решение, подкрепленное "военным советом". Но большинство офицеров совершенно трезво оценила обстановку и высказалась за затопление, даже не зная о приказе (а может и зная из других источников, но оберегая Корнилова от его не выполнения), что явно смутило Корнилова. Тут ещё подоспел в Севастополь сам Меньшиков и повторно потребовал затопить корабли. Видя, что Корнилов готов не выполнить его приказ, Меньшиков хотел выслать Корнилова из Севастополя. Корнилов только после этого издал свой знаменитый приказ и начал давать распоряжения.
Фактически, Корнилов взял на себя ответственость за попытку не выполнить приказ Меньшикова и за "военный совет". Меньшиков поступил с Корниловым весьма мягко по условиям военного времени. Возможно это сказалось за тем на особой рискованности Корнилова во время первого штурма - он искал смерти.

Отредактированно Warman (14.08.2010 23:43:14)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#47 15.08.2010 00:09:58

Олег
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5507




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #277515
Кстати а прецидент был?

Например сразу после Петра старые корабли приготовили к затоплению при угрозе нападения англичан на Ревель.

Отредактированно Олег (15.08.2010 00:10:17)


Нормальный человек не пойдет убивать своих сограждан за то, что у них — другое мнение о политике. (с)

 

#48 15.08.2010 00:31:50

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Прежде всего, хочу поблагодарить ув. Warman`а за последнее пожелание, проникнутое искренне христианским дружелюбием и любовью к ближнему.
Теперь – по существу. Я считаю, что, высказывая столь серьёзные обвинения в адрес адм. Корнилова, следует подкреплять их хоть какими-то документальными подтверждениями; в противном случае такие голословные утверждения могут быть приравнены к  клевете.
В данном случае, как мне представляется, следует помнить о «бритве Аккама» и не множить сущностей без нужды. Поведение Корнилова может быть объяснено и гораздо проще, и гораздо логичней; и при этом нет никакой необходимости при приписывать ему злостное нарушение дисциплины намерение бунта. По-моему, стремление в любой ситуации искать возможность нанесения противнику наибольшего непосредственного ущерба присуще многим военным, является в каком-то смысле их органическим качеством, поэтому тот факт, что Корнилов в определённый момент высказал это стремление, является естественным и легко объяснимым.
Точно также объяснимо и то, что он в итоге от него отказался. Вполне возможно, что издержки  боя в открытом море на тот момент были сильнее, чем принятое решение о затоплении линкоров у входа в бухту.
Но здесь очень важно избежать часто практикуемой подмены понятий. То, что на момент приснопамятного совещания иного решения, чем затопить парусные корабли, не было, вовсе не означает, что иного применения флоту нельзя было найти ранее, когда воронка возможных решений была ещё не столь узкой.
Я полагаю, что вице-адмирал Лихачёв, бывший флаг-офицером Корнилова, понимал в военно-морской службе никак не меньше ув. Warman`а, когда писал в нач. ХХ в: «Вопрос о роли и характере деятельности Черноморского флота в Крымскую войну сам по себе представляется простым и ясным, если посмотреть на него без предубеждения и отложив в сторону как патриотическую гордость и щекотливость, так и педантические претензии на псевдонаучную критику. Осенью 1853 года эскадра адмирала Нихимова уничтожила турецкую эскадру на Синопском рейде. Наша эскадра была вдвое сильнее неприятельской материально и, конечно, в несколько раз сильнее её в нравственном отношении.  Следовательно, особого «геройства» тут не представлялось, и «свет» этим «удивлён» также быть не мог. Но наши моряки сделали, все и каждый, своё дело отчётливо и точно, за что им честь и слава, и в этих простых словах заключается высшая похвала, какую человеку заслужить дано… После этого почти целый год флот ничего не сделал и оставался в полном бездействии на Севастопольском рейде».

 

#49 15.08.2010 11:19:04

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2461




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #277539
Поведение Корнилова может быть объяснено и гораздо проще, и гораздо логичней;

Что же Вы этого не сделали? По вашим намекам на версию получается, что если объяснить "и гораздо проше, и гораздо логичнее", то я опять прав - Корнилов в этом экстремальном эпизоде показал свое мальчишество, непродуманность действий, "легкость в мыслях необыкновенную" и, в результате, ЧФ запоздал в выполнении затопления, не успели разгрузить корабли от нужных флоту грузов и топили срочно, "как есть". Говорят, даже одного унтер-офицера забыли в спешке на борту "Три Святителя" (ну, это слух, конечно). Только так можно объяснить реакцию Меньшикова на "метания" Корнилова в исполнении его приказания. Меньшиков, понимая особенности характера Корнилова, тонкость его натуры, нравственные метания и несдержанность в экстремальных ситуациях, но видя в нем популярную личность среди моряков ЧФ - принял решение не афишировать этот эпизод, хотя меры предосторожности со своей стороны принял - вовремя прибыл, покинув войска, в Севастополь и уже более настойчиво потребовал от Корнилова не метаться и плакать, а исполнить свой долг.

Exval написал:

Оригинальное сообщение #277539
То, что на момент приснопамятного совещания иного решения, чем затопить парусные корабли, не было, вовсе не означает, что иного применения флоту нельзя было найти ранее, когда воронка возможных решений была ещё не столь узкой.

Это разумеется. Но ... тема нашего топика несколько иная. У Вас есть полное право открыть тему "Действия и бездействия Черноморского флота в Крымскую войну между Синопом и Севастополем" и мы все с удовольствием послушаем Ваши мысли по этому поводу.

Exval написал:

Оригинальное сообщение #277539
Я полагаю, что вице-адмирал Лихачёв, бывший флаг-офицером Корнилова, понимал в военно-морской службе никак не меньше ув. Warman`а

Я в этом уверен! Понятия службы, её организация, отношения чинов между собой, действительно, мало изменились на ЧФ за последние 100 - 150 лет. Именно поэтому мне так легко врастать в те исторические ситуации связанные с чисто служебными вопросами. Например во всей этой карусели взаимотношений мы совершенно не упоминаем адмирала Станюковича, а именно ему рапортовал о всех своих действиях в Севастополе ... Нахимов. Имена Корнилова и Нахимова оказались в силу их популярности и известности на виду истории Первой обороны Севастопля, но кроме них там было ещё несколько должностных лиц старше их по званию, должностям и несущих служебную ответственность за все, что творилось на ЧФ.

Отредактированно Warman (15.08.2010 11:23:44)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

 

#50 15.08.2010 11:32:48

Chief
Участник форума
Сообщений: 407




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

2

Вот предлагаю уважаемому сообществу, для размышления о возможности прорыва неприятельского флота через береговые батареи крепости, выдержку из статьи П. Бабенчикова, бывшего в описываемый период офицером Севастопольской гарнизонной артиллерии.
http://s57.radikal.ru/i158/1008/8d/e6f0b5a82ab7t.jpghttp://s43.radikal.ru/i099/1008/dd/41dfb0e52b35t.jpghttp://s58.radikal.ru/i162/1008/fc/d8725ba74b3dt.jpghttp://i069.radikal.ru/1008/ba/44535de50eeet.jpghttp://s49.radikal.ru/i124/1008/72/1bcde5efbc16t.jpghttp://s61.radikal.ru/i172/1008/13/1ab2d2e19a41t.jpghttp://s52.radikal.ru/i135/1008/7f/9d80ab270eadt.jpg
http://i066.radikal.ru/1008/ff/d93e955529f0t.jpg

 

Board footer