Сейчас на борту: 
DM1967,
H-44,
krysa,
Mitry,
serezha,
Sergey,
UBL,
yuu2,
Анатолий,
Аскольд,
Вальчук Игорь,
швед2S8,
Юрген
   [Подробнее...]

#26 10.10.2010 23:19:39

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9788




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308333
Я - когда немцев добью

Бейте их, гадов!


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#27 11.10.2010 14:22:09

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5275




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

2

Вот чего родил:

Выход каравана ВА-18 был запланирован еще 23 сентября, когда на о-ва Комсомольской правды прибыли пароход АРКОС под эскортом минзага МУРМАН и тральщиков №31 и 63. Эти же корабли должны были вести в обратный путь 4 парохода - АНДРЕЕВ, МОССОВЕТ, АРХАНГЕЛЬСК и КИРОВ, но на тот момент прибыл только первый.
В результате вышли они только 25 сентября в 11.05.
АНДРЕЕВ – лесовоз, сделанный в Голландии в 1936 г., 2847 брт.
АРХАНГЕЛЬСК – бывший USKVALLEY, выскочивший на мель в Белом море, поднят ЭПРОН и включен в состав сов. торгового флота. Построен в 1929 г., 2480 брт.
МОССОВЕТ – лесовоз, построенный в 1936 г. в Копенгагене, 2981 брт. Потерян 31.7.47 в Арктике.
КИРОВ – самый крупный и старый, построен в 1925 г., 4146 брт, ранее назывался HEBBURN.
МУРМАН – бывший гидрографический корабль, 3700 т, 13,7 узл., 2-130-мм, 4-76-мм. Мог использоваться также в качестве ледокола.
Тральщик Т-909 – в документах именовался по бортовому номеру (63). Бывший рыболовный траулер БОЛЬШЕВИК (РТ-36). 1929 г., 1100 т, 2-76-мм, 2-20-мм (или еще 2-45-мм?), 1-7,62-мм. Скорость 10 уз.
Тральщик Т-886 – в документах именовался по бортовому номеру (31). Бывший рыболовный траулер ЗАСОЛЬЩИК (РТ-15). 1930 г., 1150 т, 2-76-мм, 2-20-мм, 2-7,62-мм. Скорость 10 уз.

Командиром конвоя был кап. 3 ранга Похмельнов, командир МУРМАНА.
Правда, в первый раз в море находились они недолго – уже в 15.35 получена р/гр от командира Северного отряда кап. 2 ранга Аннина о возвращении обратно вследствие обнаружения в Карском море немецких подлодок и опоздания тральщиков, которые должны были усилить эскорт. Как видно, плохая примета – возвращаться – сработала.
В этот момент в Карском море действительно находились 2 подлодки – U.960 и 601. Еще одна (U.387) находилась севернее, у земли Франца-Иосифа для разведки погоды, а U.703 проводила разведку ледовой обстановки севернее Новой земли.
Надо сказать, что у немцев было довольно много развединформации, однако отрывочной. Основную часть поставляла радиоразведка, но конкретных сведений о караване ВА-18 или отдельных его кораблях в донесениях не встречается. Тем не менее, служба B-dienst на основании анализа более 100 советских радиограмм все же заключила, что намечается проводка каравана с востока на запад через Карское море. Лодкам дали указание быть наготове – ожидалось сильное охранение как на море, так и в воздухе.
Вообще обе лодки - U.960 и 601 – в Карском море ставили мины (операции Seeschlange и Seemove), чем закончили заниматься 25 сентября. Возможно, их доклады об окончании постановок и были запеленгованы советской радиоразведкой. Обе лодки вместе с U.703, которую решено было направить к ним после проведения разведки, составили группу Wiking.
Тем временем U.703 доложила, что она уничтожила 24 сентября радиостанцию и метеостанцию "Благополучия" на Новой земле.
28 сентября все три лодки послали на сторожевую линию в квадратах AS1975 – AS1928. Ближе к полуночи их приказом передвинули еще восточнее – к 30 сентября они прибыли на место.
ВА-18 вышел от островов Комсомольской Правды в 13.00. Приказание о выходе дали по радио с Диксона, но из-за плохой слышимости получили его с опозданием. С другой стороны, немцы его совсем не перехватили, в этом был плюс. Головным шел МУРМАН, потом пароходы в двух колоннах, а тральщики на курсовых углах 80 правого и левого бортов от головных пароходов.
На помощь эскорту в 2.25 с Диксона навстречу вышли тральщики №40 и 42. Они должны были встретиться с конвоем в точке 76°20' сш, 86°16' вд, а если ВА-18 там не будет – идти обратно в пролив между о-вами Известий ЦИК и Арктического института, где ждать подхода конвоя.
В течение 29 сентября конвой следовал из моря Лаптевых в Карское в условиях шторма (ветер 8-9 баллов, волнение 7-8), вследствие чего скорость упала до 4-5 узлов. Поэтому на точку рандеву с тральщиками караван не успел, и те ушли восточнее.
Видимо, эти два тральщика были замечены U.601 (Грау) – она видела сначала о 3 СКР на курсе 75гр. в кв. ХА7422, а потом рыболовный траулер в кв. ХА7136 на курсе 220гр.
30 сентября в 00.12, в кв. ХА4988 конвой обнаружила U.960 (Хайнрих). Состав ей был определен почти правильно: 4 парохода, ледокол, 3 сторожевика. В кв. ХА4898 был потоплен 4-мачтовый сухогруз в 6000 брт, после чего контакт с конвоем потерялся.
Несмотря на то, что ранее командование прямо сообщало о наличии в Карском море подлодок противника, конвой, в течение 7 ч. преследуемый подлодкой, ее обнаружить не смог и потом почему-то мысль о подлодках командиру в голову не пришла. АРХАНГЕЛЬСК получил торпеду в 8.55 в 46 СЗ острова Нансена, после чего в 9.01 переломился и утонул. Погибло 13 человек, в том числе 2 умерло уже на борту ТЩ №31, который подобрал 29 человек из команды.
В 9.56 с МОССОВЕТА был замечен перископ и позже взрывы, вероятно, двух промазавших торпед. Из краткого отчета U.960 непонятно, проводила ли она еще атаки, кроме той, где утопила пароход – заявок от нее больше нет. Известно что к концу операции на ней не осталось торпед, но так как она проводила еще одну атаку и явно имела уменьшенный комплект из-за минной постановки, вопрос о взрывах и атаке на МОССОВЕТ в данный момент неясен. (может быть что-то поможет прояснить Поручик Бруммель, у которого наверняка есть полный КТВ лодки)
Корабли открывали огонь по перископу, но упоминания об обстреле у U.960 нет.
Конвой же сделал крюк вправо, чтобы обойти "минное поле".
В 21.00 30 сентября контакт с конвоем посредством гидроакустики установила U.601 в кв. ХА7189. После чего двинулась в его направлении.
Тем временем U.960 нашла конвой снова, в 00.45 1 октября в кв. ХА7411.
U.601 1 октября в 00.05 увидела дым, двинулась к нему и увидела караван: 3 парохода, ледокол, 3 сторожевика.
Ясно, что утром 1 октября конвой уже преследовали обе лодки, но которую из них отогнал ТЩ №31, непонятно. Лодка находилась в 70-80 каб. и ушла на восток. Командир конвоя снова ничего не сообщил о подлодке на том основании, что он якобы не наблюдал ее лично. Конвой продолжил следовать прежним маршрутом. Тем временем U.703 (Брюннер), узнавшая про конвой в 12.27 30 сентября после сообщения U.960, нашла противника к 07.10 1 октября в кв. AS2432. До 13.10 лодка занимала позицию для атаки, после чего в кв. AS2446 потопила пароход типа СЕРГЕЙ КИРОВ, 4200 брт. Предполагались еще 2 попадания, но уточнить не удалось, так как контакт был потерян.
С советской стороны утопление КИРОВА записано на 14.12, в 12 милях к востоку от о-вов Известий ЦИК. Весь личный состав с парохода был спасен; наконец командир конвоя дал радио, одновременно повернув на южный курс. U.703 после этого конвой преследовать прекратила, направившись на остров Надежды (где она сняла советских моряков с утопленного в декабре 1942 ДЕКАБРИСТА, которые там жили много месяцев)
В 15.42 к конвою присоединились наконец тральщики №№40 и 42. Также на поддержку был выслан самолет ГСТ с Диксона. Уже в 16.03 тральщик №42 обнаружил две подлодки, которые он вынудил погрузиться. Видимо это снова была сладкая парочка - U.960 и 601.
U.601 в 17.00 провела "ночную атаку", выпустив торпеды по ледоколу. И действительно, с МУРМАНА в 18.06 заметили след двух торпед. По мнению немцев, одна торпеда попала в стоящий за ледоколом пароход в 5100 брт, который утонул. Сама лодка подверглась 17-минутному артобстрелу с ледокола. С удовлетворением записав 2 октября, что конвой уничтожен – ушли только ледокол и 2 сторожевика – Грау отправился на базу вместе с U.960.
U.960 после долгого преследования в кв. AS2712 атаковала около 17.45 и по ее заявлению потопила сухогруз типа "АНДРЕЕВ" в 2900 брт и рыболовный траулер.
С советской точки зрения в 19.10 в 58 милях к СЗ от п-ова Михайлова был потоплен торпедой тральщик №42, весь личный состав его погиб. Все корабли конвоя якобы в этот момент вели огонь по лодке, потопившей тральщик и наблюдали большой взрыв, а потом большое масляное пятно. В это время Андреев, развив ход, покинул конвой и скрылся. В 19.47 с Диксона на помощь конвою вышли тральщики Т-108 и 110 с командиром Северного отряда.
Последняя из лодок (U.960) потеряла контакт с конвоем в 21.00. После этого она вместе с U.601 отправилась на базу.
Т-108 и -110 караван обнаружить не смогли и вернулись. ВА-18, охраняемый самолетами, наконец пришел на Диксон в районе 15.00 2 октября. АНДРЕЕВА нашли 4 октября.

Т.о. на данный момент хронологию атак можно представить так:
U.960 обнаруживает конвой 30 сентября и торпедирует в 8.55 АРХАНГЕЛЬСК.
Позже подходит U.601 и последней U.703, которая в 14.12 топит КИРОВ.
Наконец U.960 и 601 проводят последнюю сдвоенную атаку и там разобраться, кто попал, трудновато с помощью их куцых отчетов. Выглядит так, будто первой стреляла U.601 по МУРМАНУ – соответственно, промахнулась. Затем U.960 промазала по АНДРЕЕВУ и утопила тральщик. Неясный момент тут – артогонь, которому подверглась U.601, хотя с советской точки зрения это должна была быть U.960, потопившая ТЩ №42. Но мне кажется, что тут Хроника путает, как это бывало не раз. Если корабли были в районе потопления тральщика, почему не спасли ни одного человека из экипажа? Скорее всего, АНДРЕЕВ и ТЩ находились как бы в обособленной группе, а артогонь все же вели по лодке, атаковавшей МУРМАН.
Итого осталось выяснить, была ли все-таки атака по МОССОВЕТУ.
В заключение хочется сказать, что лодки, вероятно, могли бы утопить всех и вся, но их подвела самоудовлетворенность и приказы начальства. U.960 уже была без торпед, U.703 без продуктов и топлива, поэтому лодки ушли. К тому же у них уже имелся приказ идти домой от начальства.
Пойду спрошу Бруммеля.

 

#28 11.10.2010 16:59:50

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Шикарно!!!

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
U.601 в 17.00 провела "ночную атаку", выпустив торпеды по ледоколу. И действительно, с МУРМАНА в 18.06 заметили след двух торпед. По мнению немцев, одна торпеда попала в стоящий за ледоколом пароход в 5100 брт, который утонул. Сама лодка подверглась 17-минутному артобстрелу с ледокола.

Никак не могу найти публикацию воспоминаний ветерана про эту стычку.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
В 19.47 с Диксона на помощь конвою вышли тральщики Т-108 и 110

Британские типа ММС в 260 т. - очень хилое усиление.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
Вообще обе лодки - U.960 и 601 – в Карском море ставили мины (операции Seeschlange и Seemove), чем закончили заниматься 25 сентября.

На минах никто не подорвался?


С уважением.

 

#29 11.10.2010 18:46:45

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5275




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #308494
На минах никто не подорвался?

Кажись никто

 

#30 11.10.2010 21:07:38

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
может быть что-то поможет прояснить Поручик Бруммель, у которого наверняка есть полный КТВ лодки

Это вряд ли. Ритшель до 900-х номеров еще не дошел, а оригинальные документы у него вряд ли имеются.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
Т.о. на данный момент хронологию атак можно представить так:

Тут нам практическую помощь окажет сам герр Ровер своей книгой "Успехи ПЛ стран "оси"

По первой атаке У-960 он ничего не добавляет, но по атаке У-703 указывает, что она произвела два двухторпедных залпа в 13.10 и в 13.14. По результатам первого потоплен "С. Киров", по результатам второго через 3 мин 14 сек услышано два взрыва. Брюннер посчитал ТР в 3000 брт поврежденным.
Атака У-601 - в 17.13 1 октября - целился в "Мурман"
Атака У-960 - в 18.06 1 октября. К-р доложил о потоплении СКР и ТР 2900 брт, реально потоплен ТЩ-896.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#31 11.10.2010 21:21:23

Александр Клюев
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 1817




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Пардон...


Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #308114
Я вижу события следующим образом:
30.09.1943

U.960 атака 07:50 брн. Предположительно потопление судна 6000 брт.
В 8 ч. 55 м. транспорт «Архангельск» был атакован неприятельской подводной лодкой и затонул в 9 ч. 01 м..
В 9 ч. 56 м. с транспорта «Моссовет» заметили перископ подводной лодки противника. Корабли конвоя открыли огонь по перископу. В это же время по корме «Моссовета» были замечены два взрыва, возможно, самоликвидирующихся торпед, выпущенных подводной лодкой.

01.10.1943
В 3 ч. 30 м. тральщик № 31 заметил подводную лодку и открыл по ней огонь.  Лодка скрылась курсом ост.

U.703 атака 13:10 брн. Предположительно потопление судна 4200 брт.
В 14 ч. 12 м. потоплен транспорт «Киров».

U.703 атака 13:14 брн. Лодка слышала два взрыва через 3 м.14 сек после двухторпедного залпа. Предположительно повреждение судна 3000 брт.

В 15 ч. 24 м. к конвою присоединились  тральщики № 40 и 42.

U.601 атака 17:13 брн. Предположительно повредила судно 5100 брт.
В 18 ч. 06 м. по борту минного заградителя «Мурман» прошли две торпеды.

U.960 атака 18:06 брн. Предположительно потопила судно 2900 брт.
U.960 атака 18:06 брн. Предположительно потоплено вспомогательное судно.
В 19 ч. 10 м. Потоплен торпедой  тральщик № 42;  Корабли конвоя вели сильный огонь по этой подводной лодке и наблюдали взрыв. Тральщик № 31 наблюдал масляное пятно на поверхности воды. Во время этих событий транспорт «Андреев», развив скорость, оторвался от конвоя и скрылся в тумане.

Я что то не так изложил?

 

#32 11.10.2010 21:35:16

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Как я понимаю, дело не в фактуре, как таковой, а в проверке ее по первоисточникам. Игорь все напсиал по оригинальным документам, а Вы, вероятно, нет. Другую аналогичную попытку с опорой на материалы Голубева делал Буйный. Столкновение двух "второисточников" могло вылиться в неразрешимую проблему, но после поста Игоря теперь все известно точно.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#33 12.10.2010 00:07:29

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
В это время Андреев, развив ход, покинул конвой и скрылся. В 19.47

Т.е. после ухода Анреева ПЛ прекратили атаки и преследование конвоя.
"Мурман" и РТшки не смогли помешать ни одной атаке ПЛ!
Значит после потопления Архангельска надо было прятаться под берегом и ждать максимальное подкрепление с Диксона.


С уважением.

 

#34 12.10.2010 00:09:37

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308466
Т-108 и -110 караван обнаружить не смогли и вернулись

Т-110 занялся тралением и даже, якобы, таранил ПЛ, после чего ушел чинить повреждения в Дудинку.


С уважением.

 

#35 12.10.2010 07:53:59

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5275




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Поручик Бруммель тоже подтвердил, что U.960 второй раз не атаковала - опасаясь контрудара эскорта, сразу ушла.
В Ровера я заглянуть не догадался, подумал - там ведь все равно неудачных атак описано минимум, значит нет ничего. Но на Севере так мало атак вообще, что он похоже отступил от правила.
На основании имеющихся теперь данных можно сказать, что торпеды и перископ, якобы виденные и слышанные МОССОВЕТОМ в 9.56 - фикция. Не было этой атаки. Из выпущенных двумя залпами четырех торпед с U.703 одна попала, остальных на советских кораблях похоже не видели.

Т-108 и 110 тралили мины до посылки их на помощь конвою, тралили их и после до 5 октября, когда Т-108 пошел в конвое охраняя МОССОВЕТ в Ошмарино. После этого Т-110 остался тралить один. Никаких таранов ПЛ и уходов в Дудинку не было.

 

#36 12.10.2010 14:51:57

Александр Клюев
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 1817




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Уважаемый Буйный!

Известно о кадровых оргвыводах и последствиях для участников?

 

#37 12.10.2010 15:51:06

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #308872
о кадровых оргвыводах и последствиях для участников

Наверное, немецких подводников как-то поощрили:)
Про наших участников знаю самые крохи.
Еще раз процитирую Мирослава:
"...потеря ценного груза, нахо­дившегося на потопленных судах ВА-18, стала поводом для специального засе­дания ГКО. Вызванный на заседание ко­мандующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко сумел выйти сухим из воды, списав произошедшую трагедию на ошибки руководства Северного морско­го пути и отсутствие в составе флота со­временных противолодочных кораблей. Преследование подводных лодок в Кар­ском море наличными силами он охарак­теризовал как «гонять зайца собакой в пустыне Гоби».
С http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_N2/16.htm

Осенью 1943 Карской ВМБ еще не существовало. Главным морским начальником в окрестностях Диксона был командир Северного отряда БВФ капитан 1 ранга Аннин Николай Петрович. После обсуждаемых событий его с должности не снимали, отрядом он командовал в том же звании до его расформирования в июне 1944 г. Про дальнейшую службу командира конвоя и МЗ "Мурман" мне ничего не известно:(

Еще про самого Аннина - интересная фигура:
"Беломорской военной флотилии были приданы миноносцы и сторожевые корабли. В нее же вошли мобилизованные суда Главсевморпути и рыбной промышленности. Из них был сформирован Северный отряд БВФ под командованием капитана первого ранга Николая Петровича Аннина.
Об этом замечательном человеке хочется сказать несколько слов. Уроженец Кронштадта, потомственный моряк, он в 1918 году юношей вступил в члены Коммунистической партии и пошел добровольцем на фронт. Аннин командовал отрядом конной разведки на Южном фронте, потом водил отряд слушателей Высшей партийной школы на штурм Кронштадта во время контрреволюционного мятежа, затем воевал против белокитайцев в составе Амурской флотилии.
В 1936 году Аннин сражался в Испании, в рядах интернациональной бригады. Ордена Ленина и Красного Знамени, именное оружие — награды Родины за его боевые подвиги. Теперь Николая Петровича поставили во главе Северного отряда БВФ.
Наиболее крупными и хорошо вооруженными кораблями Северного отряда БВФ были ледорез «Литке» и ледокольный пароход «Дежнев». Они стали называться сторожевыми кораблями, и вместо привычных нам названий на их бортах появились военные обозначения СКР-18 и СКР-19. Сторожевыми кораблями стали также гидрографические шхуны ГУСМП «Циркуль», «Полярник» и «Папанин». Несколько рыболовных траулеров тоже поступили под команду Н. П. Аннина.
Северный отряд БВФ нес охрану самых отдаленных арктических коммуникаций непосредственно в полярном бассейне"
Из Папанин И.Д. Лед и пламень. — М.: Политиздат, 1977

Отредактированно Буйный (12.10.2010 16:01:06)


С уважением.

 

#38 12.10.2010 16:27:46

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308760
Никаких таранов ПЛ и уходов в Дудинку не было.

Из воспоминаний командира ТЩ-110 Михайлина В.В. (будующий адмирал) с  http://thelib.ru/books/avtor_neizvesten … -read.html
"      Утром 30  сентября на  "Т-110" прибыл капитан I ранга Н П. Анин и приказал срочно следовать в район о Русский, где подорвался (считали--на мине) транспорт "Архангельск" "Т-110" лег на курс к о. Русский. В тревоге прошла ночь. Капитан 1 ранга Н. П. Анин  получил донесения  от командира  конвоя капитана' 3 ранга В. В. Похмельнова, одно  тревожнее другого: "Атакован подводной лодкой транспорт  "Моссовет", в 20 милях от  островов Известий  ЦИК вражеская лодка торпедировала транспорт "Киров" погиб тральщик "ТЩ-42". В этой обстановке не так  просто  было принять  решение.  Противник  прекрасно  знал,  что конвой следует на Диксон, где  можно встретить  его,  выставить мины  и  атаковать. Капитан 1 ранга Н. П. Анин отдал приказ конвою войти в шхеры Минина, а "Т-110" следовать к подходному  фарватеру о. Диксон. Это было разумное решение. "Т-110",  находясь в это время севернее  острова Свердруп, лег  на  обратный курс  к о. Диксон. На подходном фарватере поставили тралы, установили нужную скорость и  все  внимание  сосредоточили  на  тралах и  приборах. Сигнальная служба старшины 1-й статьи Н.  Павликова напомнила  о себе:
"Прямо по курсу перископ подводной лодки".
-- Глубинные бомбы  товсь!..  Боевой курс на подводную лодку!
Не успели еще с кормы выбрать трал, как корабль содрогнулся от удара в подводную лодку. Погас свет, в носовую часть корабля стала  поступать вода. Пока мы выбирали тралы, враг уходил в открытое море, оставляя за собой масляный след. Время упущено, а  налетевший снежный заряд помог врагу  уйти
от возмездия. Для любого боевого корабля, кроме тральщика с его "деликатным" электронным вооружением связанного с тралами, таран подводной лодки--подвиг, для  нас  он  обратился срывом   траления.  Командир  северного  отряда  был удовлетворен, что  проучили  врага,  но кораблю  требовался срочный  ремонт, особенно  тралов,  так как  мы были  уверены,  что  лодка поставила  мины  в западном подходе к о. Диксон. Было принято решение послать "Т-110" в Дудинку на ремонт. Одно нас смущало: сколько времени продлится ремонт? А конвои идут и идут.
       И  вот  Енисей--величавый, неповторимый,  широкий в  устье,  как  море.
Теперь волею войны Енисей стал важной коммуникацией Северного морского пути.
Грузам для Норильска и  Красноярска придавалось особое значение. В Дудинке я сразу же пошел к начальнику порта, которым был принят немедленно. Доложил суть дела, какой нужен ремонт  кораблю и тральному вооружению.  Пока  шел  доклад, начальник порта  по телефону отдал нужные приказания. При  возвращении на корабль я был  крайне  удивлен, что у борта уже были  краны,  ремонтные машины  И  отменные  специалисты,  которые быстро  разобрались  в  корабельной  документации,  чертежах и  материальной части,  подлежащей ремонту. Особо  беспокоил  акустический  трал, который от удара о  корпус вражеской лодки был  смят, а  на  болтах мембраны трала были обнаружены куски резинового покрытия подводной лодки.
     С разрешения начальника  порта рабочих разместили на корабле, поставили их на  котловое  довольствие, выдали  спецодежду. Как эти люди работали! Это надо было видеть  Идти  на отдых  их приходилось уговаривать.  За трое суток исправили  подводное повреждение корпуса, отремонтировали тралы.  И снова  в путь--к  острову Диксон.  Очень жалею,  что не запомнил фамилии  этих  людей
Спасибо им. Прощались Тепло,  в их честь  был построен весь экипаж корабля и прощальная  сирена огласила порт Шли  по Енисею  и днем, и ночью. Спешили на траление".


С уважением.

 

#39 12.10.2010 17:19:07

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5275




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Еще один пример шаткости человеческой памяти?
Нашел я откуда родился этот героический эпизод.
Дело-то было аж 8 октября! Тральщик после очередного контрольного траления безрезультатно атаковал подводную лодку и встал на якорь, дожидаясь конвоя ВА-20. Судя по тому, что тральщик в последующем фактически ежедневно выходил на траление и проводил караваны, никаких повреждений, требовавших срочного ремонта, он не получал.
Как же все-таки люди в мемуарах все в кашу мешают...
15 сентября при тралении Т-110 стукнулся шпироном предположительно о металлический предмет. В прибрежном фарватере от Диксона до о-вов Корсаковские. Туда послали на обследование ГИСУ ЦИРКУЛЬ и самолетМБР-2 для бомбежки. И на следующий день тральщик поешел с караваном в Дудинку, и так далее... Никаких намеков на намеренную атаку ПЛ нет, значит все эти живописные подробности про сигнальщиков и пр. - выдумка.

 

#40 12.10.2010 17:29:13

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308907
15 сентября при тралении Т-110 стукнулся шпироном предположительно о металлический предмет. В прибрежном фарватере от Диксона до о-вов Корсаковские. Туда послали на обследование ГИСУ ЦИРКУЛЬ и самолетМБР-2 для бомбежки. И на следующий день тральщик поешел с караваном в Дудинку, и так далее...

Т.е. "таран" был за 15 дней до событий конвоя ВА-18...

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #308895
Для любого боевого корабля, кроме тральщика с его "деликатным" электронным вооружением связанного с тралами, таран подводной лодки--подвиг, для  нас  он  обратился срывом   траления.

Неужели выдумка, чтоб оправдать срыв траления?


С уважением.

 

#41 12.10.2010 17:35:45

Александр Клюев
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 1817




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #308921
Неужели выдумка, чтоб оправдать срыв траления?

Нет. Он довольно активно и не безуспешно до 21 октября тралил, затем ушел в Хабарово.

 

#42 12.10.2010 17:44:40

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #308934
Он довольно активно и не безуспешно до 21 октября тралил

И стал краснознаменным... Явно не зря.


Немного о транспортах конвоя с http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Kasabova/09/06.htm
"Летом 1945 года меня вызывает А.А.Панюков:

— Кононович, вы любите приключения. Хочу поручить вам поднять со дна Карского моря бочку спирта!

— А конкретней, Александр Алексеевич?

— Американцы на пароходах «Сергей Киров» и «Архангельск» отгрузили для нас оборудование аффинажного завода, а немецкие субмарины летом 1943 года эти суда потопили в Карском море. Немцы знали кого топить. Я хочу вам поручить найти эти суда, произвести водолазный осмотр и решить вопрос о том, можно ли эти пароходы поднять, а если нет, то, может быть, спасти то уникальное, ценнейшее оборудование, что на них погружено. Кроме того, там много и другого груза, в том числе и спирт в бочках. Но это так, к слову... Ну, так как?

— Разрешите, через два дня я доложу вам план и подготовлю проект решения...

24 июля 1945 года состоялось совещание, на котором было принято решение о подъеме судов".

Пы.Сы. Панюков - тогда директор Норильского комбината НКВД.

Отредактированно Буйный (12.10.2010 17:57:13)


С уважением.

 

#43 12.10.2010 18:52:10

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308760
В Ровера я заглянуть не догадался, подумал - там ведь все равно неудачных атак описано минимум, значит нет ничего. Но на Севере так мало атак вообще, что он похоже отступил от правила.

У него бывают интересные комментарии именно к тем атакам, которые немцы считали успешными, но фактически они такими не были. Успешные атаки описываются очень куцо, а промахи не упоминаются и вовсе.

igor написал:

Оригинальное сообщение #308760
Из выпущенных двумя залпами четырех торпед с U.703 одна попала, остальных на советских кораблях похоже не видели.

Немецкие торпеды вообще очень редко удавалось увидеть по сравнению с нашими. Во-первых, часть из них были электрическими, а во-вторых, установки глубины хода были не менее 3, а как правило 4 метра (у нас 1 метр). Как я понимаю, в целом ряде случаев вместо торпед наблюдались всякие китообразные, а тогда, когда такие контакты происходили в рамках реально имевших место боев с ПЛ, картина событий искажалась очень сильно.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #308940
24 июля 1945 года состоялось совещание, на котором было принято решение о подъеме судов".

Интересно, фактически подняли или нет? Хотя бы оборудование.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#44 12.10.2010 19:17:10

Александр Клюев
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 1817




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

1

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #308991
Интересно, фактически подняли или нет? Хотя бы оборудование.

Мирослав Эдуардович! Там же волшебное слово  прозвучало: спирт!

Сто процентов, что подняли, но доложили, что не удалось!

 

#45 12.10.2010 20:17:17

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5275




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #308921
Неужели выдумка, чтоб оправдать срыв траления?

Если человек писал через 20 лет после событий - могло само запросто в памяти перемешаться. Ну, может чуточку захотелось приукрасить... простительно, я думаю, для человека с тральца, который с минами постоянно под смертью ходит.

 

#46 12.10.2010 22:37:37

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #308998
Сто процентов, что подняли, но доложили, что не удалось!

Евгений, воспринял как шутку. В реальности все было сложнее - бывало и спирт не стимулировал решения задачи :D


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#47 13.10.2010 17:13:49

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #308991
Интересно, фактически подняли или нет? Хотя бы оборудование.

Пока могу предложить фрагмент воспоминаний с http://www.memorial.krsk.ru/memuar/mgaew.htm
"Немецкие подводные лодки до конца войны не забывали о Норильске и посещали даже Енисейский залив.
Снабжался Норильск, в основном, из Америки, караванами судов, не рассчитанных на долгую жизнь. Эти караваны привозили всё необходимое, в количествах, обеспечивающих бесперебойную работу комбината в межнавигационный период - от тяжёлой горной техники, разного оборудования, инструмента, технических материалов до большого ассортимента промышленных товаров, продуктов питания, в основном в законсервированном виде, лекарств и подарков, собираемых американцами.
Два таких больших каравана прошли Диксон и были на подходе к Дудинскому порту, готовому к их быстрой разгрузке. Однако до Дудинки они не дошли, были потоплены немецкой подлодкой в Енисейском заливе, на глубине более шестидесяти метров. Попытки их подъёма успеха не имели. Навигация закончилась, а компенсировать потери не было возможности. Комбинат оказался в тяжелейшем положении, особенно с продуктами питания"

Еще добавлю:
"Помнится одна из скважин (ее забурили не раньше 1945-го) - в 4 км к югу от известных тогда участков Угольного ручья. Большой риск! - ведь на поверхности не было никаких признаков оруденения. Эту смелую идею высказал А.П.Завенягин. Бурили станком «Сулливан», который позволял углубиться до 1200 метров (везли в Норильск четыре, но немец потопил транспорт, и уцелел только один)". С http://www.promvest.info/news/otraslipr … PAGEN_15=4

Т.к. о наличие грузов для Норильского комбината на потопленных на Севере транспортах, кроме ВА-18 мне неизвестно, то скорее всего речь опять о том же конвое. Даже по имеемым отрывочным воспоминаниям потери оборудования для Норильска были серьезными.

Отредактированно Буйный (13.10.2010 17:42:38)


С уважением.

 

#48 13.10.2010 19:49:35

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #309411
Т.к. о наличие грузов для Норильского комбината на потопленных на Севере транспортах, кроме ВА-18 мне неизвестно, то скорее всего речь опять о том же конвое. Даже по имеемым отрывочным воспоминаниям потери оборудования для Норильска были серьезными.

Насколько мне известно, для немцев успех против ВА-18 был единственным успехом подобного рода в Карском море. "М. Раскова" случилась годом позже и никаких экономических грузов на нем не было - только штучные по линии СМП (ЕМНИП - если я не прав, правьте смело). Ну а в том, что немцы серьезно насолили нам с ВА-18, сомневаться не приходится. Хорошо бы еще покопать материалы со стороны "Норильскникеля" по части оценок тяжести потерь.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#49 13.10.2010 20:01:48

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #309497
Хорошо бы еще покопать материалы со стороны "Норильскникеля" по части оценок тяжести потерь.

Попробую глянуть последние публикации по истории комбината - к 75летнему юбилею издали пару добротных книг.


С уважением.

 

#50 13.10.2010 20:07:13

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9683




Re: Конвой ВА-18 против "стаи" "Викинг-2" в 1943 г.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #309503
Попробую глянуть последние публикации по истории комбината - к 75летнему юбилею издали пару добротных книг.

Думаю, Игорю информация из них весьма пригодилась бы :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

Board footer