Сейчас на борту: 
John Smith
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#26 15.01.2011 02:48:56

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

1 - см.2
2 - первый день прошел без участия стоявших в ремонте Харди и Фантаска. На второй день у первого запустили 2 котла из 4-х, у второго 1 турбину из 2 и они приняли участие в боевых действиях. 25 узл первый точно мог сделать -ДД пишет так: "В 12.00 Ле Харди получил приказ выйти на 7000 метров к югу от мыса Мануэль чтобы подобрать сбитого британского летчика. Он выполнял этот приказ когда Барем и Резолюшен, сопровождаемые двумя ЭМ, вынурнули из тумана и в 12.53 открыли по нему огонь с дистанции 11000 метров. Капитан де фрегате Таненберг быстро увеличил скорость до 25узл, открыл огонь по второму ЭМ из главного калибра (130мм) и быстро ретировался под прикрытием дымовой завесы и оживленной стрельбы береговых батарей."

Да, эту опечатку поправили в одном из следующих WI, я не стал копировать. При наличии других мисточников (а они все указывают Фиджи) быстро выявляется.   

Дописка. На Арке еще были два мелких французских пассажирских самолета типа лусиол, 23 в 05.35 они вылетели а в 05.54 сели на аэродром Оуакам, в них было 4 французских пилота-агитатора.

#27 15.01.2011 15:44:23

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #345976
Другие источники время не дают.

У Донца написано, что подбит был крейсер ок. 11.00, а убрался с поля боя в 11.20. Ни один из источников не отмечает участие "Кумберленда" в обстреле.

P.S. Не могу связаться по личке, она у Вас забита.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#28 15.01.2011 18:24:55

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #340558
25-го Барем отоварился еще один раз, но чем именно непонятно.
У ДД в тексте ничего нет кроме того что использовались нестандартные заряды которые не были заложены в расчет  СУАО. Зато в журнале Ришелье читаем: "09.25 Приказано обстрелять Барем из 380мм. Последний получил попадание в корму, резко повернул снизив скорость".

Действительно, непонятно, если учесть, что и по Смиту, и по компиляции, "Бархэм" получил попадание в 09.19.

Непонятно. По Смиту и компиляции "Форчун" был атакован после 09.00 неким 6-дюймовым крейсером (каким7)

Отредактированно CAM (15.01.2011 19:00:52)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#29 16.01.2011 13:45:55

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #346118
У Донца написано, что подбит был крейсер ок. 11.00, а убрался с поля боя в 11.20. Ни один из источников не отмечает участие "Кумберленда" в обстреле.

В австралийском официозе написано что вроде бы все четыре корабля повреждены до 11.15. Насчет обстрела - молчок. На naval-history.net есть корявенькая фраза Provided naval gunfire support and hit by 9.4in shell from shore battery - обеспечивал артподдержку с моря.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #346167
Действительно, непонятно, если учесть, что и по Смиту, и по компиляции, "Бархэм" получил попадание в 09.19.

Да, согласно журналу огонь из 380мм велся по Барему с 0904 по 0915 и с 0925 по ? (0930 - конец боя). 152мм обстреливали Барем с 0905 по 0910 (когда башня №7 сломалась) и с 0917 Резолюшен (видимо башня №5)

CAM написал:

Оригинальное сообщение #346167
Непонятно. По Смиту и компиляции "Форчун" был атакован после 09.00 неким 6-дюймовым крейсером (каким7)

24 других выходов не описано, также как и обстрела ЛК крейсеров, по ним вели огонь ТК. Барем в 09.42 обстрелял ЭМ внутри внешней гавани.

P.S. Личка зачищена.

#30 16.01.2011 19:08:12

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #346400
24 других выходов не описано, также как и обстрела ЛК крейсеров, по ним вели огонь ТК.

Возможно, обстрелян был один из лидеров, который приняли за крейсер.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #346400
согласно журналу огонь из 380мм велся по Барему с 0904 по 0915 и с 0925 по ? (0930 - конец боя).

Накануне "Ришелье" так же дважды открывал огонь ГК. Поэтому приведенный выше расход снарядов - 24 шт. за два дня представляется заниженным.

В сязи с указанными выше потерями от действий французских истребителей - 3 "Скьюа" и 3 "Свордфиша" 24 сентября, а так же больших потерях от зенитной артиллерии, представляет интерес действия авиагруппы "Арка" вообще


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#31 16.01.2011 21:31:22

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #346493
Накануне "Ришелье" так же дважды открывал огонь ГК. Поэтому приведенный выше расход снарядов - 24 шт. за два дня представляется заниженным.

У ДД написано что по приходу в Дакар имелось на борту 269 380мм и 49 зарядов к ним. На 25 осталось 24 оригинальных заряда и насколько можно понять последняя стрельба велась переделанными зарядами от 330мм пушек (коих изготовили 150шт). Последние уменьшали начальную скорость на 50м/с - СУАО не была на них рассчитана - и использовались в последнюю очередь.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #346493
В сязи с указанными выше потерями от действий французских истребителей - 3 "Скьюа" и 3 "Свордфиша" 24 сентября, а так же больших потерях от зенитной артиллерии, представляет интерес действия авиагруппы "Арка" вообще

Это еще мой ляп - сбито вместе с зенитной артиллерией т.к. на 2 или 3 претендует Ришелье (атака в 0910).   
24:
06.27 вылет 6 скью с 500ф ПББ - горизонтальная бомбардировка кораблей  в гавани. Заявлено два близких промаха по Ришелье (в журнале отмечена атака 3 скью в 07.13, падения бомб в 500м от левого борта и 200м от правого) и один по Фантаску.
07.00 вылет 6 суордфишей - атака на 240мм кап Мануэль, заявлено 8 попаданий (на деле 1 близкий промах, в журнале отмечена атака одиночным самолетом резиденции губернатора в 0815)
08.00 вылет 6 суордфишей с 4 250ф ПББ (командир 810 эскадрильи прокомментировал слабоватость бомб "Мы могли бы с тем же успехом кидать кирпичи"), 09.10 пологое пикирование сброс с 4000 ярдов, несколько близких промахов (поврежден нефтепровод на пирсе).
Французские авиапатрули (вылет 05.44 и 3 кертиса в 0724 с Оукама) совместно с зенитками сбили 6 шт.
15.00 вылет 9 суордфишей с торпедами под прикрытием 3 скью, в 15.40 атака крейсеров (Ришелье с 23 окружен торпедными сетями) 8 торпед сброшено заявлено 2 попадания по крейсеру и 1 вероятное, по ЭМ. Зенитным огнем сбито 2шт.
На Арк Рояле осталось 19 суордфишей и 18 скью + 6 вышедших из строя. Сбито 8.

Отредактированно Serg (16.01.2011 21:50:26)

#32 17.01.2011 00:13:42

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

С 24-м как раз более-менее понятно, Это описано у Гарроса и Смита. Но 23-е – после массового утреннего «агитационного» вылета британцы больше не летали? А 25-го, при распрекрасной летной погоде, создается впечатление, что летал один «Валрус» «Австралии», который был сбит «Хоком», а вся авиагруппа «Арка» отдыхала. И где  и с кем все три дня операции находился авианосец?


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#33 18.01.2011 00:03:13

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

Они у Мардера плохо описаны:
23 примерно в тоже время что вылетели люсиоли Арк поднял 6 суордфишей которые вели разведку, фотографировали местность и раскидывали воззвания. Один из них был поврежден, якобы огнем с Ришелье (не есть факт - по журналу Ришелье им огонь по воздушной цели за день велся только один раз с 1342 по 1344 и о повреждении самолета ничего не сказано).

25 "... 05.30 Арк Роял поднял разведчиков, противолодочный и истребительный патрули. Французские истребители внесли решающий вклад в успех их стороны. Действуя крайне активно они отогнали все самолеты за исключением разведчиков над районом Дакар-Чесс [Thies] (что позволило Беверзье произвести выход будучи незамеченной разведывательными самолетами). Позднее они мешали корректировщикам с британских кораблей и в 08.18 сбили уолрус Австралии. Кэптен Холланд в полдень 24-го предложил произвести бомбардировку Оуакама 9-ю суордфишами на рассвете 25-го т.к. французские истребители делают "опасным" пребывание ТКР-в [суордфишей, =Торпедоносец-Корректировщик-Разведчик] в районе Дакара. Предложение было одобрено командующими 24-го в 23.28, хотя [к этой цели] еще был добавлен Гори. Из-за интенсивного радиообмена с Уэстернлендом радиограмма дошла до Арк-Рояла только в 02.00 25-го. Холланд решил что не успеет осуществить операцию до рассвета и не пошлет его старые и медленные машины на такое задание днем когда эффект неожиданности утрачен. О чем он и доложил в 02.42: "сейчас слишком поздно, самоубийство [атаковать] кроме как до наступления рассвета."
Канингем был этим очень удивлен поскольку до наступления рассвета (около 05.30) оставалось 2.5
часа и их должно было хватить на подготовку небольшой ударной группы и достижения целей менее чем в 30 милях. Даже если бы случилась задержка не было никакой уверенности что нельзя будет воспользоваться облачностью для проведения внезапной атаки (доклад Канингема часть5.прил4.стр4)"
В журнале Ришелье отмечено
05.40 авиапатруль кертисов в воздухе
06.52 вражеский гидросамолет-разведчик сбит кертисом
08.33 вылет самолета с одного из кораблей противника
09.20 вражеский корректировщик сбит кертисом
11.00 принят сигнал Арк-Роял в 35км на 215 от водокачки, следует на запад в окружении ЭМ.
11.25 5 самолетов вылетело с Арк-Рояла
11.40 воздушная тревога
12.00 отбой воздушной тревоги.

Про эскорт Арк-Рояла ничего нет.

#34 18.01.2011 21:02:59

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

1

Serg написал:

Оригинальное сообщение #346887
Про эскорт Арк-Рояла ничего нет.

Благодарю. Терерь, за три дня активнных боевых действий в ходе операции "Мэнес" из моих и Ваших источников получается следующая картина.

Спойлер :

Может, что-то существенное упустил?

Отредактированно CAM (18.01.2011 22:54:17)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#35 18.01.2011 22:18:41

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #346538
На 25 осталось 24 оригинальных заряда и насколько можно понять последняя стрельба велась переделанными зарядами от 330мм пушек (коих изготовили 150шт). Последние уменьшали начальную скорость на 50м/с - СУАО не была на них рассчитана - и использовались в последнюю очередь.

А єти 150 самодельных зарядов из каких переделывали? По источникам, 25-го "Ришелье" выпустил за две стрельбы 24 заряда, по 12 на каждую. Так что до переделанных дело не дошло.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#36 18.01.2011 22:20:21

Eugenio_di_Savoia
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 23727




Re: Операция "Мэнес"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #347131
А єти 150 самодельных зарядов из каких переделывали?

Из "дюнкерковских"


Ubi Sabaudia ibi victoria

#37 18.01.2011 22:59:51

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Интересен еще один момент в этой операции. Это тоже из моей компиляции.

По приходу в Дакар Соединение Y намеревалось направиться в Либревилль для восстановления порядка и французского суверенитета в одной из отложившихся колоний, Габоне. Поскольку в Либревилле отсутствовали необходимые для заправки французских кораблей запасы топлива, туда предварительно была направлена группа обеспечения в составе танкера «Терн» и сопровождавшего его легкого крейсера «Примоге», a 18 сентября вслед за танкерной группой в Либревилль вышли и крейсера Бурраге. Англичане немедленно узнали об этом - эсминец, выделенный для наблюдения, следовал за ними. Де Голль не сомневался, что корабли Буррагэ шли к Экваториальной Африке, где они беспрепятственно могли войти в порт Либревиль и без труда могли снова захватить Пуэнт-Нуар и Дуалу. Даже если неожиданного появления этой грозной эскадры было бы недостаточно для восстановления прежнего положения в Конго и Камеруне, эти отличные корабли легко сумели бы прикрыть переброску и высадку карательных частей, направленных из Дакара, Конакри или Абиджана. Было ясно, что правительство Виши замышляло крупную операцию с целью вернуть себе территории, присоединившиеся к «Свободной Франции», и что посылка крейсеров в экваториальные воды могла произойти лишь с полного согласия, если не по приказу немцев. Адмирал Каннингэм согласился с тем, что необходимо немедленно остановить эскадру Виши. Союзники условились, что этой нежданно-негаданно появившейся эскадре будет предложено направиться не в Дакар, а в Касабланку. В случае отказа английская эскадра начнет военные действия. Впрочем, мы надеялись, что одной угрозы будет достаточно, чтобы  эти корабли повернули назад. Ведь если английские корабли, обладавшие значительно меньшей скоростью, не могли перехватить корабли Виши, то зато двойное превосходство в вооружении обеспечивало англичанам преимущество над вишистским флотом в случае, если ему придется искать убежища на рейде какого-нибудь экваториального порта, не защищенного береговой артиллерией. Следовательно, Буррагэ должен был либо уйти, либо принять бой в худших для него условиях. Представлялось маловероятным, чтобы командующий эскадрой Виши принял последнее решение.
19 сентября Бурраге обнаружил, что его корабли сопровождают тяжелые крейсера «Кумберленд» и «Австралия» (британцы встретились в 08.00 19-го и поджидали французов), но продолжал двигаться на юг. Во второй половине дня им было получено радио с находившегося в сотне миль впереди крейсера «Примоге», командир которого, капитан 1-го ранга Пьер Гуабе, сообщил, что его группа перехвачена кораблями Южно - Атлантической станции, тяжелым крейсером «Корнуолл» и легким «Дели», и запросил разрешения открыть огонь. Но адмирал запретил вступать в схватку с британскими кораблями, и французы были вынуждены под эскортом направиться в Касабланку, куда пришли 24 сентября. После этого лишенным топливного снабжения крейсерам Соединения Y оставалось только вернуться в Дакар. Ночь наступила быстро, как это бывает в тропиках. В 17.30 французы  повернули на северо-запад и увеличили скорость, чтобы обойти преследовавших их англичан. Скоро они вышли из поля зрения, поскольку англичанам потребовалось время, чтобы  развить полный ход. В 21.00 с «Австралии» увидели одного из французов справа по носу –  крейсер «Глуар», который из-за неисправности в машинах мог следовать только на 4 узлах.
«Кумберленд», к которому присоединился  «Девоншир», продолжал преследовать двух других французов, но они достигли Дакара, уйдя от британской погони. 20 сентября "Жорж Леги" и "Монкальм" прошли сетевое заграждение этого крупнейшего порта Французской Западной Африки. По возвращении в Дакар только с двумя крейсерами своего соединения контр-адмирал Бурраге был снят с должности и заменен вице-адмиралом Э.Лакруа
«Глуар» находился в поле зрения «Австралии» весь следующий день (20 сентября), и, наконец, смог восстановить скорость в 17 узлов. С «Австралии» французу приказали, чтобы  он уходил в Касабланку, и предупредили, что "потопят его", если обнаружат около Дакара.  Капитан «Глуара» Бруссине гарантировал, что он спокойно перейдет к Касабланке; австралийцы  приняли эту гарантию  и корабли разошлись («Глуар» достиг Касабланки 24 сентября).

Таким образом, с английской стороны козлом отпущения стал адмирал Норт, с французской - адмирал Буррагэ.

Отредактированно CAM (18.01.2011 23:02:03)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#38 21.01.2011 19:51:56

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

Я еще несколько книжек просмотрел которые по ходу Менас затрагивают. К своему удивлению, нашел у Смита (destroyer leader Faulknor) про эскорт: "В 17.00 [25 сен] Арк Роял доложил что Эскапад (один из двух ЭМ эскорта) с Грейхаундом имеют мало топлива поэтому на их замену были высланы Фолькнер и Форестер из соединения ЛК."

CAM написал:

Оригинальное сообщение #347131
А єти 150 самодельных зарядов из каких переделывали? По источникам, 25-го "Ришелье" выпустил за две стрельбы 24 заряда, по 12 на каждую. Так что до переделанных дело не дошло.

а Из запаса зарядов для Страсбурга. Порох переупаковали в шелковые четвертьзарядные картузы сшитые монашками местного монастыря.
б А по каким источникам не подскажите? В компиляции указаны только 12 выстрелов. А ДД вообще дают расход за три дня, 24 выстрела.
с Могу только предположить что дело возможно в распределении этих 24 оригинальных зарядов по башням, скажем в качестве предосторожности на случай поломки. Все ли были в башне №1 на 25 число? ДД же пишут так: "Барем открыл огонь по Ришелье с 19000м быстро добившись его накрытия 4-орудийными залпами; Ришелье ответил но его СУАО имела осложнения с подгонкой под переделанные заряды SD19 [- 330мм]."

CAM написал:

Оригинальное сообщение #347104
Может, что-то существенное упустил?

CAM написал:

Оригинальное сообщение #347142
Это тоже из моей компиляции.

Нда, это не на сегодня.

Отредактированно Serg (21.01.2011 19:54:42)

#39 21.01.2011 21:03:19

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #348056
б А по каким источникам не подскажите? В компиляции указаны только 12 выстрелов. А ДД вообще дают расход за три дня, 24 выстрела.

По Гарросу, "Бархэм" был поражен одним из 12 выпущенных по нему 380-мм снарядов. Поскольку в компиляции указаны 12 выстрелов при описании первого (до 09.15) обстрела, я все их отнес к нему. В этом моменте надо понимать, что 12 снарядов было выпущено ВСЕГО 25-го за оба обстрела, 12 - тоже ВСЕГО 24-го? 23-го "Ришелье" ГК вообще не стрелял.

Отредактированно CAM (21.01.2011 21:04:29)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#40 29.01.2011 18:41:36

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

День первый. (23 сентября)) Британские тяжелые корабли, подошедшие к Дакару около 09.00, попали под спорадический обстрел беоеговой батареи мыса Манюэль, открывшей огонь в 10.05, и линкора «Ришелье». Подводная лодка "Персей", покинувшая гавань прежде "Ажакса", в надводном положении  прошла южные ворота заграждения и направилась к мысу Манюэль, а затем к полуострову Вер, чтобы занять позицию в бухте Йоф. Ее обнаружил патрульный «Свордфиш». Последовал приказ: "Атаковать подводную лодку".                                                                                                     
После событий 8 июля было приказало силой отражать попытки британских кораблей, которые откажутся держаться вне 20 миль от берега. Башня 240-мм орудий на мысе Манюэль, в соответствии с инструкциями,  в 10.51 открыла огонь по британским эсминцам «Форсайт» и «Инглфилд», следовавшим на перехват «Персей». «Инглфилд» получил прямое попадание – снаряд, пробивший с 6000 ярдов корпус, сделал аккуратное отверстие на входе и огромную рваную дыру на выходе. Попадание пришлось в левый борт в район 156 шпангоута на 5 футов ниже верхней палубы. Каюта, куда попал снаряд, была разрушена. Один офицер и шесть нижних чинов были ранены.
По English/Amazon to Ivanhoe снаряд был определен как фугасный 7.5". По журналу британские снаряды начали падать в гавани в 11.13, Гори открыл огонь в 11.26, сам Ришелье из 152" №7 и 100мм в 11.40 по 2ЛКр (на поражение).                                                        
... Только в 11.04 2 линкора и 2 тяжелых крейсера с 9000 ярдов открыли ответный огонь по кораблям в гавани и батареям острова Горе и мыса Манюэль; 381-мм снарядом был поражен пароход "Портос" (8 убитых), имелись многочисленные жертвы в городе, который в панике покидало население. Береговая артиллерия вступила с англичанами в перестрелку - два французских снаряда  легли очень близко от борта «Австралии», а «Дрэгон» от огня батарей получил осколочные повреждения (1 раненый).
Многочисленные жертвы - это журналистика, лучше выкинуть. Из мирного населения за 3 дня боевых действий пострадало: цивилизованных граждан убито/ранено 8/18 чел и чурок 60/179, из числа военных европейцев 84/89 (в основном с Одасье) чурок 14/54. Немного для города с населением 112000. Паника имела место когда в этот день несколько перелетов попали в туземные кварталы. Но ее превели в русло организованной эвакуации. Кроме того на улицах предварительно были выставлены вооруженные патрулина случай активизации 5 колонны.
... В 12:20, де Голль в четвертый раз обратился к дакарцам: "Я умоляю власти Дакара и призываю их подтвердить, что они не будут больше сопротивляться прибытию в гавань французских кораблей и высадке войск, находящихся под моим командованием. Во всяком случае войска под моим командованием, как и силы союзников ответят всем, кто будет стрелять по ним".
В 13:00 генерал-губернатор Буассон ответил: "Вы убедились, что мы ответим силой на любые попытки высадиться. На вас падает вся ответственность за пролитие французской крови, остерегайтесь этой ответственности - кровь уже пролилась".
"... Вы первыми пролили французскую кровь. И Вам придется ответить за нее", это
сообщение получено в 11.44 в ответ на ультиматум Де Голля. Первое обращение к руководству Дакара
было несколькими минутами позднее 06.00 (на 45 мин раньше чем по плану, Канингем  впоследствии
раскритиковал его как преждевременное), второе около 07.00, третье 08.07, четвертое с угрозами в
09.00, и наконец ультиматум в 10.20 (после него оборонительные мероприятия были ускорены - двум
тральщикам отдан приказ произвести зачистку проходов к гавани от предполагемых мин, проделаны новые
ворота в сетевых заграждениях для быстрого выхода кораблей к месту предполагаемой высадки -
песчанным пляжам к востоку от города, выслан самолет-разведчик, Ришелье развернут так чтобы высвободить
сектора обстрела).

... 138-миллиметровки "Бразза" заставили батарею замолчать. 
По шлюпам вскоре был открыт и пулеметный огонь. Браз в ответ разрушил маяк но попаданий в 3.7" батарею не добился.
За несколько минут до этого два бомбардировщика «Глен Мартин» пролетели на небольшой высоте над французским отрядом, словно намереваясь показать, что он находится в полной их власти, а так в действительности и было.                                                                                                                                Высадка, которая производилась дальше к югу, натолкнулась на огонь пулеметного отделения 4-го сенегальского полка. В 17.58 был дан сигнал об атаке, а уже в 18:03 он был отменен  Де Голль решил отойти в море, что и было сделано без каких-либо происшествий; в 18.38 авизо отошли на позицию к юго-западу от мыса Назе.
Речь о второй попытке произвести высадку теми же кораблями, к югу от места первой. Десантные шлюпки на этот раз в 300 ярдах от берега остановили редкие ружейные выстрелы (! не град пуль). В 17.58
сигнал с Уэстернленда отменил операцию.

... У стоявших на ремонте «Арди» запустили 2 котла из 4, а у «Фантаска» - 1 турбину из 2, и они могли принять участие в боевых действиях.
23 сентября, в 16.45 и 17.00 соответственно вышли со стоянки и присоединились к боеспособным кораблям.
... В 08.00 шесть «Свордфишей» 810-й эскадрильи, во¬оруженные  4  500-фн полубронебойными бомбами каждый,
Для Суордфишей 4 500ф многовато. Урежте вдвое.
... В 07:00 "Аякс" обнаружил британские крейсера и приготовился выпустить торпеды. В 08.05 «Форчун» установил гидроакустический контакт, немедленно известил эскадру и сбросил одну глубинную бомбу, чтобы загнать лодку в глубину. Но эта бомба была сброшена с невероятной точностью. Через несколько секунд в облаке пузырей на поверхность вылетела подводная лодка «Аякс», поднявшая белый флаг. Англичане тут же взяли ее на абордаж,
По Мардеру Аякс вышел на позицию для атаки ЛК, но был засечен асдиком Фортьюна в 08.05 уже внутри ордера. После сброса глубинной бомбы тяжело поврежденный Аякс всплыл в 08.38.
... Этим утром видимость была лучше, чем накануне, но дымка была достаточно плотной, что вынудило линкоры подойти близко к берегу.
Видимость ранним утром увеличилась до 9000, а днем временами достигала 15000-20000 ярдов но все еще была плохой. К 07.25 когда корабли были в 16000 ярдах от фортов все еще ничего не было видно. Это вынудило адмирала отложить бомбардировку планировавшуюся одновременно с авианалетом.
Французские батареи открыли огонь в 09.35. В 09.37 (09.36) "Резолюшн" (головной), "Бархэм"  и 2 тяжелых крейсера,  сблизившись до 16000 ярдов, от¬крыли по батареям и "Ришелье" ответный огонь. Сначала оба линкора стреляли по «Ришелье»; первый их залп лег поблизости от «Жоржа Леги», и тот начал отстреливаться. Французский линкор часто накры¬вали залпы 381-мм снарядов, но «Ришелье» получил только небольшое повреждение от осколока снаряда, который пробил небронированный корпус чуть выше ватерлинии в секции R (в корме). По¬страдавших не было.                                                                                                   Через 10 минут после начала стрельбы на «Резолюшне» отказал механизм поворота КДП, после чего эффективность огня линкора резко упала. «Резолюшн» перенес огонь на батарею мыса Манюэль, но не сумел подавить ее. Действия самолетов-корректировщиков были неудовлетворительными.
Стрельба ЛК обеспечивались чужими корректировщиками. Наблюдатель с Барема был увезен Кумберлендом, а корректировщик Резолюшена поврежден.
Густая дымка и так мешала стрельбе, а тут еще «Ле Арди» поставил дымзавесу, эффективно укрыв свои корабли от британских наводчиков; в 09.42 «Бархэм» обстрелял франузский эсминец.                                                                              Хотя линкорами было выпущено более 100 снарядов, не удалось добиться ни одного попадания  ни в торговые суда, которыми была забита гавань, ни в батареи.
Лучше замените торговые суда на корабли. Ни один просмотренный мной источник не говорит что по первым (54шт) велась прицельная стрельба.
В 09.40 «Ришелье» по¬пытался ответить британцам из башни ГК№2, но внутреннее орудие правой полубашни №7 разорвало, когда снаряд первого же залпа взорвался в стволе. Орудие №8  (внешнее) сделало еще 2 выстрела,  прежде чем форс пламени выбился из-под затвора. Было обнаружено, что ствол серьезно поврежден - на длине 8 м слетела нарезка. Орудия №6 и 5, после тщательного осмотра,  продолжили вести огонь,  но он был безрезультатным. (При расследовании причин взрыва орудий на "Ришелье" сначала пришли к заключению, что причи¬ной стал некачественный порох. Но затем удалось установить, что дело заключалось в 380-мм снарядах, которые впервые изготавливались во Франции и не прошли всех положенных испытаний). 
Орудие №5 также вышло из строя при разрядке выстрелом на 26-е поэтому орудие №6 разрядили через затвор. Следственные эксперементы 40г показали что заряды SD21 создавали давление 3700 кг/квсм а переделанные SD19 3200 кг/квсм при 40гр С (такой была температура в башне 24-25). Снаряды же
проектировались на давление 3200 кг/смкв, а по факту 4 пустые полости в днище (под ОВ) выдерживали
давление только в 2800 кг/квсм. При повышенном давлении их стенки прорывало и раскаленные газы достигнув ВВ вызывали взрыв. Поэтому при использовании переделанных SD19 (785 м/с) в башне №1 инцидентов не было.

... Французы отметили близкие падения  вокруг своих кораблей около 250 снарядов.
Распределение целей было таким же как 24-го: Барем - Ришелье, Резолюшен - Гори, Австралия -
крейсера, Девоншир - кап Мануэль. Последний выпустил 200 8" не добившись попаданий. Гори никто
толком не обстреливал, в относительной близости были отмечены только падения трех одиночных снарядов не причинивших ущерба.

... Каннингхэма очень беспокоило состояние «Резолюшна», и он повел свой флагманский корабль на юг, чтобы прикрыть поврежденный линкор. Последний залп по Дакару орудия «Бархэма» сделали в 09.21. «Форестер» и «Инглфилд» прикрыли отход «Резолюшна» дымзавесой,  а попытка атаки французского бомбардировщика была отбита огнем зениток. После этого Джон Каннингхэм решил, что пора заканчивать. В 09.30 (09.32) английские корабли прекратили стрелять, а в 11.52 поступил приказ об общем отходе.
По Heckstall-Smith/Fleet that faced both ways у Резолюшена затопило левое МО. Была отдана команда приготовиться покинуть корабль. Ночью пожары были взяты под контроль и предпринималась попытка спрямить ЛК так как крен вызывал сбои в работе ЭУ (скорость упала с 12 до 5 узл). Затоплением отсеков правого борта его уменьшили до 11гр однако осадка носом выросла до 40 футов (а верхняя палуба левого борта была в нескольких футах над водой). Дальнейшее контрзатопление приостановили из-за опасения что ЛК может потерять плавучесть. После рассвета скорость упала до 3узл. В 09.45 Барем после вынужденной остановки для ремонта поврежденных циркуляционных вентиляторов взял на буксир Резолюшен (15" боезапас с него выбросили за борт).   
Барем после выхода из строя Резолюшена попал под сосредоточенный огонь береговых батарей и за небольшой промежуток времени получил 5 попаданий, выпустив только около 12 залпов.

Отредактированно Serg (29.01.2011 18:51:58)

#41 29.01.2011 19:04:43

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

По приходу в Дакар Соединение Y намеревалось направиться в Либревилль для восстановления порядка и французского суверенитета в одной из отложившихся колоний, Габоне. Поскольку в Либревилле отсутствовали необходимые для заправки французских кораблей запасы топлива, туда предварительно была направлена группа обеспечения в составе танкера «Терн» и сопровождавшего его легкого крейсера «Примоге», a 18 сентября вслед за танкерной группой в Либревилль вышли и крейсера Бурраге.
Естественно сами крейсера не могли навести порядок на суше, им должны были занятся подразделения
сенегальской пехоты, коих было по 80 чел на каждом крейсере Борагье. Танкер с эскортом вышел вечером 14-го и соответственно должен был прийти 22, на 4 дня раньше.

Англичане немедленно узнали об этом - эсминец, выделенный для наблюдения, следовал за ними.
Никакого ЭМ там не было. Борагье шел на 15.5узл утром 19 в 150 милях на северо-запад от Фритауна
когда случайно наскочил на Австралию которая шла на смену патрулировавшего южнее Дакара  Кумберленда. Австралия начала слежку вызвав на помощь Кумберленд и Фритаун (Канингем вышел в 14.00 на Девоншире с 3 ЭМ, за ним на всякий случай последовал Барем с 2 ЭМ).

Де Голль не сомневался, что корабли Буррагэ шли к Экваториальной Африке, где они беспрепятственно могли войти в порт Либревиль и без труда могли снова захватить Пуэнт-Нуар и Дуалу. Даже если неожиданного появления этой грозной эскадры было бы недостаточно для восстановления прежнего положения в Конго и Камеруне, эти отличные корабли легко сумели бы прикрыть переброску и высадку карательных частей, направленных из Дакара, Конакри или Абиджана.
Скорее Канингем, Де Голь слишком мелкая фигура для принятия решений. Послеполудня адмиралтейство передало инструкции (выработанные на совещании начальников штабов под председательством премьер-министра): не позволить французам вернуться в Дакар. Либо вынудить сдаться и привести в Фритаун либо проводить под эскортом в Касабланку. В соответствии с ними англичане и действовали в дальнейшем.
Было ясно, что правительство Виши замышляло крупную операцию с целью вернуть себе территории, присоединившиеся к «Свободной Франции», и что посылка крейсеров в экваториальные воды могла произойти лишь с полного согласия, если не по приказу немцев. Адмирал Каннингэм согласился с тем, что необходимо немедленно остановить эскадру Виши. Союзники условились, что этой нежданно-негаданно появившейся эскадре будет предложено направиться не в Дакар, а в Касабланку. В случае отказа английская эскадра начнет военные действия. Впрочем, мы надеялись, что одной угрозы будет достаточно, чтобы  эти корабли повернули назад. Ведь если английские корабли, обладавшие значительно меньшей скоростью, не могли перехватить корабли Виши, то зато двойное превосходство в вооружении обеспечивало англичанам преимущество над вишистским флотом в случае, если ему придется искать убежища на рейде какого-нибудь экваториального порта, не защищенного береговой артиллерией. Следовательно, Буррагэ должен был либо уйти, либо принять бой в худших для него условиях. Представлялось маловероятным, чтобы командующий эскадрой Виши принял последнее решение.
19 сентября Бурраге обнаружил, что его корабли сопровождают тяжелые крейсера «Кумберленд» и «Австралия» (британцы встретились в 08.00 19-го и поджидали французов), но продолжал двигаться на юг. Во второй половине дня им было получено радио с находившегося в сотне миль впереди крейсера «Примоге», командир которого, капитан 1-го ранга Пьер Гуабе, сообщил, что его группа перехвачена кораблями Южно - Атлантической станции, тяжелым крейсером «Корнуолл» и легким «Дели», и запросил разрешения открыть огонь.
Конечно не 100 а 1000 миль, им осталось до Либервиля 640 миль. Вообще в абзаце много лишнего, я бы сократил. Например непонятно почему 3 крейсера с 27 6" должны быть в два раза слабее 2 крейсеров с 16 8".Но адмирал запретил вступать в схватку с британскими кораблями, и французы были вынуждены под эскортом направиться в Касабланку, куда пришли 24 сентября.
Дели еще 22 ушел на заправку, а Корнуол бросил подопечных 26-го, когда получил чесное слово от
француза прийти в Касабланку. Что тот и сделал 1 октября.

После этого лишенным топливного снабжения крейсерам Соединения Y оставалось только вернуться в Дакар. Ночь наступила быстро, как это бывает в тропиках. В 17.30 французы  повернули на северо-запад и увеличили скорость, чтобы обойти преследовавших их англичан. Скоро они вышли из поля зрения, поскольку англичанам потребовалось время, чтобы  развить полный ход.
Борагье повернул обратно в 18.30 19-го незадолго до наступления темноты, увеличив ход до 29узл.
Австралия и Кумберленд также увеличили ход до предела но не сумели сократить дистанцию. В 00.54 20-го Кумберленд передал что не позволит ему вернуться в Дакар так как там французы попадут под немецкий контроль и что можно договорится без кровопролития. Борагье ответил что он не допустит перехода его кораблей в руки немцев. Из-за сильного ливня продолжавшегося до 03.00 видимость иногда уменьшалась до нескольких ярдов и в лучшем случае не превышала 2 миль. Контакт был потерян и восстановлен только в 05.30 когда до Дакара оставалось 30 миль. Дистанция до противника в 10 миль оставляла мало шансов помешать французам и в 06.55 Кумберленд прекратил погоню. Борагье привел корабли в Дакар в 07.50 20-го.

В 21.00 с «Австралии» увидели одного из французов справа по носу –  крейсер «Глуар», который из-за неисправности в машинах мог следовать только на 4 узлах.
«Кумберленд», к которому присоединился  «Девоншир», продолжал преследовать двух других французов, но они достигли Дакара, уйдя от британской погони. 20 сентября "Жорж Леги" и "Монкальм" прошли сетевое заграждение этого крупнейшего порта Французской Западной Африки. По возвращении в Дакар только с двумя крейсерами своего соединения контр-адмирал Бурраге был снят с должности и заменен вице-адмиралом Э.Лакруа
«Глуар» находился в поле зрения «Австралии» весь следующий день (20 сентября), и, наконец, смог восстановить скорость в 17 узлов. С «Австралии» французу приказали, чтобы  он уходил в Касабланку, и предупредили, что "потопят его", если обнаружат около Дакара.  Капитан «Глуара» Бруссине гарантировал, что он спокойно перейдет к Касабланке; австралийцы  приняли эту гарантию  и корабли разошлись («Глуар» достиг Касабланки 24 сентября).
Глуар который из-за поломки в 19.00 снизил скорость до 23узл, а в конечном итоге и до 4, направился
в Конакри. Однако в 23.45 был перехвачен Австралией и 2ЭМ. Остальные корабли Канингема - Девоншир и Ингефельд - подоспели позже, и после переговоров с ним утром 20 Глуар согласился отправится в Касабланку под эскортом Австралии. Однако в 190 милях юго-западнее Дакара утром 21 командир Австралии отпустил опекаемого под чесное слово которое было сдержано - 24-го Глуар пришел в Касабланку.
Дарлан был взбешон этими инцидентами и помимо замены командующего на Эмиля Лакруа возобновил действие приказа на атаку британских кораблей подошедших к побережью ближе чем на 20 миль, отменненого им же несколькими днями ранее. Лакруа (командующего 3-й эскадрой в Тулоне) немедленно запихнули в самолет и отправили в Дакар, куда он и прибыл вечером 21. В течении менее чем 12 часов он сориентировался в обстановке и должил адмиралтейству что Дакар по всей видимости если и не будет атакован то подвергнется британской блокаде (телеграмма 18.40 22-го). Дарлан в свою очередь еще 21-го запросил разрешения о приведении в боевую готовность и отправку в западную африку соединения из ЛК Страсбург, 2 10000т ТК, 1 7500т ЛКр и лидеров а также на переброску авиачастей. Но получил отказ немецкого ГШ.

Все по Мардеру, время по Гринвичу.

Отредактированно Serg (29.01.2011 19:12:35)

#42 29.01.2011 19:09:41

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #346887
Один из них был поврежден, якобы огнем с Ришелье (не есть факт - по журналу Ришелье им огонь по воздушной цели за день велся только один раз с 1342 по 1344 и о повреждении самолета ничего не сказано).

Исправляем: с 06.10 когда была объявлена воздушная тревога (отбой 06.40), Ришелье вел огонь из всех зениток по бипланам сбрасывающим листовки Де Голля. Но сведений о сбитых им самолетах все равно нет.

#43 30.01.2011 00:40:13

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #350887
По журналу британские снаряды начали падать в гавани в 11.13, Гори открыл огонь в 11.26, сам Ришелье из 152" №7 и 100мм в 11.40 по 2ЛКр (на поражение).

Благодарю за помощь и за науку - источники надо прорабатывать самому.
Почти все откорректировал, кроме пары моментов, где уверен в достоверности моей информации. Непонятным остался только указанный в цитате момент - по другим источникам огонь англичанами был открыт в 11.04 (11.05), завершен обстрел в 11.35. Не знаю, как с Гори, но с началом британского обстрела что-то не так (хотя у Гарроса то же самое). Начало стрельбы "Ришелье" после завершения стрельбы британцами? Но у Гарроса "Персей" выходил в атаку на крейсер ("Дрэгон"), уже обстреливаемый 100-мм орудиями линкора, а потоплен "Персей" был в 11.37, сначала выпустив торпеды, затем обстрелянный "Бархэмом" и после этого добитый эсминцами. Хронология у французов отстает минут на десять?


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#44 04.02.2011 17:08:52

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Интересен еще один момент – крайне ограниченное использование пикировщиков «Скьюа» как ударных самолетов, хотя береговые батареи, малоподвижные крупные боевые корабли в гавани и близлежащий аэродром Уакам – их цели 25 сентября (вспомнить потопление «Кенигсберга»); в предыдущие дни, ясное дело о сколько-нибудь эффективных ударах с пикирования и речи не могло быть из-за тумана.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#45 05.02.2011 18:28:17

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: Операция "Мэнес"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #351041
Хронология у французов отстает минут на десять?

По разному (например по журналу Ришелье 25го он получил 15" в 09.15 - 0 разница. Резолюшен торпедирован в 09.05 - отставание 2-3мин). Интересно что 9.4" Мануэля вели огонь с 10.04 а их максимальная дальность 19.1км (220кг ББ 23.55гр). В тумане огонь был открыт видимо еще на меньшей дистанции. Непонятно каким курсом и какой скоростью шли англичане чтобы только через час выйти к фортам на дистанцию 4000 ярдов. Это единственный эпизод который не покрыт схемами.       
По журналу Ришелье Пересей покинул внутреннюю гавань и вышел в открытое море в 10.20, Аякс - 10.40 (вернулся во внешнюю гавань в 11.17). Сигнал о потоплении Персея получен в 12.00. Больше ничего интересного.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #353364
Интересен еще один момент – крайне ограниченное использование пикировщиков «Скьюа» как ударных самолетов, хотя береговые батареи, малоподвижные крупные боевые корабли в гавани и близлежащий аэродром Уакам – их цели 25 сентября (вспомнить потопление «Кенигсберга»); в предыдущие дни, ясное дело о сколько-нибудь эффективных ударах с пикирования и речи не могло быть из-за тумана.

Их использовали в качестве замены истребителей. Возможно на создание ударных групп машин не хватало. Оуакам можно было обстреливать корабельной артиллерией, он почти на берегу.

Отредактированно Serg (05.02.2011 18:30:13)

#46 05.02.2011 20:15:02

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Serg написал:

Оригинальное сообщение #353753
Их использовали в качестве замены истребителей.

С этим понятно, но они себя никак не проявили даже против бомберов, что стало ясно уже 24-го.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #353753
Возможно на создание ударных групп машин не хватало.

На момент окончания операции было 16 боеготовых машин - в налеты отправляли и куда меньшие группы.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #353753
Оуакам можно было обстреливать корабельной артиллерией, он почти на берегу.

Сразу несколько вопросов. Целеуказание (на прямую видимость к аэродрому не подпустят береговые батареи)? Наличие фугасных снарядов (было аж три плана военного решения с Дакаром, но в хоть одном из них предусматривалось подавление корабельной артиллерией наземных целей с неизменными тяжелыми потерями среди местных французов?)? Использование пикировщиков позволяло обойти эти проблемы.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#47 06.02.2011 15:03:26

bober550
Гость




Re: Операция "Мэнес"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #353364
крайне ограниченное использование пикировщиков «Скьюа» как ударных самолетов,

Простите. а летчики этих соединений проходили тренажи как пикировщики? Потому как по моим сведениям часть проходили подготовку как чистые истребители.

#48 06.02.2011 15:33:49

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

bober550 написал:

Оригинальное сообщение #353947
Простите. а летчики этих соединений проходили тренажи как пикировщики? Потому как по моим сведениям часть проходили подготовку как чистые истребители.

Отвечаю. Боевые действия 24 сентября.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #347104
В 06.25 (06.27) с «Арк Ройяла» поднялись 6 «Скьюа» с 500-фн полубронебойными бомбами. В 07.15 они атаковали «Ришелье». Заявлено два близких разрыва (в журнале линкора отмечена атака 3 «Скьюа» в 07.13, падения бомб в 500м от левого борта и 200м от правого) и одного по «Фантаску».

при том, что пикировщики имели задачу выцеливать башни линкора. Так что, по крайней мере одна эскадрилья подготовку имела.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#49 06.02.2011 15:52:42

bober550
Гость




Re: Операция "Мэнес"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #353963
Так что, по крайней мере одна эскадрилья подготовку имела.

Действительно. Тогда непонятно.

#50 06.02.2011 22:51:07

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Операция "Мэнес"

Есть еще одна непонятка. Французские "Мартины" не провели ни одной организованной атаки, хотя британские корабли курсировали прямо перед Дакаром - их и искать не надо было. Нападения проводили одиночные бомбардировщики. Какая была подготовка их экипажей для работы по морским целям - неизвестно.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

Страниц: 1 2


Board footer