Сейчас на борту: 
HILMI,
sheff,
Анатолий
   [Подробнее...]

#1 06.03.2011 15:29:18

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Потери на минах на Черном море

Разбираюсь с потерями на немецких авиаминах на Черном море.
С изумлением обнаружил, что не могу найти точные координаты гибели у Феодосии БТЩ "Минреп" 12.9.41 и ТР "Жан Жорес" 16.1.42 (по Жоресу даются координаты 4502/3523, но это в порту на суше, а по описаниям он подорвался на переходе из порта к м.Ильи)

Также смутная ситуация с Днепро-Бугским лиманом.
По Кирееву, там погибли:
21.7.41 сухогрузная баржа у Первомайского
12.8.41 ледокол №5 там же [вел корпус ПЛ С-35, который уцелел]
в июле-августе 1941 4 баржи там же

В известном справочнике по потерям погибшими в лимане числятся:
буксир "Снег" 15.8.41 в 4634,4/3132
плавбаза БКА ДуВФ "Гроза" 18.9.41 у Первомайского
Обе эти потери вызывают смутные сомнения, особенно плавбаза

Кроме того, по Кирееву, в сентябре 1944 в Днепро-Бугском лимане погиб на заграждении S85 сейнер "Ингулец" (дата?)

Коллеги, может у кого нибудь есть какая-нибудь доп.информация по этим случаям?

 

#2 06.03.2011 16:08:21

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5676




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #362562
не могу найти точные координаты гибели у Феодосии БТЩ "Минреп" 12.9.41

могу предложить "на выходе из Феодосии, по пеленгу 40° в расстоянии 4 каб. от Феодосийского маяка", хотя наверное вам это и так известно.

 

#3 06.03.2011 17:11:48

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

igor написал:

Оригинальное сообщение #362569
могу предложить "на выходе из Феодосии, по пеленгу 40° в расстоянии 4 каб. от Феодосийского маяка", хотя наверное вам это и так известно.

Да, спасибо, про маяк известно. Только непонятно, какой из двух имеется ввиду - на моле или на м.Ильи.

По Днепро-Бугскому лиману
Где-то вроде бы знающие люди обсуждали гибель плавдоков с паровозами из Одессы-Николаева-Херсона в 1941. М.б. они и про баржи в лимане знают?

 

#4 06.03.2011 17:46:25

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3390




Re: Потери на минах на Черном море

Пересмотрите насчет "Жореса" две эти ветки. Вроде бы что-то там видел о нем.

http://kortic.borda.ru/?1-3-0-00000047- … 1289750000
http://kortic.borda.ru/?1-3-0-00000063- … 1298043156


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

 

#5 06.03.2011 19:08:08

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Сумрак написал:

Оригинальное сообщение #362579
Пересмотрите насчет "Жореса" две эти ветки.

О! Большое спасибо. Ветки классные.
Но координат всё равно не нашел. Хотя "Жорес" (а м.б. и "Минреп") занесены в списки воинских захоронений, а там явно д.б. координаты.
Хотя люди туда ныряют, т.е. опять же координаты известны.

По воспоминаниям Баголы, "Жорес" не уходил из Феодосии, а наоборот, возвращался. Интересно.

 

#6 06.03.2011 19:47:20

Mohr
Гость




Re: Потери на минах на Черном море

Координаты "Жореса" по Елкину 45°02'121'' N 35°23'611'' E

 

#7 06.03.2011 21:27:37

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Mohr написал:

Оригинальное сообщение #362610
Координаты "Жореса" по Елкину 45°02'121'' N 35°23'611'' E

Большое спасибо. Получается, что до гибели он сдрейфовал метров на 700, причем не в море, как в мемуарах, а к берегу.
А 121'' и 611'', наверно, всё же не секунды, а тысячные минут.

 

#8 06.03.2011 23:16:24

Владимир
Участник форума
Откуда: Таллин
Сообщений: 61




Re: Потери на минах на Черном море

Затонувший "Ж.Жорес" был хорошо виден над водой еще в 1969 - 1970 гг. точно. Северо-северо-восточнее входа в порт, примерно в километре от основания Широкого мола (оценочно по Гуглю).

 

#9 09.03.2011 09:47:43

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3178




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

Вопросец такой: какие потери от мин понесенны после сентября 1944го, после мая 1945го, когда закончилось послевоенное боевое траление?


С уважением.

 

#10 09.03.2011 10:41:25

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1432




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

92. Т-402 «Минреп»
12.09.1941 г. тральщик Т-402 «Минреп» (командир Л. Н. Аверков) вышел из Феодосии. В 21 ч.15 м. по пеленгу 40° на расстоянии 4 кабельтовых от Феодосийского маяка тральщик подорвался на донной мине. По сведениям береговых постов противоминной обороны, мины были выставлены с самолета противника 6 сентября. Взрыв произошел под килем корабля на глубине 20-30 метров. От взрыва «Минреп» приподнялся на взрывной волне, переломился в средней части в районе 62-69 шпангоутов и в кормовой части в районе 77-80 шпангоутов и быстро затонул. Катером КМ-224, высланным к месту гибели, было спасено 16 человек.
Примечание: В некоторых источниках дата гибели
Т-402 другая — 10 или 17 сентября 1941 г.
По данным гидролокации, в 4 кабельтовых от Феодосийского маяка объектов на грунте нет. Единственный объект находится в 16 кабельтовых по пеленгу 200° от мыса Ильи на глубине 28 метров. Возвышение над грунтом около 3 метров. Координаты объекта 44°59.129’N 35°24.583’E. По другим данным, этот объект — немецкая БДБ F-334A. Возможно, после войны тральщик Т-402 был поднят Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, но информацией об этом составители справочника не располагают. По слухам кормовая часть все-таки находится на грунте.

У меня есть фото кормовой части "Минрепа"

 

#11 10.03.2011 00:07:48

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #363527
Вопросец такой: какие потери от мин понесенны после сентября 1944го, после мая 1945го, когда закончилось послевоенное боевое траление?

Между началом сентября 1944 и маем 1945 было минимум 10 подрывов. После - увы, не знаю.

По стартовому сообщению этой темы: нашел дату и место подрыва "Ингульца" (15.9.44, 4636,2/3130,1). Оказалось, это у Киреева есть. ПБ БКА ДуВФ "Гроза", похоже, действительно подорвалась в ночь на 18.9.41. Просто она везде без названия проходит. Тогда же подорвались 2 баржи (непонятно, входят ли они в число тех 4, которые подорвались в "июле-августе")

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #363539
12.09.1941 г. тральщик Т-402 «Минреп» (командир Л. Н. Аверков) вышел из Феодосии. В 21 ч.15 м. по пеленгу 40° на расстоянии 4 кабельтовых от Феодосийского маяка тральщик подорвался на донной мине.

Имеется в виду явно маячок на оконечности волнореза феодосийского порта. Тогда все обстоятельства более-менее сходятся. А тот Феодосийский маяк, что на м.Ильи, на картах и в документах назывался то Феодосийским, то Ильинским (напр., в отчете по Керченско-Феодосийской операции). Интересно, как они в лоции назывались.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #363539
У меня есть фото кормовой части "Минрепа"

Прижизненное или всё же на дне? И насколько точна идентификация?

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #363539
По другим данным, этот объект — немецкая БДБ F-334A.

Там д.б. только половина :-) Носовую часть немцы отбуксировали в Иван-Бабу.

 

#12 10.03.2011 14:59:44

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1432




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

На фото корма "Минрепа". тральщик достаточно хорошо идентифицируется. Видимость хреновая
http://s61.radikal.ru/i171/1103/19/daa579e4ad28.jpg

 

#13 10.03.2011 15:01:18

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1432




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

Памятник погибшем на Минрепе
Феодосия обе фото Бжежинского Игоря
http://s001.radikal.ru/i196/1103/0e/3c9297e663f2.jpg

 

#14 10.03.2011 21:29:34

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #363889
На фото корма "Минрепа". тральщик достаточно хорошо идентифицируется. Видимость хреновая

Интересно всё же, где это фото сделано.
А как он идентифицируется? По приложенному фото я бы не догадался.

 

#15 20.04.2011 00:35:45

Noren
Гость




Re: Потери на минах на Черном море

Если вас еще интересует буксир"Снег",то   он подорвался 15 августа в 150 км к югу от Тендры.Может даже на советской мине.

 

#16 20.04.2011 11:03:06

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1432




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

Лет 15 назад мне досталась копир лоции "Керченского пролива" с отметками о рассположении затонувших объектов и их названий.  Там отметка напротив пункта "Сенной"  буксир "Снег". Может это разные буксиры. Тем более 150 км югу от Тендры. Интересная привязка к местности!!!

 

#17 20.04.2011 11:08:34

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

А источник этой информации не подскажете? Если понимать "150 км к югу от Тендры" буквально, то в этих местах не было заграждений. Хотя дрейфующие мины могли быть, естественно. (Вопрос к Noren)

Отредактированно А. Кузнецов (20.04.2011 11:09:42)

 

#18 20.04.2011 11:14:55

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #378021
Лет 15 назад мне досталась копир лоции "Керченского пролива" с отметками о рассположении затонувших объектов и их названий.  Там отметка напротив пункта "Сенной"  буксир "Снег".

Наши в сентябре 1942 при отходе с Таманского п-ова затопили ледокольный буксир "Снег", т.к. он по осадке не проходил через Тузлинскую промоину. Скорее всего, это он. Значит, его так никто и не поднял.

Елкин А В написал:

Тем более 150 км югу от Тендры. Интересная привязка к местности!!!

Да уж, инновационная :-)

 

#19 20.04.2011 16:12:34

Noren
Гость




Re: Потери на минах на Черном море

Данные о месте и о дате гибели"Снега"- из книги "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях". Откуда А. Широкорад взял это мне неизвестно , но в реестре Департамента подводного наследия Украины "Снег"есть  (http://www.dpsia.kiev.ua/Reestr.php?number=6),там , правда, нет по нему никаких сведений.

 

#20 20.04.2011 17:22:14

Ibis
Участник форума
Сообщений: 46




Re: Потери на минах на Черном море

Маяк на волнорезе - это феодосийский, а на мысе Ильи, соответственно Ильинский. Так правильно. В прошлом году практически на том самом месте, где было отмечено постом СНиС нашли корму "Минрепа". Разница - 95 метров по Гуглу. Но это может быть погрешность приборов, потом спутник для гражданских передает тоже с погрешностью, склонение, разные системы координат и т.д. "Жорес" метров 160 мористее координат Елкина в сторону Чауды. Он пришел в порт и частично разгрузился, одновременно приняв раненных, потом на светлое время суток вышел из порта и инсценировал уход, чтобы немцы не бомбили. Вечером пошел в порт. Буксира не дали. Т/х отклонился от курса и налетел на мину. У него с прошлого перехода был поврежден руль и команду рулевому (который находился на запасном штурвале в корме) приходилось подавать голосом, что неизбежно вело к искажению или замедлению исполнения команды. Экипаж боролся за сохранение теплохода до приказа с тщ сопровождения "Геленджик" - бросить судно. Богола Федор Иванович, к сожалению, в декабре прошлого года умер.

 

#21 21.04.2011 00:50:17

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Noren написал:

Оригинальное сообщение #378085
Широкорад

Понятно

Noren написал:

Оригинальное сообщение #378085
в реестре Департамента подводного наследия Украины "Снег"есть  (http://www.dpsia.kiev.ua/Reestr.php?number=6),там , правда, нет по нему никаких сведений.

Ссылка, к сожалению, не открывается. А что там?

 

#22 21.04.2011 00:53:21

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1986




Re: Потери на минах на Черном море

Ibis написал:

Оригинальное сообщение #378094
Маяк на волнорезе - это феодосийский, а на мысе Ильи, соответственно Ильинский. Так правильно.

Ясно, спасибо. Проблема в том, что в документах времен войны Ильинский маяк тоже иногда называли Феодосийским, отсюда и некоторая неоднозначность.

 

#23 21.04.2011 01:39:56

Noren
Гость




Re: Потери на минах на Черном море

На этом сайте реестр всего  затонувшего  в териториальных водах Украины (за исключением поднятых обьектов). Одни названия,но местами интересно. Ссылка конкретно по периоду ВОВ.

 

#24 21.04.2011 10:04:27

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1432




Вебсайт

Re: Потери на минах на Черном море

Реестр подводного наследия Украины немного прикольный документ. Там такого навороченно , что можно свихнуться. Хотя автор Сергей Воронов адекватный свиду человек. Они взяли и описали к себе в наследия объекты лежащие на территорях других государств. Не легитивный документ и стараться на него не ссылаться. А то историю перевернем!!!

 

#25 21.04.2011 11:38:10

Noren
Гость




Re: Потери на минах на Черном море

Перевернуть историю-это сильно! Ну ладно, не надо-значит не надо! Учту на будущее.

 

Board footer