Сейчас на борту: 
Reductor1111,
veter,
WindWarrior,
Заинька
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 20.12.2011 11:01:11

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Доброе время суток, уважаемые форумчане!
В именном списке безвозвратных потерь 40 бап ВВС ЧФ (обд "Мемориал" http://obd-memorial.ru/Image2/filterima … a3d27bf476)
есть фамилии двух военнослужащих (летчика и возд. стрелка), которые 30 декабря 1942 года не вернулись с выполнения боевого задания:
3. ст. л-т Ефстифеев Ананий Иванович 1913 гр
4. л-т Громов Игорь Васильевич , 1918 гр
третьего члена экипажа этого самолета мне пока найти не удалось.
В хронике ЧФ (вып.3 стр 376-377)за это время данный полет и потери не описываются.
Между тем, по воспоминаниям жительницы с. Кипчак, Ак-Мечетского р-на Крымской АССР (ныне с . Громово, Черноморского р-на АР Крым) Марии Геращенко, 1922 гр, зимой 1942 года позле их села произвел вынужденную посадку подбитый советский военный самолет. Немецкие солдаты на автомобиле догнали пытающегося бежать летчика, раздели, разули его, связали руки и принудили бежать за автомобилем до самой Ак-Мечети (14 км), где пытали его, потом отправили в Евпаторию, где его следы теряются.
Самолет немцы подтянули автомобилем к своему штабу в этом же селе, ныне ул Школьная, 5, через неделю он исчез. Жителей села, замеченных в попытках оказать помощь летчику долго пытали в гестапо, потом отпустили. После войны селу присвоили  имя героя- летчика.
О других членах экипажа она ничего сообщить не может, но в 7 км от Громово в селе Окуневка на гражданском кладбище есть могила неизвестного летчика военной поры. Когда-то, уже после войны, при производстве подзахоронения к рядом расположенной могиле откопали обгоревший летный погон с тремя звездочками. Погон отдали председателю колхоза (его уже нет в живых), а тот, якобы, передал в местный военкомат, где следы обрываются...
Подскажите, могли ли к 30 декабря в 40 бап быть введены погоны, как известно, объявленные приказом только в феврале 1943г. Хотелось бы найти имя  летчика из безымянной пока могилы.  Возможно это ст. л-т Ефстифеев ?

_Евстифеев Ананий Иванович,1913 гр, урож. Горьковской обл, г. Горький, призван Свердловским РВК г. Горький в 1935 г. канд в чл ВКП(б), ст. л-т, летчик 2 аэ  40 ап ВВС ЧФ, из рабочих, русский, нагр. Орден "Красного Знамени", не вернулся с боевого задания 30.12.1942 г. женат, Жена- Евстифеева Александра Васильевна, Абхазская АССР, Гагринский г-н д. Алахадзе. Родителей -нет (ЦВМА, ф.1250, оп. 2. д. 419)

_Громов Игорь Васильевич, 1918 гр, урож Ленинградской обл. г. Старая Русса призв Октябрьским РВК Ленинградской обл в 1939 г, л-т, возд стрелок, бомбардир, 3 аэ 40 ап ВВС ЧФ, из служ, русский, канд в чл ВКП(б),  нагр Орден "Красного Знамени", не вернулся с боевого задания 30.12.1942г, холост, Отец- Громов Василий Данилович, Ленинградская обл, г Старая Русса, ул Декабристов, 9 (ЦВМА, ф. 1250, оп 2 д. 419)

Самолет мог быть сбит огнем зенитной батареей, находящейся в ныне существующем селе Окуневка, там во время войны располагался прожекторный пункт и зенитная батарея немцев, ныне рядом с этим местом стоит пограничный пост.
Ребята из поискового отряда Окуневской школы под руководством учителя истории Александра Спартаковича Сидорова ведут поисковую работу в этом направлении, исследовали музейные фонды Севастопольского музея ЧФ, но дополнительных сведений не получили.

Надеюсь на возможно полный ответ экспертов форума на вопросы:
-Цель, задачи и подробности полета экипажа от 30.12.42 г (вылет из Алахадзи?)
-Тип самолета
-имя воздушного стрелка -радиста (пока мне обнаружить в документах не удалось)

Есть ли у кого нибудь сведения о дальнейшей судьбе Громова И В, или членов экипажа самолета, их фотографии.

На запрос из ЦАМО пришел ответ из которого мне известно только следующее:
«... Лейтенант Громов Игорь Васильевич, рождения 21 ноября 1918 г, уроженец г. Старая Русса Новгородской обл, в 1939 году окончил 2 курса института физкультуры и в феврале 1940 г. поступил курсантом 2-го Чкаловского военно-авиационного училища. В январе  1941 г назначен в распоряжение Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота. Приказом командующего КБФ № 0140 от 19.6.41 г воздушным стрелком бомбардиром 57 авиаполка КБФ.
В июле 1942 г был направлен воздушным стрелком бомбардиром 3 авиэскадрильи 40 авиаполка Черноморского флота.
30 декабря 1942 года не вернулся с боевого задания.
Приказом Командующего ЧФ № 52с от 15.8.1942 г награжден орденом Красного Знамени.
Его отец Громов В. Д. В 1943 году прожмвал по адресу, г. Старая Русса, ул Декабристов, 9...».

Хотелось бы узнать описание подвигов, за которые л-т Громов и ст л-т Евстифеев А И были награждены орденами Красного Знамени. Сайт "Подвиг народа" ответ на эти вопросы пока не дает.
Веду свои поиски через интернет, тк средств на поездки в архивы нет, к тому же парад суверинитетов 90 годов значительно ограничил возможности  такого общения.Последние 2 месяца работал в Херсонском областном госархиве по 9А, ДВФ, Скадовской авиагруппе
Из сообщений на форуме я понял, что кто-то из форумчан имеет возможность вести поиск среди военнослужащих, содержащихся в шталагах.
Может быть в КТВ сведения какие-то откопать еще можно, полет- то похож на разведовательный, мог супостата интересовать тоже...Где-то же должны данные остаться...
Большую надежду возлагаю на помощь Мирослава Эдуардовича, помогите, у Вас богатейший материал.

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1250-0000002-0419/00000152.jpg&id=76839326&id=76839326&id1=9efb0a0b69b8f107ead190a3d27bf476

PS. Ветеранская организация пос Черноморское инициирует воздвижение в береговой черте пос Черноморское (в годы ВОВ- Ак-Мечеть) мемориала военным морякам " Ушедшим в море навсегда", я занимаюсь поиском фамилий героев-Черноморцев, для увековечения их в граните. Не хотелось бы видеть безликие камни...

Заинтересовавшихся идеей приглашаю на страницы нашего форума, хотелось бы услышать мнение специалистов:

http://chernomorskoe.info/forum/viewtop … amp;t=2637

http://chernomorskoe.info/forum/viewtop … 7&t=77

С уважением,
ветеран ЧФ России, ныне проживающий а АРК, Николай

Отредактированно LNick (20.12.2011 14:31:21)

#2 20.12.2011 23:20:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

1

LNick написал:

Оригинальное сообщение #453308
Большую надежду возлагаю на помощь Мирослава Эдуардовича, помогите, у Вас богатейший материал.

Боюсь, Вы переоцениваете мои возможности. По 40-му бап у меня мало материалов - не объять необъятного. Но все-таки, на основании ОС ВВС ЧФ я думаю, что Вам нужен не тот экипаж, который Вы нашли в ОБД.

http://i27.fastpic.ru/thumb/2011/1220/e0/a2ba386781d11234ff693440f44b34e0.jpeg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#3 21.12.2011 12:28:56

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Мирослав Эдуардович, большое спасибо за ответ.
В Хронике отражен этот вылет, хотя и не указана воинская часть. Скорее всего это относилось к 40 бап:
"...29 декабря. Обстановка на сухопутных фронтах. В течении 29 декабря наши войска южнее Сталинграда заняли город и железнодорожную станцию Котельниково, районный центр Яшкуль, крупный населенный пункт Торговое. В районе Среднего Дона и на Центральном Фронте наши войска продолжали вести наступательные бои.
Действия флота в море, на коммуникациях и по побережью противника. Ночью три самолета СБ бомбардировали железнодорожный узел Тихорецкая. Днем тот же узел бомбардировали пять Пе-2..."
В приведенной Вами оперсводке:

«исх № 0822/оп секретно, экз. 4 Оперсводка № 412 Штаб ВВС ЧФ на 7.00 30.12-42 м. Агудиани Карты 200 000 Течение ночи на 30.12-42 ВВС ЧФ вели ограниченные боевые действия метеоусловиями
40 АП-4 СБ- (самолетовылетов-8) – период 18.10-01.13 бомбардировали ж.д. узел ТИХОРЕЦКАЯ Н=1700-2000 мтр сброшено 34 ФАБ-100 разрывы районе Депо, на жел. Дор. Путях, ж. Дор. Парке.
Противодействия не было.Один СБ задания не выполнил, вернулся неисправности матчасти.
НАЛЕТ- 19 часов
1-    СБ-ст. лейт. ЕВСТИФЕЕВ, штурман лейт. ГРОМОВ, радист СВЕТЛИЧНЫЙ- с задания не вернулись-
№ 4-84
Начальник штаба ВВС ЧФ генерал-майор авиации подпись/Калмыков/
Нач опер отд шт ВВС ЧФ /п-полковник подпись /Смирнов/
Отп. 4 экз. 30.1242. но отп. Оковалко"

речь также идет о бомбардировке ж/д станции Тихорецкая 4-мя СБ (8 самолетвылетов). Практически вылетало 3 самолета, что соответствует Хронике, вып.3,  где на стр 401 прилож 12   приведен б/состав, где в строю на 22.12-42  -3 СБ (1- неисправен)
Но не значит ли это, что экипаж Евситеева (хотя бы после бомбардировки)  мог выполнять другое задание, не связанное с бомбардировкой ж/д станции.? Существовал же приказ Командующего ЧФ об обязательных ежедневных предвеченних разведполетах в район Крыма.
Запись о невозвращении  одного СБ поже стоит обособленно...

Крымское село переименовано в 1948 году, скорее всего переименование связано с событиями военных лет, которые прошли проверку на "полдинность" хотя бы фамилии летчика.  В ОБД других фамилий летчиков с фамилией Громов я не обнаружил.

А в КТВ как описываюь немцы эти события?
Старожилы отмечают, что румыны в них не участвовали, летчиком занимались немцы.

Отредактированно LNick (21.12.2011 12:31:41)

#4 21.12.2011 15:35:38

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Тогда еще один вопрос, скорее к воздухоплавателям.
Могла ли навигационная ошибка штурмана довести СБ до побережья Тарханкута, принимая во внимание плохие метеоусловия и ночной полет ( зимой после 18.00 уже темно). Отбомбились и ... долетели на остатках топлива...

Отредактированно LNick (21.12.2011 15:37:25)

#5 21.12.2011 15:55:39

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

1

Провел небольшое исследование. Вот факты:

1. "Хроника" об обстоятельствах потери СБ 30 декабря никаких данных не дает как и о самой потере.
2. Согласно отчета ВВС ЧФ за 19-й месяц войны (22.12-22.1.1943) в течение всего месяца ВВС ЧФ потеряли только 1 СБ по неустановленной причине (следовательно, речь идет именно об экипаже Громова) и 1 Пе-2, разбившимся при взлете. Следовательно, других потерь 40-й бап иметь не мог.
3. Согласно сборника "Потери самолетов авиации ВМФ" в период 26-31 декабря 1942 г. ВВС ЧФ потеряли два бомбардировщика, оба по небоевым причинам. Характер решаемых задач не указан.
4. В период 29-31.12.1942 ВВС ЧФ совершили несколько вылетов в направлении Крыма на разведку и сбрасывание грузов партизанам, но во всех них принимали участие самолеты типов ДБ-3 и Пе-3 (несколько полетов для разведки судоходства в р-не Ялта - Феодосия). В остальных случаях самолеты типов Пе-2 и Пе-3 летали не дальше Керченского пролива - Анапы. Случаев использования СБ для разведки в декабре вообще не отмечено.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#6 21.12.2011 17:32:09

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #453864
1. "Хроника" об обстоятельствах потери СБ 30 декабря никаких данных не дает как и о самой потере.

Вот и я о том же, учитывая что осень и зима не отмечались большой интенсивностью полетов ВВС ЧФ на крымском направлении (в Хронике- ссылки на погодные условия), в то же время мне не удалось в ОБД найти подходящие варианты с фамилией ГРОМОВ (и ещё - ШТУРМАН, ПИЛОТ, ЛЕТЧИК,  т.е. тэги о которых хранит долговременная память местного населения).
Здесь большую помощь может оказать документ из немецкого КТВ, но, к сожалению,  у меня их нет...

#7 21.12.2011 17:58:19

S300
Мичманъ
michman
Сообщений: 1510




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Странно, что воздушный стрелок - офицер, все-таки это сержантская должность


С уважением

#8 21.12.2011 18:43:02

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

S300 написал:

Оригинальное сообщение #453887
Странно, что воздушный стрелок - офицер, все-таки это сержантская должность

На СБ должность воздушного стрелка-бомбардира совмещалась со штурманской, к тому же были конструктивные попытки вынести органы управления самолета в переднюю кабину, где размещался стрелок- бомбардир-штурман. Там же были выведены навигационные приборы пилота (для расчета маршрута) и стоял сдвоенный пулемет для обстрела передней вертикальной полуясферы. Горизонтальная -обеспечивалась за счет какого-то рассеяния пуль в условиях  полета.
Пилот находился несколько сзади в верхней кабине, а вот стрелок-радист а центральной части фюзеляжа, прикрывал двумя пулеметами заднюю верхнюю и нижнюю полусферы

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c … SB-2_2.jpg

"...В случае отказа этой системы шасси могло быть выпущено с помощью дублирующей аварийной механической системы, приводимой в действие ручной лебедкой, установленной в кабине стрелка-радиста. Такое дублирование жизненно важной для самолета системы было выполнено в СССР впервые. Рули высоты и направления приводились с помощью жестких тяг, а управление элеронами было смешанное. В фюзеляже самолета полумонококовой конструкции последовательно оборудовались кабины штурмана-стрелка (он же бомбардир), летчика, бомбоотсек и кабина стрелка-радиста, оснащенные бомбардировочным и стрелковым вооружением, прицельным, пилотажно-навигационным, радиосвязным и другим необходимым для эксплуатации самолета оборудованием..."

"... В кабине штурмана размещалась "cпарка" из двух подвижных пулеметов ШКАС, в кабине стрелка имелись две подвижные пулеметные установки, каждая с одним пулеметом ШКАС. Боезапас "спарки" состоял из 1920 патронов. Особенностью оборонительного вооружения самолета АНТ-40 было то, что в крейсерском полете пулеметы в кабине стрелка находились в убранном положении в фюзеляже и только при обнаружении воздушного противника стрелок открывал фонарь своей кабины и выводил из нее верхний пулемет в положение для ведения стрельбы. После отражения атаки турель поворачивалась стволом пулемета назад к хвосту самолета и пулемет укладывался в специальное гнездо в фюзеляже, закреплялся в нем, и фонарем кабины стрелка закрывался вместе со всей турелью. Подъем пулемета, укрепленного на турельной дуге, в боевое положение и его опускание в фюзеляж производились под действием собственного веса стрелка. Аналогичную операцию необходимо было осуществлять и с люковым пулеметом...."
(http://www.brazd.ru/sb2.html)

Отредактированно LNick (21.12.2011 18:44:15)

#9 21.12.2011 19:02:51

S300
Мичманъ
michman
Сообщений: 1510




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Не заметил, что лейтенант Громов, указан как "воздушный стрелок, бомбардир", тогда, конечно, все нормально. Решил сначала, что речь идет о стрелке-радисте прикрывавшем заднею полусферу


С уважением

#10 21.12.2011 22:04:22

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

LNick написал:

Оригинальное сообщение #453883
в то же время мне не удалось в ОБД найти подходящие варианты с фамилией ГРОМОВ

А не могло село быть переименовано в честь капитана Б. Громова (5-й ГМТАП)?

http://militera.lib.ru/memo/russian/minakov/04.html


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#11 22.12.2011 00:13:33

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

1

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #453993
не могло село быть переименовано в честь капитана Б. Громова (5-й ГМТАП)?

По воспоминаниям старожилов - Громов Игорь, а этого (Бориса) местные и не знали, скорее всего

Я еще в архивы СБУ хочу попасть, может там что-то найду, от полицаев. Там еще летчиков море выбрасывало, но уже  распухших, документы полицаи забирали...

Я в ОБД "накопал" таких, с упоминанием нашего района:

"...1. СМИРНОВ Александр Гаврилович, мл. лейтенант, 2 аэ 36 ап ВВС ЧФ, 1908 гр, б/п, Ярославская обл, д. Беркайцево,
из рабочих, русский, призван 1941г Кировским РВК г Ярославль, 01.01.1944 не вернулся с боевого задания в районе Каркинитского залива. Мать Смирнова Татьяна Ивановна ( ЦВМА ф.884, оп.1, д. 1359)

2. ХАЛЮТА Афанасий Николаевич, гв. лейтенант, командир звена, 1 аэ, 11 гв. иап ВВС ЧФ, чл ВКП(б) парт бил № 4783411, 1918 гр, урож. Украинская ССР, Харьковская обл, с Князево, призв. Серпуховским РВК. Московской обл. 7.03.1944 г не вернулся с боевого задания из р-на Тарханкут.Холост Мать Халюта Мария Николаевна (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1357)

3. СМИРНОВ Евгений Андреевич, капитан, зам командира 3 аэ 36 ап ВВС ЧФ, чл ВКП(б) п/б №898405),1912 гр г Ленинград, призв. Васильостровским РВК Ленинградской обл. 19.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника при торпедировании в районе Тарханкута.Жена Смирнова Мария Степановна (ЦВМА ф.1250 оп.2 д.421)

4. РОМАНОВ Василий Семенович, лейтенант, летчик 3 эа 36 ап ВВС ЧФ, чл ВКП(б) п/б №3134151, 1914 гр Украинская ССР, Одесская обл, с. Владимировка, призв 1940 г Криворожским РВК Днепропетровской обл 19.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника при торпедировании в районе Тарханкута. Жена Романова Зинаида Тарасовна ( ЦВМА ф1250 оп2 д.421)

5. ПОЛЯКОВ Борис Иванович, лейтенант, летчик 3 эа 36 ап ВВС ЧФ, КСМ комс бил № 4567549. 1916 гр г. Москва призв неизвестным РВК г. Москва из служ, русский. 12.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника при торпедировании в районе Тарханкута. Жена Ермаш Полина Кузьминична, отец Поляков Иван Терентьевич (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

6. ЛУЦЕНКО Владимир Данилович, мл. лейтенант, штурман самолета 3 эа 36 ап ВВС ЧФ, б/п 1920 гр урожен Краснодарский край г. Армавир призв 1943 г Армавирским РВК Краснодарского кр. из служ, русский, награда-орден Отечественной войны 1 ст, 19.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника в районе Тарханкута. Холост Мать Луценко Мария Ивановна (ЦВМА ф1250 оп2 д.431)

7. МАНТРОВ Алексей Титович, ст. лейтенант, штурман звена 3 эа 36 ап ВВС ЧФ, чл ВКП(б) п/б №4576457, 1919 гр урожен Московская обл г Перово, призв 1939 г Московским РВК из рабочих, русский, 19.03.1944 г на подбитом самолете утонул в море в районе косы Джарылчаг [ Каркинитский залив ] Жена Лойк Агафья Ивановна (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

8. РОМАНЦОВ Никифор Павлович, ст. лейтенант, командир звена 1аэ 36 ап ВВС ЧФ,чл. ВКП(б),п/б №4576453, 1914 гр, урож Тамбовской обл, д. Долгоруково, призв Ереванским РВК Армянской ССР, из служащ, русский,19.03.1944 г на подбитом самолете утонул в море в районе косы Джарылчаг [ Каркинитский залив ]. Жена Романцова Лидия Тихоновна, Мать Романцова Анна Ивановна, Отец- Павел Иванович (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

9. СЕМЕНОВ Павел Семенович, сержант, возд стрелок 36 ап ВВС ЧФ, чл ВКП(б), урож Чкаловской обл, г. Соль-Илецк. призв. Сызранским РВК, Куйбышевской обл, из служащ, русский, Убит 19.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника в районе Тарханкута. Мать Семенова Анна Дмитриевна г.Ташкент, Сельмашский проезд, 9 (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

10. БОРИСОВ Константин Павлович, ст. лейтенант, штурман звена 1 аэ 36 ап ВВС ЧФ, чл ВКП(б), п/ю №3132676, 1919 гр, урож. Ярославская обл, с. Дубровица, Убит 19.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника в районе Тарханкута. Жена Борисова Любовь Владимировна, Мать Екатерина Ивановна. (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

11. ГЕРАСИМЧУК Александр Дмитриевич, штурман, мл. лейтенант, 2аэ 36 ап ВВС ЧФ, б/п, 1918 гр Чкаловская обл, Веселовский с/с, призв 1940 г Дзержинским РВК Чкаловской обл. Убит 19.03.1944 г сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника в районе Тарханкута. Холост . Отец Герасимчук Дмитрий Семенович (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

12. РОДИОНОВ Владимир Михайлович, мл. лейтенант, штурман самолета, 1 аэ 36 ап ВВС ЧФ, КСМ [Коммунистический Союз Молодежи], комс билет № 10698350, 1923 гр, урож. г. Воронеж, из учащихся, русский, холост,призв 1942 г добровольно. 17.01.1944 не вернулся с боевого задания в р-не Каркинитского залива, Холост. Мать Аникеева Марфа Сергеевна (ЦВМА ф. 64 оп.1 д.1359)

13. ЗИНЧЕНКО Федор Сергеевич, мл. сержант, возд стрелок-радист, 80 оаэ, 2.12.1920 гр урож. Курская обл. с. Привольное, из рабоч, русский, призв 1940 г Ворошиловоградским РВК, холост. Погиб 22.08.1941 г.при катастрофе самолета оз. Донузлав, Крымской АССР. Храбр, предан Родине. Утонул с самолетом в море.Мать Курская обл, Уразовский р-н, хут. Привольный, Зинченко С.П.(ЦВМА ф1250 оп.2 д.393)

14. НОСКОВ Дмитрий Васильевич, старшина, бортмеханик, 80 оаэ, чл ВКП(б) п/б № 1960143 06.11.1909 гр, Кировский р-н, д. Шулилова, из рабоч, русский, призв 1937 г Одесским РВК, Погиб 22.08.1941 г.при катастрофе самолета оз. Донузлав, Крымской АССР. Храбр, предан Родине. Утонул с самолетом в море. Женат 3 детей. Краснодарский край ст. Лобинская, д. 37. Жена Носкова Ольга Ивановна (ЦВМА ф1250 оп.2 д.393)

15. Смирнов Евгений Степанович, старшина, возд. стрелок-радист, 80 оаэ, б/п, 21. 01.1913 гр урож. Житомирской обл, хут. Свитень, из крестьян, русский, призв 1937 г. Керченским РВК, Погиб 22.08.1941 г.при катастрофе самолета оз. Донузлав, Крымской АССР. Храбр, предан Родине. Утонул с самолетом в море. Женат 1 ребенок, Евпаторийский р-н, д. Поповка (ЦВМА ф1250 оп.2 д.393)

16. КУНЦЕВ Василий Васильевич, мл. лейтенант, летчик, 3 аэ 23 ап ВВС ЧФ, чл. ВКП(б), п/б № 4540257 урож. Рязанской обл, с. Канино, из рабоч, русский, призв 1943 г. Донским РВК. 03.02.1944 г не вернулся с боевого задания в районе Ак-Мечеть. Жена Кунцева Антонина Дмитриевна 1917 гр. Тульская лбо, Епифановский р-н, с. Галино.
Мать Кунцева Наталья Ивановна 1878 гр Рязанская обл, Сапожковский р-н, с. Канино, ул. Ленина, дом 64 (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359) Оклад основной 950 руб, в РК ВМФ с 1941 г. в должности н/состава с 1943 г. на летной работе с 1943 г ( ЦВМА ф.12, оп.5 д.224, ф.864 оп.1 д.1359)

17. ОСИПОВ Николай Иванович, сержант, возд. стрелок, 23 ап ВВС ЧФ, КСМ, 1918 гр, урож Галичский р-н, Богчинский с/сов, из рабоч, призв 1940 г Бабаевским РВК Вологодской обл. 03.02.1944 г не вернулся с боевого задания. Хол. Мать Осипова Александра Александровна Ярославская обл, Галиский р-н, д. Павлуцкому ( ЦАМО ф.1250, оп.2 д.439, ф.1250 оп.2 д.420)

18. УМАНСКИЙ Борис Аврамович, мл. лейтенант, летчик, 3 аэ 23 ап ВВС ЧФ, КСМ к/б № 8742412, 1921 гр Кировоградская обл, Новогородковсеий р-н из служ, украинец, призв 1941 Новоградовский РВК. 25.02.1944 г. сбит ЗА противника в р-не Ак-Мечеть. Холост Мать Уманская Христина Трофимовна (ЦВМА ф864 оп.1 д.1359, ф.12 оп.5 д.222)

19. КАРТАШЕВ Михаил Яковлевич, ст. краснофлотец, возд. стрелок 23 ап ВВС ЧФ, КСМ, урож. Южно-Казахская (возможно Казахстанская) обл, с. Балыкчи, из учащихся, русский, призв 1943 г Сайрамским РВК. 25.02.1944 г. сбит ЗА противника. Холост. Отец Карташев Яков Григорьевич Южно-Казахстанская обл, Тюлькубанский р-н, с. Балыкчи (ЦВМА ф864 оп.1 д.1359, ф.12 оп.5 д.222)

20.ЧЕКМЕНОВ Николай Александрович, гв. мл. лейтенант, летчик 3 аэ 11 гиап, КСМ, 1924 гр, урож г. Ворошиловоград, из рабоч, русский, призв 1943г Ворошиловоградским РВК. 09.03.1944 не вернулся с боевого задания в районе Ак-Мечеть. Холост. Отец Чекменов Александр Филиппович, мать Чекменова Прасковья Николаевна (ЦВМА ф.864 оп.1 д.1359)

21. ЧЕРНОУСОВ Анатолий Филиппович, мл. лейтенант, 1 аэ 40 ап ВВС ЧФ, 1922 гр Ростовская обл. с. Приморка, призв 1943 г. Пропал б/вести 09.03.1944 в р-не Тарханкут. Холост Отец Черноусов Филипп Афанасьевич (ЦВМА ф.1250 оп.2 д.431, ф.864 оп.1 д.1359)

22. КЕЛЮК Николай Яковлевич, сержант, воздушный стрелок-радист 40 ап ВВС ЧФ, КСМ комс бил №3406419, 1920 гр, урожен Украинская ССР, Каменец-Подольская обл, г. Славута, призван 1941 г Славутинским РВК Камеец-Подольской обл Пропал б/вести 09.03.1944 в р-не Тарханкут. Холост Отец Келюк Яков Романович Каменец-Подольская обл г. Славута (ЦВМА ф.1250 оп.2 д.431, ф.864 оп.1 д.1359)..."

Поиск продолжается, пожелайте удачи !!!...

#12 07.02.2012 00:45:54

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

1

Уважаемые форумчане, доброго времени суток!
Удалось установить связь с директором музея 943 МРАП (Краснознаменного Констанского морского ракетоносного авиационного полка) ВВС ЧФ, являющегося правопреемником 40 БАП Гирником Алексеем Петровичем, который поделился фотографией летчиков прославленного авиаполка, сделанной в июне 1942 года в осажденном Севастополе. Среди летчиков пятым справа в последнем ряду с орденом Красного Знамени на груди расположился Громов Игорь Васильевич. Вглядитесь в эти мужественные лица, возможно среди них есть и ст. л-т Евстифеев.В июле полк оставил Севастополь и командование вынуждено  было оставить в севастополе практически весь личный состав аэродромно-технической службы (из воспоминаний ветеранов полка)
л-т Громов И.В.
http://s018.radikal.ru/i521/1202/31/75225e01f607.jpg
взято отсюда:
http://s40.radikal.ru/i090/1202/7b/6beca577aa72.jpg

#13 07.04.2012 22:00:38

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Фотографии, присланные Алексеем Гирник из музея 943 мрап ВВС КЧФ, относящиеся к военной истории 40 бап ВВС КЧФ, в котором проходил службу л-т Громов Игорь Васильевич

http://s019.radikal.ru/i639/1203/cf/67e2259421ec.jpg
фото №1- экипаж, в составе которого одно время летал И. Громов справа налево- лётчик Дионисий Исаакович Триандофилов, штурман Игорь Васильевич Громов, воздушный стрелок-радист Иван Михайлович Кабыш. Осень 1942г.

http://s018.radikal.ru/i521/1203/ae/c39c4b7cc88f.jpg
фото №2- группа авиаторов 3 АЭ 40 АП слева направо-сидят штурман И. Громов, воздушный стрелок-радист Михаил Хомутов, штурман Виктор Гриша, стоят воздушный стрелок-радист Геннадий Лючин, воздушный стрелок-радист Иван Светличный, лётчик Владимир Рукавицын, лётчик Анатолий Евстифеев, воздушный стрелок-радист Михаил Хомяков. Мыс Пицунда. Селение Алахадзе. Осень 1942г.

http://s019.radikal.ru/i607/1203/87/96ee14289589.jpg
лётчик Анатолий Евстифеев

http://s017.radikal.ru/i430/1203/57/fd8f6b2a6b28.jpg
воздушный стрелок-радист Иван Светличный

http://s019.radikal.ru/i643/1203/0e/4a2e2eeac1e4.jpg
фото№3- Самолёт СБ1 40АП.

http://s017.radikal.ru/i419/1203/8f/62a8faa62ea3.jpg
фото№4- Родственники И.В. Громова в гостях у авиаторов 943 МРАП возле обелиска герою.

#14 07.04.2012 22:10:59

LNick
Участник форума
Откуда: Черноморское Крым
ЧФ БРАВ обпрдн
Сообщений: 102




Re: Прерванный полет 30 декабря 1942 г

Вот такое письмо я получил от Алексея Гирник из пос Октябрьское АРК

"На боевой технике Советской Армии надписи и рисунки в ходе Великой Отечественной войны появились на волне патриотического движения в поддержку фронта, вылившиеся в покупки боевой техники на личные денежные средства, как отдельных граждан, так и целых коллективов и носили дарственный характер.
В авиации это были в основном именные истребители и штурмовики, на которых летали признанные асы, показавшие высокие результаты в воздушных сражениях с врагом.
11-й гвардейский истребительный авиаполк часто прикрывал в воздушных рейдах на врага 40-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков. Надписи и рисунки на фюзеляжах их крылатых машин послужили примером для подражания нашим лётчикам.
О первой надписи на самолёте полка известно из протокола комсомольского собрания в 3-й авиационной эскадрильи от 2 января 1943 года. Фотография этого самолёта пока не найдена. Надпись на самолёте призывала: «Отомстим за товарища Громова!». История её появления такова.
Игорь Васильевич Громов родился 21 ноября 1918 года в городе Старая Русса Новгородской области. С детства увлекался спортом. В личном деле Громова, что хранится в Центральном военно-морском архиве, есть несколько документов старорусского спортивного общества «Спартак», в которых Игорь характеризуется как лучший бегун города на средние дистанции. Ежегодно Громов участвовал во всех городских и  областных соревнованиях. Часто занимал призовые места. Он был активист и инициатор агитационно-массовых пробегов и кроссов.
После окончания рабфака Игорь переезжает в Ленинград и поступает в институт физической культуры имени Лесгафта. Вскоре здесь его принимают ряды ВЛКСМ.
В институте Громов проявил большой интерес к овладению оборонными видами спорта, занимался в парашютном кружке. Получил 2-й разряд парашютиста. Преподаватели и инструкторы Громова отмечали его исключительную дисциплинированность, успешное овладение им теоретических знаний, отличное здоровье и неограниченные возможности в использовании Громова в парашютно-десантных войсках. Одновремённо Игорь в совершенстве овладевал различными видами стрелкового оружия.
Уже через год Громов стал душой института, любимцем студентов и преподавателей. Ему прочили славу чемпиона. Но в 1940 году комсомолец Громов добровольно уходит на военную службу и становится курсантом Второго Чкаловского авиационного училища.
А вскоре началась война. Громов встречает её стрелком-бомбардиром (так называлась тогда должность штурмана в экипаже) в балтийском небе.
Ясным октябрьским утром 1941 года самолёт, на котором летал Громов, отбомбившись, возвращался на свой аэродром. Несколько вражеских истребителей Ме-109 появились со стороны и атаковали советский бомбардировщик. Громов и его товарищи по экипажу мужественно приняли бой и огнём из пулемётов повредили два вражеских самолёта. Но загорелась и своя машина. Пришлось покинуть её и спуститься на парашютах в тылу врага. С большим трудом перешли линию фронта и вернулись в свою часть.
Вскоре Громова перевели на Черноморский флот. Здесь он участвовал в оборонительных боях за Одессу, Севастополь, бомбил вражеские цели на Перекопе и в Керчи, участвовал в обороне Северного Кавказа.
В боевой характеристике на лейтенанта И.В.Громова в январе 1942 года командир эскадрильи 40-го авиаполка капитан Трофим Минович Лушаков писал: «При выполнении боевых заданий Громов проявил решительность, смелость, инициативу.  условиях напряжённой боевой работы, не имея достаточного опыта, быстро сумел овладеть навигационным оборудованием самолёта и грамотно летал ночь. Задания выполняет эффективно. Вместе со своим экипажем уничтожил до взвода пехоты, 4 танка, участвовал в разгроме 132-й немецкой пехотной дивизии, которая, по показаниям пленных, была полностью уничтожена нашей авиацией».
За эту боевую работу лейтенанту Громову была объявлена благодарность от Командующего Черноморским флотом, и он был награждён орденом Красного Знамени.
Игорь Громов принимал активное участие в бороне Севастополя, находясь на аэродроме Херсонесский маяк, под огнём вражеской артиллерии и истребителей, его экипаж по два-три раза в день вылетал на боевое задание. Более 120 тонн бомб отважные авиаторы обрушили на позиции врага.
В январе 1942 года наша разведка донесла, что вблизи Старого Крыма замаскирована дальнобойная артиллерийская батарея, которая вела обстрел наших десантников в районе Феодосии и на Акмонайских позициях. Уничтожить её поручили экипажу, в котором летал Игорь Громов. Точным ударом батарея была уничтожена.
Такие же точные ночные удары его экипаж наносил по железнодорожным станциям Симферополь, Владиславовка. В последние дни Керченско-Феодосийской десантной операции экипаж Громова нанёс сокрушительный удар по складу боеприпасов в саду имени Шмидта в Симферополе, по плавсредствам  и портовым сооружениям в Мариуполе.
Принимая активное участие в обороне Кавказа, 30 декабря 1942 года экипаж самолёта в составе пилота 2 АЭ старшего лейтенанта Евстифеева Анания Ивановича, штурмана 3 АЭ лейтенанта Громова Игоря Васильевича и воздушного стрелка-радиста 2 АЭ младшего сержанта Светличного Ивана Моисеевича не вернулся с боевого задания. Какова судьба экипажа доподлинно не известно до сих пор.
Вот несколько предположений.
Воздушный стрелок-радист 3 АЭ  Лючин Геннадий Фёдорович:
«Служил я в это время с ним <Громовым – А.Г.> в одной авиаэскадрильи, 3-й эскадрильи 40-го авиаполка, которой командовал капитан Трофим Минович Лушаков. Базировались на мысе Пицунда, располагались в небольшом селении Алахадзе. Хорошо помню Игоря Громова – весельчака, балагура, любителя поиграть на гитаре, спеть. Был он у нас в то время секретарём комсомольской организации. Что же можно сказать о дальнейшей судъбе Игоря Громова? Ведь известие о том, что самолёт не возвратился с боевого задания ещё мало о чём говорит. Документальных сведений у меня нет. Но в годы войны дошли некоторые подробности. Говорили, что после того, как ночью самолёт был сбит, Игорь Громов благополучно приземлился. Попал он к партизанам, там хорошо воевал. И всё же в одной из схваток с гитлеровскими захватчиками народные мстители понесли большие потери. Погиб в том бою и Игорь Васильевич Громов.
2 января 1943 года состоялось коротенькое собрание комсомольцев 3 АЭ. История сохранила протокол этого собрания. Вот он:

Протокол №1
Общего комсомольского собрания от 2 января 1943 г.
Присутствовали членов ВЛКСМ – 12
Повестка дня:
Отомстим немецко-фашистским захватчикам за смерть нашего боевого секретаря комсомольской организации Громова Игоря Васильевича


Слушали:
Заместитель командира по политической части капитан Зубков:
Товарищ Громов имел 113 боевых вылетов. Он воевал против фашистских варваров на Ленинградском фронте. От туда был переведён в нашу часть. Товарищ Громов за время войны участвовал в защите Севастополя и до конца жизни громил врагов нашей Родины. Он был передовым организатором комсомольской работы, личным боевым примером показывал комсомольцам, как нужно драться. Этим примером он сплотил вокруг себя комсомольцев своей организации.
Комсомольцы должны дать клятву: мстить фашистским захватчикам за товарища Громова, показать себя честными и воевать так, как воевал Громов».
Жуковский:
«Товарища Громова знаю почти с начала войны как хорошего товарища, как боевого секретаря и организатора. Клянусь перед комсомольцами, что до конца своей жизни буду мстить за нашего боевого секретаря товарища Громова».
Оплетин:
«Товарищи комсомольцы, это первое собрание, на котором нет Громова. Не один Громов погиб от фашистской руки. От этих врагов погибли миллионы ни в чём не повинных советских людей. Поклянёмся же, товарищи, что беспощадно будем мстить за нашего друга. Гитлеровцы заплатят сотнями своих солдат за нашего секретаря. Товарищи, я предлагаю на одном из наших самолётов написать лозунг «Отомстим фашистским варварам за нашего боевого секретаря товарища Громова!».
Бессмертный:
«Товарищи, нам нужно учиться на боевых делах Громова. Поклянёмся же, что отомстим гитлеровцам за боевого штурмана Громова Игоря Васильевича».
Постановили:
Заслушав сообщение капитана Зубкова о героической смерти экипажа старшего лейтенанта Евстифеева, в состав которого входил секретарь лейтенант Громов, общее комсомольское собрание выражает глубокую скорбь по случаю гибели нашего секретаря и друга. Проклятые гитлеровские разбойники вырвали из наших рядов отважного бойца и авторитетного руководителя, до конца преданного коммуниста, секретаря комсомольской организации. Клянёмся отомстить за смерть товарища!
Будем бить врага так же метко, как Громов. Сохраним же его светлую память в наших сердцах и пронесём её, как знамя смертельной ненависти к врагу, как знамя окончательной победы над врагом. Комсомольская организация предлагает написать на одном из боевых самолётов:

«Отомстим за товарища Громова!».

Отредактированно LNick (07.04.2012 22:18:13)

Страниц: 1


Board footer