Сейчас на борту: 
Азов,
Вальчук Игорь
   [Подробнее...]

#451 04.12.2015 12:36:31

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9104




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#1012150
Ходили в Севастополь и подводные лодки. Кто-то сумел пройти, кто-то вынужден был вернуться. Но командование Приморской армии было вывезено на подводных лодках.

В тексте идет речь, как я понял, о периоде после 1 июля, а командование армии было эвакуировано в ночь на 1-е. Условия для приемки лодок после этого изменились кардинально. Ни одна лодка уже ни то, что в Севастополь, а даже в близлежащие бухты не прибыла. Две лодки, принявшие людей в последние дни сделали это в нескольких сотнях метров от берега. Так что в Севастополь уже не смог пройти никто.

Старый Судоремонтник написал:

#1012150
Не повезло генерал-майору П.Г. Новикову. Он не стал выполнять распоряжение командования Севастопольского оборонительного района и не возглавил оборону Севастополя.

Вот так и возникают легенды. Вам нужно разобраться в том, какая задача ставилась Новикову, прежде чем обвинять его в том, что он не стал выполнять распоряжений. Книга Маношина ЕМНИП выложена в интернете.

Старый Судоремонтник написал:

#1012150
По официальной версии на рассвете катер МО-0112 был атакован пятью вражескими катерами, вышедшими из Ялты. Один вражеский катер был потоплен, но и наш получил пробоину и потерял ход. После того, как закончились боеприпасы, немцы захватили катер, сняли с него 16 человек, остальных взорвали вместе с катером.
По другой - МО-0112 был обнаружен и атакован четырьмя торпедными катерами противника. После часового неравного боя вся прислуга пушек и пулеметов была перебита, боеприпасы закончились моторы вышли из строя. Катер начал тонуть от полученных пробоин . Из 74 человек и более 20 человек команды в живых оказалось только 16 человек. Подошел немецкий катер S-72 и снял оставшиеся в живых. Так генерал П.Г. Новиков попал в плен и погиб в 1944 г. в немецком концлагере Флессенбург.

И какая же из этих версий поддерживается лично Вами?

Старый Судоремонтник написал:

#1012150
Утром 4 июля в район 35-й батареи вышли катера «МО-071», командир лейтенант С. Т. Еремин, «МО-074», командир лейтенант Н. И. Овсянкин, «МО-019», командир лейтенант Н. А. Оглы-Аскеров и «МО-0132», командир старший лейтенант В. С. Белик. Под непрерывной бомбежкой они сумели дойти до Севастополя, но на траверзе Балаклавы попали под орудийный огонь с берега. Подойти к 35-й батареи им не удалось. Катера вынуждено легли на обратный курс, но в районе мыса Феолент сумели подбирали людей с воды.
Этот последний отряд катеров, посланный в Севастополь…

Нет, не последний.Да и группы такой не было.
Утром 4 июля из Новороссийска вышли только три СКА - №084, 0118, 0165. По-видимому, они к берегу не пробились, поскольку данных о том, что они кого-то спустили на сушу в Новороссийске нет (прибыли туда в 11.53 5 июля).
Утром 5 июля вышли: СКА №074, 039, 0175, 071, 088, 0108. Эта группа спасла 21 или 22 человека. Прибыли вечером 6 июля.
Утром 6 июля вышли СКА №016, 019, 026, 038, 0118, 0165 - никого не спасли, вернулись днем 7 июля. Эта группа была последней.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#452 04.12.2015 12:40:59

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Спасибо за исправление неточностей, господин Botik!

 

#453 04.12.2015 12:42:32

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9104




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#1012157
господин Botik

товарищ. Пока на господин в армии не перешли :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#454 05.12.2015 15:44:41

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2106




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

1

Ну и мои 5 копеек в тему. Взорванные Канэ 31-й батареи.
http://s020.radikal.ru/i718/1512/42/d687d67b07b7t.jpg
http://s016.radikal.ru/i335/1512/4f/0a9aa42c686bt.jpg
http://s018.radikal.ru/i511/1512/ce/fcece0d28482t.jpg
С уважением,

 

#455 07.12.2015 11:49:46

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Спасибо, товарищ Savera!
Весьма интересные фотографии.

 

#456 27.12.2015 11:55:59

seaberserk
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
на неотёсанном бревне гребу с секирою в руке
Сообщений: 365




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

В Новороссийске были «матчи смерти». Мало кто помнит, нынешний стадион города-героя берет свою историю с далекого 1930 года. Вот что вспоминает о том времени бывший секретарь — инспектор новороссийского совета «Динамо» Петр Степанович Похадников: «По инициативе партийной организации отдела НКВД решили соорудить стадион собственными силами. Под площадку стадиона была намечена свободная площадь, изрытая огромными рытвинами и заваленная мусором. После дождя здесь всегда образовывались огромные грязные лужи, площадь не освещалась. В 1929 году сотрудники горотдела вышли на первый воскресник для расчистки площади, а потом субботники и воскресники систематически продолжались. Затем за дело взялись специалисты, и в 1930 году был сооружен стадион «Динамо».

В 1942 году стадион «Динамо», имевший к тому времени две деревянные трибуны — восточную и западную, с пятью рядами по периметру, был напрочь разбомблен фашистами, которые оставили после себя лишь котлованы от авиабомб и сожженные до пепла трибуны… Интересно, что в декабре того же года, по воспоминаниям одного из военнопленных Советской армии Дмитрия Артондилова, немцы сыграли два матча с советскими военнопленными. В первом наши вырвали победу со счетом 3:2, благодаря тому, что в составе было несколько футболистов бывшего «Динамо». После этого поединка всех участников нашей команды немцы расстреляли. Во втором матче фашисты победили — 7:0. Играли эти матчи, естественно, не на разбитом стадионе, а на пустыре, в районе морского порта, где сейчас располагаются склады «Новорослесэкспорта». К сожалению, эта трагическая страница истории нашего футбола практически не изучена. Но то, что такие события произошли в городе, через который фактически проходил фронт, говорит о многом. О силе и воле советских людей, которых не сломила страшная война. Они и погибли как герои. Имена их неизвестны.

*WRITE* http://greenmile.ru/krai/history/1938/


"Чудес не бывает" (И.В.Сталин)

 

#457 27.12.2015 12:14:08

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 11819




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

savera написал:

#1012444
Взорванные Канэ 31-й батареи.

где она стояла ?


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#458 27.12.2015 12:14:56

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 11819




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#1012157
господин Botik!

Старый Судоремонтник написал:

#1013111
товарищ Savera!

:)


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#459 27.12.2015 13:31:34

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2106




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Вроде как Мысхако, по Перечневу - на Суджукской косе.
С уважением,

 

#460 27.12.2015 14:29:18

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 11819




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

спасибо


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#461 30.12.2015 11:31:58

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Спасибо, что подменили меня. у меня с компьютером что-то нехорошее происходит.

Поздравляю Всех с Новым Годом! Желаю счастья и в личной, и в общественной, и в трудовой жизни!

 

#462 30.12.2015 11:35:25

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Весь июнь над городом пролетали одиночные вражеские самолёты, но бомбометания они не производили.
Наступила 2 июля. Что происходило в этот день достаточно объективно исследовано разными авторами, в том числе и нашим коллегой М.Э. Морозова. Версии несколько расходятся по мелочам, но в целом они почти одинаковые.
В Новороссийске считали, да многие считают и сегодня, что налёт был произведен с целью добить лидер «Ташкент», который израненным вернулся из Севастополя. О посещении корабля командующим Северо-Кавказского фронта маршалом С.М. Будённым вспоминал командир В.Н. Ерошенко:
«…28 июня мы простились с Евгением Петровым, улетевшим в Краснодар. А 29-го писатель снова был на лидере: узнав в Краснодаре, что посетить «Ташкент» собирается командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С.М. Буденный, Евгений Петрович вернулся в Новороссийск вместе с ним.
Об ожидаемом прибытии командующего фронтом меня предупредили, как только об этом стало известно в базе. Незадолго до назначенного часа экипаж «Ташкента» прервал работы. Затем, не переодеваясь, построился на юте по большому сбору.
Маршала сопровождали дивизионный комиссар И.И. Азаров и контр-адмирал Л.А. Владимирский. Состояние лидера, естественно, не располагало к той торжественности, с какой умеют на военных кораблях встречать старших начальников. Личный состав стоял в строю в рабочем платье. И, как это сразу почувствовалось, Буденный меньше всего рассчитывал на парадные церемонии.
Поздоровавшись у трапа со мною и Коноваловым, Семен Михайлович осмотрелся и, сделав широкий жест рукою, сказал:
— Станьте-ка покучнее, товарищи моряки. Строй нам сейчас не нужен. А мне бы куда-нибудь повыше забраться... Сюда можно, командир? — и маршал легко и ловко поднялся на плоский купол нашей зенитной башни.
С этой трибуны Буденный и говорил с «ташкентцами» просто, сердечно, будто беседуя с друзьями. Рассказал о положении на фронте, о том, что на юге оно сейчас тяжелое — враг продолжает наступать. Но наша армия сражается геройски, отпор врагу нарастает, и скоро это должно сказаться.
Потом Семен Михайлович повел речь о «Ташкенте»:
— Я приехал, чтобы поздравить всех вас с благополучным завершением последнего героического похода. Мы все делаем, чтобы поддержать Севастополь, и ваш корабль — один из тех, которые помогли Севастополю особенно значительно. За это вам, морякам, великое спасибо. Я давно слышал о вашем корабле, слышал и о том, что командир у вас кубанский казак...
Тут Буденный задорно мне подмигнул, а я подумал, что в казаки меня, должно быть, произвел Евгений Петров, который мог по дороге из Краснодара рассказать Семену Михайловичу, что я родом с Кубани.
— Рад, что довелось, — продолжал Буденный, — самому с вами встретиться, увидеть вас здоровыми и веселыми. Такими бойцами, как вы, может гордиться вся наша армия. Считаю, что весь экипаж «Ташкента» заслужил правительственные награды. А перед наркомом буду ходатайствовать о присвоении кораблю гвардейского звания. «Ташкент» его достоин!
Грянуло «ура!». Такой оценки наших походов мы и не ожидали. Все понимали: раз командующий фронтом так сказал о наградах экипажу, то это вопрос решенный. А на Черноморском флоте летом сорок второго года еще не было такого корабля, где имел бы правительственные награды весь личный состав.
Семен Михайлович пошел осматривать корабль. Поглядев на пробоины, спросил:
— Воевать-то на нем еще сможешь, командир?
— Конечно, товарищ Маршал Советского Союза! После ремонта корабль сможет выполнять любые боевые задачи.
Я доложил, что руль уже введен в строй, пробоина в корме заварена и румпельное отделение осушено, а носовые отсеки будем осушать в Поти — при хорошей погоде дойдем и так...
Посещение корабля Буденным было для экипажа большим событием. Проводив маршала, все вернулись к работам, будто с новыми силами…»
Отход корабля на буксирах в Поти на ремонт планировался 1 июля, по погоде. В.Н. Ерошенко вспоминал:
«….Я вернулся на корабль. Там продолжались работы в поврежденных отсеках. На пирсе расположились моряки, занятые переборкой мелких механизмов, протиркой деталей. Экипаж не терял времени даром. Но неясность с выходом в Поти, срок которого так еще и не был назначен, томила меня, как томит всякая неопределенность…»
Со временем появилась версия, что корабль задержали специально, что бы командующий Северо-Кавказского фронта маршал С.М. Будённый смог вручить кораблю гвардейский флаг и  лично ордена и медали команде корабля. При этом «опровергатели» в своих творениях показывают полное незнание специфики воинской службы. Так, наш новороссийский журналист в статье, опубликованной  летом 2012 года в городской газете, серьезно утверждал, что личный состав ждал 2 июля приезда маршала С.М. Буденного, который должен был привезти кораблю гвардейский флаг и всем  - ордена и медали. И далее следует фраза:
«По имеющимся данным, именно Будённому доложили о приближении налёта германской авиации, но известный «кавалерист» отмахнулся и высмеял это предупреждение»…?????
Далее пишет, что машина с высокими визитёрами прибыла на причал к выстроенному для встречи маршала личного состава лидер «Ташкент». И главку в своём опусе так и назвал: «Кавалерист моряка не поймёт». Но документов, подтверждающих его выводы он не приводит.
Вот сегодня журналисты Новороссийска относятся к истории своего города. Выискивают только жареные факты, работают по принципу «пипл все схавает» и поливают грязью не только историю города Новороссийска, но и историю нашей Родины, совершенно этого не понимая…

 

#463 13.01.2016 07:37:38

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

События  налета 2 июля очень хорошо расписаны.
Но есть один не ясный момент, очень не ясный.
С утра на бомбардировку объектов в Крыму вылетел 36-й МТАП, сформированный в июне 1942 года.
Между Новороссийском и Анапой располагалась радиолокационная станция, вторая во флоте. Первая стояла на крейсере «Молотов». Я не знаю, чья это была станция. Одни говорили, что наша, советская, чуть ли не РУС-2, друге – что английская, поставленная по Линд-Лизу.
Николай Овсянников, живший в 1942 году в Анапе,  вспоминал:
«…Во дворе, в парке теперь уже нашей «Ривьеры», стоит автомашина «ЗИС-5» с кузовом-фургоном. На его крыше — радиоантенна причудливой формы. Вместе с кузовом, под тихий зуммерящий шум работающего двигателя, она медленно вращается вкруговую. Оборот за оборотом, оборот за оборотом... Это передвижная радиолокационная станция. Как мы потом узнали, таких станций было на всем Черноморском побережье только две: одна вот эта и вторая в Новороссийске. Станцию обслуживают моряки-радисты. Они следят за воздушным пространством на подступах к Анапе. Как только зафиксируют летящие сюда фашистские самолеты — звонят на зенитную батарею, что расположилась неподалеку, на Якорном мысу в Курзале. На батарее бьют в висящую пустую гильзу от снаряда, объявляется тревога. Сообщение о тревоге тут же передается в штаб ПВО города. Начинают выть сирены, городской радиоузел объявляет населению тревогу по радио. Поскольку радиолокаторщики всегда рядом с нами, мы первые узнавали о предстоящей бомбежке города. С начала февраля месяца немцы возобновили налеты на город. Бомбы сыпались через наши головы на порт…»
Каюсь, что я  в этом вопросе не разбирался и не могу сказать о какой РЛС идёт речь…
Из воспоминаний Высота Иван Иосифович, который служил на лидере дублёром командира машинной группы на лидере «Ташкент»:
«…В этот день я получил от командира корабля приказание завтра доставить на корабль крепёжный лес для подкрепления переборок. Утром 2-го июля я, боцман Тараненко и три краснофлотца из аварийных партий садимся в машину и едем за лесом. Погрузив лес, Тараненко возвращается на корабль, а мы едем на городскую сторону Новороссийска, на лесопилку за опилками. Краснофлотцы начинают набивать мешки, и вдруг раздаётся несколько выстрелов, а затем поднимается сильная стрельба зениток. Поднимаем головы и видим, как с двух сторон из-за гор, друг за другом выходят несколько эшелонов "Ю-88". Они идут в пике на корабли, стоящие у причалов и на рейде в порту. По городу объявляют тревогу, я бросаюсь к кабине, а краснофлотцы прыгают в кузов. Несмотря на заявление шофёра о том, что во время налёта движение запрещено, приказываю ехать к "Ташкенту". Машина мчится по пустынным улицам к элеватору, где у его стенки стояли "Ташкент", теплоход "Украина" и недостроенный корпус электро¬хода "Труд". У других причалов и на рейде стояли подводные лодки, эсминец "Бдительный", старичок "Коминтерн" и другие. Из машины мы видели, как от самолётов отрываются бомбы и в порту поднимаются столбы воды, огня и дыма. Подъезжаем к элеватору и бежим на причал. Перед нами в облаке пыли, как в тумане, открывается жуткая картина разрушения.
Элеватор в нескольких местах пробит и обвалился, на земле валяются исковерканные фермы, скрученные рельсы подъездных путей, опрокинутые и разбитые вагоны, гильзы, куски цемента. С правой стороны у причала, накренившись на левый борт и навалившись на стенку причала, лежит на грунте "Ташкент". Его мачты, трубы, мостик и правая сторона полубака возвышаются над водой, залитой мазутом. В районе носового турбинного отделения из воды выступают завёрнутые листы штормового коридора и палубы. Торпедные аппараты заброшены на элеватор примерно на высоту 9 метров. На берегу кое-где лежат выловленные из воды трупы краснофлотцев и среди них убитый командир зенитной батареи лейтенант Гимельман. На причале около "Ташкента" стоят группы мокрых и испачканных мазутом офицеров и краснофлотцев. Несколько краснофлотцев вытаскивают из воды всплывшие трупы. В стороне сидят и лежат раненые краснофлотцы. С левой стороны причала, завалившись набок, лежит теплоход "Украина"…»

 

#464 15.01.2016 07:48:28

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Задумаемся над вопросом: почему налет на Новороссийск 2 июля 1942 г. принес
немцам существенный успех и произвел столь сильный психологический эффект, что вошел в историю войны на Черноморском театре и вспоминается до сих пор как важное событие этой истории? И до, и после этого Черноморский флот нес и бóльшие единоразовые потери в боевых кораблях (вспомним потопление лидера и двух эсминцев в 1943 г.) и транспортах, и жертв при этом бывало во много раз больше. Но именно 2 июля получило устойчивое название «нашего Перл-Харбора».
    Безусловно, причина этого не в гибели «Ташкента», как это получается у Е. Лапина. Падение Севастополя – вот что породило шок, поразивший многие структуры Черноморского флота и ставший, как представляется, важной причиной успеха немецкого налета. Командованию не просто пришлось спешно эвакуироваться из крепости, теряя на некоторое время полноту управления: флот утратил главный смысл своего существования с октября прошлого года – поддержку крепости, и предстояло искать новый – оборону Кавказа. Все понимали, что через 2-3 месяца после падения Севастополя немцы подойдут с суши к кавказским базам флота.
    Но это еще предстояло, а пока, 2 июля, рухнуло сложившееся на флоте представление о Новороссийске как хорошо защищенной военно-морской базе. Действительно, ведь налеты немецких бомбардировщиков на порт случались регулярно, но никогда прежде не отличались большой эффективностью.
    Дело в том, что немецкая авиация в Крыму все время была по горло занята на сухопутном фронте – штурмами Севастополя, борьбой с десантами, Крымским фронтом. А на работу по морским коммуникациям бомбардировщики выделялись по остаточному принципу. Чаще всего - для ударов по советским кораблям и судам на переходе и в портах Крыма: при коротком плече возрастала оборачиваемость самолетов. Воздействие же по более удаленным портам Кавказа осуществлялось много реже и по необходимости малыми силами.
    С другой стороны, за год войны НВМБ сумела обзавестись довольно мощным непосредственным прикрытием зенитной артиллерией, немалым количеством истребителей ПВО и какой-никакой, но станцией обнаружения вражеской авиации. Аэродромы базирования основной массы истребителей и радиолокатор были выдвинуты в сторону противника на несколько десятков километров от порта Новороссийска - в район Анапы. Это позволяло при нормальных условиях заблаговременно заметить и перехватить ударные самолеты противника – если их было немного.
    Так складывалась репутация Новороссийска как сравнительно (с Севастополем, Феодосией или Керчью) безопасной базы. Да, бомбы все-таки падали временами на Новороссийский порт, корабли и суда, обеспечивавшие крымскую коммуникацию, получали повреждения у причалов, некоторые даже были потоплены в порту – ну, на то и война. Но вот второго июля все пошло как-то по-другому, что и превратило вроде бы рутинный налет в трагедию в народном восприятии.
    Почему-то не сработала ПВО НВМБ, до того как-то справлявшаяся со своими обязанностями. Сейчас мы валим все шишки на ее командира, не ко времени отправившегося спать. Но если на дело посмотреть шире, то окажется, что не сработали вовремя и высокие командные инстанции Черноморского флота.
    Командование флота мало того что перебазировалось в более безопасное место и налаживало связь – оно еще и напряженно ожидало оргвыводов Верховного Главнокомандования по сдаче Севастополя. А еще – по своему решению сохранить флоту корабли крупнее тральщика, пожертвовав ради этого армией (втрое большей, чем была сдана в другой морской крепости - Порт-Артуре). Именно поэтому после «Ташкента» в Севастополь ходили лишь мелкие корабли, катера да подводные лодки, а они не могли эвакуировать столько людей.
    По инерции часть, из них загружали боеприпасами и горючим, хотя организованное сопротивление в крепости уже затухало; на переходе катера и подлодки получали приказ выбросить боеприпасы в море и заниматься эвакуацией. Грузы для Севастополя все еще складировались на причалах. Крупные корабли и суда продолжали стоять 1 - 2 июля в Новороссийске, словно ожидая своей очереди отправиться в новый героический рейс. Никто не спешил осознать, что положение радикально изменилось и следует немедленно уходить в сторону Туапсе-Поти: командование как бы тоже по-своему «ушло спать».
    Приказ на уход был отдан сразу после налета 2 июля, когда командование ЧФ очнулось от оцепенения и с опозданием увидело реальную ситуацию. Не надо кончать Академию Генштаба, что понять: с падением Севастополя солидная немецкая авиационная группировка освободилась для решения других задач. И поэтому следует ожидать по-настоящему массированного удара по НВМБ, а не одним-двумя, от силы тремя десятками самолетов, как бывало прежде.
    Увеличение числа бомбардировщиков, работавших по морским целям, было замечено еще во время последних июньских переходов: немцы потопили эсминец «Безупречный», пару подводных лодок, да и «Ташкент» еле вернулся в Новороссийск. 30 июня поврежденный лидер, по свидетельству его командира, уже был готов к эвакуации на юг, но командование было занято не тем.
    Между тем немецкая воздушная разведка донесла: русские все еще держат в ближайшем порту наготове много крупных плавсредств, словно все-таки готовятся снять с Херсонеса часть Приморской армии. Напрашивался немедленный удар по НВМБ.
И он был нанесен. В книге И.В.Захарина «Великая Отечественная война - день за днем» (М.: Военное издательство, 2008) этот факт отражен в общих чертах:
«№184
На 08 ч 00 мин 3 июля 1942 г.
В первой половине дня 2.7 бомбардировщики противника под прикрытием истребителей произвели налеты на порты Азовского и Черного морей (Ейск, Приморско-Ахтарская, Темрюк, Тамань, Анапа, Новороссийск). В налетах участвовало свыше 150 бомбардировщиков. В воздушных боях и огнем ЗА сбито 5 самолетов противника».
    Хотя, на первый взгляд, воздушная атака портов была проведена широким фронтом, главными ее целями были, безусловно, Анапа и Новороссийск – именно в таком порядке. В портах Азовского моря серьезных советских плавсредств не было; удары по ним явно были демонстративными, отвлекающими. Иное дело Анапа, входившая в систему обороны НВМБ – здесь удар был почти таким же мощным, как и по Цемесской бухте.
    Правда, относительно типа и числа атаковавших ее 2 июля немецких самолетов в наших источниках наблюдается примерно такая же путаница (более чем двухкратная разница), как и с Новороссийском. Так, в книге А.В.Елкина, С.Ю.Курносова «Затонувшие суда Черного и Азовского морей» написано:
    «2 июля 1942 года между 10 ч. 00 м. и 11 ч. 15 м. 32 самолета Ju-88 бомбардировали порт Анапа».
    А в книге «Потери кораблей на Черном и Азовском морях» утверждается: в налете на Анапу 2 июля 1942 г. участвовало 72 самолета Ю-87.
    На наш взгляд, эти несколько десятков самолетов работали не столько по ничтожному порту Анапы и той плавающей мелочи, что в нем стояла, сколько по аэродромам, где базировались советские истребители. Превентивная атака Анапы имела цель блокировать аэродромы - не дать этим истребителям взлететь все то время, пока основная ударная группа, идущая за первым эшелоном, не успеет отбомбиться по Новороссийскому порту.
    Наиболее подробно замысел и структура немецкого налета на НВМБ 2 июля (и, кстати, многих предыдущих) описаны в книге М.Э.Морозова «Воздушная битва за Севастополь. 1941-1942 гг.» :
    «Хотя сопротивление на мысе Херсонес все еще продолжалось, Манштейн по вполне понятным причинам поспешил доложить в ставку фюрера о взятии Севастополя. 1 июля вечером из сообщения немецкого радио он узнал, что ему присвоен чин генерал-фельдмаршала.
    По плану после ликвидации остатков советских войск на Херсонесе соединениям 11–й армии предоставлялось некоторое время на приведение себя в порядок, но летчикам VIII авиакорпуса отдых и не снился. Большей части остававшихся авиагрупп предстояло в ближайшие дни перебазироваться в район Харькова, а это значило, что немцы добровольно отказывались от завоеванного с таким трудом господства в воздухе над Черным морем. В распоряжении фон Вильдта, который вернулся к исполнению должности «Fliegerfuhrer Sud», оставались только три ударные группы — ветераны боев над Черным морем III/LG1 (до 12 июля), II/KG26 и I/KG100 (Морозов «потерял» авиагруппу I/KG76). (…) И фон Вильдт не удержался от соблазна оставить у Черноморского флота «добрую память» о VIII авиакорпусе в виде массированного удара по кавказским портам.
    В качестве официального предлога для организации налетов служили стремления сорвать возможную десантную операцию русских в Крым и эвакуацию войск Севастопольского оборонительного района.
    Между 09.20 и 11.35 2 июля 78 двухмоторных и 40 одномоторных бомбардировщиков в сопровождении примерно трех десятков «мессершмиттов» с некоторыми интервалами по времени атаковали порты Новороссийск, Анапа, Тамань, Темрюк, Ахтари и Ейск, а также анапский аэродром перехватчиков. Несмотря на то, что немецкая авиация крупными силами проявляла активность у наших берегов на протяжении двух часов, а в районе Анапы имелась радиолокационная установка «РУС-2», налеты на все пункты оказались совершенно внезапными и сопровождались необычайно тяжелыми потерями. В Анапе немцы потопили транспорт «Эльборус» (970 брт), торпедный катер и шхуну «Днестр», в Темрюке — канонерскую лодку №4, а в Таманском заливе — торпедный катер №112 (Морозов, желая подчеркнуть экстраординарность налета 2 июля, преувеличивает - гибель столь незначительных плавсредств была тогда обыденным делом, а не «необычайно тяжелыми потерями»).
    Самые же чувствительные потери были понесены в Новороссийске. Там погибли тяжело поврежденный 27 июня лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», транспорт «Украина» (4727 брт) и спасательный буксир «Черномор». Множество кораблей и судов получили повреждения.
    Несмотря на то, что немецким пикирующим бомбардировщикам все-таки не удалось разбомбить аэродром в Анапе, действия советских перехватчиков оказались на редкость неудачными. Они не только не смогли сорвать налет на Новороссийск, поскольку прибыли туда с большим опозданием, но и сами потеряли два «яка», «миг» и «лагг», сбитых «мессершмиттами» из II/JG77. Немцам налет обошелся в один Ju-88 KG76, уничтоженный зенитками над Новороссийском, и один Bf-109, подбитый огнем с земли над Анапой».
    Однако и с этим автором можно поспорить по ряду позиций. Новороссийск явно был атакован не первым, как написано у Морозова, а, скорее, последним. К началу двенадцати утра на КП базовой ПВО уже должны были поступить донесения обо всех отвлекающих и блокирующих ударах, о задействованных при этом противником многих десятков ударных самолетов. Теперь, могло подуматься оперативному дежурному, у немцев уже не осталось в запасе бомбардировщиков, чтобы всерьез ударить еще и по Новороссийску…

 

#465 18.01.2016 07:48:51

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Василий Тимофеевич Козленко, работавший после войны на Новороссийском судоремонтном заводе начальником участка химической очистки деталей, он сам и создавал этот участок, вспоминал о своем призыве в армию в 1942 году:
       «Тогда я уже работал на судоремонтном заводе. 28 июля я пришёл на работу, но меня сразу же вызвали в отдел кадров. Там уже было несколько моих сверстников. Нам сказали, что бы срочно шли на призывной пункт. И мы пошли пешком вокруг бухты в кинотеатр «Комсомолец» (около 7 км). Он находился на месте современной территории швейной фабрики. А фабрика – в квартале между улицами Губернского и Карла Маркса, напротив Чапаевских казарм.
        В кинотеатре были открыты все двери. В зрительном зале вместо кресел стояла вереница столов, за которыми сидели люди в форме и без формы. Как я уже потом понял, это и была призывная комиссия. Мы вошли, сразу же в ящик кинули свои документы, и пошли мило ряда сидящих, отвечая на их вопросы. Когда спрашивали о здоровье, мы, конечно, отвечали, что жалоб нет. На последнем столе нам выдали повестки, и мы пошли на завод. Мы шли вокруг бухты, оживлённо обсуждая прошедшие события. Нет, у нас не было страха смерти, наоборот, мы все считали, что теперь, когда нас призвали, мы покажем фашистам, где раки зимуют и сразу же наша армия победит.
        На заводе нас уже ждали.  Сразу же выдали расчет, мы попрощались со всеми и пошли домой. А дома матери, сдерживая слезы,  что-то готовили нам в дорогу. Пообедав, мы пошли прощаться с друзьями и соседями. Ребята помладше подарили мне штук двести патронов. В конце весны в горах упал истребитель И-16. Нам было некогда, мы работали, а огольцы облазили его и сняли ящики с пулеметными лентами. И теперь раздавали патроны уходящим на фронт.
        К назначенному часу мы снова собрались у кинотеатра. Нас построили, разбили на взвода, человек по двадцать – тридцать. Того, кто выглядел постарше, назначили старшим и мы пошли пешком на станцию Тоннельную. Пришли – уже начало смеркаться. Старший нашёл коменданта и нам предложили ночевать в привокзальном садике. Конечно, ни кто не кормил. Так началась моя служба в армии. Утром на дачном поезде из четырех вагонов всех призывников отвезли на станцию Крымская, а потом мы перешли в станицу Украинскую, где находился сборный лагерь.  Надо отметить, что ни каких списков не составлял, ни кто из командиров нас не сопровождал. Но, ни кто не разбежался и все дошли. По другому и быть не могло. Мы все горели желанием защищать Родину.
         На сборном пункте, расположившемся за станицей вдоль железной дороги, было полно народу. Стоял гомон. Кого-то провожали жёны и матери, плача и рыдая. Кто-то постарше пил водку или ходил уже выпивши, матерясь и ругая фашистов. Мы расположились на травке, стали ожидать своей очереди.
       И вдруг налетела тройка самолетов. Они пролетели над нами с диким воем, сбрасывая мелкие бомбы, а потом прошлись ещё раз, поливая нас из пулемётов. В ответ не раздалось ни одного выстрела. Оружия у нас не было. Не было и зенитного прикрытия сборного пункта. Видимо, у летчиков было другое задание, и они улетели, не завершив нашего разгрома.
       Так, 29 июля мы понесли первые потери. Мы хоронили молодых ребят, так  не дошедших до фронта. Я не знаю, отправлялись ли похоронки. Но думаю, что нет. Ведь не было ни каких списков пришедших на призывной пункт. Их оформляли позднее».
    Василий Тимофеевич давно уже умер. И это единственный его рассказ, который я записал… И теперь очень сожалению о том, что не расспрашивал его…

 

#466 22.01.2016 07:51:07

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Кое-какие записки есть по Анапе:
          «...Как-то утром мы увидели на рейде притопавший ночью большой сухогруз «Эльбрус». Пообщавшись с командой судна, мы узнали, что и они загружены под завязку вином знаменитой крымской Массандры. Вино в бочках, коллекционное — в бутылках.
        — Гоняют нас из порта в порт! — жаловались моряки. — Полный бардак! Начальство потеряло голову! Теперь вот сюда, в Анапу, турнули. А здесь кому оно, вино, нужно? Вы своим завалили пристань!
    Пришел и в кабельтове от «Эльбруса» бросил якорь красавец-бриг «Вега». Я зачарованно смотрел на него и не мог оторвать взгляда. Корабль из прошлого! Как потом мы узнали, с начала войны «Вегу» прятали, берегли как реликвию, как один из двух сохранившихся парусников на флоте (вторым был трехмачтовый барк «Товарищ»). Пряталась от бомб «Вега» далеко на Кавказе, в порту Поти. Но потом, после гибели в десантных операциях большого количества плавсредств, дошла очередь и до «Веги». Она сделала несколько удачных рейсов в Крым, доставляя туда боеприпасы. Однажды, попав под бомбежку и чудом уцелев, «Вега» примчалась к нам в Анапу. Ее команда, не желая в дальнейшем рисковать жизням и, разбежалась. Капитан через нашу местную газету объявил о приеме на борт, в команду корабля в качестве матросов желающих…
    …12 июля Севастополь пал. Высвободившиеся немецкие войска, все еще удерживая инициативу, готовы были ринуться на Таманский полуостров. Над Анапой нависла реальная угроза высадки здесь десанта фашистов: широкая, неглубокая бухта с песчаным пляжем у города была идеальным местом для высадки вражеского морского десанта.
Чтобы предотвратить угрозу, надо было срочно что-то предпринимать, и в городе в спешном порядке начались оборонительные работы. По Высокому берегу в районе городского кладбища и маяка оборудовали и заняли огневые позиции две гаубичные батареи. На Якорном мысу, у санатория «Бимлюк» и винзавода «Джемете» — легкая полевая артиллерия и зенитные орудия среднего калибра, могущие вести эффективный огонь и по наземным целям. Вдоль всего пляжа, в 10–15 метрах от уреза воды, в воде были вбиты колья и на них натянуто проволочное заграждение. На берегу — второй ряд колючей проволоки. А в самом песке пляжа минеры уложили и замаскировали сотни противопехотных мин. Приспосабливались к отражению врага и прочные дома, стоявшие вдоль берега.
    Начальник гарнизона своим приказом обязал наш истребительный батальон включиться в строительство оборонных сооружений. Нам было приказано построить три ДОТа по рубежу от маяка на Высоком берегу до городского рынка. К этому времени, а именно с 3 июня, мы были переведены на «Казарменное положение № 1». Это значило, что с этого дня наше пребывание, наша боевая служба в батальоне — круглосуточное, ежедневное. Так что после месяца работы на МТС я просто перестал туда ходить».
Николай Овсянников, живший в 1942 году в Анапе

 

#467 26.01.2016 07:47:55

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

10 июля  трижды авиация противника пыталась  пробиться к порту. В общей             сложности в налетах участвовало 59 бомбардировщиков в сопровождении 20 истребителей. Врага встречали летчика 7-го и 62-го ИАП. Всего сбито 6 Хе-111 и 3 Ме-109, мы потеряли 2 ЛАГГ-3. При отражении второго налета сержант Н.И. Зиновьев, летчик 62 ИАП ВВС ЧФ, русский, член ВЛКСМ, на подступах к Новороссийску таранил бомбардировщик противника.
      15 июля Краснодарский крайком ВКП(б) и крайисполком подготовили предложения по эвакуации первой очереди - промышленных предприятий, продукции и ценностей сельского хозяйства Азово-Черноморского побережья и северной части края. Записка с просьбой разрешить эвакуацию первой очереди сроком до 1 августа 1942 года была представлена в Комиссию по эвакуации при Государственном Комитете Обороны 17 июля.
16 июля 46-й авиаполк Черноморского флота перелетел на аэродром около станицы Анапской и приступил к боевым вылетам на штурмовку позиций противника на Керченском полуострове. В боях погибли комиссар эскадрильи старший лейтенант П.А. Евдокимов, летчики старший лейтенант Ф.Е. Шеховцов и сержант А.С. Реука.
18 июля Военный совет Северо-Кавказского фронта принял секретное             постановление «О подготовке крупных промышленных объектов в тылу,            аэродромов и линий связи к порче и разрушению». Ответственность за проведение этих мер возлагалась по промышленным объектам на начальника УНКВД Краснодарского края, по аэродромам – на начальника ВВС фронта, по средствам связи – на начальника связи фронта. Подробные планы требовалось представить к 25 иююля1942 года.
Но жизнь остановить было нельзя и 20 июля Крайком ВКП(б)совместно с Крайисполкомом принимает постановление о подготовке школ к новому учебному году. В нём отмечалось, что подготовка к новому учебному году идет неудовлетворительно и обязывало «закончить ремонт школьных зданий и квартир учителей не позднее 1 августа с.г.» И в тот же день крайком ВКП (б) принимает секретное постановление "О боевой готовности истребительных батальонов края".
21 июля секретарь Новороссийского горкома ВКП(б) Н.В. Шурыгин писал в райком ВКП(б), что «в вопросах организации партизанского движения очень много ещё недоделок. Вопросы до конца не решаются, в это равносильно тому, что дело будет провалено. Случись какая неожиданность – и мы окажемся неподготовленными». Далее он приводил примеры различных нестыковок и недостатков в деле подготовки партизанских отрядов. По этому письмо в Новороссийск выехал третий секретарь крайкома ВКП(б) В.Р. Родионов.
    В ночь с 21 на 22 июля 1942 г. специальный самолётом были направлены председателю комиссии по эвакуации Н.М. Швернику предложения по эвакуации второй очереди (центральная часть края) со сроком до 10 августа и третьей очереди (юго-восточная часть края) со сроком до 20 августа 1942 года.
Для погрузки оборудования промышленных предприятий, их продукции, хлеба, сельхозпродукции, машинного парка по первой очереди краю требовалось 10395 вагонов, или по 1000 вагонов в день; для второй очереди - 7295 вагонов, или по 700 вагонов в день; для третьей очереди - 6442 вагона, или по 650 вагонов в день.
    Рассмотрение вопросов об эвакуации края затянулось и все постановления Комиссии по краю были приняты в период с 28 июля по 4 августа, а крайкомом ВКП (б) получены только 3 - 7 августа, когда было уже слишком поздно - важнейшие железнодорожные узлы находились под непрерывной бомбардировкой авиации противника, и почти весь вагонный парк (в количестве 6500 вагонов) сосредоточился на линиях Кавказская-Новороссийск и Армавир-Туапсе.

 

#468 29.01.2016 07:34:33

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

22 июля немецкие войска прорвали фронт под Ростовом.
23 июля Директивой № 45 Верховного Командования Вермахта утвержден план
"Эдельвейс" по захвату Кавказа. Выполнение плана возлагалась на группу армий "А" под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Листа.
24 июля войска Южного фронта без приказа ставки оставили Ростов.

«... В ночь с 23 на 24 июля последние взводы Иркутской дивизии и горсточка бойцов Ростовского полка народного ополчения, отстреливаясь и отбиваясь гранатами от наседающих гитлеровцев, покинула Ростов. Люди плыли через Дон на обломках плотов, на автомобильных камерах, на бревнах. С левого берега эту последнюю переправу поддерживали частым ружейно-пулеметным огнем. В город вошли фашистские войска.
        Генерал-полковник Руофф пригласил японского военного атташе подняться на высокий пролет взорванного моста, картинно простер руку к синему от дыма Батайска и сказал:
        - Ворота на Кавказ открыты. Близиться час, когда германские войска и войска вашего императора встретятся в Индии…"
В. Закруткин " Кавказские записки " М. Воениздат 1962 г. стр. 6 - 7

25 июля началась наступательная немецко-фашистская операция и оборонительный период битвы за Кавказ. Он продолжался до конца 1942 года и вошел в историю как Северо-Кавказская стратегическая оборонительная операция (25 июля - 31 декабря 1942 г.). С 25 июля 1942 года вся жизнь Краснодарского края пошла по календарю боевых действий.
Противник ввел в действие 17-ю полевую армию, 1-ю и 4-ю танковые армии, 3-ю румынскую армию, 4-й воздушный флот и добровольческую танковую дивизию СС "Викинг", укомплектованную добровольцами из стран Северной Европы. В состав военно-морских сил противника входили: 1-я, 23-я и 30-я флотилии подводных лодок, 30-я и 31-я флотилии тральщиков, 3-я, 5-я и 7-я десантные  флотилии, 30-я и 31-я охранные флотилии, 3-я авианосно-артиллерийская флотилия, полк тяжелых минометов и 4-й охранный полк, имевший на вооружении 1 вспомогательный крейсер, 4 эсминца, 3 миноносца, 4 сторожевых корабля,4 канонерские лодки, 7 подводных лодок,  16 торпедных катеров,  13 тральщиков, 30 сторожевых катеров, около 100 самоходных барж.
Одну эскадрилью 628-го ИАП ПВО, базировавшуюся на аэродром в Гайдуке, перебрасывают в Тихорецк, для прикрытия с воздуха города и железнодорожного узла на одной из основных магистралей снабжения войск Северно-Кавказского фронта на линии Ростов - Минеральные Воды.
26 июля все транспортные суда пароходств Черноморского, Азовского, Сочинского и "Совтанкер" были объединены в единое Азово-Черноморское пароходство с местонахождением в г. Батуми. Начальник пароходства И.Г. Сырых, начальник политотдела В.В. Попов
27 июля на станции Азов оказался окружении бронепоезд № 10 "За Родину",
построенный на Новороссийском вагоноремонтном заводе. Был получен приказ: поддерживать артиллерийским огнем части Красной армии, при возникновении угрозу захвата, бронепоезд взорвать, а из личного состава сформировать роту морской пехоты.  Расстреляв весь боезапас, оказавшийся в безвыходном положении команда взорвала бронепоезд. Захватив оружие и раненых отошла на 661-ю стационарную  батарею береговой обороны,  приняла активное участие в обороне побережья, пройдя с боями от Дона до Темрюка. Действия личного бронепоезда заслужили высокую оценку командования 30-й стрелковой дивизии.  На вокзальном здании станции Азов установлена мемориальная доска с текстом:
      " Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г. бронепоезд № 10 " За Родину ".

 

#469 01.02.2016 11:24:46

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Командующий войсками Северо-Кавказского фронта маршал С.М. Буденный направил 27 июля Верховному главнокомандующему И.В. Сталину «План обороны побережья Азовского и Черного мору и действия фронтов в случае их вынужденного отхода». Давая оценку предполагаемых действий противника, Семен Михайлович писал:
«…   Одновременно нужно ожидать удар на Ростов, Тихорецк, Армавир, морских десантов на побережьях Азовского и Черного морей и попытку форсировать Керченский пролив, широкое применение воздушных десантов.
….Со стороны Керченского полуострова против СКФ возможно будут дейст-вовать два ак в составе пяти-шести пд, одна лпд, два-три батальона морской пехоты (сосредоточение на Керченском полуострове уже закончилось).
Выводы: 1. СКФ, прочно обороняя побережья Азовского и Черного морей, должен быть готовым вести борьбу с противником, выходящим в тыл, со стороны Южного фронта...
2. В составе наземных сил СКФ, после передачи 51-й армии со всеми средствами усиления фронта, включая 5 ВА, Южному фронту, СК фронту остались: 17 кк (12, 116, 13, 15 кд), 1187 лап УСВ, 1167 пап, 16,53 бепо. Фронт обороны 450 км; 47-я армия (77 сд, 32 гв.сд. 103, 139 сбр, 25, 547 ап, 126 отб), 2 огфр. Фронт обороны 164 км; 1 оск в составе 113 сбр, 83 мбр, 456 ап РГК. Фронт обороны 270 км.
Резерв: 1 сд, 1 сбр (невооруженные и неукомплектованные). Итого: стрел¬ковых дивизий — 3, стрелковых бригад — 5, кав. дивизий — 4, артполков — 5. Фронт обороны — около 1000 километров.
Вывод: указанного состава сил для обороны всего побережья и ведения борьбы с обходящим противником со стороны Южного фронта явно недоста¬точно.
3. Потребность в силах и средствах, дополнительно к имеющимся, минимальна:
а) Для обороны Азовского побережья — одно армейское управление, три сд, одна тбр, три ап РГК.
Выделение указанного состава даст возможность сменить части 17 кк с обороны побережья и отвести его в тыл, занять двумя сд побережье Азовского моря, имея одну сд в резерве в районе Самарского для обеспечения правого фланга и стыка с Южным фронтом. 17 кк с тбр вывести в район Староминская, Новоминская в готовности к контрударам на Батайск, Азов, Ахтари.
б) Для обороны Таманского полуострова — две сд, два ап РГК, что даст возможность усилить оборону Таманского полуострова одной сд, имея в резерве одну сд в районе Крымской.
в) Для обороны Черноморского побережья — одну сд для занятия обороны [на рубеже ] Геленджик, Туапсе, одну сбр для резерва командира (оск) — Тоннельная.

7. Цель подвижной обороны:
а) Сохранение сил СКФ для последующей обороны;
б) Нанесение возможно большего поражения противнику.
Основные рубежи обороны:
а) Река Терек, река Кубань;
    б) Главный Кавказский хребет…
...  Промежуточные рубежи по направлениям:
… Таманское направление, 47-я армия: а) Темрюк, река Джига, Благовещенское; б) Хадыженская, Абинская, Крымская, Варениковская, Джигинское, Благовещенская (является основным рубежом, прикрывающим ВМБ Ана¬па, Новороссийск, Туапсе и грунтовые пути вдоль Черноморского побережья). С выходом 47-й армии на указанный рубеж армию необходимо подчинить командующему ЧФ для удобства управления. Черноморское направление, 1 оск и ЧФ: прикрывает ВМБ с моря и на обводах Анапа, Новороссийск, Туапсе…
План действий в случае вынужденного отхода: …
б) 47-я армия последовательно переходит к обороне [рубежей] Темрюк, Благовещенская и в дальнейшем Хадыженская, Абинская, Варениковская, Джигинская. Основной целью обороны 47-й армии должна явиться оборона баз ЧФ и путей вдоль Черноморского побережья…
….Вне зависимости от исхода борьбы за реку Дон указанные вопросы требуют незамедлительного разрешения».
На следующий день, 28 июля, директивой Ставки Южный и Северо-Кавказский фронты объединены в единый Северо-Кавказский фронт под командованием маршала Советского Союза С.М. Буденного, начальник штаба генерал армии А.И. Антонов. В состав Военного Совета фронта вошли Л.М. Каганович, Л.Р. Корниец, И.С. Исаков и П.И. Селезнев. Ввиду того, что Северо-Кавказский фронт развернулся в полосе свыше 1000 км, Ставка Верховного Главнокомандования разделила фронт на две оперативные группы: Донскую, командующий генерал-лейтенант Р.Я. Малиновский, и Приморскую, командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко. Состав Приморской группы вошли 18-я, 56-я и 47-я армии, 1-й отдельный стрелковый и 17-й кавалерийский корпус.
Однако, просимых С.М. Будённым подкреплений Северо-Кавказский фронт, в том числе и 47-я армия, не получили. Вместо них из Москвы прилетели начальник Оперативного управления Генерального штаба генерал-лейтенант П.И. Бодин, назначенный начальником штаба Закавказского фронта, и Л.М. Каганович, назначенный членом Военного совета Северо-Кавказского фронта.
Пока шли переговоры вражеские войска вторглись на территорию Краснодарского края, вступив на земли  Полтавченского и Алексеевского сельсоветов Кущёвского района.
28 июля Комиссия по эвакуации при Государственном Комитете Обороны принял пакет распоряжений по вопросам эвакуации Краснодарского края, в том числе о демонтаже с 29 июля двух котлов Новороссийской ГРЭС и отправке их на временное хранение на эвакобазу в Баку, вина – в Махачкалу и Баку.

 

#470 05.02.2016 07:45:24

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1333




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

На оборону реки Ея между станицами Кущёвская, Шкуринская, Канеловская, Старощербиновская 30 июля с побережья Азовского моря был снят правый сосед 47-й армии 17-й казачий кавалерийский корпус и с ходу, 31 июля вступил в бой с 196-й и 198-й пехотными дивизиями немцев. Вместо него оборону побережья поручили Азовской военной флотилии, которая смогла выставить из своих скудных запасов всего два батальона морской пехоты, вместо четырёх дивизий.
    Вдумайтесь в эти цифры: ДВА БАТАЛЬОНА моряков с погибших кораблей, бывших матросов, рулевых, сигнальщиков, машинистов, мотористов, кочегаров, которых ни кто не готовил для ведения боя на суши, да ещё без средств усиления, должны были заменить ЧЕТЫРЕ ДИВИЗИИ, правда, кавалерийских, но со средствами усиления…
         Во всех частях и подразделениях Северо-Кавказского фронта, в том числе и в 47-й армии и Азовской флотилии, зачитывался приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 года. В приказе давалась реальная оценка обстановки сложившейся на фронте и прямо говорилось:
«…Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем нашу Родину... Ни шагу назад без приказа высшего командования. Таков призыв нашей Родины».
        31 июля Военный совет Северо-Кавказского фронта, в соответствии с требованиями приказа № 227, принял постановление «О задержке неорганизованно отходящих отдельных подразделений и одиночек военнослужащих с поля боя», по которому с 1 августа в городах и посёлках края Новороссийске, Тоннельной, Крымске и других устанавливалась заградительная служба. В каждой армии формировались штрафные роты для рядового и младшего начсостава, а при 136-м запасном стрелковом полку в Урупских лагерях – штрафной батальон для среднего и старшего начсостава.
В составе 47-й армии 5 августа были сформированы две штрафные роты, а 15 августа – ещё одна.
В боевом донесении командующего войсками Северо-Кавказского фронта, отправленного 1 августа в 05 часов 50 минут говорилось:
«…Положение на фронте продолжает оставаться тяжелым…
… Все войска СКФ, за исключением 47-й армии, втянуты в бой…
… Организовать оборону Краснодара в данный момент можно только за счет ослабления 47-й армии на Таманском полуострове. С этой целью намечаем оставить для обороны непосредственно Таманского полуострова усиленную 77 сд. Рубеж Темрюк, Витязевский занять 103 сбр...
… На Краснодарский обвод выдвинуть 32 гв. сд…»
    На что Ставка ВГК ответила:
«…Снять с Таманского полуострова 32-ю гв. стр. дивизию и использовать ее для обороны Краснодарского обвода…»
    Так 47-я армия потеряла ещё одну дивизию из своего, и так не многочисленного, состава.
    Но, ни грозный приказ, ни штрафные роты и заградотряды не смогли остановить врага, который наступал, захватывая каждый день всё новые районы Краснодарского края. Части 17-й полевой армии, командующий генерал Руофф, шли на Краснодар, а части 1-й танковой армии, командующий генерал Клейст, - на Армавир. Танковая армия вошла в стокилометровый разрыв между 37-й армии, отошедшей к Ворошиловску, ныне Ставрополь, и 12-й армией, отошедшей к Кропоткину.

 

#471 09.06.2016 12:47:07

rspc
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
Сообщений: 581




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

2

Десант в Озерейку
http://s017.radikal.ru/i440/1606/36/b51b41f94014.jpg

http://s41.radikal.ru/i091/1606/22/32673cffec99.jpg

http://s018.radikal.ru/i521/1606/33/5631be476ea5.jpg

 

#472 09.06.2016 14:11:40

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2106




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Интересная серия. Сейчас, кстати, продолжение пошло. А кто на первом фото?
С уважением,

 

#473 09.06.2016 15:46:26

han-solo
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
г,Николаев,Украина
Сообщений: 7502




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

1

savera написал:

#1066846
Интересная серия. Сейчас, кстати, продолжение пошло. А кто на первом фото?
С уважением,

Похоже болиндер (уже не самоходный), который не смог высадить "Стюарты", тк развернуло бортом к берегу.


болезней тысячи,а здоровье одно.
Я знаю,что давно мёртвый,а Вам кажется,что Вы живые!
Часть лучше целого.

 

#474 09.06.2016 17:00:46

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2106




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Спасибо!
С уважением,

 

#475 09.06.2016 17:29:22

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9104




Re: Оборона Новороссийска 1941 - 1943 гг.

Судя по количеству фото, эти болиндеры самые популярные корабли ВМВ.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

Board footer