Сейчас на борту: 
Eudgen,
Стволяр
   [Подробнее...]

#1 16.01.2013 18:21:29

Stahlhelm
Участник форума
Сообщений: 95




Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Уважаемые господа!

Как известно, в августе 1914 года французский флот попытался блокировать Отрантский пролив. Всем известно, как это закончилось.

Австро-венгерский флот нанес кое-какой урон противнику своими субмаринами(повредил "Жана Бара", потопил "Леона Гамбетту" + несколько неудачных атак на другие корабли("Вальдек Руссо", например)) и отразил попытку французов овладеть Каттаро.

Вопрос-то, собственно вот в чем: почему австрийцы не попытались действовать не только подводными лодками? У них было много эсминцев, эти воды они должны были знать лучше. Ночная торпедная атака могла обернуться большими потерями для французов.

Далее - почему не была сделана попытка нанести удар сразу несколькими подводными лодками по эскадре, а выводилось по одной субмарине?

И еще. В книге А. Больных "Трагедия ошибок" высказывается предположение, что если бы гросс-адмирал Хаус решился бы на бой флотов, то у австрийцев было много шансов победить, т. к. по уровню боевой подготовки они превосходили противника.

Победа австрийцев(или большие потери французов), возможно, могла бы удержать Италию от вступления в войну на стороне Антанты.

 

#2 16.01.2013 18:43:12

AVV
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Киев, Украина
R.N. Littorio
Сообщений: 7318




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Вечер добрый!

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
у австрийцев было много шансов победить

Или самим нарваться на французские подводные лодки или ночную атаку миноносцев.
При этом, в отличие от французов, возможности ввода в строй новых капиталшипов для компенсации потерь у австрийцев практически не было.
Так что, ПМСМ, австрийцы поступили вполне рационально - нанесли противнику чувствительные потери, заставив его отказаться от плотной блокады пролива, при этом затратив минимум и без того ограниченных ресурсов.


Molti nemici - molto onore

 

#3 16.01.2013 18:50:41

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2164




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
...отразил попытку французов овладеть Каттаро.

Это когда такое было?

 

#4 16.01.2013 18:55:12

Doctor Haider
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: г. Санкт-Петербург
Сообщений: 1421




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Good написал:

Оригинальное сообщение #652457
Это когда такое было?

Вроде не было. Была попытка подкинуть кой-чего Черногории. Чтобы дольше Ловчен держала.

 

#5 16.01.2013 18:59:39

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9155




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

AVV написал:

Оригинальное сообщение #652452
австрийцы поступили вполне рационально - нанесли противнику чувствительные потери, заставив его отказаться от плотной блокады пролива, при этом затратив минимум и без того ограниченных ресурсов.

Лисса-2=)


Не пытайтесь покинуть Омск! (ц)
Этот город скользит и меняет названья, этот адрес давно кто-то тщательно стёр, этой улицы нет, а на ней нету зданья, где всю ночь правит бал... (ц)

 

#6 16.01.2013 19:02:19

neodoro
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Сибирия
Буксир "Непросыхаемый"
Сообщений: 470




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

AVV написал:

Оригинальное сообщение #652452
при этом затратив минимум и без того ограниченных ресурсов.

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
У них было много эсминцев, эти воды они должны были знать лучше.

Так ограничены ресурсы или много эсминцев? (около 100 шт.)

 

#7 16.01.2013 19:06:34

Stahlhelm
Участник форума
Сообщений: 95




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Ночная торпедная атака была неосуществима?

Насчет Каттаро - не совсем точно выразился о высаженной французской артиллерии, подавленной огнем "Радецкого"...


Или самим нарваться на французские подводные лодки или ночную атаку миноносцев.

А к концу "блокады" разве у французов остались эсминцы и миноносцы при главных силах(по крайней мере в больших количествах)?

Отредактированно Stahlhelm (16.01.2013 19:10:15)

 

#8 16.01.2013 19:10:09

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2164




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Doctor Haider написал:

Оригинальное сообщение #652461
Вроде не было.

Да, конечно, не было. Потому как для захвата Каттаро нужны были войска.

 

#9 16.01.2013 19:17:13

AVV
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Киев, Украина
R.N. Littorio
Сообщений: 7318




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

neodoro написал:

Оригинальное сообщение #652469
(около 100 шт.)

Это включая немореходные миноносцы с низкой скоростью.

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652475
А к концу "блокады" разве у французов остались эсминцы и миноносцы при главных силах(по крайней мере в больших количествах)?

Так в этом австрийцы не могли быть уверены на 100% (думаю, даже на 50%).


Molti nemici - molto onore

 

#10 18.01.2013 06:16:45

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 2941




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
У них было много эсминцев

Эсминцев было очень мало. А "Татр" кот наплакал.

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
почему не была сделана попытка нанести удар сразу несколькими подводными лодками по эскадре, а выводилось по одной субмарине?

Потому что умные мысли о групповом использовании ПЛ посетили немцев в конце ПМВ. И у них было чего группировать. А у австрийцев лодок мало. Как их массировать?

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
если бы гросс-адмирал Хаус решился бы на бой флотов, то у австрийцев было много шансов победить, т. к. по уровню боевой подготовки они превосходили противника.

Это только в бою проверить было можно. Но его-то как раз австрийцы и избегали. Не будем забывать и про английский флот.

Отредактированно Cyr (18.01.2013 06:17:47)


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

 

#11 18.01.2013 17:43:54

Stahlhelm
Участник форума
Сообщений: 95




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

А у австрийцев лодок мало. Как их массировать?

Две лодки типа "Германия" и три голландовских. Свести в одну группу и ударить по эскадре после одного-двух дней наблюдения(удостоверившись, что нет эсминцев). Что здесь нереального?

Отредактированно Stahlhelm (18.01.2013 17:44:17)

 

#12 18.01.2013 20:06:05

Dianov
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Каменск-Шахтинский
зеконосец ИК 12
Сообщений: 1814




Вебсайт

Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #653491
Две лодки типа "Германия" и три голландовских. Свести в одну группу и ударить по эскадре после одного-двух дней наблюдения(удостоверившись, что нет эсминцев). Что здесь нереального?

Во-первых это революция и матрица-перезагрузка для того времени. Только благодаря немцам стало ясно,что лодки могут не только прикрывать базы. Во-вторых если их свести в одну группу, как они будут осуществлять взаимодействие? Характеристики разные, устойчивой связи нет, кто будет "удостовериваться в отсутствии эсминцев"? Кто будет командовать и координировать? Это нереально для того времени. Даже в ВМВ это была сложнейшая задача и то Дениц быстро пришел к выводу,что командный центр в море на одной из лодок - это нереально и неэффективно. Только с берега при сложнейшей разведке и связи.


"Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать".(с) Генерал Гюнтер Блюментрит.

 

#13 18.01.2013 22:57:27

Алекс
Контр-Адмиралъ, гвардейский экипажъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Москва
Броненосный крейсер HMS Orlando
Сообщений: 9976




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
Как известно, в августе 1914 года французский флот попытался блокировать Отрантский пролив. Всем известно, как это закончилось.

Австро-венгерский флот нанес кое-какой урон противнику своими субмаринами(повредил "Жана Бара", потопил "Леона Гамбетту" + несколько неудачных атак на другие корабли("Вальдек Руссо", например)) и отразил попытку французов овладеть Каттаро.

Вопрос-то, собственно вот в чем: почему австрийцы не попытались действовать не только подводными лодками? У них было много эсминцев, эти воды они должны были знать лучше. Ночная торпедная атака могла обернуться большими потерями для французов.

Далее - почему не была сделана попытка нанести удар сразу несколькими подводными лодками по эскадре, а выводилось по одной субмарине?

И еще. В книге А. Больных "Трагедия ошибок" высказывается предположение, что если бы гросс-адмирал Хаус решился бы на бой флотов, то у австрийцев было много шансов победить, т. к. по уровню боевой подготовки они превосходили противника.

Победа австрийцев(или большие потери французов), возможно, могла бы удержать Италию от вступления в войну на стороне Антанты.

Уважаемый, а Вы когда читаете Больныха, Вы его мысли хотя бы с реальностью сопоставляете?
Давайте по порядку. Сколько эсминцев было у Австро-Венгрии на момент вступления в войну? Для того, чтобы проводить ночные торпедные атаки нужны а) цели для этих атак, б) свои корабли, которые это смогут сделать (прикиньте расстояние от ближайшей А-В базы до пролива и сколько туда идти. А главное смогут ли это сделать любые миноносные корабли кроме "Татр".

Ваше предложение о нанесении удара всеми ПЛ очень напоминает анекдот про китайские танки (в атаку пойдут 600 000 солдат при поддержке всех танков. Как сразу двух?) у австрийцев на начало войны было всего ШЕСТЬ полуэкспериментальных ПЛ, притом сильно не в блестящем состоянии. А потом, где Вы там французскую эскадру видели. А когда действительно приходила французская эскадра, там миноносцев и эсминцев противника становилось чуть ли не больше, чем во всем А-В флоте. А-В пытались выводить свои лодки в атаку, но они обнаруживались и французские корабли просто уходили из района их действия.

Вы поменьше Больныха читайте. Сравните англо-французские силы в Средиземном море и весь Австро-Венгерский флот.  А по боевой подготовке там все не так однозначно и наблюдается четкая градация:
С итальянцами можно сражаться даже уступая в силах, но если это превосходство не очень большое.
С французами можно сражаться только при равенстве сил.
С британцами лучше вообще не встречаться, а если встретились, то лучше быстро уходить в базы (противное возможно только если мы этих англичан превосходим в силах как бы навсегда).

Отредактированно Алекс (18.01.2013 23:04:39)


Лучше быть хорошим любителем, чем посредственным профессионалом
Друзьям раздайте по ружью, и дураки переведутся

 

#14 18.01.2013 23:16:34

mister X
Мичманъ
michman
Сообщений: 603




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
Уважаемые господа!Как известно, в августе 1914 года французский флот попытался блокировать Отрантский пролив. Всем известно, как это закончилось.Австро-венгерский флот нанес кое-какой урон противнику своими субмаринами(повредил "Жана Бара", потопил "Леона Гамбетту" + несколько неудачных атак на другие корабли("Вальдек Руссо", например)) и отразил попытку французов овладеть Каттаро.Вопрос-то, собственно вот в чем: почему австрийцы не попытались действовать не только подводными лодками? У них было много эсминцев, эти воды они должны были знать лучше. Ночная торпедная атака могла обернуться большими потерями для французов.Далее - почему не была сделана попытка нанести удар сразу несколькими подводными лодками по эскадре, а выводилось по одной субмарине?И еще. В книге А. Больных "Трагедия ошибок" высказывается предположение, что если бы гросс-адмирал Хаус решился бы на бой флотов, то у австрийцев было много шансов победить, т. к. по уровню боевой подготовки они превосходили противника.Победа австрийцев(или большие потери французов), возможно, могла бы удержать Италию от вступления в войну на стороне Антанты.

У Томази прекрасно написано, как блокировали и с какими целями.

Много миноносцев и эсминцев? На тот момент: 6 типа Татра, 12 типа Хуссар, 6 в 250 т. и 24 Каймана. Так чем атаковать?

Лодок 6: 2 Лэка, 2 Голланда и 2 Германии в не очень удовлетворительном состоянии. Высылали в море, что можно, и с рассчетом, чтобы вообще без лодок не остаться.

С, чем Хаус будет сражаться: 3 Тегетгофа, 3 Радецких, 3 Эрцгерцога и старье? Да и превосходство в боевой подготовке только в голове Больныха. Вообще-то французы очень хотели встретить австрийский флот в море.

Отредактированно mister X (18.01.2013 23:19:57)

 

#15 18.01.2013 23:30:21

AVV
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Киев, Украина
R.N. Littorio
Сообщений: 7318




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

mister X написал:

Оригинальное сообщение #653669
Да и превосходство в боевой подготовке только в голове Больныха.

А еще фактор ненадежности личного состава "нетитульных" наций тоже нельзя не учитывать.


Molti nemici - molto onore

 

#16 19.01.2013 02:53:59

XORST
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Гомель
Сообщений: 720




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

AVV написал:

Оригинальное сообщение #653678
А еще фактор ненадежности личного состава "нетитульных" наций тоже нельзя не учитывать.

Спорный вопрос.Во время рейдов эсминцев и крейсеров они (не титульные) в бой идти не отказывались.


Можно было бы попробоваль по принципу "кусай и убегай".Ночная торпедная атака ЛКр и "Татр",а потом отход в базу.У фрацузов ЛгКр нет,только эсминцы.Могло и прокатить.

Отредактированно XORST (19.01.2013 02:59:37)


VIA EST VITA

 

#17 03.02.2013 19:10:16

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13165




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #652437
Далее - почему не была сделана попытка нанести удар сразу несколькими подводными лодками по эскадре, а выводилось по одной субмарине?

Тактика "волчьих стай" появилась только 1940 в ответ на тактику конвоев.

XORST написал:

Оригинальное сообщение #653745
ожно было бы попробоваль по принципу "кусай и убегай".Ночная торпедная атака ЛКр и "Татр",а потом отход в базу.У фрацузов ЛгКр нет,только эсминцы.Могло и прокатить.

Дык так и воевали австрийцы..


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#18 03.02.2013 20:45:03

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3354




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Алекс написал:

Оригинальное сообщение #653663
Давайте по порядку.

mister X написал:

Оригинальное сообщение #653669
У Томази прекрасно написано, как блокировали и с какими целями.

Я полностью согласен с Александром и Алексеем и нисколько с Больных.
Австрийцам по-большому счету действительно нечем было воевать. А еще учитывая колеблющуюся на тот момент Италию, бывшую номинальным союзником, приходилось держать в голове возможность ее выступления на стороне Антанты.

Да и как атаковать французов??? Радаров и авиации нет. Они пришли, наследили и ушли - основные силы флота в Поле (это далеко) - а в Которе только легкие, да и то не сразу. А их участь против всего французского флота ясно видна на примере "Зенты".


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

 

#19 03.02.2013 20:53:34

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3354




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

XORST написал:

Оригинальное сообщение #653745
    AVV написал:

    Оригинальное сообщение #653678
    А еще фактор ненадежности личного состава "нетитульных" наций тоже нельзя не учитывать.

Спорный вопрос.Во время рейдов эсминцев и крейсеров они (не титульные) в бой идти не отказывались.

Не совсем уверен. Я недавно читал большую статью Рене Грегера из альманаха Лангензипена "DER SEEKRIEG IN DEN MONTENEGRINISCHEN GEWÄSSERN IM AUGUST 1914. DIE VERSENKUNG VON S.M.S. ZENTA. Он конкретно пишет со ссылкой на уже послевоенные воспоминания чешских моряков, что командир крейсера фрегаттен-капитан Пауль Пахнер в конце боя с пистолетом/револьвером (точно не помню) в руке загонял канониров к орудиям, а те больно уж не торопились на смерть. 

Кстати, Грегер пишет, что большое количество погибших на "Зенте" не результат действия французской артиллерии, а последствия решения Пахнера не уходит к берегу и погибнуть на мелководье, а поворот крейсера к противнику для ввода неповрежденной артиллерии другого борта. В итоге, многие утонули просто не доплыв до суши.

Отредактированно Сумрак (03.02.2013 20:57:14)


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

 

#20 05.02.2013 21:57:41

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 604




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

3

Не сподобил меня Всевышний к стратегическому складу ума, да и по чину мне этой наукой баловаться.
А вот человеческий фактор – это нам  поближе будет. По поводу постимперских воспоминаний чехов.
При всем моем к ним уважении, полагаю, что народ, армия которого дважды за столетие,
хотя и по команде сверху, послушно сложила оружие перед оккупантами (1938 и 1967), имеет
некоторые особенности в своем менталитете. Но уверен, что на борту "Зенты" под франко-британским
обстрелом матросы-чехи все-таки боролись не за национальную независимость, а за собственную жизнь.
А Пахнер с пистолетом в руках "вводил в меридиан" не убежденных пацифистов или противников
Габсбургской монархии, а людей, охваченных животным страхом перед приближающейся смертью.

Через два дня после боя "Зенты", уже в плену, Пауль Пахнер написал рапорт своему командованию
о бое и гибели S.M.S. "Zenta", причем, в нескольких экземплярах, поскольку для надежности отправляли
их адресату неоднократно и разными путями.
Одна из копий сохранилась до наших дней в Которском морском музее (Черногория). Сначала текст был
переведен с немецкого языка на хорватский, а после, моими трудами – на "Великий и Могучий".
Не исключено, что "испорченный телефон" мог дать некоторые сбои, но в целом рапорт согласуется
с более поздними описаниями этого события.

"Рапорт о действиях крейсера "Зента"
Каштель-Ластва, 18.08.1914 года
13.08 после полудня я принял на себя командование крейсером "Зента" от заболевшего фрегаттенкапитана Иосифа Кулота. Начиная с 14-го и далее, корабль осуществлял блокаду побережья Черногории (от Spica до устья Bojane). Было приказано оставлять в сумерках район и заходить в Боку, а каждый следующий день на рассвете выходить и опять быть на своем месте. Вечером 14.08 был замечен подозрительный свет на горизонте к юго-западу от Будвы, о чем я сразу же сообщил по радиотелеграфу командованию пятого дивизиона, одновременно отозвав эсминцы, которые, как правило, ночевали в районе блокады. Предположение, что эти огни принадлежали кораблю неприятельского флота, побудило меня снова  ходатайствовать о разрешении на выход из гавани. Утро 15.08 прошло без каких-либо происшествий, а туман, до полудня частично скрывавший видимость, рассеялся во второй половине дня. В ночь с 15-го на 16-е по случаю захода в залив, я был приглашен на флагманский линкор "Монарх", где начальник штаба снова распорядился выйти из базы на рассвете.
16.08. в 4 часа утра, покинули Тиватский залив и пошли в направлении блокадного района. Погода была тихой с легким юго-западным ветром, на горизонте не смогли обнаружить ничего подозрительного. Корабль находился в состоянии готовности к предварительной рекогносцировке и сторожевой службе. Все котлы были готовы к необходимости,  по команде, развивать максимальную мощность. В 7 часов 45 минут утра, двигаясь курсом 133 градуса, примерно в 5,5 морских миль от берега, между мысом Volujica и мысом  Mendresa, мы обнаружили на SSW снопы дыма неприятельских кораблей, которые быстро приближались. Из южного района блокады к нам уже мчался  полным ходом эсминец "Улан", и, как только он вышел на расстояние сигнала, сообщил мне свои наблюдения. Я немедленно приказал изменить курс на обратный и, объявив боевую готовность, с максимальной скоростью направился в направлении мыса Oštra. Командиру эсминца корветтенкапитану Эгону Панфилли я сообщил сигналами, что предстоит столкновение с соединением противника, и, что я намерен отойти в Которскую бухту. А в настоящее время до дальнейших указаний предложил ему склониться к моему правому борту. Через краткое время, появились на WSW многочисленные столпы дыма. Корабли приближались на большой скорости. Это был французский флот, который шел на нас в боевом строю. В общей сложности мы насчитали 17-18 вражеских линейных кораблей типа "Дантон", броненосных крейсеров сопровождения и несколько флотилий миноносцев, которые, насколько я мог сам видеть, одновременным поворотом составили линию: корабль за кораблем курсом на мыс Oštra. Крейсеры и миноносцы занимали авангардное положение. Радиотелеграфом немедленно известил командование пятого дивизиона об обнаружении неприятеля, последняя радиограмма гласила: "17 единиц противника преследуют "Зенту". Неприятель пытался, хотя и без успеха, прервать наши переговоры.
Эсминец "Улан" стремился уйти на максимальной скорости. А чуть позже, как только начался бой, мы видели его в последний раз, примерно в трех милях, когда он, еще не пострадавший стрельбы, отвечал ответным огнем. Позже я наблюдал, как нас окружают, но наша максимальная скорость была недостаточной для прорыва, поэтому я изменил курс на Каштель-Ластву. Мои намерения состояли в том, чтобы, приняв бой, достичь залива, и одновременно быть ближе к берегу, чтобы стать менее заметной мишенью, обеспечив при этом возможность для спасения команды в случае, если придется затопить корабль. Если эта попытка не удастся, я решил оказывать сопротивление до последнего. Вражеский флот уже приблизился на расстояние 10-12 тысяч метров. На флагманском корабле развевался непомерно большой кормовой флаг.
Между тем пять ранее замеченных кораблей присоединились  ко всем сзади. По силуэтам они могли принадлежать британским броненосным крейсерам типа "Инфлексибль". Мы наблюдали сигналы флагами, и огонь двух орудийных выстрелов, но место падения снарядов никто не увидел. Я рассматривал это как предложение сдаться и ответил выставлением "малого флажного парада" и большого шелкового почетного флага. Сразу затем, около 9 часов, три из четырех линейных кораблей (типа "Дредноут") открыли по нам огонь из башенных орудий. Первый спаренный залп дал перелет, второй - недолет, а третий попал в форштевень, повредив носовую часть корабля и мостик одной гранатой  и отдельными разлетевшимися осколками. Снаряды, по-видимому, были тяжелые зажигательные гранаты калибра 305 мм. Затем следовали попадание за попаданием. Расстояние до неприятеля сократилось с 10 до 9 тысяч метров. Я приказал открыть огонь по флагманскому кораблю. Первые наши выстрелы дали недолеты, другие были лучше, но все же слишком слабыми из-за нашего среднего калибра.
Разлетевшимися осколками одной вражеской гранаты, которая взорвалась в машинном отделении, был разорван правый паротрубопровод, убит механик Фридрих Роттер, а также почти все люди, находившиеся в этом помещении. Обе машины пришли в негодность. Корабль не мог маневрировать, представ перед неприятелем  неподвижной целью. За счет остававшейся инерции я повернул корабль так, чтобы все орудия правого борта могли действовать, потом распорядился немедленно погасить топки и открыть предохранительные клапаны.
После этого рокового попадания все на корабле почувствовали, что нам предстоит. Пар свистел во все стороны в машинном отделении и через отверстия, окутав корабль облаком. В этот момент офицеры, прапорщики и аспиранты  выявили образцовое поведение в бою и показывали команде, как нужно держаться на своем боевом посту. Хотя наш огонь из-за большого расстояния обещал мало успеха, я приказал продолжать бой, чтобы остаться верным чести оружия и традициям монархии, а также поддерживать боевой дух команды в этом безнадежном положении. Следующие вражеские попадания вызвали пожар на палубе и батареях, было прервано сообщение между командным мостиком и кормовой частью корабля, что заставило меня распорядиться затопить погреба боезапаса. Несмотря на все усилия старшего офицера, победить огонь больше не удавалось. Насосы остановились, трубопроводы для воды и пара, как и электрические провода, были уничтожены. Новое попадание в носовое котельное отделение вызвало внезапное затопление его водой. Старший машинный унтер-офицер Шус, которому взрывом снаряда оторвало обе ноги, падая, воскликнул: "Да здравствует Австрия!"
Увидев, что конец близок, я приказал выбросить в море конфиденциальные приказы и секретные коды, выстрелить торпедой и открыть кингстоны, но это не могло быть исполнено, так как, во-первых, уже не было времени, во-вторых, корабль после  попадания под правую ватерлинию начал тонуть. Тогда я приказал покинуть корабль. Все офицеры, прапорщики, аспиранты, кадеты, офицеры-механики Роттер, Бонне, Штенгель, как и военно-морской комиссар Микеш, показали в бою храбрость, достойную удивления, и хладнокровность. Мои приказания выполнялись правильно и точно. Команда была спокойной и проявила очень хорошую, а частично, образцовую выдержку, хотя была в безвыходном положении. Предположив, что все люди уже прыгнули в море, я заметил на кормовой палубе, которую из-за пламени и дыма я не имел возможности видеть раньше, прапорщика Макса фон Крамера с несколькими людьми. Ради них я поплыл обратно,  поднялся на палубу и покинул корабль только перед его окончательной гибелью. Я успел отплыть на 100 метров, когда Корабль Его Величества "Зента" поднялся носовой частью и с развевающимися флагами кормой погрузился в глубину. Плавающие в море остатки команды спонтанным "Ура!" сопровождали тонущий корабль.
Это было в 9 часов 40 минут утра. До сего момента враг продолжал вести огонь, а затем повернул на юг. Никакие спасательные работы с его стороны не предпринимались.  В воде взрывы снарядов ощущались как сильные электрические удары. Большая часть спасшихся достигла после 4-5 часов плавания берега у Каштель-Ластвы. Группа, в которой я находился, была спасена вблизи побережья местными лодками, над которыми развевался флаг Женевской конвенции. Не желая попасть в руки черногорцев, мы высадились на скале Святой Недели. Голые, изможденные и безоружные мы не могли, несколько часов спустя, оказать сопротивление черногорским солдатам, которые под командованием офицера, подошли одной лодкой, чтобы взять нас. Мы стали военнопленными и были размещены в заброшенном здании командного пункта, накормлены и по возможности одеты. Нам запрещена какая-либо связь со спасенной командой. Раненые, настолько это возможно, были перевязаны и  осмотрены. Командный состав, за исключение механика Роттера, и 126 человек команды были спасены. Я не имею возможности узнать фамилии спасенной команды, но ходатайствовал перед черногорским Верховным командованием, чтобы имена всех спасенных были сообщены телеграфом в Морскую Секцию Императорского и Королевского Военного Министерства.  Предложения о награждениях следуют, а также отдельный доклад руководителя корабельной артиллерии с его наблюдениями.
И хотя мы не имели возможности в бою, в соответствии с вышеупомянутыми обстоятельствами, нанести врагу урон, но я надеюсь, что я в этой неравной борьбе мы добились морального успеха.
Первой своей обязанностью я считал смелой защитой, на жизнь и смерть, дать объединенным силам врага знание о духе,  которым владеет Императорский и Королевский флот, тем более, что мы были первым кораблем, стоявшим под огнем неприятеля.
Пауль Пахнер, k.u.k. фрегаттенкапитан"


Кстати, военно-морской комиссар Микеш был не "политбойцом" и отвечал не за воспитательную работу,
а за продовольственное обеспечение команды. Морские прапорщики (фенрихи), кадеты и аспиранты
были  кандидатами на офицерский чин и относились к командному составу корабля. 
(Окончание следует)

 

#21 05.02.2013 22:00:25

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 604




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

В подтверждение изложенного экс-командиром "Зенты" прилагаю схему боя,
выполненную одним из современников :
http://s017.radikal.ru/i443/1302/ed/9f5e0369dc86t.jpg
Пауль Пахнер еще с обер-офицерскими знаками различия :
http://s017.radikal.ru/i410/1302/87/065ba6c53222.jpg
Населенный пункт под названием Каштель-Ластва был в 1919 году переименован в Петровац (Petrovac)
и сегодня известен многим нашим соотечественникам, как курортный город в Черногории.
Примерно так выглядело "поле боя" :
http://s018.radikal.ru/i527/1302/e7/ff3b56b5796dt.jpg
Скалы Катич и Святой Недели (она ближе к берегу) расположены прямо на виду Петроваца.
Там пыталась укрыться часть команды "Зенты" в надежде дождаться помощи от своего флота :
http://s017.radikal.ru/i442/1302/83/d80baa6e5766t.jpg
Может кто-нибудь из прочитавших эти строки будет летом возлежать на петровацком пляже и,
показывая рукой на скалу Святой Недели, расскажет расположенной рядом
представительнице противоположного (прекрасного) пола эту грустную историю.
С неизменным уважением
Л.И.

 

#22 05.02.2013 22:04:19

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 604




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Сумрак написал:

Оригинальное сообщение #660518
Я недавно читал большую статью Рене Грегера из альманаха Лангензипена "DER SEEKRIEG IN DEN MONTENEGRINISCHEN GEWÄSSERN IM AUGUST 1914. DIE VERSENKUNG VON S.M.S. ZENTA.

Как говаривал знакомый миллионер, "у богатых жизнь другая". Нет у меня статьи Грегера.
Придется, наверное, собраться со своими еврами и закупить все выпуски MNB.
С неизменным уважением
Л.И.

 

#23 06.02.2013 15:09:15

Сумрак
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: на краю Ойкумены
Тяжелый крейсер Myoko
Сообщений: 3354




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

1

Ильич - я ее тебе пришлю :)


Существует три типа действий: целенаправленные, вошедшие в привычку и бесцельные. Зеркало, отражающие мое видение мира, поворачивается, и то, что сперва, казалось бессмысленым, видится так, что бы признать его привычкой. То что  я полагал привычкой, теперь кажется частью великого замысла. В то время, как то, что я принимал первоначально за цель, превращается в бессмыслицу.

 

#24 06.02.2013 20:19:20

Stahlhelm
Участник форума
Сообщений: 95




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

Как любопытно...

 

#25 06.02.2013 20:57:43

Коллежский советник
Мичманъ
michman
Откуда: Запорожье, Украина
Сообщений: 604




Re: Французский флот в Отрантском проливе - возможности австрийцев

1

Stahlhelm написал:

Оригинальное сообщение #661646
Как любопытно...

Как говаривал Станиславский: "Не верю!"
Рейтинг-то мой не возвеличился.
С неизменным уважением
Л.И.

 

Board footer