Сейчас на борту: 
Mihael,
Yosikava
   [Подробнее...]

  • Форум
  •  » Кунсткамера
  •  » Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

#1 26.04.2013 22:12:36

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Некоторые фантазии об альтернативном флоте СССР извлеченные из нощных моих размышлений. Часть 1.


Начнем с того, что Советский ВМФ времен Великой Отечественной Войны оказался малоэффективным, вовсе не из-за качества отечественных кораблей, а, прежде всего, из-за отсутствия ясного понимания для чего собственно этот флот нужен.
Довоенным флотоводцам мерещились эскадренные сражения с английскими линейными кораблями, набеговые операции и минная война с перекрытием всего и вся гигантскими заграждениями. Никто и подумать не мог, что придется заниматься скучнейшей конвойной службой, гибнуть на собственных минах, над головами будет беспрерывно висеть авиация противника, а крупнейший в мире подводный флот не найдет себе применения прежде всего из-за отсутствия у противника приличного судоходства в пределах досягаемости. Адмиралы быстро сделали выводы из полученного опыта и стали прятать свои корабли в базах, хотя и там немцы умудрялись их находить и топить. В начавшейся войне практически не использовались возможности межтеатрового маневра, Тихоокеанский флот простоял без дела, ожидая вступления в войну Японии, хотя если бы даже самураи сошли с ума и, воюя с Америкой, начали боевые действия еще и против СССР, сравнительно небольшие силы Советского флота не смогли бы оказать никакого влияния на исход войны. Это подтвердилось, когда в августе 1945 началась Советско-Японская война. Единственным сравнительно крупным боевым кораблем, участвующим в боевых действиях, стал старый Новик, эсминец «Войков», новые же «семерки» и крейсера «Калинин» и «Каганович» простояли замаскированными в базах.
Я собственно собирался поговорить лишь о теоретических аспектах АИ, но, как сказал один из коллег, желание творить неистребимо, так что попробую создать собственный сценарий.
Зачастую коллеги, занимающиеся созданием альтернативных Советских флотов, грешат стремлением замодернизировать старые коробки, превратив их подобие суперсовременных по тому времени кораблей, или стараются опереться на иностранный опыт, пачками закупая лучшие проекты, а то и заказывая крейсера и эсминцы за границей, забывая о том, что платить за такой произвол пришлось бы чистым золотом, запасы которого у СССР были отнюдь не безграничны.
На мой взгляд, при создании довоенного Советского ВМФ были допущены три главных ошибки. Первая состояла в том, что постройку новых кораблей начали слишком поздно, в принципе можно было закладывать их уже в 1925 году, но этому мешала не пресловутая разруха, а стойкое нежелание руководства страны создавать большой флот. Увлеченные идеей скорой мировой революции оно не понимало значения флота, и только после окончательной захвата власти Сталиным, бывшим при всей моей нелюбви к нему, настоящим, хотя и своеобразным патриотом, начались сдвиги в лучшую сторону.
Второй ошибкой был отказ от создания собственных проектов, выразившийся в покупке чертежей итальянских эсминцев и крейсеров. В результате была загублена собственная кораблестроительная школа, а ведь только набив руку в создании малых кораблей можно переходить к проектированию крупных. В РИ, после создания малоудачных лидеров типа «Ленинград» и не развивших проектной скорости сторожевых кораблей (а по замыслу миноносцев) типа «Ураган», бросилась за помощью к итальянцам, хотя одновременно продолжали тупо строить «Ураганы», даже не пытаясь устранить допущенные в проекте ошибки.
Третьей, и, на мой взгляд, главной ошибкой была сборка боевых кораблей на Дальнем Востоке. В итоге, вместо того, чтобы совершать океанские плавания, приобретая бесценный опыт, моряки отправлялись на Тихий океан по железной дороги. Многому они при этом могли научиться! Вдобавок, сложная операция по доставке разобранных кораблей во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре, сильно задержала их постройку.
В РИ была принята следующая линейка проектов: эсминец, легкий крейсер, линкор. Но был возможен и другой вариант: миноносец, лидер, тяжелый крейсер. Этот вариант и представляется мне наиболее предпочтительным.

Крупные надводные корабли.

Начали в 1928, как водится, с лидеров, притом 1-го проекта. Блин получился комом, как и в РИ, но вместо того чтобы пороть горячку получившееся «чудо» внимательно изучили на предмет выявления ошибок и занялись составлением нового проекта.
Рис. 420
Следующая тройка вышла получше, так что два из них («Эривань» и «Тифлис») своим ходом направились в дальний поход с Черного моря прямо на Тихий, он же Великий океан. Скорость их стала более умеренной, всего 38 узлов, зато корпуса попрочнее стали и не гнула их уже океанская волна. Вскоре их маршрут повторили «Стерегущий» со «Страшным».
Рис.
Дальше дело двинулось веселей – пошли серии, к постройке подключились Балтийский и Черноморский (Наваль) судостроительные заводы, потом Комсомольск-на-Амуре, и к лету 1941 года Советский ВМФ располагал уже 55 большими эсминцами.
Рис. 421
Распределялись они следующим образом: СФ – 10, БФ – 16, ЧФ – 12, ТОФ – 17. Мало, конечно, до обидного мало, правда, с устаревшими Новиками получалось уже 72, но это было слабым утешением. Хорошо хоть новых сторожевиков (де-факто миноносцев) немало понастроить успели и брали они на себя часть выполняемых в РИ эсминцами задач, высвобождая лидеры для совсем других дел.
И никто не заметил, как народилась в СССР и окрепла «молодая школа». Еретические мысли, непонятные для старых военспецов, высказывали они, но вот почему-то прислушивалось к их речам руководство страны. Ларчик открывался просто – строительство предлагаемых ими авианосцев должно было обойтись много дешевле лелеемых «стариками» линкоров, эффект же они обещали поистине сногсшибательный.
Первенцем их стал, казалось бы, уже давно списанный со счетов «Измаил» переименованный в «Красного авиатора» и предназначался он для Дальневосточной флотилии, которая с приходом его могла уже претендовать на высокое звание флота.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – застрял «Красный авиатор» на Балтике аж до 1938 года, потому как не было для него (не додумали «молодые») кораблей охранения. Да и это не беда, а лишь полбеды: в беспрестанных походах, от Кронштадта до Мурманска и обратно, выковывались кадры палубной авиации, и хотя пугались поначалу моряки Советских пароходств стремительно несущихся на их неуклюжие посудины краснозвездных торпедоносцев, а потом и штурмовиков-пикировщиков, научились красные соколы взлетать (а главное садиться) на свой «плавучий гараж» в свежую и более чем свежую погоду, а истребители палубные, условно атакуя чрезмерно любопытных английских пилотов, с авианосцев потенциального супостата взлетающих, защищать свой железный дом приучались.
Но пришел час, решили как-то ночью самураи перейти границу, и двинулся «Красный авиатор» вместе с двумя тяжелыми крейсерами по давно проложенному лидерами и сторожевиками с подлодками маршруту.
Звали их «Киров» и «Куйбышев», и не оба они сразу присоединились к авианосцу, ведь шел «Куйбышев» с Черного моря и дожидался товарищей у входа в канал Суэцкий, вместе с парой построенных на заводе имени 61 коммунара новых лидеров.
Не были они первенцами Советского крейсеростроения, не стоило «Дзержинскому» и «Свердлову» в такую даль идти, ненадежными оказались их сердца-турбины, да и вооружение – 12 180-мм пушек, что по три в каждой башне в общих люльках размещались, не слишком удачным оказалось. Зато 203-мм пушки в башнях новых, двухорудийных, оказались куда надежнее, хотя рекордной дальнобойностью конструкторам пожертвовать пришлось.
Да и лидеры помощнее стали, уже по 4х2 130-мм стояли на них, и кое кто из матросов, перед моряками с других кораблей рисуясь, называл их не иначе как легкими крейсерами.
Правда запоздала эскадра, пришли во Владивосток корабли когда уже закончился конфликт на Хасане, в грянувшем же вскоре Халхин-Голе простояли в базе, ведь уже оценили японцы возросшую мощь Тихоокеанского флота и заблокировали их линкоры Японское море, хоть и не стреляя, но и не давая Советской эскадре выйти на океанский простор. Выводы из этого конфуза сделали быстро – после окончания конфликта перебазировалась эскадра из Владивостока на Камчатку, оставив в Приморье лишь легкие силы.
В 1941 с трудом вытянули из устья Амура построенные в Комсомольске тяжелые крейсера «Чапаев» и «Орджоникидзе».
Днища при этом кораблям так побили, что по три месяца в доках они провели, починяясь, причем «Железняков» еще своей очереди дожидался, так что все полгода, считай, проволынил. Утерли пот со лбов и зареклись впредь так поступать, а заложенный уже там же «Лазо» на иголки разобрали. Строились с тех пор в Комсомольске только эсминцы да лодки подводные.
В том 1941 большая беда случилась, и приняли балтийцы и черноморцы смертный бой. Тихоокеанский же флот не у дел оказался, хоть и обливались сердца моряков кровью, когда слышали они вести с веста доносившиеся. Так в сентябре 41-го сошлись пять балтийских лидеров в яростной схватке с немецкими крейсерами «Лейпциг» и «Эмден» обстреливающими позиции наших войск. Не один не уцелел, но и «Лейпциг», четырьмя торпедами пораженный, пошел глубину моря измерять, а победивший казалось «Эмден», тоже свою торпеду словивший, ход потерял и оказался на один зуб подошедшему «Дзержинскому». Зато на целый лишний месяц застряли немецкие войска на Моонзундских островах.
Тем временем пошли в северные порты караваны с оружием из Англии да США, и надо бы было прикрывать их от авиации немецкой и лодок подводных, да вот незадача – заблокированы были крупные советские корабли в Балтийском и Черном морях, и не было им пути на север. Потому в январе 1942, когда ясно стало, что не будут японцы с СССР воевать, двинулась Тихоокеанская эскадра в дальний поход. С большой осторожностью шли, ведь шныряли уже у побережья США японские подлодки, да и американская субмарина могла, не разобравшись, торпеду в советский авианосец засадить. Но прошли через Панамский канал, затем тропическое Карибское море. В Нью-Йорке, правда, задержаться пришлось, пока ставили американские рабочие на советские корабли новые зенитные автоматы и приборы управления огнем. Но и пилоты время зря не потратили, удалось им полетать с палуб американских авианосцев вместе с ихними летчиками боевую учебу проходившими и хоть не все (заметно было), американцы показывали, да глаза и уши советским людям тоже не зря даны. А когда наконец вышли в море, курс держа на порт Рейкьявик, что на вулканическом острове находился, стояли в ангарах «Красного авиатора» уже не дряхлые Р-Зет да И-15-бис, а новенькие «Девастейторы», «Донтлесы» и «Уайлдкеды».
Сила шла: авианосец, три крейсера тяжелых, восемь лучших тихоокеанских лидеров, и уже на переходе проявила эскадра свою мощь: утопили палубные самолеты германскую субмарину, не вовремя навстречу попавшуюся, а другую лидеры долго преследовали, и сочли даже потопленной, лишь после войны выяснилось, что удалось той доползти до Бреста, где она на затяжной ремонт встала. Ну да ладно, все ж союзникам полегче было.
В Рейкьявике застали формирующийся конвой PQ-17 и присоединились к англо-американской эскадре транспорты с бесценным грузом прикрывающей, да как вскоре известно стало, «Тирпица» в гости поджидавшей.
Когда, повинуясь глупой воле своего командования, ушли английские и американские линкоры вместе с кораблями охранения, расформированный конвой на растерзание фашистским летчикам и подводникам бросив, пришлось тихоокеанцам собирать разбредшиеся по океану транспорты, а затем конвоировать их в советские порты. Не даром далась советским морякам эта задача: уже совсем недалеко от Мурманска, торпедировала нацистская субмарина «Сокрушительного», так и не увидела большая часть его экипажа родного порта, но целых 23 транспорта удалось им довести, хоть и сокрушалось Адмиралтейство английское, что вряд ли теперь хоть один уцелеет.
А в Мурманске уже стоял, построенный северодвинцами новый авианосец «Громов».
Хоть и поменьше он был старика «Красного авиатора», но почти в полтора раза больше самолетов мог брать в свои ангары, и уже во время достройки добавили на него автоматов ленд-лизовских. Жаль что еще более крупный «Леваневский» после начала войны разобрать пришлось, не хватало в стране металла и рабочих рук, ну да ладно и без того после появления на Северном флоте первого авианосного ударного соединения легкая жизнь у немецких линкоров и крейсеров закончилась. Ни разу больше не вышел «Тирпиц» в море, а рискнувший покинуть свою базу «Шарнхорст» получил три торпеды от советских «Эвенджеров» и был добит подошедшей английской эскадрой.
Но и заслуженному ветерану не суждено было дожить до победы. В конце 1944 года новые акустические торпеды с германской субмарины нашли борт «Красного авиатора» и ушел старый авианосец на дно, оплакиваемый жалобным воем сирен с кораблей охранения. Легче, впрочем, фашистам от этого не стало – в состав эскадры уже вошел, наконец, долгострой, линейный корабль «Советская Белоруссия».
Начали его строить еще в далеком довоенном 1937 году, на год позже с ленинградской «Советской России» и николаевской «Советской Украины». Не прошли даром для их конструкторов мучения с проектами крейсеров, вышли новые линкоры не такими огромными, как сперва опасались, а всего по 40000 тонн водоизмещения стандартного. Но вооружены они были на славу: по 9 орудий 406-мм, никакому «Тирпицу» шансов на жизнь не оставляющих, да броню 356 мм артиллерийские погреба прикрывающую, вот машинные отделения были слабее защищены – только 330 мм. Скорость их была всего 28 узлов, что меньше конечно чем у немецких линкоров, ну да штормовой океан (а когда он не штормовой?), не дорожка беговая, и лишний узел серьезной роли не играет.
«Россия» с «Украиной» еще в конце 1941 в строй вошли, да не пришлось им в артиллерийском бою с равными противниками схлестнуться, все больше позиции фашистских войск обстреливали. Лишь черноморцам удалось однажды жизнь противнику попортить, нефтяной порт Констанцу в пылающие развалины превратив, но и фашистские летчики не дремали, с трудом доползла израненная «Советская Украина» до Поти, где и простояла до конца войны, кессонами обвешанная. А вот тяжелый крейсер «Железняков» не дошел, опрокинулся и затонул на полпути домой. А что делать? Недостроенный авианосец «Рычагов», с «Громовым» однотипный, для Тихоокеанского флота предназначавшийся, не достроили, стоял его корпус в том же Поти, вот и хозяйничали фашистские стервятники над морем Черным, морем Русским.
В феврале 1945 закончилась Великая Отечественная Война, как ей и положено - взятием Берлина. Но балтийская эскадра в составе авианосца «Чкалов», тяжелого крейсера «Фрунзе» и шестерки лидеров, встречала день победы не в родном порту, а штормуя далеко в море. Полным ходом шли советские корабли через Атлантику, топливо не экономя, дозаправлясь в пути с английских и американских танкеров. Лежал их путь к теперь знакомому советским морякам Панамскому каналу, через который уже шла, вышедшая раньше, североморская эскадра.
В начале мая 1945 года сосредоточенные в Авачинской бухте корабли были полностью готовы начать боевые действия. Противопоставить двум советским линкорам, двум авианосцам, четверке тяжелых крейсеров и 22 лидерам, японцам было уже нечего. И проносились краснозвездные самолеты над Сахалином и Курилами, Корейским полуостровом и даже самим Хоккайдо.
И не бедным, всеми забытым родственником, встретил советский флот окончание Второй Мировой войны - рядом с американским «Миссури», вошедшим в Токийский залив, шел как равный тяжелый крейсер «Фрунзе».

 

#2 26.04.2013 22:14:57

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Часть 2.

Легкие силы

1.

Назывались они сторожевыми кораблями, что позволяло лукаво сравнивать их с аглицкими шлюпами да корветами, не имеющими не торпедных аппаратов, ни хода приличного. Делали вид, что забыли о конвойном предназначении британских сторожевиков и про то, что нашим «Ураганам», «Прытким» и «Резвым» предстояло решать задачи атаки крупных и мелких кораблей противника в узких проливах и шхерах финских. Против первых нужны были торпедные аппараты многочисленнее, против вторых вооружение скорострельное. Ну и скорость конечно побольше, как же без нее.
В 1925 заложили СКР проекта №2, числом шесть. Четыре из них для Балтики предназначались, а два для моря другого, Черного.
Когда вышли на испытания первые «Ураганы», ахнули представители заказчика – очень уж валкие кораблики вышли, но главное, заветных проектных 30 узлов, как ни пыжились, развить так и не смогли. Кое-кто из конструкторов надолго сел, поговаривали, хоть и отрицали они свою вину, сваливая все на большой расход пара вспомогательными механизмами, что проектом не предусматривалось. А о чем думали, когда чертежи красивые рисовали? Для вспомогательных механизмов давно динамо-машины электрические придуманы, и кто сказал, что не может их производить рабоче-крестьянское государство? Правильно – вредитель.
Следующая серия лучше получилась, хоть и пришлось водоизмещение сторожевиков до 750 тонн увеличить.
Разгонялись они на испытаниях до 31 узла, радуя строителей, но опять хмурились военспецы из Госприемки, теперь оказалось что маловато вооружение торпедное, всего один трехтрубный аппарат смешного калибра – 450 мм. На этот раз, правда, никто не сел, предъявили бюрократы проклятые техзадание, в котором черным по белому именно такое вооружение заказчиком прописано было.
«Так бы и говорили сразу что вам «Новики» новые нужны», - сказали обрадованные тем что остались на свободе конструкторы. «Да, «Новики», - согласились моряки. - Только маленькие».
«Новики» не «Новики», но стали строить новые серии уже с двумя трехтрубными аппаратами, и с торпедами покрупнее – 533 миллиметровые.
На балтийских сторожевиках, со временем, третью 102-мм пушку добавили, взамен кормовой рубки, хотя мореходность при этом уменьшилась, а скорость немного упала. Ну да на Балтике и такое пойдет.
Но уходили сторожевые корабли и в дальние походы, через Суэцкий канал в океан Индийский, а потом прямо к суровым берегам океана Тихого, по пути демонстрируя угнетенным еще народам свои красные флаги.
Странные вещи порой происходили, ведь немало в морях-океанах Голландцев Летучих да иных чудес, и может не зря писал старик Гомер про племена лотофагов. Так в начале 1937 ушли на Тихий океан три построенных в Николаеве сторожевика, да запропали куда-то. Лишь через два года объявились вдруг «Дерзкий» и «Достойный» прямо в Севастополе возле стенки завода судоремонтного с обеспамятшими командами, напрочь забывшими, где столько времени их носило. Только перешептывались рабочие про странные отметины на их надстройках, да про проступавшие на бортах сквозь наспех нанесенную краску знаки загадочные, как объяснил один из инженеров – буквы латинские. А вот «Доблестный» так и не вернулся, сгинул бесследно, аки Змеем Морским проглоченный. Поговаривали, что и на Балтике так корабли порой на время исчезали – воистину много в еще мире загадок и не все их пока передовая пролетарская наука разгадать сумела.
В октябре 1939 года напали на Советскую страну белофинны, да просчитались наймиты империализма, остановила их Красная армия возле линии Маннергейма, измотала в оборонительных боях, да в наступление перешла, аж за Выборг отбросив. Тут и флоту работа нашлась: подстерегли как-то два советских сторожевика броненосец финский «Вяйнемяйнен», что по шхерам крался, да потопили его торпедами, разом флот вражеский почти в два раза уменьшив. Правда и «Прозорливый» не уберегся – затонул изрешеченный снарядами, а СКР «Метель» при отходе на камни выскочил и командой был взорван. Помянули тут командиры РККФ недобрым словом царского адмирала Эссена, за то, что унес он в могилу секрет, благодаря которому бегали его миноносцы по шхерам ходами полными, на скалы не натыкаясь. 
К началу войны с фашистами лютыми было в составе флота Балтийского уже 23 сторожевика разных серий, еще 9 по северным морям ходили, 4 по Черному, да 19 по океану Тихому - Великому.
На последних, что в Ленинграде и Николаеве строились для флота Тихоокеанского, да отправиться туда не успели, уже по 2 спаренных 102-мм универсальных пушки стояли.
Хоть попрочней они были, чем одряхлевшие «Новики», которые от мины одной, а порой и от бомбы тяжелой рассыпались, но ведь и много меньше их размерами. И тонули эскаэры в холодной балтийской воде под градом бомб с фашистских «лапотников», да под снарядами крейсеров и эсминцев немецких.
Но и врагам они спуску не давали: вот весной 1942 года наехал броненосец «Ильмаринен» на минную банку, «Редким» и «Рьяным» поставленную, и пошел на дно, свои страшные десятидюймовые пушки с собой унеся.
В 1944 вновь вышел Балтийский флот в море, острова Моонзундские от фашисткой нечисти десантами вычищая, и вновь основная работа досталась не тяжелым крейсерам и лидерам, осторожничающих из-за мин немецких, а скромным трудягам эскаэрам. Вскоре появились они и возле границ территориальных вод шведских и викингам нынешним, о судьбе броненосцев финских знающим, охранять германские транспорта с рудой железной гораздо труднее стало. Для лодок же советских подводных вольготная жизнь наступила. И тонули или выбрасывались на шведские скалы транспорта с драгоценным для изнемогающей немецкой промышленности грузом, а если, уклоняясь от торпедных атак, выскакивали они за незримую черту, поджидали их там уже сторожевики под бело-синим военно-морским флагом.

2.

«Атака, ребята!.. Аппараты товсь!.. Аппараты пли!..» И стрекача в базу», - писал о них Анатолий Азольский. Таковы торпедные катера.
В 1926 построили первый советский торпедный катер, с символическим названием «Первенец», и отправили его на Черное море, где формировался первый дивизион торпедных и сторожевых катеров. Их дюраля сделанный, представлял он собой фактически поплавок гидросамолета, с установленными на него моторами и торпедным аппаратом. Неудивительно, ведь проектировал его знаменитый авиаконструктор советский Туполев, в морских делах мало понимающий.
По образцу «Первенца» строить начали торпедные катера типа Ш-4, отличающиеся наличием на них второй торпеды, тоже 450 миллиметровой.
Хоть и не ходили торпедные катера в дальние походы, тяжелой оказалась служба на них для малочисленных команд, особенно в свежую погоду. Птицей мчался глиссирующий «поплавок» по гладкой воде, но на малейшем волнении начинал скакать козлом горным, скорость теряя и душу из экипажа вытряхивая.
Вспоминал Иван Ананьин, еще самим «Первенцем» командовавший, что получали катерники паек дополнительный, редкостный по тем временам шоколад да молоко сгущенное. И решило московское начальство, что зря на них дефицитные продукты переводятся и прислало интенданта в высоких чинах, и хотя в кителе флотском, но моря никогда не видевшего, дабы убедился он своими глазами какого катерникам приходиться.
Приехал он, смотрит: рай. Солнышко светит, море плещется, торпедный катер за мысом прошел, пенный след оставляя – лепота. Поняли катерники, что уже решена судьба доппайка (на самом деле их голодным детям достающегося) и предложили интенданту на катере торпедном прокатиться. Отчего же нет? Пользительна морская прогулка. И выскочил катер с интендантом на борту из бухты за мыс, где уже зыбь начиналась.
Когда вынесли интенданта из вернувшегося с прогулки катера, лепетал он, что мал доппаек и будет он ходатайствовать о его увеличении.
Но это-то ладно, а вот мореходность катера всего три балла по волнению морскому, а главное – дорог и дефицитен дюраль из которого корпуса катерные клепали, и сильной коррозии от соленой морской воды подвержен. Оттого, после каждого выхода в море, поднимай катер креном на стенку, да протирай его весь водою живой – пресной.
И надо бы строить катера из дерева, да на большой скорости, от вибрации, расходятся доски, в щели между собой воду пропуская. Расстроены катеростроители, а моряки, деревянные корпуса для себя оскорблением почитающие, шутки над ними шутят.
Вышел как-то на испытания опытный деревянный катер, дал полный ход. Тут распахнулись створки люка машинного, да показался оттуда моторист, здоровенную бьющуюся рыбину в руках держащий. Взял эту рыбу представитель КБ и спустился с ней в моторное отделение, примерил ее к щелям, сквозь которые вода сочилась, да стал этой камбалой мотористам в хари тыкать, пока не сознались они, что заранее рыбину на берегу купили.
Но время все на свои места ставит – вспомнили конструкторы, что строились когда-то в России корабли с набором железным, но с обшивкой деревянной, и в 1934 году, когда возились еще туполевцы со своим Г-5 (пятым глиссирующим), вышел на испытания торпедный катер К-3, что означало: композитный трехмоторный. 
Скорость его была поменьше, чем у глиссеров – 45 узлов, но мореходность он имел знатную – целых пять баллов. Аппараты торпедные по бортам стояли, бугельные, но выяснилось скоро, что обмерзают торпедные крепления зимой, так что со временем пришлось для них трубчатые ТА разрабатывать. Перед самой войной, в дополнение к двум пулеметам ДШК, стали устанавливать на «Ка Третьих» автоматические пушки ШВАК. Хотя и не годились они для отражения атак самолетов вражеских, но корпуса катеров вражеских, сторожевых да торпедных исправно прошивали.
И неслись грозные советские торпедные катера сквозь вражеский огонь, на дистанцию залпа торпедного выходя, а что до мореходности проектной пятибалльной, то перекрывали катерники довоенные нормативы, не в пятибалльное волнение, а в шести-семибалльное в море выходя.
А на кульманах конструкторских уже вырисовывались контуры катеров новых, со стальными корпусами.

3.

Начались советские тральщики с постройки небольшой серии проекта №3. Хороши были эти корабли, быстрые и маневренные, и с виду походили, как Леонид Соболев гордо писал, на маленькие миноносцы.
Да вот незадача, негде оказалось их строить.  Заняты были Усть-Ижорский и Севастопольский заводы постройкой сторожевиков, остававшиеся же мелкие заводики неспособны были осилить столь сложный проект. Вот и пришлось конструкторам снова встать к кульманам чертежным.  Вышли новые базовые тральщики больше похожими на пузатых торгашей, чем на военные корабли с их волчьим профилем, тихоходными - от 12 до 14 узлов у разных серий, потому что не на всех дизелей хватало, многие с паровыми машинами делать пришлось.
Часть вообще, стыдно сказать, не из стали построена была, а из досок, словно в полузабытые времена парусного флота. Вооружали их, чем придется: в основном старыми 57 да 75-мм пушками, от царя оставшимися, новые-то 102-мм в основном на сторожевики шли. Только самые новые, перед самой войной в строй вступившие, получили по две универсальных, 76 миллиметровых.
Но тральщики типа «Трал» не забывали, строили их небольшими (2-3 единицы) сериями, когда появлялись прорехи в графике постройки других кораблей. И гордо называли их в отличие от базовых тихоходов - быстроходными.
Вот только когда война с Германией началась, оказались быстроходные красавцы малопригодными для длительного траления. Гробили они свои дизеля на невыгодных режимах, таская за собой тралы тяжеленные на малых скоростях. Презренные же деревянные тральщики самыми востребованными оказались, ведь применили коварные фашисты мины новые, магнитные, дерево же, в отличие от железа, не намагничивается. И строили новые тральщики в Соломбале и в Сормово, на других заводах поволжских, а для Тихого океана - в Хабаровске.

 

#3 26.04.2013 22:19:53

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 20074




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Где такую траву продают?


Ubi Sabaudia ibi victoria

 

#4 26.04.2013 22:22:35

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Советские лидеры первого поколения (проекты 1, 14 и 14-бис).

Уважаемые коллеги. Во избежание путаницы с часто меняющимися названиями заводов, я использовал их первоначальные (дореволюционные) названия.
Для незнакомых с их историей, привожу список переименований:

Путиловская верфь – Северная верфь – Завод №190 - Завод имени Жданова – Северная верфь.
Наваль – Завод имени Марти - Завод №198 – Черноморский завод.
Руссуд – Завод №200 – Завод имени 61 коммунара.


Проект 1.

В начале 1925 года Научно-технический комитет (НТКМ) получил указание в трехмесячный срок разработать проект эсминца, способного вести бой с легкими крейсерами противника, охранять главные силы от атак неприятельских эсминцев и поддерживать атаки своих, т.е. решать задачи, характерные для лидеров, хотя этот термин в официальной переписке до закладки первого корабля проекта №1 применялся крайне редко.
В 1926 году была утверждена первая шестилетняя судостроительная программа, в которую вместо ранее предполагавшейся постройки восьми сторожевых кораблей, были включены два «больших эсминца» и только шесть сторожевиков. Несмотря на это, проектирование нового корабля продвигалось крайне медленно и только в октябре 1928 года лидеры, получившие названия «Москва» и «Харьков», были заложены на стапелях завода «Руссуд». Их проектное вооружение состояло из 5 130-мм орудий, 4 37-мм автоматов Виккерса и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Три турбозубчатых агрегата мощностью по 20000 л.с. должны были обеспечить проектную скорость 40 узлов. Стандартное водоизмещение составляло 1910 т, полное – 2540 т.
При этом к проектированию орудий главного калибра приступили только в 1930 году, а первые новые пушки 130-мм калибра были изготовлены лишь в 1935. В итоге вооружение первых лидеров при вступлении в строй состояло лишь из 5 102-мм орудий Обуховского завода (завод Большевик) длиной в 60 калибров.
Рис.

1. Москва                1928-1930-1932        Руссуд        ЧФ
2. Харьков                1928-1931-1934        Руссуд        ЧФ

Только в конце 1935 года «Москва» и «Харьков» получили штатные орудия.
Не лучше обстояло дело и с зенитным вооружением – развернуть производство 37-мм автоматов на советских заводах так и не удалось. В итоге на лидерах при вступлении в строй было установлены по два 76-мм зенитных орудия Лендера, замененные впоследствии на новые орудия «34-К» того же калибра, к которым добавились два 45-мм полуавтомата.
В 1930 году Управление Морских сил заказало итальянской фирме «Галилео» ПУСы для лидеров, которые были получены в 1932 году, но на корабли были установлены только в 1935, так как почти два года изучались советскими специалистами. В 1934 году началось изготовление этих приборов на отечественных заводах.
Торпедное вооружение так же претерпело изменения: трехтрубные торпедные аппараты в ходе постройки были заменены на четырехтрубные.
На ходовых испытаниях в конце лета 1932 года лидер «Москва» развил скорость 40,4 узла при проектной мощности машин. При этом, правда, образовался дифферент на корму, достигавший 1,5 метров. При форсированной работе машин (свыше 65000 л.с.) скорость возросла еще на 0,5 узла, но и дифферент увеличился до 2 метров. После приема воды в носовую цистерну, что уменьшило дифферент, скорость составила 42,3 узла.
Оба лидера вошли в состав Черноморского флота, где и встретили начало Великой Отечественной войны.
http://s017.radikal.ru/i422/1304/3d/7d1b709e7387t.jpg
Проектное водоизмещение: 1910 т (стандартное), 2540 т (полное).
Скорость: 39,5 узлов, при мощности машин  60000 л.с.
Вооружение: 5х1 130-мм/50 орудий, 2х1 76-мм/56, 2х1 45-мм, 2х4 533-мм ТА.
Размерения по КВЛ: 125,0х11,3 х3,45 м.



Проект 14.

Предстоящее вступление в строй первого советского авианосца «Красный авиатор», требовало постройки для него кораблей охранения. Таковыми, помимо строящихся тяжелых крейсеров, должны были стать новые лидеры, однако испытания «Москвы» выявили крупные недостатки проекта, к каковым относились в первую очередь недостаточная мореходность и малая прочность корпуса. Дифферент в корму на полных ходах и недостаточная надежность ТЗА так же подлежали исправлению.
Мощность ТЗА модернизированного проекта была понижена до 54000 л.с., а проектная скорость до 38 узлов. Изменились обводы немного удлиненного корпуса, ставшие более полными в корме, прочность его увеличилась, а 130-мм орудие №3 было перенесено с полубака на кормовую надстройку, что увеличивало углы его обстрела.
Первоначально предполагалось построить только два лидера предназначенных для Тихоокеанской флотилии, но возросшая активность империалистических держав в Балтийском море потребовала увеличения там морских сил, тем более что единственный при эскадре крейсер «Профинтерн» после неудачного похода на Дальний Восток оказался на Черном море. Командующий Морскими силами Балтийского моря (МСБМ) М. В. Викторов просил Наркомвоенмора Ворошилова либо вернуть «Профинтерн» на Балтику, либо выделить крейсер из состава Морских сил Черного моря. В итоге было решено усилить МСБМ тремя новыми лидерами, первый из которых должен был строиться по проекту №14.
Построенный на Путиловской верфи «Ленинград» первым среди советских лидеров получил 130-мм орудия и ПУС итальянского производства. На испытаниях он развил скорость 38,1 узла, но был признан гораздо более удачным, чем корабли предыдущего проекта по обеспечению мореходности и общей совокупности боевых качеств.
Построенные в Николаеве «Эривань» (позднее «Ереван») и «Тифлис» (позднее «Тбилиси») осенью 1936 года ушли на Дальний Восток, где вошли в состав Тихоокеанской флотилии, присоединившись к двум эсминцам типа «Новик», перешедшим во Владивосток в том же году Северным Морским путем.

1. Ленинград                1932-1933-1935        Пут. верфь    БФ
2. Эривань                1932-1934-1936        Руссуд        ТОФ
3. Тифлис                1932-1934-1936        Руссуд        ТОФ

http://s018.radikal.ru/i504/1304/95/b6a384071ff1t.jpg
Проектное водоизмещение: 1910 т (стандартное), 2540 т (полное).
Скорость: 38 узлов, при мощности машин  54000 л.с.
Вооружение: 5х1 130-мм/50 орудий, 2х1 76-мм/56, 2х1 45-мм, 2х4 533-мм ТА.
Размерения по КВЛ: 125,0х11,3 х3,45 м.



Проект 14-бис.

http://s005.radikal.ru/i210/1304/f8/42e7fbde5269t.jpg
Несмотря на то, что по вооружению новые советские лидеры превосходили большинство эсминцев европейских флотов, соотношение сил на Тихом океане выглядело совсем по-другому. Японские эсминцы, вооруженные 6 127-мм орудиями, имели превосходство в над советскими кораблями в артиллерии. Необходимо было вооружить строившиеся для Дальнего Востока лидеры 6 130-мм орудиями, но осуществить это можно было лишь при наличии спаренных артустановок главного калибра.
Разработка такой установки, на базе уже имеющегося 130-мм орудия, была начата в 1933 году, но только в 1937 году первые артустановки этого типа были сданы заводом-производителем, что сильно задержало готовность новых лидеров, проект которых получил обозначение 14-бис.
В модернизированном проекте носовые котельные отделения были сдвинуты вперед, а между ними и носовым турбинным отделением был размещен артиллерийский погреб средней 130-мм артустановки. Благодаря отказу от линейно-возвышенной схемы расположения орудий понизился центр тяжести, что способствовало плавности качки. Число 45-мм полуавтоматических орудий было увеличено до четырех. Корабли типа «Баку» превосходили по мореходности лидеры предыдущих серий, по скоростным же качествам ничуть им не уступали. Осенью 1937 года все четыре построенных в Николаеве лидера ушли на Дальний Восток, где вошли в состав Тихоокеанской флотилии.

1. Баку                33-34-37            Наваль        ТОФ
2. Ташкент            33-34-37            Наваль        ТОФ
3. Минск                33-34-37            Пут. верфь    БФ
4. Петрозаводск            34-35-37            Пут. верфь    БФ
5. Ашхабад            34-36-37            Руссуд        ТОФ
6. Киев                34-36-37            Руссуд        ТОФ

http://i058.radikal.ru/1304/64/cc93dd868caat.jpg
Проектное водоизмещение: 1925 т (стандартное), 2548 т (полное).
Скорость: 38 узлов, при мощности машин  54000 л.с.
Вооружение: 3х2 130-мм/50 орудий, 2х1 76-мм/56, 4х1 45-мм, 2х4 533-мм ТА.
Размерения по КВЛ: 125,0х11,3 х3,45 м.

Во время Великой Отечественной войны советские лидеры первых серий понесли серьезные потери. В сентябре 1941 года, входившие в отряд контр-адмирала Дрозда лидеры «Ленинград» и «Петрозаводск» погибли в бою с германскими крейсерами «Лейпциг» и «Эмден». Считается, что именно торпеда, выпущенная «Ленинградом» перед своей гибелью, поразила «Эмден», который в результате этого попадания потерял ход и был настигнут тяжелым крейсером «Дзержинский». В сентябре 1942 года, черноморский лидер «Харьков» был потоплен немецкой авиацией возле Констанцы. Популярная версия, гласящая что лидер прикрыл собой линейный корабль «Советская Украина» от торпеды выпущенной румынской подводной лодкой документального подтверждения не нашла. Еще через год, в сентябре 1943, фашистские самолеты потопили лидер «Москва». Последним погибшим во Второй Мировой войне советским кораблем стал тихоокеанский лидер «Ашхабад», затонувший в апреле 1945 года после атаки японского самолета-камикадзе вызвавшего детонацию торпед в носовом торпедном аппарате.
Оставшиеся лидеры в 1948 году были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. «Баку», «Ташкент» и «Киев» в 1954 году были переданы ВМС Китайской Народной Республики.
http://s017.radikal.ru/i407/1304/2f/944cad8da062t.jpg

Отредактированно Aley (26.04.2013 23:13:06)

 

#5 26.04.2013 22:23:09

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Prinz Eugen написал:

Оригинальное сообщение #691306
Где такую траву продают?

Вся плоть трава.

 

#6 26.04.2013 22:28:46

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 20074




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691312
Вся плоть трава.

Я так и понял...
Вы наверно просто не до конца поняли, почему кораблестроители СССР скупали проекты иностранных кораблей.


Ubi Sabaudia ibi victoria

 

#7 26.04.2013 22:33:19

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Prinz Eugen написал:

Оригинальное сообщение #691319
Вы наверно просто не до конца поняли, почему кораблестроители СССР скупали проекты иностранных кораблей.

И "Ленинград"?:)

 

#8 26.04.2013 22:48:26

Kama13
Участник форума
Откуда: Тамбов
СРТ Карась
Сообщений: 106




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691325
И "Ленинград"?

И он. Только там английские корни.

 

#9 26.04.2013 22:51:56

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 20074




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691325
И "Ленинград"?

Если забыть безвозмездную помощь итальянцев в виде проекта ТЗА "навигатори", то можно сказать, что и "Ленинград"...


Ubi Sabaudia ibi victoria

 

#10 26.04.2013 22:52:53

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 16465




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

КОллега самые актуальные корабли для ВМФ СССР это мореходная канонерская лодка с 1-2 76 мм универсальными пушками, БТЩ и АКА с ТКА максимум

вКачестве средств усиления максимум УРАГАН. все.


" У русских до сих пор нет демократии... потому, что у них много  зенитно-ракетных комплексов...."
- сейчас не спрячешся. В порту поймаешь КР выпушенную с тысяч полутора-двух км, выползеш в море поймаешь торпеду. Прошли те блаженные времена когда катер не был целью для ПЛ. Сейчас очень даже приоритетная цель а в случае "Новых МРК", мытищей там разных, прости господи, еще и вкусная и беззубая...

 

#11 26.04.2013 22:55:23

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Kama13 написал:

Оригинальное сообщение #691339
И он. Только там английские корни.

Ой, неужели чертежи W украли? :O
А понял! Эпрон обследовал Виктори и тщательно его замерил.*hysterical*

 

#12 26.04.2013 22:57:11

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Cobra написал:

Оригинальное сообщение #691343
КОллега самые актуальные корабли для ВМФ СССР это мореходная канонерская лодка с 1-2 76 мм универсальными пушками, БТЩ и АКА с ТКА максимум

вКачестве средств усиления максимум УРАГАН. все.

Ну да, с учетом послезнания.

 

#13 27.04.2013 00:05:54

Рюрик-2
Мичманъ
michman
Откуда: Дніпро. УКРАЇНА
Сообщений: 1076




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691310
лидер прикрыл собой линейный корабль «Советская Украина» от торпеды выпущенной румынской подводной лодкой

-=румынской=- ???!!!!

сорри, коллега, но "НАША в степях нэньки" нервно курит где-то под Новобогдановкой..... лично видел.......

 

#14 27.04.2013 09:53:56

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Рюрик-2 написал:

Оригинальное сообщение #691381
-=румынской=- ???!!!!

сорри, коллега, но "НАША в степях нэньки" нервно курит где-то под Новобогдановкой..... лично видел.......

Коллега, ну миф же. Типа заслонившего "Киров" "Якова Свердлова". Вы не заметили, что АИ стилизована под рассказ ветерана, в советские времена?

 

#15 27.04.2013 16:31:12

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Ну до конца 1920ых РККФ развивался вполне логично - достраивали и ремонтировали что осталось от РИФа, из нового строили минно-торпедные корабли.
КРЛ пр-26, ЭМ пр.7 - нормальные корабли. Для замены "Гангутов" надо было начинать проектировать или подыскивать чертежи на нечто типа "Кронштадта" с не более чем 9-305 ГК. Шлак типа "малюток", Г-5 не строить. Если совсем отрываться, то вкладываться в создание авиапушек, двигателей, радиоэлектроники, наращивать ударные возможности морской авиации, минно-тральное вооружение, разработать мобилизационные проекты для массовой постройки: универсальный СКА-КАТЩ-ТКА, универсальный КЛ-МЗ-СКР-ТЩ. Ну и кадровый вопрос решить, например, Октябрьского "к стенке", а Викторова - оставить.


С уважением.

 

#16 27.04.2013 16:59:03

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #691496
Ну до конца 1920ых РККФ развивался вполне логично - достраивали и ремонтировали что осталось от РИФа, из нового строили минно-торпедные корабли.
КРЛ пр-26, ЭМ пр.7 - нормальные корабли. Для замены "Гангутов" надо было начинать проектировать или подыскивать чертежи на нечто типа "Кронштадта" с не более чем 9-305 ГК. Шлак типа "малюток", Г-5 не строить. Если совсем отрываться, то вкладываться в создание авиапушек, двигателей, радиоэлектроники, наращивать ударные возможности морской авиации, минно-тральное вооружение, разработать мобилизационные проекты для массовой постройки: универсальный СКА-КАТЩ-ТКА, универсальный КЛ-МЗ-СКР-ТЩ. Ну и кадровый вопрос решить, например, Октябрьского "к стенке", а Викторова - оставить.

В принципе согласен, уважаемый коллега. У меня были старые проекты ЛК с 3х2 356-мм и большого крейсера с 3х2 305-мм (последний, кстати похвалюсь, полностью совпал по ТТХ с первым вариантом 69-го проекта, разница лишь в ГК - 3х3 254-мм, что не принципиально). Но беда в том, что такие корабли в то время не стали бы строить, ведь даже от 64 отказались в пользу более мощного корабля. ни на что меньшее чем 406-мм калибр не соглашались.
Малюток стоило построить штук 20-30 для межтеатрового маневра.
А что было строить вместо Г-5? Доски-то действительно расходились от вибрации (об этом было у адмирала Никитина "Катера пересекают океан", я оттуда эпизод и стащил).:) А для крупных. стальных моторов не было.
Моб.проект ЭСКэра был (ЕМНИП 35), но где их строить было, когда все мощные заводы либо под немцами, либо в блокаде.

 

#17 27.04.2013 17:46:20

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3146




Вебсайт

Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691497
ни на что меньшее чем 406-мм калибр не соглашались.

В том и дело, что нездоровые амбиции надо было поумерить.
Касательно ТКА. В 1939 г. был готов вполне себе сносный Д-3, еслиб не загонялись по Г-5 и начали разработки раньше, то к ВОВ Д-3 было бы несколько десятков.


С уважением.

 

#18 27.04.2013 20:06:01

Konstan
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 891




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
Начнем с того, что Советский ВМФ времен Великой Отечественной Войны оказался малоэффективным, вовсе не из-за качества отечественных кораблей, а, прежде всего, из-за отсутствия ясного понимания для чего собственно этот флот нужен.

У кого отсутствовало понимание? В рамках единой военной доктрины государства оно очень даже присутствовало: поддержка армии на приморских/приречных ТВД.

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
Довоенным флотоводцам мерещились эскадренные сражения с английскими линейными кораблями, набеговые операции и минная война с перекрытием всего и вся гигантскими заграждениями.

Мерещились они только создателям фильма "Моряки". На самом деле собирались оборонять важнейшие пункты на своём побережье, отражать попытки десантов, действовать на коммуникациях и по базам противника легкими надводными силами (крейсеры, эсминцы, торпедные катера), подводными лодками и авиацией.

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
В начавшейся войне практически не использовались возможности межтеатрового маневра

Совсем-совсем не? А прыжки Волжской военной флотилии через Азовское море на Днепр и далее на Дунай, переброски торпедных катеров, больших охотников, подводных лодок? Или в зачёт только чтоб непременно через Панамский канал и вокруг света?

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
Тихоокеанский флот простоял без дела, ожидая вступления в войну Японии, хотя если бы даже самураи сошли с ума и, воюя с Америкой, начали боевые действия еще и против СССР, сравнительно небольшие силы Советского флота не смогли бы оказать никакого влияния на исход войны.

Могли, хотя бы тем фактом, что для их уничтожения понадобилось бы отвлекать силы с других направлений, а это, в свою очередь, способствовало бы действиям Союзников.

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
новые же «семерки» и крейсера «Калинин» и «Каганович» простояли замаскированными в базах.

А что, надо было их использовать для разминирования методом подрыва корейских портов? Или для поддержки десантов на острова Курильской гряды? Так там и без них успешно справлялись.

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
На мой взгляд, при создании довоенного Советского ВМФ были допущены три главных ошибки. Первая состояла в том, что постройку новых кораблей начали слишком поздно, в принципе можно было закладывать их уже в 1925 году, но этому мешала не пресловутая разруха, а стойкое нежелание руководства страны создавать большой флот. Увлеченные идеей скорой мировой революции оно не понимало значения флота

Пошли открытия: разруху, оказывается, тоже большевики выдумали! :D Скорой мировой революцией увлекалось далеко не всё руководство, прямо скажем один человек Л.Д. Троцкий. При этом как раз в 1920-е годы были такие плакатики про флот с лозунгами типа "Разделяя страны, море объединяет народы" - намёк чуете?

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
Второй ошибкой был отказ от создания собственных проектов, выразившийся в покупке чертежей итальянских эсминцев и крейсеров. В результате была загублена собственная кораблестроительная школа, а ведь только набив руку в создании малых кораблей можно переходить к проектированию крупных.

Отечественная кораблестроительная школа оказалась загублена гораздо раньше начала 1930-х. Собственно признаки её деградации были заметны ещё до Революции 1917 г. - один эсминец Матросова чего стоит. Потом в буре Революции и Гражданской войны сгинули немногочисленные специалисты типа Бубунова и всё пришлось начинать заново. Купили импортные проекты потому, что в своих постоянно концы с концами не сходились. А опыт постройки СКР для ЭМ, КР и ЛК малополезен, сопромат он конечно везде один, но вот наполнение корпусов совершенно разное.

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
Третьей, и, на мой взгляд, главной ошибкой была сборка боевых кораблей на Дальнем Востоке. В итоге, вместо того, чтобы совершать океанские плавания, приобретая бесценный опыт, моряки отправлялись на Тихий океан по железной дороги.

А ресурс механизмов он как из воздуха берётся? Чему научил РКВМФ переход СКР "Воровский" и двух дивизионов БТЩ на ТОФ? И как в таком случае обретали "бесценный опыт" те нации (немцы, к примеру, или французы), которым не надо гонять корабли от завода на флот через пол-глобуса?

Aley написал:

Оригинальное сообщение #691296
Вдобавок, сложная операция по доставке разобранных кораблей во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре, сильно задержала их постройку.

А вы в курсе, что число стапелей в европейской части страны не то чтобы очень большое? И что умные люди строят сначала оборону более ценных для страны районов, а только затем занимаются окраинами? Если не собирать корабли на ДВ их там вообще не будет.


Мы в море рождены - умрем на море!

 

#19 30.04.2013 17:15:21

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #691501
В том и дело, что нездоровые амбиции надо было поумерить.
Касательно ТКА. В 1939 г. был готов вполне себе сносный Д-3, еслиб не загонялись по Г-5 и начали разработки раньше, то к ВОВ Д-3 было бы несколько десятков.

Надо. Но это куда большая фантастика чем постройка авианосца.
В то том-то и дело что в 1939. А Г-5 когда в массовую серию пошел?

 

#20 30.04.2013 17:31:28

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
В рамках единой военной доктрины государства оно очень даже присутствовало: поддержка армии на приморских/приречных ТВД.

И это единственная задача флота?

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
Совсем-совсем не? А прыжки Волжской военной флотилии через Азовское море на Днепр и далее на Дунай, переброски торпедных катеров, больших охотников, подводных лодок? Или в зачёт только чтоб непременно через Панамский канал и вокруг света?

Именно. Калинин готовили к проводке Северным морским путем, но когда стала ясна невозможность проводки столь крупного корабля имеющимся числом ледоколов, отказались.

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
А что, надо было их использовать для разминирования методом подрыва корейских портов? Или для поддержки десантов на острова Курильской гряды? Так там и без них успешно справлялись.

Семерки тоже не пригодились бы? Тогда зачем вообще флот?

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
Пошли открытия: разруху, оказывается, тоже большевики выдумали!  Скорой мировой революцией увлекалось далеко не всё руководство, прямо скажем один человек Л.Д. Троцкий. При этом как раз в 1920-е годы были такие плакатики про флот с лозунгами типа "Разделяя страны, море объединяет народы" - намёк чуете?

Разрухой объяснялась невозможность постройки кораблей в конце 20-х-начале 30-х гг. При этом оснастка необходимая для постройки именно военных кораблей утилизировалась за ненадобностью. Нечто подобное происходило в 90-е гг в Северодвинске: сварочные автоматы были свалены на склады, а когда вновь понадобились оказались полностью разукомплектованы, пришлось закупать новые, немецкие.
А вот и про соединяющие народы моря: попался мне как-то сборник документов "Ленин о библиотечном деле" и была там впечатляющая записка: "Меня убедили в необходимости достройки крейсера "Адмирал Нахимов", так как мы всегда можем выгодно его продать, а вырученные средства использовать для строительства библиотек". Больше нигде этот документ не публиковался.

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
Отечественная кораблестроительная школа оказалась загублена гораздо раньше начала 1930-х. Собственно признаки её деградации были заметны ещё до Революции 1917 г. - один эсминец Матросова чего стоит.

Один неудачный проект еще не показатель.

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
А ресурс механизмов он как из воздуха берётся? Чему научил РКВМФ переход СКР "Воровский" и двух дивизионов БТЩ на ТОФ? И как в таком случае обретали "бесценный опыт" те нации (немцы, к примеру, или французы), которым не надо гонять корабли от завода на флот через пол-глобуса?

Именно так. 1 СКР и 8 разоруженных тральщиков - большое достижение.
И большой опыт имели немцы и французы, кстати последние гоняли корабли в колонии.

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #691560
А вы в курсе, что число стапелей в европейской части страны не то чтобы очень большое? И что умные люди строят сначала оборону более ценных для страны районов, а только затем занимаются окраинами? Если не собирать корабли на ДВ их там вообще не будет.

В курсе. Для крейсеров имелось 4 в Ленинграде и 3 в Николаеве. И в течение всего одного года (декабрь 1936-декабрь 1937) были заложены сразу 53 эсминца.

 

#21 30.04.2013 22:33:48

Titanic
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 3399




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Вся эта грандиозная АИ разбивается об очень простую вещь - деньги. Их нет и неизвестно. Плюс нет конструкторских и научно-практических школ, а это тоже деньги. Вот и все. ;) Много раз жевали. Еще один аспект - критическая важность для СССР сухопутных ТВД, где решалась судьба конфликта. Никто бы не дал выкинуть столько на флот, когда РККА требуется срочная модернизация.

 

#22 30.04.2013 22:46:38

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Titanic написал:

Оригинальное сообщение #691874
Вся эта грандиозная АИ разбивается об очень простую вещь - деньги. Их нет и неизвестно. Плюс нет конструкторских и научно-практических школ, а это тоже деньги. Вот и все.  Много раз жевали. Еще один аспект - критическая важность для СССР сухопутных ТВД, где решалась судьба конфликта. Никто бы не дал выкинуть столько на флот, когда РККА требуется срочная модернизация.

А что тут грандиозного-то? 8 крейсеров против 6 построенных в РИ, причем постройка первой пары начинается в 1930. 55 лидеров? В РИ до войны построили 37, но если бы не идиотская затея с переделкой проекта имели бы 60. У меня постройка эсминцев более медленная, без авралов, вот вам, кстати, и школа. Сторожевые корабли у меня строятся за счет сокращения числа ПЛ, примерно на сотню.
РККА постоянно требовалась срочная модернизация, но перед  войной деньги на флот нашлись, правда поздно.

Отредактированно Aley (30.04.2013 22:48:24)

 

#23 03.05.2013 23:00:52

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

1

Авианосец «Красный авиатор».
http://s58.radikal.ru/i162/1305/7f/87edacea5671t.jpg
Усиление позиций в СССР «Молодой школы» было вызвано не в последнюю очередь инцидентом на КВЖД, показавшем, в частности, необходимость наличия на Дальнем Востоке военно-морских сил способных оказывать давление на Китай, с целью защиты советских интересов в регионе.
Оптимальным и относительно дешевым средством решения проблемы могли стать авианосцы, способные решать не только задачи завоевания господства на море, но и наносить эффективные удары по береговым объектам и сухопутным войскам противника на большом удалении от береговой черты.
Так как состояние промышленности в начале 30-х гг. не позволяло строить новые авианосцы с нуля, было предложено начать с перестройки недостроенного линейного крейсера «Измаил», что вызвало горячие споры в руководстве ВМС. Линкорное лобби не оставляло надежд о возможности достройки «Измаила» в качестве артиллерийского корабля, поэтому в качестве объектов для перестройки им предлагались линейный корабль «Полтава» и даже тихоходное учебное судно «Комсомолец». Тем не менее, произведенные расчеты показали, что достройка «Измаила» в качестве авианосца обойдется не дороже чем перестройка «Полтавы», и не намного дороже перестройки «Комсомольца». В итоге победил здравый смысл – авианосец «Измаил», получивший новое название «Красный авиатор», был утвержден к достройке. 
Разработка проекта была произведена очень быстро, что явно сказалось на его качестве. Только стремлением ограничить объем и стоимость работ можно объяснить сохранение в корпусе корабля барбетов орудийных башен, что значительно стеснило проектантов, хотя и удалось расположить внутри барбетов цистерны авиационного топлива и боезапас для палубных самолетов, включавший бомбы и 450-мм торпеды.
В качестве прототипа был выбран только что вступивший в строй английский авианосец «Глориес», что вызвало большое сходство силуэтов этих кораблей. Авианосец имел два ангара, носовой, для истребителей, которые должны были взлетать с короткой носовой палубы, и кормовой, выполненный двухъярусным. Носовой и верхний кормовой ангары соединялись узким коридором по левому борту, через который не могли пройти истребители И-15 (впоследствии И-15-бис) не имевшие складывающихся крыльев, но который позволял транспортировать разведчики-торпедоносцы Р-5Т, от носового самолетоподъемника в кормовой ангар после посадки. Лифтов имелось два, по одному в носовом и кормовом ангарах. Средняя часть надстройки в районе рубки-острова была занята дымоходами котельных отделений выведенных в две тесно расположенные дымовые трубы. В итоге авиационное вооружение «Красного авиатора», несмотря на все старания расположить самолеты в ангарах компактнее, не превышало 45 машин.
Артиллерийское вооружение нового корабля состояло из 20 130-мм 55-калиберных орудий, причем амбразуры четырех носовых казематов были заделаны для улучшения мореходности. Впрочем, возможно, что причиной такого решения было отсутствие достаточного количества 130-миллиметровок. Зенитное вооружение включало 8 102-мм 60-калиберных орудий и несколько пулеметов, к которым позднее добавились шесть 45-мм полуавтоматов.
Достроечные работы начались на Балтийском заводе летом 1930 года, а весной 1933 авианосец вышел на ходовые испытания. Максимальная достигнутая скорость составила 28,1 узла.
Целых пять лет авианосец оставался в составе Морских Сил Балтийского моря, совершив за это время девять походов до Мурманска и обратно, причем дважды оставался там на зимовку. Эти плавания позволили получить бесценный опыт эксплуатации палубных самолетов, в частности выяснилась полная бесперспективность носовой взлетной палубы: летчики истребители предпочитали взлетать с верхней, что было гораздо безопасней, и, в итоге, истребители были перебазированы в кормовой ангар.
В конце 1938 года планировалось начать модернизацию «Красного авиатора», проект которой включал установку противоторпедных булей, удлинение полетной палубы в нос и установку новых спаренных 102-мм артустановок со стабилизированными постами наведения, но Хасанский конфликт перечеркнул эти планы. Авианосец был срочно отправлен на Дальний Восток в сопровождении тяжелых крейсеров «Киров» и «Куйбышев», а также лидеров «Сокрушительный», «Сильный», «Стремительный» и «Строгий», имея в ангарах 24 бомбардировщика-торпедоносца Р-Зет и 18 истребителей И-15-бис.
Дальнейшие планы модернизации сорвала уже Великая Отечественная война. В январе 1941-июле 1942 «Красный авиатор» в составе эскадры Тихоокеанского флота совершил переход из Петропавловска-Камчатского в Мурманск, причем во время почти пятимесячной стоянки в Нью-Йорке на него были установлены восемь спаренных автоматов «Бофорс» и девять одноствольных 20-мм «Эрликонов». Одновременно старая авиагруппа корабля была заменена на новую, состоящую из американских палубных самолетов. Она включала 12 торпедоносцев «Девастейтор», 17 пикирующих бомбардировщиков «Доунтлесс» и 16 истребителей «Уайлдкет».
Наличие авианосца в составе советской эскадры позволило эффективно прикрыть транспорты конвоя PQ-17 и благополучно довести до советских портов 23 из них.
В августе 1942 года, в составе Северного флота было сформировано первое авианосное ударное соединение состоящее из «Красного авиатора» и нового авианосца «Громов».
В декабре 1943 года торпедоносцы «Эвенджер» с «Красного авиатора» и «Громова» добились трех торпедных попаданий в немецкий линкор «Шарнхорст», благодаря чему тот снизил ход и был без труда добит английским линкором «Дюк оф Йорк», причем, по крайней мере одно попадание было достигнуто пилотами «Красного авиатора».
Но год спустя «Красный авиатор» получил два торпедных попадания от немецкой подводной лодки и, после десятичасовой агонии затонул. Причиной гибели столь крупного корабля всего от двух торпед была признана недостаточная глубина противоторпедной защиты и общая ветхость корпуса авианосца находившегося на плаву уже 29 лет.
При катастрофе погибло около ста моряков из состава экипажа авианосца, насчитывающего более двух тысяч человек. Все пилоты авиагруппы были спасены и впоследствии составили костяк авиагруппы авианосца «Чкалов».
http://s019.radikal.ru/i632/1305/69/fd41ef67f8cet.jpg
Водоизмещение:  31100 т (стандартное), 34300 т (полное).
70000 л.с. – 28 уз.
Вооружение: 45 самолетов, 20х1 130-мм/55, 8х1 102-мм/60 зенитных орудий/
Бронирование: борт 237,5 мм, палуба 38 мм + 50 мм.
Размерения (квл): 222,4х30,5х8,9 м.

Отредактированно Aley (21.05.2013 22:39:16)

 

#24 04.05.2013 18:47:52

Aley
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Муравия
Тяжелый крейсер "Катагур"
Сообщений: 1556




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

И по поводу высказываемых Сидоренко сомнений в возможности передачи американцами 16 Уайлдкетов:
The F4F-4 also proved less suitable for operations for escort carriers, which lead to the development of the lighter FM-2. The US Navy orders totaled 1169 F4F-4s. It had replaced the F4F-3 by August 1942.
Меня вполне устроит и Ф4Ф-3, чай не баре - вручную крылья сложат.

"Серийные истребители F4F-4 со складывающимися крыльями начали поступать в эскадрильи морской авиации в конце апреля - начале мая 1942 года. Старые F4F-3 продолжали использоваться наряду с ними. Штаты эскадрилий увеличили с 18 до 27 машин. Ежемесячно фирма «Grumman» выпускала порядка 190 истребителей". При этом шести американским АВ (Лексингтон четвертую модификацию получить не успел) требовалось аж 6х27 =  162 истебителя. Вопрос: куда американцы такую прорву палубных истребителей весной 1942 девали?;)

 

#25 04.05.2013 21:29:54

Kama13
Участник форума
Откуда: Тамбов
СРТ Карась
Сообщений: 106




Re: Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Aley написал:

Оригинальное сообщение #693005
Водоизмещение:  31100 т (стандартное), 34300 т (полное).70000 л.с. – 28 уз.Вооружение: 45 самолетов, 20х1 130-мм/55, 8х1 102-мм/60 зенитных орудий/Бронирование: борт 237,5 мм, палуба 38 мм + 50 мм.Размерения (квл): 222,4х30,5х8,9 м.

Что вы, батенька, такой Упёртый.
Ежели с Измаила снять ГК с боезапасом и и всю ПМА с боезапасом и бронирование ненужных авианосцу казематов, то это даст 7000-8000 т. Вы уже убрали две броневые палубы. Это ещё вес в минусы пошёл.

Если вторую группу котлов переводите на чисто нефтяное отопление, то мощность превысит 100000 лс. Пересчитайте ТТХ.

Полётная палуба в нос почему не продлена. Вы его с Игла перерисовывали? Что за древнее ПВО у вас стоит, где 70-К, где Эрликоны?

Где РЛС? Даёте ведь внешний вид на середину войны?

Почему авиапарк от союзников. Вы что не доверяете нашим шарашкам или Родину не любите?

И последнее. Как это его торпедировали! У вас эскорт там на палубах на баяне что ли играет! Да за потерю такой игрушки всё руководство СФ, а то и всего ВМФ к стенке поставят.
Пожалейте Головко - ему ещё ВМФ СССР командовать!

 
  • Форум
  •  » Кунсткамера
  •  » Альтернативный Советский флот в альтернативной Великой Отечественной войне

Board footer