Сейчас на борту: 
armour-clad,
BergSkorpion,
KonstantinK,
Le May,
Боярин,
Буйный,
капитан,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 6

#1 10.07.2013 12:19:20

Старый Судоремонтник
Гость




Сколько лет НСРЗ?

НСРЗ - Новороссийский судоремонтный завод
3 июля в городском театре было торжественно отмечено 95-етие завода с вручением наград - грамот разного уровня с денежными премиями, соответственно, выступлением директора завода и концертом.
То, что торжество было приурочено ко дню работников Морского флота, и заставляет задать меня вопрос:
- Когда был основан Новороссийский судоремонтный завод?
И как его следствие:
- Что считат днём основания завода до 1917 года?

#2 12.07.2013 11:42:20

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Официально, Новороссийский судоремонтный завод берет своё начало от Декрета Совнаркома от 26 января 1918 года «О национализации торгового флота». Согласно этого декрета в порту были объединены полукустарные мастерские, эллинг и паровозное депо в одно предприятие – портовые мастерские, что явилось началом зарождения судоремонтной базы в Новороссийске.
Всё это сказано в официальной истории завода, пока ещё широко не опубликованной. 
Но в Декрете о национализации флота ни слова не сказано про Новороссийск.

Да и судоремонт появился в Новороссийске за полтора десятка лет до учреждения портового города и за семь лет до основания укрепления Новороссийск Черноморской береговой линии.

#3 15.07.2013 11:52:07

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Так получилось, что судоремонтом в нашей бухте стали заниматься несколько раньше, чем был основано укрепление  Новороссийск.
    18 февраля 1831 года императором Николаем I было ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕНО решение об основании укрепления в Геленджикской бухте. К 5 июля в Суджукской бухте собралась эскадра Черноморского флота под командованием капитана 2 ранга Г.И. Немтинова. 10 июля эскадра перешла в Анапу под погрузку войск, но в нашей бухте остались бриг "Меркурий", потерявший руль, пароход "Молния", не имевший дров, и канонерские лодки для охраны. До 20 июля производились работы по ремонту брига и заготовке дров для парохода "Молния", благо материалов в то время было в изобилии. Лес подходил прямо к берегам бухты. По окончании работ корабли присоединились к эскадре и 27 июля перешли в Геленджикскую бухту, где на следующий день, высадкой десанта было основано укрепление Геленджик.
Конечно, эта дата июль 1831 года как-то совпадает с датой 3 июля ,когда завод отмечал юбилей, но всё же этот день нельзя принять за дату основания завода.

#4 15.07.2013 12:04:08

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Сколько лет НСРЗ?

Думаю,что в данном случае нужно опираться на существование специализированного предприятия по судоремонту и-или судостроению. Поскольку те же парусные суда занимались какими-то ремонтными работами в любой удобной для этого бухте.
И,коль поселение Бата в бухте существовало еще ооочень давно,то его явно посещали греческие суда и что-то при этом чинили.
Потому нужно опираться на деятельность ВКЖД и порта-с какого года у них функционируют какие-то судоремонтные предприятия в их составе.
Естественно, владельцы разных фелюг,катеров и прочего занимались ремонтом в значительной мере самостоятельно,несмотря на наличие чего-то в порту,когда справлялись сами. Да и на паровых судах какой-то ремонт механизмов осуществлялся силами экипажа.

#5 16.07.2013 11:54:15

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Согласен с Вами , господин Sezin.
В советском флоте очень много ремонтных работ делалось силами самих команд. А если брали бригаду БТОФ или с завода, то почти всё...
Вот я хочу найти корни своего завода, от такого предприятия их родился наш завод.

#6 16.07.2013 19:38:20

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Сколько лет НСРЗ?

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #717209
Согласен с Вами , господин Sezin.
В советском флоте очень много ремонтных работ делалось силами самих команд. А если брали бригаду БТОФ или с завода, то почти всё...
Вот я хочу найти корни своего завода, от такого предприятия их родился наш завод.

Пока не найдены документы- поразмыслим логически.
В 1918 году в судоремонтные мастерские соединено паровозное депо для трех "кукушек" и некий слип для подъема небольших судов( в принципе можно и строить их- небольшие  баржи).Кто,скорее всего может быть владельцем кукушек и депо для них? Скорее всего, ВЛКЖД.
Какой-то технический флот у нее есть,и его периодически надо пополнять и ремонтировать.
ПМСМ-это хозяйство дороги.
Хотя не могу исключить ,что часть построек -порта или вообще сторонней организации.

#7 17.07.2013 11:51:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Господин Sezin!
Вы повторяете ошибку нашего заводского музея, который так же считает, что паровозное депо было ВКЖД.
Но это было депо Управления Новороссийского порта, которое к ВКЖД ни какого отношения не имело.

#8 19.07.2013 00:02:24

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Сколько лет НСРЗ?

Может быть,может быть,но чей был слип?
Существование специального судоподъемного устройства( возможность судостроения пока опустим) говорит о том,что кто-то намерен делать ремонт подводной части судов,то бишь ремонта,ограниченно доступного силам экипажа. Вообще-то есть способы и без слипа обойтись,но с ограничениями.
А раз есть  и устройство,и намерения,то это может служить отправной точкой основания ремонтной службы в городе.
Хотя еще очень невысокого уровня из-за слабости промышленной базы города.
Ситуация изменилась с 18 года,но... не будем забегать вперед.

#9 19.07.2013 11:49:21

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Новороссийск изначально рассматривался как судоремонтная база для ВМФ. 28 августа 1838 года государь ИМПЕРАТОР ВЫСОЧАЙШЕ ПРЕДПОЛОЖИТЬ ИЗВОЛИЛ:
    "... ИМЕТЬ ПРИ УСТЬЕ РЕКИ ЦЕМЕС ГЛАВНЫЙ ПОРТ ИЛИ ПРИСТАНЬ ДЛЯ БЕРЕГОВОЙ НАШЕЙ ЭСКАДРЫ..."
        Через два дня после высадки десанта, 14 сентября,  Главный Командир Черноморского флота и портов и кавалер вице-адмирал М.П. Лазарев и командир I-го отделения Черноморской береговой линии генерал-лейтенант и кавалер Н.Н. Раевский, с 1839 года начальник линии, лично осмотрели Суджукскую бухту и, по взаимному согласию, избрали место для строительства Адмиралтейства и укрепления вокруг него.
        15 сентября на борту корабля "Силистрия" М.П. Лазарев писал Н.Н. Раевскому, направляя план Адмиралтейства:
    "... Я признаю нужным: А. Устроить на избранной местности означенном общем плане укрепления литерами: а) адмиралтейство… где бы могли быть магазин для провизии, магазин для материалов, сараи для исправления гребных судов, хранения угла и лесов, кузница, казарма для мастеровых и дом для смотрителя адмиралтейства с канцелярией;
4. По возведении означенных построек, потребное число материалов с инструментами для мастерских, смотритель и содержатель с приличным числом нижних чинов могут быть отделены от Черноморского ведомства, как равно провизии, лесов и материалы для снабжения и исправления судов, комплектуемых флотским командованием..."
        Но Морское министерство, в погоне за мнимой экономией, переложило строительство Новороссийского Адмиралтейства на Отдельный Кавказский корпус за счет его финансирования и "по возможности, уделить на этот предмет какой-либо суммы от ведомства Черноморского флота". С целью снижения стоимости работ в Новороссийск перевели арестантскую № 39 роту Отдельного Кавказского корпуса (а я-то думал, что в этом вопросе НКВД было первым!). Сведений о выделений "какой-либо суммы от ведомства Черноморского флота" пока не обнаружено.
    Впрочем, и Военное министерство решило вести строительство Адмиралтейства за счёт сумм экономии и «экстрооринарных сумм». Говоря современным языком: за счёт внебюджетных поступлений и спонсорской помощи. Поэтому строительство шло 12 лет и только в 1850 году было закончено. Адмиралтейство представляло три каменных одноэтажных здания, соединенных между собой, образуя прямоугольник длиной 45 саженей вдоль моря и 35 саженей перпендикулярно ему. В них располагались кузница на три горна, магазины (склады) для хранения судовых припасов, сараи для ремонта гребных судов и рангоута. Со стороны моря зданий, как и стен укрепления, не было.

       Поскольку Новороссийский морской торговый порт ведет отсчёт своего основания от Императорского указа 1845 года.
       Можно ли, по аналогии, считать 1850 год - годом основания Новороссийского судоремонтного завода?

#10 19.07.2013 12:05:21

aligvi
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Поздравляю некогда родное предприятие с юбилеем.
А ведь уже 35 лет как я там не работаю!
А жаль.
Привет всем, кто может меня там еще помнить. В первую очередь Володе Соловьеву!
С уважением,
Игорь Алексеев

#11 20.07.2013 14:15:14

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Сколько лет НСРЗ?

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #718055
Поскольку Новороссийский морской торговый порт ведет отсчёт своего основания от Императорского указа 1845 года.
       Можно ли, по аналогии, считать 1850 год - годом основания Новороссийского судоремонтного завода?

Чтоб так считать,надо провести более-менее непрерывную линию существования предприятия и учреждения.
Здесь же зияет огромная лакуна.
Есть и географические препоны. Адмиралтейство располагалось где-то в районе Каботажной пристани( плюс-минус лапоть),а судоремонтные мастерские,а потом завод- на другой стороне бухты.
Чтоб их связать,нужен документ о переносе Адмиралтейства на другую сторону .

#12 22.07.2013 11:37:50

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Да, да, господин Sezin!
Тем более, что адмиралтейство находилось в ведомстве Морского Министерства и было чисто военным предприятием, а НСРЗ - чисто гражданским. Скорее всего, Адмиралтейство можно будет считать предком судоремотных мастерских Черноморского флота, которые строятся в Новороссийске.
А теперь ещё с датой. Формально Адмиралтейство вступило встрой в 1850 году. Но работы по судоремонту велись раньше ввода Адмиралтейства в строй. Так какую дату брать за основание судоремонта в Новороссийске - 1850 год и самую раннюю по выполнению работ по судоремонту ещё до окончания срока строительства?

#13 22.07.2013 20:06:36

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Сколько лет НСРЗ?

Мы как-то начинаем смешивать судоремонт и НСРЗ.
При всем почтении к этому предприятию,оно не единственое ,которое им занималось.
Если не упоминать адмиралтейство и казаков( и явно тоже их чинивших), еще надо вспомнить завод "Судосталь", какой-то был еще судоремонт у рыболовов. Не исключу,что я еще не всех знаю,кто ему предавался. Пограничники,помню,часть катеров имели  поднятыми на берег. При этом логически можно заключить,что какой-то ремонт они тоже делали.
Может,ветку переименовать и расширить тематически?

#14 23.07.2013 12:06:09

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

В годы Крымской войны судоремонтом в бухте занимались и на англо-французской эскадре.
Утром 28 февраля 1855 года в Цемесскую бухту вошла эскадра в составе:  французский колесный двухмачтовый пароход при двух орудиях и 4 английских корабля: колесный 20-пушечный пароходо-фрегат,винтовой корвет с 13 пушками и 4-х пушечная канонерская лодка.  К сожалению ни названий кораблей, ни их видами не располагаю. Не кто не поможет?
28 февраля, ночь и 1 марта корабливели обстрел укрепления Новороссийск. Укрепление отвечало им из своих полевых орудий, имевших меньшую дальность. И сумело нанести кораблям повреждения
Из официлаьного рапорта:
"...2-го числа в 10-м часу утра, по окончании исправления,колесный пароход,  канонерская лодка и французский пароход отправились в море... Винтовыя фрегат и корвет оставались и продолжали исправляться;  замечено,  что они имели  повреждения в грот-стеньгах и можно полагать, что у них были повреждены мачта и такелаж, а на корвете была видна дымовая труба, несколько наклонившаяся к грот-мачте...
(3-го числа) ... Когда фрегат и корвет окончили справления, первый снялся с якоря и, подошедши к последнему, взял его на буксир и повел из залива, взяв направление на Геленджик... "

#15 25.07.2013 11:43:18

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Крымская война весьма печально закончилась для Новороссийска.
И хотя  наказной атаман Донского казачьего войска генерал-адъютант М.Г. Хомутов, осмотерв 20 апреля 1885 года Анапу и Новороссийск, сообщал в рапорте:
"...Нашел их в исправности, а войска бодрыми и готовыми  встретить неприятеля. Значительных повреждений в Новороссийске не сделано."
         Тем не менее был дан приказ и 15 мая гарнизон и жители Новороссийска оставили укрепление и город и отошли к Анапе, по пути сняв гарнизон форта Раевского.  При отходе были взорваны все укрепления и уничтожены  огнем здания и оставшееся имущество.   25 мая войсками и жителями были оставлены крепость и город Анапа, станицы Закубанского поселения Николаевская, Аелксандровская и Благовещенская. Воска отошли к Варениковой переправе, а жителей переселили во вновь образованный портовый город Темрюк.
                          Первый этап в истории Новороссийска закончился.

Отредактированно Старый Судоремонтник (25.07.2013 11:44:04)

#16 30.07.2013 12:06:41

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

После Крымской войны из-за ограничений Парижского договора  Новороссийск, как военно-морскую базу, возрождать не стали. Вместо базы создали Константиновскую морскую станцию, при которой стояли одна - две паровых шхуны да несколько азовских баркасов. Но восстанавливать судоремеонт не стали. Адмиралтейство в строй не вводилось. И хотя оно было в собственности Военно-инженерного управления Кавказской армией, но зданиями пользовался город, возрождённый в 196 году.  Сначала в Адмиралтействе располагался Черноморский окружной суд, затем - одноклассное мужское училище, потом различные склады. Военно-инженерное окружное начальство время от времени напоминало о своих правах на собственность, и, к началу 90-х годов XIX века, город освободил здание. Но окружное начальство не могло найти денег, а город не желал выделять средства для ремонта Адмиралтейства, оно стояло пустым, постепенно ветшая. В итоге, в центре Новороссийска образовалась "несанкционированная" свалка с развалинами.
http://i47.fastpic.ru/thumb/2013/0730/8d/7ee685d01a8872da441f72f9bfeca98d.jpeg
На этой открытке начала ХХ века среи крыш проглядывается разрушенная крыша Адмиралтейства.
В 1909 году здание Адмиралтейства было разобрано.

#17 30.07.2013 12:42:25

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9754




Re: Сколько лет НСРЗ?

Интересно, что основал (первый раз) завод не флот. Адмиралтейство построенно в Новороссийске для ремонта гребных и небольших парусных судов. По тем временам это было самое большое и примечательное строение во всем городе. Решение о его строительстве, проект с планами и сметой был утвержден 28 июня 1843 года. строительство осуществлялось военным ведомством за счет отдельного кавказского корпуса, а у ведомства черноморского флота в ту пору в Цемесской бухте небыло еще ни одной пристани и приходящие суда становились в бухте вдали от берега насколько им это позволяла глубина. Сообщение между берегом и кораблями осуществлялось с помощью небольших гребных судов - баркасов. пассажиры и грузы с корабля на берег и обратно происходило тем же путем. частые штормы и непогода отсутствие хороших пристаней приводили гребные суда к большому износу и порче а иногда и к полной потере. Адмиралтейство задумывалось как ремонтная база для гребной флотилии. Это было одноэтажное каменное здание прямоугольной формы, фасадная часть, которого была обращена к морю и имела огромную арку - ворота для прохождения через них небольших парусных судов. Также здесь были кузницы, склады для судовых припасов, сараи, где производился ремонт такелажа и рангоута. Перед зданием возле арки-ворот лежали огромные адмиралтейские якоря, являвшиеся украшением здания. Адмиралтейство занимало целый квартал и находилось в границах нынешних улиц новороссийской республики, мира, мичурина и губернского. строительный материал (камень ,лес, гвозди, железо) завозился из Керчи и также на баркасах доставлялся на берег. Здание Адмиралтейства строили семь лет, и в 1850 году оно было закончено. После Крымской войны (1853-1856) адмиралтейство было упразднено, а здание долгие годы служило городским нуждам. В 1909 году обветшавшее здание было снесено. Единственным памятником зданию адмиралтейства некогда существовавшем в этом городе стали якоря, ныне лежащие на набережной.

http://s017.radikal.ru/i420/1307/dc/78f518e0fcdet.jpg

#18 01.08.2013 12:15:44

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Господин Юрген!
Хотелось бы узнать источник Вашей информации, так как он не точен.
адмиралтейство строилась по эскизному проекту, скажем так, М.П. Лазарева, для судов Абхазской экспедиции. В начале 1839 года в Новороссийск был прислан прапорщик по  Адмиралтейству Рулёв, который и занимался проектными работами. Но пресловутая экономия заставила строить Адмиралтейство за счёт Отдельного Кавказского корпуса да ещё из экстраординарных сумм, то есть, говоря по современному, из вне бюджетных поступлений. Вот и результат.
но даже недостроенное Адмиралтейство выполняло ремонтные работы на судах Абхазской экспедиции. Документы есть в РГА ВМФ фонд 243 и ф. 283, но очень мало.
А вот то, что якоря являются памятниками Адмиралтейству - это мысль весьма новая, так как всегда они были морским символом города. Тем более, что они были уложены в начале 60-х годов ХХ века, когда об Адмиралтействе ещё не вспоминали. Да и вообще считали, что Новороссийск основан в 1866 году.

#19 02.08.2013 18:31:17

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9754




Re: Сколько лет НСРЗ?

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #722673
бы узнать источник Вашей информации

С сайта истории города и из книги А. Герасименко, С. Санеева " Новороссийск - от укрепления к губернскому городу"
Источник:
http://novorosforum.ru/threads/Адми … во.461/
Оттуда и это фото - перед парусами квадратное одноэтажное здание с полуразобранной крышей - адмиралтейство.
http://s020.radikal.ru/i714/1308/dd/ff6465460e09t.jpg

Отредактированно Юрген (02.08.2013 18:32:37)

#20 05.08.2013 12:13:09

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Господин Юрген.
К сожалению приведенный Вами автор далеко не корифей в истории Новороссийска,если не сказать более... Не надо на него ссылаться. Только на документы, которые он приводит.
А в книге текст звучит несколько иначе:

В этом году                       ЗАКОНЧЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО АДМИРАЛ-
                                  ТЕЙСТВА.
    Оно представляло собой  одноэтажное каменное здание прямоуголь-
ной формы с кузницей на три горна, магазинами ( складами ) для хра-
нениия судовых припасов, сараями для ремонта гребных судов и ранго-
ута. У адмиралтейства был единственный выход к морю.После Крымской
войны  адмиралтейство было  упразднено и здание использовалось для
городских нужд, а 1909 г. разобрано.  Здание адмиралтейства находи-
лось в границах современных  улиц Новороссийской республики,  Мира,
Мичурина и Губернского.
                ( ЦГА ВФМ,  ф. 84,  оп. 1,  д. 3624,  л. 62 )

Как видите - в книге "гребных судов", а не "гребной флотилии". Потому что гребная флотилия относилась не к Черноморскому флоту, а к Отдельному Кавказскому корпусу и подчинялась Начальнику Черноморской береговой линии и, непосредственно, комендантам укреплений. Вопрос этот ни кем ещё серьезно не изучался.

#21 08.08.2013 12:07:01

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

В возрожденном в 1858 году, то же десантом с моря, укреплении Константиновском и созданном при нём Константиновской морской станции, судоремонта не было. В " Положении об устройстве морских средств на восточном берегу Черного моря " сказано:
"...Признается  необходимым командировать к восточному  берегу два или три винтовых корвета, два военных паровых судна и четыре транспортных паровых шхуны...разделяются на два отряда Северный и Южный.
Суда Северного  отряда поступают в ведение наказного атамана Черноморского войска и командира войсками правого крыла Кавказской линии, имея главный пункт стоянки при Константиновском укреплении в Цемесской бухте. Означенные суда охраняют все протяжение берега от этой бухты до Псезуапе...Сверх военных судов, командируемых от Черноморского флота, состоят в каждом отряде восточного берега вооруженные азовские барказы..."
                    ( ПСЗ  т. XXX  1858 г.   стр. 80 )
Фактически на Новороссийск базировались одна - две парусно-винтовые шхуны:
http://i33.fastpic.ru/thumb/2013/0808/f4/53a2b2ce6a0d8a0136531916f5e89cf4.jpeg
Модель шхуны "Новороссийск", изготовленная старейшим судомоделистом Новороссийска В.С. Шикиным в 2011 году. В тот год он ещё не разменял 80 лет, но был был очень близок к этой дате. Продолжает он делать модели и сегодня. Дай Бог нам всем дожить до 80 лет и оставаться в творческих силах, как Валентин Силантьевич.

Летом 1859 года начались рейсы  судов  ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОГО Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ):                               
" На линии между  Одессой и крымскими и кавказскими портами и Трапезундом пароход ходит через две недели ...  с заходом в Константиновское укрепление по средам с рассветом и отходом в тот же день в 9 часов утра, а обратным рейсом по субботам в 2 часа пополудни и отходом в тот же день вечером".
И только в следующем, 1860 году 31 марта ИМЕННЫМ ВЫСОЧАЙШИМ УКАЗОМ, данным Правительствующему Сенату были упразднены портовые города Анапа и НОВОРОССИЙСК.
"...Происходящее от сего  преобразования сбережения,  составляющее 720 рублей серебром в год, которые по означенному выше штату, отпускаются из главного казначейства на содержание полицейского чиновника ( 520 рублей ) и на канцелярские  расходы по полицейскому управлению ( 200 рублей ) предоставить в распоряжение наместника Кавказского  на расходы по устройству разных частей гражданского управления Кавказского и Закавказского краев. Чиновников,закрываемых Анапских и Новороссийских учреждений,  распределить по гражданским местам вновь учреждаемого в Черномории портового города Темрюк ..."
Долго же крутилась бюрократическая машина в Российской Империи. Города уже возрождаться стали, но их только через пять лет официально упразднили. И ведь чиновникам зарплату платили все эти пять лет! Чем был вызван этот указ - мне установить не удалось. Неужели пресловутой экономией?
10 марта 1861 года по ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ
" Для карантинно-таможенного надзора за восточным берегом Черного моря содержаться при Сухумской и КОНСТАНТИНОВСКОЙ морских станциях барказы Азвоской флотилии, а при них команды и обер-офицеры от Азовского казачьего войска"
    Для Константиновской морской станции было положено 10 баркасов, 8 казачьих команд с составе 12 казаков каждая под командой урядника и 4 офицера.

   В августе того же года Н.И.Воронов, сподвижник А.И. Герцена, совершил путешествие на пароходе "Великий Князь Константин" по Чёрному морю. В путевых записках он отмечал:
"...Всю ночь качало, только на рассвете почувствовалось легче:  мы входили в Суджукский залив и скоро бросили якорь перед КОНСТАНТИНОВСКИМ УКРЕПЛЕНИЕМ.  От укрепления подошло к нам не более двух баркасов; стояли на якорях две военные шхуны,да к одной из них была прицеплена турецкая кочерма - недавний приз крейсерства. На берегу ни какой людности. Среди зелени лесов и свежего луга белеет Константиновское укрепление, чистенькое,  новенькое,  из-за тонких стен его глядят крыши и трубы казарм,построек, да красуется церковь с новым блестящим куполом. Подле маленького укрепления,  занятого двумя ротами Крымского пехотного полка, уже начинаются безпорядочно разбрасываться еще меньший  форштадт с избушками под соломенными крышами со стогами хлеба и сена. Отсюда по зеленым холмам простерты дороги на окрестныя возвышенности и в ущелья, из которых одно  охраняется
каменной башней;  более широкая дорога спускается к самому  морю к длинной казарменной постройке  Адмиралтейства, да к двум - трем купальням. Вот и все, что видиться теперь на месте Новороссийска, который еще так недавно был центром всей жизни на Черноморской  береговой линии.  В настоящее время Константиновское укрепление играет уже не ту роль...Теперь оно замыкает у моря нашу укрепленную линию, которая отграничила земли покорных нам натухайцев от немирных  еще шапсугов...
    Вот от той башни, что виднеется справа от укрепления,по довольно торной  дороге можно теперь без особых  опасностей прокатится в экипаже среди живой природы до Суровской переправы на Кубани..."
    Новороссийск начинает возрождаться как военно-морская база, но создание судоремонтных предприятий пока не предусматривается.

#22 15.08.2013 12:19:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Возрождать Новороссийск стали после Высочайшего утверждения 10 марта 1866 года "Положения о заселении Черноморского округа и управления оным":
" 1. На северо-восточном берегу Черного моря учреждаются портовые города Анапа и Новороссийск,  на тех же основаниях на коих существовали в прежнее время города под сими названиями...
   24. Жителям  учреждаемых городов  предоставляется право производить свободно, без всякого платежа акциза, рыбный промысел в водах Черного моря на всем пространстве берега, в пределах округа..."
Вот рыбаки и стали первыми судоремонтниками.
Надо отметить, что рыбы в Цемесской бухте было столько, что кефаль меньше, чем на сотню голов, не продавалась. Ловили её неводами. Бедные рыболовы мели невод метров по 200 -300, а богатые - метров по 800, до версты. Невод заводили на лодках и всем городом вытаскивали. Рыбу выкладывали в горы, и каждый брал сколько хотел, без счёта.Остальную хозяева невода солили, коптили.
Вот эти лодки и стали первым объектом судоремонта в возрожденном Новороссийске. Правда, ни каких предприятиях не было, каждый делал всё сам.
Увы, хозяйственная деятельность человека привела к оскудению Цемеской бухты. Причин в этом много, в том числе и моллюск Рапан, завезённый из чужих морей и успешно поедающий мидий и икру рыб. А его раковины когда то стояли на трюмо и в шкафах, напоминая хозяевам об отпуске на Чёрном море. А дети прикладывали их к уху и слушали таинственные шумы далёкого тёплого моря....

#23 21.08.2013 12:04:41

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

http://i55.fastpic.ru/thumb/2013/0821/1f/3f6037c816ea9e56fe0ae2de40a0e11f.jpeg
Это открытка Сочи начало ХХ века.
Но так или примерно так происходила разгрузка всех кораблей, заходивших в порты Кавказа после Крымской войны в портах Кавказского побережья, в том числе и в Новороссийске.  Именно для этого и служили казачьи лодки Константиновской морской станции.
О нравах, творившихся в Новороссийском порту писал Александр Павлович Чехов брату Антону, тому самому, писателю, 11 ноября 1885 года:
...  Теперь, напр.,  в бухте стоит почтовый пароход и свистит изо всей силы, вызывая таможенного чиновника, без участия которого не может уйти дальше. А чиновник в настоящую минуту читает акафист и не выйдет  до тех пор,  пока не кончит.  Это уж у него - правило: сперва Бог, а потом - служба, а почтовый пароход - не велика штука:  их четыре в неделю бывает;баловать не следует. А если пароход опоздает в Севастополь к поезду и корреспонденция залежится лишние сутки, так это не беда: ведь лежат у нас телеграммы,  пока за ними не придет сам адресат...

#24 08.10.2013 12:14:19

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Возрождению судоремонта в Новороссийске положила Владикавказская железная дорога. Кроме станции и элеватора она постро-ила в Новороссийске и порт. Государственный Совет признал сооружение порта в Новороссийске одновременно с проведением железной дороги совершенно необходимым и одобрил решение Министерства путей сообщения относительно устройства порта. А 15 января 1885 г. это решение было ВЫСОЧАЙШЕ утверждено. [10]
    Год 1890 для Владикавказской железной дороги ознаменовал-ся пуском Временных механических мастерских Новороссийского элеватора и покупкой спасательного буксира "Новороссийск".
        В следующем 1891 года Обществом "для подвоза песку" была приобретена у пароходства Ф. Волкенштейна в Ростове на Дону железная баржа "Фотиния". Через три года, в апреле 1894 года инженер А.Н. Щенснович осмотрел баржу изнутри и обнаружил, что
    "... Потребуется переменить все листы обшивки и большую часть шпангоутов и бимсов..."
        Ремонт баржи выполнялся Мастерскими по устройству механических приспособлений на ст. Новороссийск, так стали называть-ся временные механических мастерские Новороссийского элевато-ра после вступления элеватора в строй.
    Это положило начало возрождению судоремонта в Новороссийске.
        Кстати, А.Н. Щенснович родной брат Э. Щенсновича, командира броненосца "Ретвизан".

#25 15.10.2013 12:12:01

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

К 191 4 году ВКЖД имела три понтона, два баркаса и малая моторная шлюпка с двигателем мощностью 16 л.с. для водолазных работ при постройке пристаней, два плавучих крана грузоподъемностью 5 т и 25 т, плавучий кран для забивки свай (плавкопер) и  земкараван  в составе земснаряда "Кербедз" и четырёх железных барж с откидывающимся дном.
       Но своих судоремонтных предприятий ВКЖД не построило. Железнодорожные мастерские находились слишком далеко от берега моря, что стать полноценным судоремонтным заводом.
    Для выполнения заказов ВКЖД в  1896 году открылись механические мастерские «Макларен, Фрейшист и Ко». Начав всего с  6 человек в них работающих, они очень быстро превратились в достаточно крупный, для Новороссийска, завод. На угловом штампе заводских бланков гордо красовалось:
  "Товарищество "Макларен, Фрейшист и Ко",  завода механический, котельный, чугунно- и медно-литейный.  Главное производство: паровые котлы, трансмиссии, мостовые работы, цистерны,  приспособления для нефтяного отопления, паровые машины,  маслобойки, прессы, насосы ".
К началу Первой мировой войны при заводе была создана верфь,  на которой работало около 300 человек и строились не-большие деревянные суда. Даже после революции и Гражданской войны на стапелях верфи находились в разной  степени готовности  суда "Жемчуг", "Суворов ", "Николай", "Кубанец"  и два корпуса без названия.

Страниц: 1 2 3 … 6


Board footer