Сейчас на борту: 
lom,
veter,
Yosikava,
Алекс,
Борис, Х-Мерлин
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 7

#1 16.08.2013 09:40:25

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




C-54

2

Мой дед Сергеев Василий Константинович командир БЧ-2-3 вышел на этой лодке 5 марта 1944 из Полярного. Где погибла лодка достоверно не известно, хотя как мне кажется никто никогда и не пытался искать. Даже в районах известных на данный момент минных полей которые ставили немцы и которые впоследствии норвежцы успешно сняли. Следовательно координаты полей известны. По моему мнению лодка была слабая и проблемная, поэтому мой дед, служивший до этого на С-101 и имеющий уже два ордена Отечественной войны 1 и 2 степени был направлен на эту лодку вместе с минёром 2-го дивизиона ПЛ. Нашел два варианта гибели лодки в интернете:
1) Ушла - на связь не выходила
2) Ушла - 10 марта было получено единственное радио с ПЛ

Чему верить? Дата 10 марта есть в западных источниках как дата гибели лодки, на чем они основываются? Действительно ли было радио с лодки?

Отредактированно Sacrificer (16.08.2013 09:46:35)


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#2 17.08.2013 00:12:06

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: C-54

В отчете БПЛ за 1-й квартал о гибели С-54 написано вскользь, но из других материалов мне известно, что лодка на связь не выходила ни разу. 9 марта приказание передавалось на нее, но это ничего не доказывает - лодки общались безквитанционным методом. Насколько можно понять из немецких документов за время похода ПЛ ни разу не обнаруживалась.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#3 17.08.2013 08:48:33

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

А боевой приказ и сопутствующие этому событию другие документы и карты, касаемо её последнего маршрута выхода на позицию, район зарядки аккумуляторных батарей и позиционный район доступны простым смертным?


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#4 17.08.2013 13:02:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: C-54

Да, вполне. Все в Гатчинском архиве.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#5 20.08.2013 21:51:06

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Такой вот вопрос, как определялась позиция лодки в море? Какие использовались ориентиры? Я посмотрел карту, на каждом мысу была немецкая батарея, а на мысу в Конгсфиорде даже стоял старый танк Рено. Его корпус и сейчас стоит. Относительно С-54 встречал такое, что подошла к берегу для место определения и подорвалась. Как я предполагаю место определение делается по ориентирам или маякам. При подходе к Конгсфиорду самый удобный ориентир это мыс Маккаур. Там у немцев было что то типа самодельного маяка, но не думаю что он работал ночью. Сл-но ночью было не определиться и это событие имело место быть в светлое время суток. 5 марта в Норвегии это ночь или день? Какова продолжительность светлого дня в этот период? Вот такие мысли.


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#6 20.08.2013 22:04:14

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Если ПЛ подрывается на мине на перископной глубине то что видно на поверхности? Как далеко распространяется звук подрыва? Существовала ли у немцев береговая служба наблюдения? Как происходило наблюдение за выставленными минными полями?  Мины ставились банками, если ПЛ длинной 70 метров подрывалась на такой банке, она не рассыпалась в пыль?


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#7 20.08.2013 22:54:23

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: C-54

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731870
Относительно С-54 встречал такое, что подошла к берегу для место определения и подорвалась.

Думаю, что эта версия наиболее вероятна.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731870
5 марта в Норвегии это ночь или день?

http://s019.radikal.ru/i629/1308/45/898ee2f1277bt.jpg

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731891
Если ПЛ подрывается на мине на перископной глубине то что видно на поверхности?

Небольшой всплеск, пузыри воздуха и главное - пятно топлива и масла.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731891
Как далеко распространяется звук подрыва?

Это зависит от погоды и направления ветра.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731891
Существовала ли у немцев береговая служба наблюдения?

В качестве таковой работали береговые батареи и РЛС, также норвежские рыбаки и каботажники были обязаны докладывать.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731891
Как происходило наблюдение за выставленными минными полями?

Специального наблюдения за полями, насколько мне известно, не осуществлялось - велось наблюдение за морем.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731891
Мины ставились банками,

Мины ставились линиями, а не банками, с определенным минным интервалом.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #731891
ПЛ длинной 70 метров подрывалась на такой банке, она не рассыпалась в пыль?

Если мина непосредственно касалась корпуса (а именно такое происходило при движении на перископной глубине - мины ставились с углублением 11 метров) ПЛ могла подорваться не более чем на одной мине, поскольку сразу после подрыва она тонула. Взрыв одной противолодочной мины с весом ВВ в 40 кг не мог превратить ПЛ в пыль.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#8 21.08.2013 18:38:27

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

А как все-таки насчёт место определения? Ночью это было сделать реально? Какие ориентиры использовались?


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#9 21.08.2013 20:39:15

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: C-54

У немцев на ПЛ при плохой видимости за день несколько десятков миль ошибки набегало. Вряд ли у нас лучше было.
Хотя немцы на Севере больше по открытому морю тусовались.

#10 21.08.2013 20:48:54

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Меня вообще удивляют некоторые вещи... Читаешь Виноградова и Головко и понимаешь, что ни боевой подготовки, ни освоения ТВД вообще не было!  Для меня стало откровением, что не каждая торпеда попадает в цель, и даже четыре не всегда попадают. Ну а про установку торпеды на глубину 5 метров я вообще промолчу. Думаю некоторые помнят культовую игру Морской бой, в кинотеатрах стояла, смотришь в перископ и стреляешь световой торпедой... Там все просто...

Отредактированно Sacrificer (21.08.2013 20:51:46)


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#11 21.08.2013 20:52:26

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10095




Re: C-54

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #732303
Какие ориентиры использовались?

Для определения места и тогда и сейчас используются ясно видимые береговые ориентиры, координаты которых известны и нанесены на морскую карту. Вот, например, здесь приведены примеры решения типовых задач определение места навигационными способами.

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #732303
Ночью это было сделать реально?

Чтобы определить место по ориентирам, надо их видеть, хотя, в принципе, можно определить место по звездам, но здесь в полный рост встает другой вопрос - это надо уметь и иметь в этом практику, а как Вы заметили с боевой подготовкой у нас было, мягко говоря, не очень.

Отредактированно vas63 (21.08.2013 20:53:36)


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#12 21.08.2013 21:38:22

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: C-54

Хотел бы заметить, что на Севере не часто, но периодически бывали случаи, когда штурманы ошибались с определением какой именно перед ними мыс. В известной истории с ТР "Наталь", который был выброшен на камни у м. Маккаур, М-201 дважды 19.1.1944 г.  атаковала его, считая, что находится у Берлевога. Разница всего в каких-то 50 км, а все это было в видимости берега.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#13 21.08.2013 21:49:30

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10095




Re: C-54

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #732378
на Севере не часто, но периодически бывали случаи, когда штурманы ошибались с определением какой именно перед ними мыс.

Совершенно рядовой случай, особенно во время войны, когда было не до спокойного рассматривания ориентиров и особенно для ПЛ, низко сидящей над уровнем воды, периодически погружающейся, что тоже сбивает ориентировку и, как правило, постоянно не ходящей в пределах видимости берега, что создает дополнительные трудности в определении похожих береговых объектов.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#14 21.08.2013 22:58:17

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: C-54

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #732382
Совершенно рядовой случай, особенно во время войны

Вот тут я поспорю. Каждая лодка по прибытию на позицию должна была точно определиться по берегу и установить прибыла ли она на позицию или нет. Соответственно и определению по береговым ориентирам после долгого перехода вне видимости берега придавалось весьма большое значение. Хотя атаки других подлодок как правило запрещались за исключением 100% уверенности в том, что перед тобой враг, плавание в пределах соседней позиции кроме специально оговоренных случаев считалось делом крайне нежелательным. В описанном мной случае М-201 не дошла до своей позиции и произвела атаку в пределах соседней, что могло рассматриваться как невыполнение боевой задачи.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#15 21.08.2013 23:03:26

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10095




Re: C-54

На мой взгляд ключевое слово "должна была". Но не факт, что определение места отвечало предъявляемым требованиям в части невязки. Тут в мирное время в ясную погоду в берег въезжают на полном ходу, а про войну что говорить, когда постоянно ожидаешь атаки воздушного или морского противника


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#16 22.08.2013 20:46:57

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Читаю сейчас мемуары Макара Бабикова, так вот он пишет, что на лодках часто выходили норвежцы, хорошо знающие местность. Одним из них был например Харальд Утне, который до войны работал шкипером


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#17 22.08.2013 23:13:47

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: C-54

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #732803
Читаю сейчас мемуары Макара Бабикова

Что за мемуары?

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #732803
так вот он пишет, что на лодках часто выходили норвежцы, хорошо знающие местность. Одним из них был например Харальд Утне, который до войны работал шкипером

Автор мемуаров "шутит" - Харальд Утне из Киберга был членом разведотряда штаба СФ и выходил на ПЛ отнюдь не для обеспечения их ориентировки. Он был членом партии береговых наблюдателей, которую высадила М-172 28.10.1942 г. 27.8.1943 г. он был захвачен в плен немцами при проведении операции "Вильденте", участвовал в радиоигре против РО СФ, которая чуть было не стала причиной гибели М-105.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#18 23.08.2013 06:27:20

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Я не думаю, что он шутит. Этот случай он тоже описывает (Глава 14, второй абзац). В результате упомянутой Вами операции, немцы ликвидировали как минимум три группы наблюдателей (Матисена в Конгс-фьорде, Фигенскоу в Сюльте-фьорде и Нистрема, заброшенного на поиски и вывод попавших первых двух). Вот, что пишет W:
Мака́р Андре́евич Ба́биков (31 июля 1921 года — 2 февраля 2009 года) — участник Великой Отечественной войны (разведчик 181-го особого разведывательного отряда Северного флота) и Советско-японской войны (главный старшина, командир взвода 140-го отдельного разведывательного отряда особого назначения Тихоокеанского флота). Герой Советского Союза (1945), полковник в отставке.

Это его книга Отряд особого назначения: Диверсанты морской пехоты в которой в общем то детально рассказываются с указанием имен и фамилий (отсутствуют только номера некоторых ПЛ участвовавших в высадках береговых наблюдателей) о действиях групп наблюдателей в Норвегии.

Началась вторая радиоигра. Первую немцы затеяли чуть раньше, когда захватили в плен у Перс-фьорда радиста мурманской группы Василия Осипова. Двое других разведчиков из той группы погибли. Теперь два радиста работали под контролем немцев и давали продуманную в их штабе информацию. Немецкое командование решило воспользоваться ситуацией и заманить в ловушку тех, кто пойдет вызволять разведчиков, попытаться захватить подводную лодку или хотя бы утопить ее

Харальд Утне в тяжких раздумьях проводил день за днем под арестом в одиночной камере в Вардё. Немцы понимали, что он знает о русской разведке куда больше, чем его племянник, однако полностью он себя не раскрывал. Из Вардё Харальда перевезли в Тромсё, там поместили в лагерь пленных, где за него взялись более умелые специалисты добывать признания. Раньше они уже занимались представленными на нашумевшей пресс-конференции Климовым и Широковым, норвежскими и английскими моряками из конвоев, и не безуспешно. Его приговорили к смертной казни, но он сумел бежать из лагеря. И морем и сушей он пробирался на восток. Возле Вадсё его задержал патруль. Для выяснения личности перевезли в Киркенес. Тут и всплыло, что он приговорен к смертной казни, находится в бегах и разыскивается. Харальда расстреляли возле старинного русского православного монастыря невдалеке от Киркенеса.

Если поискать минут 15, можно найти и в fb2

Отредактированно Sacrificer (23.08.2013 06:39:12)


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#19 23.08.2013 09:09:07

Станислав Долгов
Гость




Re: C-54

Пишут, что предположительно субмарина погибла на вражеском минном заграждении NW-31. Есть ли карта минных постановок в той акватории и непосредственно эта? Известна ли дата её постановки? Можно попытаться привязать её к лоции и соотнести с затонувшими объектами. Методом исключения можно сузить поиск места её затопления. Если же на минных постановках объектов нет, то и причина гибели может быть другая.

#20 23.08.2013 09:17:12

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Я думаю в том же направлении, есть книга на немецком языке, в которой рассказано про все минные поля выставленные немцами. Но я не знаю немецкий, но все равно думаю попробовать ее купить через пару недель. Книга

Отредактированно Sacrificer (23.08.2013 09:19:00)


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#21 23.08.2013 09:19:35

Станислав Долгов
Гость




Re: C-54

Да, издание интересное. В нём же наверняка использованы архивные данные. думается немецкие архивы (особенно по минным полям) перекочевали к нам в конце войны. Или я не прав?

#22 23.08.2013 09:23:03

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Там если прокутить вниз страницу :), это все названия минных полей, одно поле одна глава, я так полагаю.

•F. d. Minsch.-Dienststelle in Kopenhagen
•Die Nordsee-Sperre 18a ERZENGEL
•Die Nordsee-Sperre 20a WILDSCHWEIN
•Die Nordsee-Sperre 22b STEINADLER
•Die Sperre NW 31 MAX ABGELÖST
•Die Sperren NW 32, NW 33 und NW 34
•Die Skagerrak-Sperre XVIII LITHIUM
•Die Skagerrak-Sperre XIX NATRIUM
•Transportaufgabe und Flankensperre NW 60 (nördlich Utsire)
•Die Nordsee-Sperre 16e NANNI VIER (WANDSCHRANK)   
•Die Nordsee-Sperre 16f NANNI FÜNF (HANDKOFFER)
•Das Minenschiff Roland

В том числе и интересующие меня NW-30 и 31


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#23 23.08.2013 09:47:06

Станислав Долгов
Гость




Re: C-54

Sacrificer написал:

Оригинальное сообщение #732918
это все названия минных полей

Да, я это видел, но ссылочку бы или карту ))))) Хочется же ВСЁ и сразу! ))) Если найдёте книгу, хотелось бы заполучить несколько сканов минных полей. Буду признаселен.

#24 23.08.2013 10:09:30

Sacrificer
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 80




Re: C-54

Есть мысль ее раздербанить и засунуть в Jetsender (сканер с автоподачей) который у меня на работе есть, получить электронную версию ну и кому надо отправлять, может кто и переведет интересные моменты.


Для торжества зла, надо всего лишь, что бы хорошие люди ничего не делали

#25 23.08.2013 10:53:15

Станислав Долгов
Гость




Re: C-54

Наложил приблизительное расположение минных постановок в той акватории на лоцию. Практически полностью совпадают поля с отметками о затопленных объектах (выделил кружками красного цвета и пара объектов неопознанных - оранжевые кружочки)
http://f3.s.qip.ru/1a7On0ZmM.jpg
Дело за "малым" набрать технарей-дайверов и "пройтись" по точкам. Глубины там от 90 и глубже.
На "Sperre-III" лежат Д-3, Л-20 и К-22, а на "NW-30": Л-15, М-106, Щ-403, Щ-402, М-108 и наша С-54 (это судя по схеме северного ТВД (предоставил! Sacrificer)
Кстати упомянуто восемь затопленных лодок и на карте девять объектов! Выходит архивные данные с большой долей вероятности верны (про потери на минах) Могу с большой долей уверенности сказать, что лодка действительно погибла на минном поле

Отредактированно Станислав Долгов (23.08.2013 11:01:37)

Страниц: 1 2 3 … 7


Board footer