Вы не зашли.
-
Отредактированно rummer59 (18.05.2017 15:11:27)
Олег написал:
#1163870
Я видел Spar deck, Weather deck, еще есть обозначение forcastle&quaterdeck.
Давайте попробуем "от печки".
Из Сморгонского:
Дек - палуба. До введения термина дек, употреблялось русское слово палуба... Затем, на ряду с термином палуба стали употреблять и термин дек.
Вывод из прочитанного - дек не является пространством между палубами, а является собственно самой палубой, т.е. дек = палуба. так трактуется в специальном исследовании Сморгонского (1936 г.).
Квартердек - четверть палубы. В деревянном судостроении так называлась кормовая часть верхней палубы; у нас под квартердеком разумели шканцы. У Глотова сказано: "Шканцы или квартер-дек. Бак или форкастель. Шканцы и Бак между собойю составляют целую палубу, которая посредине корабля заграждается решетчатыми люками, а с боков довольно пространными помостами, именуемыми шкафуты". В словаре Шишкова сказано, собственно, то же самое. Там же - Фалконер. Сморгонский делает вывод: Следовательно, речь шла о чисто условном делении судна на части. он же приводит из словаря конца 17 века: Фордек (фердек) - квартер дек, а шканцы (голл.) - штыриг (англ. помещение под шканцами. тем самым, фердек обозначало палубу, а шканцы - помещение.
Вывод из прочитанного - мне представляется, что путаницу внесли сами составители словарей, что косвенно подтверждает и Сморгонский. В частности, тот же Глотов в словарике указывает: "Дек, палуба, помость - пространство между двух палуб." Т.е., что собственно сама палуба, что помещение между палуб по Глотову всё едино - дек. В таком случае, его же определение дечности для кораблей и фрегатов вступает в противоречие с его же определением дек = палуба. Парадокс?
rummer59 написал:
#1164010
Ост-индский корабль Vernon
В списках кораблей компании нашел только один корабль с таким названием. До 1740 г назывался "Дюк оф Кумберланд" 1726 г постройки.
Водоизмещение - 500 - 560 т.
Размеры - 33,55 * 10,3 * ?
Вооружение - 32 орудия
Списан в 1753 г , это он ?
Олег написал:
#1163494
Duke of Kent
Проект 1809 г. Адмиралтейством принят не был. Его деки именовались:
Гон-дек; нижний мидль-дек; верхний мидль-дек; опер-дек; шканцы+бак (форекасл).
Был еще один ЛК, схожий с Сантой, т.е. псевдочетырехдечник - османский Селимийе (1797). Султан Селим заказал тулонскому кораблестроителю Ле Брюн де Сент-Катрину (который позже был у нас главным инспектором кораблестроения) построить самый большой в мире ЛК. Француз имел только чертежи Ройал Луи (1759) и создал на верхней палубе сплошную батарею (32+34+36+38), но в море он вышел только с 122 орудиями.
Ну и Махмудийе (1829), еще один гигант - имел 150 портов, 120 пушек +22 каронады, но в море - 122 орудия.
А.Иванов написал:
#1164237
"Дек, палуба, помость - пространство между двух палуб."
Гениально. Поскольку на верхней палубе пространство не ограничено, то и деком это назвать нельзя.
А.Иванов написал:
#1164237
Шканцы или квартер-дек. Бак или форкастель
Как вы думаете, в современной работе на русском языке про корабли 17-19 вв. как правильнее называть - форкасль и кватердек или бак и шканцы?
Олег написал:
#1164329
Гениально. Поскольку на верхней палубе пространство не ограничено, то и деком это назвать нельзя.
Вы не поняли. Глотов в словарике разъясняет слово "ДЕК" (оно у Глотова выделено жирным), после которого ставит запятую и простым шрифтом как бы поясняет "= палуба, = помост", т.е. "дек, палуба, помост". Если бы он на этом и остановился, то недоразумения не было бы. Но Глотов затем ставит дефис, т.е. разъясняет уже все три предыдущих термина: "- пространство между двух палуб". Кто на ком стоял, спрашивается? Если бы он указал "дек - пространство между палубами", то это понятно. Но как может быть "палуба - пространством между палубами", а тем более "помост - пространством между палубами" мне не понятно. На это же, собственно, указал и Сморгонский, что существует некоторая "разболтанность" в терминологии.
Думаю, пора посмотреть, а как практики в своей документации "выражовывались".
Я про то, что если определить дек, как пространство между двумя палубами, то определение подходит для определения числа деков у корабля.
Олег написал:
#1164348
если определить дек, как пространство между двумя палубами, то определение подходит для определения числа деков у корабля
Понятно.
А теперь посмотрим, как на практике.
Сморгонский приводит словарик времен Петра I. Собственно, этот словарик издан в письмах и бумагах императора:
Голландский термин Английский термин
Оворлоп (оверлоп) --------------- Гон-дек
Верхнея дек --------------- Опер-дек
Фордек ----------------------------- Квартер-дек
Коют -------------------------------- Греткебен (гроткабин)
Гют ---------------------------------- Роун-гоут (рангоус)
Шканс ------------------------------ Штыриг (сравним - штурвал; т.е. "место где колесо"!)
Т.е., кают, ют, шканцы - это место, пространство, а с деками - конкретное устройство.
Смотрим далее: Алард, 1709 г.,пояснения к разрезу 96-пушечного корабля:
- балки своими книсами от перваго фердека (на чертеже соответствует гон-деку!).
- балки своими книсами от втораго дека (на чертеже соответствует мидель-деку).
- балки своими книсами от третьяго дека (на чертеже соответсвует опер-деку!).
- трап на верхней фердек (на чертеже с мидель-дека на опер-дек).
Кают показан на мидель-деке за колдерштоком.
Гютов два, один на опер-деке над каютом, второй с обозначением верхний еще выше. А трап, ведущий с опер-дека на палубу нижнего гюта назван "трап на кампание".
Но есть еще любопытнее у Аларда, привожу дословно пояснение к одной из картинок: "Книсы которые оверлооп держат; Первого оверлоопа или фердека балки".
Т.е., любая сплошная палуба - фердек или оверлооп, с прибавлением "первый, второй, третий и т.д." начиная снизу вверх, а дек - конкретное устройство, а не пространство.
Питер Бредаль описывает корабль: нижний и верхний дек, галв-дек, гют, кают внизу.
Т.о. в переписке Петровского времени, особенно в конце его, как правило: нижняя, средняя, верхняя палубы. Изредка гон-дек для нижней палубы (также "исподней") и фердек для верхней. Либо просто верхний и т.д. дек. Соответственно, число палуб определяло и термины "одно-, двух-, трех-палубный корабль", либо 1-, 2-, 3-дечный корабль.
Остается выснить, с какого времени и с чьей "подачи" дек стал обозначать еще и пространство, а еще позже - исключительно пространство. Грешу на Шишкова, но нужно проверять.
В переписке 1805 г. Наполеона с его доверенным лицом - генерал-адъютантом Леклерком, который плавал с Вильневым на Bucentaure, есть такой пассаж:
Наполеон, перечисляя корабли Гравины, заметил, что у испанцев есть 100-пушечник , т.е. трехдечник Rayo. Леклерк отвечал,, что хотя у Rayo "три батареи", но по конструкции это двухдечник, бывший 80-пушечник, которому просто поставили легкие пушки и карронады по всей длине открытой палубы. В сети есть чертежи Rayo - в 80-пуш. и 100-пуш. вариантах.
rummer59 написал:
#1164448
"Роял Алберт"
вроде самая большая "деревяшка" построена в штатах - в США в 1910 году на воду был спущен полностью деревянный парусный гигант водоизмещением 8,5 тысяч тонн и грузоподъемностью 5,1 тысяч тонн.
Юрген написал:
#1164493
Это ведь тот, что "Меркурий" гонял?
Да. Правда, первоначальный был очень валкий, и его перестроили в 1807-09 гг., поэтому при Афоне его не было. В 1810 г. он был флагманом турецкой эскадры, за которой безуспешно гнался Сарычев с ЧФ.
Юрген написал:
#1163584
в чем отличие от испанца?
Отличие в том, что шпангоуты доходят только до верха опер-дека - 3-его дека.
У Герцога они доходят до верха 4-го дека. Посмотрите мою темку "Отличие 3-дечников от 2-дечников", принцип тот же.
Кстати, в 1830-е гг. во Франции был проект ЛК в 160 пушек (40+40+40+40 портов).
Мохаммед Али в 1830-е гг. потребовал от французских кораблестроителей построить ему в Александрии 140-пушечники. Два таких ЛК действительно заложили, но гавань там мелкая, и пришлось пушки 4-го яруса вообще снять, так что они оказались 100-пушечными; такие же строили и во Франции.
Эд написал:
#1164511
в том, что шпангоуты доходят
Ясно, но один переделка, а второй сразу так проектировали, отсюда и шпангоуты. А где темка про дечников?, что-то не нашел - с удовольствием почитаю, хотя в паруса углубоко не лазил, но интересно. Ув. Олег очень любопытный вопрос поднял. В чем отличие посетителей этого раздела от многих других (особенно книжного) - срача тут практически нет, зато такие тонкости обсуждаете...
Юрген написал:
#1164529
А где темка про дечников?
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=9893
Начало здесь
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=8865&p=8
rummer59 написал:
#1164767
что у него за порты на передней стенке баковой надстройки?
Гризайль Вант де Вельде-старшего (1653 г.), Бредероде, флагман Мартина Тромпа в сражениях 1652-53 гг.
Наверху впереди, видимо, небольшие порты для мушкетеров.