Сейчас на борту: 
AAG,
Ygrek,
Yosikava,
Сергей_1
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 20.08.2014 15:07:44

ТОБОЛЕЦ
Гость




Черноморский таран

«Беззаветный» таранит.http://i65.fastpic.ru/thumb/2014/0820/0d/d94415fba738667e77c23d901ddcea0d.jpeg                 http://youtu.be/1PeC3s35ABYhttp://i66.fastpic.ru/big/2014/0823/24/041ba39f448d7780387204a47bb1fa24.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:48:17)

#2 20.08.2014 15:09:17

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

12 февраля 1988 года – дата, на первый взгляд, ничем не примечательная. Мало кто знает, но при определённом стечении обстоятельств этот день мог стать датой начала Третьей мировой. Слава Богу, в истории этот день остался лишь датой инцидента с американскими крейсером «Йорктаун» и эсминцем «Кэрон», имевших несчастье войти в советские территориальные воды, сообщают "Вести".

Несмотря на известное потепление в отношениях двух сверхдержав, они продолжали оставаться на грани. На грани развязывания активных боевых действий. Противостояние СССР и США не останавливалось ни на секунду, даже несмотря на известное потепление в отношениях высшего руководства двух стран. По свидетельствам бывшего заведующего международным отделом ЦК КПСС Валентина Фалина, в начале 1988 года американцы всё чаще начали организовывать провокации на Черном море, нарушая воздушное пространство. В тот момент американцы принимали новую военно-морскую доктрину, которая предусматривала удар неядерными средствами по военно-морским объектам СССР.В первой декаде февраля 1988 года корабли 6-го флота США вошли в Босфор и взяли курс в направлении советского берега. Их встретили два советских сторожевика «Беззаветный» и СКР-6. Около 11 часов утра 12 февраля командир группы сторожевиков доложил, что американские военные суда «Йорктаун» и «Кэрон» направляются в территориальные воды Советского Союза, и им осталось преодолеть всего лишь 2 мили.

#3 20.08.2014 15:10:23

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

http://i68.fastpic.ru/thumb/2014/0820/f2/0ecf637dd8dec80c5e1d596e4c931ef2.jpegСКР-6 наваливается на корму эсминца Кэрон (фото с борта Беззаветный)http://i67.fastpic.ru/big/2014/0823/9b/f1196b077eb2b2a06fb1cb3da4eafe9b.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:50:10)

#4 20.08.2014 15:12:10

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

Командир начинает диалог с потенциальными нарушителями: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо». И получает ответ: «Мы не нарушаем никаких норм. Продолжаем следовать прежним курсом, на прежней скорости».

Начальник штаба первый заместитель командующего ЧФ СССР вице-адмирал Валентин Селиванов приказал сторожевикам приготовиться к навалу. Навал – это подход на скорости под незначительным углом к борту судна-оппонента и его отталкивание, имеющее целью изменение курса.В противники «Беззаветному» был определён «Йорктаун», а СКР-6 - «Кэрон». Крейсер «Йорктаун» имел в два раза большее водоизмещение, чем советский сторожевик «Беззаветный», а «Кэрон» и вовсе имел 4-х кратное превосходство по водоизмещению над СКР-6.

Американцы, не подозревающие о скором дерзком выпаде со стороны советских сторожевиков, стояли на палубе и смеялись, показывая советским морякам непристойные жесты. Но уже через минуту их буквально смыло с палубы. Это «Беззаветный» прошёлся по левому борту «Йорктауна». Сломана пусковая установка ракет «Гарпун». Снесены все леера, вдребезги разбит командирский катер, местами порван борт и боковая обшива носовой надстройки. Американские моряки тут же сыграли аварийную тревогу и стали поливать из шлангов свою повреждённую пусковую установку. Как рассказывает Владимир Богдашин, командир сторожевика «Беззаветный», на палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда матросы увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались в разные стороны. И лишь минут через 15 они появились на палубе снова, оглядываясь и пытаясь понять, что же всё-таки там произошло. Они просто не ожидали этого. http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/0820/2c/1321b0731d0859add016ea49dc49e12c.jpeghttp://i66.fastpic.ru/big/2014/0823/75/d2f007b702611abfc98705d60990fb75.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:51:19)

#5 20.08.2014 15:13:57

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

Эсминец «Кэрон» также поплатился за свою дерзость, оказавшись, однако, более стойким и не изменив прежнего курса. Советскому сторожевику, чтобы остановить наглого нарушителя, пришлось применить не просто навал, а почти что таран. Таранный удар пришелся в место расположения вертолетной площадки корабля. На «Йорктауне» загорелась бортовая краска, воспламенилась площадка вблизи противолодочных ракет. Видя это, эсминец «Кэрон» развернулся и попытался зажать «Беззаветный» в своего рода клещи. Однако угрожающий вид установок РБУ-6000 с глубинными бомбами, готовыми к немедленному применению отрезвил американцев.

«Йорктаун» приступил к подготовке вылета вертолетов, но в этот момент над американскими кораблём появилась пара советских Ми-24 с полной боевой подвеской. Американским морякам ничего не оставалось делать, как немедленно закатить свои машины в ангары. Из советских территориальных вод они вышли в тот же час, двигаясь под неусыпным советским конвоем. Менее чем через 24 часа корабли-неудачники 6-го флота ВМС США взяли курс на выход из враждебного для них Черного моря.
Командир «Беззаветного» Владимир Богдашин: «И тут мы стали крушить все подряд...»http://i68.fastpic.ru/thumb/2014/0820/83/a6d841bf57260f30650e04f8580c0983.jpeghttp://i68.fastpic.ru/big/2014/0823/46/536b91de527c54e555c8d94dfbd81b46.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:52:13)

#6 20.08.2014 15:15:33

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

http://i63.fastpic.ru/thumb/2014/0820/de/4de1dba886e63a999c8fd95563a922de.jpegКомандира «Беззаветного» Владимира Богдашина сначала отчитали за развязывание конфликта, потом наградили орденом со стыдливой формулировкой - «за освоение новой техники». А вот американским хулиганам влетело: командиров поснимали, финансирование срезали, и больше штатовские корабли нам в Черном море дерзить не смели. Богдашин затем служил на Черноморском флоте, был командиром флагманского судна «Москва». В 2007 году ушел в запас, работал в компании «Газпромсервис», сейчас - директор учебного центра Московской федерации профсоюзов.
После распада СССР «СКР-6» почти сразу разрезали на металлолом. А «Беззаветный» передали Украине. Украинские военные переименовали его в «Днепропетровск» и продали Турции. А турки... затопили судно, предварительно застраховав. Вот так проходит слава морская. Хотя нет - не проходит! Кто знает, какие события тогда предотвратил «Беззаветный» своим безумным тараном… Об этом вспоминается тем более свежо, что нынче американские корабли снова идут к Крыму.http://i64.fastpic.ru/big/2014/0823/ad/93f99013e0d63918aade332ad7ba51ad.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:52:49)

#7 20.08.2014 15:20:11

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

Малоизвестные подробности того громкого инцидента рассказал «Комсомолке» Владимир БОГДАШИН, в феврале ­1988-го стоявший на командирском мостике «Беззаветного».Демонстрация силы
- Владимир Иванович, зачем американцам это было нужно?
- Это была демонстрация силы. Показать, что круче их никого нет. Эти же корабли ВМС США за два года до этого, в 86-м, тем же маршрутом прошли. И тогда наши ничего не сделали: только подняли флаги протеста, предупреждая, что проход запрещен. А накануне еще и обидный случай с Матиасом Рустом произошел... Понятно было: если еще такое допустим, никто с нами считаться больше не будет. И Горбачевым была поставлена задача: жестко реагировать на такие случаи.ВМФ СССР два года трудился над этой задачей. Была продумана вся система срывов таких входов. Но деятельность СКР* «Беззаветный» в этих планах не планировалась!- Как это?
- Когда наши узнали, что «Йорктаун» и «Кэрон» снова заходят, началась подготовка к их встрече. А я только что вернулся из Средиземного моря, выгрузил ракеты, отпустил часть экипажа в отпуск... И тут на связь вышел командир дивизии: у «БПК* «Красный Кавказ» (это его готовили к встрече с американцами) технические проблемы, поэтому завтра в 6 утра снимаешься и выходишь на слежение...
- Вооружение было боевое?
- Да, единственное - вместо четырех крылатых ракет у меня было две. У СКР-6 тоже все было боевое. Он к нам в районе Босфора присоединился.- От Турции их вели?
- Да. Пришли к вечеру, а на другой день американцы должны были пройти пролив Босфор и выйти в Черное море. Обнаружить и вывести нас на контакт должны были два разведывательных самолета.
- То есть нужно было пристроиться и сопровождать?
- Но сначала - обнаружить, а с этим возникли проблемы. Американцы шли в полном радиомолчании, и вычислить, где они в этом большом потоке кораблей, который проходит Босфор, не получалось, на локаторе все суда выглядят одинаково. Плюс полный туман. Тогда я и связался с нашим паромом «Герои Шипки», который входил в Босфор. И попросил: при визуальном обнаружении наших гостей сообщить нам. Вскоре он их увидел и дал сигнал с координатами.
- Они догадались об этом?
- Похоже. Долго метались по турецким территориальным водам, но потом взяли курс на Севастополь в нашем сопровождении.
- Вы не пытались предупредить их заранее?
- Еще как! У нас с ними постоянная связь была.
- А они?
- «Мы ничего не нарушаем». На то время они находились в открытом море и действительно ничего не нарушали. Мы шли с «Йорктауном» рядом, примерно в 10 метрах, у них на палубе было процентов 80 экипажа. Все фотографировали, показывали неприличные жесты. И, когда их корабли пересекли границу, поступил приказ навалиться... На сближение с «Кэроном» пошел СКР-6. Я пошел на «Йорктаун». Первый навал был легкий, вскользь. Потерлись бортами, снесли ему трап, да и все.«Якорь потерял...»
- А второй навал как же?
- После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт. Но у меня была сложная ситуация:
«Йорктаун» по своему водоизмещению в три раза больше «Беззаветного», а по размерам - вдвое больше. И, когда я бил ему первый раз в левый борт, от удара носовая часть моего ­корабля пошла резко влево, корма, наоборот, - вправо. И мы стали сближаться кормовыми частями. Это было очень опасно и для них, и для нас: на «Беззаветном» было два четырехтрубных торпедных аппарата с каждого борта, ­приготовленных к бою. Торпеды от удара могли воспламениться. У американца на корме - восемь ракетных установок «Гарпун». И если бы мы коснулись кормовыми частями, мои торпедные аппараты вошли бы под его ракетные трубы... Ничего не оставалось делать, как дать самый полный ход, повернуть резко вправо, на него, и тем самым отбросить корму в сторону. Наш нос пошел на скорости на него, мы залезли на ­«Йорктаун» с креном где-то 13 - 14 градусов на левый борт. Полностью снесли левую часть вертолетной площадки и дальше по борту стали крушить все подряд. А перед этим был приспущен правый якорь. От удара он вошел им в борт, пролетел пулей над их палубой, оборвал цепь и упал в море.- Сколько он весит?
- 3 тонны... Жаль: потеря якоря считается на флоте позором. И тот, кто его теряет, считается плохим командиром, не рассчитавшим ­подводные препятствия. Но у меня была другая ситуация.
- И ракеты, говорят, снесли у американцев?
- Ну да, те самые «Гарпуны». Новое тогда тактическое оружие. Они же на корме и стояли. Четыре установки из восьми снесли. Поломанные головки болтались на проводах... Чернокожие матросы, прибежавшие устранять последствия, как увидели все это, тут же убежали. Еще вроде как на «Йорктауне» пожар под палубой возник: мы видели, что в районе их торпедных аппаратов работали аварийно-спасательные группы.
«Меня пытались зажать в клещи»
- Какие повреждения получил «Беззаветный»?
- Лопнул корпус в носовой части, где-то полтора метра трещина была. В носовой части дырка образовалась сантиметров в сорок, но она была выше ватерлинии, так что неопасно. Леера* снесло, якорь потеряли. При ремонте также выяснилось, что сантиметра на четыре выгнуты мощные болты, которыми крепились муфты двигателей. Уже в апреле обнаружили, что при ударе в клочья разорвалась титановая бульба, которая защищает гидроакустический комплекс в носовой части. Но ремонт все равно был небольшой.
- А что за история со взрывом?
- О нем пограничники на берег доложили. При первом ударе они видели искры и огромное облако дыма, посчитав это за взрыв. Чем ­дезинформировали командование. На самом деле так резко задымилась краска.
- А СКР-6?
- Он меньше «Кэрона» раза в четыре. Ткнулся носом в борт, отлетел, и все.

#8 20.08.2014 15:20:42

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

- После навала американцы сразу покинули территориальные воды СССР?
- Не совсем. «Кэрон» дал максимальный ход и пошел к нашему левому борту. Хотели взять нас в клещи! Я увеличил ход до самого полного и зашел с другого борта ­«Йорктауна». «Кэрон» успокоился и вместе с побитым «коллегой» вышел из наших вод. Столько сварки на борту было! Им же нужно было снова через Босфор проходить и не хотелось, видимо, туркам показывать, что им крепко досталось. Поэтому срезали все видимые факты увечий корабля: ракетные установки, ограждения вертолетной площадки - и за борт все. Потом нас сменили подошедшие из Севастополя четыре наших корабля, мы вернулись на базу.
- Как командование отреагировало?
- Позиция командования не была выработана. Командующий флотом отчитал меня за потерянный якорь. Наши международники вообще говорили, что мы - наглецы. Главный штурман флота вручил пачку документов: «На, ищи, где ты прав, а где неправ». А 13 февраля меня вызвали в Москву. Подумал: все, жизнь не удалась... В Генштабе захожу в лифт и встречаю замначальника Генштаба: «Ну спасибо, флот!» - пожал он руку. В этом же лифте ехали два генерала-летчика. Он повернулся к ним и продолжил: «А то у нас авиация на Красную площадь всяких пропускает...» Только потом узнал, что этот человек настаивал, чтобы меня серьезно наказали. Но Чебриков (на тот момент председатель КГБ. - Прим. ред.) доложил Горбачеву, что флот все сделал правильно. Горбачев согласился с ним. И все наконец вздохнули.
- Какие политические последствия имел навал?
- Для СССР очень даже неплохие. Командира «Йорктауна» сняли. Американский сенат на полгода заморозил финансирование всех разведпоходов 6-го флота США в районах Средиземного и Черного морей. После этого натовские корабли ближе, чем на 120 миль, к нашим берегам не подходили.«Орден «за освоение новой техники»
- Вас наградили за подвиг?
- Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, - сказал начальник факультета. - Но здесь написано «за освоение новой техники». Из экипажа никто не был награжден. А мои ребята этого заслуживали!
- Обидно не было?
- Знаете, я люблю руководителей, которые держат свое слово. Если ты поставил задачу дать жесткий отпор, то потом не переводи стрелки в угоду большой политике и уж тем более даже думать не смей о наказании за исполнение приказа!
- Как, кстати, наши моряки себя вели?
- Никто в отличие от американских не сдрейфил! Ни одного нарушения, все четко. Мичман у меня был Шморгунов - просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с веревкой: «Еще бы немного, я бы их ракету  зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!
- А американцы?
- Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит... Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мертвый - настолько в шоке они были...
- Какова судьба кораблей - участников конфликта?
- «Беззаветный» при разделе флота мы передали Украине, которая переименовала его в «Днепропетровск», а потом отправила на металлолом. Хотя он мог бы еще послужить. СКР-6 был старый, его тоже порезали.
- Когда вы с «Беззаветным» расстались?
- В том же 88-м. Потом два года отучился в Военно-морской академии имени Гречко. После нее меня назначили командиром противолодочного крейсера «Ленинград», потом - на противолодочный крейсер «Москва». А когда его списали, я по просьбе Лужкова пошел командиром нынешней «Москвы», флагмана Черноморского флота (тогда он назывался «Слава»). Этот крейсер был камнем преткновения при разделе Черноморского флота. Но это уже совсем другая история...
ТТХ кораблей
«Йорктаун»
Год постройки - 1983-й
Экипаж - 387 чел.
Водоизмещение - 9600 т
Длина - 172 м
Ширина - 16 м
Макс. скорость - 32 узла (59 км/час)
Вооружение:
2 орудия MK.45;
2 торпедных аппарата;
2 ракетные установки MK.41;
8 противокорабельных комплексов «Гарпун»;
2 зенитные установки «Вулкан»;
2 зенитные установки «Стандарт»;
2 противолодочных комплекса «Асрок»;
1 система управления огнем «Иджис»;
2 вертолета.
«Беззаветный»
Год постройки - 1977-й
Экипаж - 197 чел.
Водоизмещение - 3200 т
Длина - 123 м
Ширина - 14,2 м
Макс. cкорость - 32,2 узла (60 км/час)
Вооружение:
4 пусковые установки универсального ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб»;
2 спаренные 76,2 мм артиллерийские установки АК-726;
2 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА-2»;
2 четырехконтейнерных 533 мм торпедных аппарата;
2 реактивных бомбомета РБУ-6000.

#9 20.08.2014 15:34:13

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

Сторожевой корабль "Беззаветный" уводят из Севастополя, 26 марта 2005 года -В.В. Костриченко...http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/0820/a6/5cce0825e515c16201bf1641792f93a6.jpeghttp://i63.fastpic.ru/big/2014/0823/54/b76f2020a697c092a396844c5b4e0454.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:53:36)

#10 20.08.2014 15:39:00

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

В 1997г «Беззаветный» был передан Украине, гордо назывался фрегатом «Днiпропетровськ», но в море не выходил, потом его разоружили и  продали Турции. В марте 2006г был затоплен при буксировке, вероятно, с целью получения страховки. А «СКР-6» ещё в 1990г разделали на металлолом. http://i65.fastpic.ru/thumb/2014/0820/41/3057eb993014398830b9d6480643f841.jpeg     http://i66.fastpic.ru/thumb/2014/0820/2e/d91563d7833859a9b45bcd7f9526862e.jpeghttp://i64.fastpic.ru/thumb/2014/0820/b9/fb9e41512db03f9058cd6ea1b70ec5b9.jpeg

#11 20.08.2014 15:41:51

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

Сторожевой корабль "Беззаветный", крейсер управления "Жданов" и плавбаза "Магомед Гаджиев" в заливе Соллум, август 1982 года http://i65.fastpic.ru/thumb/2014/0820/62/1ee07c71a57653ceac81866043677f62.jpeghttp://i64.fastpic.ru/big/2014/0823/6a/895e10ed9def5ecad36a9b4e2c634f6a.jpg

Отредактированно ТОБОЛЕЦ (23.08.2014 08:56:02)

#12 20.08.2014 16:06:39

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

ТТД:
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.
Скорость хода максимальная: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000.
Экипаж: 197 чел.

История корабля:
Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Пер­воначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.

Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.

В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".

Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным.

В 1973 году на вооружение поступил усовер­шенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 — арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.

На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.

Сторожевой корабль "Беззаветный" был зачислен в списки кораблей 04.06.1973 г. и 28.05.1976 г. заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи (заводской номер №14). Спущен на воду 07.05.1977 г., вступил в строй 30.12.1977 г. и 17.02.1978 г. включен в состав КЧФ.

10.08 - 13.08.1979 г. нанес визит в Варну (Болгария);
26.03 - 31.03.1987 г. - в Стамбул (Турция).

Этот корабль интересен тем, что непосредственно участвовал в нашумевшей операции по выдворению из советских территориальных вод в районе Фороса американских военных кораблей.

В начале февраля месяца 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Черное море ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминца "Кэрон" из состава 6-го флота США. Американские корабли, пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Черное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло был отдан приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой - в случае нарушения ими госграницы действовать решительно, вплоть до навала на данные корабли.

В эту операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Двум СКР Черноморского флота надлежало стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных действий по нарушению границы территориальных вод страны.

По данным центрального командного пункта (ЦКП) ВМФ СССР, события в районе между Ялтой и Форосом, куда пришли американцы, выглядели следующим образом. В 09.45 12 февраля 1988 года, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.

Тогда начальник штаба ЧФ приказывает командиру "Беззаветного" передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: "По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными военными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента, настоятельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР". В 10.15 с "Йорктауна" поступил ответ: "Вас понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным правилам".

Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал Хронопуло. По его приказу "Беззаветный" передает на американский крейсер предупреждение: До входа в территориальные воды СССР - 20 кабельтовых. В случае нарушения Вами территоиальных вод имею приказ вытеснять Вас вплоть до навала". В 10.45 "Йорктаун" вновь отвечает на "Беззаветный" стандартной фразой: "Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю". И тут же пересекает границу территориальных вод СССР. Вслед за ним это делает и следовавший в кильватер ракетному крейсеру эсминец "Кэрон". Пограничный СКР "Измаил" поднимает сигнал: "Вы нарушили границу территориальных вод СССР".

Тем временем СКР-6 стал догонять американский эсминец, который уклонился от навала увеличением скорости хода. Однако СКР-6 продолжал следовать за эсминцем. Тут же все советские корабли подняли сигнал: "Вы нарушили государственную границу СССР. Требую немедленно покинуть воды СССР". "Беззаветный" в это время находился на траверзе левого борта "Йорктауна", а СКР-6 следовал в кильватер эсминцу "Кэрон". Американские корабли продолжали двигаться в сторону крымского побережья. Вероятно, изменение курса не предусматривалось планами американской стороны или же это было уже вне компетенции командиров кораблей.

В 10.56 эсминец "Кэрон", заметив решительный маневр догонявшего его СКР-6, который находился в 150 метрах, поспешно поднял сигнал:" Не подходить к борту!" В это же время "Беззаветный" следовал всего в полусотне метров от "Йорктауна". Последовал последний обмен сигналами. И вновь на сообщение "Беззаветного" о нарушении границы с "Йорктауна" ответили отрицательно. И тогда оба черноморских сторожевика, резко увеличив ход, начали навал на вдвое более крупные американские корабли. "Беззаветный" постоянно докладывал на командный пункт флота в Севастополе дистанцию: "до крейсера 20 метров, 10 метров…". В 11.02 "Беззаветный" навалился на левый борт крейсера, со скрежетом он прошелся по леерам и пусковой установке ракет "Гарпун", смяв их.

Тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив ему ему шлюпку и шлюпбалку. На СКР-6 был смят фальшборт и погнуты леерные стойки. Только точный расчет и мастерство командиров обоих кораблей позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав решительность собственных намерений, не переходя при этом опасную грань.

Одновременно с этим, в этой сложной ситуации все же удалось избежать более серьезных повреждений и человеческих жертв. В 11.40 адмирал Хронопуло передал на "Беззаветный" и СКР-6 приказ из Москвы: "Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть территориальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу". Отойдя от американских кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика продолжили сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению маневра. Однако необходимость в этом отпала. Оба американских корабля легли на курс выхода из территориальных вод, не рискнув возвращаться тем же путем, как они это практиковали прежде. Выйдя в нейтральные воды, они легли в дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим начальством. Затем оба корабля взяли курс в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

В 1988 г. корабль завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

14.07.1997 г. "Беззаветный" был расформирован, а 01.08.1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (U134). 08.09.1997 u/ исключен из состава ВМФ РФ.

#13 20.08.2014 16:10:55

ТОБОЛЕЦ
Гость




Re: Черноморский таран

ТТД:Сторожевой корабль "СКР-6"
Водоизмещение: 1140 т.
Размеры: длина - 82,4 м, ширина - 9,1 м, осадка - 3 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: ГТУ 2x18000 л.с., дизеля 2x6000 л.с.
Вооружение: 2x2 76-мм артустановки АК-726, 2x5 400-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000 (120 РГБ-60).
Экипаж: 96 человек

История корабля:
Сторожевой корабль пр.35

В конце 50-х годов постоянно велись исследования по разработке мощного морского охотника, получившего номер проекта 159. Новый вариант этого корабля получившего номер проекта 35, вначале классифицировался как большой охотник, затем - как МПК, а позже - как СКР. Эти сторожевики отличались от своего прототипа более мощной ГЭУ и оригинальным гидротурбинным движителем: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 32 узлов; без применения форсажа она составляла 20 узлов.

При сохранении главных размерений проекта 159, состав вооружения данного корабля отличался заменой четырех РБУ-2500 на второй пятитрубный 400-мм торпедный аппарат и на 2 РБУ-6000. Вместо РЛС "Фут-Н" устанавливалась РЛС "Рубка", на части кораблей устанавливалась РЛС управления "Турель".

Головной корабль проекта 35 вступил в строй 25 декабря 1964 года. Вся серия из 18 кораблей была построена до 1967 года. Затем, по модернизируемому проекту 35М было предусмотрено снять кормовой 400-мм торпедный аппарат, дополнительно разместить 2 РБУ-6000 и вместо ГАС "Титан" с "Вычегдой" установить новые - подкильную "Платина-МС" и буксируемую "Рось-К". За период с 1973 года по 1978 год было модернизировано 8 кораблей.

Сторожевой корабль СКР-6 был 10.04.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской № 182). Спущен на воду 06.02.1964 г. и 12.03.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 30.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав ДКБФ.

До 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК. 28.07.1967 г. перечислен в состав КЧФ и летом 1967 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Севастополь.

01.06 - 31.06.1967 г. и 01.01 - 31.12.1968 г., находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

С 19.07.1976 г. по 02.03.1978 г. и с 23.01.1984 г. по 08.04.1986 г. на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил капитальный ремонт.

Сторожевой корабль "СКР-6" непосредственно участвовал в нашумевшей операции по выдворению из советских территориальных вод в районе Фороса американских военных кораблей.

В начале февраля месяца 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Черное море ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминца "Кэрон" из состава 6-го флота США. Американские корабли, пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Черное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло был отдан приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой - в случае нарушения ими госграницы действовать решительно, вплоть до навала на данные корабли.

В эту операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Двум СКР Черноморского флота надлежало стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных действий по нарушению границы территориальных вод страны.

По данным центрального командного пункта (ЦКП) ВМФ СССР, события в районе между Ялтой и Форосом, куда пришли американцы, выглядели следующим образом. В 09.45 12 февраля 1988 года, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.

Тогда начальник штаба ЧФ приказывает командиру "Беззаветного" передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: "По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными военными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента, настоятельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР". В 10.15 с "Йорктауна" поступил ответ: "Вас понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным правилам".

Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал Хронопуло. По его приказу "Беззаветный" передает на американский крейсер предупреждение: "До входа в территориальные воды СССР - 20 кабельтовых. В случае нарушения Вами территоиальных вод имею приказ вытеснять Вас вплоть до навала". В 10.45 "Йорктаун" вновь отвечает на "Беззаветный" стандартной фразой: "Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю". И тут же пересекает границу территориальных вод СССР. Вслед за ним это делает и следовавший в кильватер ракетному крейсеру эсминец "Кэрон". Пограничный СКР "Измаил" поднимает сигнал: "Вы нарушили границу территориальных вод СССР".

Тем временем "СКР-6" стал догонять американский эсминец, который уклонился от навала увеличением скорости хода. Однако "СКР-6" продолжал следовать за эсминцем. Тут же все советские корабли подняли сигнал: "Вы нарушили государственную границу СССР. Требую немедленно покинуть воды СССР". "Беззаветный" в это время находился на траверзе левого борта "Йорктауна", а СКР-6 следовал в кильватер эсминцу "Кэрон". Американские корабли продолжали двигаться в сторону крымского побережья. Вероятно, изменение курса не предусматривалось планами американской стороны или же это было уже вне компетенции командиров кораблей.

В 10.56 эсминец "Кэрон", заметив решительный маневр догонявшего его "СКР-6", который находился в 150 метрах, поспешно поднял сигнал:" Не подходить к борту!" В это же время "Беззаветный" следовал всего в полусотне метров от "Йорктауна". Последовал последний обмен сигналами. И вновь на сообщение "Беззаветного" о нарушении границы с "Йорктауна" ответили отрицательно. И тогда оба черноморских сторожевика, резко увеличив ход, начали навал на вдвое более крупные американские корабли. "Беззаветный" постоянно докладывал на командный пункт флота в Севастополе дистанцию: "до крейсера 20 метров, 10 метров…". На кормовой палубе "Йорктауна", столпились у борта матросы. Одни фотографируют приближение "Беззаветного", другие просто смотрят. Но вскоре всем им стало не до шуток - прямо на леера надвигался нос советского сторожевика. В 11.02 "Беззаветный" навалился на левый борт крейсера, со скрежетом он прошелся по леерам и пусковой установке ракет "Гарпун", смяв их.

Тем временем "СКР-6" навалился на левый борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив ему ему шлюпку и шлюпбалку. На "СКР-6" был смят фальшборт и погнуты леерные стойки. Только точный расчет и мастерство командиров обоих кораблей позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав решительность собственных намерений, не переходя при этом опасную грань.

Одновременно с этим, в этой сложной ситуации все же удалось избежать более серьезных повреждений и человеческих жертв. В 11.40 адмирал Хронопуло передал на "Беззаветный" и "СКР-6" приказ из Москвы: "Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть территориальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу. Отойдя от американских кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика продолжили сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению маневра. Однако необходимость в этом отпала. Оба американских корабля легли на курс выхода из территориальных вод, не рискнув возвращаться тем же путем, как они это практиковали прежде. Выйдя в нейтральные воды, они легли в дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим начальством. Затем оба корабля взяли курс в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

19.04.1990 г. был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 01.08.1990 г. расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.

Страниц: 1


Board footer