Сейчас на борту: 
Боярин,
капитан,
Китоврас
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 … 15

#76 27.11.2014 20:17:30

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#892328
шведская пропаганда

Т.е. швед на мель вообще не садился?

#77 28.11.2014 07:21:44

Dmitriy S.
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Окончание  статьи про кампанию шведов в Финском заливе 1708 г.

В море. Дозорная служба и взаимодействие между армией и  флотом

Адмиралтейств-коллегия считала, что боевые корабли ниенской эскадры должны были оказаться в установ-ленном районе, к моменту очистки залива ото льда у Ретусаари и Бьёркё. Река Нева вскрывалась ранее, полная же очистка ото льда в упомянутых двух районах могла ожидаться не ранее второй недели мая .
    Снаряжение ниенской эскадры было закончено весной 1708 г. и как считалось вовремя. С большей частью эскадры К. Анкаршерна вышел из Карлскруны 26 апреля, взяв курс на Ревель. Младшими флагманами эскадры были шаутбенахт Клас Спарре и капитан Юхан Эрик Лиллье, поднявшие флаги вице-адмирала и шаутбенахта соответственно. Среди капитанов кораблей были, ставшие известными впоследствии Густав Псиландер и Нильс Эреншёльд.
    Благодаря сохранившемуся судовому журналу фрегата Markus у нас имеется возможность просле-дить путь эскадры в деталях . В 9:00 26 апреля вся эскадра снялась с якорей. Скансарну и Утклиппорну ми-новали тем же днем, а утром 27 апреля были у южной оконечности Эланда, примерно в 7 милях к юго-западу. В 8 часов вечера обогнули Хобург (южная оконечность Готланда). 28 апреля прошли Этергарн на расстоянии 4 ½ миль. На следующий день соответственно прошли башню  Дагерорт и Симпернос на острове Дагё и островок Оденсхольм  у северо-западной оконечности Эстляндии. В 15:00 30 апреля бросили якорь на рейде Ревеля.
    Этот переход получился на самом деле очень быстрым, однако в Ревеле эскадра задержалась. В своих письмах домой К. Анкаршерна пишет, что полностью эскадра собралась лишь 4 мая. С 6 мая задул противный восточный и северо-восточный ветер. В некоторые дни ветер стихал совсем, и делались без-успешные попытки «выбраться» . Выйти в море удалось только 15 мая. Ночь 16 мая эскадра провела на якоре в нескольких милях от Гогланда. На следующий день в 14:00 миновали Гогланд, в 17:00 прошли Со-ммарён , и в 12 часов ночи Нерву, после чего эскадра встала на якорь между Сескаром и Бьёркё. В ночь с 17 на 18 мая в 4:30 утра вся эскадра встала на якорь в Бьёркёзунде.
    Задержка у Ревеля оказалась роковой. Как только воды в районе Ретусаари очистились ото льда, русские не преминули этим воспользоваться, направив груженые войсками малые бригантины, снабженные веслами, и лодьи к финскому берегу. Во главе этой отчаянной операции находился И.Ф. Боцис. Десант был высажен у Бьёркё и далее на западе у Борго. Город был сожжен, а окрестности разорены. Это был лишь один из этапов запланированной операции, однако после получения известий о приближении шведского флота, русские суда в спешке повернули обратно. 16 мая И.Ф. Боцис вернулся к Кронштадту . К. Анкаршерна, как уже было сказано, подошел к Бьёркё 17 мая  и уже на следующий день направил свои фрегаты в финские шхеры на поиск русских судов.
    Согласно журналу Markus в 2 часа ночи был поднят сигнал поднять паруса. Целью был Ретусаари, но в 16:00 эскадра из-за стихшего ветра встала на якорь у Харьявалты в одной миле от побережья Ингрии. От туда эскадра ушла 24 мая к Стирсуддену, где оставалась весь следующий день. В 10 утра 26 мая «адмирал и другие флаг-офицеры» направились в Бьёркё, оставив корабль Norrköping, фрегаты Viborg, Markus и Wolgast, а также бригантины Postiljon и Skorpion для патрулирования в районе Стирсудден-Харьявалта. Размер этого отряда был довольно внушительным и был способен предотвратить возможную попытку прорыва русских.
    В своем рапорте в адмиралтейств-коллегию К. Анкаршерна пишет, что 20 мая он подошел к Ретуса-ари и организовал погоню за несколькими русскими военными судами, которые в спешке попытались укрыться под защитой орудий форта Кроншлот. Судов русского флота наблюдали лишь небольшое количе-ство. С кораблей отряда у Харьявалты, неподалеку от Ретусаари наблюдали 32 русских судна и бригантины. Более подробной информации в рапорте не содержалось .
    Только лишь 10 июня, то есть по прошествии довольно значительного времени с момента прибытия к Бьёрке, К. Анкаршерна получил хоть какую-то информацию о передвижениях и планах русских. Эта ин-формация была получена от голландских торговцев . Русские проявляли невиданную активность, и торговцы были убеждены в приближении чего-то значительного. Снаряжалось и комплектовалось экипажами большое количество судов, по всей вероятности для какой-то наступательной операции. Однако, данные, которыми располагали шведы, были весьма общими: русский флот состоял из 300 крупных и малых судов, среди которых были 5 брандеров, несколько бомбардирских кораблей и два больших прама с мощным во-оружением. Также было сказано о наличии больших кораблей, но без указания их количества, вооруженных 24-фунт. и 18-фунт. орудиями, а также что еще два таких же новых корабля должны были прибыть к Ретуса-ари .
    Было очевидно, что К. Анкаршерна принял на веру эту отчасти ошибочную информацию и слухи. По мнению адмирала, на случай если что-либо произойдет, требовалось насколько это возможно быстро со-брать эскадру вместе, присоединив к ней отсутствующие фрегаты, за исключением двух, которые действо-вали в Нарвской губе, и которых необходимо было заменить двумя линейными кораблями.
    Рапорт от 10 июня спровоцировал активность адмиралтейств-коллегии в Карлскруне, которая  смогла убедить комитет по обороне в необходимости усиления ниенской эскадры. Через некоторое время было решено, как можно скорее, направить в Финский залив еще два корабля и две бригантины. Как только ре-шение было принято, началось снаряжение судов и к середине августа все определенные в качестве усиле-ния суда прибыли на место. С их прибытием по размеру и силе ниенская эскадра 1708 г. превзошла все ра-нее действовавшие в Финском заливе эскадры. После усиления в ее состав входили 7 кораблей, 10 фрегатов и 7 бригантин. И усиление не было формальным. Корабль Öland фактически являлся кораблем новой по-стройки (1705 г.) и по всем параметрам превосходил остальные корабли эскадры. Он являлся наиболее сильно вооруженным кораблем эскадры, при одинаковом количестве орудий с самыми большими линей-ными кораблями эскадры на нем были установлено двадцать два 24-фунт. орудия, в то время как на остальных главный калибр составляли 18-фунт. орудия. Он также был немного больше их по размерам, имея почти 41 м. в длину и водоизмещение 1100 т. Второй корабль, полученный в качестве подкрепления, Livland, построенный в 1683 г., был аналогичен кораблям Halland, Gotland и Estland . После окончания кампании 1708 г. К. Анкаршерна писал в отношении корабельного подкрепления, что оно было «на вес золота» . Обе бригантины, Göija и Jungfrun, также оказались ценными судами. До наших дней дошел судовой журнал бригантины Göija .
    Большой интерес представляет немного более поздняя информация по составу русского флота, со-бравшегося у Ретусаари летом 1708 г. Данная информация была получена шведскими скаутами, и не дове-рять ей оснований нет. Должно быть, это было внушительное зрелище. Чуть дальше от острова по направ-лению к Петербургу находились 20 скампавей с 20-24 веслами на каждой (10-12 пар), за ними располагались в линию 8 больших галер с 25 парами весел, одним тяжелым орудием перед фок-мачтой и двумя меньшими по бокам. Далее следовали 20 «русских бригантин», вооруженные четырьмя 2- или 3-фунтовыми орудиями и оснащенные 10-11 парами весел. За ними располагались шнявы, «которые схожи с нашими бригантинами, вооруженными 14-16 орудиями. Царь командовал одной из них лично». Сбоку от них, напротив Кроншлота находились фрегаты. К югу от форта на якоре стояли два сильно вооруженных прама, шесть брандеров и четыре бомбардирских корабля. В дополнение к этому там же находились десять или двенадцать галиотов с провиантом. На флагмане, находившемся среди фрегатов, развевался белый флаг с голубым крестом .
    В сущности, эти цифры повторяют информацию, предоставленную голландскими плотниками в 1706 г. Добавились одна большая галера, два артиллерийских прама и два брандера. Как бы то ни было, у Ретусаари находилась бόльшая часть русского флота. По информации других скаутов было известно о значи-тельно большем числе скампавей, нежели то которое было представлено. В одном из источников упомина-ется о 140 «итальянских полугалерах» .
    Как уже говорилось, шведский командующий оценивал сложившуюся ситуацию как опасную. Предыдущая смелая вылазка русских в финские шхеры, сбор большого количества войск и кораблей у Рету-саари и Кроншлота, могло означать, что в этом году планируется крупная операция с участием русского фло-та. И нужно было быть готовым к встрече этих объединенных сил.
    К сожалению, рапорты К. Анкаршерны скудны и не содержат подробностей, чтобы можно было понять, как была организована сторожевая служба. Два сохранившихся судовых журнала также не освещают этот момент. Текущая ситуация в них отражена довольно слабо и во многих местах не представляется возможным определить находились ли суда в составе отдельных отрядов либо совершали самостоятельные плавания. Конечно же, часть важной информации они содержат. К сожалению, до сих пор не обнаружено письмо шаутбенахта К. Спарре адмирал-генералу Х. Вахтмейстеру в Карлскруну. В дополнение к официаль-ной корреспонденции между Адмиралтейств-коллегией и К. Анкаршерной, известно, что К. Спарре направ-лял письменные отчеты с театра военных действий лично адмирал-генералу.
    Нам известно лишь то, что как уже говорилось ранее, К. Анкаршерна посчитал необходимым выде-лить для несения патрульной службы фрегат и бригантину в районе к востоку от Ревеля, Гогланда и до Кас-первика. Преследуемая данным патрулированием цель была такой же, как и в кампании прошлого года, а именно не допустить проход торговых судов в Нарву и Петербург, а также предупредить внезапную попытку русских атаковать побережье Эстляндии. Нововведением стало то, что еще одна бригантина должна была нести дозорную службу к западу от Бьёркё у входа в финские шхеры .
    Местом, где собралась большая часть эскадры, а также ее ядро, которое составляли линейные ко-рабли, стал Бьёркё, в то время как оперативный отряд располагался у Стирсуддена и имевший приказ время от времени выходить в море к Ретусаари и побережью Харьявалты. Часто отряду приходилось проводить много дней на якорных стоянках в море между двумя этими пунктами. Такая челночная дозорная служба закончилась 22 июня, когда отряд вернулся в Бьёркёзунд. Русские все это время провели под защитой укреплений форта и береговых батарей. Вероятно был отдан приказ о продолжении дозорной службы по линии Бьёркё-Стирсудден-Ретусаари-Харьявалта-Ваммельсу (в 30 км. к востоку от Стирсуддена на карельском побережье) до середины августа. Такое предположение можно сделать благодаря информации из судового журнала фрегата Markus. Составы дозорных отрядов не известны за исключением уже упомянутого отряда, который вернулся в Бьёркёзунд 22 июня. Также как не известны имена командовавших этими отрядами офицеров, в журнале фрегата этот офицер упоминается лишь как «наш командир». Возможно, после того как количество сосредоточенных на Ретусаари русских войск уменьшилось, количество дозорных отрядов шведов либо сам состав этих отрядов был уменьшен. Из записей судового журнала иногда напрашивается предположение, что фрегат находился в одиночном дозоре, однако в то же самое время там встречается слово «ранги», которое очевидно указывает на несколько судов.
    Таким образом, дозорная служба не прекращалась, лишь время от времени менялся корабельный состав отрядов, которые упоминаются как «крейсера». Под этими крейсерами, очевидно, подразумевались фрегаты, в число которых входил и Markus, чьи перемещения в море в это время вызывают определенный интерес. Выходы в море бригантин, по всей вероятности, носили менее регулярный характер. Время от времени им поручались различные небольшие задания. И именно по этой причине судовой журнал Göija представляет для нас меньший интерес.
    По всей вероятности в крейсерстве между Каспервиком и Гогландом не произошло что-либо заслу-живающего внимания. Дозорные суда (фрегат и бригантина) в этом районе регулярно менялись, точно также как и бригантина в шведских шхерах.
    Мы проследим за передвижениями Markus как одного из представителей класса фрегатов.
    После стоянки в Бьёркёзунде с 22 июня до 3 июля фрегат вернулся в море и по всей вероятности присоединился к отряду, патрулировавшему по маршруту  Стирсудден-Ваммельсу-Ретусаари-Харьявалта.
    С 15 по 27 июля фрегат вновь находился на отдыхе в Бьёркёзунде, после чего он совершил переход до Выборга, продлившийся до 3 августа. О цели данного похода в судовом журнале фрегат ничего не гово-рится.
    10 августа, после недельной стоянки в Бьёркё, Markus был вновь готов к выходу в море. На этот раз крейсерство продлилось дольше обычного и закончилось только 10 сентября. Вероятно, фрегат опять входил в состав отряда, патрулировавшего воды между Стирсудденом, Ретусаари, Харьявалтой и Ваммельсу.
    13 августа обычная рутина закончилась. В этот день, как говорится в судовом журнале фрегата, в 11:00 к ним (в это время отряд находился у Стирсуддена) со всей эскадрой подошел адмирал и все вместе они направились к Ваммельсу, куда прибыли в 15:30 и встали на якорь на глубине в 10 саженей .
    До этого времени К. Анкаршерна с основными силами эскадры находился в Бьёркёзунде, где по-мимо прочего занимался тренировками экипажей в стрельбе, сменой дозорных отрядов, а также приемом и отправкой судов с провиантом, постоянно крейсировавших между Карлскруной и Бьёркё. Как следует из переписки адмирала с адмиралтейств-коллегией, он действовал строго по определенному ранее плану, а именно старался держать эскадру, насколько это было возможным, собранной вместе и всегда находив-шейся в боевой готовности, готовой к любой вылазке противника. Однако адмирал-генерал всегда с насто-роженностью относился к К. Анкаршерне и постоянно был готов обрушиться на него с критикой. В своем письме в Сенат в Стокгольм от 23 июня Х. Вахтмейстер делает недвусмысленные намеки, что К. Анкаршерна «по большей части находится на берегу и занимается лечением». К. Анкаршерна вышел в море со всеми находившимися в Бьёркё судами эскадры, как и было условлено, с целью поддержки наступления Г. Любекера. 10 августа Г. Любекер наконец выступил маршем по направлению к Неве во главе корпуса в 10 000 человек и большого обоза с провиантом, размер которого был ограничен лишь способностью не от-стать от армии на марше. По своему собственному признанию, Г. Любекер не мог выдвинуться больше ме-сяца, сдерживаемый проблемами снабжения армии на марше, однако в итоге было принято решение, что необходимый провиант другие припасы можно будет пополнить уже в Ингрии.
    В своем рапорте от 12 августа в адмиралтейств-коллегию К. Анкаршерна описал действия объеди-ненной эскадры. Как только он получил известия о выступлении Г. Любекера из Выборга с намерением пе-ресечь Неву, К. Анкаршерна намеревался в тот же день – на деле это получилось на следующий день – выйти в море и направится к Ретусаари для того чтобы «встревожить противника и вынудить его собрать все свои силы вместе, таким образом у противника уменьшились бы возможности помещать генерал-майору при переправе через реку». Таким образом, получается, что после Ретусаари эскадра соединилась с отрядом у Стирсуддена, в который входил фрегат Markus, и оттуда направилась к Ваммельсу, куда пришла к трем часам дня .
    Там эскадра находилась в течение трех недель в пределах видимости противника, который «как обычно ничего не предпринимал» писал К. Анкаршерна в своем письме от 26 августа, и также добавил, что он останется на этой якорной стоянке до тех пор, пока Г. Любекер не переправится через Неву «либо нет». Последнее замечание указывает на предположения о том, что сопротивление русских, которое могло по-мещать переправе, все же ожидалось. Можно сделать предположение, что демонстрация силы у Ретусаари и постоянное нахождение эскадры у Ваммельсу в непосредственной близости от северного рукава Невы, ведущего к Петербургу и Ниену, заставило русских вывести боевые корабли из Невы, что в немалой степени поспособствовало кампании Г. Любекера.
    Нахождение всей эскадры у Ваммельсу не помешало шведам постоянно наблюдать за противником у Ретусаари. Это становиться ясно из записей двух сохранившихся судовых журналов. К крейсерству, которое было организовано по маршруту Ваммельсу-Харьявалта-Ретусаари, вероятно, привлекались все имевшиеся фрегаты и бригантины эскадры. Markus и Göija, судя по записям в журналах, совершили несколько таких выходов в дозор.
    Кроме боевых судов эскадры в распоряжении К. Анкаршерны в Ваммельсу имелось несколько транспортных судов с провиантом, который предполагалось использовать для пополнения запасов сухопут-ной армии. По договоренности между адмиралом и генерал-майором, эскадра в качестве поддержки оста-нется у Ваммельсу до тех пор, пока армия не переправится через Неву и не вступит в Ингрию .
    Трудности у Г. Любекера и его корпуса начались еще на марше в Карелии, до того как удалось по-дойти к Неве. Шли беспрерывные дожди, размывавшие дороги и которые становились практически непро-ходимыми. Часть провианта из-за сырости была испорчена. В таких условиях помощь от эскадры оказалась как нельзя кстати. В Ваммельсу началась разгрузка кораблей с провиантом.
    В последний день августа началась переправа через Неву и продолжалась до 7 сентября. Несмотря на близость русских боевых судов, переправа проходила гладко, а все нападения русских отрядов на другом берегу реки были с успехом отбиты.
    В это время Г. Любекер получил известия о бое, произошедшем у местечка Винни в Эстляндии. Го-ловные силы эстляндского корпуса были разбиты у Винни 16 августа, таким образом, планам генерала Н. Штромберга по переброске своих войск в Ингрию для совместных действий с Г. Любекером было не суж-дено сбыться. Возможно, это событие стало поворотным моментом в кампании. На следующий день после завершения переправы был созван военный совет, на котором был поднят вопрос о дальнейшем направле-нии движения корпуса. В связи с явными проблемами с провиантом было выдвинуто предложение о вы-движении к южным и восточным берегам Ладожского озера, где можно будет пополнить запасы провианта, а также нанести противнику значительный урон, разрушив находившиеся в этом районе верфи русских. При планировании кампании такой вариант действий изначально рассматривался как запасной. Однако совет в итоге высказался за продолжение продвижения на запад и поддержания связи с эскадрой. Вероятно, расчет основывался на том, что последняя сможет организовать подвоз провианта из Выборга. Об этом уже имелась предварительная договоренность между К. Анкаршерной и Г. Любекером, которое осталось в силе, несмотря на то, что после поражения у Винни совместные действия с Н. Штромбергом казались более чем проблематичными.
    3 сентября эскадра К. Анкаршерны у Ваммельсу снялась с якоря – к этому моменту адмирал получил известия о том, что переправа через Неву прошла успешно – и отправился к Бьёркё, где находились не-сколько судов груженых провиантом, для того чтобы отконвоировать их к побережью Ингрии. Встречный ветер заставил эскадру встать ночью на якорь, у Бьёркё она появилась утром 4 сентября. На следующий день эскадра с транспортными судами вышла в море, держа курс на Харьявалту. В ожидании подхода корпуса эскадра встала на якорь у деревни Юсямяки . Даже 10 сентября адмирал представлял лишь в общих чертах местонахождение корпуса в Ингрии. В итоге, оставив большую часть эскадры под командованием шаутбенахта К. Спарре дожидаться Г. Любекера, К. Анкаршерна с несколькими кораблями ушел обратно в Бьёркё .
    Г. Любекеру потребовалось время, чтобы добраться до побережья, к месту стоянки эскадры и про-изошло это лишь 18 сентября. За почти две недели ожидания эскадры К. Спарре, в непосредственной бли-зости от Ретусаари и Кроншлота противник никаких действий не предпринял.
    После прибытия армейского корпуса разгрузку провианта необходимо было провести как можно скорее. Ситуацию в целом Г. Любекер описал в своем рапорте от 19 сентября. В тот момент лагерь был раз-бит в Юсямяки и генерал прекрасно понимал, что в отношении припасов этот район вряд ли мог обеспечить его войска, после того как противник сжег склады с зерном и уничтожил все что могло быть использовано шведами. Поэтому помощь эскадры оказалась, как нельзя кстати. С судов эскадры были получены хлеб, мука и зерно. Также содействие со стороны флота было оказано в том, что раненные и больные были приняты на суда для перевозки в Бьёркё либо в Выборг. Генерал-майор намеревался как можно скорее сняться с места и выступить к Копорью, где по его расчетам можно также было пополнить запасы продовольствия и фуража .
    Планы по дальнейшему продвижению Г. Любекера были в некоторой степени завязаны на эскадру. Каковы были эти планы, и как генерал-майор оценивал сложившуюся ситуацию? Некоторую информацию можно почерпнуть из его письма от 18 сентября генерал-губернатору Ревеля. В рапорте в комитет по обо-роне (упомянутом ранее), датируемом следующим днем, он высказал серьезные опасения, которые каса-лись вопросов снабжения корпуса, и от которых зависела его судьба. Существовали два варианта, а именно после выхода к Копорью можно было продолжить продвижение на юг России, что вряд-ли было разумным, учитывая наступавшую зиму, либо повернуть к Нарве и Ревелю, там самым связать части противника нахо-дившиеся в регионе. Однако первоочередной задачей Г. Любекера было обеспечение безопасности швед-ских территорий. Даже при варианте перехода в Эстляндию, позже, когда эскадра будет заканчивать кампа-нию, генерал-майор должен был направить на ее судах из Каспервика либо иного места на побережье, 4 или 5 пехотных батальонов в Выборг с целью усиления его гарнизона.
    После прошедшего 20 сентября военного совета было принято решение о выступлении в Эстлян-дию, переправившись через реки Луга и Нарва, причем переправа через последнюю должна была пройти в районе между городом Нарва и Финским заливом . 
    Письмо Г. Любекера было получено Н. Штромбергом 24 сентября, и уже на следующий день он от-правил ответное письмо. Ответ не был отрицательным – Н. Штромберг, писал, что находит план по пере-броске корпуса в Эстляндию приемлемым, хотя снабжение такого количества солдат должно было столк-нуться с неминуемыми трудностями. Однако, он заверил Г. Любекера, что выдвинется ему на встречу после переправы через Нарву, после чего будет принято решение о дальнейших действиях.
    При любом раскладе Г. Любекер рассчитывал на подвоз продовольствия из Выборга на судах эс-кадры. По возвращению в Бьёркё 20 сентября или чуть позже К. Спарре форсировал работы по снаряжению еще одно транспортного судна с провиантом. Информация о дате отплытия и прибытии транспорта отсут-ствует, но известно, что оно благополучно было доставлено и произведена разгрузка провианта на побере-жье недалеко от Копорья. Об этом Г. Любекер писал 25 сентября в своем письме, сообщив, что на следую-щий день он планировал прибыть на побережье в 1 ½ милях от Копорья, где его должен был ждать К. Спарре с боевыми кораблями и несколькими судами с провиантом . Г. Любекер, возможно, не определился с выбором конкретной дороги для дальнейшего марша, хотя общее направление было определено и подразумевало выдвижение в Эстляндию с войсками из Каспервика. Эта цель отвечала запросам по обороне рубежей государства, однако путь в Эстляндию предполагал значительные трудности.
    Полученной Г. Любекером помощи из Выборга было естественно недостаточно – того количества провианта, который был получен корпусом с эскадры у Харьявалты должно было хватить всего лишь на не-сколько дней. Точно также как и второго подвоза продовольствия к Копорью. Частично пополнение запасов возможно было в Ингрии, однако расчет на это не оправдался. В Копорье, там, где недавно русские нанесли поражение отрядам Мюррея и Армфельта, припасов, которых хватило бы на переход хотя бы до реки Нарвы, не оказалось. Может сложиться впечатление об очевидной необходимости продолжить подвоз про-довольствия морем, однако нужно учитывать время года и то, что кампания на море вскоре должна была завершиться. В любом случае ничего не известно об обсуждении подобных планов либо иных схожих сце-нариев после последней доставки продовольствия шаутбенахтом К. Спарре. Вероятно, невозможность по-вторения операции была вызвана отсутствием готовых к отправке припасов.
    Между тем события развивались быстро. Г. Любекер получил информацию о приближении к нему с востока русских войск, однако об их численности генерал-майор не имел никакого представления. В итоге, дабы не рисковать вверенными ему войсками в том состоянии, в котором они находились сейчас, Г. Любекер принял решение как можно скорее покинуть театр военных действий, несмотря на то, что это шло вразрез с принятыми на военном совете решениям всего лишь восемью днями ранее.
   
Колганпя. Спасение армии

К. Анкаршерна со своей эскадрой как обычно находился в готовности у Бьёркё. Со стороны русских военно-морских сил по-прежнему не наблюдалось какой-либо активности. Вероятно, в данных обстоятельствах было принято решение, что достаточно будет время от времени отправлять фрегат или бригантину в дозор к Харьявалте, Стирсуддену и Ваммельсу. Известно, что дозорная служба между Гогландом и Каспервиком была продолжена силами одного фрегата и одной бригантины. Так же как, вероятно, и патрулирование бригантиной входа в финские шхеры к западу от Бьёркё. По крайней мере, три бригантины были отправлены в Швецию . Таким образом, после возвращения отряда шаутбенахта К. Спарре от Копорья в распоряжении К. Анкаршерны находились 7 кораблей, 9 фрегатов и 2 бригантины.
    Два сохранившихся журнала судов ниенской эскадры не отмечают каких-либо примечательных со-бытий в эти дни. Фрегат Markus являлся частью эскадры находившейся у Бьёркё, а бригантина Göija находи-лась в Выборге.
    29 либо 30 сентября к К. Анкаршерне прибыл полковник Георг Хастфер, с просьбой скорейшего вы-движения эскадры в определенный район на ингрийском побережье для рандеву с сухопутными силами, их погрузки на суда и переброски в Финляндию.
    Известие, наверняка, было шокирующим. Конечно же, адмирал был в курсе существовавшей дого-воренности по перевозке нескольких батальонов, но переброска всего корпуса! Это выглядело как одно из решений генерал-майора, принятых в спешке. У К. Спарре не было никаких предположений, что за ката-строфа могла произойти с войсками Г. Любекера за такое короткое время.
    Свои предложения и решения К. Анкаршерна немедленно изложил в двух письмах на комитет по обороне и адмиралтейств-коллегию. В своих письмах, датируемых 30 сентября, он сообщал следующее: генерал-майор передал ему, что протяженный марш, непрекращающиеся дожди, а также отсутствие необ-ходимых припасов привели к тому, что вверенный ему корпус из-за болезней, потерь, ранений и дезертир-ства пришел в плачевное состояние, в связи с чем генерал-майор не счел целесообразным продолжить дальнейшее продвижение вглубь России, а также возвращаться по уже разоренному пройденному пути через Неву. Поэтому генерал-майор предположил, что адмирал с его эскадрой является единственным вы-ходом, который поможет избежать дальнейших возможных неприятностей, перевезя сухопутные войска из Ингрии в Финляндию. Несмотря на то, что подобная транспортировка затруднена в это время года, особенно в отношении кавалерии, для перевозки которой его суда не были оснащены и в Выборге подобные суда также отсутствовали, адмирал, принимая во внимание, что в случае гибели корпуса Г. Любекера под угрозу ставился Выборг с его немногочисленным гарнизоном и вся Финляндия, решил: «С именем Господа и эскадрой, которой я располагаю в настоящий момент, движимый известиями, о неприятностях приключившимися с нашей армией и желанием угодить Его Величеству, я приложу все возможное усердие и старания для осуществления  этой транспортировки».
    Как видно, никакие сомнения не задерживали К. Анкаршерну от выхода. Единственным его опасе-нием была возможность перевозки кавалерийских лошадей, но даже ее он не исключал окончательно.
    В письмах К. Анкаршерны имя полковника Г. Хастфера не упоминается. Таким образом, просьба полковника была передана им лично на словах. Письменный запрос был подготовлен уже по прибытию эскадры на место погрузки войск. Возможно, именно в обсуждениях с Г. Хастфером местом рандеву был определен мыс Колганпя, хотя Г. Любекер предлагал несколько других мест удаленных чуть дальше на за-пад. На Колганпя настоял адмирал, который находился на кратчайшем расстоянии от Бьёркё – 30 морских миль (55 км.) – возможно, у этого места имелись свои преимущества для погрузки войск, несмотря на отсут-ствие какого-либо порта.
    Таким образом, перед К. Анкаршерной неожиданно встала задача принять на свои корабли, фрегаты и бригантины с отрытого берега (упоминания о каких-либо сооружениях на нем отсутствуют) армейский корпус вместе с артиллерией, лошадьми и обозом. И эти войска будут находиться некоторое время в очень ненадежном месте, и со стороны суши в любой момент можно была ожидать нападения противника, хотя численность его была неизвестна. Со стороны моря вероятность нападения рассматривалась как незначи-тельная. Русский флот пребывал в относительном бездействии на время нахождения шведской эскадры в этом районе. Несмотря на это было решено, что транспортные суда не будут на обратном пути проходить вблизи Ретусаари и Кроншлота а будут брать 33 милями (60 км.) западнее. Планировалось, что одну из бри-гантин, возможно, будет отрядить на наблюдение за действиями русских.
    К. Анкаршерна вышел из Бьёркё 2 октября. Выход в море с момента поступления известий прошел довольно оперативно. С эскадрой ушли всего лишь несколько транспортных судов, и это означало, что бое-вые суда эскадры должны были не только обеспечить защиту транспортов, но и сами принять на борт то, что смогут разместить из людей, обоза, лошадей и артиллерии.
    Спокойного перехода морем не получилось. Погода характерная для этого времени года вскоре дала о себе знать – разразился жестокий шторм, и эскадре пришлось встать на якорь у острова Сескар, когда две трети пути уже были пройдены. Шторм продолжал бушевать, и эскадра оставалась на якорной стоянке на протяжении целой недели. Наверняка с каждым днем простоя на эскадре нарастало беспокойство за то, что могло произойти с находящимися в бедственном положении войсками Г. Любекера на Колганпя.
    Через неделю, эскадра вновь поставила паруса и быстро преодолела оставшееся расстояние до ме-ста рандеву. Вечером 8 октября она появилась у мыса Колганпя. По прибытию на место выяснилось, что су-хопутные войска начали подходить к месту рандеву утром этого же дня, таким образом, задержка у Сескара обошлась без неприятностей.
    На следующий день, 9 октября, произошла встреча адмирала и генерал-майора, вероятно на борту флагманского корабля Halland. Вечером предыдущего дня К. Анкаршерна получил письмо Г. Любекера, в котором ситуация была представлена в самых мрачных красках. В письме также содержались предложения по погрузке войск, численность которых составляла 11 279 человек с небольшим количеством 3-фунтовых полевых орудий, также предлагалось погрузить наиболее ценное имущество из обоза и столько лошадей, сколько смогут принять суда эскадры .
    В некоторых источниках указывается, что ни боевые, ни транспортные суда не могли подойти вплотную к берегу и встали на якорь на небольшом отдалении. Всю перевозку взяли на себя корабельные шлюпки. Известно также, что в наличии имелась пара (возможно, и больше) лодей. В отношении того, каким образом осуществлялась перевозка и размещение лошадей информация отсутствует. Известно лишь то, что они были погружены на фрегаты. Вскоре К. Анкаршерне и Г. Любекеру стало ясно, что принять на борт удастся лишь очень небольшое количество лошадей.
    Процесс погрузки войск описан как К. Анкаршерной, так и Г. Любекером в своих письмах и отчетах, однако, к большому нашему сожалению, их описания носят слишком общий характер и не содержат по-дробностей. Но в главном оба описания последовательны и дополняют друг друга. Естественно без некото-рых несовпадений не обошлось и в этом значительную помощь могут оказать сохранившиеся судовые жур-налы.
    Одно из разночтений бросается в глаза практически сразу же. К. Анкаршерна пишет, что погрузка началась уже вечером 9 октября, Г. Любекер же говорит о 10 октября. Поскольку одна из записей в судовом журнале фрегата Markus, а именно «мы погрузили лошадей на борт» датирована 9 октября, по всей види-мости, информация озвученная адмиралом более точная. Погрузка началась с лошадей, за которыми по-следовали пять пехотных батальонов, перевозка которых заняла всю субботу и воскресенье (10 и 11 октяб-ря). Суда принявшие лошадей, немедленно вышли в море. После доставки лошадей и их выгрузки они должны были незамедлительно вернуться. Г. Любекер в своих записях пишет, что осуществить погрузку все-го корпуса единовременно не получится поскольку «общее число солдат, офицеров и их слуг составляло более 11 200 человек». Работы по погрузке не останавливались ни днем, ни ночью. Когда генерал-майор упоминает «кавалерию», он, скорее всего, имеет в виду спешенных кавалеристов, поскольку, как уже было сказано, количество погруженных на суда эскадры лошадей было слишком мало.
    Сколько же человек могли за раз принять на борт корабли? По линейным кораблям подобная ин-формация отсутствует, однако согласно записям из судового журнала фрегата Markus он принял на борт «около 300 человек кавалеристов» не считая нескольких лошадей. Бригантина Göija вышла в море со «140 солдатами разных родов войск». По поводу второго и последнего рейса фрегата Markus сказано, что он пе-ревозил солдат и лошадей, но без указания их численности. Скорее всего, ни один корабль эскадры не сде-лал более двух рейсов туда и обратно.
    Согласно письмам в понедельник и вторник (12 и 13 октября) бушевал шторм такой силы, что «лодка не могла причалить к берегу». В среду (14-го) и в ночь на четверг (15-ое), однако, погрузка возобновилась, и на суда эскадры были переправлены Тавастенхусский пехотный полк, двойные батальоны Нюландского, Выборгского и Нейшлотского полков, полк Шомерса, батальоны Шрельбомса и половина батальона Боейского полка.
    Шторм, который разразился с новой силой в четверг (15-го) заставил приостановить работы на весь четверг, пятницу и ночи на субботу (15, 16 и 17 октября). Утром в субботу шторм немного стих, но несмотря на это шлюпкам пришлось приложить «все возможные усилия», чтобы добраться до берега и принять часть офицеров и оставшиеся на берегу войска «ожидавшие погрузки своих лошадей». Г. Любекер утверждал, что всех солдат и офицерских лошадей можно было перевезти, если бы в предыдущие дни «шторм стих на че-тыре часа». Однако в этот момент активизировались русские и прервали тем самым погрузку на ее завер-шающей стадии.
    В описании последних дней погрузки К. Анкаршерна пишет, что на начало дня 16 октября на берегу оставалось еще около 700 человек, из которых 300 человек (принадлежность их к определенным частям неизвестна) удалось переправить на суда эскадры, к тому моменту, когда русские начали атаку «большим числом пехоты и кавалерии» . Солдаты, оставшиеся на берегу, в основном немцы (саксонцы), под коман-дованием майора Селенберга после храброго сопротивления были сломлены. К. Анкаршерна добавляет, что «противник также наверняка понес большие потери, особенно учитывая тот факт, что стоявшие у берега суда эскадры вели постоянный огонь по нападавшим». Насколько эффективной на самом деле была эта стрельба остается под вопросом. По свидетельству других очевидцев событий, выстрелы давали недолеты.
    Поскольку больше ничего нельзя было сделать, эскадра К. Анкаршерны с погруженными на суда эскадры войсками снялась с якоря и взяла курс на Бьёркё.
    Согласно рапорту Г. Любекера, по мере того как продолжалась погрузка войск русские находились в 1 ½ милях от Колганпя с пятью полками (вероятно около 6000) большую часть, которых составляли закален-ные в боях опытные солдаты, а также 2000 другун. Несмотря на это, по заявлению Г. Любекера, русские не отважились начать атаку и ждали подхода подкреплений в течение трех дней. Только лишь после их подхода – об их численности ничего неизвестно – русские атаковали силы Селенберга, которые храбро сражались до конца. Сколько человек пали в последнем бою либо были взяты в плен Г. Любекер не знал, точно также, как и мы не знаем этого сейчас.
    Несмотря на участие в бою значительного количества человек с обеих сторон на завершающем этапе эвакуации шведских войск, ни в Швеции, ни в России этому событию не придали большого значения. Для шведов эпизод на мысе Колганпя обозначил окончание кампании, которая не сделала чести шведскому оружию. Русские также не трубили в фанфары по этому поводу. Они сами были не очень расторопны, учи-тывая тяжелое положение сухопутной армии шведов и ее медленное передвижение. Изначально разделе-ние сил шведов, т.е. совместная атака на вновь приобретенные позиции русских на Неве и Финском заливе силами армии и флота, внушало уверенность. На первых этапах эскадра армейский корпус продемонстри-ровали превосходное взаимодействие, и в целом складывалось впечатление хорошо спланированной кам-пании с четко определенными целями .
    Бесславное досрочное окончание сухопутной кампании, наверняка, стало большой неожиданностью для правительства в Швеции, для русских, а также для К. Анкаршерны в Бьёркё и Н. Штромберга в Таллине. Последний с энтузиазмом поддержал идею перехода корпуса в Эстляндию, после переброски нескольких батальонов в Выборг для усиления финской обороны. Однако ждать этого Н. Штромбергу пришлось напрасно.
    Вероятно, ни К. Анкаршерна, ни Г. Любекер не придавали большого значения вынужденному забою кавалерийских лошадей, который пришлось осуществить перед самым отплытием от Колганпя. Г. Любекер с сожалением упоминает лишь потерю офицерских лошадей. Потеря 400 человек в основном саксонцев, ко-торых возможно было больше, для них, вероятно, представлялась достаточной платой за успешную в целом эвакуацию корпуса. На деле потеря лошадей была более ощутимой. Согласно подсчетам Э. Хорнборга корпус насчитывал около 4 000 кавалерийских и тягловых лошадей. Из этого числа около 200 было вывезено. Последствия этого забоя лошадей были ощутимы уже в Финляндии, где ощущался недостаток лошадей. Как пишет Э. Хорнборг в своей биографии Армфельта, это должно было быть плачевное зрелище, когда пешие кавалеристы в своих высоких ботфортах маршировали через Выборг, держа свои длинные палаши в руках .
    Но как бы то ни было, большей катастрофы удалось избежать, поскольку потеря более чем 11 200 человек убитыми и попавшими в плен в случае поражения на берегу мыса Колганпя, оказалась бы куда бо-лее ощутимой. Менее чем через год у Переволочны капитулировали остатки шведской армии, которых по данным Стилле было более 16 000 человек .
    Как видно из вышесказанного погрузка войск на Колганпя оказалась чрезвычайно трудной и риско-ванной операцией. Она была проведена со всей тщательностью, несмотря на постоянные штормы и грозя-щую опасность нападения со стороны русских, части которых, как полагали, были многочисленны и уком-плектованы хорошо обученными и хорошо экипированными солдатами. Из пятнадцати дней, которые про-должалась операция со 2 октября, на погрузку войск фактически ушло всего лишь три с половиной дня.

Возвращение ниенской эскадры

На этом трудности для эскадры не заканчивались. Возвращение домой в это время года также было сопря-жено со многими опасностями.
    Практически сразу же после завершения операции по перевозке войск в Выборг начались приго-товления к возвращению в Швецию. 17 октября эскадра вернулась в Бьёркё. 19 октября ушел шаутбенахт К. Спарре с кораблем Estland и бригантиной Göija. На следующий день паруса поставили два фрегата (Reval и Markus), за которыми вскоре последовали пять фрегатов, госпитальный корабль с 60 больными и ранеными на борту, а также два транспортных судна. Также должна была уйти в Швецию по возвращению из Выборга бригантина Höken. Об этом К. Анкаршерна писал 20 октября, добавив, что он намеревается остаться на месте еще некоторое время, дабы получить достаточно информации о дальнейших планах и действиях флота противника .
    В распоряжении К. Анкаршерны, решившегося остаться в Финском заливе еще на несколько недель осталась значительная часть эскадры, в которую вошли 6 кораблей, 3 фрегата и 2 бригантины. К. Анкаршерна, основываясь на опыте этой кампании и кампаниях предыдущих лет, считал, что как только шведские военные суда покинут свою стоянку в Бьёркё, русский флот также закончит свою кампанию.
    Ориентировочно 20 ноября К. Анкаршерна с оставшейся эскадрой на пути в Швецию бросил якорь на ревельском рейде. В Ревеле он не собирался останавливаться на долго, и вскоре эскадра вновь вышла в море, взяв курс на Карлскруну. Однако, как писал генерал-губернатор Н. Штромберг в комитет по обороне 23 ноября , эскадра вскоре (21 ноября) вернулась в Ревель из-за разразившегося шторма. Однако эскадра вернулась в Ревель без корабля Norrköping, потерпевшего крушение у острова Дагё 21 ноября. Окончательно эскадра смогла покинуть Ревель лишь 1 декабря, но все же четыре судна (корабль, фрегат, транспортное судно и галиот) пришлось оставить на зимовку, поскольку из-за болезней и высокой смертности в экипажах, людей для их укомплектования не хватило .
    В заключение следует отметить, что мучимый болезнью К. Анкаршерна держался до последнего. 30 декабря он присутствовал на заседании адмиралтейств-коллегии, где обсуждались его действия и без-действия во время кампании с постоянными нападками и обвинениями со стороны генерал-адмирала . На первом в новом году (2 января 1709 г.) заседании К. Анкаршерна по болезни присутствовать уже не смог и эта болезнь затянулась на очень долгое время.


Приложение №3
Ниенская эскадра в 1708 г.

Командующий эскадрой: Адмирал К. Анкаршерна

1-й дивизион флаг адмирала К. Анкаршерны
Halland, Göteborg, Reval, Wolgast, Mattias, Oxen, Kastor, Skorpion, Göija*

2-й дивизион флаг вице-адмирала К. Спарре
Gotland, Öland*, Viborg, Thomas, Fröken Eleonora, Höken, Väduren

3-й дивизион флаг шаутбенахта Ю.Э. Лилье
Estland, Norrköping, Livland*, Postiljon, Markus, Pollux, Jungfrun*

Из состава эскадры кампании 1708 года шесть судов принимали участие в кампании предыдущего года, а именно, корабли Öland и Livland, фрегаты Oxen и Markus, бригантины Göija и Pollux.
Суда помеченные «*» прибыли в качестве усиления эскадры во второй половине августа.


Не включены ссылки на документы и еще одно приложение собственной разработки по судам эскадры (таблица будет ужасно отражаться в форуме) с данными по постройке, ТТХ, командный состав и т.д. Но это полагаю не проблема самому составить при желании, зная состав эскадры.

Cheers!

#78 28.11.2014 08:05:30

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Для А. Иванова:

Нечего удивляться. Шведы всегда были крайне "объективны" в своих описаниях, храбрее их никого не было, и они бы победили, если бы
не крайне "неблагоприятные" обстоятельства во всех случаях. А вот русские никогда не могли толком воевать, но почему-то обстоятельства всегда им благоприятствовали. Я даже до упора спорил с Бенгтом Нильссоном о Полтаве. Последний утверждал,
что у шведов были 100% шансы победить громадную армию Петра, но опять же "неблагоприятные" обстоятельства. Хотя русские ввели в бой
всего лишь 10 000 человек, а вся остальная орда в битве не участвовала (см. академика Тарле).  Ужасно сожалел об этом Вольтер, будучи большим
поклонником шведского короля, в своей известной работе:
"Сomment les temps sont chаngés!" (Как изменились времена! Так жаль, что Карл не устроил Петру новую Нарву). Вот так Запад всегда нас любил и
объективно смотрел на исторические события!

Теперь о "фланговом порядке". В оригинале прямо стоит "flankordning", а теперь гадайте, что хотел сказать автор.
Вообще, если оценивать этот эпизод,
я просто удивлен, что у автора шведы не перебили всю русскую эскадру, а только якобы повредили три русских корабля. Да и зачем смотреть
журналы, ведь и так все ясно. Ведь Рааб сказал, что повредили и утопили, значит так и было. (см. утверждения американских СМИ о наличии на
Украине целой Кантемировской дивизии и еще кучи соединений. Ведь "одна тетка сказала", а это гораздо весомее русской пропаганды).

#79 28.11.2014 10:14:21

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Dmitriy S. написал:

#892459
Окончание

Большое спасибо, Дмитрий.

#80 28.11.2014 10:19:58

Алтаец
Участник форума
Сообщений: 287




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Уважаемый, Dmitriy S.! Большое спасибо за материал по 1708 г. Есть ли у вас 1706, 1707, 1709 и 1710 гг?
Я правильно прочитал вооружение шведских кораблей. например -  Norrköping (29/8, 1/12) - 29 8-ф и 1 12-ф?

#81 28.11.2014 11:06:00

Dmitriy S.
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Алтаец написал:

#892483
Есть ли у вас 1706, 1707, 1709 и 1710 гг?

По этим кампаниям на вскидку ничего не припоминается. Есть данные по 1711-13 годам. К примеру, можно посмотреть во втором томе сборника Några bidrag till Sveriges krigshistoria, åren 1711, 1712 och 1713, есть статья Svenska Orlogtsflottnns tillstånd автор Оскар II (да, да король Швеции Оскар II, ну баловался монарх публицистикой, что сделать!). Брал сборник где-то на archive.org

Алтаец написал:

#892483
Я правильно прочитал вооружение шведских кораблей. например -  Norrköping (29/8, 1/12) - 29 8-ф и 1 12-ф?

Согласно данным из работы Л.О. Берга из упомянутого выше Forum Navale #25 в кампанию 1708 года вооружение «Норчёпинга» составляли 52 орудия (20 – 12 ф., 20 – 6 ф., 12 – 3 ф.)

Cheers!

#82 28.11.2014 13:10:36

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Dmitriy S. написал:

#892491
Några bidrag till Sveriges krigshistoria, åren 1711, 1712 och 1713

Дмитрий, не дадите ссылку? Что-то я ничего не нашел.

#83 28.11.2014 13:19:52

Dmitriy S.
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Звиняйте, реквизиты сборника дал не полностью:
https://archive.org/details/kunglvitterhetsh22kung

Cheers!

#84 28.11.2014 14:15:40

Алтаец
Участник форума
Сообщений: 287




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

В кампании 1706, 1707, 1709 и 1710 гг. ничего особого не происходило. Состав шведского флота теперь есть. В принципе нужны только дата прихода и ухода шведов. Только было бы хорошо узнать шведскую версию эпизода с шнявой Фалк в 1709 г.

#85 28.11.2014 15:02:49

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Dmitriy S. написал:

#892518
реквизиты сборника

Большое спасибо.

#86 28.11.2014 15:30:09

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Алтаец написал:

#892527
узнать шведскую версию эпизода с шнявой Фалк в 1709 г.

О шведских силаз в Финском з-ве в 1709 г. я нигде ничего не видел.
После поражения Левенгаупта у Лесной в 1708 г. в Дании начались приготовления к мобилизации флота.
В августе 1709 г. датчане вооружили 12 ЛК для высадки десанта в Померании и Сконии.

#87 28.11.2014 15:56:12

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

О шведской эскадре в Финском заливе в 1711-1713 годах.

Скорее всего, данные Эда по 1711 году неверные. В частности, приведенные данные по кораблям касаются высадки на германском побережье, а не Финского залива.
В Финском заливе в 1711 году было всего 5 линейных кораблей. То же самое касается данных по 1712-1713 годам.

Вот все, что у меня есть по этому периоду:

1711  - 5 кор., 3 шнявы, 5 пакетботов  (Viborg)                                                                                                                                                                                                                     1712 -  9 кораб., 2 фрег., 4 шнявы (Viborg, Falken, Postiljon, Goija, Kräfta, Livland, Ösel)                                                                                                                                                  1713 – 8 linienskepp (линейных кораблей)(Ösel, Verden, Livland, Halland, Öland, Reval, Falk, Postiljon)

Мелкий эпизод 1712 года - столкновение русской эскадры со шведским отрядом (см. книгу Дена о русском флоте во времена Петра Великого).

#88 28.11.2014 17:10:40

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

viaternia написал:

#892552
данные Эда по 1711 году неверные

Эти данные взяты из 10-томной Bidrag til den Store Nordiske Krigs Historie; в 3-м томе - кампания 1711 г. Определенно говорится, что в Восточную Балтику были направленвы сперва отряд Лилье, а потом - барона Вахтмейстера. Они действовали одно время - порознь, одно время - совместно.
В 1713 г. у Лилье в Финском заливе: Halland 56, Osel 54*, Verden 54*, Liffland 56, Gottland 54, Estland 48*, Wachtmeister 50, Reval 40, Wollgast 28, Falken 26; * - эти были у Рааба.

#89 28.11.2014 17:15:32

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Dmitriy S. написал:

#892491
автор Оскар II

Я когда-то видел эту статью в роскошно изданном собрании сочинений короля (в Отделе редких книг Ленинки), с автографом короля, там операции шведского флота у Померании и Борнхольма; в книге больше приложений: выдержка из корабельного журнала датского флагмана "Элефантен", списки шведских транспортов с войсками - погибшими и захваченными в 1712 г.

#90 28.11.2014 20:19:05

Алтаец
Участник форума
Сообщений: 287




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Как теперь называется географический пункт  Харьявалт?

#91 28.11.2014 20:34:22

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Алтаец написал:

#892642
Как теперь называется географический пункт  Харьявалт?

Очевидно, Харьявалта.

#92 28.11.2014 23:43:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Уважаемый viaternia, вопрос несколько не в тему: есть ли у Вас какие-либо материалы по шведскому флоту в 1742-43 гг.?

И еще, имеются ли названия шведских кораблей, бывших в кампаниях в 1717-18 гг.? Можно примерно определить их по биографическому лексикону на сайте Псиландера, но это слишком приблизительно. Известно только, что в 1717 г. было вооружено 14 лин. кор. - 4 в 70-60 пушек и 10 - в 50-60.

#93 29.11.2014 07:40:39

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Уважаемый Ed!

В 1711 году эскадрой в Финском заливе командовал Улаф Хубертсон Верник (во дворянстве Вернфельт, дворянином он стал в конце 17-го века). У него
под командой было всего 5 линейных кораблей и мелкие суда (без фрегатов). Восточная Балтика - имеется в виду Померания и Висмар.
В 1712 году невскую эскадру возглавлял Густаф Ватранг, а в 1713 году Эрик Юхан Лиллье.
К сожалению, у меня нет данных по 1717-18 годам, единственно, что я могу - это дать правильную транскрипцию названий. Названия кораблей лучше смотреть
у Бенгта Нильссона, так как в книгах 19-го века идет еще старое правописание.
На каком сайте я могу найти упомянутый Вами десятитомник? Я просмотрел всю книгу Оскара 2-го, но там ничего нет по Финскому заливу.

#94 29.11.2014 08:02:10

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Для Алтайца

По компаниям 1706-1710 года Вы можете посмотреть members.tripod.com/Bengt_Nilsson в разделе о Псиландере. Там описана компания 1710 года и 1708 года и вкратце компании 1706, 1707 и 1709 годов, но все материалы на шведском языке.

#95 29.11.2014 08:41:28

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Уважаемый Еd!

По войне 1741-1743 года у меня материалов совсем немного. Естественно все наши издания, из шведских источников - "История шведского флота", там совсем немного материала (издание 1942-1943 года), а также книга Тернберга, которую я отрыл у себя в Вологде в областной библиотеке, но она сейчас выложена в сети на сайте шведской литературы. Правда, в ней только небольшая глава посвящена действиям на море.  Но, и конечно, Андерсен.

#96 29.11.2014 08:41:53

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Уважаемый Еd!

По войне 1741-1743 года у меня материалов совсем немного. Естественно все наши издания, из шведских источников - "История шведского флота", там совсем немного материала (издание 1942-1943 года), а также книга Тернберга, которую я отрыл у себя в Вологде в областной библиотеке, но она сейчас выложена в сети на сайте шведской литературы. Правда, в ней только небольшая глава посвящена действиям на море.  Но, и конечно, Андерсен.

#97 29.11.2014 09:08:40

Dmitriy S.
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Алтаец написал:

#892642
Как теперь называется географический пункт  Харьявалт?

Современное название Гора-Валдай подробнее тут

Cheers!

#98 29.11.2014 09:30:16

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

viaternia написал:

#892757
На каком сайте я могу найти упомянутый Вами десятитомник?

На archive.org я нашел только 1-й том (по 1700 г.).
А за инфу спвсибо.

#99 29.11.2014 11:10:01

viaternia
Гость




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Уважаемый Ed!

Давайте я заведу рубрику по войне со Швецией 1741-1743 года и начну перекидывать туда переводы со шведского. Дело в том, что по этой
войне у нас информация, в основном, из наших источников и от Андерсона. Буду делать по годам и начну с 1741 года. Вероятно, шведские материалы будут интересны и для других посетителей форума.

#100 29.11.2014 12:20:06

Алтаец
Участник форума
Сообщений: 287




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

viaternia написал:

#892759
Вы можете посмотреть members.tripod.com/Bengt_Nilsson в разделе о Псиландере

Можно поточней.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 … 15


Board footer