Страниц: 1

#1 07.01.2017 19:44:18

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Эпизод из Войны за Испанское Наследство

1

В нашей книге «Борьба за Испанское наследство» (М., «Вече», 2010) на стр. 131-132 приведен известный эпизод в Вест-Индии, когда коммодор Уоджер (вскоре ставший контр-адм.) атаковал около Портобело испанский конвой, шедший из Портобело в Картахену («бой у Бару»), в ходе боя флагман «Сан Хосе» взорвался (из 600 чел. спасли только 11), еще одно судно было захвачено, а другое загнано на берег и сожжено. Согласно английской версии, которой придерживались все английские историки, на Сан Хосе было от 5 до 30 млн песо (в серебре и золоте), и почти столько же на другом (бежавшем) испанском галеоне.
Но в последнее время испанские историки в своих статьях стали утверждать, что в действительности на испанских кораблях никаких больших денег не было, этот отряд должен был отвлечь внимание от «серебряного флота», который был в Гаване под эскортом французской эскадры Дюкасса, которая  в итоге сумела без помех уйти с богатым грузом в Испанию.
Критики английской версии, в частности, ссылались на то, что на захваченном 44-пуш. Санта-Крус было всего 13 шкатулок (сундучков) песо и 14 слитков серебра, причем это был частный груз. Какие же тут миллионы?!
Недавно удалось подробнее ознакомиться  с биографией Дюкасса и работой Карлы Филлипс (американской «прелести»), которая провела большую работу в архивах «Индий» в Симанке и нашла необходимые документы.
В действительности, дело обстояло следующим образом:
В  ноябре 1706 г. было решено доставить из Америки драгметаллы и «колониальные» товары для продолжения войны. Франция уже была полностью истощена, король Людовик распродавал свою серебряную и золотую посуду, продал свои троны, уволил массу придворных дармоедов (даже «выносителя королевских горшков»!).
Испанский король выделил 413528 песо для вооружения эскадры Дюкасса (из Бреста) для доставки грузов из Мексики, и 469642 песо для эскорта по доставке грузов из Перу.
12 октября 1707 г. Дюкасс, «начальник эскадры» (chef d’escadre, вроде, как контр-адм.) вышел из Бреста с:
Magnanime 72 флагман
Grand 72 (срезанный 86-пуш. 3-дечник)
Elisabeth 64 (англ. 70-пуш. приз)
Glorieux 64
Hercule 60
Thetis 44
Diane 42
Atalante 42
В начале 1708 г. эскадра прибыла на Мартинику, в феврале пришел из Бреста фрегат Ludlow 32 (англ. приз) с патентом флотского генерал-лейтенанта для Дюкасса от 27.12.1707) и инструкциями – идти в Ла-Рошель (а не в Испанию).
Известия об утеснениях французских купцов испанцами заставили Дюкасса в середине марта идти в Картахену. Он уладил дела и предложил генералу галеонов Хосе Сантильяну идти с вместе ним в Гавану, но испанец отказался, сославшись на то, что его корабли еще не были готовы. После этого  Дюкасс пошел кружным путем (через запад) для прикрытия галеонов из Вера-Крус под командованием племянника Хосе – Диего Сантильяна, у которого было два 40-пуш. военных корабля и 6 «галеонов» общим тоннажем в 2904 исп. тонн (исп. тонна=920 кг). Они вышли из Вера-Крус 1 мая и прибыли в Гавану 28 мая, часть пути они шли под эскортом Дюкасса; в Гаване обычно забирали большую часть сахара.
Между тем у Уоджера было всего: Expedition 70, Kingston 60, Portland 50 и брандер Vulture 8, Дюкасс был гораздо сильнее его и имел опыт войны с англичанами: в 1702 г. в бою у Санта-Марты (в Вест-Индии) он с 4 ЛК отбился от 7 англ. ЛК вице-адм. Бенбоу, так что версия о том, что испанцы (из Картахены) пытались отвлечь англичан от Дюкасса и flota de oro, не имеет оснований. Кстати, само это название - flota de oro – выдуманный новояз.
Из Америки испанцы отправляли два каравана:
Flota – формировался в Вера-Крус, там устраивалась оптовая ярмарка, куда испанские креолы-плантаторы привозили свои товары: сахар, табак, какао, шоколад, хлопок, черное и красное дерево, слитки меди, красители – индиго и кошениль, некоторые лекарства, драгоценные камни – жемчуг, аметисты, изумруды (в 1697 г. После взятия Картахены Пуанти преподнес королю Людовику изумруд «размером с кулак»). Обратным рейсом эти же корабли везли креолам в Америку то, чего у них не было – стекло, ткани, порох, оружие и т.п., а главное – ртуть, залежи которой имелись около Кадиса и которая использовалась для получения серебра из руды. Имелась на борту и монета, но обычно не особо много.
Galeones – формировались в Картахене и Портобело. Вот отсюда в основном и шли драгметаллы и драгоценные камни, поэтому для их охраны и перевозки использовались самые сильные испанские корабли.
Таким образом, «отвлекать» англичан от Дюкасса смысла не имело: Уоджер был гораздо слабее Дюкасса (да и не имел о его приходе никаких сведений), и главные богатства были совсем не на flota.
У меня сложилось такое впечатление: испанцы не без основания опасались, что французы захватят их серебро, поэтому Хосе Сантильян и отказался идти с Дюкассом в Гавану; вместо этого он 6 июня вышел из Портобело (где обычно чинились галеоны) в Картахену, тогда-то его и перехватил Уоджер (8 июня).
У генерала Хосе Сантильяна были:
San Jose 64 – Capitana флагман Сантильяна
San Joaquin 64 – Almiranta М.А. Вильянуэва
Santa Cruz 44 частный
Urca (транспорт) N.S. de Concepcion 40
Patache (шлюп) N.S. del Carmen 24
и 2 частных французских фрегата:
La Mieta 34
Santo Spirit 32
Что касается Дюкасса, он вскоре после выхода 1 июля из Гаваны, захватил 6 богатых призов. По испанским данным, Диего Сантильян вышел из Гаваны только 6 июля. По некоторым данным, Дюкасс с частью французов его флагмана перешел (временно) на испанский флагман («самый большой галеон»), судя по всему французы часть серебра успели: или перегрузить к себе, или привели часть галеонов в Ла-Рошель, хотя официально все корабли прибыли в Пасахес, около Бильбао. Сен-Симон сообщает, что было доставлено на 50 млн ливров драгметаллов (1 песо=3,5 ливра) и на 10 млн ливров товаров, при этом неясно, то ли это стоимость всех грузов, то ли – французская доля. Видимо, вместе у Дюкасса были и французские торговые с товарами, за которые испанцы заплатили серебром.
Кстати, тогда же французская эскадра привела галеоны из Перу в Брест, вместе с ними были и французские торговые, продавшие в Перу свои товары по очень высокой цене. Французы почти все серебро у испанцев отобрали и начеканили монеты на 16,5 млн ливров, испанцам дали всего 250 тыс. песо. 
Так что опасения Хосе Сантальяна были вполне обоснованы.
Теперь о том, сколько у него было, по данным Карлы Филлипс:
Вильянуэва с San Joaquin 64 в отчете сообщает, что песо (пиастры) были поделены с флагманом поровну: оба 64-пушечника имели по 547755 песо королевских налогов, т.е. 1,1 млн песо, т.е. 16,5 млн reales de vellon (низкопробная монетка с 50% серебра). Не исключено, что Уоджер узнал от пленных или купцов об этих реалах и спутал их с песо.
Но на обоих 64-пушечниках были и частные деньги; Вильянуэва в заключении отчета считает, что на флагмане было точно 775805 песо королевских денег, и если частное серебро было поделено поровну, то на погибшем San Jose 64  должно было бы быть всего от 9 до 9,75 млн песо.
Так что имеет смысл искать его останки.
Что же касается того, куда собирался идти Хосе Сантильян, пока не выяснено: то ли, в Гавану, то ли прямо в Испанию, то ли – отсидеться в укрепленной Картахене в ожидании подходящего времени для перехода в Испанию; Портобело был слабо укреплен.

#2 08.01.2017 22:38:12

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10355




Re: Эпизод из Войны за Испанское Наследство

К этому можно добавить следующее:
Генерал Галеонов Сантильян был графом Каса Алегре, властью ни с кем он делиться не желал, и, возможно, поэтому он медлил с присоединением к Дюкассу в Гаване, несмотря на приказ короля (Дюкасс был временно назначен капитан-генералом исп. флота). Он прибыл в Картахену в 1706 г., где оставался до 1708 г., его экипажи редели от дезертирства и болезней.
Между тем в Портобело началась ярмарка, как в Вера-Крус, туда же прибыли солдаты из Перу для пополнения экипажей Сантильяна. 5 января 1708 г. он отправился со своими кораблями в Портобело, пополнил экипажи и стал собирать налоги с купцов на ярмарке ("королевская пятерина"), собрал 1551609 песо и 28 мая отправился в Картахену. Все сборы и частные деньги были поровну поделены между 2-мя 64-пушечниками; серебро, захваченное на Санта-Крус 44п, было контрабандным (незарегистрированное), что было обычно - не платить налоги, да и король частенько захватывал частное имущество, когда своего не хватало. Отряд Сантильяна почти дошел до Картахены и был обнаружен англичанами чисто случайно.

Страниц: 1


Board footer