Сейчас на борту: 
rytik32,
Заинька,
Ольгерд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 17.03.2017 00:24:30

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

Тема подсказана вопросом, который возник у меня по поводу эллингов Балтийского завода. И как обычно получив ответы на один вопрос начинаешь копаться глубже и количество вопросов только увеличивается. Поэтому я взял на себя смелость сделать краткую обзорную тему по судостроительным заводам России периода броненосцев и снабдить её иллюстрациями. За основу взят, естественно, фундаментальный труд Николая Ивановича Дмитриева и Владимира Владимировича Колпычёва «Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей» 1909 г. Не смотря на фундаментальность, книга не лишена недомолвок, неточностей и просто ошибок. Постараемся, в меру сил, прояснить где, когда и что строили судостроительные заводы. (Хорошо быть умными имея под рукой интернет.) Временные рамки ограничим, приняв за отсчет условную дату -1863 год, когда закончила свою работу особая комиссия под председательством контр-адмирала Аркадия Васильевича Воеводского, работавшая в 1858-1862 годах, и закончив 1907 годом, накануне принятия Малой судостроительной программы.

Начнём с Санкт-Петербурга и со старейшего в России завода.

http://s014.radikal.ru/i326/1703/3d/2f9afeb559c9.png
"Военная энциклопедия" издания И.Д. Сытина, 1911 год.

Схема Нового адмиралтейства.
1. Мортонов эллинг.
2. Судостроительная мастерская №3.
3. Дом для дачи нарядов.
4. Открытый стапель.
5. Судостроительная мастерская №2.
6. Большой каменный эллинг.
7. Судостроительная мастерская "1.
8. Каменный эллинг.
9. Сад.
10. Строящаяся церковь.
11. Часовня.
12. Караульный дом.
13. Плазы, чертёжная и столярная мастерская.
14. Цистерна для нефти.
15. Шлюпочный сарай.
16. Литейная мастерская.
17. Шлюпочный сарай.
18. Шлюпочная мастерская.
19. Парильня.
20. Кладовая.
21. Медно-котельная.
22. Столовая.
23. Электрическая станция.
24. Хранилище катеров.
25. Металлический сарай для леса.
26. Гальванопластическая.
27. Кузница.
28. Сарай для угля.
29. Склады каменного угля.
30. Бывшая лесопилка.
31. Экипажные магазины.
32. Слесарная и токарная мастерские.
33. 34. Металлические сараи для леса.
35. Парусная и такелажная.
36. Краны (10 т).
37. Столовая для рабочих.
38. Службы для столовой.
39. Дом заведующего.

Строительство судов началось на Галерном дворе в 1713 году при Императоре Петре Великом, когда места в Санкт-Петербургском адмиралтействе стало не хватать. В 1800 году Император решил перенести верфь из центра города на Галерный двор. Верфь получила название Новое адмиралтейство. В царствование Императора Николая I на Новом адмиралтействе построены мастерские, склады и эллинги, многие из которых стоят до сих пор.

http://s014.radikal.ru/i327/1703/56/b8f27217a9ae.jpg
Акварель академика ИАХ Александра Семёновича Кудинова, архитектора, построившего во времена царствования Николая Павловича много зданий Морского ведомства. В частности здание Кронштадтского пароходного завода и казармы Гвардейского экипажа (Крюковские казармы), сейчас там ЦВММ.

Перечислим главные из них. В 1825 году построен деревянный эллинг длиной 285 футов (86,9 м) и шириной в свету 76 футов (23,2 м) для больших судов. В дальнейшем будем его именовать Большой деревянный эллинг. В 1861 году его отремонтировали и удлинили до 374 фута (114,1 м). В 1838 году окончили постройкой первый в России каменный эллинг. Длина 292 фута (89,1 м), ширина 70 футов 8 дюймов (21,6 м), в дальнейшем Малый каменный эллинг. В том же году построили мортонов эллинг длиной 560 футов (170,8 м) и грузоподъемностью 300 т.

http://s019.radikal.ru/i623/1703/70/dbd577c20804.jpg
Спуск на воду 12-пушечного корабля "Россия" 5 июля 1839 года. Корабль строился одновременно с Каменным эллингом.

http://s020.radikal.ru/i722/1703/00/427ca2c939c1.jpg
Спуск на воду 84-пушечного корабля "Прохор" 17 апреля 1851 года.

А вот здесь начинаются расхождения с Дмитриевым и Колпычёвым и с книгой «Военное судостроение на казённых верфях в С.-Петербурге» 1908 г. полковника Александра Павловича Шершова. Первые утверждают, что при Николае I, а последний, что в 1863 году, между каменным и деревянным эллингами был построен деревянный эллинг длиной 260 футов (79,3 м) и шириной 60 футов (18,3 м). Но на приведённых иллюстрациях и на фотографиях ниже хорошо видно, что между каменным и деревянным эллингом есть только каменные сараи для леса, а малый эллинг стоит правее Большого деревянного эллинга, на том месте где позже построят судостроительную мастерскую №3.

http://s56.radikal.ru/i154/1703/99/4dec4046542b.jpg
Вид на Новое адмиралтейство со стороны реки Мойки. Шлюпочный сарай, за ним плазы, чертёжная и столярная мастерская с башенкой, Новый каменный эллинг.

Для нужд металлического судостроения в 1863 году каменный сарай для леса рядом с Малым каменным эллингом переоборудовали в судостроительную мастерскую №1. А каменный сарай возле Большого деревянного эллинга в склад стали, позднее, в 1883 году и его переоборудовали в судостроительную мастерскую №2. В 1892 году был закончен строительством Большой каменный эллинг, длиной в свету 409 футов (124,8 м) и шириной 85 футов (25,9 м). В том же году между Большим деревянным и мортоновым эллингами начато строительство судостроительной мастерской №3, как раз на месте загадочного малого эллинга. В 1903 году опасаясь пожара после гибели крейсера «Витязь» Большой деревянный эллинг разобрали и стапель стал открытым. В таком виде Новое адмиралтейство вошло во вновь учреждённый 1 января 1908 года Адмиралтейский судостроительный завод.

http://s019.radikal.ru/i639/1703/df/bf10f590ec5d.jpg

Отредактированно Константин (25.03.2017 13:38:27)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#2 17.03.2017 00:27:48

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

Суда, построенные на Новом адмиралтействе с 1863 по 1908 годы.

- Броненосная башенная лодка «Ураган». Наряд на строительство выдан 11 апреля 1863 года, зачислена в списки 26 августа 1863 года, официально заложена 19 ноября 1863 года, спущена на воду 15 мая 1864 года, вышла на испытания 31 мая 1865 года. Малый каменный эллинг.

- Броненосная башенная лодка «Тифон». Наряд на строительство выдан 11 апреля 1863 года, зачислена в списки 26 августа 1863 года, официально заложена 19 ноября 1863 года, спущена на воду 14 июня 1864 года, вышла на испытания 19 июня 1865 года. Большой деревянный эллинг.

- Броненосный башенный фрегат «Адмирал Грейг». Наряд выдан 20 апреля 1865 года, зачислен в списки 29 мая 1865 года, официально заложен 8 ноября 1866 года, спущен на воду 16 августа 1868 года, вступил в строй в 1869 году. Малый каменный эллинг.

http://s020.radikal.ru/i721/1703/aa/e6a527fc321d.jpg

http://s014.radikal.ru/i326/1703/6e/77aac0b4085e.jpg

- Императорская яхта «Держава». Заложена 28 апреля 1866 года, зачислена в списки 23 апреля 1866 года, спущена на воду 31 июля 1871 года, вступила в строй в 1871 году. Большой деревянный эллинг.

http://i053.radikal.ru/1703/3c/62d86e18d9cf.jpg

- Клипер «Крейсер». Заложен 20 февраля 1873 года, зачислен в списки 27 июля 1873 года, спущен на воду 23 августа 1875 года, вступил в строй в 1876 году. Малый каменный эллинг.

http://s014.radikal.ru/i326/1703/c2/29a9f287453a.jpg

- Канонерская лодка «Ёрш». Заложена 3 октября 1873 года, зачислена в списки 22 июня 1873 года, спущена на воду 5 августа 1874 года, вступила в строй в 1875 году. Строительное место неизвестно.

- Клипер «Наездник». Зачислен в списки 26 февраля 1877 года, заложен в 1877 году, спущен на воду 14 сентября 1878 года, вступил в строй в 1879 году.

http://s019.radikal.ru/i603/1703/00/9dd93b3c3aa8.jpg

- Канонерская лодка «Бурун». Заложена 16 июня 1878 года, зачислена в списки 21 октября 1878 года, официально заложена 23 декабря 1878 года, спущена на воду 12 сентября 1879 года, вступила в строй в 1880 году. Большой деревянный эллинг.

- Канонерская лодка «Туча». Заложена 16 июня 1878 года, зачислена в списки 21 октября 1878 года, официально заложена 23 декабря 1878 года, спущена на воду 12 сентября 1879 года, вступила в строй в 1880 году. Большой деревянный эллинг.

- Канонерская лодка «Вихрь». Заложена 27 сентября 1878 года, зачислена в списки 21 октября 1878 года, спущена на воду 25 октября 1879 года, вступила в строй в 1880 году. Малый деревянный эллинг.

- Канонерская лодка «Буря». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Малый каменный эллинг.

- Канонерская лодка «Гроза». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Малый каменный эллинг.

http://s019.radikal.ru/i634/1703/1f/5f49bcef3181.jpg

Отредактированно Константин (23.03.2017 09:27:56)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#3 17.03.2017 12:35:40

67kak-vam
Гость




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

2

Константин написал:

#1142527
- Клипер «Крейсер». Заложен 20 февраля 1873 года, зачислен в списки 27 июля 1873 года, спущен на воду 23 августа 1875 года, вступил в строй в 1876 году. Строительное место неизвестно.

http://s014.radikal.ru/i326/1703/91/187b21b21043t.jpg

#4 17.03.2017 12:37:58

67kak-vam
Гость




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

Константин написал:

#1142527
- Канонерская лодка «Буря». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Строительное место неизвестно.

- Канонерская лодка «Гроза». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Строительное место неизвестно.

http://s019.radikal.ru/i634/1703/1f/5f49bcef3181t.jpg

#5 17.03.2017 18:07:15

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

67kak-vam написал:

#1142689

Коллега! Огромное спасибо!

По канонерским лодкам еще бы разобраться кто спускается, а кто уже на воде. Да сами картинки (мечтательно) бы в лучшем качестве бы!

ПыСы Внес изменения в пост.

Отредактированно Константин (17.03.2017 18:08:17)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#6 18.03.2017 12:46:41

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Прояснилась и технология постройки канонерских лодок. Их строили одновременно на одном стапеле. В один день и спускали.

http://ic.pics.livejournal.com/seaface2/76454494/32893/32893_600.jpg


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#7 18.03.2017 19:33:59

vladimir romanov
Участник форума
из СССР
Сообщений: 1047




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

2

В дополнение к Дмитриеву-Колпычеву:


Описание Балтийского завода, 1908 - http://my-files.ru/zum5wx/11Baltic_plant_1908.rar

Шершов А. П., Военное судостроение, 1908 - http://my-files.ru/3kgs4d/12Voennoe_shi … g_1908.rar

Описание Ижорского завода, 1908 - http://my-files.ru/osigdz/9Idzorsky_zavod_1908.rar

Описание Кронштадтского дока, 1911 -  http://my-files.ru/lgtn8v/Dok_Kronstadt_1911.rar

Описание Николаевского завода, 1911  -  http://my-files.ru/6w6dwk/415_Nikolaev_zavod_1911.rar

Описание Ревельского завода, 1912  -  http://my-files.ru/ts8pm2/416_Zavod_Revel_1912.rar


Подвергай все сомнению...

#8 19.03.2017 00:58:44

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

vladimir romanov написал:

#1143133
В дополнение к Дмитриеву-Колпычеву:[/quote]
Шершова я уже упомянул. До остальных ещё не дошло.
Но большое спасибо!

Владимир! А есть у Вас такая же рекламная книга, как по Ревельскому заводу, по Путиловской верфи? Она выпускалась в том же году, её упоминает Виноградов в "Исполинах".

ПыСы Споткнулся на миноносцах типа Поти Нового адмиралтейства. На неделе побегу покупать новую книгу Афонина.

Отредактированно Константин (19.03.2017 01:10:37)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#9 19.03.2017 01:06:39

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

http://s014.radikal.ru/i329/1703/60/2afb577e8a19t.jpg  Спуск на воду клипера "Наездник"


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#10 19.03.2017 01:15:14

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Strannik4465 написал:

#1143206
Спуск на воду клипера "Наездник

Большое русское мерси!


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#11 19.03.2017 07:25:26

vladimir romanov
Участник форума
из СССР
Сообщений: 1047




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Путиловская судостроительная верфь: - http://humus.livejournal.com/4130273.html ;  -  http://and110.ucoz.ru/PRE/44/PUT.html


Подвергай все сомнению...

#12 19.03.2017 09:39:10

sam7
Участник форума
Сообщений: 104




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

Балтийский завод

План Балтийского завода в 1856-м и 1857-м годах.

Панорама Балтийского завода в 1870-е.

Деревянный (слева) и каменный (справа) эллинги Балтийского завода, 1890-е.

"Победа" в деревянном эллинге 11 мая 1900 г. перед спуском.

Возведение нового стапеля в 1911 году.

http://s45.radikal.ru/i108/1703/21/9f3b0c18466ft.jpg

http://s020.radikal.ru/i704/1703/08/1ddbeb0bde1dt.jpg

http://s020.radikal.ru/i705/1703/86/d9ae9ab1851at.jpg

http://s19.radikal.ru/i192/1703/d8/86e6e67bdfbet.jpg

http://s020.radikal.ru/i718/1703/f5/232281d21e1ft.jpg

Отредактированно sam7 (19.03.2017 09:50:27)

#13 19.03.2017 11:58:20

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

vladimir romanov написал:

#1143222
Путиловская судостроительная верфь:[/quote]
Фотоальбомы от Хумуса у меня есть. Речь идет о "Общество Путиловских заводов. Предполагаемое расширение Путиловского завода для надобностей военного судостроения". - СПб, 1912


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#14 19.03.2017 12:49:14

sam7
Участник форума
Сообщений: 104




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Константин написал:

#1142526
Тема подсказана вопросом, который возник у меня по поводу эллингов Балтийского завода.

А что именно интересует по эллингам БЗ?

У меня есть двухтомник "История Балтийского завода", которого не было в продаже.

Может там что-то есть?

#15 19.03.2017 13:18:27

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

sam7 написал:

#1143252
У меня есть двухтомник "История Балтийского завода", которого не было в продаже.

Коллега! Издание какого года? Очень надеюсь, что  Шуляковский, О.Б. История Балтийского завода 1856-1925. Том 1 СПб: Гидрометеоиздат 2003 года
Но такую книгу надо читать. С наскока не возьмеш.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#16 19.03.2017 13:23:14

sam7
Участник форума
Сообщений: 104




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Да, первый том 2003 г.

У меня большинство книг, которые заводы выпускали, есть.
Возможно, не все.

#17 19.03.2017 17:59:15

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

http://s03.radikal.ru/i176/1703/71/3203afe8ba7ft.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#18 19.03.2017 18:27:21

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

http://s014.radikal.ru/i328/1703/6a/e98414e7d6f9t.jpg Спуск на воду "Минина" на заводе  Семянникова и Полетики.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#19 19.03.2017 22:54:52

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Strannik4465 написал:

#1143319
Спуск на воду "Минина" на заводе  Семянникова и Полетики.

Спуск "Победы" уже есть во всех ракурсах. А за "Минина" спасибо!


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#20 20.03.2017 04:30:58

67kak-vam
Гость




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

Константин написал:

#1142527
- Императорская яхта «Держава». Заложена 28 апреля 1866 года, зачислена в списки 23 апреля 1866 года, спущена на воду 31 июля 1871 года, вступила в строй в 1871 году. Строительное место неизвестно.

http://s020.radikal.ru/i723/1703/ef/39c77668c78at.jpg

#21 21.03.2017 19:29:58

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

http://s013.radikal.ru/i323/1703/54/504b8ded16a5t.jpg  "Сисой Великий" на стапеле Нового Адмиралтейства.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#22 21.03.2017 21:36:38

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

Ваше превосходительство! Спасибо, но эта фотография есть!
Может у кого есть последний Мидель Афонина "Первые миноносцы"?


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#23 21.03.2017 23:01:48

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

http://s04.radikal.ru/i177/1703/46/76b4ca5e58c6t.jpg  Балтийский завод худ Н.Прокофьев  ЦВММ


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#24 21.03.2017 23:02:37

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

1

http://s013.radikal.ru/i322/1703/c1/0528b2c75bdet.jpgН-Адмиралтейство худ. Кудинов ЦВММ

Отредактированно Strannik4465 (21.03.2017 23:03:45)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#25 21.03.2017 23:09:39

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 43267




Re: Судостроительные заводы России. Корабли и стапели.

В 1860 гоу первые два клипера третьей серии  "Алмаз" и "Жемчуг" начали строить  на Галерном островке, в каменном эллинге рядом со строящимся корпусом фрегата «Дмитрий Донской». Для этого строители удлинили стапель, над местом постройки клиперов сделали крышу со стеклянными рамами на столбах, а пространство между столбами обшили досками со всех сторон. Кроме того, был создан временный плаз и при нем небольшая теплая столярная  мастерская.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

Страниц: 1 2 3


Board footer