Сейчас на борту: 
lom,
Reductor1111,
shuricos,
Strannik4465,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 24.01.2015 09:24:03

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#912394
Я ведь писал о полных текстах приказов в личных (повторяю: в личных) делах

Этот приказ из личного дела Кара С.И., хранящегося в РГА ВМФ. Ф.Р-2192. Оп. 2. Д. 6228. Л. 8.

#27 24.01.2015 17:06:49

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Еще один выпускник ВМА указанного периода.

Стасевич Павел Григорьевич (1896 — 1938, Москва) — капитан 1 ранга (1935).
Белорус, образование высшее, член ВКП(б).
До Октябрьской революции - низший чин в Службе наблюдения и связи (СНиС). Окончил ВМА в 1926 году.
В 1931 году — помощник начальника штаба Морских сил Балтийского моря (И.К. Кожанова), в 1931—1933 годах — начальник штаба Морских сил Балтийского моря, в 1933—1936 годах — начальник Военно-Морской Академии, в 1936-1937 — начальник Морского отдела Генерального штаба РККА, в 1937 — начальник Штаба Морских Сил РККА.
Арестован 13 января 1938 года. Основанием для ареста послужили показания бывшего начальника Морских Сил РККА Р.А. Муклевича (к тому времени бывшего заместителя наркома оборонной промышленности СССР). На следствии Стасевич после сильных побоев вынужденно признал свою вину (чтобы дожить до суда).
15 марта 1938 года на заседании Военной коллегии Верховного суда (ВКВС) СССР, рассматривавшей дело по обвинению его в участии в контрреволюционной террористической организации, он свою вину не признал. Но несмотря на это, судьями был признан виновным по всем пунктам обвинения и приговорён "к высшей мере наказания с конфискацией лично принадлежавшего ему имущества и лишением воинского звания".
Расстрелян в день вынесения приговора.
В ходе дополнительной проверки в 1956 году было установлено, что Стасевич был осужден необоснованно и 8 сентября 1956 года он был посмертно реабилитирован.

#28 25.01.2015 13:10:08

VIC-2
Гость




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Спасибо. Однако речь шла о полных текстах приказов о назначениях (назначении), а существование в личных делах материалов, характеризующих личность (а именно таковым является представленный Вами приказ) явление обычное и даже обязательное. Как и аттестации, характеристики и т.п. С уважением.

#29 25.01.2015 13:26:39

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#912394
как командующий флотом Кожанов И.К. реагировал на арест подчинённого ему командира крейсера С.И.Кара?

К сожалению, у меня нет материлов о реакции И.К. Кожанова на арест именно С.И. Кары. Давно хочу найти возможность найти канал связи с кинорежиссером Карой, чтобы узнать у него насчет возможного родства с репрессированным бывшим военмором с "Автроила".

#30 25.01.2015 13:33:15

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#912891
существование в личных делах материалов, характеризующих личность (а именно таковым является представленный Вами приказ) явление обычное и даже обязательное. Как и аттестации, характеристики и т.п.

В дополнение к уже представленным материалам, даю цитату из книги Варгина Н.Ф. Флагман флота Кожанов. - М.: Воениздат, 1980. С. 88-91.

«В конце 1929-го и в январе 1930 г. Научно-уставное совещание при Управлении Военно-Морских Сил готовило окончательный проект Боевого устава, так как все прежние варианты по разным причинам оказались неудовлетворительными. Возвратившийся к этому времени из Японии Кожанов был привлечен к работе совещания – многие основные положения его дипломной работы получили признание и поддержку и легли в основу окончательного проекта.
С 29 февраля 1930 г. приказом Реввоенсовета СССР Боевой устав Военно-Морских Сил РККА был введен в действие. Это стало большим событием. Ясные ответы на многие давно волновавшие моряков вопросы, определение задач каждого флотского оружия, создание условий для проявления крмандирами инициативы, требование смелости и решительности, сочетаемых с готовностью отвечать за свое решение, – таковы главные черты устава, открывавшего широкие возможности для творческого подхода к решению боевых задач с учетом последних достижений науки и техники, для укрепления и совершенствования флота.
В приказе Реввоенсовета подчеркивалось: устав не дает шаблонов и его указания надлежит применять, строго сообразуясь с обстановкой.
Кожанов испытывал огромное удовлетворение, делился соображениеми с приехавшим по служебным делам в Москву К.И. Душеновым – начальником и комиссаром Военно-морской академии, развивал идею борьбы за самостоятельное творческое мышление каждого командира.
При рассмотрении вопроса о дальнейшей службе Кожанова командование Военно-Морских Сил пришло к выводу: достоин назначения командующим флотом, но вспомнили, что он не проходил после окончания академии стажировки на корабле. Можно было бы обойтись без этого – такое по указанию Народного комиссара бывало, – но Иван кузьмич настоятельно просил не делать для него исключений.
27 февраля в Штабе Морских сил Балтийского моря получили из Москвы телеграмму с просьбой сообщить, на какой эскадренный миноносец назначить старшим помощником стажера Кожанова.
– Значит, он вернулся из Японии, – заметил начальник Морских сил М.В. Викторов. – Но почему на эсминец?
– Это на него похоже: хочет досконально изучить корабельную службу. – И начальник Штаба связался по телефону с командиром Бригады эсминцев.
– Кожанова старпомом? – удивился тот. – Вот это новость!
– Видимо, он сам попросился на такую должность.
– Ну, тогда на «Урицкий» к Георгиади. Они ведь оба воевали на Волге. Вероятно, жаже знакомы.
Через несколько дней И.А. Георгиади увидел перед собой аккуратно одетого, подтянутого моряка, рапортующего о прибытии.
«О кожановцах-десантниках я часто слышал и видел их не раз во время службы на Волжской флотилии, но с самим Кожановым знаком не был, – вспоминал потом Георгиади. – Увидев его на корабле, я подумал, как-то он будет чувствовать себя в скромной и хлопотливой должности старпома? Ведь у него за плечами немало больших морских постов. Сомнения мои скоро рассеялись. Кожанов энергично взялся за дело, досконально изучал эсминец. Не гнушался учиться у сташин-специалистов. Излазил с ними весь корабль, подробно распрашивал обо всем, а по ночам сидел за инструкциями и наставлениями. Скоро на «Урицком» все почувствовали его властный характер. Спокойно, не повышая голоса, он умел добиться нужных результатов от самых разболтанных и неорганизованных моряков. Порядок на корабле стал образцовым».
Иван Александрович говорил, что взаимоотношения у него с Кожановым были прекрасными и лучшего помощника он никогда не имел. «Замечу, что присутствие на эсминце прославленного десантника, человека, о котором ходили легенды, придавало какой-то особый отпечаток отношению к нему команды».
Незаметно приблизилась весна. На «Урицком» сняли деревянные тамбуры, в середине апреля он перешел на летнее положение. В кампании 1930 г. командам эсминцев пришлось многоработать: в программу входили состязательные артиллерийские стрельбы, тактические учения с торпедными атаками и постановкой параванов, ночные атаки и контратаки с прожекторами, разведка в море, а в конце кампании – двустороннее тактическое учение в Финском заливе.
В конце сентября Георгиади перевели в академию, а Кожанов занял его место до конца стажирвки. Ему и пришлось докладывать в штаб о завершении программы учебно-боевой подготовки за 1930 год – первый доклад в качестве командира корабля. Как усегда, он собрал командный состав и начал откровенный разгоавор о прошедшей кампании.
– Первое слово минеру. Прошу, Иван Георгиевич.
– Почти все тактические упражнения выполнены довольно успешно, – доложил И.Г. Новиков. – Но жаль, что мало уделялось внимания постановке мин заграждения, а она на войне станет содержанием боевой работы наравне с торпедными атаками.
– Демьян Корнеевич! – Кожанов пригласил к беседе артиллериста Лейбака.
– Хвалиться особенно нечем. Вы знаете о слабой подготовке комендоров.
Высказали свои соображения штурман Ф.В. Зазуля (впоследствии адмирал), инженер-механик, связист. Командир стал писать доклад. Удивительно самокритичен этот документ, в нем отражены все черты кожановского стиля работы.
Верно, «Урицкий» не пропустил ни одного бригадного и общефлоского учения, прошел за кампанию 6654 мили за 508 ходовых часов. Ходовых дней 68, стоянок в гавани на якоре – 59 дней, на рейде – 30. Эсминец вступил в кампанию после трехлетнего перерыва, вызванного капитальным ремонтом, ушел с верфи с незаконченным ремонтом механизмов, но рационализаторы электромеханической службы обеспечили бесперебойное плавание. Верно, что хорошо использовалось торпедное оружие.
Посматривая в иллюминатор на слабо освещенный Кронштадт, он писал: «Но велики и наши недостатки: отсутствует работа с комсоставом, не научились правильно использовать каждый час учебного и служебного времени. Есть претензии и к штабу: мало бывают флагспециалисты на кораблях, плохо знают, что на них делается». Затем последовал ряд предложений. Далеко не всем понравился доклад командира «Урицкого», но для него это не имело значения.
Вопрос о назначении Кожанова после стажировки начальником Морских сил Черного моря был предрешен, но народный комиссар признал целесообразным сначала дать ему возможность изучить на практике штабную службу. 21 января 1931 г. командир «Урицкого» стал начальником Штаба Морских сил Балтийского моря».

#31 25.01.2015 17:28:14

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#912891
существование в личных делах материалов, характеризующих личность (а именно таковым является представленный Вами приказ) явление обычное и даже обязательное. Как и аттестации, характеристики и т.п.

Окончание цитаты из книги Варгина Н.Ф. Флагман флота Кожанов. - М.: Воениздат, 1980. С. 91-94.

«В те годы на Балтике служило много известных, заслуженных моряков: Л.М. Галлер командовал дивизией линейных кораблей, Н.Н. Несвицкий – линкором «Октябрьская революция», на линкоре «Марат» служил Н.Ю. Озаровский, А.Б. Елисеев возглавлял Береговую оборону. Да и молодые командиры, окончившие академию, показали себя способными продолжать дело старших товарищей: З.А. Закупнев – командир Бригады эсминцев, П.И. Смирнов – командир дивизиона эсминцев.
В штабе Кожанов увидел много знакомых людей, на помощь которых можно было рассчитывать. Среди них несколько «академиков».
– Павел Георгиевич, рассчитываю на твой опыт и знания, – сказал он своему помощнику П.Г. Стасевичу.
– Рад встретиться, Иван Кузьмич!
Стасевич, друг и товарищ, подробно ознакомил начальника штаба с организацией службы, высказал свое мнение о флагманских специалистах, о командирах соединений, поделился мыслями о путях и средствах решения основных проблем флота.
– Иван Кузьмич Кожанов сразу же начал у всех нас учиться, – вспоминал капитан 1 ранга И.Г. Карпов, служивший тогда начальником распорядительной части штаба. – Самым подробным образом ознакомился он со всеми отделами и службами, внимательно прислушивался к советам и мнениям сослуживцев. Некоторые старые специалисты несколько скептически отнеслись к его назначению, полагая, что у нового начальника штаба нет необходимого морского опыта. Кожанов, видимо, чувствовалэто и вел себя настолько разумно и тактично, что первоначальное недоверие стало уступать место невольному уважению.
Иван Григорьевич с добрым чувством вспоминал о Кожанове как о человеке:
– Он умел быть и требовательным начальником, и простым, дружески расположенным товарищем, живо откликался на разумную инициативу, поддерживал ее. На его приятном, восточного типа лице я никогда не видел выражения злости. Он владел собой в любых обстоятельствах, был обаятелен, и авторитет его рос с каждым днем.
Как-то весной члены Реввоенсовета попросили бывшего военно-морского атташе рассказать командному составу о Японии и ее флоте. Зал был переполнен. Интерес к вопросу – огромный.
– По должности своей два с половиной года в пределах возможного изучал Морские силы нашего дальневосточного соседа. Доводилось мне кое-что наблюдать и ранее, во время службы во Владивостоке в двадцатые годы. Только что окончилась Гражданская война, японский экспедиционный корпус был вынужден убраться с нашей земли, но японские военные корабли еще долго вели себя как окупанты, а мы не располагали тогда необходимыми Морскими силами, чтобы поставить их на место. Действовать приходилось лишь дипломатическими средствами.
Он поделился своими впечатлениями о японском военном флоте, его организации, об офицерах и матросах.
– Представьте себе японского офицера на берегу. Какой-то увалень. Идет с зонтиком. Ничего военного. А на корабле – любо посмотреть: подтянут, энергичен, властен, дело знает прекрасно.
Начальник штаба очень тонко дал почувствовать аудитории необходимость каждому быть на корабле достойным своего положения и примером для подчиненных. Рассказывая о быте японцев, он привлек внимание к особенностям их национального характера, трудолюбию, аккуратности, подчеркнул  значение традиций, держащих в плену миллионы людей.
– Вот, видите? – Он поднял над головой кривой японский кинжал, подаренный ему одним офицером. – Таким оружием самураи делают харакири.
Надолго запомнилась кронштадтцам встерча с бывшим атташе.
– Вполне современный флот, с высокой организацией службы и прекрасным личным составом. – Кожанов и Стасевич шди к Морскому собору, около которого они жили в маленьких деревянных домиках. – Многому у японцев можно поучиться.
– Кто знает, – в раздумье говорил Стасевич, – не столкнет ли нас с ними в будущем судьба на полях и морях войны?
– Ты коснулся громадной и сложной проблемы. Все будет, думаю, зависеть от общей международной обстановки, от нашей экономической и военной силы, – отвечая другу, проговорил Кожанов.
В штабе подводились итоги закончившегося этапа боевой подготовки, готовилась директива Реввоенсовета.
– Мы выслушали доклады флагманских специалистов, – говорил на совещании Кожанов, – и видим наши недостатки. Чем можно объяснить, например, то, что эсминец налетел на Голландском плесе на павучую льдину, переломил форштевень у ватерлинии и затопил таранное отделение? Или то, что одна подлодка таранила другую?
Перечислив и другие случаи аварий, Кожанов указал на основные причины: халатность командного состава, плохая организация службы, слабая подготовка краснофлотцев, низкая дисциплина.
– Мы не доросли еще до уровня боевой подготовки в составе соединения. Нам еще предстоит как следует занятться одиночной подготовкой каждого корабля, – подытожил начальник штаба.
В конце июня Реввоенсовет с походным штабом инспектировал на рейде Ручьи корабли флота. Тщательно проверялись башни, погреба боезапасов, помещения торпедных аппаратов, центрального поста управления, турбин, кочегарок. Проводились боевые тревоги. Ночью, во время сна команды, осматривались кубрики. Несколько дней Кожанов провел в Бригаде подводных лодок, жил на базе «Полярная звезда». Впервые в истории Красного флота начальник штаба совершил поход на подлодке из Кронштадта в Лужскую губу. И впервые эта лодка провела учение на швартовых в гавани, и затем пошла на погружение. Кожанов проследил работу по подготовке к погружению, дифферентовке и погружению. Когда лодка всплыла, к ней подошел катер, и И.Г. Карпов доставил Кожанова на линкор «Марат», где члены Реввоенсовета поздравили его с назначением на пост начальника Морских сил Черного моря. На дежурный эсминец передали семафор «Приготовиться к походу». Одновременно с прибытием Кожанова на корабль был поднят флаг начальника Морских сил Балтийского моря».

#32 28.01.2015 18:28:32

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Еще один выпускник ВМА тех лет.

Калачёв, Владимир Петрович (1896, Сестрорецк — 14 июня 1938, Москва) — советский военно-морской деятель, штабной работник, капитан 1-го ранга. Русский, кандидат в члены ВКП(б), образование высшее. Окончил ВМА в 1925 г.
В 1925 г. - начальник Стратегического отдела Оперативного управления штаба РККФ.
В 1926 - 1936 гг.  - начальник Морского отдела Оперативного управления Штаба РККА.
В 1936-1937 гг. - слушатель первого набора  Академии Генштаба.
В 1937 году — начальник штаба Черноморского флота.
В 1937 году — начальник штаба Управления ВМС РККА.
В 1937—1938 — заместитель начальника Главного морского штаба.
Проживал в Москве на улице Воровского, дом 28, квартира 18.
Арестован 17 февраля 1938 года.
Приговорён ВКВС СССР 14 июня того же года по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян в день вынесения приговора.
Реабилитирован 20 августа 1955 года.

#33 02.02.2015 13:21:05

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

При Военно-морской академии существовали Высшие академические курсы (ВМАК) и Курсы усовершенствования  высшего начальствующего состава (КУВНАС).

ВМАК были организованы начальником Управления высших учебных заведений РККФ В.М. Орловым. Этот флотский деятель отличался большими амбициями. По воспоминаниям Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, уже будучи позже командующим Морскими силами Черного моря, В.М. Орлов, из чувства престижа, никогда не держал свой флаг на кораблях ниже 2-го ранга. А вот, комфлот на Черном море И.К. Кожанов ходил и на торпедном катере и на подводной лодке.
Из-за такой гордыни, В.М. Орлов не мог себе позволить сесть на три года за парту с другими слушателями ВМА, и он придумал ВМАК.
Первый набор на ВМАК состоялся осенью 1925 года. Среди слушателей ВМАК первого набора были: Васильев А.В., Васильев В.К., Викторов М.В., Галлер Л.М., Орлов В.М., Степанов Г.А., Ставицкий С.П., Озолин Я.И., Ралль Ю.Ф., Иконников А.А., Хвицкий С.А.,  Несвицкий Н.Н.
Все они успешно закончили ВМАК в апреле 1926 года. После этого, осенью 1926 года В.М. Орлов был назначен командующим на Черное море.

В 1926 году состоялся первый набор на КУВНАС. Среди слушателей этого набора был будущий командующий Каспийской флотилией Г.П. Галкин. Выпуск первого набора состоялся весной 1927 года. В последующем многие флотские военачальники прошли подготовку на КУВНАС.

#34 04.02.2015 21:52:58

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Еще один выпускник ВМА.

Тошаков, Аркадий Александрович (30 августа 1887 — 22 августа 1938) — советский военно-морской деятель.
Из дворян, русский, образование высшее, беспартийный. Окончил Морской кадетский корпус в 1908. Гардемарин знаменитого Мессинского выпуска, оказывал помощь при сильнейшем землетрясении в Европе, награждён в числе всего личного состава серебряной медалью на бело-зелёной ленте.
После Революций остался в РСФСР. Арестован первый раз ВЧК в 1919.
В 1920 году окончил ВМА.  Одно время возглавлял Штаб Морских Сил Республики Советов. С 1926 по 1927 занимал должность начальника Учебно-строевого управления (УСУ) ВМС РККА.
С ноября 1927 по апрель 1930 года служил в должности начальника штаба Морских сил Балтийского моря.
Арестован второй раз ОГПУ в ноябре 1930 по «Гвардейскому делу». Коллегией ОГПУ 30 апреля 1931 осуждён на 10 лет ИТЛ, выпущен в 1935.  Его бывшая жена Татьяна Михайловна и дочь Татьяна Аркадьевна высланы из Ленинграда в этом же году.
После 1935 работал начальником отделения обстановки пути технического отдела Волгостроя НКВД.
В Ленинграде проживал на Васильевском острове, 1-я линия, дом 2.
В Рыбинске - улица Старая Ершовская, дом 19.
Арестован третий раз НКВД 23 февраля 1938. Осуждён 22 августа 1938 Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в шпионаже, расстрелян в день вынесения приговора вместе со сменившим его в 1930 году на посту начальника штаба Морских сил Балтийского моря И.К. Кожановым. Место расстрела: Московская область, полигон Коммунарка. Реабилитирован 11 января 1969 тем же судебным органом.

#35 05.02.2015 00:04:09

VIC-2
Гость




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

А как быть с приказом РВС СССР о назначении (с 1-го июня 1930 г.) преподавателем ВМА Тошакова Аркадия Александровича, начальника штаба МСБМ??

#36 05.02.2015 11:45:38

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#917233
А как быть с приказом РВС СССР о назначении (с 1-го июня 1930 г.) преподавателем ВМА Тошакова Аркадия Александровича, начальника штаба МСБМ??

Благодарю за ликвидацию "белого пятна". Этого нет в доступных источниках.
Известно, что до назначения И.К. Кожанова на должность начштаба МСБМ, временно исполняли обязанности начштаба Л.М. Галлер и П.Г. Стасевич.

#37 19.02.2015 11:11:13

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Из книги Ананьина И.А. Корабли нашей юности. - Л. : Лениздат, 1974. С. 32-34.

"Однажды мне пришлось ближе познакомиться с командующим Морскими силами Черного моря И.К. Кожановым.
Мой катер находился в составе дежурного звена. После обеда вдруг вызывают в штаб и приказывают идти на Евпаторийский рейд к крейсеру "Красный Кавказ". Остальные указания я должен был получить на месте.
Море как будто замерло. В такую погоду пройтись одному, без опасения увалиться в сторону, не выдержать дистанцию. запоздать с выполнением эволюции, - одно удовольствие.
Миновав Константиновский буй, прибавляю скорость. Катер идет с приподнятым над водой носом спокойно, без толчков, лишь слегка покачиваясь на легкой зыби. Взбудораженая винтами вода пенным следом ложится за кормой. Изредка оглядываясь на него, я с удовольствием убеждаюсь в том, что веду катер точно по намеченному курсу, не виляя...
Вскоре на горизонте показались силуэты кораблей. Опознаю среди них по характерным мачтам крейсер "Красный Кавказ" и ложусь курсом на него, подняв позывные. С мостика крейсера нам что-то пишут. Боцман, прислонившись спиной к рубке, читает, непрерывно делая отмашку флажком, что значит "понял". потом оборачивается ко мне лицом и кричит по ветру:
- Товарищ командир! Приказано подойти к правому трапу!
соображаю, раз к правому, значит придется кого-то брать из начальства, так как с этого борта сходит преимущественно командный состав (поэтому-то трап с правого борта называется парадным).
Дав необходимые указания, разворачиваюсь и захожу к правому борту крейсера с кормы. На верхней площадке трапа дежурный командир. Он делает приглашающий жест рукой. На юте уже готовы к приему катера. Стопорю моторы, и катер по инерции подходит к борту. Боцман с отпорным крюком уже на носу, он знает, чем может для нас окончиться удар о трап. Кажется, все хорошо.
Дежурный командир, с любопытством наблюдавший за нашей швартовкой, свешивается слегка через поручни трапа и говорит мне в мегафон:
- Сейчас пойдете с комфлотом в Севастополь.
Боцман лостает трехзвездный флаг командующего и поспешно готовит катер к приему Кожанова".

Отредактированно Flagman.Flota2ranga (23.05.2015 08:56:42)

#38 20.02.2015 11:24:30

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Из книги Ананьина И.А. Корабли нашей юности. - Л. : Лениздат, 1974. С. 34-36.

Продолжение

"Сегодня воскресенье. На палубе крейсера тихо и чисто. После утренней большой приборки деревянный настил еще не совсем просох. Чувствуется, что под растянутым над ютом тентом прохладно. Какая-то особая чистота и порядок царят на корабле. Вахта одета по форме № 1. Краснофлотцы в чистом рабочем платье. Все вымыто, надраено и поблескивает свежей краской. Я ловлю себя на мысли, что неплохо было бы поплавать на таком корабле.
Прозвучал сигнал большого сбора. У трапа выстроена вахта. Сейчас комфлот будет сходить с крейсера.
Раздается команда "Смирно", и на верхней площадке трапа появляется Кожанов. Он быстро сбегает вниз и ловко прыгает на борт катера. За ним спускается флаг-секретарь.
Боцман отлично знает службу. Не успел флаг комфлота исчезнуть на грот-стеньге корабля, как он уже развевается на мачте нашего катера.
- Отходить, - говорит мне Кожанов и подносит руку к козырьку. Вахта на "Красном Кавказе" застыла в положении "смирно". На трапе командир корабля.
Зыбин включает моторы, и мы, набирая скорость, проходим вдоль борта крейсера.
На корабле играют "захождение".
Засвежело. Катер уже не скользит на редане, а бьется грудью о встречные волны.
Смотрю на командующего. Он стоит сзади рубки, держась за пулеметную турель. Увидев, что я обернулся, Кожанов что-то говорит, показывая рукой на фуражку. За ревом мотора и ветром слов не слышно. Но я догадываюсь. Подзываю боцмана и приказываю подготовить для комфлота шлем и дождевое платье. Вскоре флаг-секретарь передает в рубку шляпную коробку. На голове комфлота появляется шлем из мягкой коричневой кожи. Его я купил в Москве, еще будучи студентом, и теперь надевал, когда не стоял за штурвалом.
На траверзе Качи в дверях моторного отсека появляется испуганное лицо Зыбина.
- Товарищ командир, - говорит он, - правый мотор скисает. Придется выключать.
Я прислушиваюсь. Да, действительно мотор чихает. Это плохой симптом. Делать нечего. Докладываю командующему и прошу разрешения выключить на время мотор. Он одобрительно кивает головой и кричит навстречу ветру:
- Добро!"

Отредактированно Flagman.Flota2ranga (20.02.2015 17:09:07)

#39 20.02.2015 12:03:02

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9162




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Flagman.Flota2ranga написал:

#923712
Сегодня воскресенье. На палубе крейсера тихо и чисто. После утренней большой приборки деревянный настил еще не совсем просох.

Какая-то хрень написана... дед, служивший в то время на "Парижанке" рассказывал, что большая приборка с драйкой верхней палубы с песком, производилась, как и в советское время, только в субботу...
Да и в КУ РККФ об этом написано... :)
http://s011.radikal.ru/i317/1502/9a/ee349bff088at.jpg

#40 20.02.2015 16:44:39

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

shhturman написал:

#923727
большая приборка с драйкой верхней палубы с песком, производилась, как и в советское время, только в субботу

Благодарю за внимание к материалам этой ветки.
По заданному вопросу нужно обращаться к автору книги капитану 1 ранга Ивану Александровичу Ананьину. Но он, к сожалению, давно умер. Домысливать за автора не берусь.

#41 20.02.2015 17:07:40

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Из книги Ананьина И.А. Корабли нашей юности. - Л. : Лениздат, 1974. С. 36-37.

Окончание

"Я даю Зыбину рукой условный сигнал. Некоторое время идем на одном моторе.
Но вот повреждение устранено, Я докладываю об этом комфлоту. Он опять кивает мне головой и кричит, стараясь пересилить ветер:
- Добро!
Скоро Севастополь. Кажется, все идет хорошо. Но вот в дверях моторного отсека снова появляется взволнованное лицо Зыбина, и снова он докладывает о том, что теперь уже левый мотор барахлит. Впрочем, это я слышу и сам. Делать нечего. Докладываю комфлоту. Он опять кивает головой и кричит:
- Добро!
Я даю сигнал Зыбину и сбавляю ход. в этот момент на мое плечо ложится тяжелая рука комфлота.
- Что у вас такое творится?.. Второй раз без разрешения стопорите моторы... - раздраженно говорит он.
Я включаю авторулевой и, приблизившись к комфлоту, кричу так, чтобы он мог услышать через закрытые ушные клапаны шлема:
- Скисали моторы! Я вам докладывал, действовал с вашего разрешения.
Кожанов расстегивает шлем и, освободив левое ухо, просит доложить все сначала.
Оказывается, через наглухо застегнутый шлем он ничего не слышал и говорил "добро", думая, что я ему докладываю обстановку.
Но вот появляется сияющее, потное лицо Зыбина. Левый мотор в исправности.
Докладываю комфлоту. Он улыбается и показывает рукой вперед.
К боновым заграждениям подходим с ветерком. Спрашиваю разрешение подойти к Графской пристани, но Кожанов показывает на мокрый от брызг китель и говорит:
- К Минной!
Швартуемся хорошо. Комфлот, прощаясь, приказывает передать комбригу, чтобы он завтра доложил о причине скисания моторов.
Наутро, выяснив причинк, Кравец отправился в штаб для доклада. Накануне были учения флота, и мы заправлялись горючим в открытом море из бочек, погруженных на сторожевики. Бензин в порту по всем правилам профильтровали через замшу, но бочки вымыть позабыли. Вот моторы и фыркали, выражая недовольство портовиками из-за их пренебрежительного отношения к технике. Разумеется, виновные были наказаны".

#42 11.04.2015 19:37:52

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#912891
Спасибо.

Независимый отзыв о выпускниках ВМА.

http://gazetam.ru/27-iyulya/istoriya-s-geografiey.htm

#43 12.04.2015 20:37:32

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

VIC-2 написал:

#912891
Спасибо.

Предыдущая статья Смирнова А.
http://gazetam.ru/25-aprelya/stalinskie … ovanyi.htm

#44 13.09.2015 10:38:41

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

О роли выпускников ВМА 1927 года в развитии теории военно-морского искусства говорится в трудах доктора исторических наук капитана 1 ранга М.С. Монакова. В его книге "Военно-морская наука России: присхождение, возникновение и становление национальной системы знаний о вооруженной борьбе на море" (Кучково поле, 2011. С. 266), о Военно-морском научном обществе  говорится следующее:

"Особенно сильным был состав Балтийско-Ленинградского отделения, в актив которого входили В.Ф.Новицкий, М.А.Петров, Б.Б.Жерве, В.Е.Егорьев, А.В. Шталь, а также слушатели и адъюнкты Военно-морской академии, проявившие склонность к научной работе: А.П.Александров, К.И.Душенов, А.М.Якимычев, Н.В.Алякринский, П.Г.Стасевич.
В актив Севастопольского отделения входили И.К.Кожанов, И.М.Лудри.
Большинство из них приобрело известность благодаря теоретической дискуссии "О малой войне на море", которая в историю отечественной военно-морской мысли вошла как идейный конфликт между представителями двух научных школ - "старой", включавшей бывших офицеров дореволюционного флота, учеников и последователей Н.Л.Кладо, и "молодой", объединившей в своих рядах теоретиков-коммунистов".

#45 02.10.2015 15:55:43

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Вот отзыв заслуженного адмирала о подготовке слушателей ВМА 1927 года.

Из мемуаров адмирала Левченко Г.И. Вместе с флотом. Неизвестные мемуары адмирала/ Г.И. Левченко. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015. – 320 с.

Стр. 77 «Первое время много было забот, волнений, когда поднимался на мостик корабля. Как овладеть исскусством управления кораблем при швартовках в разных условиях? Особые трудности в первое время были – подход задним ходом к причальному пирсу. Отход получался проще – выборка якоря, уборка швартовых. Учиться было не у кого. В те времена все командиры миноносцев и других кораблей были из дворян. Свой опыт они не особенно стремились передавать новой растущей смене, людям новой формации, будущим командным кадрам. На Балтике в то время я был одним из первых выдвиженцев в командиры корабля. Остальные были из офицеров-дворян, как Шельтинга, а веть пять лет тому назад я у него на корабле был артиллеристом, Сорнович, Макаров, Бурачек, Евдокимов и т.д. Каждый мой промах, каждая ошибка в управлении кораблем, вызывали у них радость и веселый смех. Из матросов – да в командиры корабля! Посмотрим, что получится!
Однако уже через год они убедились, что просчитались, что переоценили свои знания и свою ценность для флота молодой Советской Республики. Их позиции оказались шаткими. Им на смену идут способные, любящие свою Родину, море и корабль, хорошо подготовленные кадры. Этим кадрам нужно уступать дорогу без боя. Так оно и получилось.
С эскадренного миноносца «Артем» я был переведен на другой эсминец «Войков». Там мне также пришли на помощь комиссар П.Кузьмин и возглавляемая им партийная организация корабля. Работали дружно, с успехом и в срок выполняли все боевые задачи…»
Стр. 78. «На эсминце, которым я командовал, с успехом проходили летнюю практику слушатели Морской академии Душенов, Кожанов, Смирнов-Светловский, Александров и другие. Они потом не раз вспоминали об этом, когда мне с ними приходилось встречаться. Нами было сделано все, чтобы они приобрели навыки в управлении кораблем».

#46 10.01.2016 20:34:29

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Из книги "Флагманы". Воениздати, 1991. с. 265-278.

Н. Г. Кузнецов
http://www.wargenius.ru/index.php/geroi … 6-17-45-47

ЖИЗНЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО

   Мне довелось встречаться с И. К. Кожановым, когда он командовал Черноморским флотом (с 1931 по 1937 год). Боевые дела в годы гражданской войны и кипучая деятельность в период восстановления и строительства флота справедливо создали ему славу незаурядного руководителя, и он заслуженно пользовался необычайно большим авторитетом среди личного состава Военно-Морского Флота.
   Молодому поколению моряков Кожанов был известен по рассказам его соратников. Отряды моряков Кожанова успешно действовали в годы гражданской войны под Казанью, Саратовом, Царицыном, Астраханью, Мариуполем, под Энзели (Персия).
   Не раз об этом слышал и я. Иван Кузьмич рассказывал о себе довольно редко. Как-то после одного из учебных походов флота в салоне флагманского крейсера «Червона Украина» шла непринужденная беседа о делах давно минувших дней.
   — Мне был двадцать один год, когда я оказался в роли командира небольшого подразделения моряков на Волга, — вспоминал он. — Однажды скомандовал: «В атаку!» — и очень удивился — все по-прежнему лежат. Тогда я понял, что мне первому надо подняться и повести за собой моряков, оказавшихся в сухопутной обстановке. Потом все стало на свое место, — скромно и коротко закончил он свой рассказ.
Отряды моряков под командованием мичмана Кожанова, начав действовать на Восточном фронте в составе Волжской военной флотилии в 1918 году, выполняли самые ответственные задачи. Они провели десятки различных операций на реке и суше.
   — Наши речные корабли были старенькими, — рассказывал он, — да и вооружения не хватало. Бывало и так: поставят по пушке на носу и на корме буксира, а он при первых же выстрелах трещит, готовый переломиться пополам. В этом случае простые, но прочные баржи даже надежнее, но, к сожалению, их нужно было буксировать, и маневренность оказалась никуда не годной. И все же на этих судах мы крепко били белогвардейцев. С чем, конечно, было у нас плохо, — шутя говаривал Кожанов, — так это с формой одежды. В холод ли, в жару — моряки всегда в бушлате. Перепоясанные пулеметными лентами и расстегнутые, чтобы была видна полосатая тельняшка, они не признавали маскировки. Трудно было их приучить к правилам сухопутной войны с окапыванием.
   Слушая его, мы невольно вспоминали изображенных на картинах моряков с пулеметными лентами крест-накрест по груди, в тельняшках и думали: может быть, они взяты из отрядов Кожанова?
   По окончанию гражданской войны Кожанов командовал Морскими силами Балтийского моря. После подавления кронштадтского мятежа, в который контрреволюционеры вовлекли моряков, требовалось много усилий для укрепления порядка и дисциплины. Но недолго здесь пробыл Кожанов. В июле его назначают на Черное море: сначала начальником Кавказского сектора обороны побережья Черного и Азовского морей, а затем членом Реввоенсовета флота. Вскоре (в ноябре 1922 года) последовало новое назначение. Кожанов — начальник и комиссар Морских сил Дальнего Востока. Между тем флот строился, и для квалифицированного руководства им нужны были не только практические навыки, но и теоретические знания. В 1924 году Кожанов добивается направления в Военно-морскую академию. Здесь формируются его взгляды как военно-морского специалиста.
   В стенах академии шли в то время горячие споры о будущем советского флота, о его месте в системе вооруженных сил. И. К. Кожанов зарекомендовал себя горячим сторонником развития подводного флота, авиации, малых надводных кораблей.
В 1927 году по окончании академии Кожанова назначают военно-морским специалистом при полпредстве СССР в Японии. Это, как говорил он шутя, потому, что у него раскосые глаза и он похож на японца.
После возвращения на Родину в 1930 году Иван Кузьмич не стремится занять высокий пост, он добивается назначения помощником командира плавающего корабля. На эсминце «Урицкий» (Балтийский флот) потом долго вспоминали старпома, ставшего затем командиром корабля. В свободное время за самоваром (да, именно за самоваром, что нередко бывало на эсминцах) собирал он командный состав побеседовать на разные флотские темы. От небольших практических вопросов корабельной службы часто переходили и к важным теоретическим вопросам строительства и использования флота. На Большом Кронштадтском рейде стояли уже крупные корабли, а бригада эсминцев заняла всю Петровскую гавань. На заводах заканчивалось восстановление кораблей и строились подводные лодки. Было о чем подумать и поговорить.
   В ноябре 1930 года И. К. Кожанов назначается начальником штаба Морских сил Балтийского моря и под руководством опытного моряка М. В. Викторова вникает в жизнь и деятельность флота, обучая командиров соединений и учась сам. Ни одного крупного похода не проходило без уча-стия начальника штаба флота.
Когда летом 1931 года на Черное море прибыл новый командующий флотом И. К. Кожанов, я плавал старпомом на крейсере «Красный Кавказ», а затем командиром крейсера «Червона Украина». Тогда мне и довелось познакомиться с ним.
В начале 30-х годов Морские силы Черноморского флота также заканчивали восстановление и модернизацию кораблей, оставшихся от царского флота. Кроме того, и пополнились переведенными с Балтики линкором «Парижская коммуна» и крейсером «Профинтерн». Судостроительная промышленность постепенно переходила к строительству боевых кораблей и подводных лодок.
   Быстрый рост флота выдвигал новые задачи боевой подготовки. От простых ее видов флот переходил к сложным формам морского боя с одновременным использованием различных классов кораблей, авиации и береговой обороны. Высокая оперативно-тактическая подготовка личного состава становилась обязательным условном, от которого зависе­ло дальнейшее развитие флота. На это и обратил особое внимание командующий флотом. Здесь прежде всего и сказа­лись его организаторские способности и исключительная энергия.
   Кстати, в те годы командующий флотом являлся и командующим эскадрой кораблей — основным соединением флота, что требовало конкретного руководства каждым кораблем в отдельности. Иван Кузьмич не раз вспоминал йотом, как ему пригодился опыт командования эсминцем на Балтийском море. Эскадра стала плавать и маневрировать в любую погоду, и тесный строй ночью был обычным для нее явлением. Как-то корабли, построенные в кильватерную колонну, на больших скоростях занимались перестроением, и только темные силуэты вырисовывались во время поворотов эскадры, последовательно или одновременно. И. К. Кожанов, стоя на мостике, приказывал командиру флагманского корабля делать повороты то вправо, то влево, заставляя следующие в кильватер флагману корабли внимательно следить и точно держаться в строю, не ожидая специальных приказов. Это было отступлением от сложившегося порядка в маневрировании и вызвало удивление командира корабля. Тогда командующий объяснил:
   — В боевых условиях нередко придется делать повороты без всяких сигналов, к этому нужно приучать уже сейчас всех командиров. И он привел пример: в Ютландском бою ночью противники вынуждены были маневрировать так быстро, что времени для подачи сигналов у них не оставалось.
Разбирая учения или оперативные игры, Иван Кузьмич четко и с предельной ясностью указывал на все допущенные ошибки и давал разумные советы. Это было более 30 лет назад, но отдельные его указания не потеряли своего значения и до сих пор. Командуя еще сравнительно небольшим флотом и устаревшими кораблями, Кожанов умел видеть будущее флота. Но он считал, что люди — самый главный фактор в достижении победы, и поэтому уделял их боевой подготовке особое внимание.
   Мое первое (в роли командира корабля) знакомство с ним произошло в конце 1933 года. Поздно вечером меня вы­звали на крейсер «Червона Украина». В салоне я увидел командующего флотом. Поздоровавшись, он объявил, что назначает меня командиром этого крейсера, и предложил тут же принимать дела, хотя видно было: корабль готовится к походу. Я недоумевал. Но оказалось, в Батуми села на мель канонерская лодка «Красный Аджаристан» и комфлот спешил выйти туда, чтобы руководить спасательными работами.
   — Вот на походе и постарайтесь освоиться с кораблем,— закончил он разговор.
Крейсер вышел из бухты и лег курсом на Батуми.
   Одиночное плавание корабля, как правило, не требует опеки комфлота, но, возможно, под влиянием происшедшей аварии Кожанов на этот раз безотлучно находился на мостике, заставляя командира А. Ф. Леера до мельчайших подробностей докладывать о состоянии крейсера. Я же должен был с пристрастием изучать уровень подготовки корабля и его личного состава. Так продолжалось в течение недели, пока мы не вернулись в Севастополь. И не жестокий шторм, в который попал корабль, был причиной такого внимательного наблюдения за новым командиром, а то значение, которое комфлота придавал командирам кораблей и частей, и желание знать, на что они способны и какие задачи им можно поручить в боевой обстановке.
Одновременно большое значение Кожанов придавал отработке действий всех боевых частей корабля. Так, в 1934 году инженер-механик Фиалков, служивший на крейсере «Червона Украина», впервые на флоте предложил метод эк­стренного прогревания турбин проворачиванием. Вместо четырех часов теперь уже требовалось всего 15 — 20 минут, чтобы подготовить турбины к выходу в море. Доложили Кожанову. Он не только разрешил провести испытание, но и приказал обязательно показать ему все это. После множества тренировок и осторожных выходов в море был назначен день экзамена. Поднявшись на мастик, командующий флотом долго беседовал с механиком и наконец дал «добро». По сигналу тревоги личный состав занял свои места, и винты крейсера сделали первые обороты.
— Отдать кормовой! — услышала команда, и почти одновременно: — Отдать носовой!
Через несколько минут корабль, развивая скорость, выходил в море. Когда тахометры показали обороты, соответ­ствующие 24 узлам, И. К. Кожанов приказал возвращаться в базу. Этот метод проворачивания турбин вскоре был принят на всех наших флотах и, безусловно, принес пользу во время Великой Отечественной войны.
А вот другой пример внимательного отношения Кожанова ко всем полезным начинаниям своих подчиненных. На этом же крейсере старпом И.Д. Елисеев разработал систему подготовки одиночного корабля. Смысл ее заключался в том, что вступающий в строй корабль в определенной последовательности проходил одно учение за другим, обеспечивая тем самым безаварийность я в конечном итоге даже быстроту вступления в строй. Это была кропотливая работа, и отняла она много месяцев. Командующий флотом сразу понял значение полезного предложения и одобрил его. Через несколько лет такая система была принята на всех флотах.
   Кожанов был хорошим организатором и много труда вложил в укрепление дисциплины на Черноморском флоте. Он не раз высказывал мысль, что организация и дисциплина тесно связаны между собой, не могут решаться отдельно. Придавая огромное значение организации, он в то же время  понимал, что организацию нельзя отрабатывать только в каком-то одном звене, совершенствовать ее надо одновременно на всем флоте. Иначе одно слабое звено в цепи всего сложного организма флота не только будет мешать дальнейшему движению вперед, но и потянет все назад.
Мне довелось наблюдать, как Кожанов добивался четкой работы от штаба Черноморского флота. Первым условием было твердое знание каждым командиром штаба своих обязанностей, а требовательность обеспечивала высокую организацию управления сложными операциями флота. Не последнюю роль здесь играли точность и пунктуальность самого командующего.
   Во время командования крейсером мне пришлось сталкиваться с организацией корабельной службы и познакомиться с мнением Кожанова по этому вопросу.
   — От организации каждого подразделения на корабле зависит его боеспособность, — не раз говорил он.
В 1935 году наш корабль был подвергнут всесторонней проверке. Начиная с экстренного прогревания турбин и выхода в море по тревоге командующий проверял всю организацию службы на общекорабельном учении. Нам пришлось отражать атаки самолетов, ликвидировать последствия попадания торпеды в правый борт, пожар в носовом отсеке. И с мостика было видно, как аварийные команды проворно «тушили огонь», а дымовые шашки, изображавшие пожар, по-настоящему мешали дышать не только там, внизу, но и на верхней палубе. Несколько часов длилось это учение и закончилось боевой стрельбой по щиту и самолету.
   Когда Кожанов приказал собрать личный состав и объявил ему благодарность, казалось, все кончилось благополучно. Он признал возможным всю 5-ю боевую часть (электромеханическую) считать передовой, но мне пришлось выслушать массу замечаний по поводу недостатков, обнаруженных командующим.
— В боевых условиях вы подвергнетесь более суровым испытаниям, и поэтому нужно все, достигнутое кораблем, совершенствовать дальше, — сказал он.
Подобная проверка была не исключением, а системой, причем проверка в условиях, максимально приближенных к боевым. Великая Отечественная война подтвердила, как важно при современной технике иметь высокую организацию. Мы помним, как от своевременного получения приказа зависела иногда судьба целых соединений.
В 30-х годах вопросам дисциплины приходилось уделять особое внимание. Когда на флотах стали проводить сложные учения, нетерпимыми оказались и самые мелкие упущения в дисциплине.
Как-то летом 1934 года на долю крейсера «Червона Украина» выпало задание срочно выйти в заграничное плавание: в Москве скоропостижно скончался турецкий посол в СССР Васфы Чинар и гроб с останками было приказано доставить в Стамбул. В неурочный час командующий пригласил меня на квартиру.
   — Могли бы вы завтра выйти в Стамбул? — спросил Иван Кузьмич, не раскрывая пока задач похода.
   — Подготовка не потребует много времени, и мне кажется, через десять — двенадцать часов крейсер будет готов к походу, — ответил я.
   Комфлота рассказал о цели похода. Когда кораблю предстоит показать флаг своей страны в иностранном порту, понятны повышенные требования к дисциплине. Мы подробно обсудили, что надо особенно тщательно проверить, на всех ли можно положиться. Мне понравилось, что командующий не предлагал в порядке перестраховки списать с крейсера тех, в ком есть хоть малейшее сомнение. В поход пошли все. Личный состав показал себя с самой лучшей стороны.
Руководствуясь опытом войны и придавая огромное значение новым средствам борьбы на море, Кожанов был горячим сторонником развития морской авиации, подводных лодок и торпедных катеров. По своим взглядам он, безусловно, принадлежал к передовым руководителям флота. Его не особенно привлекали крупные корабли, которые в те годы еще считались вершителями судеб в морском бою. Несколько лет спустя (в 1939 году) Л.М. Галлер, рассказывая о взглядах отдельных командующих на будущий флот, говорил, что И.К. Кожанов в противоположность М.В. Викторову, командовавшему в свое время флотом на Балтике и Тихом океане, высказывался за корабли небольшого водоизмещения.
В авиации и подводных лодках Кожанов видел большие возможности для борьбы с самыми сильными эскадрами противника. Не случайно все учения под его руководством проводились при непременном участии самолетов и подвод­ных лодок. На разборах учений он подчеркивал, что, даже не имея мощных эскадр надводных кораблей, можно бить противника в его базах и далеко от наших берегов. Поэтому всякое учение и маневры начинались с самостоятельных действий морской или приданной флоту «сухопутной» авиации и подводных лодок. Примечательно и то, что при подходе противника к нашим берегам, когда вступали в действие крупные надводные корабли, он сознательно делал ставку на авиацию, подводные лодки и торпедные катера.
  Кожанову особенно нравились торпедные катера. Однажды он предложил сосредоточить на Черном море катера со всех морей и провести здесь опытно-показательное учение. Он любил это грозное оружие, и смелые действия катерников импонировали его натуре. На Черном море катеров было много, и условия применения их на этом спокойном, закрытом море были самые благоприятные. Поэтому на всех играх он уделял им особое внимание, а командир соединения катеров И. Кравец всегда сидел за первым столом и не мог вздремнуть, к чему иногда склоняли его прожитые годы и нелюбовь к сидячей работе.
   — Кравец! — громко обращался Кожанов, когда тот начинал дремать, поставив циркуль па карту, якобы измеряя расстояние, и Кравец, вздрагивая, вскакивал, старался уловить, о чем идет речь.
А вот в море Кравец мог сутками болтаться на катерах, и куда девались усталость и пожилой возраст! За это «марфлотство» и любил командующий Кравца.
   Каждый проверяется, на своем деле. Командующий проявляет себя в деле, когда он сам руководит крупными учениями: его теоретические взгляды воплощаются на практике. Такой проверкой в те годы на Черном море были осенние общефлотские учения или маневры. Рассказывать о них подробно здесь нет смысла, а вот вспомнить об отдельных эпизодах или этапах таких учений следует.
   Венцом длительной, кропотливой подготовки сначала отдельного корабля, соединения или части с постепенным переходом к более сложным учениям всего флота являлся сосредоточенный удар. Смысл его заключался в том, что в определенном месте и в точно назначенное время по «противнику» наносился удар одновременно различными силами флота — кораблями, авиацией, а когда обстановка позволяла, то и средствами береговой обороны. Организовать такой удар — дело нелегкое, и от работы всех органов управления, и штаба флота в первую очередь, зависело очень многое. Командующий в таких случаях брал на себя роль руководителя учения и лично командовал Еанесением сосредоточенного удара по «врагу». Управление таким учением, как правило, происходило с корабля, и мне довелось несколько лет подряд наблюдать за работой И. К. Кожанова. Иван Кузьмич выбрал флагманским кораблем «Червоиу Украину». Проверив готовность всех соединений и назначив день начала учения, командующий со своим штабом оставался на берегу. Шло развертывание участвовавших сил «противника», велась разведка и анализировалась обстановка, чтобы получить исходные данные для принятия окончательного решения на бой.
   Накануне выхода эскадры в море (а то и раньше) на крейсер прибывали представители штаба флота и занимались подготовкой рабочего места для командования. Кожанов любил перебираться на корабль пораньше.
Главная база — Севастополь — уже жила в обстановке «военного времени». Ревели моторы самолетов — это разведчики уходили в море, чтобы добыть сведения о «противнике», а истребители—чтобы не допустить нападения «синих» на базу.
Основная часть подводных лодок уже давно в море, и только отдельные из них выходят из Южной бухты, направляясь на свои позиции.
Наконец занимают место «на старте» надводные корабли эскадры «красных». Эсминцы выпускают временами клубы дыма — в поход собираются, а посредники уже записывают, что «такое поведение раскрывает замысел операции и дает в руки «противника» возможность раньше времени узнать о выходе наших кораблей в море».
Крейсера, стоя на бочках, уже заменили свои якорные цепи на трехдюймовые стальные тросы, чтобы в нужный момент быстро отдать концы и выйти в море. Из предохранительных клапанов изредка вырываются белые клубы пара, и специфический свист разносится по бухте. Механики осторожно, стараясь не обнаружить себя, проверяют гудка и сирены короткими сигналами: на высоких тонах — сирены, густым басом — гудки.
  Все готовятся держать экзамен. Волнуются командиры: как бы не осрамиться на учении! Волнуются работники штаба, и больше всех, стараясь казаться спокойным, конечно, командующий флотом И. К. Кожанов.
Но вот крейсеры один за другим выходят из бухты. На верхнем мостике «Червоной Украины» теперь разместился штаб флота, а меня, командира, загнали в боевую рубку, откуда через толстые стекла очень плохая видимость. Хочется выйти наружу, но за это наверняка получишь упрек на разборе: ведь в бою будет еще сложнее, а находиться тогда все равно придется в боевой рубке.
   Сутки, а иногда и больше флот бороздил морские просторы, но вот «пора добраться до картечи» и «противник тут как тут» — наступила решающая ночь. Уже лодки атаковали эскадру «противника», а самолеты нанесли удар по нему, пока было светло. Но «противник» (так нужно руководству) упорно идет к цели, к нашим берегам, и мы готовимся, пользуясь темнотой, козырнуть мощным торпедным оружием с самолетов и торпедных катеров, чтобы на рассвете нанести последний сосредоточенный удар.
   Хорошо, когда «противник» подвластен руководству и, получив вводную, пойдет в нужном тебе направлении. Тогда сосредоточенный удар обязательно получится. На войне так может и не случиться. Ведь в мирное время нельзя, как бы мы ни старались, создать реальные боевые условия. Но у нас учение.
Вот приближается время ночного удара по «врагу». Постепенно уточняется место «противника» и курсы его следования, занимают свои места для атаки подлодки, торпедные катера, подходят надводные корабли. Вылетела наконец и авиация.
У каждого рода морских сил — авиации, кораблей и береговой обороны подготовлены свои совместные удары. Они являются как бы малыми сосредоточенными ударами. Несколько лодок в течение лета научились выходить в атаку на одну цель, одновременно самолеты осваивали тактику нанесения по возможности в одно время и с различных на­правлений ударов как торпедами, так и бомбами. Торпедные катера, заняв позицию и сбавив ход, выжидают момент, чтобы включиться в бой. «Противник» где-то недалеко. Вдруг осветительная ракета самолета-разведчика привлекает внимание всех: там корабли «противника». Наступил ответственный момент. Нужно, чтобы самолеты и катера ударили одновременно с разных направлений. И когда это получается, шум авиационных моторов сливается с ревом торпедных катеров. Все весьма быстротечно, и через несколько минут только сигнальные патроны, обозначающие место выпуска торпед, горят на воде, а посредники оценивают действия сторон.
   Стоит ли говорить, что в эту ночь мало кто спит. Командиры кораблей час-другой подремали, сидя на мостиках, работники штаба запаслись бодростью с вечера.
   Тем временем крупные надводные корабли подходят на дальность выстрела своих пушек и разят врага снарядами, прикрываясь, когда нужно, дымовыми завесами и направляя в торпедную атаку свои эсминцы. Каждому роду сил приходится преодолевать свои сложности и трудности, чтобы согласованно провести нападение. Захватывающее зрелище представляется наблюдателям, когда удается мощный удар. Участники убеждаются, что при умелом использовании всех средств борьбы не страшен никакой враг, нужно только «до пота потрудиться в мирное время, чтобы легко было в бою».
Пожалуй, самым сложным в сосредоточенном ударе является управление всеми нацеленными на объект силами. Отсюда и роль командующего и его штаба. И. К. Кожанов еще зимой, на оперативных играх, проверял свои замыслы, затем с весны следил за подготовкой всех соединений флота. Особой точности и аккуратности добивался он от своего штаба. Бывало, выберешься из боевой рубки, когда заканчивалась тревога, стоишь и наблюдаешь, как высокий, всегда даже излишне подтянутый начальник штаба флота В.П. Боголепов вызывает к себе то одного, то другого командира штаба и, отдавая указания, коротко бросает: «Все», — дескать, идите и выполняйте. Начальник боевой подготовки флота В. А. Алафузов, более спокойный и, пожалуй, временами флегматичный, не торопясь, но толково докладывает обстановку, внося свои предложения. Немного в стороне, а нередко и на другом корабле находится флагманский механик, довольный, что все корабли двигаются и механизмы работают исправно. Флагманский штурман, выселив корабельного штурмана, расположился за столом и своим зачиненным лопаточкой карандашом прокладывает курс своих кораблей и «противника». У него все корабли нанесены на карту, на которую с удовольствием взглянул бы командующий «красных», но «вход посторонним строго запрещен». Одним словом, каждый на своем месте, каждый занимается своим делом. Заметнее всего на мостике работа связиста. Рейтер, как ни старается, все равно не может угодить начальнику. Он, кажется, убежден, что на разборе снова будет в центре внимания руководства. Вот он появляется с какой-нибудь важной радиограммой в руках, которую, видимо, уже давно ожидали. От связи действительно многое зависит в боевых действиях на море, особенно при организации сосредоточенных ударов всеми силами флота по «неприятельской эскадре». Не случайно командующий уделял работе связистов огромное внимание.
   Сообразуясь с обстановкой, комфлот выходит на мостик и наблюдает за действиями соединений или уходит в рубку и по карте взвешивает все «за» и «против», прежде чем отдать приказ. Когда же все закончилось и корабли возвращались в базу, по лицу командующего можно было понять, остался он доволен или собирается учинить серьезный разнос на разборе.
Оперативная мысль Кожанова всегда стремилась вперед в поисках новых, более эффективных методов борьбы с врагом. Пожалуй, ни на одном флоте не были так разработаны и проверены на практике сосредоточенные удары в открытом море. В этом огромная заслуга именно И. К. Кожанова.
   Шесть лет командовал Кожанов Черноморским флотом, зa это время поднял уровень боевой подготовки флота, а командиры всех степеней получили много новых знаний и навыков.
   В 1937 году Кожанов был снят с работы, необоснованно обвинен и арестован. Реабилитирован лишь после XX съезда партии. Ему не довелось принять участия в войне с фашистской Германией, но труды его не пропали даром. В успешных действиях Черноморского флота есть большая заслуга Ивана Кузьмича Кожанова. Его деятельность в период становления и развития флота, безусловно, являлась залогом будущих побед.

Отредактированно Flagman.Flota2ranga (10.01.2016 20:44:29)

#47 10.01.2016 20:38:15

Бирсерг
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6841




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Flagman.Flota2ranga написал:

#1024756
Мне был двадцать один год, когда я оказался в роли командира небольшого подразделения моряков на Волга, — вспоминал он. — Однажды скомандовал: «В атаку!» — и очень удивился — все по-прежнему лежат. Тогда я понял, что мне первому надо подняться и повести за собой моряков, оказавшихся в сухопутной обстановке. Потом все стало на свое место, — скромно и коротко закончил он свой рассказ.

Это в порядке вещей было, лежать.

Flagman.Flota2ranga написал:

#1024756
Трудно было их приучить к правилам сухопутной войны с окапыванием.

Пехоту нашу тоже было сложно приучить...

#48 19.01.2016 13:01:58

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Бирсерг написал:

#1024758
Это в порядке вещей было, лежать.

Да, действительно, как написано в книге И.Крамова "Яков Осипов. - М.: Воениздат, 1956.", последнему тоже приходилось поднимать морскую пехоту в атаку под Одессой. И заставить морпехов переодеться в красноармейскую форму. Только тельняшки и бескозырки оставлять разрешил.
Кстати, Яков Иванович Осипов был ординарцем у И.К. Кожанова в годы Гражданской войны и в 1922-1924 годах во Владивостоке.
Вот что об этом написано в книге Варгин Н.Ф. Флагман флота Кожанов. - М.: Воениздат, 1980. С. 76-77.
"... Грустным было прощание (Кожанова) с боевым другом, любимым соратником Осиповым.
- Что поделаешь, Яша! Приходится рсставаться. Когда-то встретимся снова?
Яков Иванович молчал, смотрел на мокрый от дождя вагон, на ступеньках которого стоял его друг, потом на исчезающий вдали поезд. Хмурый пришел домой.
Пути друзей разошлись навсегда. Полковник Осипов служил в 1941 г. на Черноморском флоте, где прославился как командир 1-го полка морской пехоты, сражавшегося у Одессы и в Крыму, был награжден орденом Красного знамени. 2 ноября 1941 г. погиб в бою с гитеровцами".

#49 23.04.2017 19:35:21

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

В Питере прошла Международня научная конференция, посвященная 80-летию начала политических репрессий в РККА, включая МС. Вот одна статья из Сборника докладов.

Информационная война, развязанная потенциальными противниками России в вялотекущей пока Третьей мировой войне, началась уже давно, со средины 1950-х годов. При этом спецслужбы западных стран и их сателлиты не гнушаются использовать в своей вражеской деятельности представителей «пятой колонны» в нашей стране. Эти деятели, с конца 1980-х годов,  используют ложь и обман  в своих  «исторических» опусах для оболванивания доверчивых читателей. Они также прибегают к откровенным подтасовкам: заменяют подлинные исторические факты выдумками, не подкрепленными никакими архивными документами. Кроме того, эти «люди и нелюди с двойным и тройным гражданством» не брезгуют заниматься плохо прикрытой формальными ссылками на первоисточники компиляцией материалов из уже опубликованных трудов историков-патриотов нашей Державы. Настало время дать настоящий бой этим «низкопоклонникам перед Западом»!
И так, начнем краткий обзор «исторических трудов» откровенных подпевал «западному образу жизни» в нашей стране, в том числе любителей посудачить о благоденствии жизни народа в царской время в Российской империи.
В год 80-летия начала массовых репрессий в нашей стране, включая военнослужащих армии и флота, обратимся, для примера, к трем наиболее одиозным примерам фальсификации истории государственного террора 1930-х годов в Морских Силах РККА.
Начнем с публикации в «Морской газете» статьи «исследователя-историка» Александра Смирнова с вызывающе броским заголовком «Сталинские репрессии. Не обоснованы?» . В этой публикации автор совершенно безаппеляционно чернит многих советских заслуженных флотоводцев, чохом обвиняя их в малообразованности, некомпетентности, бездарности и всех прочих грехах, видимо надеясь на свою безнаказанность. Он явно забывает ответственности перед законами Российской Федерации за клевету и оскорбление памяти мертвых. Но, ничего, мы ему об этом напомним с фактами в руках.

#50 23.04.2017 19:36:29

Flagman.Flota2ranga
Участник форума
Сообщений: 337




Re: Выпускники Военно-морской академии 1920-1927 годы

Для начала приведем первую цитату из «произведения» указанного «историка»: «Двадцать лет назад довелось познакомиться с дочерью репрессированного в 1938 году флагмана 2 ранга и Командующего Северной флотилией (предшественника советского Краснознаменного Северного флота) – Закупнева Захара Александровича. В те времена было модным писать покаянные статьи и очерки о военачальниках, загубленных в НКВД, по причине «необоснованных репрессий». Уже само словосочетание данного определения наводит на размышления, а что возможны репрессии обоснованные? Но тогда не догадался искать ответ на этот вопрос, да и беседа с дочерью флагмана получилась и статья об ее отце тоже. Правда, сама она отца плохо помнит по малолетству. Но, по ее рассказам, он был замечательный моряк, твердокаменный большевик, верный Родине и добрый отец. И главное. Если бы его не арестовали и не расстреляли в 1938-м, то тогда бы немецкий флот в 1941-м получил бы от него больше, чем получил при Командующем Северным флотом адмирале Арсении Григорьевиче Головко. Вот с последним выводом стоит призадуматься. Сравнить хотя бы биографии. Репрессированный флагман Закупнев начал службу в царском флоте в 1911 году. К 1917 году имел общее образование – низшее, но начиная с осени 1917-го вплоть до 1924 года – он неизменный комиссар гражданской войны. Причем, везде в береговых частях. В 1924 году окончил Военно-морскую академию, учился один учебный год (выделено нами. – Авт.). Не стоит обольщаться насчет его вероятного «высшего военно-морского образования». Многому ли могли научить человека в академии, имевшего за плечами 4 класса церковно-приходской школы? Все военные академии в СССР в период до середины 30-х годов были, по сути, закрытыми школами ликбеза, где партийных выдвиженцев времен гражданской войны с грехом пополам дотягивали, по краткосрочной учебной программе до уровня средней общеобразовательной школы. После академии Закупнев за восемь лет прошел шесть командирских ступеней – от старпома учебного судна до командира бригады эсминцев КБФ. На рубеже 20-30-х гг. корабли КБФ, надо сказать, не часто выходили в море. И вот в 1933-м Закупнев – первый командир эскадренного миноносца «Сталин». Был назначен Командующим Северной флотилией, то есть Северного флота. Нет сомнений, что он не плел интриг против советской власти, которой был обязан всем. Не участвовал в заговорах, не передавал разведданных иностранным разведкам. Но, тем не менее, вот итоги его военно-морского профессионализма. Боевого опыта на командных должностях ВМФ не имел. Теоретическая грамотность, как у очень малообразованного человека, почти нулевая. Служебная практика минимальна…».

Страниц: 1 2 3


Board footer