Сейчас на борту: 
korobun,
rummer59,
Strannik4465,
VAT,
Yosikava,
Боярин,
Вальчук Игорь,
Хорус
   [Подробнее...]

#1 19.03.2016 12:08:32

sas1975kr
Мичманъ
michman
Сообщений: 4426




Котел для самолёта Можайского

Извините что сюда, но нужна консультация по котлам 19-века, а здесь в основном спецы и находятся.

На самолете можайского стояла паровая машина. Возник вопрос по корректности перевода фразы про котел с него:

The major feature of the [Herreschoff] boiler was its use of a single coiled tube with forced contra circulation and an external pressurised reservoir/steam separator drum

я бы перевел как:

Основной особенностью водотрубного котла Хересгоффа является использование единой спиральной трубки с принудительной циркуляцией воды и находящегося под давлением резервуара (парового барабана-сепаратора).

Меня смущает одно обстоятельство. Принудительная циркуляция была в 19 веке только на прямоточных котлах. К ним относят вроде как и котел Хересгоффа. Но на прямоточном котле барабана как раз быть не должно. Это его особенность конструкции... А многократная принудительная циркуляция, для которой и нужен барабан-сепаратор это уже изборетение середины 20 века НЯЗ...   

Кто подскажет корректный перевод?

 

#2 20.03.2016 13:24:37

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

The major feature of the [Herreschoff] boiler was its use of a single coiled tube with forced contra circulation and an external pressurised reservoir/steam separator drum

Такой вариант:
Отличительной особенностью котла (Герешофа) стало применение спирально завитой трубы с принудительной подачей в нее воды и отдельного паро-водяного сепаратора барабанного типа, работающего под давлением.

Слово "contra" не исключено, может означать "перевернутый". То есть подача питательной воды осуществлялась с "другого конца", т. е. ... в верхний конец спиральной трубы.

Прим. под "с принудительной подачей в нее воды" следует понимать необходимость периодически добавлять воду в спираль.

С уважением

 

#3 22.03.2016 13:44:15

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

Прошу знающих подсказать, какого типа паровой котел Можайский заказал в России?

 

#4 22.03.2016 14:55:20

Юрген
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 7587




Re: Котел для самолёта Можайского

1

Понимая, что существующие на данный момент паровые машины слишком тяжелы для применения в качестве двигателя самолёта, Александр Фёдорович Можайский изначально планировал установить на своём аппарате двигатель внутреннего сгорания конструкции Джорджа Брайтона, работающий на жидкой нефти, с электрическим зажиганием от катушки Румкорфа(возможно — усовершенствование, предложенное самим Можайским). Впрыск топлива осуществлялся плунжером, приводимым от кулачка, установленного на коленчатом валу. Однако, убедившись в непригодности тогдашних двигателей внутреннего сгорания для использования на самолёте из-за ещё большего, по сравнению с паровыми машинами, удельного веса, а также — низкой надёжности, Можайский принял решение поставить на свой прибор максимально облегченную паровую машину.
Два паровых двигателя с котлом были заказаны А. Ф. Можайским у фирмы «Арбеккер-сын и Хемкенс» (Ahrbecker Son and Hamkens, Лондон, Великобритания) по разработанному им самим проекту. Каждый двигатель представлял собой двухцилиндровую паровую машину, с вертикальным расположением цилиндров. Машина имела двойное расширение, то есть в цилиндр малого диаметра подавался пар высокого давления, откуда попадал во второй цилиндр (большого диаметра), где расширялся ещё раз. К маю 1881 года оба двигателя были построены. Один из них, весом около 48 кг , имел мощность 20 лошадиных сил (14,71 киловатт) при 300 оборотах в минуту, второй, весом около 29 кг, имел мощность 10 лошадиных сил (7,35 киловатт) при 450 оборотах в минуту. Материал двигателей — кованая сталь, трущиеся элементы (подшипники, золотники) — фосфористая бронза. Поршни были тонкостенными, коленчатый вал и шатуны — пустотелыми. Масса котла составляла 64,4 кг, рабочее давление — 1,3 МПа. Конденсатор вместе с сепаратором весил 26 кг. Удельный вес паровых машин вместе с котлом составлял 4,7 кг/л. с., а вместе с конденсатором и сепаратором — около 5,5 кг/л. с. Один из исторических источников приводит удельный вес 6,57 кг/л. с. (14,5 фунтов на паровую лошадь), что, возможно, связано с разницей в индикаторной мощности и мощности на валу для компаунд-машин (паровых машин двойного расширения). По тем временам такие показатели были весьма высокими. Топливом для силовой установки самолёта Можайского служил керосин.
http://s019.radikal.ru/i603/1603/71/a2c05e978f15.jpg
Подробности
1. Описание и чертежи паровых двигателей, построенных английской фирмой «Ahrbecker» для самолёта А. Ф. Можайского в журнале Engeneering, 6 may, 1881. Александр Фёдорович Можайский создатель первого самолёта. Сборник документов. — М.: Издательство АН СССР, 1955., док. 35
2. Баршевский В. Б., Тепеницин М. П., Фролов В. М. Установление облика самолёта А. Ф. Можайского на основе архивных данных и расчётов. Из кн. Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: "Машиностроение" (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. — 296 с.

 

#5 22.03.2016 16:00:22

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

Спасибо за ответ. Правда, это информация по составу и ТТХ первоначально применено СУ. Интересно узнать о котле, заказанной в России: тип и параметры.

 

#6 22.03.2016 16:42:02

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 11412




Re: Котел для самолёта Можайского

The major feature of the [Herreschoff] boiler was its use of a single coiled tube with forced contra circulation and an external pressurised reservoir/steam separator drum

Главной чертой котла было использование витой трубки а также принудидельный (не под действие гравитации - эжектором или насосом) возврат воды из сепаратора.

Отредактированно yuu2 (22.03.2016 16:43:26)

 

#7 22.03.2016 17:52:47

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

Юрген написал:

#1049546
Масса котла составляла 64,4 кг, рабочее давление — 1,3 МПа. Конденсатор вместе с сепаратором весил 26 кг.

Интересно, какие еще КОНКРЕТНЫЕ "причандалы" были в системе, кроме генератора, сепаратора и конденсатора присутствовали? Жаль, но точно, видимо, не узнаем.

 

#8 22.03.2016 17:55:32

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

Уважаемый Sas1975kr, из какого источника процитированный текст на английском?

 

#9 22.03.2016 20:16:56

sas1975kr
Мичманъ
michman
Сообщений: 4426




Re: Котел для самолёта Можайского

rummer59 написал:

#1048844
Слово "contra" не исключено, может означать "перевернутый". То есть подача питательной воды осуществлялась с "другого конца", т. е. ... в верхний конец спиральной трубы.

Источник:
http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1179/tns.1991.003

Да, там contra это подача сверху (в классике снизу). сам вопрошающий нашел еще описание:

На сколько я понял из книги Дузь П. Д. Паровой двигатель в авиации. — М.: Оборонгиз, 1939., вода в этом котле превращается в пар, проходя по змеевику сверху вниз, затем "мокрый" пар поднимается по другому змеевику снизу вверх, затем он проходит через какое-то колено, в котором оставшаяся в нём вода стекает в сосуд (конденсатор), откуда она откачивается насосом для питания котла. Там есть картинка, но я не знаю, как Вам её передать. P. S. Там он тоже назван "прямоточным".

Есть вот такая схема самого котла:
http://www.amazon.co.uk/Original-Antiqu … B007FD4PGU

Котел кстати устанавливался в 1879 на какой-то британский миносец:

На схеме Стокса, которая полностью совпадает с той, которую могли видеть Вы по моей ссылке, имеется только змеевик для подогрева воды наверху котла. Там (в подписи под рисунком) указано, что такой котёл был установлен на миноносец, приобретённый Королевским Флотом в 1879 году. При этом он пишет: "Correctly matched, the system provided dry saturated steam with superheat form a conventional superhaeter coil in the output pipe".

Но основная проблема (для меня) осталась. Наличие барабана-сепаратора. Его вроде как в прямоточном котле быть не должно...  Не понимаю чем этот тогда не  котел с многократной принудительной циркуляцией, изобретение которых относят к 20-му веку...

Отредактированно sas1975kr (22.03.2016 20:23:28)

 

#10 22.03.2016 21:16:40

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 11412




Re: Котел для самолёта Можайского

Наличие барабана-сепаратора. Его вроде как в прямоточном котле быть не должно

Для честного прямого перегрева пара "в лоб" на тот момент не хватало термостойкости материалов и развитого КИПа (не говоря уж о знаниях о процессе кипения). Так что котёл многократной циркуляции - без вариантов.

"Forced" подразумевает многократную принудительную.
А "contra" имеет смысл противотока между водой и топочными газами.
Коленчатая труба "на безрыбье" может служить фиговым инерционным сепаратором.
А "drum" не столько корпусной сепаратор, сколько расходный бачок отсепарированного конденсата.

Как-то так ;)

 

#11 22.03.2016 22:18:43

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

1

sas1975kr написал:

#1049671
Есть вот такая схема самого котла:

Спасибо.
Правда из этой схемы не ясно как подается вода в котел. Неясна сама цепь питания водой. Там, на мой взгляд, должно быть еще много чего. Ну, и котел приведен, отнюдь не для самолета Можайского.

sas1975kr написал:

#1049671
Котел кстати устанавливался в 1879 на какой-то британский миносец

Подобные котлы ставились на перуанские миноноски №№2, 3, 4 (эта недостроена). Адмиралтейство Британии купило у ф. Геррешофф кораблик и обозвали его миноноска 2 класса ТВ 63 в 1878г. Миноноски 2 класса №№ 76-95 постройки ф. Торникрофт первоначально имели котлы "системы Геррешоффа", но вскоре их заменили на локомотивные.

sas1975kr написал:

#1049671
Но основная проблема (для меня) осталась. Наличие барабана-сепаратора. Его вроде как в прямоточном котле быть не должно...  Не понимаю чем этот тогда не  котел с многократной принудительной циркуляцией, изобретение которых относят к 20-му веку...

Смотря от чего отталкиваться. В те времена далекие его относили к "водотрубным". По нонешнему ГОСТу, наверное так уже не именуют...

 

#12 22.03.2016 22:22:10

Юрген
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 7587




Re: Котел для самолёта Можайского

rummer59 написал:

#1049572
Интересно узнать о котле, заказанной в России: тип и параметры.

Котла в классическом понимании у него не было.
После англ. паровых двигателей, Можайский спроектировал свой паровой -50-сильный, с лучшей весовой отдачей (в конструкции были полые детали)
Можайский, кстати, прекрасно понимал, что паровые двигатели не вытянут его машину и проектировал что вроде ДВС. В рапорте помощника главного инженер-механика флота приведено описание двигателя, разработанного Можайским:
«Главный инженер-механик флота. 14 мая 1879 г. № 405. Управляющему морским министерством.
Вследствие приказания Вашего Превосходительства узнать систему газовой машины для воздухолетательного аппарата, изобретенного капитаном I ранга Можайским, имею честь доложить, что газовая [198] машина эта состоит из двух цилиндров: одного рабочего и одного воздушного, действующих на общий коленчатый вал винта. Работа этой машины, как это видно из приложенного при сем рисунка, происходит следующим образом: помощью воздушного насоса воздух гонится в рабочий цилиндр, при этом встречается с нефтью, вгоняемой в трубу же около крышки рабочего цилиндра и пропитывающей войлок, лежащий на решетке и сетке в гнезде.
Нефть вгоняется из систерны помощью помпы, действующей посредством эксцентрика, насаженного на коленчатом вале. Воздух, проходя в рабочий цилиндр через пропитанный нефтью войлок, образует чрез размельчение нефти газ, который воспламеняется от искры электрического прибора Румкорфа, проволоки которого проведены в верхнюю часть цилиндра. При воспламенении газа поршень толкается вниз, для движения же поршня вверх в нижней части цилиндра сделано подобное же устройство. Это попеременное движение поршня дает вращение вала, на котором насажен винт, двигающий воздухолетательный аппарат.
Часовой расход нефти на индикаторную силу машины около 2/3 фунта. Машины подобного устройства, по мнению капитана I ранга Можайского, могут быть с большою выгодою употреблены для электрического освещения или для мелких судов, и это мнение мною вполне разделяется».

 

#13 22.03.2016 22:44:44

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 5257




Re: Котел для самолёта Можайского

Юрген написал:

#1049705
Котла в классическом понимании у него не было.

Про новый котел я почерпнул отсюда:

http://www.inventor.perm.ru/inventions/ … ayskiy.htm

Повреждения самолета А. Ф. Можайского были невелики, и он мог продолжать свои работы. Дважды, 24 июня и 16 июля 1885 г., он обращался в Военное министерство с ходатайством о денежной поддержке, на которое вновь последовал отказ.

В том же году А. Ф. Можайский снял с самолета двигатели и вскоре начал хлопотать о постройке двух новых двигателей того же типа мощностью по 20 л. с. Это решение могло быть вызвано только одной причиной: мощность в 30 л. с. оказалась недостаточной для выполнения устойчивого полета — удельная нагрузка порядка 50 кг/л. с. была чрезмерной. Сделать две копии с более мощного из своих двигателей и поставить на самолет три двигателя по 20 л. с. — по одному на каждый винт — было наиболее простым решением вопроса.

В 1886 г. А. Ф. Можайский добился постройки на Обуховском сталелитейном заводе двух таких паровых машин и котла к ним. Первый двигатель был готов в сентябре 1887 г. Второй двигатель и котел из-за волокиты в морском ведомстве, на средства которого производилась постройка, так и не были закончены при жизни А. Ф. Можайского 1.


1 Сборник документов АН СССР и Гл. арх. упр., 1955, с. 117—127.

Отредактированно rummer59 (22.03.2016 22:45:47)

 

#14 23.03.2016 11:09:03

sas1975kr
Мичманъ
michman
Сообщений: 4426




Re: Котел для самолёта Можайского

Юрген написал:

#1049705
Котла в классическом понимании у него не было.

Попытка взлета до поломки самолета осуществлялись имеено с паровой машиной с котлом Херресгоффа.

То что вы описываете - одно из представлений попытки Можайского модернизировать самолёт. Но завершить он это не успел и точных сведений о том что он хотел ставить на новый самолет нет...

П.С. Я вообще задавал вопрос чтобы помочь автору вот этой статьи:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Самолёт_Можайского

 

Board footer