Сейчас на борту: 
Prinz Eugen,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 19.04.2016 19:53:08

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Виго 1702 г. - нужно ли?

3

Вот думаю, нужно ли писать о Виго 1702, точнее, об атлантической кампании 1701-02 гг., которая предшествовала этому событию. Операций французского линейного флота  на море в Войну за Испанское наследство было немного, так что это имеет интерес. В «Борьбе за Испанское наследство» есть и про Виго, но появились новые материалы, и там надо кое-что уточнить. Какие будут об этом соображения?

#2 19.04.2016 20:03:43

Rutowsky
Участник форума
Сообщений: 512




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Эд написал:

#1056502
Операций французского линейного флота  на море в Войну за Испанское наследство было немного, так что это имеет интерес.

Сами и ответили :)


Пусть наступают! Пусть где угодно наступают, хоть во всем свете, но здесь они будут стоять. Будут! Пока мы стоим — здесь они будут стоять!..
А вот чего стало действительно многовато на Цусиме, так это откровенной вкусовщины, двойных стандартов, навязывания личных взглядов, и главное, все под благородным трепом о поиске "истины"...

#3 20.04.2016 13:26:55

pavel123
Мичманъ
michman
Сообщений: 445




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Конечно надо!


Не так страшен танк,как его не обученный экипаж...

#4 20.04.2016 23:04:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

1

Я не буду касаться перепитий полувекового соперничества между Францией и Австрией (Империей) в борьбе за Испанское наследство, а перейду сразу к самим морским операциям. Итак, 1 ноября 1700 г. умер испанский король Карл, назначив наследниками (без объединения корон):
1). Внука Людовика XIV – Филиппа Анжуйского.
2). При невозможности Филиппа занять престол – его брата герцога  Беррийского (другого внука Людовика).
3). В 3-ю очередь – эрцгерцога Карла, сына Императора.
Правда, прежде имелись договоренности (в 1700 г.) Людовика о разделе Испанского наследства с Англией и Нидерландами («Морскими державами»), но Император отказался их соблюдать и настаивал на передаче Испании со всеми ее владениями своему сыну.
Людовик, видимо, понимал, что, если он попробует придерживаться прежней  договоренности с Морскими державами, те его кинут и предпочтут поддержать австрийца. Поэтому он согласился на то, чтобы его внук стал испанским королем.
Уже в начале 1701 г. австрийские войска «явочным порядком» вторглись в испанские владения в Северной Италии, началась война. Англия и Нидерланды пока что соблюдали нейтралитет: они еще не оправились после прошлой войны 1689-97 гг. и продолжали тайный торг с Императором, Англия уже тогда требовала Гибралтар и Менорку, но Император уперся, переговоры затянулись.
Людовик не питал иллюзий относительно скорого вступления в войну Морских держав, и в любом случае они попытались бы захватить испанские драгметаллы из Америки. Так что надо было спешить и успеть перевезти ценные грузы из Америки, пока Англия и Нидерланды не начали мобилизацию своих флотов.
Здесь надо прояснить следующее:
Элита испанцев-креолов в Америке и королевские власти распоряжались не только «всем золотом мира», но и очень ценными товарами, которых не было в Европе: сахар, табак лучших сортов, какао, шоколад, хлопок (только богатые европейцы носили нижнее белье), медь, красители (кошениль, индиго), красное и черное дерево, редкие лекарства (хинин), ваниль, драгоценные камни (изумруды, аметисты, жемчуг), китайские фарфор и шелк (которые привозил из Кантона галеон в Акапулько); в свою очередь они нуждались во многих товарах из Европы, поскольку многие отрасли производства еще отсутствовали в Америке (или были в зачаточном состоянии), ну и очень важна была ртуть, необходимая для получения серебра из руды, залежи которой были около Кадиса.
Все это добро везли на «галеонах» из Америки 2 флотилии: Flota – обычно 10-15-20-30 и более торговых судов с товарами и некоторое количество драгметаллов на 2-3-х военных-кораблях-конвоирах, Flota формировалась в Вера-Крус, где проходила оптовая ярмарка, и затем забирала сахар в Гаване; и Galeones – из Портобело и Картахены, обычно – 3-4 самых больших галеона и 2-3 самых сильных конвоира, они везли только серебро и золото, иногда – военные материалы и оружие, гарнизонные войска.
К 1701 г. у Испании еще не было единого флота, хотя  имелbcm и морской министр, и главком ВМФ; флот состоял из отдельных «армад», находившихся в ведении местных вице-королей и генерал-губернаторов; в Атлантике к 1701 г. были:
1). Самая большая – Armada de Averia (базы – в Портобело, Картахене), корабли которой эскортировали в Кадис Flota и Galeones: 2-64-пуш., 1-60, 3-50, 2-40, 3-30.
2). Armada de Barlovento (т.е. Подветренных о-вов) – для охраны торговли в местных водах – 1-50п, 2-30-40 и несколько вооруженных приватиров.
3). Armada Real del Oceano (Кадис) – 1-94, 1-80, 2-60, 1-40. Главная ее задача была – обеспечить прибытие Flota и Galeones; на обратном пути в Америку те же корабли везли необходимые товары и припасы, главным из которых была ртуть, поэтому их именjвали «Ртутными эскадрами» - Armada de Azogues.
Предыдущие флотилии были следующие (даты – по Новому стилю):
Flota: 27.01.1701 г. прибыла в Кадис – 8 торговых и 2-64-пуш., на последних было 2,5 млн песо серебром и 0,7 млн песо золотом. Забрав ртуть и другие товары, эти корабли только 30.10.1701 вернулись в Вера-Крус. Это была первая причина последующей многомесячной задержки испанских галеонов: ртуть была доставлена в Америку слишком поздно
Galeones: в 1699 г. шотландцы из Англии основали колонию на Юкатане (у р. Дарьен). Испанцы всполошились и решили немедленно ее ликвидировать (впрочем, еще до их прибытия почти всех колонистов перебили индейцы). С этой целью в Картахену был направлен отряд в 3000 солдат; опасаясь вмешательства англичан, испанцы вооружили почти все свои корабли: 7 из 8 кораблей Авериа и 3 двухдечника из Кадиса, они прибыли в Картахену18.08.1700, после чего 7 из них вернулись в Кадис (17.03.1701), захватив оставшийся ценный груз, так что в Америке у Испании военных кораблей почти не осталось.
Таким образом, к началу 1701 г. из Америки вывезли почти все ценное, и для формирования новых флотилий требовалось время (для извлечения серебра из руды, организации оптовых ярмарок и пр.).

#5 20.04.2016 23:32:56

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Эд написал:

#1056850
хлопок

А разве его не в Индии выращивали?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#6 20.04.2016 23:48:34

Gromoboy1
Гость




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Нужно и очень интересно, заранее - спасибо!

#7 21.04.2016 00:20:00

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Олег написал:

#1056862
А разве его не в Индии выращивали?

В Индии выращивали и в Америке в те времена тоже, во всяком случае он входит в перечень грузов галеонов.

#8 21.04.2016 15:52:32

richie
Участник форума
CVE-68
Сообщений: 167




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Вас читаю всегда с наслаждением.

#9 21.04.2016 18:26:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

richie написал:

#1057014
Вас читаю всегда с наслаждением.

Спасибо. Буду и дальше стараться.
Продолжение.
Тем не менее, испанцы попросили Людовика послать в Америку эскадру для эскорта, рассчитывая на то, что ко времени ее прихода что-то будет подготовлено для доставки в Кадис. 7 апреля 1701 г. из Бреста вышел нач. эскадры (chef d’escadre) Кэтлогон с 6 двухдечниками (флаг на Eclatant 70) и 2 пинками; 1 июня он был произведен во флотские ген.-лейт. вместо Шаторено, котрый в свою очередь сменил главкома в Бресте вице-адм. Турвилля, умершего в мае. (Кстати, испанцы заплатили за вооружение и расходы во время плавания этой эскадры 600 тыс. песо). Вскоре вслед за ним из Бреста вышел капитан дю Манью с 2 ЛК и 4 пинками; 4 августа Кэтлогон прибыл в Гавану, а вскоре – и отряд дю Манью: французы предполагали закупить там сахар, а затем идти в Вера-Крус.
Людовик понимал, что испанская элита Америки хотела жить в том же комфорте, как и в Европе, что ей необходимо многое, чего у ней не было, так что такая «забота» имела бы значение, учитывая прохладное (если не больше) отношение испанских колониальных властей к новому бурбонскому королю.
Для встречи Кэтлогона в Кадисе из Тулона 27 апреля вышел вице-адм. Эстре с 10 ЛК (флаг на St. Philippe 92), 24 мая он прибыл в Кадис. 
Но к этому времени ситуация изменилась. На Спитхэдском рейде перед Портсмутом стал собираться флот союзников, вскоре он достиг 63 ЛК: 48 английских ЛК (адм. Рук, флаг на Triumph 90) и 15 голландских ЛК (лейт.-адм. Альмонд, флаг на Unie 94), кроме того шло вооружение еще 25 английских ЛК для охраны торговли; голландцы, как обычно, готовили эскадру (10 ЛК) для Северного моря. Так что Эстре были направлены подкрепления из Тулона, 8 ЛК из Бреста и Рошфора, в т.ч. 108-пуш. Foudroyant, один из сильнейших французских ЛК, на котором новый испанский король Филипп собирался позже плыть в Неаполь, присоединились и два самых больших испанских ЛК – Nuestra Senora de la Concepcion 94 (1-й испанский трехдечник) и Santisima Trinided 80; в июле у Эстре в Кадисе было 26 ЛК, 2 бомбардирских корабля и 5 брандеров. (В октябре неаполитанские галеры доставили в Кадис невесту испанского короля – дочь герцога Савойского). 
Кстати, стороны были хорошо осведомлены о военных приготовлениях противника: во Франции действовала пятая колонна французов-швейцарских гугенотов, а в Англии – якобиты, при этом почтовое сообщение между противниками даже в время войны продолжалось без помех, письма не распечатывались.
Таким образом, обстановка для Кэтлогона ко времени его прибытия в Гавану изменилась, и было достоверно известно, что союзники (Англия и Нидерланды) планировали перехватить американские галеоны.
К сентябрю из флота у Портсмута была выделена сильная эскадра из 35 ЛК – английская из 25 ЛК вице-адм. Бенбоу (флаг на Breda 70) и голландская из 10 ЛК шаутбенахта Вассенаара (флаг на Katwijk 72). В Англии были получены сведения, что в Бресте готовится к выходу большая эскадра, которая должна была эскортировать американские галеоны в Кадис. Бенбоу имел приказ перехватить ее и следовать вместе с ней неотступно весь ее путь. Бенбоу было даже приказано, по возможности, не выпускать ее в море из Бреста.
Этой эскадрой из 15 ЛК в Бресте командовал новый вице-адм. Шаторено (флаг на Merveilleux 98). 9 сентября Шаторено вышел из Бреста и направился к Лиссабону, куда и прибыл 22 сентября. Бенбоу опоздал и только 15 сентября подошел к Бресту. Французы уже ушли, куда – неизвестно, и Бенбоу пошел прямо на юг, к Азорам. Между тем, Шаторено 23 сентября получил аудиенцию у португальского короля и передал ему письмо Людовика с предложением союза. Король был согласен на такой союз при условии, что французы пришлют к нему 30 ЛК. После чего Шаторено ушел к Эстре в Кадис. Здесь он получил точные сведения о силах и намерениях Бенбоу; было решено предоставить ему адекватное число ЛК – 14, так что теперь у него было всех 29 ЛК; к ним могли присоединиться 6 ЛК Кэтлогона, и были еще 2 французских ЛК на Мартинике.
Между тем Бенбоу 10 октября прибыл на Азоры, где получил ложные сведения, что галеоны уже прошли в Кадис. Поверив им, Бенбоу в соответствии с инструкциями отправил обратно к Портсмуту 25 ЛК, а сам с 10 английскими ЛК направился в Вест-Индию; 13 ноября он прибыл на о. Барбадос.
Кэтлогон, получивший, кстати, звание капитан-генерала испанского флота, стоял в Гаване. Корабли его требовали ремонта, экипажи поредели от болезней, а главное – испанцы не могли предоставить ему продовольствие на дальнейшее длительное плавание.
Вообще, с продовольствием в Вест-Индии и у испанцев, и у французов были проблемы: лучшая земля была занята экспортными монокультурами, работать могли только африканские негры-рабы, (белые каторжники быстро умирали, а желающих свободных было немного), негры обходились дорого (по 20 дублонов за голову), их едва хватало на сахарный тростник, табак и т.п. плантации.
Узнав о том, что Бенбоу пришел всего с 10 ЛК и что на подходе сильная эскадра Шаторено, Кэтлогон, отослав свой ЛК с донесениями на Мартинику, 28 декабря пошел обратно в Брест; дю Манью ушел еще раньше. В общем, они доставили кое-что необходимое на Кубу, взяв в виде оплаты сахар.
2 января 1702 г. Шаторено прибыл на Мартинику. К нему присоединился местный стационер 50-пуш. Solide, так что всего у Шаторено было 30 ЛК, 5 брандеров и 2 флейта.
Воспрянувшие духом испанцы решили (с таким-то эскортом!) отправить  одновременно и Flota, и Galeones. Морские державы еще были нейтральны, и предполагалось, что можно будет успеть все организовать и доставить в Кадис до объявления войны.

#10 22.04.2016 18:51:01

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Между тем Шаторено получил новые инструкции от Морского министра, в которых тот предлагал атаковать английские колонии в Вест-Индии, в частности, Барбадос. Но у Шаторено для этого было всего 2000 пехоты и 200 морпехов, вместе с милицией Мартиники, Гваделупы и Гренады это составили бы от силы 3000, поэтому на совете адмиралов и колониальных властей 27 января было решено заниматься только галеонами, не отвлекаясь на другие цели.
Тем временем возглавлявший обе испанские флотилии генерал дон Мануэль де Веласко постоянно откладывал готовность к выходу в море испанских судов; еще прежде, когда в Гаване стоял Кэтлогон, он получал противоречивые приказы: то идти в Вера-Крус, то дожидаться галеоны в Гаване. Время шло, испанцы все не были готовы, у французов появилось много больных и возникли проблемы с продовольствием. В этих условиях и учитывая, что у англичан было всего 10 ЛК, в основном чинившихся на Ямайке, пришлось сократить эскадру Шаторено, отправив часть кораблей во Францию. 22 февраля было произведено разделение сил: Шаторено перенес флаг с Merveilleux 98 на Fort 70.
1 марта нач. эскадры Ла Артелуар пошел в Брест с Merveilleux 98, Invincible 70, Monarque 90, Orgueilleux 90, Vainqueur 86, Capabe 60, Juste 64, а Constant 70, Bizarre 68, St. Louis 64, Trident 60 направились в Тулон; они благополучно вернулись в свои порты. Перед уходом они передали часть своих экипажей и продовольствия на остающиеся корабли. 
Шаторено остался с Fort 70, Ferme 72, Prompt 76, Bourbon 68, Assure 66, Esperance 70, Oriflamme 68, Modere 58, Solide 56, Volontaire 40, Sirene 68, Superbe 70, Dauphine 40, Hazardeux 56, Henry 70, Eole 64,  Triton 40, Prudent 64, Excellent 60, Mercure 60, Cheval-Marin 44, 2 фрегата, 4 брандера, 2 «корвета» (шлюпа), 1 флейт.
Excellent 60 и Mercure 60, пришедший от Кэтлогона, были оставлены на Мартинике, Cheval-Marin 44 послан с депешами в Брест, а с остальными кораблями Шаторено 2 марта направился на Сан-Доминого (Гаити); с испанцами (Веласко) шла бесконечная переписка, Веласко обещал вот-вот выйти в море, 9 апреля Шаторено перешел в Гавану, как и Кэтлогон, он получил звание капитан-генерала испанского флота. Но тут испанцы потребовали эскорт для перехода их флотилий из Вера-Крус в Гавану. 25 апреля Шаторено пересел на Bourbon 68, имевший меньшую осадку, и с 5 ЛК, 1 фрегатом и 1 брандером пошел в Вера-Крус, куда прибыл 5 мая; в Гаване за главного был оставлен ген.-лейт. Нэсмонд. Но испанцы и теперь не были готовы, и лишь 11 июня Шаторено повел их в Гавану, куда они прибыли 7 июля. В Гаване Шаторено застал свой флот в печальном положении: из-за плохой воды и еды на кораблях началась эпидемия, умерли оба младших флагмана – Нэсмонд и нач. эск. Розмадек, 7 капитанов ЛК, 9 лейтенантов, 2 капитана брандеров, 9 мичманов, 4 гардемарина и ок. 1500 старшин и матросов. Еще 2500 на кораблях были больные и слабые. Наконец, 24 июля весь флот Шаторено в числе 57 судов вышел в море: 18 ЛК, 6 фрегатов (в .ч. 3 испанских с 400 ящиками серебра и 50 шкатулками дублонов=13,6 млн песо), 3 брандера, 2 шлюпа, 1 флейт, 27 торговых, в т.ч. 15 – Flota, остальные – в основном испанские и несколько французских. Шаторено жаловался в письмах министру, что испанцы шли плохо и не обращали внимания на его сигналы.
У Азор их встретил фрегат Entreprenante, прибывший из Франции, с сообщением о начавшейся войне и о том, что у Кадиса – большой флот союзников. 
По этой причине Шаторено пошел не в Кадис, куда обычно прибывали флотилии из Америки, а Виго, ближе к Франции, к Виго подошли 22 сентября, предварительно направив с депешами в Брест ЛК Eole и фрегат Nieuport (бывш. Newport, англ. приз).

#11 22.04.2016 21:28:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

1

Надо сказать, испанский король весьма оперативно распорядился о немедленной разгрузке галеонов в Виго, невзирая на протесты властей Кадиса, имевших привилегии  такой разгрузки только в Кадисе. Разгрузка прошла быстро, все (по документам) было сгружено, кроме кошенили, которую купцы разгружать отказались, опасаясь, что она (т.е. эти малые букашки) испортится; в итоге она вся и сгорела. Шаторено отправил с депешами в Брест ЛК Henry, Hazardeux и несколько мелких судов. Что я не понимаю, так это то, почему он не увел туда все свои остальные корабли: разгрузка была быстро закончена, Виго был укреплен слабо, на французских кораблях было от силы половина экипажей, да и среди них – полно больных и слабых. А рядом был огромный флот союзников с целой десантной армией.
Я не буду излагать боевые подробности, они известны из «Войны за Испанское наследство», скажу только, что из 50 ЛК было сформировано 7 отрядов для атаки, английские (и некоторые голландские) адмиралы пересели со своих 3-дечников (с большой осадкой) на меньшие суда:
62 Mary
70 Grafton 70 – вице-адм. Хопсонн
80 Torbay   
70 Kent
70 Monmouth

72 Dordrecht
90 Zeven Provincien – вице-адм. Ван дер Гоес
64 Veluwe

70 Berwick
70 Essex – контр-адм. Фэйрфэкс
70 Swiftsure

80 Ranelagh
80 SOMERSET – адм. Рук
70 Bedford

72 Slot Muyden
72 Holland – лейт.-адм. Калленбург
92 Unie – шаутбенахт Вассенаар
72 Reigersbergh

80 Cambridge
70 Northumberland – контр-адм. Грейдон
70 Orford
60 Pembroke

64 Gouda
72 Alkmaar – вице-адм. Питерсон
72 Katwijk 
Сзади находились для поддержки Association 90 и Barfleur 90.
У союзников было 7 английских и 3 голландских брандера.
Шаторено перегородил вход в бухту боном и выстроил полумесяцем:
70 Bourbon
72 Ferme
58 Modere
56 Solide
66 Prudent
66 Assure - Алигр
70 FORT – вице-адм. Шаторено
76 Prompt
68 Sirene
70 Superbe
46 Dauphin
46 Triton
46 Volontaire
70 Esparance – Ла Галиссоньер
Капитаны Алигр и Ла Галиссоньер (его сын сражался с Бингом при Менорке в 1756 г.) были назначены младшими флагманами.
За линией были 68 Oriflamme, 26 Entreprenante, 8 Emeraude, 6 Choquante и брандер 14 Favory, еще дальше – испанцы: три военных корабля (Jesus, Maria y Jose 40 – Веласко, N.S. de la Mercedes 50 – Чакон и Santisima Trinidad 30) и 26  торговых (в т.ч. 13 из Flota), из которых известны названия 17 судов.
Результаты сражения:
Из 26 галеонов и торговых – 6 сожжены испанцами, 11 – на мели и сожжены союзниками, 9 остались на плаву. Сожжены и три испанских военных корабля.
Из французских:
Сожжены французами – Fort, Oriflamme, Prudent, Dauphine, Solide + Entreprenante, Emeraude, Favory.
На мели и сожжены противником: Superbe, Esperance (бывш. англ. Hope, захваченный Дюге-Труэном в 1695 г.) , Volontaire, Sirene
Призы:
Prompt > Prompt (Prize) – плох, слом в 1703 г. 
Ferme > Firme – с 1713 г. – наш Леферм (до 1736 г.).
Modere > Moderate – 1712 блокшив
Bourbon – у голландцев, плох.
Assure > Assurance – слом 1712
Triton > Triton (Prize) – продан в 1709 г.
В общем, бурбоны признали эту операцию успешной, Шаторено получил от испанской короны 12 тыс. песо и еще 20 тыс. – от «Совета Индий» (всего на 110 тыс. ливров).
В 1703 г. Шаторено был произведен в маршалы Франции, стал маршалом и Эстре, а его-то за что? Ну, как же, в 1702 г. от отвез в Неаполь испанского короля Филиппа.
В начале 1704 г. морской министр предложил ему участвовать в кампании 1704 г. Ответ неизвестен, но Шаторено не особо верил в успех: ведь флот должен был возглавить любитель 25-летний королевский бастард граф Тулузский, имея при себе советником Эстре и придворного шаркуна д‘О. Так что Шаторено мог рассчитывать только на команду над авангардом.
Шаторено был к этому времени наиболее опытным французским флотоводцем, который бил англичан и голландцев в 1689 и 1690 гг. и неоднократно совершал далекие плавания с большими флотами, не потеряв при этом ни одного корабля; если бы он командовал в сражении при Малаге в 1704 г., результат, видимо, был бы иным.
В том же 1704 г. Шаторено был назначен генерал-губернатором Бретани, в море больше не плавал.

#12 22.04.2016 21:51:33

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Эд написал:

#1057296
62 Mary

Кстати, у этого ЛК это было 14е генеральное сражение, кажется рекорд всех времен и народов.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#13 23.04.2016 00:11:49

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10357




Re: Виго 1702 г. - нужно ли?

Олег написал:

#1057301
у этого ЛК

Тот, что бывш. Speaker (1650), плавал до 1680 г., в 1687 г. был разобран и в 1688 г. спущен, практически совершенно другой корабль. Но 1650-80 – тоже долго.

Страниц: 1


Board footer