Сейчас на борту: 
Hordeum,
invisible,
Olegus1974k,
Олег
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5

#76 18.08.2015 20:42:26

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Известен уставный список офицеров для каждого корабля согласно "Положению о Бэйянском флоте" от 1888 г.

Но не все должности были замещены. А на некоторых были иностранцы-дублеры. Да еще были офицеры на кораблях, в список не вошедших. Да еще курсанты (портрет одного из них приводил - он учился до 1895 г., а в 1895 г., в связи с гибелью флота, был отчислен из училища, поскольку в флотских офицерах потребность сама собой прекратилась) - куда их считать?

К тому же просто судовая роль - это одно, а кто на какой должности, на каком корабле был и в какое время - это неизвестно.

Даже общее число подготовленных до 1895 г. флотских офицеров неизвестно.

#77 18.08.2015 20:46:10

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Nie-junmen написал:

#982103
Даже общее число подготовленных до 1895 г. флотских офицеров неизвестно.

и наверняка не все получившие подготовку получали назначение на корабли. Кто-то оставался на берегу, например в арсеналах...
А известно точное число китайских моряков, получивших образование за границей?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#78 18.11.2015 20:44:23

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

После прочтения отличной книги "Китайские броненосцы в бою" был поражен, какой прогресс был достигнут китайским флотом после битвы при Фучжоу к началу японо-китайской войны! От деревянных пароходов и джонок к броненосцам и крейсерам!
Кстати, адмирал Дин Жучан, оказывается, во франко-китайской войне не участвовал? Из ветеранов битвы при Фучжоу кто-то в морских боях с японцами участвовал?


С уважением.

#79 18.11.2015 22:01:01

Gennadius
Участник форума
Откуда: Сочи
дромон "Никопсиc"
Сообщений: 79




Re: Личный состав Бэйянского флота

Буйный написал:

#1006466
После прочтения отличной книги "Китайские броненосцы в бою" был поражен, какой прогресс был достигнут китайским флотом после битвы при Фучжоу

Поподробнее об этой книге можно, плизз? Издательство, автор, год издания, и т.п.


"Биют мя, но и подкрепляют!"
Девиз корабля "Крепость".

#80 18.11.2015 22:23:34

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Gennadius написал:

#1006508
Поподробнее об этой книге можно, плизз?

Дмитрий Киселев, Алексей Пастухов
Первые китайские броненосцы в бою. 1894 — 1895
Серия "Война на море"
Дата релиза — июнь 2015
Отв. редактор Л. Незвинская
Худ. редактор П. Волков
Тираж 1000 экз.
ISBN: 978-5-699-80559-4

Аннотация:
Эта война, 120-летие которой отмечается в нынешнем году, стала прологом русско-японского конфликта. В этих ожесточенных сражениях при Ялу и Вэйхайвэе модернизированная Япония одержала свои первые победы на море, а китайские броненосцы потерпели сокрушительное поражение.
Почему был вынужден отступить Бэйянский флот, выстоявший в пятичасовом кровавом бою против Объединенной японской эскадры? По чьей вине китайские моряки бесславно капитулировали в Вэйхайвэе, блокированном с моря и суши? И как эта осада предвосхитила трагедию Порт-Артура, а "Варяг" с "Корейцем" повторили судьбу китайского флагмана броненосца "Динъюань"?
В новой книге ведущих отечественных специалистов вы найдете ответы на все эти вопросы. Коллекционное издание иллюстрировано эксклюзивными чертежами и уникальными фотографиями. С http://yauza.info/load/istorija/serija_ … /66-1-0-98


С уважением.

#81 11.04.2016 13:44:16

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

1

Настоящие солдаты удачи

Дэвис Ричард Хардинг

1906 г.

IV. Капитан Фило Нортон Макгиффин

Битва при Ялу во время Японо-китайской войны стала первой битвой между военными кораблями современного типа. И никто, ни те, кто делали их, ни те, кто сражались на них, не знали всех возможностей таких кораблей. Потом многие флоты построили эти новые машины войны, и битвами, в которых они проверялись, интересовался весь мир. Но эта битва имела для американцев особый интерес, человеческий, семейный интерес, поскольку одной китайской эскадрой, которая противостояла таким же кораблям, что позднее выметут Россию из моря, командовал молодой выпускник американской военно-морской академии. Этим молодым человеком, которому во время битвы при Ялу, было тридцать три года, был капитан Фило Нортон Макгиффин. Так случилось, что пять лет спустя наш флот одержал победу в Манильской бухте под началом другого выпускника Аннаполиса, но Макгиффин, который был на двадцать лет младше, чем адмирал Дьюи в 1898 году, командовал кораблём, намного превосходившим «Олимпию» Дьюи по тоннажу, вооружению и численности экипажа.

Макгиффин, который родился 13 декабря 1860 года, — потомственный воин. Его семья в Шотландии происходит из клана Макгрегоров и клана Макальпинов.

«У клана Макальпинов есть настоящие воины,
А я, саксонцы, Родрик Ду»

Прадед Макгиффина родился в Шотландии, эмигрировал в нашу страну и поселился в «Маленьком Вашингтоне» возле Питтсбурга в Пенсильвании. Он был солдатом во время Войны за независимость. Другие родственники принимали участие в Англо-американской войне 1812 года, один из них дослужился до майора. Отец Макгиффина был полковником в Американо-мексиканскую войну, и подполковником Восемьдесят пятого пенсильванского добровольческого полка в Гражданскую войну. Вот так Макгиффин унаследовал любовь к оружию.

В Вашингтоне он окончил школу и проучился один год в Колледже Вашингтона и Джефферсона. Но жизнь в тихом, прелестном городе Вашингтона не прельщала его. Чтобы повидать мир, он написал своему конгрессмену и попросил его помочь с поступлением в Аннаполис. Конгрессмену понравилось письмо, и он написал полковнику Макгиффину, спросив, одобряет ли тот желание сына. Полковник Макгиффин не возражал, и в 1877 году его сын стал курсантом академии. Я знал Макгиффина ещё мальчиком, когда мы вместе охотились на енотов в окрестностях Вашингтона. Для своего возраста он был очень высоким, и в своей курсантской форме казался мне, ребёнку, самым умным и невероятно смелым.

Его личное дело в Аннаполисе ничем не отличается от других. Но как говорят его однокашники, с которыми я встречался, он был очень популярен, он хорошо учился по практическим предметам, таким как морское дело, артиллерийское дело, навигация и пароходная механика, и всегда был одним из лидеров в рискованных и бесшабашных выходках. Соблюдать дисциплину было для него чрезвычайно утомительно. Он мог поддерживать её у других, но сам от такой необходимости впадал в скуку. В Академии стояла пирамида из пушечных ядер — реликвия войны 1812 года. Она стояла возле лестницы, и однажды ночью, когда Макгиффин не мог уснуть, он решил сделать то, чего никто ещё не делал, — скатить их вниз. Ядра сорвали перила, проломили ступени и упали на нижний этаж. Если бы кто-то в этот момент поднимался по лестнице, он мог бы пострадать от такой бомбардировки. Подошедший сзади офицер поймал Макгиффина и отправил его на тюремный корабль «Санти». Там он подружился со своим тюремщиком, старым моряком по имени Майк. Многие офицеры, которые служили на «Санти», хорошо помнят Майка. Макгиффин так расположил к себе Майка, что когда покидал корабль, Майк дал ему шесть пороховых шашек. Этими шашками Макгиффин зарядил шесть больших пушек, захваченных в Мексиканской войне и стоявших на газоне возле Академии, и устроил салют накануне 1 июля. Салют поднял на ноги весь гарнизон, а потом целую неделю стекольщики вставляли стёкла в окна.

В 1878–1879 годах в Ирландии разразился голод. Жители Нью-Йорка собрали еду для голодающих, а для перевозки её Ирландию правительство назначило старый корабль «Констелейшн». Курсанты должны были поставить себя на место капитана «Констелейшна» и написать рапорт о подготовке к плаванию, погрузке судна и размещении припасов. Это было упражнение для тренировки курсантов: во-первых, в морском деле, во-вторых, в написании официальных рапортов. В то время было очень сложно вытащить пушку из орудийного порта судна, если пушка стояла на крытой палубе. В первой части рапорта Макгиффин предлагал новый метод снятия пушки с лафета и выгрузки её через порт. Этот план был настолько замечателен, настолько прост и остроумен, что он используется всякий раз, когда нужно снять пушку со старого парусного корабля. Но сделав такое хорошее предложение в начале работы, Макгиффин завершил её рассказом о том, как погрузить припасы по отсекам, а среди припасов оказалась очень популярная в то время игра «пятнашки». Рапорт завершался описанием той радости, которую голодные ирландцы получат от этой игры. В другой раз курсанты писали рапорт о подавлении восстания в Панаме. Макгиффин заслужил большую похвалу за военные распоряжения и размещение своих подчинённых. Но в том же рапорте он предложил использовать новое оружие, известное как «Риторика» Бейнса, и рассказал о том опустошении, которое он произведёт в рядах врага, когда будет стрелять из этого оружия, заряженного сравнениями, метафорами и гиперболами.

Конечно, после каждой выходки такого рода его отправляли на «Санти» поразмышлять над своим поведением.

Как-то раз один из инструкторов прочитал лекцию, а потом попросил, чтобы курсанты написали всё, что они запомнили из его лекции. В этом изложении нельзя было ничего зачёркивать или вставлять между строк, а если кто-то делал ошибки в словах, он должен был заключить эти слова в скобки, причём написанное в скобках не считалось частью изложения. Макгиффин написал превосходный конспект, но пересыпал его поставленными в скобках словами «аплодисменты», «смех», «свист», «гул». Поскольку слова в скобках не засчитывались, это было отличным предлогом, что его нельзя наказывать за ошибочно написанные слова, которые он по всем правилам уничтожил с помощью, как он их назвал, знаков забвения.

Он не только проказничал. Однажды, когда загорелся дом преподавателя, Макгиффин побежал прямо в огонь и вынес двоих детей, за что получил поощрение от военно-морского министра.

Своей карьере солдата удачи Макгиффин обязан акту Конгресса. Это был очень несправедливый акт, по которому назначение получали столько выпускников, сколько было действительных вакансий. В ту эпоху, в 1884 году наш флот был очень маленький. Сегодня вряд ли есть корабль, который полностью укомплектован офицерами, и сложность заключается не в том, чтобы избавиться от выпускников-офицеров, а в том, чтобы как-то заполучить новых. Акт был просто нечестен по отношению ко многим юношам, которые четыре года учились в Академии и два года служили в море. Из курса примерно в девяноста человек только первые двенадцать получили назначения, а оставшиеся восемьдесят были уволены и оказались в неопределённом состоянии гражданских лиц. Каждому, как подачку, вручили тысячу долларов.

Макгиффин не был в избранной дюжине. После последнего экзамена он был близок к концу списка. Но даже будучи последним в списке, он всё-таки кое-чему выучился в Аннаполисе. К тысяче долларов он за шесть лет получил образование лучшей военно-морской академии мира. Его образование было его единственной ценностью, и если в своей стране он не мог его выгодно продать, он стал искать покупателей за рубежом.

Фото (отсутствует). Капитан Макгиффин в день окончания Военно-морской академии, в возрасте двадцати трёх лет

В то время в Тонкине разразилась война между Францией и Китаем, и он решил, пока она не кончилась, предложить свои услуги последователям Жёлтого Дракона. В ту эпоху это было намного более рискованное дело, чем сейчас. Сегодня Восток так же близок, как Сан-Франциско. Русско-японская война, наша оккупация Филиппин, действия наших отрядов в подавлении боксёрского восстания сделали китайские дела частью ежедневного чтения. Сейчас вы можете лечь в кровать на Сорок четвёртой улице, через четыре дня лечь в другую кровать на тихоокеанском побережье и ещё через двенадцать дней катиться на рикше по йокогамской дамбе. Люди ездят в Японию на зимние каникулы так же спокойно, как в Каир.

Но в 1885 году это было нелёгкое предприятие, тем более для молодого человека, который вырос в тихой атмосфере далёкого от моря города, где поколения его семьи и других семей жили, не выезжая за пределы своей местности.

В феврале 1885 года Макгиффин появился в Сан-Франциско, имея в кармане несколько долларов из тысячи. Письма к его семье показывают нам здорового, добродушного молодого человека, который волнуется только о том, чтобы его мать и сестра не беспокоились за него. В нашей стране почти каждой семье известна эта домашняя трагедия, когда сын и наследник порывает с домом и начинает зарабатывать. И если влюблённого любит весь мир, то юноше, который ищет работу, он, по крайней мере, сочувствует. Юноша, который ищет работу, может считать иначе, но все, кто пересекаются с ним, если даже ничего для него не делают, хотя бы желают удачи. Письма Макгиффина этого периода у тех, кто имел честь их прочитать, пробуждают к нему самые тёплые чувства.

Они наполнены тем же весёлым оптимизмом, тем же затушёвыванием проблем, теми же домашними шутками, той же наглой уверенностью в том, что всё будет хорошо, как и все остальные письма, которые юноша, уходящий в мир, отправляет своей матери.

«Я чувствую себя просто отлично, так что не волнуйся за меня. Я уже достаточно большой, чтобы как-то перебиться, и голодать я не буду».

Он с гордостью отправляет матери своё имя, написанное китайскими иероглифами, как только обучается им у китайского генерального консула в Сан-Франциско, и прибавляет рисунок двух слонов. «Я хочу привезти тебе двух таких же», — пишет он, не зная, что в странной и чудесной стране, в которую он отправляется, слоны так же редки, как в Питтсбурге.

Он достиг Китая в апреле, и на пути из Нагасаки в Шанхай за пароходом, на котором он плыл, погнались две французские канонерки. Но, очевидно к его величайшему разочарованию, пароход скоро от них оторвался. Хотя он тогда этого не знал, но это была первая и последняя встреча с врагом, с которым он приехал сражаться. В воздухе уже витал мир.

О том, как, несмотря на мир, он получил желаемую работу, он рассказывает в письме домой:

«Тяньцзинь, Китай, 13 апреля 1885 года.
Милая мама! У меня не было настроения писать, поскольку я не знал, что должно случиться. Я потратил кучу денег на проезд, а когда добрался сюда, то мне казалось, что, если что-нибудь не изменится, то я пропал. Мы прибыли в крепости Дагу в воскресенье вечером, а следующим утром отправились дальше. Канал очень узкий и весь усеян минами. Мы ударились об одну — электрическую, — но она не взорвалась. Мы подошли к Тяньцзиню в 10:30 вечера, до него тридцать миль по прямой, но почти семьдесят по реке, ширина которой всего сто футов, и мы десять раз садились на мель.
И вот, мы наконец пришвартовались и сошли на берег. Инженер Брейс Гёрдл и я пошли в отель, и первое, что мы услышали: объявлен мир! Я вернулся на борт корабля и долго не мог уснуть — никогда мне не было так плохо. Я знал, что если они мне откажут, я тут же сыграю в ящик, потому что никак не смогу уехать из Китая. Я всю ночь промучился без сна, и утром чувствовал себя избитым. Наверное, я потерял фунтов десять. В десять утра я пошёл к американскому вице-консулу и переводчику Петику, чтобы он передал письмо для Ли Хунчжана. Он сказал, что сможет их передать. Потом я вернулся на корабль, и когда капитан отправился к Ли Хунчжану, я в отчаянии пошёл с ним. Мы вошли во дворец наместника, нас провели по коридору к великому Ли, усадили, дали чай и табак, и начался разговор через переводчика. Когда дошла очередь до меня, Ли спросил: «Зачем вы приехали в Китай?» Я сказал: «Чтобы поступить на китайскую службу и воевать». «Каким образом вы думали поступать на службу?» «Я думал, что вы дадите мне назначение!» «У меня нет для вас места». «Мне кажется, есть. Ради этого я проделал весь путь из Америки». «Чего бы вы хотели?» «Я хотел бы, чтобы вы дали мне новый торпедоносец и послали на Янцзы в блокадную эскадру». «Вы это выполните?» «Конечно».
Он немного подумал и сказал: «Посмотрю, что можно сделать. Вы согласны на 100 долларов в месяц для начала?» Я сказал: «Может быть». (Конечно, я был согласен.) И вот, после переговоров он назначил меня на флагманский корабль и обещал, что повысит, если я буду хорошо выполнять работу. Потом он посмотрел на меня и спросил: «Сколько вам лет?» Когда я сказал, что мне двадцать четыре, он чуть не упал в обморок, ведь в Китае мужчина до тридцати — это ещё мальчик. Он сказал, что я ещё ребёнок. Я не смог его убедить, но, в конце концов, он пошёл на компромисс: я должен пройти экзамены по всем предметам в военно-морской академии, а потом получу представление. На том мы и разошлись. Я явился для экзамена на следующий день, но экзамен отложили. Но сегодня мне сказали придти, я сел за стопку бумаг и выдержал довольно суровый экзамен. Я только что оттуда. Я сдал экзамены по морскому делу, артиллерийскому делу, навигации, мореходной астрономии, алгебре, геометрии, тригонометрии, коническим сечениям, построению кривых, дифференциальным и интегральным уравнениям. Я должен был отвечать на три вопроса из пяти по каждому предмету, но по первым трём предметам я ответил на все пять вопросов. После этого экзаменатор сказал, что мне не нужно продолжать, он полностью удовлетворён. Я всё сдал на отлично, и он завтра доложит наместнику. Он проверил мои документы и сказал, что они превосходны, так что мои дела пойдут на лад, не нужно волноваться. Я рассказал консулу, и он был очень рад — он замечательный человек.
Сейчас я чувствую себя прекрасно — после обеда и с хорошей манильской черутой. Я писал почти весь день, исписал пятнадцать листов бумаги, сделал примерно дюжину рисунков и очень устал.
Я кое-как добился этой работы, буквально вырвал её зубами. Думаю, сейчас я пойду спать — сегодня буду спать хорошо.
Я не получал известий от военно-морского министра, поэтому вчера утром пошёл в адмиралтейство и послал ему свою визитку. Он хорошо принял меня — сказал, что я «великолепно сдал экзамены»; что он рекомендовал меня наместнику, который был очень рад; что директор военно-морского колледжа приглашает меня, но согласен ли я пойти к нему сейчас же? Конечно, я был согласен. Колледж примерно в пяти милях. Мы с одним человеком, который тут лучший всадник, устроили скачки с препятствиями на пони — мы переправились через Хайхэ на небольшом пароме, а потом долго скакали. Здесь есть дорога — но Притчард настаивал на взятии всех канав. Когда мой пони прыгал, как кошка, мне сначала было не очень приятно, но я не жаловался и держался в седле и, в конце концов, стал получать удовольствие. Наверное, я куплю себе лошадь. Вместе с содержанием она стоит 7 долларов в месяц, это 5,6 долларов в наших деньгах, а пони и слугу легко найти.
И вот мы прибыли в Арсенал — укреплённое место, где производятся все виды оружия — патроны, ядра и снаряды и всё остальное. Военно-морской колледж находится внутри, он окружён рвом и стеной. Я подумал, что они не удержат курсанта, если он захочет провернуть здесь такие штуки, как я в Академии. Я проехал несколько ярдов, пока меня не ввели в комнату, отделанную чёрным деревом, в которой директор очень тепло приветствовал меня. Он сидел на помосте — это такой китайский стиль. Довольно скоро пришёл переводчик, один из китайских преподавателей, который очень хорошо образован, и мы стали разговаривать и пить чай. Он сказал, что имеет полномочия от наместника взять меня на место преподавателя морского дела и артиллерийского дела. Он добавил, что если понадобится, я могу преподавать навигацию и мореходную астрономию или учить курсантов строевой подготовке, стрельбе и фехтованию. Я буду получать ежегодно 1800 долларов в наших деньгах золотом. Кроме того, мне дадут меблированный дом и, если я покажу некоторые знания, значительно увеличат мою оплату. Они просили наместника дать мне 130 лянов (примерно 186 долларов), но наместник сказал, что я всего лишь мальчик, что я ничего не видел в своей жизни, что я приехал сюда только неделю назад без всяких рекомендаций и вообще могу быть мошенником. Но он всё-таки рискнёт дать мне 100 лянов, а если в колледже меня будут хвалить, я смогу получать больше — это условие действует в течение трёх лет. Несколько месяцев я должен командовать учебным кораблём — броненосцем. Он сейчас стоит в сухом доке, пока не приехал капитан английского флота, назначенный им командовать.
Так что теперь я двадцатичетырёхлетний капитан военного корабля — лучше любого, на который я мог бы рассчитывать на нашем флоте. Конечно, он дан мне на время, но дома я бы ещё очень долго не смог командовать таким кораблём. В течение недели я приступлю к своим обязанностям, и так же быстро приведут в порядок мой дом. Я видел его — у него длинная, очень широкая веранда, рядом роскошный сад, абрикосовые деревья и т. д., которые только что зацвели, большой холл, передняя комната 18х15, 13-тиметровый потолок. Задняя комната ещё больше, с куполообразной стеклянной крышей, там я собираюсь поставить полку с цветами. Правительство предоставило дом с кроватью, столами, стульями, сервантами, креслами и кухонной плитой. В комнате есть камин, но он мне не нужен. Зимой тут есть снег и лёд, но термометр никогда не показывает температуру ниже нуля. Мне дают посуду. Мне дают двух слуг и повара. Для начала я ограничусь только одним слугой и поваром — их плата от 4 до 5,50 долларов в месяц, и это очень мало. Я неплохо устроился, как ты считаешь? Я прошу тебя упаковать в ящики и прислать мне мои книги по артиллерийскому делу, топографии, морскому делу, математике, астрономии, алгебре, геометрии, тригонометрии, коническим сечениям, исчислению, механике и вообще все мои книги, а заодно прислать любые фотографии и т. д., потому что у меня нет ничего, связанного с тобой, с папой, с семьёй (включая Кэрри).
А ведь я вовремя здесь появился. Ещё неделя, и было бы уже поздно. Мои средства иссякали, скоро у меня ничего бы не осталось. Американский консул, генерал Бромли очень доволен. Переводчик говорит, что всё это из-за правильного поведения во время интервью с наместником.
У меня будет возможность поехать в Пекин и на тигриную охоту в Монголию, но сейчас я собираюсь учиться, работать и выбивать из этих мандаринов повышение. Я единственный инструктор по морскому и артиллерийскому делу, поэтому должен знать всё, и практику, и теорию. Это пойдёт мне на пользу. Если бы кто-нибудь донёс до министра, что здесь я приобрету большой профессиональный опыт — больший, чем смог бы приобрести на корабле, — я согласился бы служить на нашем флоте за половину или за четверть платы. Или вообще без платы, лишь бы мне сохранили звание.
Я ещё напишу об этом. Всех люблю».

Характерно, что в одном и том же письме Макгиффин объявляет о поступлении на иностранную службу и планирует вернуться в свою страну. Эта надежда никогда не оставляла его. Во всех его последующих письмах вы найдёте эту ностальгию по палубе американского корабля. Один раз в Конгрессе рассматривался закон о восстановлении всех обманутых выпускников. Макгиффин часто упоминал его как «наш закон». «Он может пройти, — писал он, — но я устал надеяться. Я так долго надеюсь. И если он пройдёт, — добавил он с тревогой, — то, возможно, будет назначен ограниченный срок для возвращения, поэтому сообщите мне о нём так быстро, как сможете, чтобы я не опоздал». Но закон не прошёл, и Макгиффин так и не вернулся в тот флот, из которого его уволили. Он жил в Тяньцзине и учил курсантов производить топографическую съёмку. Почти все офицеры, которые участвовали в Японо-китайской войне, были его учениками. Когда флот увеличился, Макгиффин занял более важную должность. Он получил ещё больше мексиканских долларов, ещё больше слуг, большой дом и знаки отличия разнообразных расцветок, а взамен создал в Китае современный военно-морской колледж по образцу американского. В ту эпоху и в Китае, и в Японии было много таких иностранных советников. Сегодня в Японии остался только один наш человек — достопочтенный Г. У. Деннисон из министерства иностранных дел, а в Китае нет никого. Из всех советников никто не служил своим нанимателям так верно, как Макгиффин. Когда все остальные официально грабили жителей и правительство, когда шантаж и взятки были признаны честным приработком, Макгиффин оставался чист. Снаряды, купленные им для правительства, не были заряжены чёрным песком, а винтовки — железными трубками. Раз в год, на ужин в День благодарения он приглашал тех китайских офицеров, которые хоть что-то знали об Америке. Это было важное событие, и чтобы насладиться участием в нём, офицеры приезжали из Порт-Артура, Шанхая и Гонконга. Офицеры так хотели отдать дань уважения усилиям хозяина, что перед ежегодным ужином ничего не ели в течение двадцати четырёх часов.

Десять лет Макгиффин служил военным инженером и преподавателем артиллерийского и морского дела и давал в море практическое уроки по управлению современными кораблями. В 1894 году он подал прошение об увольнении, и оно было принято. Но до того, как он успел уехать домой, была объявлена война с Японией, и он отозвал прошение. Он был назначен помощником командира на военный корабль «Чжэньюань», который имел водоизмещение семь тысяч тонн и принадлежал к тому же типу, что и «Динъюань» — флагманский корабль адмирала Дина Жучана В памятный день 17 сентября 1894 года произошла битва при Ялу, в которой китайский флот получил такой удар, что прекратил своё существование.

Фото (отсутствует). Макгиффин — суперинтендант Китайского военно-морского колледжа в возрасте тридцати двух лет

С самого начала успех был на стороне японцев. Китайцы были лучше вооружены тяжёлыми орудиями, но японцы намного превосходили их в скорострельности. Хотя китайские корабли «Динъюань» и «Чжэньюань», каждый водоизмещением в 7430 тонн, превосходили любой японский корабль, самые крупные из которых имели водоизмещение 4277 тонн, общий тоннаж японского флота был 36000 тонн против 21000 тонн китайского. С обеих сторон в бою участвовали ровно двенадцать кораблей, но в самом начале, до получения серьёзных повреждений «Цзиюань» (2335 тонн) и «Гуанцзя» (1300 тонн) сбежали, а «Чаоюн» и «Янвэй», не успев вступить в дело, были подожжены и ушли к ближайшему берегу. Так что в битве участвовали восемь китайских кораблей против двенадцати японских. Главными участниками битвы с китайской стороны были флагман «Динъюань» под командованием адмирала Дина и «Чжэньюань», которым четыре часа командовал Макгиффин, и поэтому они попали под огонь всей японской эскадры. К концу битвы, которая продолжалась пять часов без перерыва, японцы даже не обращали внимания на более мелкие вражеские корабли, а плавали вокруг двух броненосцев и расстреливали их. Японцы свидетельствовали, что два этих корабля не теряли боевого порядка. Когда флагман был в опасном положении, «Чжэньюань» прикрывал его корпусом и артиллерийским огнём и, хотя не смог предотвратить тяжёлые потери на флагмане, фактически спас его от полного уничтожения. Во время боя «Чжэньюань» почти постоянно находился под огнём, и в него четыреста раз попали снаряды всех типов оружия — от тринадцатидюймовых пушек Кана до винтовок. Сам Макгиффин был так сильно контужен, так обожжён и так изранен стальными осколками, что его здоровье и зрение были навсегда повреждены. Но он привёл свой корабль в Порт-Артур, а с ним остатки флота.

Из-за потери здоровья он был уволен с китайской службы и вернулся в Америку. Четыре года он жил в Нью-Йорке, страдая от невыносимых мучений. Его письма к семье того периода показывают огромное мужество. На разгромленном «Чжэньюане», когда на палубе разрывались снаряды, а в трюме горел огонь, он демонстрировал своим подчинённым мужество белого человека, который понимает, что он ответственен за них и за честь их страны. Но ещё больше мужества он демонстрировал, находясь один в своей комнате или в отдельной палате больницы.

В письмах, которые он диктует, он беспокоится только о том, чтобы родственники не волновались. Он успокаивает их ложью, подшучивает над их страхами, рассказывает дурацкие истории о людях, которых видит из окна больницы. Он просит отправить свои китайские почтовые марки какому-то доброму мальчику. Он планирует поехать с ними в путешествие, когда поправится, зная при этом, что никогда не поправится. Врачи настаивают на операции, а он пишет друзьям: «Мне просверлят в черепе кусок в три квадратных дюйма и вырежут нерв из середины мозга, а ещё вынут мой глаз (всего на пару часов, если не потеряют). Доктор и его свита плохо помнят провалы. Мне говорили, что в результате этой операции некоторые умирают, а другие сходят с ума. А некоторые теряют зрение».

Фото (отсутствует). Коммандер Макгиффин в госпитале после битвы при Ялу, в разорванной одежде после контузии

Находясь под угрозой сумасшествия и полной слепоты, ежеминутно страдая от боли, с которой не могут справиться лекарства, он диктует в «Сенчури Мэгэзин» единственный полный отчёт о битве при Ялу. В письме к мистеру Ричарду Уотсону Гилдеру он пишет: «…у меня проблемы с глазами. Я не вижу даже то, что сейчас пишу, и статья движется с большим трудом. Надеюсь, что смогу передать её вам 21-го, но если со зрением станет хуже…»

«Если со зрением станет хуже…»

Незаконченная фраза стала мрачным пророчеством.

Незаметно для персонала больницы он спрятал в коробке для писем свой служебный револьвер. Утром 11 февраля 1897 года он попросил эту коробку и под каким-то предлогом выпроводил сестру из палаты. Когда из палаты донёсся звук выстрела, сестра прибежала и обнаружила, что измученное болью тело навсегда успокоилось, и усталые глаза навсегда закрылись.

В статье о битве при Ялу для «Сенчури» Макгиффин писал:

«Самый лучший человек из тех, кто умер за свою страну — это адмирал Дин Жучан, доблестный солдат и настоящий джентльмен. Преданный своими соотечественниками, не имевший никаких шансов на победу, он на переговорах с врагом сумел спасти жизни своих офицеров и матросов. Свою собственную жизнь он спасать не захотел, зная, что его страна окажется менее милосердной, чем его благородный враг. Горько думать о старом, израненном герое в тот полночный час, когда он выпил чашку с ядом, которая принесла ему покой».

И горько думать о молодом израненном американце, который из-за скупости своей страны был лишён права зарабатывать деньги, служа ей, и отдал свои лучшие годы и свою жизнь, сражаясь под чужим флагом за чужой народ.

#82 11.04.2016 23:47:50

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Nie-junmen написал:

#1054918
Несколько месяцев я должен командовать учебным кораблём — броненосцем. Он сейчас стоит в сухом доке, пока не приехал капитан английского флота, назначенный им командовать.

Тут Фило Н. Макгиффин слегка свистит. Англичане не командовали кораблями у китайцев никогда, и в апреле 1885 г. броненосцев у Китая еще не было.

К тому же он пишет о северном Китае, а там не было нужного для докования броненосцев дока - сначала доковали сравнительно крупные корабли в Шанхае, потом стали доковаться в Гонконге и Нагасаки, пока в Люйшунькоу не ввели в строй большие доки (там, кстати, японцы и доковали трофейный "Чжэньюань" перед отправкой в Японию - это фотографии широко известны).

Nie-junmen написал:

#1054918
Я единственный инструктор по морскому и артиллерийскому делу, поэтому должен знать всё, и практику, и теорию.

Собственно, опять легкий свист в расчете произвести впечатление - он не был единственным инструктором в ВМФ Китая на тот момент.

Nie-junmen написал:

#1054918
Снаряды, купленные им для правительства, не были заряжены чёрным песком, а винтовки — железными трубками.

"Узнаю в графине мать! Мама, как ты туда попала?" (с)

Опять песок... Вроде уже все выяснили... Ан нет - байка была живучая.

Но вот закупкой снарядов Макгиффин не занимался. Не по чину ему это было.

А винтовки, закупленные, опять же, без его участия (конец 1870 - начало 1880-х) я видел (есть в Артиллерийском музее) - прекрасные Ремингтоны. С приемными китайскими клеймами и указанием фамилии прусского чиновника (тоже иероглифами), присланного принимать оружие, поступающее из-за границы. Тут уже автор книги свистел.

Nie-junmen написал:

#1054918
Раз в год, на ужин в День благодарения он приглашал тех китайских офицеров, которые хоть что-то знали об Америке.

Учитывая, что в Бэйянском флоте было несколько десятков офицеров, учившихся в САСШ или проходивших там практику (самый известный - "бешеный Цай" или Цай Тинган, командир миноносца "Фулун")...

Nie-junmen написал:

#1054918
В памятный день 17 сентября 1894 года произошла битва при Ялу, в которой китайский флот получил такой удар, что прекратил своё существование.

Автор слегка спешит. Удар был в Вэйхайвэе. После Ялу Дин Жучан пытался 2 раза выйти на бой с японцами, но ему строго запретили это и император, и Ли Хунчжан. Под страхом смертной казни.

Nie-junmen написал:

#1054918
«Чаоюн» и «Янвэй», не успев вступить в дело, были подожжены и ушли к ближайшему берегу

Точнее - были потоплены. Не без "участия" крейсера "Цзиюань".

Nie-junmen написал:

#1054918
от тринадцатидюймовых пушек Кана до винтовок

Имеются в виду орудия Канэ + митральезы винтовочного калибра (в 1868 г. Того лично снес из митральезы абордажную команду сторонников сёгуна - что называется, нефиг с катаной на пулеметы, ой нефиг!).

Nie-junmen написал:

#1054918
Но он привёл свой корабль в Порт-Артур, а с ним остатки флота.

Привел Бэйянский флот в Люйшунькоу командир крейсера "Цзинъюань" Е Цзугуй. На "Чжэньюань" мачты были в порядке, Линь Тайцэн руководил боем, но флотоводческой инициативы не проявил, вопреки ожиданиям. Это сделал за него Е Цзугуй - поднял флаг командующего и перестроил остатки эскадры в кильватерную колонну, после чего пошел к Люйшунькоу.

Nie-junmen написал:

#1054918
Из-за потери здоровья он был уволен с китайской службы и вернулся в Америку.

Учитывая, что ВСЕ офицеры Бэйянского флота были уволены, потеря здоровья не была причиной для увольнения - просто флота не стало. Кстати, китайцы с инструкторами, погибшими или получившими ранения, рассчитались сполна, все выплатив и отметив наградами (специально введенными для награждения иностранцев орденами).

Nie-junmen написал:

#1054918
Когда флагман был в опасном положении, «Чжэньюань» прикрывал его корпусом и артиллерийским огнём и, хотя не смог предотвратить тяжёлые потери на флагмане, фактически спас его от полного уничтожения.

ЕМНИП, суммарные потери убитыми на обоих броненосцах порядка 30 человек. 13 на одном и 17 на другом, если память не изменяет.

Nie-junmen написал:

#1054918
На разгромленном «Чжэньюане», когда на палубе разрывались снаряды, а в трюме горел огонь, он демонстрировал своим подчинённым мужество белого человека, который понимает, что он ответственен за них и за честь их страны.

Какой огонь горел в трюме? Броневой пояс обоих кораблей японские снаряды так и не пробили (было пробитие снарядом 13" орудия в небронированную оконечность, но сквозное, и оно осталось без последствий). Автор явно сбился на красочный, исполненный пафоса стиль.

И причем тут "мужество белого человека"? Сам Макгиффин честно указывал, как стойко и без лишних понуждений дрались китайские моряки.

Nie-junmen написал:

#1054918
Горько думать о старом, израненном герое в тот полночный час, когда он выпил чашку с ядом, которая принесла ему покой

Интересно, Макгиффин в Вэйхайвэе уже не был. Но поддерживает версию, что Дин Жучан принял опиум, а не застрелился. Какая версия самоубийства Дин Жучана была верной - опиум или пуля?

#83 26.04.2016 01:34:29

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Интересно - судовой инженер Александр Пурвис (из Англии) участвовал в бою 17 сентября 1894 г. и погиб вместе с крейсером "Чжиюань".

Получается, он не уволился из флота и не перешел на таможню, а сражался. Ему было всего 29 лет (普菲士, 1865-1894).

На известном фото, где справа от Дэн Шичана стоит офицер-европеец, ранее считалось, что это Пурвис, однако сейчас появилась атрибуция этого офицера как Уильяма Лэнга.
http://s020.radikal.ru/i709/1604/51/a426e4fae980.jpg
Т.о., его подлинный портрет остается неизвестен.

#84 26.04.2016 11:44:06

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Еще интересный факт - Фило Нортон Макгиффин покончил жизнь самоубийством в 1897 г.

Он страдал от последствий контузии и боялся окончательно ослепнуть. При этом он завещал похоронить себя в форме Бэйянского флота, с бэйянским флагом в головах.

#85 26.04.2016 11:47:03

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Личный состав Бэйянского флота

http://s019.radikal.ru/i619/1604/6a/4b802bbfb842t.jpg
http://s020.radikal.ru/i700/1604/fb/c8d8fa879b85t.jpg
вымпелы китайского флота в 19ст(разное время)

Отредактированно Geomorfolog (26.04.2016 11:47:39)


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#86 26.04.2016 12:19:40

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Нижний - да, был такой, до 1887 г.

Верхний - что-то сомнения берут.

Обратите внимание на качество изображения и ткань - это все-таки государственный атрибут. Очень часто сейчас встречаются подделки и легализованные "реплики". Например, в мемориальной гробнице Дэн Шичана все предметы - реплики.

#87 26.04.2016 12:28:24

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Личный состав Бэйянского флота

Nie-junmen написал:

#1057902
Верхний - что-то сомнения берут.

http://www.europeana.eu/portal/record/2 … s_459.html


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#88 26.04.2016 12:42:32

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Ни о чем. Провенанс такого рода неубедителен. Потому что есть реальные фото флагов.

Из всей коллекции выбивается только он один. Что это и почему - непонятно. Но вряд ли настоящее.

#89 26.04.2016 14:27:11

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Предписание в уставе Бэйянского флота от 17.12.1888 относительно флагов:

Спойлер :

Как видим, то чучело на серой тряпке даже не может считаться выцветшим флагом...

#90 26.04.2016 14:40:12

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Личный состав Бэйянского флота

Спасибо!Жаль что рейтинг отключили.
А вообще

Спойлер :

А можете прокоментировать эти флаги.(с глубин джакара)
http://s017.radikal.ru/i436/1604/ec/1ace274d45b7t.jpghttp://s020.radikal.ru/i716/1604/fb/581b145f6696t.jpg
В том же документе рисунок китайского корабля(за 20 стр. впереди). Может они как-то связвны.
http://s019.radikal.ru/i629/1604/59/f43d7be63be5t.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#91 26.04.2016 15:35:43

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Geomorfolog написал:

#1057933
А можете прокоментировать эти флаги.(с глубин джакара)

Первая пара - слева направо:
1) тиду 1-ранга
2) тиду 2-ранга
Вторая пара - слева направо:
1) тиду 2-ранга (с. 1220)
2) тиду 3-ранга (с. 1221)

Это после 1895 г. Тиду по рангам не различались до 1895 г. - был один тиду (Дин Жучан).

Корабль:

Цинский военный корабль типа "Хайтянь" и "Хайди" (надо "Хайци").

Пояснения:
А - 8" орудия (в скобках неразборчиво)
В - 4,7" орудия (далее неразборчиво - то же, что и в скобках для пункта А)
С - 3-фунтовые орудия
D - 1-фунтовые орудия
T - торпедные аппараты (далее неразборчиво)
F - мачта (букв. синьхаотай - вышка для подачи сигналов)
G - прожектор (? - прочел только чжи хайдэн - управлять морскими огнями, далее неразборчиво)

В нижней надписи много каны и она плохо  разбирается - не прочел, за исключением бессвязных отдельных иероглифов.

#92 26.04.2016 18:10:25

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Личный состав Бэйянского флота

Спасибо!
Из атрибутации остался только год. !874.
http://f6.s.qip.ru/~o8tiVQVt.jpg

Отредактированно Geomorfolog (26.04.2016 18:11:30)


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#93 26.04.2016 22:08:38

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Все по уставу - треугольный флаг, утвержденный в 1866 г. С конца 1888 г. - прямоугольный флаг.

Есть фото Бэйянских крейсеров под треугольными флагами.

Заметьте, изображение дракона сильно отличается от того, что в музее выдается за флаг Бэйянского флота.

Думаю, это какое-то народное творчество примерно 100-летней давности "по мотивам".

#94 04.05.2016 18:26:59

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

По национальному составу. Маньчжуры во флоте служили?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#95 04.05.2016 19:25:50

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Теоретически - да. На самом деле - нет. На январь 1895 г. в Бэйянском флоте всего было 3 маньчжурских офицера. Не знаю, принимали ли они участие в обороне Люгундао, или уехали, когда началось десантирование японцев на Шаньдуне.

Остальные проходили обучение в т.н. "морской академии" в Пекине, а на флот не направлялись.

За то, чтобы направлять маньчжуров на корабли для усиления контроля за флотом стали думать только в начале ХХ в., когда пик мощи был давно позади.

Кстати, Са Чжэньбин был из окитаевшегося монгольского рода. Но это тут не считается.

#96 06.05.2016 13:03:03

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Nie-junmen написал:

#1059622
За то, чтобы направлять маньчжуров на корабли для усиления контроля за флотом стали думать только в начале ХХ в.,

кстати почему об этом не подумали раньше?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#97 07.05.2016 13:07:56

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Georg G-L написал:

#1059994
кстати почему об этом не подумали раньше?

Система.

Армии стремились контролировать. Тасовали всех военных лидеров, выдвинувшихся во время подавления восстаний.

А с флотом оказалось, что его хозяин - лепший кореш императрицы, Ли Хунчжан. Он грамотно съел конкурентов и был незаменим. Его пытались контролировать через изъятие денег со счетов на строительство дворцов и парков + запретом прямых закупок за границей в обход Хайцзюнь ямэнь (Министерство ВМФ), контролировавшегося маньчжурами.

Пытались создать прослойку флотских офицеров из маньчжуров, но они банально не хотели служить, а особо заставлять их смысла не видели.

После 1900 г. угроза прямого отъема власти китайскими войсками стала слишком очевидна - сразу завели императорскую гвардию, куда планировали набирать только маньчжур. Правда, опять ничего не вышло - маньчжуры забили на это дело и значительная часть солдат в гвардии оказалась китайцами, а офицерами - маньчжуры. Что привело к параличу системы - солдаты-китайцы саботировали приказы офицеров-маньчжуров, которые по подготовке были ниже офицеров-китайцев в войсках, контролируемых Юань Шикаем.

Система банально сгнила.

#98 13.05.2016 19:01:29

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Nie-junmen написал:

#1060250
Система банально сгнила.

был сейчас в Северном Китае... маньчжуры и корейцы показались симпатичней, да и кухня у них вкуснее... но это конечно очень беглое и поверхностное впечатление...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#99 14.05.2016 13:35:12

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Личный состав Бэйянского флота

Ну, в начале ХХ в. абсолютно аксиоматичным был факт - ленивые тупые маньчжуры и энергичные китайцы, которым надо было вырывать свое из лап зажравшихся гожэнь (людей династии).

Корейцы, если не южные, вполне себе хорошие люди. Но в Южной Корее они на голову сильно больны. Это факт.

Китайцы - я думаю, 99,9% наших лаоваев за границей не отличит корейца от китайца или маньчжура, если ему не скажут. И от мусульманина тоже.

#100 18.05.2016 21:14:32

Рид
Гость




Re: Личный состав Бэйянского флота

Nie-junmen написал:

#1061457
Но в Южной Корее они на голову сильно больны. Это факт.

Что Вы имеете ввиду?
Корейцы (южные) действительно выдвляются из прочих известных мне народов  своей въедливостью. более придирчивого заказчика, чем кореец я не знаю.

Страниц: 1 2 3 4 5


Board footer