Страниц: 1

#1 09.11.2014 21:28:27

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Я сейчас занимаюсь «Войной Шляп» 1741-43 гг. и наткнулся на такую интересную деталь: в 1741-42 гг. на шведском флоте свирепствовала эпидемия тифа. Причиной считали некачественное продовольствие, но также и то, что на двух шведских моряков полагался только один гамак, которым они пользовались повахтенно, что, несомненно, способствовало распространению тифа и других заразных болезней. Кстати, то же было и у французов, как следует из 4-томника Будрио «74-пушечный корабль». Тиф особенно сильно поражал французский флот, иногда в сочетании со скорбутом.   
В Швеции в 1742 г. было издано распоряжение иметь по 2 гамака на каждого моряка, по образцу английского флота, но осуществлялось это медленно, и даже в 1759 г. было далеко от завершения.
В Англии гамаки были введены в 1595 г., по одному на двоих моряков, что продолжалось  довольно долго и в 17 в. Но затем каждый моряк уже имел по два гамака.
Меня интересует, как обстояло дело в этом отношении в нашем флоте? Я нигде не встречал каких-либо упоминаний на этот счет. В 1741-42 гг. на БФ также была эпидемия тифа.

#2 09.11.2014 22:50:37

Алeкceй Лoгинoв
Гость




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Эд написал:

#887221
В 1741-42 гг. на БФ также была эпидемия тифа.

Эпидемия это сколько заболевших? Если три-четыре десятка, то эпидемии на русских кораблях были вплоть до 60-х годов 19 века. В частности на кораблях Средиземноморских эскадр.

#3 09.11.2014 23:39:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Алeкceй Лoгинoв написал:

#887252
Эпидемия это сколько заболевших?

Больше половины и иногда значительно больше половины экипажа, так что корабль вообще не может управляться, как шведский фрегат Ульриксдаль, который сдался, т.к. весь экипаж был поголовно болен.

#4 13.09.2016 17:14:52

ринат гимадеев
Гость




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

По-моему мнению,тему надобно расширить и выделить в общую для ВСЕГО периода "эпохи паруса",а возможно и до рамок "эпохи весла и паруса" : "Негативное воздействие эпидемий заболеваний и глобальных изменений климата в контексте ВМФ и войны на море".Эпидемий различных заболеваний в Истории было не мало,но достоверных и подробных описаний случаев,когда отдельные корабли,отряды или эскадры,где личный состав по этой причине выходил из строя не так уж и много.А случаев,когда это прямо или косвенно отражалось на результатах ведения боевых действий,наверное,ещё меньше.Поэтому,представляется рациональным объединить эпидемии с климатическими аномалиями.Ведь,и то и другое можно считать  непреодолимыми силами Природы,а в данном контексте уместны и ураганы,тайфуны и землетрясения и извержения вулканов.Можно и не создавать новой темы,а расширив рамки данной и помещать всё вышеперечисленное здесь.Если будет на сие дозволение автора темы.

#5 13.09.2016 17:23:40

ринат гимадеев
Гость




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Высокая заболеваемость и смертность были серьезной угрозой боеспособности флота. Так, в 1757 году отдельная крейсерская эскадра вице-адмирала Полянского во время плавания в Балтийском море в целях блокады берегов Пруссии, за полтора месяца из состава экипажей в 4.200 человек, не имея боевых столкновений с противником, потеряла 288 человек умершими. Вышедший от берегов Пруссии в Кронштадт осенью 1761 года линейный корабль «Астрахань» в результате огромной заболеваемости команды (175 больных) оказался жертвой стихии: обессилившая команда не сумела предотвратить несчастье, корабль был выброшен на берег острова Даго, где и разбился.Первым, кто разработал предохранительные прививки против чумы, был русский ученый, врач Д.С. Самойлович, более 40 лет проработавший во флотских госпиталях. Время не стояло на месте, и с годами накапливался опыт по лечению тех или иных страшных болезней. Так, в 1820 году вышла книга П.С. Вишневского «Опыт морской военной гигиены или описание средств, способствующих к сохранению здоровья людей, служащих на море». В этом труде внешняя среда рассматривалась в связи с воздействием ее на организм человека, вскрывались причины болезней, рекомендовались рациональные меры профилактики применительно к условиям русского флота (упорядочение режима труда и отдыха матросов, гигиена питания, водоснабжения, одежды, меры борьбы с цингой и различными заразными болезнями и т.п.). Книга эта была значительно полней и конкретней по содержанию, чем аналогичные переводные руководства английских врачей Линда и Блена. Весьма характерной была разработка различных документов для руководства в плавании. Так, в инструкциях офицерам содержалось множество требований, касающихся сохранения здоровья экипажей (правила уборки и вентиляции корабельных помещений, указания о периодичности смены белья). Командиры кораблей принимали непосредственное участие в заготовке воды и продовольствия, сборе противоцинготных средств, использовали все возможности для освежения продовольственных запасов и воды в иностранных портах во время походов.Стала понятной необходимость придирчивого отбора экипажей кораблей. В правилах отбора появилось требование брать в плавание только тех, «кои наперед сего не были одержимы цинготною, любострастною, чахоточною болезнью, равно и при выборе не будут иметь как сих припадков, также склонности к чахотке, грыже и других органических недостатков…» А в 1838 году вышла брошюра известного русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна «О сохранении здоровья матросов на кораблях». В ней излагалось мнение, что причинами широко распространенных заболеваний среди моряков, и прежде всего цинги, являются сырые и плохо вентилируемые жилища для команд на кораблях, недостаточная и нездоровая пища, недоброкачественная вода и ограничения в ее употреблении, недостаток в зелени и овощах, постоянные изнурительные работы, печальное расположение духа. Крузенштерн считал, что «ни одно лекарство не действует на больного так успешно, как попечение капитана и офицеров, которые, посещая его болезненный одр, и заботятся, чтобы помочь ему. Не говоря уже о медике, который должен посещать больных не один раз в сутки, а несколько раз, и к трудным приходить не только днем, но и ночью».Источник: "Красная Звезда", автор: Андрей ГАВРИЛЕНКО.

#6 13.09.2016 18:04:36

ринат гимадеев
Гость




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Наполеон, бывавший в 1816 году на британских кораблях на острове Св. Елены, был поражен чистотой и порядком на флоте Его Величества. Французский аббат Клермон в 1777 году отмечал, что «для этой нации чистота – это своего рода инстинкт». На самом деле чистота на британских кораблях – это, прежде всего, опыт, а он, как известно – сын ошибок трудных.Но,справелдивости ради,ещё Кольбер во французском флоте  заботился о гигиене и чистоте.Один из его ордонансов образца 1669 года строжайше запрещает хоронить умерших моряков в балласте... - далее :  http://forum.worldofwarships.ru/index.p … %8F%D1%85/

#7 13.09.2016 18:20:08

ринат гимадеев
Гость




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Уважаемый Эд!Может быть Вы найдёте нужные данные в книге «История военно-морской медицины русского и советского Военно-морского флота» автор полковник медицинской службы В. Сосин?Цитата : "..Очень многое сделал в направлении исследования деятельности российских и советских военно-морских врачей старший научный сотрудник музея и сам в прошлом известный организатор здравоохранения моряков дизель-электрического и атомного подводного флота полковник медицинской службы в отставке В.В. Сосин. Он исследовал зарождение и развитие русской военно-морской медицины, как науки, является автором большого количества военно-исторических работ. Очень ценны его исследования о Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале, основанном по личному приказу Петра в 1715 году. Он исследовал организацию медицинского обеспечения морских операций. Большой помощью для изучающих историю флотской медицины является его книга «История Отечественной военно-морской медицины в датах и фактах», книга, которую В.В. Сосин посвятил 300-летию Российского Флота..." - а есть ещё и весь Военно-Медицинский Музей Министерства Обороны Российской Федерации и его фонды.

#8 13.09.2016 18:41:06

ринат гимадеев
Гость




Re: прос по корабельной гигиене на кораблях БФ в 18 в.

Кроме эпидемий заразных заболеваний "бичом" моряков кораблей и судов парусного и гребного флота были травматизм и хронические заболевания.Например,цинга и некоторые виды лихорадок долгое время считались заболеваниями, присущими только морякам. Появление цинги связывали с длительным употреблением соленого мяса и главным образом с недостатком телодвижений, а поэтому цинготных больных «лечили», заставляя бегать по палубам и таскать пушечные ядра. Корабельные работы (постановка парусов, управление рулем, переноска снарядов), требуя колоссального физического напряжения, чрезвычайно изнуряли команды и часто приводили к тяжелым травмам. Многие заболевания были непосредственно обусловлены спецификой труда на парусном корабле: трещины ладоней у марсовых, конъюнктивиты у сигнальщиков, сморщивание ладонной фасции у рулевых, прогрессирующая глухота у комендоров. Морякам всех специальностей были свойственны хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с однообразным и неполноценным питанием, и изменения в коже - "огрубевшая","дублёная",т.е. т.н. "матросская кожа" - под воздействием ветра, солнца и морской воды.

Страниц: 1


Board footer