Страниц: 1 2

#26 28.08.2016 18:18:12

ринат гимадеев
Гость




Re: Рационы питания на флотах в середине 18 в.

Холодильников на кораблях и судах того времени не было.Но,не только условия хранение провианта порождали проблемы  - это объясняется многими причинами.Во-первых, чаще всего команда получала дешевые и не совсем доброкачественные продукты.Сказанное распространяется не только на солонину и бобы, иногда не все было в порядке и с питьевой водой, доставляемой на корабль в портовых городах. Воду набирали прямо из речек или доставали из колодцев, не проверив предварительно ее качество. Во-вторых, единственным средством консервирования таких скоропортящихся продуктов, как мясо и сало, была соль. Пересоленное мясо было почти несъедобным, тем более что из-за ограниченного количества воды на корабле его не удавалось вымочить в достаточной степени. Помимо этого в дальнем плавании, особенно в тропических широтах, качество мяса снижалось также и из-за жары.Солонина в бочках приобретала своеобразный цвет красного дерева с прожелтью, а при дальнейшем хранении - коричневато-зеленоватый; от нее шел натуральный трупный смрад. Впоследствии, когда появились консервы, матросы называли волокнистую говядину из банок "каболка" или "дохлый француз".Не менее основательные превращения происходили и с питьевой водой - они начинались,буквально, уже через несколько недель после выхода в море.Воду же не кипятили перед тем,как погрузить на корабль.И с каждым месяцем плавания вода становилась все более густой и вонючей.Как же могли долго не прокисать вино и пиво в бочках?!Легенда утверждает, что море стало соленым от слез, пролитых людьми за земную жизнь. Высокий процент соли делает морскую воду почти полностью непригодной для питья. Употребляемая в малых количествах, она полезна. Даже живительна и целебна. Старые морские волки знают это и в долгом плавании разбавляют свое питье на одну треть морской водой.Морскую воду,порой,использовали для варки блюд.Но,и некоторые "блюда" корабельной кухни трудно назвать шедеврами кулинарии!К ним относится так называемый потаж - похлебка, которая варилась из объедков и кухонных отходов - от рыбьих хвостов до обглоданных костей, собираемых в течение нескольких дней и запускаемых в один котел.И однообразие питания по таким не блещущих разнообразием недельных меню, в соответствии с которыми один день готовился горох с солониной, на другой - солонина с горохом, а потом все повторялось сначала.Это вкупе с другими причинами порождало ЦИНГУ - бичь мореплавателей того времени...

#27 28.08.2016 18:21:24

ринат гимадеев
Гость




Re: Рационы питания на флотах в середине 18 в.

ЦИНГА..,от неё кровоточили десны, шатались зубы. В конце концов вся полость рта превращалась в сплошную рану, а тело покрывалось гнойниками. Моряки не могли жевать и глотать и буквально умирали от голода.Нередко от цинги страдали почти три четверти экипажа, и кок должен был придумывать такие блюда, чтобы их можно было есть даже с расшатанными зубами и распухшими деснами. Тогда и возникло профессиональное матросское кушанье "лабскаус" - мелко рубленная вареная солонина, смешанная с перемолотыми солеными селедками и истолченная затем в жиденькую, сдобренную перцем кашицу. Этот "мусс" могли глотать даже тяжелобольные. Немало матросов обязаны ему жизнью. Само название "лабскаус" пошло от норвежцев и дословно означает: "легкоглотаемое".Рецептура лабскауса с течением времени менялась, и в более поздних плаваниях в него стали добавлять также лук, соленые огурцы и картофель. Лишь значительно позднее врачи открыли, что цинга вызывается отсутствием в корабельном рационе свежих овощей и фруктов. Ростокский обер-фельдфебель Карл Фридрих Беренс, который в должности командира отряда морской пехоты сопровождал в 1721 году голландца Роггевена в его плавании в Южные моря, в своих воспоминаниях об этом путешествии, получивших название "Испытанный южанин", отмечает, между прочим, следующее: "Эту жалкую жизнь не описать пером. На кораблях воняло больными и мертвецами. Заболеть можно было уже от одного запаха. Больные жалобно стонали и кричали. Безучастным к этому не остался бы даже камень. Одни настолько отощали и сморщились от цинги, что являли собой зримый облик смерти. Эти люди умирали, угасая тихо, как свечки. Другие, наоборот, были распухшими и отекшими. Эти перед смертью начинали буйствовать. Кое у кого был кровавый понос... Много было и страдающих от психических расстройств. Здесь не помогли бы никакие лекарства, кроме свежей пищи, как мясной, так и растительной - зелени, фруктов, брюквы и других овощей... Цинга была у каждого из нас. Мои зубы почти полностью оголились от десен, а сами десны распухли в палец толщиной. На руках и на теле появились желваки величиной больше лесного ореха"...

#28 28.08.2016 18:30:00

ринат гимадеев
Гость




Re: Рационы питания на флотах в середине 18 в.

Лишь большие потери в людях на кораблях британского военного флота заставили прибегнуть к поискам профилактических мероприятий. Английские военно-морские врачи Линд и Прингл, узнав из старинных норманнских источников, что еще викинги имели обыкновение брать с собой в дальние походы кислую капусту, настоятельно рекомендовали британскому Адмиралтейству включить в корабельный продовольственный рацион квашеные овощи.Однако оказалось, что наличие на корабле, отправляющемся в дальнее плавание, бочек с кислой капустой еще далеко не решало проблемы. Это подтвердили экспедиции Байрона и Уоллиса и первое кругосветное плавание Кука. Цинге объявлялся шах лишь в том случае, если это профилактическое средство употреблялось в пищу регулярно, в качестве ежедневной закуски. Однако создавалось впечатление, что английские матросы предпочитают лучше погибнуть от цинги, чем взять в рот квашеную капусту. Ни разъяснения, ни добрые слова не помогали.Тогда во время своего второго путешествия Кук избрал иную тактику. Он распорядился к каждому обеду демонстративно приносить для офицеров с камбуза в кают-компанию большое блюдо кислой капусты. Камбузный юнга получил указание носить это блюдо к "ютовым гостям" ничем не прикрытым, держа его перед собой на вытянутой руке, чтобы привлечь внимание обитателей бака. Все, что получали офицеры, казалось простым матросам значительно лучше и вкуснее того, чем кормили остальной экипаж. Впрочем, в большинстве случаев так и было. Подобный трюк с кислой капустой немедленно произвел в умах матросов соответствующую переоценку ее достоинств, и "парни с бака" охотно начали ее есть. Кук возвратился из своего второго кругосветного плавания, не имея ни единого случая смерти от цинги.Все значение этого успеха можно оценить, если учесть, что еще в XVIII столетии потери экипажа от цинги составляли на кораблях дальнего плавания от 30 до 50 процентов.Но,это были лишь "полумеры".О витаминах тогда ещё не имели никаго понятия,но разница от питании консервированной пищей и свежими продуктами,особенно,овощами и фруктами,как в ВМФ Османской империи и/или флотах Венеции и Генуи по результатам на людях,бросалась в глаза.Кроме того, свежие овощи и свежее мясо творили чудеса: цинготные больные поправлялись за несколько недель. Это понимал еще Генрих Мореплаватель, приказавший завезти на некоторые необитаемые острова в Атлантике полезных животных, которые во время плаваний могли бы пойти в пищу его матросам.Этот замысел подхватили позднее мореплаватели других наций.Источник информации :  http://flot.h14.ru/eda.htm

#29 13.09.2016 19:31:56

ринат гимадеев
Гость




Re: Рационы питания на флотах в середине 18 в.

Рационы и,вообще,питание было непосредственно связано с бытовыми условиями ( обитаемостью ),в т.ч. и с гигиеной,а это,в свою очередь,отражалось на боеспособности кораблей и флотов.По сему,надобно рассматривать весь комплекс вопросов."..Например,Royal Navy в 1756–1762 годах имел на службе 184 893 моряков и морских пехотинцев. А потери за тот период составили : 1.Умерло от болезней и пропало без вести - 133.708 чел.,т.е. 72%;2.Погибло в боях,авариях и катастрофах - 1.521 чел.,т.е. ).8%;3.В наличии к моменту заключения Парижского мирного договора - 46.673 чел.
Таким образом, в боях и сражениях убыль л./с. составила 75%,а это в первую очередь потери от болезней, от несоблюдения личной гигиены и от неразвитости медицинской службы.Причём, на передовом флоте мира! В других флотах ситуация была еще хуже. Поговорим о том, как искореняли подобное положение вещей..." - см. "Гигиена на флоте в XVII-XVIII столетиях: каково было плавать на парусниках на самом деле?" на - http://sputnikipogrom.com/history/53473/life-at-sea-1/ .Здесь имеются и данные и иллюстрации.Р.S.Надо отметить,что по п.№1 "умерло от болезней и пропало без вести" - надо учитывать,что несчастный случай в виде падение за борт без свидетелей,убийства - составляли относительно небольшой процент,а вот дезертирство могло иметь массовый характер,например,по причине того,что долговые расписки выданные матросам,принимались на берегу по заниженной цене от суммы на которую были выписаны.Однако,"львиную долю",всё-таки,составляли заболевания разного характера.О дизертирстве из "Все переломные сражения парусного флота.От Великой Армады до Трафальгара",авторы: Сергей Махов,Эдуард Созаев.

Страниц: 1 2


Board footer