Сейчас на борту: 
Alex_12
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7

#101 23.10.2016 23:46:36

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Вот с японскими обозначениями, но они сделаны каной относительно названий.
http://s019.radikal.ru/i634/1610/45/5a8150b15219.jpg

"Это я кусать не смогу!" (с)

Значок "шэньчуань" (затопленный корабль) хорошо виден. Название каной - плохо. Кто сможет помочь?

А вот - с латиницей. Остров назван Ультто (Ul To), на нем обозначен маяк:
http://s020.radikal.ru/i723/1610/0d/8f05be571a41.jpg

По-китайски это Юйдао (鬱島), т.е. "Заросший остров".

Вот он на карте с корейскими обозначениями (в самом низу) - остров площадью 2,06 кв. км. обитаемый (60 человек, первые поселенцы - с 1910 г.), на нем есть маяк у южного берега и его высота достигает 220 м.:
http://s45.radikal.ru/i107/1610/0d/b3f473641b7e.jpg

Вот его вид с северо-востока:
http://s017.radikal.ru/i422/1610/67/0c81f7131197.jpg

Доп. виды всей группы островов и карты:
http://m.blog.daum.net/kohong/5939998

"Гаошэн" затонул у самого длинного берега, судя по карте, перед горой. А по отчетам 1894 г. - в 2 милях южнее этой горы. Сейчас его определяют на расстоянии 1,7 км. от южного берега.

Вот об обследовании "Гаошэн" корейскими водолазами:
https://www.youtube.com/watch?v=-ETz315AeBE

http://blog.daum.net/_blog/BlogTypeView … ecentthumb

Находки с "Гаошэн":
http://m.incheonin.com/news/news_view.p … 0&sec=

Отмель Чанъантхве на основании европейских названий на картах Чемульпхо становится Chasseriau Bank. Кстати, залив, где погиб "Гуанъи", опять никак не назван, но видны острова - не менее 5 штук.

#102 24.10.2016 00:16:56

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Shopai-ul в иероглифической записи должен писаться как 小波鬱, т.е. Сопхауль.

У Того в отчете написано Сопхарап (小波拉). Почему он заменил последний иероглиф - я не знаю.

Вот отрывок из его отчета (в китайском переводе - уж извините, на японском не осилю):

……我舰乃追击‘济远’号,彼乃在小波拉海上举起降旗。

这时遇到一艘英国船,我舰鸣空炮令其投锚停船,该船乃立即停下。

我舰更加紧追击‘济远’号,到了离三千多码时发射船首的大炮。

‘济远’号至此举起了日本海军旗,上加白旗,表示投降。

此时司令官命令我舰靠近旗舰,因此停止进击,等待司令官的命令。

Мой корабль преследовал «Цзиюань», в открытом море у Сопхарап он поднял белый флаг.

В это время подошел английский пароход. Мой корабль дал холостой выстрел из орудия, приказывая им остановить пароход и встать на якорь, после чего этот корабль немедленно остановился.

Мой корабль продолжал преследование «Цзиюань» и когда [мы находились] на расстоянии свыше 3000 м., дал выстрел из носового орудия.

К этому времени «Цзиюань» уже поднял вдобавок к белому флагу японский военно-морской флаг, демонстрируя намерение сдаться.

В этот момент флагман поднял приказ моему кораблю приблизиться к флагману, по этой причине преследование было прекращено и мы остановились для того, чтобы дождаться приказов флагмана.

http://yuedu.qidezao.com/book/3267/32.html

А вот тут - вся книга Чэнь Юэ (陈悦) "Чэньмо ды цзяу" (沉没的甲午), где он подробно все рассказывает о морских боях:
http://yuedu.qidezao.com/book/3267/content.html

Как видим, Того Хэйхатиро дезавуирует хвастливые рапорты Фан Боцяня и указывает то название, которое мы использовали в своей книге.

#103 24.10.2016 01:17:23

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Чтобы была понятна вся сложность поиска острова Ультто:

Ul-to is a island and is located in Incheon, South Korea. The estimate terrain elevation above seal level is 125 metres. Variant forms of spelling for Ul-to or in other languages: Shopaiul, Utsu-tō, Shapaiul, Wi-do, I To, Uru-tō, 울도, Ul-do, Ul-to, I To, Shapaiul, Shopaiul, Ul-do, Ul-to, Uru-to, Uru-tō, Utsu-to, Utsu-tō, Wi-do, uldo, 울도.
Latitude: 37°2'12.99"
Longitude: 125°59'12.02"

Всего вариантов, перечисленных здесь, 20. И не указан вариант Сопхарап, использованный Того.

Интересно, что остров Ультто упоминается в "Чосон ванджо силлок" за правление государя Коджона, но не в 1894 г. Как будто бы в 1894 г. там ничего не происходило!

К 1901 г. остров Ультто считался одним из самых главных ориентиров для входа в Чемульпхо:

Shopaiul, the principal island and landmark for the approaches to Chemulpo harbor; high water at 3: 30 with a rise of twenty two feet.

Прикольно и такое утверждение за 1896 г. о ... пиратах с острова Ультто в докладе королевского секретариата!

이 섬의 좌우로 빽빽이 들어선 작은 섬들은 잠상(潛商)과 유적(流賊)이 출몰하는 소굴이니, 이 섬들을 지킬 관리를 두지 않는다면 원주(原州)의 양길(梁吉)이나 울도(鬱島)의 김호(金護) 같은 무리들이 세력을 형성하는 일이 생길까 염려됩니다.

Вокруг этого острова разбросаны повсеместно мелкие острова, где прячутся контрабандисты и бродячие разбойники (букв. "юджок" - "бродячие разбойники", но если на воде - точно пираты!), и если не поставить чиновника, ответственного за охрану этих островов, то соберутся толпы [подобных людей] и возникнет проблема, как с Ян Гилем из Вонджу или Ким Хо с Ультто, что доставить беспокойство.

Вот так - на Ультто еще и пираты прятались! А Константин фон Ханнекен добрался до берега острова с примерно 150 китайцами, спасшимися с "Гаошэн". Когда их сняли с такого маленького острова и что они там ели? Источник пресной воды должен был быть (или естественные впадины с дождевой водой, или родник).

Отредактированно Nie-junmen (24.10.2016 01:28:30)

#104 24.10.2016 17:36:20

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Посмотрите, как изменился рельеф местности рядом с заливом Карорим-ман (Caroline Bay) - то, что было обозначено 50 лет назад как mud, стало сушей и покрыто полями...

http://i075.radikal.ru/1610/60/aa50dd9295bb.jpg

Кстати, если северный залив на полуострове Тхэан именуется Карорим-ман, а южный - Чхонсу-ман, то названия того залива на северо-западе, в котором "Гуанъи" выбросился на скалы, не нашел нигде.

#105 24.10.2016 19:59:45

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

http://radikal.ru/fp/7d243318b32b4327972858125b7a5d0d
яп. карта бухты Асан. 1905


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#106 24.10.2016 20:17:47

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

https://www.jacar.go.jp/english/jacarbl … index.html
здесь есть несколько ссылок на яп. рапорты по событию


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#107 24.10.2016 23:52:40

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Geomorfolog написал:

#1102104
здесь есть несколько ссылок на яп. рапорты по событию

Кэнтё Суэмацу изложил все в англоязычной книге. Японский рапорт от лейтенанта имярек читаем только японистами, равно как и из печатного освещения потопления "Гаошэн" я могу читать только иероглифы, опуская грамматику.

Geomorfolog написал:

#1102095
яп. карта бухты Асан. 1905

К сожалению, практически бесполезна - из отметок - только остров Ёндо.

Как бы найти англоязычную карту тех лет, чтобы показала полуостров Ивон (между Карорим-ман и тем самым заливом, где погиб "Гуанъи"), чтобы определить соответствие названий?

Как кажется, в связи с увеличением площади суши в эстуариях рек, гидрографический режим там сильно изменился и многих островов ныне уже просто нет.

Но отсутствие названия у залива на корейских картах меня вводит в недоумение.

#108 25.10.2016 17:52:32

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

http://library.ucsd.edu/dc/object/bb9967141r/zoom/0
тоже немного не хватает


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#109 25.10.2016 18:08:25

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Geomorfolog написал:

#1102313
тоже немного не хватает

Карта шикарная, но этот залив тоже никак не обозначен.

Да, остров Пхундо на нем - Ho to. Остров Копхадо в заливе Карорим-ман - Koba to.

#110 26.10.2016 05:06:20

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

1

Nie-junmen написал:

#1101775
Вот с японскими обозначениями, но они сделаны каной относительно названий.

вот фрагмент той же карты чуть крупнее. Это карта 1895г.
http://radikal.ru/fp/5d255baf2dd04b14a8f035ef6afe957b
Есть точно такая же карта 1898г(?)Вот быт найти карту 127.(красным) К сожалению потерял ссылку на сайт. Когда-то я на него выходил через сайт Докдо-Такесима.
Обратите внимание на маленький крестик на карте возле интересующего нас места. Может быть это затонувший корабль?

Отредактированно Geomorfolog (26.10.2016 05:07:37)


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#111 26.10.2016 05:28:16

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#112 26.10.2016 05:56:00

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Место гибели Кушинга в изображении ув. Тима
http://hostingkartinok.com/show-image.p … 48c1fdd352
полное изображение
http://cruiserx.net/maps/map_1258.jpg

Отредактированно Geomorfolog (26.10.2016 05:59:25)


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#113 26.10.2016 12:06:05

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Geomorfolog написал:

#1102440
Обратите внимание на маленький крестик на карте возле интересующего нас места. Может быть это затонувший корабль?

Я использовал эту карту:

Nie-junmen написал:

#1101775
Вот с японскими обозначениями, но они сделаны каной относительно названий.

Там есть обозначение затонувшего корабля, но не "Гуанъи", а "Гаошэн" - иероглифы "затонувший корабль" стоят у острова Ультто (Сопхарап отчета Того, Shopaiul европейских источников).

Geomorfolog написал:

#1102444
Место гибели Кушинга в изображении ув. Тима

"Гаошэн" уже локализован. Я даже привел ссылки на видео обследования "Гаошэн", проведенного корейцами:

Nie-junmen написал:

#1101775
Вот об обследовании "Гаошэн" корейскими водолазами:
https://www.youtube.com/watch?v=-ETz315AeBE

http://blog.daum.net/_blog/BlogTypeView … ecentthumb

Находки с "Гаошэн":
http://m.incheonin.com/news/news_view.p … 0&sec=

Можно посмотреть, хотя все на корейском. Но картинка тут, ИМХО, важнее.

Geomorfolog написал:

#1102443
1:250 0000 50-е годы США

Это немного севернее - я ее тоже использовал.

Geomorfolog написал:

#1102444
полное изображение
http://cruiserx.net/maps/map_1258.jpg

Эта карта мне знакома.

Слева направо обозначены 4 залива:
Joachim bay, ??? (интересует нас по причине гибели там "Гуанъи"), Caroline Bay, Deception Bay.

#114 26.10.2016 13:22:33

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Тем временем Чэнь Юэ приводит выдержку из доклада, направленного Фан Боцянем на имя Ли Хунчжана (!) о том, как происходило столкновение у Пхундо:

二十三日,突有倭兵船多只,在牙口外拦截我兵船,彼先开炮聚攻,‘济远’等竭力拒敌,鏖战四点钟之久。
23-й день (25 июля 1894 г.). На выходе из [бухты] Асан путь моему кораблю внезапно преградили многочисленные японские корабли. Они первыми открыли концентрированный огонь [по нам]. «Цзиюань» упорно сопротивлялся врагу, ведя кровопролитный бой в течение 4 часов.
‘济远’中弹三四百个,多打在望台、烟筒、舵机、铁桅等处,致弁兵阵亡十三人,受伤二十七人,并水线边穹甲上有钢甲处遮护,只一处中弹,机器未损;倭船伤亡亦多。
В «Цзиюань» попало 3-4 сотни снарядов [противника], многие из них поразили [наш] мостик, дымовую трубу, рулевое управление и мачту, что привело к гибели 13 офицеров и матросов и ранению 27 человек. Однако карапасная палуба служила защитой и была поражена только одним снарядом. Машины не пострадали. На японских кораблях также было много убитых и раненных.
午时我船整理炮台损处,倭船紧追,我连开后炮,中伤其望台、船头、船腰,彼即转舵逃去。
В час у (с 11 до 13 часов) на нашем корабле были исправлены повреждения артиллерийской установки и открыли беглый огонь из кормового орудия по преследующему нас японскому кораблю, поразив его в мостик, носовую часть и борт, [после чего] он тут же изменил курс и бежал.
但见‘广乙’交战中敌两炮,船即歪侧,未知能保否。
Однако было замечено, что «Гуанъи» вступил в бой и получил 2 вражеских попадания. Корабль тут же накренился и неизвестно, смог ли он спастись.
又运送军械之‘操江’差船适抵牙口,被倭船击掉。
К этому времени перевозивший военное снаряжение «Цаоцзян» прибыл к входу в бухту Асанман, но был атакован японскими кораблями и пропал [из виду].
英轮‘高升’装兵续至,在近牙山寸峻西南,亦被倭船击中三炮,遂停轮而沉。
Английский корабль «Гаошэн», перевозивший войска, также приблизился к крутому юго-западному берегу бухты Асанман, и также был атакован японскими кораблями, получил три попадания, застопорил машину и затонул.

Как мы видим, несколько ранее, в судовом журнале Фан Боцянь писал несколько иные вещи...

А тут - он даже увидел, как "пропал из виду" старый "Цаоцзян", и как затонул "Гаошэн", получивший 3 попадания с японских крейсеров...

30 июля 1894 г. дело было расследовано лично Дин Жучаном, устроившим раздельный допрос членов команды и лично Фан Боцяня. На основании полученных данных он составил отчет, пересланный наверх.

To be continued...

#115 28.10.2016 23:02:51

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

1

Дин Жучан впечатлился сумбурными рассказами команды и принял очень даже Соломоново решение, хотя и не происходил из Кайфэна:

23-го числа в 4 часа [утра] «Цзиюань» и «Гуанъи» вышли из Асана. В 7 часов встретили врага, который первым открыл огонь. Три корабля совместно атаковали «Цзиюань» и подвергли его интенсивному обстрелу (букв. «как струи дождя»), несколько раз поразив мостик, артиллерийские установки, рулевое управление, причинив потери в личном составе (как офицеров, так и матросов) и лишив корабль боеспособности.

Хотя «Цзиюань» и «Гуанъи» сильно уступали противнику в отношении артиллерийского вооружения, они ответили на огонь и не отступили. К тому времени, когда вражеский корабль отрезал «Гуанъи» от «Цзиюань», на «Цзиюань» осталось только одно 15 см. орудие, но оно вело яростный огонь, поражая противника, и два вражеских корабля вынуждены были прекратить преследование. Затем флагманский корабль противника «Ёсино» погнался [за «Цзиюань»] и не прекращал преследования.

[Тогда] «Цзиюань» прекратил огонь и притворился, что сдается. Желая захватить его, [вражеский корабль] подошел ближе и тогда «Цзиюань» немедленно открыл огонь из кормового орудия. Первым снарядом был поражен мостик, второй попал в нос корабля и разрушил его, третий снаряд попал в середину корабля, повалил черный дым, «Ёсино» изменил курс и бежал [из боя], четвертый снаряд уже не попал в него. При расследовании этого боя (букв. «отражении врага и защите корабля») [выяснилось, что] все зависело только от этого орудия. Матросы Ли Шимао и Ван Гочэн оказались главными героями, прочие, подававшие снаряды и заряды, также вели себя храбро.

Передал приказ наградить главных героев Ли и Вана [суммой в] 1000 лян, остальных – 1000 лян на всех, довести до сведения личного состава флота, чтобы воодушевить личный состав.

Согласно слухам, погиб [японский] адмирал, «Ёсино» получил тяжелые повреждения и затонул на обратном пути.

Если эти [сведения] верны, то после тщательной проверки [сведений], то следует четко определить личный состав для получения установленного вознаграждения в соответствии с прецедентом, чтобы славные герои были награждены.

Степень достоверности рассказа китайских матросов стоит оценить самостоятельно. Все они зависели от своего командира и лишний раз наговаривать на него не стали бы, если бы не были уверены, что его обязательно от них уберут. А в этом-то и не было уверенности.

Кроме того, если он не воровал их паек, то особых причин не помочь командиру не было.

Вот такой порочный круг.

Поэтому Дин Жучан сделал вид, что верит в это, но ограничился представлением к награждению членов команды. Но после того, как слухи о потерях японцев подтвердятся. Т.е. никогда.

Просто, в отличие от Фан Боцяня, Дин Жучан воевал много. Он прекрасно знал, как делаются отчеты, как они подтверждаются, как делятся наградные деньги и т.п. И его провести было крайне сложно - шутка ли, отвоевать более 15 лет подряд и не знать всех ухваток родного цинского офицерства?!

Поскольку война еще не началась, то было время узнать кое-что в самой Японии. Ли Хунчжан поручил это цинскому послу в Японии Ван Фэнцзао. И тот принес весьма безрадостную весть - мол, в Японии "не говорят о гибели адмирала и потоплении "Ёсино"".

Собственно, Цубои Кодзо (1843-1898, умер от рака) не погиб, "Ёсино" не затонул (погиб в результате столкновения с "Кассуга" 14.05.1904 у берегов Шаньдуна).

Сведения Ван Фэнцзао оказались более точными, чем фантазии Фан Боцяня, "подтвержденные" его командой.

Отредактированно Nie-junmen (28.10.2016 23:17:04)

#116 29.10.2016 17:01:32

mish
Участник форума
Сообщений: 43




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Nie-junmen написал:

#1103243
Поэтому Дин Жучан сделал вид, что верит в это, но ограничился представлением к награждению членов команды. Но после того, как слухи о потерях японцев подтвердятся. Т.е. никогда.

Тем не менее, комендора он сразу наградил. 

Nie-junmen написал:

#1103243
Степень достоверности рассказа китайских матросов стоит оценить самостоятельно. Все они зависели от своего командира и лишний раз наговаривать на него не стали бы, если бы не были уверены, что его обязательно от них уберут. А в этом-то и не было уверенности.

Даже на раздельном допросе, без свидетелей, с глазу на глаз побоялись правду сказать? А Гофмана они тоже страшно боялись? Или Тинг его наградил просто так?

Nie-junmen написал:

#1103243
Ёсино" не затонул (погиб в результате столкновения с "Кассуга" 14.05.1904 у берегов Шаньдуна).

Фонг о потоплении Иошино не рапортовал.

Nie-junmen написал:

#1103243
Поскольку война еще не началась, то было время узнать кое-что в самой Японии. Ли Хунчжан поручил это цинскому послу в Японии Ван Фэнцзао. И тот принес весьма безрадостную весть - мол, в Японии "не говорят о гибели адмирала и потоплении "Ёсино"".

Если адмирал не убит, не значит, что боя не было и Иошино не получил повреждений.

Nie-junmen написал:

#1103243
Дин Жучан воевал много. Он прекрасно знал, как делаются отчеты, как они подтверждаются, как делятся наградные деньги и т.п. И его провести было крайне сложно - шутка ли, отвоевать более 15 лет подряд и не знать всех ухваток родного цинского офицерства?!

Непонятно. Он 2000 лян отвалил по заслугам, или заговорщики его так легко развели?


Добро должно быть с огнеметом

#117 29.10.2016 18:37:58

Игнат
Мичманъ
michman
Откуда: М. О./Тамбов
Обьедененный флот "Адзума"
Сообщений: 8529




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

mish написал:

#1103346
2000 лян отвалил по заслугам, или заговорщики его так легко развели?

а он точно отвалил? или просто представление написал

Nie-junmen написал:

#1103243
Передал приказ наградить главных героев Ли и Вана [суммой в] 1000 лян, остальных – 1000 лян на всех, довести до сведения личного состава флота, чтобы воодушевить личный состав.
Если эти [сведения] верны, то после тщательной проверки [сведений], то следует четко определить личный состав для получения установленного вознаграждения в соответствии с прецедентом, чтобы славные герои были награждены.


самый лучший "Громобой" -это" Пересвет"

#118 30.10.2016 14:13:43

mish
Участник форума
Сообщений: 43




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Игнат написал:

#1103374
а он точно отвалил? или просто представление написал

Тинг наградил комендора и Гофмана - по тысяче. И видимо приостановил дальнейшее премирование до выяснений / подтверждений обстоятельств.


Добро должно быть с огнеметом

#119 30.10.2016 19:06:33

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

mish написал:

#1103346
Тем не менее, комендора он сразу наградил. 

В тексте доклада Дин Жучана не сказано, что деньги выданы - он передал приказ о награждении. Но не утвердил его (Ли Хунчжан должен был утвердить его у императора).

Ли Хунчжан утвердит его. Это известно. Но Фань Вэньлань пишет, что Ли Хунчжан сам в рассказ не верил ни на йоту и сделал это только с пропагандистскими целями.

mish написал:

#1103346
Даже на раздельном допросе, без свидетелей, с глазу на глаз побоялись правду сказать? А Гофмана они тоже страшно боялись? Или Тинг его наградил просто так?

Да, боялись. Потому что власть командира над матросами была очень высока. Без высшей санкции он не мог только казнить. Но мог сделать так, чтобы санкцию дали.

А отношения Хоффмана с Фан Боцянем очень загадочны. И в приказе Дин Жучана нет ничего о награждении Хоффмана.

mish написал:

#1103346
Фонг о потоплении Иошино не рапортовал.

Он писал много чего другого интересного. Хватило бы на линчи (凌遲), а не на простое обезглавливание.

mish написал:

#1103346
Если адмирал не убит, не значит, что боя не было и Иошино не получил повреждений.

2 снаряда кал. 150 мм. попало и не разорвалось - дырявый пиннас, сбитый гафель, простреленный привод динамо-машины. Ужасно тяжелые повреждения. "Ёсино" был так поврежден! Так поврежден! Он даже не мог выйти в море долгое-долгое время, а то и вообще затонул.

mish написал:

#1103346
Непонятно. Он 2000 лян отвалил по заслугам, или заговорщики его так легко развели?

Еще раз - он предоставил приказ Ли Хунчжану. Ли Хунчжан приказал утвердить его. Но сам Ли Хунчжан откровенно говорил, что "и в Китае, и в Европе такие заявления вызовут смех". Фань Вэньлань писал на основе полного собрания сочинений Ли Хунчжана. К сожалению, поиск цитаты осложнен тем, что у меня и него были разные издания собрания сочинений Ли Хунчжана. Приходится цитировать Фань Вэньланя.

Усекаете, в чем разница?

Игнат написал:

#1103374
а он точно отвалил? или просто представление написал

Дин Жучан - точно не давал денег. Решение о выдаче награды принималось Ли Хунчжаном и было политически мотивировано.

mish написал:

#1103511
Тинг наградил комендора и Гофмана - по тысяче. И видимо приостановил дальнейшее премирование до выяснений / подтверждений обстоятельств.

Давно придумали?

Черного кобеля Фан Боцяня не отмоешь добела - аксиома.

#120 31.10.2016 09:09:20

mish
Участник форума
Сообщений: 43




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Nie-junmen написал:

#1103569
Давно придумали?

Вы сами ранее об этом писали:

Nie-junmen написал:

#1099685
Но за этот бой Хоффман получает серьезную премию - 1000 лян серебром (от 1400 до 2200 рублей серебром по курсу). К слову, на броненосец в год на лекарства выделялось меньшее количество средств, а среднее жалование младшего и среднего офицера не превышало 100 лян (на деле было меньше - надо в устав Бэйянского флота лезть за точными данными).

Должен был сохраниться приказ.



Nie-junmen написал:

#1103569
Да, боялись. Потому что власть командира над матросами была очень высока. Без высшей санкции он не мог только казнить. Но мог сделать так, чтобы санкцию дали.

Неужели вся дисциплина на корабле на одном страхе перед Фонгом держалась? По тем данным что вы приводили ранее, он был вполне адекватным командиром, следил за обучением своих подчиненных, и за боеспособностью крейсера.

Да и после казни люди с его корабля положили тело и голову в гроб, наверное похоронили по-человечески. Если бы боялись и ненавидели, плюнули бы в его сторону и разошлись.

Nie-junmen написал:

#1103569
Фан Боцяня не отмоешь добела - аксиома.

Лучше Фонга на время оставить в покое и попробовать сложить вместе информацию, по участию Tsi-yuen в бою у Асана.
Пока единственное что более менее прояснилось - это эпизод с поднятием флагов - белого и японского.

Интересно, японцы до сих пор придерживаются своей версии(ий) о начале войны ?


Добро должно быть с огнеметом

#121 31.10.2016 10:38:16

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

mish написал:

#1103671
Вы сами ранее об этом писали:

Нет, читайте, что вы написали - что Дин Жучан выдал эти деньги.

Хоффман, кстати, в приказе не значится. Значится у Фань Вэньланя (о его источниках я писал).

Теперь понимаете, у кого было получено высшее "кю" на выдачу денег?

mish написал:

#1103671
Должен был сохраниться приказ.

"А нэту!" (с)

mish написал:

#1103671
Неужели вся дисциплина на корабле на одном страхе перед Фонгом держалась? По тем данным что вы приводили ранее, он был вполне адекватным командиром, следил за обучением своих подчиненных, и за боеспособностью крейсера.

В т.ч. и на страхе. Потому что в Китае не принято подводить своего начальника. Т.е. он тебя не трогал, и ты, даже зная о его не совсем честных делах, тоже должен соблюсти адекватную линию поведения по отношению к нему.

mish написал:

#1103671
Да и после казни люди с его корабля положили тело и голову в гроб, наверное похоронили по-человечески. Если бы боялись и ненавидели, плюнули бы в его сторону и разошлись.

О, да тут лекцию об отношении к смерти в Китае впору читать!

Как раз такое поведение (похоронить в соответствии с обрядами) было нормальным. Бросить было бы совсем позором, но не для всей эскадры, а для тех, кто от него непосредственно зависел, т.е. членов команды.

Тем более что для своей команды он был вполне ничего даже. А что он сделал для всей эскадры - это никого не чешет, когда речь идет о ритуале.

mish написал:

#1103671
Лучше Фонга на время оставить в покое и попробовать сложить вместе информацию, по участию Tsi-yuen в бою у Асана.
Пока единственное что более менее прояснилось - это эпизод с поднятием флагов - белого и японского.

Ну да, не получается сделать из него героя - давайте отложим в сторону.

Хорошо. Только для Асана есть отдельная ветка.

mish написал:

#1103671
Интересно, японцы до сих пор придерживаются своей версии(ий) о начале войны ?

На том стоят, за то и держатся.

#122 01.11.2016 03:01:10

mish
Участник форума
Сообщений: 43




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Nie-junmen написал:

#1103689
Хорошо. Только для Асана есть отдельная ветка.

Так это разве не она - Первое боевое столкновения у бухты Асан ? Или еще другая есть?

Nie-junmen написал:

#1103689
На том стоят, за то и держатся.

Возможно, для начала все же имеет смысл привести японскую версию из их A Concise history of the war between Japan and China

Полезной информации, тут, увы, минимум (Иошино вообще упоминается только один раз вскользь и его роль в деле вообще не ясна), но степень "правдивости" японцев хорошо видна.

http://stellarian.net/tmp/asan_japan.jpg


Добро должно быть с огнеметом

#123 01.11.2016 12:03:14

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

mish написал:

#1103944
Так это разве не она - Первое боевое столкновения у бухты Асан ? Или еще другая есть?

Сорри, мы то про Фан Боцяня тут, то про Асан. Да, это она.

mish написал:

#1103944
Возможно, для начала все же имеет смысл привести японскую версию из их A Concise history of the war between Japan and China

Японская версия общеизвестна: "Мы мирно ехали, а на нас напали" (с)

mish написал:

#1103944
Полезной информации, тут, увы, минимум (Иошино вообще упоминается только один раз вскользь и его роль в деле вообще не ясна), но степень "правдивости" японцев хорошо видна.

Версия составлена для мировой общественности, которая симпатизировала японцам и совершенно не вдавалась в подробности.

Самое простое - взять и сделать "шахматку".

Т.е. по вертикали накидать все события боя, известные по всем версиям. По горизонтали - источники (рапорты, книжные версии, показания очевидцев) и заполнить "+" там, где они есть в рассказе того или иного участника. И посмотреть, где больше всего плюсов.

Но для начала надо собрать все возможные источники (вторичные источники интересны в меньшей степени, если только это не такие книги, как сочинение барона Санаёси о потерях японцев в боях на море).

#124 11.07.2017 06:10:14

mish
Участник форума
Сообщений: 43




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

2

С шахматкой - больно сложно получается, потом не видна мотивация сторон, а без нее трудно логически утрясти факты. Исходя из тех данных, что попадались на глаза, постепенно удалось накидать следующую картину:

23 июля 1894г  объединенный японский флот под командованием адмирала Ито вышел в море.
В планы японцев на предстоящие военные действия входило перехватывать китайские транспорты с войсками - с этим заданием крейсера Иошино, Нанива и Акицусима (отряд под командованием адмирала Цубоя) 24 июля отделились от эскадры адмирала Ито и направились к Асану на охоту. Правда, было не совсем понятно, что делать с транспортами, так как война официально не была объявлена. Таким образом расчет был на то, чтобы спровоцировать/развязать военные действия в нужный момент, при этом было очень желательно не оставить свидетелей и потом выдвинуть свою единственно правильную версию начала войны. Присутствие двух слабых китайских военных кораблей (Цзы-Юань, Гуаньи) в Асане сильно облегчало это задачу - так как с ними можно было быстро разделаться.

С китайской стороны капитан Фонг имел задание прикрывать транспорты прибывающие в Асан. Ему не было никакого смысла провоцировать военный конфликт и поэтому при встрече с японцами надлежало стараться себя вести самым миролюбивейшим образом.

Ранним утром 25 июля В 4:30 китайские корабли Цзы-Юань и Гуаньи направились на выход  в море встречать очередной (третий) транспорт, а около 7:30 заметили японские корабли и то, что японцы пошли на сближение.

Китайские корабли были не подготовлены к бою - толи это была беспечность Фонга, то-ли он побоялся разворачивать башни на корабли японцев опасаясь спровоцировать конфликт, тем более что превосходство японцев в силе было подавляющим.

Часто попадается на глаза расхожая версия о том, что вся это заварушка приключилась случайно - мол капитан Фонг был плохим командиром, за техническим состоянием крейсера не следил и корабль был в ужасном состоянии, а поломки, включая рулевое управление, были обычным делом, и в тот знаменательный день, когда японцы и китайцы проходили рядом у Цзы-юаня вдруг испортилось управление, он неожиданно развернулся и полез прямо на Наниву, при этом Фонг поднял белый флаг. У японцев, тем не менее нервы не выдержали, они подумали что это хитрость, чтобы сблизиться и их торпедировать, и они открыли огонь. Эта версия не выдерживает никакой критики. Хотя поломка управления теоретически и могла случиться, но Фонг все же должен был в такой ситуации вести себя более адкватно - сразу застопорить машины - отработать полный назад, поднять сигнал - "не могу управляться", ну уж точно бы не продолжать тупо лезть на Наниву. Так что вся это версия - чистая выдумка, тем более что с китайской стороны ни намека на нее нет нигде ни в каких показаниях, а Фонг был достаточно адекватным командиром, следившим за своим кораблем и уделявший время тренировкам команды.

Итак, в 7:43, когда японские и китайские корабли "мирно" проходили рядом,  Нанива, а вслед за ней и остальные японские корабли неожиданно открыли огонь по Цзы-юаню и за несколько минут полностью лишили его боеспособности еще до того, как он был бы готов отвечать. Носовая башня китайского крейсера с двумя орудиями 210мм была пробита и выведена из строя. В кормовую башню с 150мм орудием попал снаряд и, хотя и не вывел из строя орудие, но перебил часть прислуги, а уцелевшие либо были контужены, либо в шоке или панике - огонь в это время вести не могли. Усугубляло ситуацию то, что паровая магистраль для рулевой машины оказалась перебита и крейсер временно лишился управления. (было еще другие попадания, но смысла их описывать нет ибо они хорошо задокументированы в разных источниках, они не были так критичны, но, несомненно, деморализующее действие они оказали).

Итак, Цзы-юань попал в бедственное положение сразу и на нем подняли белый и японский флаги. Не исключено, что капитан Фонг в это время реально решил сдаться, видя что положение совсем безнадежно. Но, скорее он все-таки хотел выиграть время. Мы знаем, что когда принимаются решения о сдаче, то все попытки стрелять по врагу или дать ход решительно пресекаются (например Небогатов или Баранов и Ко). По китайской версии, Фонг заманил Иошино поближе, чтобы получить возможность вести прицельный огонь из кормового орудия. По про-японской вариации на эту тему китайцы сделали вид, что сдаются, и когда Иошино подошел ближе, китайцы выстрелили в него с 300 метров торпедой, но промахнулись, после чего бой разгорелся с новой силой. Эта версия такая же нелепая. Для Фонга "подманивать" Иошино поближе было смерти подобно (если, конечно, он не хотел сдаться без боя), ибо японский крейсер, оснащенный скорострелками превратил бы Цзы-юань в труху за 10 минут. Про-японская версия также не объясняет того, как это Цзы-юань ушел, если расстояние до него было 300 метров. Совершенно ясно, что никакого боя в этот момент не было. Цзы-юань, лишившись возможности стрелять и управляться поднял белый и японский флаги, и японцы справедливо посчитали, что дело с ним сделано и все три японских крейсера переключились на Гуаньи. Это была первая ошибка японцев в этом деле.

Маленький Гуаньи (минный крейсер, по другим данным - канонерская лодка) испортил им такое хорошее начало. Его командир Ли-Госян не пожелал сдаваться и Гуаньи открыл отчаянную стрельбу по японским кораблям из своих трех скорострелок 120мм. Сначала Акицушима, а затем Нанива и Иошино перенесли на него огонь. Конечно, японцам было бы лучше захватить Гуаньи, но если он не желал сдаваться, надо было его быстро потопить со всем экипажем. По показаниям капитана Фонга с Цзы-юаня он видел, как Гуаньи получил два попадания и сильно накренился. В такой тяжелой ситуации командир Гуаньи дейстовал очень разумно, направив свой корабль к берегу, в противоположную от Цзы-юаня сторону. Ли-Госяну удалось выбросить тонущий Гуаньи на берег и тем самым спутать японцам их планы. Те растерялись - оставлять свидетелей не входило в их планы, и не придумав ничего лучшего они стали тупо расстреливать приткнувшийся к берегу Гуаньи, в бессильной злобе выбивая на нем людей. Это была вторая ошибка японцев. Они успокоились только после того, как на китайском корабле произошел взрыв. По одним данным это взорвалась торпеда, по другим боезапас, по третьим корабль подорвали сами китайцы по приказанию Ли-Госяна.

Тем временем на Цзи-юане удалось наладить управление. Находившийся на нем немецкий инженер-механик Гофман, в кромешной темноте, скользя и падая на останках незадачливого кочегара, который спал после вахты в межпалубном отсеке и был разорван японским снарядом, сумел пробраться до вентиля перекрывающего  магистраль к рулевой машине, затем Гофману удалось перевести корабль на запасное управление с помощью румпель-талей, что вернуло рулевой штурвал в действие, и капитан Фонг повел крейсер на выход в море, в сторону Вей-хай-Вея.

К тому времени как японцы закончили свое дело с Гуаньи, Цзи-юань уже был вне досягаемости их снарядов. Впрочем, догнать его они всегда могли, пользуясь преимуществом ходя, поэтому они и пошли за ним.

В начале девятого Цзи-Юань был замечен с транспорта Коушинг, который шел под английским флагом и вез 1100 китайских военных в Асан, и с небольшого военного китайского корабля Цао-Цзян который шел в сторону Чемульпо.

Капитан Коушинга, англичанин Голсуорси, с удивлением рассматривал китайский крейсер, идущий под белым и японским флагами. Не менее удивленным был и "пассажир" Геникен (в действительности - военный советник). Еще более интересное описание предоставил датчанин Махленштедт — специалист по телеграфной связи, находившийся на Цао-Цзяне. Он видел как на Цзи-юане, прошедшем мимо них на полной скорости под белым и японским флагами, творилась какая-то суматоха - по палубе бестолково бегали люди и кричали друг на друга. Скорее всего в это время на Цизи-юане только-только стали отходить от шока после всего произошедшего - офицеры начали наводить порядок на корабле и загонять команду (по крайней мере ту ее часть, что слегка ошалела от бедствия, которое так внезапно обрушилось на нее) по местам по боевому расписанию. Возможно китайские матросы занимались уборкой тента, которой был установлен на баке и который мешал стрелять кормовому орудию. Об этом тенте впоследствии ходила популярная легенда, что мол не было времени снимать его в бою, и его попросту "снесли" выстрелом из кормового орудия. Это маловероятно ибо "снести" хорошо закрепленный тент также реально, как снести парус. Впрочем, в начале боя стрелять мешали другие обстоятельства, а потом, когда Цзы-Юань и начал уходить от японцев, занятых Гуаньи, возможена выстрелить и попытались, но убедившись, что снести тент не просто, принялись его убирать обычным способом. Командование капитана Фонга крейсером в этом момент сводилось к тому, что он периодически кричал по переговорным трубам в машинное отделение Гофману требование дать полный ход. Не исключено, что он это делал срывающимся голосом.

Спустя небольшое время Геникен с Коушинга заметил и другой военный корабль показавшийся из-за острова Исутан. Через некоторое время один за другим из-за острова вышли все три японских крейсера. В первом из них Генникен опознал Иошино. По рапорту капитана Того, с Нанивы заметили Коушинг в 8:30 . Махленштедт и Геникен показывают, что с Цзы-юаня не было подано никаких предупредительных сигналов о приближающейся опасности. Впрочем, для капитана Цао-Цзяна в этом не было необходимости. Едва показались японские крейсера, как Цао-Цзян, шедший до этого под парусами, убрал паруса и, развернувшись, начал уходить в сторону Вей-Хай-Вея. Капитан Коушинга, Голсуорси, однако продолжал пребывать в благодушном состоянии, впрочем, на то были причины - его использовали втемную, он и представить не мог, что вскоре придется "искупаться" в соленой воде. Однако даже Геникен еще не чувствовал серьезной опасности, считая, что японцы будут преследовать китайские военные корабли - Цао-Цзян или Цзы-Юань. Английский флаг, развевающийся над Коушингом внушал черезмерный оптимизм. Японские крейсеры, обнаружив транспорт, направились к нему. Около 9 часов Иошино прошел рядом с Коушингом и отсалютовал английскому флагу, однако следующий японский крейсер, Нанива, оказался гораздо менее дружелюбным - на нем подняли сигнал Коушингу остановиться и встать на якорь и дали два предупредительных выстрела. По рапорту командира Нанивы капитана Того это было в 9:15. Японские корабли начали переговариваться между собой по семафору. Ясно, что главным был адмирал Цубой на Иошино и ему надо было принять решение, что делать с английским транспортом. Не вызывает сомнений, что он полагал, что это именно один из тех транспортов которые перевозят китайские войска, поэтому Цубой принял мудрое решение - если уж придется топить англичанина, что явно тянет уже на международный суд, то пусть за это, а за одно и за все остальное, ответит Того. Поэтому он оставил Того разобраться как следует с Коушингом, а Иошино и Акицусима в 9:30 направились вслед за китайскими военными кораблями.

История потопления Коушинга подробно описана Геникеном и пересказывать ее нет смысла. Один момент все же достаточно любопытен. Про-японские источники упирают на то, что Того сделал все возможное чтобы спасти команду Коушинга. Японцы даже подняли условный сигнал - красный флаг прежде чем открыть огонь. По этому сигналу команда должны была броситься в море и плыть к Наниве. Надо отметить что японцы очень избирательно подошли к этому делу. Они действительно вытащили из воды капитана Коушинга Голсуорси, старшего помощника Тэмплина и квартирмейстера Евангелисту. До остальных членов экипажа (филиппинских матросов) японцам видимо не было никакого дела, им выгоднее было чтобы все они потонули, чтобы списать это на стрельбу китайских солдат с Коушинга по спасающимся. Поэтому, даже если кто из самых резвых матросов Коушинга и попытался залезть на шлюпки Нанивы, то скорее всего им дали веслом по голове - как говорится ничего личного, но вы нам тут не нужны.

Иошино и Акицусима погнались за Цао-Цзяном и Цзы-Юанем. Адмирал Цубой дал приказ капитану Камимуре на Акицусиме преследовать Цао-Цзян (маленький вооруженный шлюп, используемый китайцами как транспорт). Для себя адмирал Цубой наметил более "жирный" трофей - крейсер Цзы-юань. Капитан Камимура выполнил свое задание, и около 2-х часов Цаю-Цзян был пленен, и впоследствии еще послужил  японцам.

Иошино стремительно нагонял Цзы-Юань. Японский крейсер на 6-часовых испытаниях год назад показал скорость в 21,6 узла на естественной тяге, а на искусственной тяге его скорость составила 23,031 узла, что черезвычайно приятно поразило японскую комиссию, принимавшую корабль. Однако, адмирал Цубой не слишком торопился сильно сократить расстояние. На Иошино имелась ценная новинка - дальномер Барра и Струда. Barr and Stroud была основана год назад и на Иошино был установлен восьмой по счету дальномер, изготовленный этой фирмой. Понятно, что для японцев был большой соблазн потренироваться со стрельбой по дальномеру в реальном бою, расстреливая китайский крейсер с расстояния, когда его ответный огонь будет неэффективен. Японские комендоры открыли беглый огонь по китайскому крейсеру из носовых шестидюймовых скорострельных орудий. Зрелище было красивое – вокруг идущего на полной скорости китайского корабля слева и справа  вздымались столбы от падающих рядом японских снарядов. Однако, точной стрельбы добиться с помощью дальномера не удалось, по крайней мере китайский крейсер не получил критических повреждений. Что до японцев, то они впустую израсходовали значительную часть боекомплекта своих носовых орудий. Черезмерная осторожность и отсутствие опыта привели к очередной ошибке. Видя, что дело не двигается, адмирал Цубой решил перейти, наконец, к решительным действиям, выйти китайскому крейсеру на траверз на близком расстоянии и добить его, введя в действие бортовые стодвадцатки. Иошино был оснащен электрической системой залповой стрельбы. Возможно ее тоже заодно решили проверить в бою - ибо нет ничего приятние добивать вражеский корабль, всаживая в него снаряды залп за залпом с близкого расстояния. О том, как происходил этот отрезок боя, к сожалению мало фактов - есть судовой журнал Цзы-юаня, пестрящий победными реляциями капитана Фонга. Но есть и более интересное показание Гофмана, в котором он указывает что японский крейсер нагнал их окончательно после 12:30  (что, в достаточной мере совпадает с судовым журналом Цзы-юаня). Японцы стремились выйти на траверз, и Гофман считал, что они делают это для торпедной атаки. Однако дистанция для этого - 800-900 ярдов была все-таки слишком большой, зато бортовые орудия Иошино теперь могли поражать китайский крейсер прицельным огнем. Капитан Фонг, сознавая, что положение начинает стремительно ухудшаться, начал отворачивать и Цзы-юань стал ходить кругами - стремясь держать японцев за кормой. Именно в это время, когда расстояние между кораблями было относительно невелико, как показывает Гофман, ответный огонь кормового орудия китайского крейсера сделался эффективным. Комендор Цзы-Юаня стал героем дня, добившись попадания в мостик Иошино. Фонг, не стесняясь в красках, записал, что адмирала Цубоя подбросило в воздух и он выполнил несколько сальто в воздухе. В японских источниках указывется, что это попадание не нанесло никакого вреда. Гофман показывал, что китайский комендор, стреляя из кормового орудия, добился трех попаданий подряд и промахнулся лишь четвертым выстрелом, когда Иошино уже отвернул и начал выходить из боя. По японским данным последнее попадание в Иошино привело лишь к тому, что был поврежден цилиндр динамо машины. Такое, казалось бы не слишком серьезное повреждение, тем не менее могло привести к тому, что обороты динамо машины упали, соответсвенно и упало напряжение в электрической сети что привело к отказу электропривода рулевого управления. Система залпового огня тоже могла начать давать сбои. Лишившийся управления Иошино начал быстро расходиться с Цзи-Юанем, на котором посчитали, что японский крейсер отвернул, чтобы выйти из боя. Так или иначе, но остается фактом, что крейсера неожиданно разошлись, и капитан Фонг, быстро сориентировавшись в столь удачном положении дел, вновь повел Цзы-юань в сторону Вей-хай-Вея.

Чтобы перевести Иошино на вспомогательный привод рулевого управление врядли требовалось более десяти минут, однако адмирал Цубой решил отказаться от дальнейшего преследования, погреба боезопаса носовых шестидюймовок значительно опустели, а как показала практика выйти на траверз и потопить китайский крейсер не так уж просто, а главное, не безопасно.

Сам факт того, что Цзы-Юань смог отбиться от Иошино - это увесистая оплеуха японцам в целом, и адмиралу Цубою в частности. Поэтому, они предпочли окутать тайной подробности этого боя, а в качестве причины, почему Иошино прекратил преследование, "вбросили" много различных версий, одна смешнее другой:

1) Цзы Юань скрылся в тумане (которого, не было по показаниям очевидцев). По некоторым еще более невменяемым версиям он скрылся в дыму собственного пожара.

2) У Иошино были временные неполадки в машине. (Оказывается это не Фонг держал Цзы-Юань в плохом техническом состоянии, а японцы Иошино.) Тем не менее, даже при временных неполадках изначальное превосходство в скорости Иошино было огромным. Четыре года спустя , в Битве при Сантьяго де Куба, американский крейсер Бруклин вынужден был провести весь бой с энергетической установкой поставленной на экономический режим под двумя машинами из четырех (на подключение двух передних и машин требовалась длительная остановка, на которую не было времени в бою). Тем не менее, после нескольких часов погони на измор он смог догнать испанский крейсер Кристоболь Колон (новейший по тому времени броненосный крейсер типа Гарибальди итальянской постройки). Цзы-Юань, спущенный на воду в 1883 году никогда не был скоростным крейсером ибо его максимальная скорость была 15 узлов. После 10 лет службы и с поврежденной в бою дымовой трубой вряд-ли мог развить более 12 узлов. Для новейшего и одного из самых быстроходных в мире на тот момент крейсера Иошино просто позор, если он не смог удерживать такую скорость.

3) Японские комендоры метко били с близкого расстояние в Цзы-Юань целясь по ватерлинии и, видя, что тот начал тонуть (?), оставили его в покое. Увы, несмотря на то что Цзы-Юань получил до семидесяти попаданий (по некоторым сведениям даже больше), тонуть он не собирался, более того было отмечена достаточно плохая стрельба японцев, даже с близкого расстояния дававшая очень много перелетов и попаданий в верхние части корабля. Ни о какой точной стрельбе по ватерлинии не может идти речи.

4) Японцы опасались появления поблизости всего китайского флота. Эта байка пошла в свет с легкой руки капитана Того, который хотел побыстрее завершить формальное расследование с Коушингом и приступить к его потоплению. Но если для Того это в какой-то степени оправдано, он вынужден был стоять рядом с Коушингом, то для Иоишино появление всего китайского флота не представляло никакой опасности - разворот на обратный курс занимал меньше двух минут, а у китайцев не было кораблей способных и близко посоревноваться в скорости с японским крейсером.

5) Японцы специально дали Цзы-Юаню уйти, чтобы избитый китайский крейсер своим ужасным видом морально угнетал китайских моряков и сломил бы их дух к победе. Теоретически, конечно, с этим трудно спорить, однако на практике японцы так никогда не поступали. Ну отпустили бы тогда броненосец Орел после цусимского боя во Владивосток. Пусть бы он всех там угнетал своим видом. Но нет. В бою, а особенно в погоне прилагаются все усилия, чтобы не дать врагу уйти, а по возможности и захватить приз. А уж эффект этого боя оказал на китайских моряков совершенно противоположное действие - они воспылали энтузиазмом выйти в море и наказать "японских собак" за их вероломство.

Оставив эти отмазки гулять в прессе, японцы очень серьезно изучили свой первый и довольно обескураживающий боевой опыт. Вопросы стояли об эффективности снарядов, точности стрельбы на малых и больших дистанциях и экономии боеприпасов в бою для кораблей, оснащенных скорострельными орудиями. В последующем сражении при Ялу они уже не отвечали на огонь китайцев с максимальных дистанций и старались вести огонь на расстоянии, когда можно было прицельно стрелять и без показаний дальномеров. На беглый огонь они переходили только в экстренных случаях, когда того требовала ситуация, например когда китайский крейсер Чжы-Юань пошел в отчаянную атаку на Иошино. Качество японских снарядов (по крайней мере их части) в сражении при Ялу было существенно лучше и несколько китайских кораблей очень сильно пострадали от пожаров, несмотря на принятые перед боем разумные противопожарные меры.

Китайцы также уделили большое внимание изучению опыта этого боя.  Однако вцелом, опыт этого боя сыграл с ними злую шутку. Они переполнились излишнего оптимизма и считали, что в предстоящем генеральном сражении одержат победу. Такого же мнения придерживались и иностранные специалисты, служившие в китайском фолоте. Если уж такой сильный крейсер, как Иошино не смог утопить Цзы-Юань, то весь китайский флот с ядром из двух броненосцев безоговорочно одержит победу. Увы, последующая битва при Ялу показала всю ошибочность этого мнения...


Добро должно быть с огнеметом

#125 11.07.2017 09:47:40

Arioch
Участник форума
Откуда: Третий Рим
Сообщений: 1656




Re: Первое боевое столкновения у бухты Асан

Nie-junmen

Согласно слухам, погиб [японский] адмирал, «Ёсино» получил тяжелые повреждения и затонул на обратном пути.

Очень напоминает строчки из другого рапорта про наблюдателей и "затонувшего" Такасаго на обратном пути.

Отредактированно Arioch (11.07.2017 12:13:49)

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7


Board footer