Сейчас на борту: 
Kapral
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 08.05.2017 15:38:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

1

Я уже немного касался этого в теме по Унификации классов, типов и проектов в 1780-х гг., что было тогда крупным достижением, если вспомнить, какой бардак господствовал, к примеру в этом деле в флотах всех стран в конце 19 в . до РЯВ, да и после не сразу взялись за ум.
Я буду заниматься только линейными корабля 1, 2 и 3 рангов. Фрегаты и корабли 4 и 5 рангов – в отличной работе Жана Будрио по этим кораблям в период 1650-1850 гг., которая была переведена на английский и выложена в сеть.
По Штатам, корабли 4 ранга («корабли-фрегаты 1 ранга») должны были иметь 10-12ф+10-8ф на гон-деке и 18-20-6ф на опер-деке, некоторые имели еще на верхней палубе 2-4 4-фунтовок. К 1689 г. они, в основном, но не все, имели уже 20-12ф+20-6ф+0-4 – 4ф.
В кампанию 1690 г. у Турвилля  из 75 кораблей (без брандеров) было 16 ЛК 4 ранга и один – 5 ранга. Четыре из них – 4-4 ранга и один 5 ранга он вывел за линию. В 1691 г. было всего два ЛК 4 ранга, а с 1692 г. они полностью исчезают из линии баталии.
Посмотрим, что было у французов в 1-3 рангах в 17 в. Ну, пестрота здесь необыкновенная. Берем ЛК 1-го ранга. Они были 3-дечниками, или же были построены, как 3-дечники, (с вырезом на шкафуте для улучшения остойчивости, при необходимости их было легко превратить в 3-дечники); при этом они были пяти основных типов (с 22, 24, 26, 28 и 30 орудиями на гон-деке), причем внутри каждого типа было еще несколько подтипов.
Такое замечание: большой проблемой французских кораблей был недостаток артиллерии. ВМФ Франции шел все же по остаточному принципу. Если английский флот мог вооружить все свои корабли по штату, для французов это было невозможно, особенно, по крупным калибрам: к примеру, в 1692 г. требовалось 578 36-фунтовых пушек, а было только 448, по 24ф – 1086 и 950. В 1696 г.: 748 и 619, 1108 и 986.
ЛК 1 ранга 17 века с датами закладки:
С 22 пушками на гон-деке – 2 (1662-68)
С 24 пушками на гон-деке – 2 (1661-73)
С 26 пушками на гон-деке - 27 (1667-92). Будрио включает сюда один странный ЛК – Charente (1666) c 28-38ф, 30-18ф и  8 6 или 8ф. В реале он имел 26-24ф и 28ф и был отнесен к 2  рангу. 
С 28 пушками на гон-деке – 20 (1669-93)
С 30 пушками на гон-деке – 4 (1666-92).
Позже, может быть, продолжу.

#2 09.05.2017 11:53:43

richie
Участник форума
CVE-68
Сообщений: 167




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Конечно же продолжайте *HI*

#3 10.05.2017 16:04:04

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Продолжим с 3-дечниками 17 века, напомню, что приводимые даты относятся к ЗАКЛАДКЕ ЛК; эпоха ЛК короля-солнца немного вылезает в начало 18 в.:
Те, что были более ранней закладки, были меньшего размера, обычно со смесью 36ф и 24ф на гон-деке, большинство их относилось ко 2 рангу, самые крупные – к 1-му.
Такое замечание: после ряда кораблекрушений в 1671 г. многие корабли были переименованы в наивной надежде, что смерть, дескать, будет искать какой-либо корабль, а он уже под другим названием. Вторая такая кампания, но в меньших масштабах, была в 1678 г. после крушения эскадры Эстре в Вест-Индии а 1677 г.
Многие 3-дечники раннего периода строились с «вырезом» на шкафуте, но со шпангоутами в носу и корме. Целью было уменьшение верхних весов и улучшение остойчивости, при этом, добавив обшивку у ватерлинии (т.е. сделав ее толще) и улучшив остойчивость, можно было без труда превратить такой корабль в полноценный 3-дечник; так, Magnifique II (1683), имевший в 1689 г. 72 орудия, в 1691-92 гг. числился уже 86-пушечным. Точно также Rubis 64 (1662) (22-24; 22-12; 18-8; 2-4), захваченный англичанами в 1666 г. и переименованный ими в French Ruby, вскоре получил 24-32; 24-18; 24-6; 8-легких сакр (5,25ф) и превратился в 80-пуш. 3-дечник.

В дальнейшем я буду давать окончательные названия кораблей после переименований в 1671 и 1678 гг.
3-дечники с 24 портами на гон-деке (24-36; 26-18; 24-8; 6 или 8 6/4) St. Philippe (1661) и Magnanime (1673) оказались вполне удачными (правда, после тимберовок) и оба погибли в бою в 1692 и 1705 гг. (2-й в 1703 г. был срезан в 74-пушечный 2-дечник с 26-36ф).
Еще 2 ЛК имели 22 порта (24ф) и были 2 ранга: уже упоминавшийся Rubis и 76-пуш. Pompeux (22-24; 24-18; 22-6; 8-4), в строю до 1695 г.
3-дечников с 26 портами в гон-деке было всего 27. 17 из них были «неполными» 3-дечниками с 76-80 пушками и обычно смешанной батареей из 16-36ф и 10-24ф пушек на гон-деке. Недостаток 36ф пушек и относительно небольшие размеры этих 17 ЛК были причиной того, что почти все они в море имели только 70 орудий и 26-24ф на гон-деке; относились ко 2 рангу. К 1689 г. строительство их было прекращено, последние пять таких ЛК были полными 3-дечниками (86-90-пуш.), они были заложены в 1690-92 гг., после чего такие небольшие трехдечники во Франции больше никогда не строились; они были примерно сопоставимы с английскими 90-пушечниками. Остальные 5 более ранних 3-дечников с 26 портами (1680-х гг. и один в 1667 г.) включали 4 80-86-пуш. и большой 100-пушечник Dauphin-Royal (1667). Первоначально в 1 ранг включали вообще все крупные ЛК, позже, по мере поступления новых 3-дечников, к концу 17 в. в 1 ранг входили только 26 больших 3-дечников (86-110 пуш.).
В отличие от английских штатов, в которых корабли были жестко привязаны к определенному рангу, во Франции ЛК свободно переводили королевским ордонансом из одного ранг в другой, особенно часто это касалось соотношения ЛК во 2 и 3 рангах: так, число ЛК 2 и 3 рангов (о которых речь пойдет позже) было: в 1698 г.: 27 и 47; в 1700 г.: 20 и 47; в 1701 г.: 18 и 50; в 1702 г.: 18 и 54; в 1703 г.: 10 и 46; в 1704 г.: 30 и 34; в 1705 г.: 17 и 42; в 1706 г.: 29 и 39; в 1707 г.: 20 и 48. При том, что по Штатам их полагалось иметь 26 и 40.   

Попозже перейду к остальным кораблям.

#4 10.05.2017 16:28:28

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Продолжим с 3-дечниками 17 в.
С 28 портами на гон-деке: таковых было 20. Один – знаменитый Soleil-Royal  заложен в 1669 г., остальные 19 – в 1689-93 гг. (После этого 3-дечники не строились во Франции 30 лет).
В основном, они имели на деках 28+28+26, 28+28+28, 28+30+26, 28+30+30, пушки – 36-18-8, некоторые более крупные – 36-18-12, и на верхней палубе – только на шканцах6-8-10-12, на баке орудия не ставились для улучшения остойчивости, королевскими ордонансами разрешалось ставить пушки на баке обычно на 2-3 самых больших ЛК, так что все эти ЛК были сопоставимы с английскими 100-пушечниками или даже сильнее их.
Наконец, ЛК с 30 портами на гон-деке. Таковых номинально было всего 4:   
Royal Louis I (1666) – по плану – 120 орудий, но мог нести только 104, в море выходил всего один раз (1677) с 92 пушками.
Reine 104 (1667), при этом был короче Dauphin-Royal с 26 портами, плавал одну кампанию в 1673 г., плох, слом в 1688 г.
Victorieux 108 (1673) – яркий пример коррупции портовых властей, построен из негодного леса, в море не был ни разу и в 1685 г. разломан.     
Royal Louis II (110 (1692) – наверное, самый большой ЛК в мире. Но в море был всего один раз в 1693 г.

#5 10.05.2017 22:29:19

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5904




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Эд написал:

#1161503
При том, что по Штатам их полагалось иметь 26 и 40.

А можно полный состав штатов?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#6 10.05.2017 23:19:35

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

1

Олег написал:

#1161639
полный состав штатов?

Во Франции разделение кораблей по рангам было введено в 1669 г. - 4 ранга, с 1671 г. - 5 рангов.
Штаты были введены в 1682 г.
12 - I
26 - II
40 - III
26 - IV
16 - V
Всех - 120

C 1688 г.:
12 - I
28 - II
38 - III
33 - IV
22 - V
Всех - 130

C 1689 г.:
12 - I
24 - II
36 - III
30 - IV
18 - V
Всех - 120

С 1690 и до 1717 г. вернулись к Штатам 1682 г. (12-I, 26-II, 40-III, 26-IV, 16-V).

#7 11.05.2017 09:09:04

Mihael
Лейтенантъ
let
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1960




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Интересно: а известно, чем обосновывалась потребность именно в таком количестве кораблей соответствующих рангов? Т.е. почему их должно быть столько, а не больше или меньше?


"Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться"

#8 11.05.2017 15:38:09

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3273




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Спасибо большое! Продолжайте обязательно :)

Эд написал:

#1161503
о Франции ЛК свободно переводили королевским ордонансом из одного ранг в другой, особенно часто это касалось соотношения ЛК во 2 и 3 рангах...

Кстати в этих рангах как раз и наибольее существенные изменения по штатам.

Вот только непонятно, я так понимаю что 2й ранг это в 17 веке 3х-дечник (уменьшеный 80-90 орудий), тогда как 3й - однзначно 2-дечник (72-74 орудия), тогда как было возможно 3х-дечники переводить в ранг 2-дечников!? :O


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#9 11.05.2017 16:37:38

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Mihael написал:

#1161741
ем обосновывалась потребность именно в таком количестве кораблей соответствующих рангов? Т.е. почему их должно быть столько, а не больше или меньше?

Состав флота был скорее административным, чем тактическим. Т.е. 12 флагманов (9 в реале, как в Англии, и три запасных), далее, вдвое больше их-  большие 2-дечники (мателоты флагманов) и втрое больше остальных - "рядовых ЛК". В реале это соотношение вскоре стало сильно меняться, к кнцу века, к примеру, число трехдечников дошло до 26.   

Aurum написал:

#1161884
от только непонятно, я так понимаю что 2й ранг это в 17 веке 3х-дечник (уменьшеный 80-90 орудий), тогда как 3й - однзначно 2-дечник (72-74 орудия), тогда как было возможно 3х-дечники переводить в ранг 2-дечников!?

К концу 17 века, когда состав флота устаканился, в 1 ранге было 26 3-дечников (80-110-пуш.), большие 70-пуш. 2-дечники были во 2-м ранге, при этом иногда во 2-й ранг включали и самые сильные ЛК из 3 ранга с 24ф на гон-деке (62-64-пуш.). Ранг ЛК влиял на численность его экипажа и, соответственно, денежное и продовольственное довольствие. Перевод в более низший ранг имел следствием более легкую артиллерию и меньший экипаж. Здесь многое зависело от энергии морского министра, наличных ресурсов и парка годной артиллерии.

#10 11.05.2017 19:12:43

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Теперь о двухдечниках.
В первую очередь, это крупные корабли (14 единиц), заложенные в 1669-1698 гг. Все они относились ко 2 рангу. Обычно имели около 70 орудий – 26-24ф, 28-18ф (иногда – 12ф) и 12-14-16-18 6-фунтовых, у некоторых на юте еще было 4-6 4-фунтовых.  Два из них планировались с 36ф на гон-деке, но из них Prompt оказался слабой постройки и имел 24ф, а у 2-го - St. Esprit – на гон-деке было 16-36ф и 8-24ф.
К этому же классу относятся два ЛК с меньшими размерами с 64 пушками (24-24ф, 26-12ф и 14-6ф). В 18 в. 64-пушечники строились по их образцу (до 1740 г.). 
К ним же можно отнести и 8 ЛК, заказанных в 1666 г. Францией у ее союзников: 6 у Нидерландов (24-24, 26-12, 18-6, 4-4) и два – в Дании (в 70 и 60 пушек). 
В общем, это был удачный тип ЛК; он послужил прототипом для будущих 74-пушечников 18 века.
Последний из них, Ferme, заложенный в 1698 г., в 1701-02 гг. плавал в Америку, был захвачен англичанами в бою у Виго в 1702 г., сражался при Малаге в 1704 г. и с 1713 г. стал нашим Лефермом, который еще в 1734 г. плавал к Данцигу в эскадре Гордона, был во флоте до 1736 г.; самый удачный купленный ЛК и, видимо,  единственный из покупных, название которого сохранилось в нашем флоте.

#11 11.05.2017 20:11:42

Mihael
Лейтенантъ
let
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1960




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Эд написал:

#1161915
Состав флота был скорее административным, чем тактическим. Т.е. 12 флагманов (9 в реале, как в Англии, и три запасных), далее, вдвое больше их-  большие 2-дечники (мателоты флагманов) и втрое больше остальных - "рядовых ЛК". В реале это соотношение вскоре стало сильно меняться, к кнцу века, к примеру, число трехдечников дошло до 26.   

Понятно, спасибо.


"Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться"

#12 12.05.2017 19:40:29

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Теперь о ЛК 3 ранга – «рабочих лошадках» французского флота.
Они обычно имели от 50 до 66 орудий и разделялись на три группы.
Наиболее крупные относились к ЛК с 24ф на гон-деке. В 1662-1696 их было заложено 36, они обычно имели 24-24ф; (иногда – 22-24ф) и 26 или 24 12-фунтовых; на верхней палубе от 8 до 16 6-фунтовых. Всех орудий могло быть от 58 до 66, самые крупные из них иногда переводились во 2 ранг.
Следующая группа была меньше – из 18 ЛК, заложенных в 1670-1694 гг., (обычно – 56-58 орудий), они были немного короче и имели на гон-деке смешанную батарею из 18ф и 24ф пушек, обычно 24ф было меньше, от 6 до 10, как правило, всего было 24 орудия, реже – 22, на опер-деке – 22 (изредка – 24)-12фунтовых и 6-8-10 6-фунтовых наверху.  Причиной такой «ублюдочной серии» была нехватка 24-фунтовок в условиях стремления к увеличению флота. С производством достаточного количества 24-фунтовок такие ЛК больше не строились.
И, наконец, наименьшие по размеру ЛК 3 ранга – 30 единиц, заложенных в 1660-1696 гг. У них было 22-24 18-фунтовок на гон-деке, 22-24-26 12-фунтовок на опер-деке и 6-8-10 6-фунтовок на верхней палубе, число орудий могло быть от 50 до 60.
Если добавить к ним 15-20 ЛК 4 ранга с 44-50 орудиями (в конце века), сопоставимых с  английскими 50-пушечниками, то в конце 17 в. по общему числу ЛК Франция не уступала Англии, при этом французские корабли по всем статьям обычно превосходили английские: они были крупнее, сильнее вооружены, быстроходнее, их гон-дек был выше над водой, материал был лучше (во Франции не было такой чудовищной коррупции в Морском ведомстве, как в Англии), сами корабли, со времен Кольбера, строились «по науке» (с привлечением математиков).
Но «король-солнце» в общем-то не сумел воспользоваться этим мощным оружием, и весь этот великолепный флот бесполезно сгнил в портах.
Бездумная политика короля – отмена Нантского эдикта в 1685 г., игнорирование создание «Великого Альянса» («Аугсбургской лиги») в 1686 г., провоцирование Войны за Пфальцское Наследство (1688 г.) – привели к 9-летней войне (1688-97) против почти всей Европы и без союзников, истощившей силы Франции, которой пришлось содержать огромную армию и вести войну на 4-х фронтах. На вооружение флота средств не было, и морская война вскоре выродилась в крейсерские операции против морской торговли противников и нейтралов.   
Если по 17 в. вопросов нет, можно затем перейти к 18 в.

#13 12.05.2017 19:52:23

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5904




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

А не попадалось данных о составе галерного флота Франции в то время и какая доля средств уходила на него?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#14 12.05.2017 22:02:11

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Олег написал:

#1162376
данных о составе галерного флота Франции в то время и какая доля средств уходила на него?

Галеры до 1748 г., когда их включили в ВМФ, считались отдельным видом вооруженных сил, их главком - генерал галер (=маршал Франции) подчинялся непосредственно морскому министру.
В 1690-х гг. галер было 40, базировались в Марселе, но часть - в Рошфоре, в 1690 г., после Бичи-Хэда,  15 рошфорских галер осуществили высадку десанта в Тайнмауте, в Англии, т.к. у Турвилля не было лоцманов, карт и десантных судов.
В 1696 г. всех галер было 40, в 1718 г. - 25, в 1732 г. - 15, в 1748 г. - 11.
У меня были где-то данные по расходам на содержание галер, расходы на галеры зависели от их числа, сперва что-то 10-15-20% от расходов на корабельный флот, потом меньше.
Имеется полный список всех французских галер с размерами, вооружением и карьерой с 1610 г. (Справочники Демерлиака).
Галеры были долгожители, в 1748 г. еще были галеры постройки 1690 г.,, они дожили до конца 18 в. и даже до Наполеона, галера Ferme (1690 г.) жила 125 лет.

#15 12.05.2017 22:18:05

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5904




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Эд написал:

#1162425
В 1690-х гг. галер было 40

А сколько из них было галеасов, галер, полугалер и т.д.?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#16 13.05.2017 00:09:33

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10345




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Олег написал:

#1162430
А сколько из них было галеасов, галер, полугалер и т.д.?

Если хочешь, я могу тебе завтра скинуть на е-мейл все галеры эпохи Луи 14 (1661-1715) - 12 страниц из Демерлиака, его данные самые полные.

#17 13.05.2017 00:35:39

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5904




Re: Французское военное кораблестроение в 1650-1850 гг.

Спасибо, скинь пожалуйста.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

Страниц: 1


Board footer